Сумма взятки от какой суммы начинаеться. Что считается взяткой, от какой суммы Что считать взяткой

08.12.2020 Алименты

Среди коррупционных преступлений наиболее распространенным и опасным является взяточничество, которое посягает на основы государственной власти, подрывает авторитет государственных и муниципальных органов и учреждений, создает у граждан представление о возможности удовлетворения личных интересов путем подкупа должностных лиц.

В целях совершенствования уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 291.2 «Мелкое взяточничество».

Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ наступает за получение взятки либо дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. За указанное преступление Уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года.

Те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 Уголовного Кодекса РФ наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

В соответствии с примечанием к статье 291.2 - лицо, совершившее дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении его место вымогательство либо это после совершения добровольно сообщило в имеющий право уголовное дело, о взятки.

Мелкой считается взятка, не превышает десяти рублей. Прежде которые брали небольшими суммами (а до десяти тысяч) судили по общим УК РФ -- получение и дача (ст.ст. 290, 291 УК РФ). В них выделено четыре

· незначительный - до 25 тысяч

· значительный -- свыше 25 рублей,

· крупный -- 150 тысяч рублей,

· крупный -- один миллион рублей и более.

Новая статья 291.2 УК РФ -- «взяточничество» законодателем к преступлениям небольшой

Прежде за взятку, в сумме десяти тысяч рублей, по части 1 статьи 290 УК РФ - наказание в виде в размере до одного рублей, или в заработной платы иного дохода за период до двух лет, в размере от десятикратной до суммы взятки с права занимать должности или определенной деятельностью на до трех лет, либо работами на срок от года до двух с лишением права определенные должности заниматься определенной на срок до трех лет, принудительными работами на до пяти лет с права занимать должности или определенной деятельностью на до трех лет, либо свободы на срок до лет со штрафом в от десятикратной до двадцатикратной взятки или такового.

Еще более серьезные наказания грозили за особо квалифицированные составы получения взятки в такой сумме, но при наличии отягчающих обстоятельств (по ч.3 ст. 290 УК РФ - в штрафа в размере от до семидесятикратной суммы с лишением права определенные должности заниматься определенной на срок до трех либо лишением на срок от трех до лет со штрафом в сорокакратной суммы взятки; по ч.4 ст. 290 УК РФ - в виде в размере от шестидесятикратной до суммы взятки с права занимать должности или определенной деятельностью на до трех лет лишением свободы на от пяти до десяти со штрафом в размере суммы взятки).

После внесения изменений предельное наказание Получение или взятки в пределах тысяч рублей наказываются штрафом до тысяч рублей в размере дохода за период до трёх исправительными работами на до одного года, ограничением свободы на до двух лет лишением её - на срок до года.

За повторное или дачу до десяти тысяч предусмотрено более наказание -- штраф до рублей или в заработной платы иного дохода за период до одного либо исправительными на срок до трех лет, ограничением свободы на до четырех лет, либо свободы на срок до лет.

Муниципальные и государственные служащие могут в некоторых принимать от населения за выполнение своих в более быстром или за оказание -то дополнительных услуг, не должностной инструкцией, но с их деятельностью. Всё это, же, не отменяет того что они этом совершают Кому-то может что мелкое не является по-настоящему существенным, опасным деянием, а от таких преступлений мал. Тем не менее, «мелкая» служит средством обогащения лиц, принимающих, к взятки до 10 000 либо другие стоимостью до 10 тысяч Даже учитывая факт, что в «мелкой» коррупции идет о небольших она напрямую население, в особенности, сферы, как и образование.

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

Суд, в составе председательствующего мирового судьи судебного участка № 330 Бабушкинского района города Москвы К.А.В.,

государственного обвинителя – ст. помощника Бабушкинского межрайонного прокурора г. Москвы И.Р.И.,

К.Р.Э., представившего ордер № *** и удостоверение адвоката№ ***,

подсудимого Хакимова Ш.,

при секретаре судебного заседания В. А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке судебного разбирательства уголовное дело № 1-17/2017 в отношении:

ХАКИМОВА Ш., *** года рождения, уроженца ***, гражданина ***, имеющего *** образование, не работающего, холостого, имеющего на иждивении мать – инвалида 2 группы, зарегистрированного по адресу: ***, временно зарегистрированного по адресу: ***, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.2 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Хакимов Ш. совершил мелкое взяточничество, то есть дачу взятки лично в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

Так он, Хакимов Ш., 13.03.2014, в неустановленное следствием точно время, но не позднее 16 час. 40 мин., находясь в помещении дежурной части отдела Министерства внутренних дел России по Бабушкинскому району г. Москвы (далее по тексту ОМВД России по Бабушкинскому району г. Москвы), расположенного по адресу: ***, действуя в интересах знакомого ему ***, задержанного ранее за нарушение режима пребывания в Российской Федерации, осознавая факт совершенного им (***) административного правонарушения и опасаясь привлечения его к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КРФоАП), принял решение о даче взятки должностному лицу – начальнику дежурной части ОМВД России по району Бабушкинский г. Москвы капитану полиции *** за совершение последним действий по сокрытию выявленного административного правонарушения и не составление в отношении *** протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.8 КРФоАП, а также за обеспечение последующего уклонения последним от установленной законом ответственности путем его освобождения.

