Тушение пожаров и проведение спасательных работ в зданиях повышенной этажности. Тушение пожара: современнные методы и средства Способы локализации пожаров

16.05.2020 Алименты

Под организацией тушения пожа-ров в городах и населенных пунктах принято понимать комплекс организа-ционных мероприятий, связанных с подготовкой боевых действий пожар-ных подразделений.

Организация тушения пожаров включает в себя:

Организацию гарнизонной и ка-раульной служб;

Разработку оперативных докумен-тов (планов пожаротушения, привле-чения сил и средств, расписания выез-дов пожарных подразделений на по-жары и т. п.).

Организация тушения пожаров, как составная часть пожарной такти-ки, тесно связана с организационными мероприятиями, направленными на обеспечение условий для успешных боевых действий по тушению пожаров.

К таким мероприятиям можно от-нести:

Создание подразделений пожарной охраны, оснащение их техникой и огнетушащими средствами и опреде-ление им конкретных задач;

Организация связи и взаимодействия между пожарными подразделе-ниями, а также с другими службами города (объекта);

Определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.

Разработка документов службы, подготовки и пожаротушения;

Материально-техническое обеспече-ние пожарных подразделений;

Поддержание высокой боевой го-товности пожарных подразделений.

Тактические возможности первичного и ос-новного пожарного подразделения.

Боевым уставом пожарной охраны определено, что тушение пожаров является составной частью системы противопожарной защиты и основным видом боевых действий, направлен-ных на ликвидацию пожаров и сниже-ние последствий от них.

Успех тушения пожара может быть достигнут не только благодаря активным и умелым боевым действиям при ликвидации пожара, но и в ре-зультате осуществления мероприятий, предусмотренных системой организа-ции.

Все мероприятия по организации тушения пожаров в городах и насе-ленных пунктах направлены на свое-временное прибытие пожарных под-разделений к месту пожара и введе-ние в действие огнетушащих средств. Пожары в современных зданиях и сооружениях подтверждают, что влияние фактора времени все больше воз-растает.

При организации подразделений учитывают размеры города, числен-ность населения, пожарную опасность объектов, особенности застройки и планировки города, населенного пунк-та.

Пожарно-профилактические меро-приятия, способствующие успешной ликвидации возможных пожаров (обе-спечение водой, средствами связи и сигнализации, дорогами и проездами, устройство противопожарных зон, преград и разрывов и т. п.), выпол-няются в процессе строительства и эксплуатации гражданских и промыш-ленных зданий и сооружений в соот-ветствии с действующими СНиПами, а также правилами пожарной без-опасности.


При организации тушения пожа-ров очень важно создать условия, поз-воляющие первому пожарному под-разделению прибыть на место и ввести средства тушения в начальной стадии пожара, когда для ликвидации горе-ния требуются минимальные силы и средства.

Время с момента обнаружения до начала тушения, т. е. время свобод-ного развития пожара, мин, можно определить по формуле

Все временные значения имеют прямую связь с организацией туше-ния пожаров, борьба за уменьшение каждого из них — повседневная зада-ча подразделений пожарной охраны.

Согласно требованиям СНиП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунк-тов» и Устава службы пожарной охраны, число пожарных частей в го-роде определяется с учетом того, что-бы путь следования пожарной части в своем районе выезда не превышал 5 км, при таком размещении пожарная часть может прибыть на пожар за 8-10 мин с момента вызова.

Радиус обслуживания одной по-жарной части может определяться и по времени прибытия к месту пожара на самом удаленном расстоя-нии от пожарной части.

Это особенно важно в крупных городах, где средняя скорость движе-ния автотранспорта из года в год снижается, стало быть при одном и том же радиусе обслуживания время прибытия к месту пожара будет воз-растать.

Уже в 1986-1987 гг. средняя скорость движения пожарных автомо-билей составляет: в городах 30 км/ч, в сельской местности до 40 км/ч, тенденция снижения средней скорости будет иметь место и дальше, стало быть радиус обслуживания целесооб-разно определять исходя из времени прибытия, которое должно составлять 8-10 мин для первого подразделе-ния пожарной охраны.

Если учесть, что какой-то проме-жуток времени будет затрачен на бое-вое развертывание, то силы и средства будут введены на тушение только через 10-15 мин в самых идеальных случаях, а в остальных — больше, т. е. более целесообразно нормировать время прибытия на пожар, нежели радиус обслуживания.

