Право собственности на природные ресурсы. Право собственности на природные ресурсы в российской федерации Относительность права собственности на природные ресурсы

02.06.2020 Алименты

Источники природоресурсного права.

В теории ПП, а также в текстах нпа к отношениям, регулирующим охрану окружающей природной среды и правовое регулирование природных ресурсов, применяются различные термины. Можно разделять акты на природоохранные и природоресурсные.

Чисто экологические и чисто природоресурсные акты выделить сложно, они переплетаются.

Особенности источников ПП.

Т.к. ПП носит комплексный хар-р, все источники права можно разделить на 2 группы:

1 акты комплексного характера. Регулируют как эк отн так и иные отн. Они являются основным источником для иной отрасли права, а ПП и Эп их использует. (фз «О гос кадастре недвижимости», «о гос регистрации прав на недвижимое им-во и сделок с ним»)

2 специальные акты (специализированные). Это нпа, являющиеся непосредственным источником ПП. Это акты полность посвященные охране прир рес. и т.д. (Водный кодекс, Лесной кодекс, фз «о недрах», фз «об охране атмосферного воздуха», «о животном мире», «об особо охр прир территориях» и т.д.)

Понятие права собственности на природные объекты.

1) Субъективное значение. (в уз.смысле) Это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами, находящимися в его собственности

2) Объективное значение. (в шир.см) Это важнейший правовой институт общей части ПП. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения пользования и распоряжения ими

Правовое регулирование ПС на прир. объекты .

Конституция РФ и Гк признают существования различных форм соб-ти на землю и др прир рес-сы. Ст 9 К РФ провозглашает возможность (хотя и не обязательность) многообразия форм собственности на природные ресурсы. ПС на природные ресурсы установлено также в актах природоохранного и природоресурсного законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: в Лесном Кодексе (ст 8), водном кодексе (ст 8), в законе «о недрах» (ст 1.2) и фз «о животном мире» (ст.4) и в др.

Особенности ПС на природные ресурсы

Общеправовые ограничения

Права теретьих лиц

Не наносит ущерб окр среде

Природные ресурсы выделяются из круга гражданско-правовых объектов в особую категорию, для которой установлены особенности (различные исключения и ограничения в правовом регулировании). Они заключаются в следующем:

· Природные ресурсы – особые объекты права особенности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества. Особый характер природных ресурсов закреплен в части 1 ст.9 Конституции, которая гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.


Публичная значимость земли и других природных ресурсов не раз подтверждалась Конституционным судом РФ. Так, в Постановлении КС РФ от 9 января 1998 №1-П лес признан публичным достоянием многонационального народа РФ, федеральной собственностью особого рода, которая имеет специальный правовой режим.

Публично-правовой режим природных ресурсов закреплен и в поресурсовых законах. Все это отражает публично-правовой хар-р природных ресурсов.

Многие ученые считают, что у человека нет нравственных оснований устанавливать собственность на природные объекты и, что правовой режим природы должен быть особенным, отличным от режима материальных объектов, созданных человеком, поэтому они развивают правовую доктрину общественного достояния.

В правовых системах большинства стран континентальной системы права природные ресурсы отнесены к объектам публичного права, находятся в публичной собственности и регулирование их правового режима осуществляется нормами публичного права, отражающими и учитывающими публичный интерес.

· Природные объекты в системе гражданско-правовых объектов относятся к категории вещей и регулируются нормами и институтами вещного права.

Однако ГК недвижимым имуществом признана лишь часть природных ресурсов. Так, ст.130 ГК признает недвижимым имуществом лишь земельные участки и участки недр (ранее ст.130 к недвижимым вещам относила также и обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения)

· Ст.209 ГК предоставляет собственнику возможность по своему усмотрению реализовывать свои правомочия – владеть, пользоваться, распоряжаться своей собственностью. Однако законодательно установлено ограничение круга действий, которые собственник или пользователь природного ресурса может совершать. Если в ГК эти ограничения сводятся к не нанесению ущерба окружающей среде и не нарушению прав и законных интересов других лиц, то применительно к природоресурсному зак-ву – это обязанность использовать природный объект в соответствии с его целевым назначением и целевым использованием.

Изменение целевого назначения по собственному усмотрению собственника и без установленных законом оснований не допускается.

· Применительно к правомочию пользования природными ресурсами особенность заключается в том, что хозяйственное использование означает не только потребление, и не просто использование, а во-первых, рациональное использование; во-вторых, применительно к природным ресурсам (в отличие от обычных вещей) любое использование влечет их охрану, т.е. при осуществлении владения и пользования природными ресурсами на субъектов возлагаются обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдению эк требований по охране природных ресурсов от загрязнения истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

· Применительно к обороту (распоряжению) природными ресурсами существует особое правило, закрепленное в п.3 ст.129 ГК: земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Т.О. в отношении оборота земли и других природных ресурсов вводится в действие следующий принцип правового регулирования – что не разрешено, то запрещено. Т.е. правило «можно заключать любые договоры, не противоречащие законодательству» не действует, а действует «в отношении природных ресурсов можно заключать только предусмотренные законом договоры». Т.е. отчуждать можно, если это вообще предусмотрено в эк и природоресурсном законодательстве.