Во исполнение своего преступного умысла Хакимов Ш., 13.03.2014, в период времени с 16 час. 40 мин. до 19 час. 50 мин., находясь в помещении класса службы ОМВД России по району Бабушкинский г. Москвы, расположенного по вышеуказанному адресу: *** совместно с начальником дежурной части ОМВД России по Бабушкинскому району г. Москвы ***, назначенным на указанную должность приказом начальника УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве № *** л/с от 13.02.2014, осознавая, что последний (***), обладая широким кругом прав и полномочий, в том числе и властного характера в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, является тем самым представителем власти и должностным лицом, находится при исполнении служебных обязанностей, и в силу своего служебного положения, согласно ст. ст. 2, 12-13 Федерального закона № 3 ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», ведомственных приказов и распоряжений, обязан выявлять и раскрывать преступления, выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению, в ходе беседы с ***, предвидя, неблагоприятные последствия для *** в виде привлечения последнего к административной ответственности, путем уговоров пытался склонить последнего к совершению действий по сокрытию выявленного указанного выше административного правонарушения, совершенного *** и не составления в отношении последнего протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.8 КРФоАП, а также обеспечению последующего уклонения *** от установленной законом ответственности путем ее освобождения, предложил ему (***) взятку в виде денег в размере 6000 рублей за совершение указанных выше действий.

Далее он (Хакимов Ш.), в продолжение своего преступного умысла, 13.03.2014, в период времени с 16 час. 40 мин. до 19 час. 50 мин., находясь в помещении класса службы дежурной части ОМВД России по Бабушкинскому району г. Москвы, расположенного по адресу: ***, непосредственно в процессе разговора с начальником дежурной части ***, игнорируя разъяснения последней о незаконности его (Хакимова Ш.) действий, с целью передачи взятки начальнику дежурной части ОМВД России по району Бабушкинский г. Москвы ***, действовавшего на основании постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент» совместно с сотрудниками ОЭБ и ПК УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве, действуя умышленно и осознавая общественно опасный характер своих действий, достал имеющиеся при нем денежные средства, в размере 6 000 рублей, после чего, реализуя свой преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных указанных выше действий, положил их на рабочий стол, расположенный в дежурной части, однако начальник дежурной части *** категорически отказался от получения взятки в виде денег в указанном размере, а Хакимов Ш. был задержан сотрудниками правоохранительных органов с предметом взятки на месте происшествия.

Подсудимый Хакимов Ш. с предъявленным обвинением согласился, виновным себя признал полностью, в содеянном раскаялся, поддержал свое ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства, заявил, что ходатайство заявлено им добровольно, после консультации с защитником, он осознает характер и последствия заявленного ходатайства.

Государственный обвинитель и уголовный адвокат в Москве не возражали против заявленного подсудимым ходатайства, государственный обвинитель и защитник полагали, что обвинение Хакимову Ш. предъявлено обосновано, требования ст.ст. 314-316 УПК РФ соблюдены.

Исходя из того, что за инкриминируемое Хакимову Ш. преступление действующим законодательством предусмотрено наказание, не превышающее десяти лет лишения свободы, подсудимому понятно предъявленное обвинение и он полностью согласен с ним, ему разъяснены и понятны сущность, особенности и последствия постановления приговора в особом порядке судебного разбирательства, удостоверившись, что соответствующее ходатайство подсудимым заявлено добровольно и после консультации с защитником, принимая во внимание, что государственный обвинитель и защитник не возражали против применения указанного порядка рассмотрения дела, а обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранным по уголовному делу на стадии следствия, суд находит возможным постановление приговора по настоящему делу в особом порядке судебного разбирательства.

Действия подсудимого Хакимова Ш. суд квалифицирует по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ — как дачу взятки лично в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

При назначении наказания подсудимому Хакимову Ш. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое относится к категории небольшой тяжести, влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и на условия его жизни, данные о личности подсудимого, который вину по предъявленному обвинению полностью признал и раскаялся в содеянном, положительно характеризуется по месту жительства, имеет на иждивении мать – инвалида 2 группы.

Полное признание подсудимым вины по предъявленному обвинению, его раскаяние в содеянном, положительную характеристику, а также наличие на иждивении матери – инвалида 2 группы — суд в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ признает в качестве смягчающих подсудимому наказание обстоятельств.

С учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, его характера и степени общественной опасности, исследованных данных о личности подсудимого, его отношения к содеянному, смягчающих наказание обстоятельств, принимая во внимание влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и условия жизни его семьи, его имущественное положение, суд полагает возможным назначить Хакимову Ш. наказание в виде штрафа.

Оснований для применения к Хакимову Ш. постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, —

ПРИГОВОРИЛ:

Признать ХАКИМОВА Ш. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении осужденному Хакимову Ш. оставить прежней до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства по делу:

— денежные средства в размере 6 000 рублей 2 (двумя) купюрами: одна купюра достоинством в 1 000 рублей СЬ 1963359 и вторая купюра достоинством в 5 000 рублей ГТ 6825473, хранящиеся в сейфовой ячейке Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, — по вступлении приговора в законную силу обратить в доход государства.