Количество основных и специаль-ных пожарных автомобилей в де-журном карауле пожарной части за-висит от особенностей охраняемого района.

В настоящее время в боевом расчете пожарной охраны в основном находятся автоцистерны и лишь незначительную часть (10-15 %) составляют автонасосы, т. е. в боевом расчете караула одновременно нахо-дится в основном два отделения на автоцистернах. Такой подход экономи-чески оправдан, так как большинство пожаров тушат от автоцистерн и только около 10 % с участием азто-насосов или установкой автоцистерны на водоисточники.

Есть районы выезда, куда пожар-ная часть не может своевременно

прибыть, в этом случае создаются отдельные посты (караулы) на рас-стоянии более 5 км от пожарной части.

В боевом расчете отдельных постов в одну смену дежурит отделение на автоцистерне.

В пожарной части в боевой готов-ности содержится 100 %-ный резерв основных пожарных автомобилей.

Особенности города или объектов в районе выезда регламентируют количество и вид специальных автомо-билей. Например, пожарными авто-лестницами и коленчатыми подъемни-ками снабжают части, в районе выез-да которых имеются здания в 5 этажей и более, из расчета примерно одна автолестница в районе на 50 тысяч человек населения, две, три — при населении 50-100 тыс. человек (или одна автолестница на две пожарные части).

Передвижные насосные станции с рукавными автомобилями, автомобили пенного тушения, связи и освещения, технические вводят в боевой расчет, как правило, на опорных пунктах в городах, областных или республи-канских центрах, или пожароопасных объектах народного хозяйства.

Пожарные подразделения по охра-не объектов народного хозяйства орга-низуются исходя из народнохозяйст-венного значения объекта. Радиус обслуживания пожарных частей нор-мируется от 2 до 4 км в зависи-мости от категорий зданий и поме-щений объекта.

Комментируемого Закона тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Очень важное положение, являющееся основой для дальнейшей нормотворческой деятельности в сфере тушения пожаров. Из него следует, что тушение пожаров не следует сводить исключительно к ликвидации огня, наоборот, об этом даже не упоминается. Тушение пожаров должно главной своей задачей иметь спасение прежде всего жизни, а также здоровья человека. На второе место законодатель ставит спасение имущества, и только на третьем месте в этой системе ценностей следует ликвидация пожаров. Безусловно, приоритет должен быть отдан спасению людей, однако это не означает, что тушение пожара должно проходить по указанной схеме: сначала люди; затем имущество; затем тушение огня. О первичности задачи спасения людей никто не спорит, хотя могут быть и исключения. Думаю, из литературы, фильмов всем известно, что при возникновении аварийных ситуаций на подводных лодках первым мероприятием следует задраивание переходных дверей и люков между отсеками, чтобы гибель одного отсека не повлекла гибель всей подводной лодки, как бы она не называлась (атомная подводная лодка, атомный подводный ракетный крейсер и т.д.). Соответственно, люди, оставшиеся в изолированном отсеке, в критической ситуации могут не иметь возможности выбраться оттуда в соседний отсек без угрозы затопления последнего. Здесь в определенной степени на первое место встает спасение имущества - самой лодки, поскольку при ее гибели может погибнуть весь экипаж. Однако, это исключение из общего правила, и при наличии возможности даже там принимаются все меры к спасению людей.

Подавляющая часть пожаров случается в мирной жизни, не в столь специфических и экстремальных условиях, как описано выше, поэтому ничего не может быть более важным, чем спасение человеческой жизни.

Если разбирать соотношение спасения имущества и ликвидацию возгорания, то не стоит выделять что-то как более значимое, поскольку ликвидация возгорания сама по себе и есть спасение имущества. Дело в том, что на тушение пожара обычно необходимы часы, реже - дни, месяцы и даже годы (в случае с пожарами угля или торфа под землей, пожарами на нефте- или газоскважинах). Даже в случае, если на тушение необходимы единицы часов или десятки минут, нахождение людей в зоне риска неприемлемо, и на их спасение должны быть брошены все силы в первую очередь. После их спасения важность тех или иных работ необходимо определять, исходя из конкретной обстановки. При пожаре в офисном центре безусловно рациональнее тушить огонь, а не выносить столы и оргтехнику. При возгорании сарая в сельской местности, рядом с которым на открытой площадке хранится зерно, ценнее спасти зерно в том числе от затопления, а не тушить представляющий собой относительно малую ценность сарай. Вариантов может быть множество.