· БОльшая часть природных объектов относится к объектам либо изъятых из оборота либо ограниченным в обороте. К изъятым из оборота объектам относятся некоторые виды особо охраняемых природных территорий (заповедники), редкие и исчезающие виды животных и растений. Эти объекты не только не могут передаваться на праве частной собственности, но также не могут быть предметом никаких иных сделок, т.е. не могут передаваться в пользование ни на каком праве.

Так, редкие и исчезающие виды животных не могут предоставляться в пользование в целях охоты.

К ограниченным в обороте относятся большинство государственных природных ресурсов (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.). Такие объекты не могут отчуждаться, но допускается их предоставление физическим и юридическим лицам на праве пользования.

Например, в ст.1.2 ФЗ О недрах, установлено, что недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, участки недр не могут предметом купли-продажи, дарения, наследования или отчуждаться в иной форме.

ü Недра – гос. собственность

ü Водные объекты – исключительно федеральная собственность, за искл.прудов и обводненных карьеров.

ü Лесные участки – искл-но фед

ü Животный мир…

ü Водные биологические ресурсы….

ü В соответсвии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ООПТ могут иметь федеральное, региональное и местное значение(ст 2,6,7). ООПТ только фед знач – это гос природные заповедники и нац парки.

ü ООПТ фед либо регион знач – это гос заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ü ООПТ только регин знач – это прир парки

ü ООПТ местного знач – это лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ü Атмосферный воздух – право собственности не установлено в фз.

ü Растительный мир – право собственности законодательно не урегулировано, но зависит от ПС на з.у.

· Существуют особые условия отчуждения природных ресурсов(особые условия совершения сделок). Например, пруд, обводненный карьер, расположенные в границах зем.уч., принадлежащего на праве собственности физ. либо юр лицу, могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные з.у. разделу не подлежат, если в результате такого раздела потребуется раздел пруда, обводненного карьера.

· Законодательно установлена презумпция гос.собственности на землю и другие природные ресурсы. Так, в соответствии с п.2 ст.814 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр лиц, либо МО, являются гос.собственностью. Это исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества. Следовательно, при отсутствии надлежащих доказательств о нахождении того или иного природного ресурса в частной или муниципальной собственности автоматически презюмируется государственная собственность.

Объекты и субъекты ПС на природные ресурсы.

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам в качестве которых могут выступать гос-во (РФ и субъекты РФ); МО; физические и юридические лица.

Крупнейшим собственником природных ресурсов является гос-во.

В соответствии с законодательством РФ и субъектам РФ принадлежит:

ü Большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности)

ü Дикий животный мир

ü Особо охраняемые природные территории (кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения)

В исключительной федеральной собственности:

ü Лесные участки (в составе земель лесного фонда, кроме лесных участков в составе земель иных категорий формы собственности которых определяются в соответствии с земельным законодательством)

ü Все водные объекты (за исключением прудов и обводненных карьеров, которые расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности МО, физическому или юридическому лицу)

ü Все водные биологические ресурсы (за исключением обитающих в прудах и обводненных карьерах)

ü Из перечня ООПТ государственные природные заповедники и национальные парки

ü Все живые и неживые природные ресурсы, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной морской экономической зоне РФ, на ресурсы которых РФ обладает исключительными суверенными правами.

В муниципальной собственности могут находится:

ü Земельные участки,

ü Обособленные водные объекты, а именно пруды и обводненные карьеры

ü Лесные участки (не на землях лесного фонда)

ü Лечебно-оздоровительные местности и курорты и некоторые другие.

Гражданам и юридическим лицам на праве собственности могут принадлежать:

ü Земельные участки. ПС распространяется в границах зем уч на поверхностный, почвенный слой и водные объекты, находящиеся на нем растения

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законом

ü Пруды и карьеры, расположенные на зем уч, принадлежащем на праве собственности физическому или юридическому лицу и не имеющие водной (гидравлической) связи с другими водными объектами). При этом права на пруд, карьер прекращаются с прекращение ПС на зем уч., в границах которого расположены эти водные объекты. В собственности одного лица могут находится 2 и больше прудов и карьеров, расположенных на разных земельных участках, либо на одном земельном участке,если между ними нет внешней гидравлической связи.

Проблемы установления права частной собственности на природные объекты.

1) Споры – отнесение природных ресурсов к имуществу.