— компакт-диск марки «Verbatim» № 8063112VD32614 с аудиозаписью разговора, состоявшегося 13.03.2014 между начальником ДЧ ОМВД России по Бабушкинского району г. Москвы капитаном полиции *** и гражданином Киргизстана Хакимовым Ш.А., *** года рождения, в помещении класса службы ОМВД России по Бабушкинскому району города Москвы расположенного по адресу: ***, — по вступлении приговора в законную силу хранить при деле.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Бабушкинский районный суд г. Москвы в течение десяти суток со дня провозглашения.

Осужденный вправе участвовать в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем им должно быть указано непосредственно в апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.

Приговор мирового судьи судебного участка № 330 Бабушкинского района города Москвы по части 1 статьи 291.2 УК РФ «Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей». Уголовное дело рассмотрено в особом порядке.

Виктимология 4(10) / 2016, с. 46-50

Гончаров Д. Ю., Зырянова Ж. Е.

МЕЛКОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ БЫТОВОЙ КОРРУПЦИИ

В статье рассматривается понятие и сущность бытовой коррупции, некоторые аспекты мелкого взяточничества. Анализируется целесообразность и обоснованность дифференциации ответственности за взяточничество в зависимости от размера взятки. Предлагается отнести институт «мелкого взяточничества» к сфере административного законодательства.

Ключевые слова: бытовая коррупция, коррупция, мелкое взяточничество, антикоррупционная деятельность.

Вопрос противодействия коррупции остается для России актуальным на протяжении уже многих лет. Основная часть исследований коррупции и средств противодействия ей направлены на изучение деловой коррупции, в то время как исследования бытовой коррупции достаточно скудны.

Понятие «бытовая коррупция» впервые введено национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы, и определено как «коррупционные нарушения, с которыми граждане встречаются наиболее часто» .

Общественная опасность бытовой коррупции обусловливается, в частности, следующими обстоятельствами. Она весьма распространена, люди дают взятки везде - в медицинских учреждениях, детском саду, школе и институте. Стоит отметить, что многие люди даже не понимают по сути, что дают взятку, совершают преступление, считая, что «пара тысяч рублей» - это всего лишь небольшая благодарность за оказание какой-либо услуги.

Бытовая коррупция развращает общество, подрывает его нравственные устои. Общество не желает бороться с «бытовыми» коррупционерами, не желая стоять в очередях или соблюдать установленный порядок определенных процедур. Однако следует понимать, что «облегчая», как нам кажется себе жизнь, дав взятку, мы не только совершаем уголов-

но-наказуемое деяние, но и нарушаем права тех, кто желает получить данную услугу на законных основаниях и в установленном порядке.

Отличительная черта бытовой коррупции - это небольшие суммы взяток, однако они, как правило, носят постоянный, практически ежедневный характер со стороны взяткополучателя.

Взяткополучателями в данном случае выступают врачи, преподаватели, должностные лица предприятий и организаций, оказывающих услуги населению, то есть те, с кем мы встречаемся практически ежедневно.

Противодействие данному виду коррупции необходимо, прежде всего, начинать с изучения ее сущности и детерминантов. Без понимания сущности явления, причин и условий, его порождающих, невозможно найти эффективные методы борьбы с ним.

Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы провозглашает одним из направлений работы организацию научных междисциплинарных исследований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения в части, касающейся снижения уровня бытовой коррупции . Представляется, что результатом проведения указанных исследований станет разработка четкой, последовательной стратегии борьбы с проявлениями бытовой корруп-

ции, что в конечном итоге приведет, пусть не к полному ее искоренению, но хотя бы к значительному снижению ее уровня.

Федеральным законом от 03 июля 2016 № 324-Ф3 в УК РФ была введена ст. 291.2 «Мелкое взяточничество», в нормах которой установлена ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. В пояснительной записке к проекту данного федерального закона было отмечено, что «в 2012-2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту коммерческого подкупа, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тысяч рублей» . Поэтому, факт разграничения ответственности в зависимости от размера дачи или получения взятки в данном случае кажется целесообразным. Это, на первый взгляд, отвечает принципам справедливости и дифференциации наказания.

Интересным представляется определение законодателем таких деяний с использованием прилагательного «мелкое» и отнесение его к преступлениям, в то время как другие «мелкие» деликты (мелкое хищение, мелкое хулиганство), в силу небольшой общественной опасности, относятся к административным правонарушениям. Представляется, что исторически последовательным было бы институт мелкого взяточничеством разместить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, определив при этом мелкое взяточничество, как «получение или дачу взятки в размере, не превышающем 1 000 рублей». Что касается взятки в размере, не превышающем 10 000 рублей, то, целесообразнее было бы внести изменения в уже имеющиеся статьи УК РФ, предусматривающие ответственность за дачу и получение взятки соответственно, нежели, вводить в УК РФ новые статьи. Такой точки зрения придерживаются А.П. Алексеева и А.С. Иванов.