2. Согласно ч. 2 ст. 22 комментируемого Закона проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. Сопоставим значение термина "аварийно-спасательные работы" с тем, что закреплено в Федеральном законе от 22 августа 1995 г. N 157-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", согласно п. 4 ст. 1 которого аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Таким образом, различия состоят в приближении этого определения к пожарной специфике, поскольку речь идет не об авариях и катастрофах вообще, а именно о пожарах. Уместен вопрос, чем отличаются понятия "тушение пожаров" и "аварийно-спасательные работы". Как следует из ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона, тушение пожаров есть спасение людей, имущества, борьба с возгоранием. Аварийно спасательные работы, в первую очередь, также включают в себя спасение людей и имущества. Различие состоит во второй части фразы определения - доведение до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. Таким образом, различие состоит в источнике возникновения опасности. Если в случае с пожарами мы имеем дело только с пожарами, то есть неконтролируемым горением, способным причинить вред, то аварийно-спасательные работы проводятся при любых других опасных ситуациях. Закон не устанавливает их исключительного перечня, и это правильно, поскольку жизнь, техника и стихия во многом непредсказуемы и такие работы должны проводиться там, где есть опасность людям и имуществу от таких явлений.

Анализируемые определения не тождественны, что, помимо прочего, отражается и в названии статьи: "Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ". Согласно ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 157-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

Обратим внимание, что речь идет не о тушении пожаров, а о связанных с этим работах. Речь идет о том, что в силу схожести выполняемых действий подразделения пожарной охраны могут привлекаться к аварийно-спасательным работам.

3. Согласно ч. 3 ст. 22 комментируемого Закона при тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Статьей 4 комментируемого Закона установлены виды пожарной охраны: государственная противопожарная служба, муниципальная, ведомственная, частная, добровольная пожарные охраны. В силу ст. 5 закона государственная противопожарная служба, в свою очередь, делится на федеральную противопожарную службу и противопожарные службы субъектов РФ. Очевидное положение, поскольку среди всех видов пожарной охраны федеральная противопожарная служба обладает наивысшим статусом. Было бы странно, что при ликвидации крупного пожара, в которой задействованы все виды пожарной охраны, имеющиеся в прилегающей местности, например, при комбинированном пожаре от взрыва склада боеприпасов, охватившем лесной массив, населенные пункты и нефтебазу, при наличии подразделений федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ, координацию деятельности этих формирований осуществлял бы отряд добровольной пожарной охраны близрасположенного села.

Согласно п. 2 Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденного приказом МЧС РФ N 240 от 5 мая 2008 г., с целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов РФ и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно - территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны. Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту РФ.

Общее руководство территориальным гарнизоном пожарной охраны осуществляется начальником Главного управления. Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются: территориального - старшее должностное лицо Главного управления, из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы, допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров; местного - начальник подразделения ФПС по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования или сотрудник ФПС, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожара; при отсутствии на территории муниципального образования ФПС - должностное лицо подразделения иных видов пожарной охраны, определяемое начальником Главного управления по согласованию с органом местного самоуправления и имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителя тушения пожара.

Начальники территориального и местного гарнизонов пожарной охраны, являющиеся сотрудниками ФПС, назначаются приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальник местного гарнизона пожарной охраны, не являющийся сотрудником ФПС, назначается приказом руководителя органа местного самоуправления и согласовывается с начальником соответствующего Главного управления. Подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения) на территории гарнизона пожарной охраны, входят в состав соответствующего гарнизона пожарной охраны.