2) Споры – не все природные ресурсы могут быть объектом ПС.

Право природопользования (ПП)

1. Право природопользования: понятие и принципы

1) ПП в объективном смысле – это совокупность ПН, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

2) ПП в субъективном смысле – это совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование.

Принципы ПП

1) Принцип рационального природопользования.

Означает обеспечение требований неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных ресурсов (т.е. темпы и объемы использования природных ресурсов не должны превышать темпов их восстановления).

2) Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования.

Подразумевает объективно существующую взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений в природе (т.е. использование одного природного ресурса может оказать негативное воздействие на другие природные ресурсы).

3) Принцип целевого характера использования природных ресурсов.

Предоставление природного ресурса в пользование всегда осуществляется в соответствии с определенной целью. Например, земельные участки могут выделяться для строительства жилого дома или ведения с\х деятельности; лесные участки – для заготовки древесины или организации охотничьего хозяйства и осуществления охоты. Цель будущего использования фиксируется в юридическом документе, на основании которого возникает право специального приропользования: в договоре о предоставления природного ресурса в пользование, в решении о предоставлении природного ресурса в пользование и т.д. использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается как правонарушение и влечет, как правило, прекращение права природопользования.

4) Принцип устойчивости права природопользования.

Заключается в том, что природные объекты предоставляются либо в бессрочное пользование, либо на длительный срок, а право природопользования может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе.

5) Принцип нормировании природопользования.

Это установление системы определенных норм и экологических ограничений в использовании природных ресурсов.

Так, например, при лесопользовании в целях заготовки древесины устанавливается допустимый ежегодный объем изъятия древесины (расчетная лесосека). При использовании охотничьих ресурсов устанавливаются лимиты добычи (объем годовой добычи) и квоты добычи (часть лимита добычи охотничьих ресурсов, определяемая в отношении каждого охотничьего хозяйства).

6) Принцип платности природопользования.

В большинстве случаев природопользование является платным. Это означает, что граждане и ЮЛ должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, объектами животного мира и другими природными ресурсами, а так же за иные виды воздействия на окружающую среду в процессе своей деятельности.

Плата вносится единовременно при получении природного объекта в пользование или систематически в виде годичных, ежеквартальных или ежемесячных платежей.

В экологическом законодательстве установлено правило: внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде.

Смысл этой формулировки заключается в том, что если загрязнение, сбросы, выбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов причиняют вред окружающей среде, то такой вред подлежит возмещению. Существуют 2 вида платежей:

ð Плата за пользование природными ресурсами. Отраслевое законодательство устанавливает различные формы платы за пользование в зависимости от видов природных ресурсов. Так, согласно ЗК, формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. ЛК устанавливает 2 вида платы: арендная плата и плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Водный Кодекс: водный налог и плата по договору водопользования за пользование водным объектом или его частью.

ð Плата за негативное воздействие на окружающую среду (за загрязнение). Цель введения – совершенствование и стимулирование природопользования. Все организации, ведущие хозяйственную и иную деятельность, связанную с воздействие на окружающую среду, обязаны осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду. Виды негативного воздействия – ст.16 ФЗ «Об ООС».

2.Виды природопользования (классификация)

“ В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования (предоставляются) выделяется:

ª Недропользование

ª Лесопользование

ª Пользование животным миром и т.п.

В свою очередь эти виды природопользования так же подразделяются, т.е. каждый из поресурсовых видов природопользования имеет свою внутреннюю классификацию (подсистему видов пользования), которая закреплена в поресурсовых законах. Например, в соответствии с ФЗ «О недрах» недра предоставляются в пользование для:

v Геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых

v Для разведки и добычи полезных ископаемых

v Для строительства и эксплуатации различных подземных сооружений, на связанных с добычей полезных ископаемых

v Для образования особо охраняемых геологических объектов (пещеры, заповедники) и т.д.

“ Право природопользования может осуществляться:

ª С изъятием природного ресурса,

ª Без изъятия.

“ В зависимости от срока пользования:

ª Постоянное право природопользования (без определенного срока)

ª Срочное (определенный срок). Отраслевое законодательство устанавливает разные предельные сроки природопользования в зависимости от вида природного ресурса. Например, предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может превышать более чем 20 лет, при аренде лесных участков – максимальный срок 49 лет.

“ По основаниям возникновения:

ª Право общего природопользования.

Общее природопользование – это гарантированная законом возможность для всех граждан свободно и бесплатно пользоваться природной средой. Оно предполагает использование природы в качестве места, условия и средства обитания, поэтому является общедоступным и не требует какого-либо разрешения компетентных гос. органов.

Право общего природопользования непосредственно вытекает из К РФ, предусматривающей право граждан на благоприятную окружающую среду и конкретизируется в нормах текущего отраслевого законодательства – земельного, водного и т.д.