Также нельзя не обратить внимания на то, что законодатель впервые уравнял ответственность за дачу и получение взятки, что в корне не отвечает принципу справедливости наказания, в связи с тем, что степень общественной опасности взяткополучателя всегда выше. Следует сказать, что степень общественной опас-

ности получения взятки стоит исчислять не столько из размера взятки, сколько из обусловленности действий должностного лица и наступивших последствий взяткой или ее обещанием .

Кроме этого, в сегодняшнем виде уголовно-правовая норма об ответственности за мелкое взяточничество тарге-тирует не такой уж большой пласт бытовой коррупции. Следует учесть, что де-факто круг субъектов бытовой коррупции шире субъектов взяточничества, ведь его субъектами (и субъектами мелкого взяточничества, в том числе), де-юре остаются должностные лица, иностранные должностные лица либо должностные лица публичных международных организаций. По вопросу о том, кого следует считать субъектом мелкого коммерческого подкупа (статья 204.2 УК РФ) и мелкого взяточничества (статья 291.2 УК РФ), Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что «субъект преступления, предусмотренного статьей 291.2 УК РФ, полностью совпадает с субъектом преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ, а субъект мелкого коммерческого подкупа - с субъектом коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ)» .

В то же время, в аспекте дифференциации ответственности за мелкие коррупционные деликты законодатель проявил следующую непоследовательность. Если уголовная ответственность для субъектов мелкого взяточничества, а именно для получающего и для дающего мелкую взятку смягчена, то посредничество в мелком взяточничестве должно оцениваться как пособничество в мелком взяточничестве и наказываться так же, как само мелкое взяточничество. По вопросу о том, может ли быть привлечено к ответственности по статьям 204.2 или 291.2 УК РФ лицо, оказавшее посреднические услуги при передаче предмета коммерческого подкупа на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, либо взятки, размер которой не превышает десяти тысяч рублей, Верховный Суд Российской Федерации указал: «Нет, не может. В соответствии со статьей 204.1 УК РФ, действующей с 15 июля 2016 года, и статьей 291.1 УК РФ, а также примечаниями к статьям 204 и 290 УК РФ уголовная ответственность установлена только за посредничество в коммерческом под-

купе или во взяточничестве, если сумма предмета подкупа или размер взятки являются значительными (превышают двадцать пять тысяч рублей)» . Следует заметить, что в настоящий момент норма о простом посредничестве во взяточничестве (ч. 1 ст. 291.1 УК РФ, наказуемо посредничество в значительном размере) предусматривает наиболее строгое наказание, полуторакратно меньшее наиболее строгого основного наказания за получение взятки в значительном размере. Однако почему же тогда законодатель не предусмотрел ответственность за посредничество в мелком взяточничестве, уменьшив её в сравнении с самим мелким взяточничеством?

Принятие законодателем анализируемой уголовно-правовой нормы представляется нам нелогичным и непоследовательным, кроме названных, ещё и по следующим уголовно-политическим причинам.

Во-первых, в связи с отсутствием результатов комплексного межведомственного исследования такого явления, как бытовая коррупция. Указание на проведение такого исследования было дано Президентом Российской Федерации только в этом году.

Во-вторых, смягчение уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений не соответствует целям и задачам текущей антикоррупционной политики государства. Невозможно победить коррупцию, смягчая наказания за нее.

В-третьих, нельзя разграничивать общественную опасность коррупционного преступления только размером взятки. Общественная опасность, например, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, не зависит от того, какое вознаграждение - 5 или 20 тысяч рублей получил за это сотрудник правоохранительных органов. Однако, наказание за совершение данного деяния напрямую зависит от размера полученной взятки. С этой точки зрения, ни о какой справедливости при назначении наказания, речи идти не может.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что введение в УК РФ новой статьи антикоррупционной направленности (ст. 291.2 «Мелкое взяточничество») является актом противоречивого отношения к бытовой коррупции. С од-

ной стороны, очевидна либерализация уголовной политики в отношении субъектов мелкого взяточничества. С другой стороны, анализируемая норма - новая, и в этой части новый закон, предусматривающий уголовную ответственность, не должен применяться в отношении лиц, совершивших деяния до его введения в действие. Однако новая норма распространяется сейчас на лиц, в отношении которых осуществляется или уже осуществлено уголовное преследование за простое взяточничество. Так, по вопросу о том, подлежат ли пересмотру и приведению в соответствие с новым уголовным законом на основании статьи 10 УК РФ вступившие в законную силу приговоры в отношении лиц, осужденных за преступления, предусмотренные частями 1-4 статьи 204, частями 1, 3, 4, 5 статьи 290, частями 1, 3, 4 статьи 291 УК РФ (в редакциях, действовавших до 15 июля 2016 года), если предмет коммерческого подкупа или размер взятки составлял сумму, не превышающую десяти тысяч рублей» Верховный Суд Российской Федерации указал: «да, подлежат с переквалификацией действий осужденных на часть 1 статьи 204.2 или на часть 1 статьи 291.2 УК РФ)» . Тогда возникает вопрос: следует ли привлекать к ответственности за мелкое взяточничество или за обычное взяточничество лиц, о совершении мелкого взяточничества которыми стало известно после введения в УК РФ ст. 291.2 УК РФ?