Основные обязанности начальника гарнизона пожарной охраны:

организация и контроль гарнизонной службы;

определение должностных лиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;

определение порядка руководства тушением пожаров;

определение порядка выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;

организация в установленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;

руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;

организация пожарно-тактической подготовки в гарнизоне пожарной охраны;

обобщение передового опыта несения службы пожарной охраны;

организация и руководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров;

организация нештатных оперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

контроль за выполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения, в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы являются:

создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

организация и проведение совместных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизонная служба:

планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

осуществляет учет и контроль состояния сил и средств гарнизона пожарной охраны;

обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

обеспечивает работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований - нештатные службы гарнизона пожарной охраны. Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны. В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы: управления; газодымозащитная; техническая; связи. Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

4. Согласно ч. 4 ст. 22 комментируемого Закона порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Регламентирующим актом в этой сфере является Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный приказом МЧС РФ N 240 от 5 мая 2008 г., согласно которому порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта РФ (за исключением города федерального значения). Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа. Разработку Плана привлечения на территории субъекта РФ, Расписания выезда в городе федерального значения обеспечивает начальник территориального гарнизона пожарной охраны. Разработку Расписания выезда на территории муниципального района, городского округа обеспечивает начальник местного гарнизона пожарной охраны.

Для разработки Плана привлечения (Расписания выезда) руководители всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований представляют необходимые сведения (тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей, находящихся на вооружении; оперативно-тактическая характеристика района выезда и т.д.). План привлечения (Расписание выезда в городе федерального значения), согласованный с начальником Главного управления и начальником органа управления специальных подразделений ФПС (при их наличии), представляется начальником соответствующего территориального гарнизона пожарной охраны на утверждение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на сопредельных территориях двух и более субъектов РФ определяется руководством соответствующих региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти заинтересованных субъектов РФ. Расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, представляется начальником местного гарнизона пожарной охраны на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

При разработке Расписания выезда устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.

При одновременном возникновении на территории города федерального значения, муниципального образования двух и более крупных пожаров вопросы организации управления, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ решаются руководством Главного управления. Расписание выезда хранится на центральном пункте пожарной связи. В каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется выписка (копия) из Расписания выезда в части, его касающейся. Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда. Подрайоны выезда специальных подразделений ФПС для оказания помощи подразделениям пожарной охраны определяются начальником Главного управления по согласованию с начальниками специальных управлений (отделов) ФПС и с руководителями охраняемых организаций.

Объектовые подразделения пожарной охраны, созданные на основании договоров с организациями, включаются в Расписание выезда только после согласования с руководителем охраняемой организации (собственником) путем заключения соглашений в установленном порядке. Заверенная копия Расписания выезда направляется руководителям организаций (собственникам).

Подразделения ведомственной, добровольной и частной пожарной охраны включаются в Расписание выезда также после согласования с руководителями организаций (собственниками). Привлечение специальных подразделений ФПС для тушения пожаров за границей территории охраняемых особо важных и режимных организаций и ЗАТО осуществляется через Единую дежурно-диспетчерскую службу или ЦППС специальных управлений (отделов) ФПС.

Для муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, приказом начальника Главного управления устанавливается единая градация номеров (рангов) пожаров, включая повышенные номера (ранги) пожара. Повышенный номер (ранг) пожара устанавливается на основании прогноза развития пожара, оценки обстановки, тактических возможностей подразделений гарнизона пожарной охраны и документов предварительного планирования действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ. Повышенный номер (ранг) также может объявляться по решению руководителя тушения пожара на основании разведки и оценки обстановки. Наивысший номер (ранг) пожара предусматривает привлечение для тушения пожара максимального количества пожарных расчетов (отделений) и аварийно-спасательных формирований на основных и специальных пожарных автомобилях, находящихся в расчете, с одновременным сбором свободного от несения службы личного состава и введением в расчет резервной техники. Сбор личного состава, свободного от несения службы, и введение в расчет резервной техники предусматривается также при выезде дежурного караула (дежурной смены) на пожар за пределы муниципального образования, на территории которого дислоцируется не более одного подразделения пожарной охраны.

Выезд подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований согласно Расписанию выезда производится:

при поступлении заявки о пожаре по телефону;

при поступлении заявки о пожаре в устной форме (постовому у фасада пожарного подразделения);

по внешним признакам;

при срабатывании системы автоматического вызова пожарных подразделений.

При составлении Расписания выезда учитывается то, что на участок охраняемого района пожарный расчет (отделение) может прибыть позже, чем пожарный расчет (отделение) соседней пожарной части, в случае нахождения его на другом пожаре, а также при наличии на маршруте следования указанного расчета разводных мостов, железнодорожных переездов, водных переправ, поэтому предусматривается одновременная высылка не менее одного пожарного расчета (отделения) пожарной части, охраняющей сопредельный район выезда, либо объектового подразделения пожарной охраны.