Примеры: нормы ЛК (ст.11) о возможности для граждан свободно и бесплатно находиться на территории лесов, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, грибы, орехи и др.пищевые лесные ресурсы.

ª Право специального природопользования.

Право спец.природопользования означает возможность использовать в установленном порядке и на основании спец. юридического документа определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных (коммерческих) и иных интересов общества.

Примеры: использование леса для заготовки древесины; водного объекта для сброса или забора воды; животного мира – для отстрела диких зверей и птиц.

Главная особенность спец.природопользования в том, что оно возникает на основании какого-либо юридического документа (разрешения, лицензии, договора, решения о предоставлении природного объекта в пользование), выдаваемого государством в лице специально уполномоченных органов.

3.Субъекты и объекты права природопользования

Субъекты – ФЛ и ЮЛ (в т.ч. иностранные).

Объектом права общего природопользования, как правило, является окружающая природная среда в целом или природный объект.

Объекты права спец.природопользования – это индивидуально определенная часть природного ресурса (земельный, лесной участок), обособленное физически (путем установления границ на местности, в натуре) и юридически (в документе, удостоверяющем приобретение права природопользования; например, в свидетельстве о праве собственности на земельный участок, в договоре аренды лесного участка).

4.Основания возникновения права специального природопользования

Основания… – юридические факты, а чаще сложные юридические составы, т.е. совокупность юридических фактов.

К числу юр.фактов, порождающих наступление права спец.природопользования, относятся:

1) Административные акты компетентных органов исполнительной власти:

R Решение специально уполномоченных гос. органов о предоставлении природного ресурса в пользование (например, решение о предоставлении водного объекта в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых либо для сброса сточных вод)

R Разрешение на право природопользования (например, разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разрешение на добычу охотничьих ресурсов)

R Лицензии на природопользование (например, лицензия на пользование недрами для добычи полезных ископаемых)

2) Договоры. Например, договор аренды лесного участка; договор водопользования; охот-хозяйственное соглашение, заключаемое с ЮЛ и ИП, по которому предоставляются охотничьи угодья и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий на срок от 20 до 49 лет. Если предоставляемый природный ресурс находится в гос. собственности, то характерной чертой такого договора является его публично-правовой характер, поскольку одной из сторон договора является участник публично-правовых отношений – уполномоченный гос. орган. Большинство взаимных прав и обязанностей в таком договоре определяется не произвольно по усмотрению сторон, а вытекают из положений законодательства об охране окружающей среды.

Иногда для возникновения права природопользования необходим сложный юр.состав, а именно совокупность нескольких юр.фактов. Так, например, для возникновения права недропользования необходимо проведение конкурса или аукциона + вынесение решения Правительства о предоставлении участок недр в пользование + получение лицензии; для получения лесного участка в пользование необходимо проведение аукциона и заключение договора аренды. Поэтому в отраслевом законодательстве применительно к различным видам природопользования установлены различные основания возникновения права спец. природопользования.

Ранее природные ресурсы предоставлялись в пользование преимущественно на основании 2 взаимосвязанных между сбой документов: лицензии на природопользование и договора. Т.о. при предоставлении природных ресурсов в пользование происходило сочетание административно-правовых (лицензия) и договорно-правовых методов.

Новый Водный и Лесной Кодекс (вступили в силу с 1 января 2007г.), ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» (вступил в силу в 2009г.) упразднили лицензии на природопользование, закрепили договор в качестве самостоятельного и единственного основания наступления права природопользования, вследствие чего произошел переход от административно-правового способа предоставления природных ресурсов в пользование преимущественно к договорному способу.

Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой -- собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

По данным Комитета РФ по геологии и использованию недр на апрель 1996г., по объемам разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При площади территории в десять процентов земли (от планетарной) в недрах России сосредоточено 12-- 13% мировых запасов нефти, 35% --газа, 12% -- угля, значительная часть запасов золота, алмазов, железных руд, цветных и редких металлов.

В правовой литературе по вопросам собственности традиционно отмечается, что собственность на природные ресурсы как научное понятие употребляется в экономическом и юридическом аспектах.

При оценке собственности на природные ресурсы и особенно при реализации правомочий собственника по распоряжению и пользованию природными богатствами принципиально важно иметь в виду, что природные ресурсы, в отличие, к примеру, от таких вещей, как предприятие, дорога, удовлетворяют как объекты собственности различные потребности человека -- экологические, экономические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, культурные и иные, т.е. имеют различную потребительную стоимость. В совокупности соответствующие характеристики природных ресурсов и объектов образуют благоприятную окружающую среду. Соответственно, природные ресурсы как объекты собственности имеют не только экономическое, но и экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение.