Поставленные в статье проблемы и открытые вопросы, сделанные замечания не позволяют прийти к однозначному выводу о том, что новая норма в полной мере соответствует криминальным реалиям современной действительности. Достижение положительных результатов в борьбе с проявлениями бытовой коррупции возможно, на наш взгляд, при условии дальнейшего совершенствования института ответственности за мелкие общественно вредные деликты. Криминологам, представителям административно-правовых отраслей, законодателям, представителям общественных и иных заинтересованных институтов, на наш взгляд, следовало бы обсудить возможность переноса в будущем норм об ответственности за мелкое взяточничество в тексты актов об административно-правовых деликтах или уголовных проступках.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» // «Российская газета». 15.04.2010. № 79.

2. Указ Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы // «Российская газета». 13.04.2016. № 78.

3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Официальный сайт Президента РФ URL: http://www.kremlin.ru/acts/ news/51981 (дата обращения 20.12.2016 года).

4. Алексеева А.П., Иванов А.С. Обзор изменений в антикоррупционном законодательстве // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 3. С. 91-96.

5. Чуклина Э.Ю. Выделение уголовной ответственности за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): критический взгляд // Экономика, социология и право. 2016. № 10. С. 95-100.

6. Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля 2016 года № 323-ФЗ - 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (вступили в силу с 15 июля 2016 года). Утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28 сентября 2016 г. Текст ответов официально опубликован не был // СПС Гарант-Сервис.

ГОНЧАРОВ Денис Юрьевич, профессор кафедры уголовного права второго факультета повышения квалификации (с дислокацией в г. Екатеринбург) института повышения квалификации ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России», доктор юридических наук. E-mail: [email protected]

ЗЫРЯНОВА Жанна Ержановна, адъюнкт ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России». E-mail: [email protected]

Zyryanova Zh. E., Goncharov D. Y.

PETTY CORRUPTION AS A MANIFESTATION OF EVERYDAY CORRUPTION

In article the concept and essence of household corruption, some aspects of small bribery is considered. Feasibility and justification of differentiation of responsibility for bribery depending on the bribe size is analyzed. It is offered to carry institute of «small bribery» to the sphere of the administrative legislation.

Keywords: household corruption, corruption, small bribery, anti-corruption activities.

GONCHAROV Denis Yuryevich, professor of department of criminal law of the second faculty of professional development (with dislocation to Yekaterinburg) institute of professional development of "Moscow academy of Investigative committee of the Russian Federation", professor of department of criminology and the criminal and executive law "The Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia", doctor of jurisprudence.

E-mail: [email protected]

ZYRYANOVA Zhanna Erzhanovna, graduated in a military academy "The Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia". E-mail: [email protected]

BI/IKTI/IMOflOn/lfl № 4(10) / 2016

Если вы любите делать подарки, остерегайтесь определенных ситуаций, в которых их делать категорически запрещено. Если вы кому-то что-то дадите, особенно дорогое, и этот «кто-то» — государственный служащий, вас могут начать преследовать в аспекте уголовного законодательства.

Что является взяткой

Это необязательно «денежные» подарки. Для того, чтобы при «дарении» попасть под пристальный взгляд полицейских, необходимо и достаточно выполнения следующих условий:

  • В отношении задействовано гражданское лицо и госслужащий;
  • Эти два лица выполняют какие-либо действия в отношении друг друга.

Любой обмен между гражданином и государственным служащим — это преступление, наказание за которое регламентировано 290 статьей УК РФ. Гражданин при этом считается взяткодателем, а государственный служащий — взяткополучателем. При этом подчеркивается, что в таких отношениях одна сторона — это обязательно либо государственный служащий, либо работник муниципальной структуры, а вторая сторона — гражданин. Подобные действия, совершенные между двумя гражданами, взяткой не являются.

Какие же действия могут выполняться лицом, принявшим взятку?

  1. Поручительство: перенос некоторых задач на собственные плечи, помощь в решении трудовых задач и так далее.
  2. Попустительство, которое будет выражаться в бездействии, или, к примеру, сокрытии неточностей при выполнении определенного задания, освобождении от части трудовых обязанностей и т.д.
  3. Помощь в продвижении по карьерной лестнице.

Если человека «поймали» за взятку, он будет наказан в соответствии со статьями кодексов административной или уголовной ответственности.

Любой предмет, даже банальная коробка конфет, которая очень часто подносится в качестве благодарности за какое-либо совершенное действие, будет считаться взяткой, если она повлияет на дальнейшие действия чиновника, получившего такой «презент». Хотя, если предмет взятки по-настоящему малозначимый, или человек сможет доказать, что он не имел злого умысла, прокуратура может посчитать данное преступление малозначимым со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Виды взяток в зависимости от размера

Для того, чтобы суровость наказания соответствовала бы тяжести преступления, взятки классифицируются в зависимости от той суммы, которая была передана лицу.

Если должностному лицу были переданы деньги в размере 25000 рублей и более, это — значительная сумма взятки.