Собственность как экономическая категория является наиболее эффективным и гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, их отдельных групп и общества в целом в области производства и удовлетворения их потребительских нужд. Экономические отношения собственности определяют отношение участников производства к предметам производства (орудиям, средствам, продуктам производства). В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права -- конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности Государства. Анализ положений данной статьи, касающихся, в частности, защиты основ конституционного строя и здоровья, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренные в этой статье ограничения могут быть введены федеральным законом по экологическим соображениям.

Представляется, что реализация правомочий собственника природных ресурсов по пользованию и распоряжению ими должна быть строго урегулирована в законодательстве с учетом того, что природные ресурсы имеют разный потенциал. Как выше отмечалось, они имеют экономическое, экологическое, оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, историческое и иное значение. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т.е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользования находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закрепляющих право пользования ими.

Соблюдение этих требований, продиктованное общественным характером природных ресурсов, также является ограничением свободы права собственности на природные ресурсы, независимо от его формы.

Применительно к реализации правомочия по распоряжению природными ресурсами необходимо закрепить в законодательстве дифференцированный подход к распоряжению ресурсами с учетом их исчерпаемости. Правовые требования по предоставлению в пользование исчерпаемых природных ресурсов (минеральных ресурсов) должны быть особенно четко определены с учетом интересов будущих поколений.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

Объекты права собственности на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:

* какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и

* какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступать в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение -- одно из важнейших правомочий собственника.

Что же касается второго вопроса об объектах права собственности на природные ресурсы, а именно, какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то, чтобы не повторяться, рассмотрим его при характеристике отдельных форм собственности.

Субъекты права собственности на природные ресурсы

Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:

а) значительно расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности -- частной, государственной, муниципальной и иной;

б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням -- федеральная и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот перечень субъектов -- исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. С учетом того, что собственник обладает триадой полномочий (владение, пользование и распоряжение), каково содержание понятия управления? Очевидно, под управлением в данном случае понимается распоряжение природными ресурсами. Природоресурсное законодательство (земельное, водное, горное и др.) часто наделяет правомочием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы (в части управления использованием и охраной земель, вод, недр и т.д.). Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы -- физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

Страница 1 из 5

6. Право собственности на природные ресурсы

Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества (присвоение древними людьми своей добычи), собственность представляет основу, становой хребет любого общественного строя и общества. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой - собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.
Россия не обделена природными ресурсами и по объемам разведанных запасов минерального сырья занимает одно из ведущих мест в мире. По данным бывшего Министра природных ресурсов Б.А. Яцкевича (см. Природно-ресурсные ведомости от 03.03.2000 г.), при численности населения в России в 3 % и площади территории в 10 % от планетарной доля разведанных запасов нефти составляет 10 %, газа - 30 %, железной руды - 27 %, меди - 11 %, полезных ископаемых металлоплатиновой группы - более 40 %, угля - 12 %; значительна также доля запасов алмазов, цветных и редких металлов. Необыкновенно богата Россия и водными ресурсами, лесами, ресурсами животного мира. Ресурсодобывающие отрасли экономики обеспечивают порядка 30 % валового внутреннего продукта страны, более 50 % ее валютной выручки. С учетом налогов и косвенных отчислений они обеспечивают также порядка 50 % доходов в бюджет. Стоимость сырья, извлекаемого из недр, составляет ежегодно от 95 до 105 млрд. долларов США. Из них около 80 % приходится на энергетические ресурсы (газ, нефть, уголь, уран). Значительная часть добываемых в России природных ресурсов уходит на экспорт. Так, в настоящее время Россия экспортирует в ближнее и дальнее зарубежье более 40 % добываемой нефти и более трети продуктов ее переработки.
Совершенно очевидно, что правовой режим использования природной среды должен быть особенным, отличным от режима использования материальных объектов социальной среды.

6.1. Понятие, содержание и форма права собственности на природные ресурсы
6.2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
6.3. Право государственной собственности на природные ресурсы
6.4. Право частной собственности на природные ресурсы
6.5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

6.1. Понятие, содержание и форма права собственности на природные ресурсы

Понятие собственности вообще является фундаментальным наряду с понятиями жизни, здоровья, свободы и др.
Собственность рассматривают в двух основных аспектах: как экономическую категорию и юридический институт - право собственности.
Как экономическая категория собственность - это отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.
Собственность в юридическом смысле (право собственности) представляет собой комплексный, многоотраслевой институт, охватывающий правовые нормы, регулирующие владение, пользование и распоряжение материальными благами.
По мнению Б.В Ерофеева, собственность - это отношения между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи.
О.И. Крассов считает, что сущность этих отношений заключается в том, что какое- либо имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать этому. Отношения собственности включают в себя также и отношения лица к присвоенному имуществу (вещи) как к собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).
Таким образом, можно определить право собственности на природные ресурсы как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
Необходимо иметь в виду, что природные объекты в отличие социальных объектов занимают двойственное положение: с одной стороны, совокупность природных объектов представляет собой естественную среду обитания и жизни человека и других живых организмов (экологический аспект), с другой стороны - природные объекты являются объектами хозяйствования людей (экономический аспект).
Двойственность положения природных объектов предопределила, по мнению В.В. Петрова4, и эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.
Эта двойственность нашла отражение и в законодательстве. Так, согласно ст. 9 ч.1 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (экологический аспект). В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (экономический аспект).
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В то же время, согласно ч. 2 ст. 36, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, рассматривается в двух аспектах:
- как правовой институт (право собственности в объективном смысле);
- как совокупность правомочий конкретного собственника (право собственности в субъективном смысле).
Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы и содержащихся в различных отраслях российского права (конституционного, гражданского, уголовного, экологического права и др.).
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению определенным природным объектом (ресурсом) или его частью: земельным участком, обособленным водным объектом, участком леса и т.д.
Право собственности на природные ресурсы включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение.
Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе природных ресурсов конкретному лицу. Владение - это фактическое обладание вещью.
Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей, например - земельного участка.
Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких отличий от правомочий собственника природных объектов (ресурсов).
В то же время, содержание правомочий собственника на землю или иные природные ресурсы, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве (например, ст. 31 Водного кодекса РФ, ст. 18 Лесного кодекса РФ и др.) и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников природных ресурсов.
Право собственности на природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с ст. 36 Конституции РФ, собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Кроме того, согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права, в том числе право собственности, могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право собственности на природные объекты и ресурсы имеет ряд характерных признаков, отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота и заключающихся в следующем.
1. Признак овеществленности, согласно которому выделяют группу природных объектов, которые, являясь неотделимой составной частью природной среды, не могут по своим объективным свойствам быть предметами обращения в собственность. Например, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой атмосферы климатические ресурсы и иные природные явления не могут выступать как объекты права собственности - использование и охрана таких объектов либо находятся в исключительном ведении государства, либо регулируются нормами международного права.
2. Признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды, согласно которому отграничивают природные объекты (ресурсы) от социальных. Природный объект остается одновременно объектом природы и объектом права собственно-сти. Потеря экологической связи (или отделение природного объекта от естественной среды его нахождения) ведет к прекращению права собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Например, нефть, находящаяся в недрах, является природным ресурсом, и ее использование и охрана регулируются экологическим правом. Нефть, извлеченная из недр при наличии законных оснований и находящаяся, например, в железнодорожной цистерне, представляет собой не природный объект, а товарно-материальную ценность, оборот которой регулируется, прежде всего, гражданским правом.
3. Признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда - этот признак подчеркивает естественный эволюционный характер происхождения большинства природных объектов. Нельзя рассчитать себестоимость объекта природы по методикам, используемым для расчета себестоимости социальных объектов. В то же время, отсутствие стоимости природных объектов не снимает вопросов их денежной оценки, что находит свое выражение в платности природопользования. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ (ст. 8, 9, 35, 36, 71, 72, 130, 132). Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ (в частности, глава 17 и ряд статей в др. главах). Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются также и природоресурсным законодательством РФ (лесное, водное, земельное и др. законодательство).
Что касается форм права собственности на ресурсы, то они предусмотрены в законодательстве, и прежде всего в Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 212 Гражданского кодекса РФ также говорит о том, что в России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Выделяют также публичную собственность на природные ресурсы (государственная и муниципальная) и частную собственность.

Понятие права собственности на природные ресурсы.

Прежде всего, собственность является экономической категорией и представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном.

В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Т.е. право собственности в объективном смысле - это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель. Право собственности является наиболее абсолютным правом - собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Право собственности на природные ресурсы имеет свою определенную специфику. Конституция, закрепляя различные формы собственности на природные ресурсы, дает определение природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9).

Естественно, что для данного объекта требуется дополнительная правовая защита. Исходя из необходимости такой защиты, законодатель возлагает на собственника дополнительные обязанности по использованию природных ресурсов, в том числе рациональное использование, ограничение либо особый порядок совершения различных сделок вплоть до полного изъятия из оборота.

Следует также учитывать, что для включения в гражданский оборот природного объекта он должен обладать определенными свойствами. Объектом гражданского оборота могут быть только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение. Наиболее типичным примером природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот, и соответственно стать объектом права собственности, является атмосферный воздух. К тому же, для отнесения объекта к природным ресурсам он должен находиться во взаимосвязи со всей экологической системой, являться ее неотъемлемой частью. Так, например не может быть природным объектом земля (почвенный слой), которая продается в пакетах в цветочных магазинах.