Если сумма «подарка» перевалила за 150000 рублей, тогда такое преступление карается ещё суровее. Это — крупный размер взятки.

Самое тяжелое нарушение по данной статье — передать деньги свыше миллиона рублей. За особо крупный размер взятки, коим считается переданная сумма денежных средств в таком объеме, следует наиболее суровое наказание.

Если же гражданин передал государственному служащему более одного миллиона рублей, такая взятка будет считаться совершенной в особо крупном размере.

Совершенно необязательно «подносить» деньги. Можно дать любую вещь, и уже попасть под статью, если стоимость «поданной» вещи превышает 3000 рублей. Если вы дали взятку и вас поймали, но размер взятки минимальный, судья может закрыть дело. Однако это происходит довольно редко, т.к. основываясь на действующей судебной практике взяткой считается абсолютно любая сумма или подарок. Поэтому такие действия целиком и полностью возлагаются на усмотрение судьи.

Если человек решил передать не деньги, а какие-либо ценности, действия такого человека рассматриваю в аспекте гражданского законодательства, соответствующая статья которого называет взяткой только то, стоимость чего превышает 3000 рублей.

Наказание за получение взятки

Если кого-то поймали на передаче денег или ценностей, накажут как того, кто передал ценности, так и того, кто их взял. Однако законодательная кара последует не только за эти события, но ещё и за посредничество во взяточничестве. То есть, если человек передавал деньги от одного к другому, согласовывал время и место встречи или оказывал иные посреднические услуги, его действия тоже могут быть расценены как преступление по соответствующей статье уголовного кодекса.

Что касается степени наказания, оно целиком основывается на той сумме, которая была передана должностному лицу.

Наказание должностного лица

Должностное лицо — любой человек, работающий в государственном или муниципальном учреждении. И не важно — министр ли это, или персонал, относящийся к административно-хозяйственной части, если он виновен, то будет наказан по ст. 290 и 291.2 УК РФ.

Наказание за мелкое взяточничество

Такое преступление предусматривает незначительную сумму взятки — до 10000 рублей. В этом случае по решению суда обвиняемый может быть наказан либо материально, либо полной или частичной изоляцией от общества на срок от 1 до 2 лет.

Размер штрафа выбирается судом дифференцированно, исходя из наличия умысла, тяжести совершенного преступления, целей передачи взятки, влияния последовавших действий и др. В общем он может быть до 200000 рублей, либо составлять сумму, которую заработал бы обвиняемый за период до трех месяцев.

Однако такое наказание последует только в том случае, если у человека до этого не было судимости. Если обвиняемый уже был осужден по этому или другим преступлениям, наказание последует более жесткое:

  • Штраф — до миллиона рублей;
  • Если сумма штрафа рассчитывается исходя из дохода, осужденного за определенный промежуток времени, таким промежутком признается год;

Если судья посчитает необходимым изолировать взяточника от общества, он может выбрать вариант полной или частичной изоляции на срок от 3 до 4 лет.

Что будет, если взять более 25000 рублей?

На усмотрение суда применяется либо штраф, либо полная изоляция от общества на срок до 6 лет. При расчете суммы штрафа применяется:

  • Фиксированная сумма на усмотрение суда (от 200000 до 1500000 рублей);
  • Сумма денежных средств, которую бы заработал обвиняемый. В расчет берется период от 6 месяцев до 2 лет;
  • Сумма взятки, увеличенная в 30 — 60 раз (на усмотрение суда).

Если по мнению суда требуется ещё, и дополнительная мера наказания в дополнение к основной, суд может запретить взяточнику работать где-либо кем-либо в течение срока до 3 лет.

Наказание за крупный размер взятки

Следуют те же самые меры наказания, что и за взятку значительного размера. Изменяются только цифры:

  • Фиксированная сумма штрафа может составить от 2 до 4 млн. рублей;
  • Период, за который осужденный заработал бы определенную сумму, принимается равным от 2 до 4 лет;
  • Для расчета штрафа сумма взятки может быть увеличена в 70 — 90 раз (конкретная цифра выбирается по усмотрению суда);
  • Обвиняемый может быть лишен свободы на срок от 7 до 12 лет.

Опять же, в качестве дополнительной карающей меры может быть выдан запрет работать на каких-либо должностях на срок до десяти лет.

Взятка свыше миллиона рублей: наказание

Меры наказания те же, однако цифры увеличены ещё больше:

  • Фиксированный штраф от 3 до 5 млн. рублей;
  • Сумма, которая была бы заработана осужденным за период от 3 до 5 лет;
  • 80-100 кратная сумма взятки;
  • Полная изоляция от общества на срок от 8 до 15 лет.

Дополнительно суд может запретить взяточнику работать где-либо на определенных должностях. Срок запрета — до 15 лет.

За коррупцию может быть наказан даже министр. В качестве примера можно привести резонансное дело Алексея Улюкаева. Замоскворецкий суд Москвы посчитал его виновным в получении взятки размером в 2 млн. долларов и приговорил к 8 годам колонии строгого режима и штрафу в 130 млн. рублей.