Для придания правового статуса различным природным объектам они объединены по своим свойствам в группы (фонды). В настоящее время выделяются несколько фондов: земельный фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в свою очередь, подразделяются на подфонды. Так, земельный фонд делится по категориям земель, водный - по видам водных объектов, лесной – по группам и видам лесов и т.д.

Деление природных ресурсов на фонды позволяет законодателю более детально регулировать правоотношения, возникающие в связи с использованием какого либо природного объекта. Так, земельные правоотношения должны регулироваться Земельным Кодексом, правоотношения, возникающие в отношении водных объектов - Водным кодексом, использование лесных угодий - Лесным и т.п.

Право собственности на водные ресурсы.

Итак, правоотношения, возникающие по поводу использования водного фонда, регулируются Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 г.

В соответствии со ст.8 ВК РФ, не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, т.к. понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Отсюда следует, что право собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву собственности на водные объекты (ст.8 ВК), хотя и предусматривает муниципальную и частную собственность, но только на обособленные водные объекты.

Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой по площади и непрочный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, являются государственной собственностью.

Из данного положения явствует, что водные объекты представляют исключительную важность для народного хозяйства страны. Закрепляя преимущество государственной собственности на водные объекты, законодательство стремиться оградить их от недобросовестного использования, а также гарантирует свободный доступ к воде как одному из основных жизненно важных ресурсов.

В собственности РФ находятся: поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации; водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море Российской Федерации; водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий; водные объекты, являющиеся частью территории лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Признание, управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты Правительство РФ в соответствии с КРФ и ВК РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесенные к федеральной собственности.

Водные объекты признаются собственностью субъектов Российской
Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Управление собственностью субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Часть полномочий по управлению указанной собственностью на водные объекты органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и ВК РФ могут передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Декларируя преимущество государственной собственности на водные объекты, ВК РФ предоставляет обширные права на пользование лицам, не являющимся собственниками.

Глава 3 ВК РФ определяет права на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов. Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров (ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ). Предоставление водных объектов в пользование, в отношении которых ко дню введения в действие Водного кодекса РФ не были приняты решения Правительства РФ или решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не были выданы лицензии и не были заключены договоры пользования водными объектами, осуществляется в соответствии с ВК РФ (ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ).

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).

Право собственности на лесные ресурсы.

В соответствии с Лесным Кодексом РФ (ст. 6) объектами лесных отношений являются леса, которые располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Устанавливая исключительную важность лесов, и дабы не повлечь нерациональное использование, законодатель изъял лесной фонд из гражданского оборота и определил единственного собственника лесного фонда. Статья 8 ЛК РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

В соответствии с главой 7 ЛК РФ, договор купли-продажи может заключаться только на лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Право собственности на ресурсы животного мира.

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации - неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, в целях наиболее эффективной охраны объектов животного мира законодатель определяет единственным собственником животного мира на территории России государство, как в лице Федерации, так и в лице ее субъектов.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения; населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении.

Следует отметить, что объектом животного мира являются дикие животные и их популяции. Не могут быть объектами животного мира домашние животные. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке (например, содержащиеся в зоопарках) могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством, указанным Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Особенным правовым статусом среди природных ресурсов обладают особо охраняемые территории. Под такого вида природным объектом подразумеваются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства на ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния, следовательно, они не могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц.

В соответствии с п.6 ст.2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г. № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение. От этого зависит собственник данных территорий. Территории федерального значения являются федеральной собственностью, регионального значения - собственностью субъектов Федерации и, соответственно, местного значения являются собственностью муниципальных образований. При этом территории государственных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми территориями местного значения (п.7 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г. № 33-ФЗ).

Территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов. Территории местного значения определяются в порядке, установленном нормативно правовыми актами субъектов РФ.

Субъекты права собственности на природные ресурсы.

Основными субъектами права собственности на природные ресурсы, закрепленными Конституцией РФ, являются государство, в лице Федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, муниципальные образования, а также граждане и их объединения. право собственности каждой из этих групп собственников в равной степени защищается Конституцией, однако наибольшими правами в этой области обладает государство. Это обусловлено тем, что в масштабах страны, при условии, что земля и природные ресурсы являются общенациональным достоянием и охраняются как основа жизнедеятельности народов ее населяющих, невозможно рациональное использование природных ресурсов силами местного самоуправления и тем более отдельных граждан.

Для эффективного управления и использования природных ресурсов государство обладает наибольшим количеством полномочий.

По сути, государство само, путем издания нормативных правовых актов определяет круг своих полномочий по распоряжению природными ресурсами, при этом учитывая рациональность тех или иных видов природопользования. Государство устанавливает также правила природопользования и для остальных субъектов права собственности. Так, например, собственник земельного участка обязан рационально его использовать с учетом целевого назначения.