Привлечение по статье грозит как взяткодателю, так и взяткополучателю. Поэтому если вы сталкиваетесь с фактом вымогательства взятки, свяжитесь с сотрудниками собственной безопасности, а также зафиксируйте данный факт. Это потребуется для органов полиции для возбуждения уголовного дела.

Законодательная кара последует не только за факт дачи денежных средств или ценных подарков, но ещё и за помощь в организации такой передачи. Особенно сурово наказывается посредничество, которое организовывается ради нарушения закона. В этом случае последует как штраф, так и лишение свободы. Одновременно с этим следует отметить, что посредник освобождается от наказания, если добровольно явится в правоохранительные органы, напишет явку с повинной и сообщит о происшествии.

Ответственность за дачу взятки

Практически всех в интернете беспокоит ответ на один вопрос: что будет, если «неудачно» сделать подарок?

Формирование финального наказания зависит от множества факторов, главный из которых – размер подношения. Соответствующая статья уголовного законодательства говорит о том, что если у взятки отсутствует признак значимости, наказание за такое деяние будет определено в виде штрафных санкций, а также возможности тюремного заключения. Если «подарок» был сделан должностному лицу, и это установленный факт, нарушитель просто будет оштрафован.

Исходя из всего вышесказанного, можно резюмировать следующее:

  1. Простая взятка карается денежным штрафом и изоляцией от общества на срок до 24 месяцев. Сумма штрафа определяется как размер взятки, умноженный на число от 15 до 30.
  2. Взятка должностному лицу в более крупном размере – это более крупный штраф и более долгое отлучение от общества (до 3 лет).
  3. Особо крупный размер взятки карается тюремным заключение от 7 до 12 лет, а также крупным денежным штрафом, среди которого выделяют основной (70-90 кратная сумма взятки) и вспомогательный (70-кратная сумма взятки).
  4. Если человек, давший взятку, занимает важный пост в учреждении, в дополнение к основному наказанию ему могут также запретить работать по определенным должностям в течение 3 лет.

Что грозит за пособничество

Пособничеством называется определенные действия соучастников, или, наоборот, их бездействие, в результате которого облегчается задача основных фигурантов. Во время совершения противоправного деяния соучастникам может даже не быть на месте преступления, но, если его вина будет доказана, его отсутствие на месте совершения деяния не освободит его от наказания за пособничество.

Следующие действия могут быть квалифицированы как пособничество:

  • физическая помощь;
  • интеллектуальная помощь;
  • бездействие, например, намеренное игнорирование совершения преступления другим лицом;
  • финансовая поддержка, но только в том случае, если лицо, передающее деньги, знало, на какие цели они будут потрачены.

Таким образом любая поддержка преступнику тоже является противоправным деянием.

Действия, в случае вымогательства взятки

Если у вас вымогают деньги, ведите себя крайне осторожно. В частности, делайте следующее:

  • не допускайте двузначных высказываний, которые вымогателем могли бы трактоваться либо как готовность, либо как отказ в получении взятки;
  • запомните все детали вымогательства для облегчения работы сотрудников правоохранительных органов;
  • не переводите инициативу на себя.

Обязательно сообщите впоследствии о случившемся в правоохранительные органы для предотвращения преступления.

Наказания за мелкое взяточничество регламентируются действующим Уголовным кодексом. В университете я несколько раз платил деньги за экзамены, считая, что данная несущественная сумма не является взяткой. Однако, исходя из текста законодательного акта под номером 291.2, который расположен в УК РФ, я ошибался.

В данной статье я расскажу о мелком взяточничестве, чтобы предостеречь физических лиц от уголовной ответственности. Также речь пойдет о наказаниях, ожидающих осужденных. Кроме того, будет рассказано, что грозит за дачу взятки физическим лицам, у которых уже имеется судимость.

Если денежные средства либо какие-то имущественные объекты предоставляются должностному физическому лицу в качестве подкупа, то данная процедура расценивается как взяточничество. Помимо того, ответственность за деяние подобного рода грозит не только тому физическому лицу, которое давало взятку, но и человеку, являющемуся ее получателем. Может быть и так, что материальные средства, выступающие в качестве взятки, были переданы не напрямую, а через посредника. В данном случае уголовной ответственности также не избежать, причем абсолютно всем участникам.

Взятки бывают разных размеров, собственно, от которых и зависит форма наказания. Если сумма меньше десяти тысяч рублей, то это мелкая взятка.

Наказания за мелкое взяточничество

Если физическое лицо было замешано во взяточничестве, то в качестве наказания с нарушителя будет удержан штраф. Наибольшая сумма данного удержания может составлять двести тысяч рублей. Размер штрафа определяется судьей. Акцент делается на том, как часто человек давал либо получал взятки. Если данный проступок был замечен за осужденным всего лишь один раз, то сумма штрафа будет минимальной. Если же взяточничество (хоть и мелкое) осуществлялось систематически, то размер штрафных санкций утвердят в максимально возможном размере.

Еще с нарушителей закона могут удерживать их основной доход (в большинстве случаев это заработная плата). Денежные средства нужно предоставлять на протяжении трех месяцев. Также за взяточничество заставляют трудиться на принудительных работах. Осужденному требуется исполнять определенные обязанности в течение одного года, а часть выручки отдавать в государственную казну.