Государственная собственность на природные ресурсы подразделяется, в свою очередь, на Федеральную собственность и собственность субъектов Федерации. Данный раздел собственности происходит, в основном, по значимости объекта.

В соответствии с Конституцией за муниципальными образованиями признается право собственности на природные ресурсы. В данном случае природные ресурсы служат для удовлетворения нужд данного конкретного муниципального образования. И хотя полномочия данной группы собственников сильно ограничены по сравнению с правом государственной собственностью, что связано, прежде всего, с ограниченностью муниципальных образований в финансовом и территориальном отношениях, органам местного самоуправления предоставляются относительно обширные полномочия по распоряжению своим имуществом, в том числе и природными ресурсами.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Рассматривая частную собственность, следует отметить, что частными собственниками, в основном, движут экономические интересы использования своей собственности. К сожалению, в настоящее время у частных землевладельцев присутствует низкая культура землепользования, и многие из них действуют по принципу: “после меня хоть трава не расти”. Во избежание нанесения недобросовестными собственниками непоправимых последствий окружающей среде законодательство максимально возможно регламентирует порядок использования природных ресурсов (рациональное использование в соответствии с целевым назначением) и совершения различных сделок (нотариальное удостоверение, государственная регистрация).

Соответственно объем полномочий по использованию природных объектов у данной группы собственников значительно ниже, чем у государства и муниципальных образований.

Таким образом, в настоящее время все больше прав на ресурсы окружающей среды появляется у физических лиц. Но необходимо запомнить, что в этом случае необходимо тщательно прорабатывать законодательство и контролировать деятельность физических лиц, связанную с экологией. И хотя сейчас много вопросов уже проработаны, очень многие вопросы остаются непроработанными. Так как прогнозы ведущих экологов мира не утешительны, так как законодательство в этой отрасли становиться все строже, многие уже осознают опасность загрязнения и поглощения окружающей среды, но одного сознания мало – это осознание необходимо воплощать в жизнь.

Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе общественных отношений по природопользованию и охране окружающей природной среды.

Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими Боголюбов С.А., Никитин В.В., Устюгова В.В. Земельное право. М.: Норма, 2011. С.188..

Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19) «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)., Водном кодексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном мире» (ст. 4) и др. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О животном мире».

Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

  • 1. Государственная собственность :
    • · федеральная собственность;
    • · собственность субъектов Федерации;
  • 2. Муниципальная собственность
  • 3. Частная собственность

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

В связи с этим встает вопрос - о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами - Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ разграничение права собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Соответственно к федеральным природным ресурсам могут относиться:

  • · земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
  • · земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  • · земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • · виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  • · виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
  • · месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
  • · водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
  • · иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

К федеральной собственности относятся земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, находящимися на соответствующей территории.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям, т.е. участкам земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, решены Федеральным законом от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об особо охраняемых природных территориях»..

Соответственно особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

К особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Согласно Федеральному закону «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет:

  • · суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без ее согласия;
  • · исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  • · исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, однако, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Достаточно полно решены вопросы отнесения водных объектов к объектам федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований в Водном кодексе РФ. В соответствии со ст. 36 в федеральной собственности находятся «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015).:

  • · поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;
  • · подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ;
  • · водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
  • · водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т.е. нагуливающихся в море, а нерестящихся в реках) и катадромных (т.е. нагуливающихся в реках, а нерестящихся в морях) видов рыб;
  • · трансграничные (пограничные) водные объекты;
  • · внутренние морские воды;
  • · территориальное море Российской Федерации;
  • · водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
  • · водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
  • · иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. При этом часть этих полномочий Правительство в соответствии с Конституцией РФ и Водным кодексом РФ может передать соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

В собственности субъектов РФ, согласно Водному кодексу РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Водные объекты признаются собственностью субъектов РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ст. 37).

Что касается лесов, то они в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ находятся преимущественно в государственной собственности. Причем лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. Федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Но общие для общества задачи решаются на трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.

Представляется, что природные ресурсы, кроме земельных, преимущественно должны оставаться федеральной собственностью. Федерация, распоряжаясь природными богатствами от имени народа, должна обеспечивать интересы общества и государства, в том числе территорий. Распоряжение природными ресурсами, т.е. предоставление их в пользование, должно осуществляться под взаимным контролем федеральных органов и территориальных. Этому, в частности, способствует единая система органов государственного управления по использованию и охране природных ресурсов в пределах территории Российской Федерации.

Законодательное регулирование отношений по распоряжению природными ресурсами осуществляется таким образом, что право пользования ими устанавливается главным образом на основе лицензии, выдаваемой специально уполномоченным органом, который входит в федеральную систему управления природопользованием, и договора, заключаемого правительством субъекта Федерации с природопользователем.