Помимо того, за взятки могут ограничить в свободе либо вовсе лишить ее. В первом случае наказание действует не более двух лет, а во втором — утверждается максимум на один год. Лишение свободы подразумевает тюремное заключение и полную изоляцию от внешнего мира. Ограничение же свободы означает наложение запретов и отмену некоторых прав.

Наказания для ранее судимых лиц

Второй пункт все той же статьи номер 291.2 посвящен регламенту наказаний для физических лиц, которые были замешаны во взяточничестве и уже имеют судимость. Если быть точнее, то данные наказания актуальны в случае нарушения правил статьи номер 290 УК РФ (о получении взяток), законодательного акта под номером 291 этого же источника (дача взяток) либо же статьи 291.1 (соучастие во взятках).

Ранее осужденные физические лица в случае совершения взяточничества будут выплачивать гораздо больший штраф. Его сумма может достигать одного миллиона рублей. Что касается выплаты заработных плат, то их будут удерживать около года. Также на три года могут присудить исправительные работы. Ограничивать в свободе преступников, которые уже имеют судимость, могут на целых четыре года, а лишать свободы — на три года.

Обращаю внимание на то, что формы перечисленных наказаний применяются исключительно в случае совершения взяточничества в мелких размерах. Если взятка была крупной либо особо крупной, то наказания ужесточаются.

В каких случаях освобождают от ответственности

Иногда, даже если физическое лицо и виновно во взяточничестве, совершенном в мелком размере, оно может быть освобождено от ответственности. Перечень ситуаций, в которых наказание не применяется, зафиксирован в примечании акта № 291.2. Это следующие случаи:

  1. Если преступник содействовал раскрытию дела. Может быть и так, что физическое лицо оступилось, дав либо получив взятку, однако вовремя одумалось. Например, мой знакомый участвовал в предоставлении групповой взятки. Студенты всего курса собрали восемь тысяч рублей и передали их преподавателю с целью получения ответов на определенное задание. Действия подобного рода выполнялись неоднократно. Данная информация дошла до соответствующих органов, и было заведено уголовное дело. Знакомый не захотел рисковать репутацией, подвергая при этом себя уголовной ответственности, и начал активно способствовать раскрытию преступления.
  2. Если с преступника вымогали взятку . Иногда физические лица совершают такое правонарушение, как мелкое взяточничество, не по своей вине. Другие люди могут всячески оказывать давление и вымогать дачу взятки. Если человек поддался дурному воздействию и совершил преступление, то уголовная ответственность с него снимается. Однако факт оказания давления обязательно должен быть подтвержден (документально, с помощью свидетельских показаний, аудио либо видеоматериалов и так далее).
  3. Если преступник признался самостоятельно . В некоторых случаях физических лиц, нарушивших закон о взяточничестве, начинает терзать совесть и страх уголовной ответственности. Тогда они самостоятельно приходят в органы, имеющие полномочия возбуждать соответствующие дела, и сообщают о своем проступке. Если человек признался самостоятельно, то вина с него снимается автоматически. Однако если уголовное дело уже было возбуждено и физическое лицо числилось в кругу подозреваемых, то чистосердечное признание не освобождает от наказания.

Кроме того, если физическое лицо выступало в роли посредника в делах, связанных со взятками, его также ожидает уголовная ответственность. Данному вопросу посвящен акт под номером 291.1, который расположен в действующем УК РФ. Если человек каким-либо способом способствовал даче/получению взяток, то он автоматически является посредником. Кроме того, если при этом он использовал свое служебное положение, то для утверждения соответствующего наказания в силу вступает второй пункт статьи.

В качестве наказаний применяется штраф, размер которого не может превышать одного миллиона рублей. Кроме того, могут заставить выплатить сумму, равную произведению размера взятки на коэффициент от двадцати до пятидесяти. Еще вдобавок к штрафной санкции лишают права нахождения на определенной должности и исполнения служебных обязанностей. Однако данную дополнительную меру наказания утверждают не всегда. Также могут лишить свободы (минимум на трехлетний период времени, а максимум на семь лет) и наложить штраф до тридцатикратного размера суммы взятки.

Следует отметить, что физических лиц, которые выдвигали предложения о посредничестве во взяточничестве, также ожидает ответственность (пункт 5 статьи 291.1 УК РФ).

Основные выводы

  1. За дачу и получение мелких взяток, а также соучастие в данной процедуре предусмотрена уголовная ответственность по статье 291.2.
  2. Под мелким размером подразумевается взятка на сумму, которая не превышает десяти тысяч рублей.
  3. Осужденного за мелкие взятки в качестве наказания ожидают штрафные санкции, исправительные работы либо лишение свободы. Форму наказания утверждает судья.
  4. Для физических лиц, нарушивших правила статьи 291.2, у которых уже имеется судимость, предусмотрены более ужесточенные наказания.
  5. Посредников также ожидает уголовная ответственность. Виды и срок действия наказаний регламентированы законодательным актом под номером 292.2.