Выезд специальных пожарных автомобилей осуществляется в порядке, определенном в Расписании выезда, либо по вызову руководителя тушения пожара согласно оперативно-тактической обстановке, складывающейся на пожаре. При нахождении специальных пожарных автомобилей в составе караула (дежурной смены), разрешается их направление на пожары по решению старшего должностного лица, выезжающего во главе караула.

Для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ в первую очередь выделяются силы и средства СПЧ и ОПТКП с учетом их обеспеченности основной, специальной пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, а также возможности автономного функционирования. Время готовности СПЧ и ОПТКП к передислокации для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ составляет не более 6 часов. При этом готовность дежурной смены - постоянная. Время готовности других подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к передислокации для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ определяется исходя из местных условий, но не должно превышать 6 часов.

Организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ включает в себя:

оснащение подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований техникой, огнетушащими средствами, аварийно-спасательным оборудованием и определение им конкретных задач;

организацию караульной службы;

разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

организацию связи и взаимодействия между подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, а также с другими службами жизнеобеспечения муниципального образования (объекта);

поддержание высокой профессиональной готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

Все мероприятия по организации пожаротушения должны быть направлены на своевременное прибытие подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к месту пожара, на спасение людей и имущества, на скорейшую ликвидацию пожара.

Организация работы по предварительному планированию действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ возлагается на начальников главных управлений МЧС России по субъектам РФ, специальных подразделений ФПС.

Мероприятия предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ должны соответствовать оперативно-тактическим и инженерно-техническим особенностям организации (населенного пункта), правилам охраны труда в конкретных организациях, приборно-техническому обеспечению прогнозирования параметров возникновения и развития пожара, решению ряда технических задач по привлечению сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, применению различных средств и способов тушения пожаров, а также требованиям руководящих документов.

Начальники главных управлений МЧС России по субъектам РФ, специальных подразделений ФПС организуют разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на основе прогноза обстановки и моделирования возможных аварийных ситуаций. Взаимодействие между различными видами пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, территориальными, муниципальными, объектовыми службами жизнеобеспечения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ обеспечивается старшими должностными лицами, из числа начальствующего состава ФПС главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Руководители органов управления и подразделений всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований обязаны обеспечивать безусловное выполнение требований Порядка подчиненными органами управления и подразделениями.

5. Согласно ч. 5 ст. 22 комментируемого Закона выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Данное положение обозначает, что выезд или невыезд не может подразделений пожарной охраны не может ставиться в зависимость от каких бы то ни было факторов, мнений, суждений, обстоятельств, как-то имевшее неоднократно ранее место поступление ложных сообщений на этом же объекте; небольшой объем возгорания; уверенность личного состава пожарной охраны в том, что имеющееся возгорание возможно ликвидировать силами сотрудников предприятия, на котором оно возникло и т.п. К чести пожарных следует сказать, что сведений о таких случаях встретить невозможно, и что они являются, несомненно, наиболее подготовленной и оперативной службой, выезжающей по экстренным вызовам.

Обратим внимание, что согласно комментируемой норме права такие выезды в безусловном порядке совершаются лишь в населенных пунктах и в организациях. Следовательно, не является безусловным выезд на территорию вне их пределов. Это отнюдь не означает, что вызовы на возгорания в безлюдной местности должны игнорироваться, все зависит от конкретной обстановки. Безусловно, если поступило сообщение о возгорании автомобиля, в котором находятся люди; об аварии на дороге, в результате которой опрокинулась цистерна с топливом; о лесных крупных пожарах, выезд должен осуществляться. Однако при некоторых, неочевидных сообщениях, в которых не идет речь об угрозе жизни и здоровью людей, значительном уничтожении или повреждении имущества, возможно, следует предпринять какие-то проверочные действия.

6. Согласно ч. 6 ст. 22 комментируемого Закона тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Законодатель здесь прежде всего исходит из основополагающей нормы, закрепленной в ст. 2 Конституции РФ, о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 10 комментируемого Закона финансирование подразделений пожарной охраны определенного уровня осуществляется из средств соответствующего бюджета.

Однако действующее законодательство содержит ряд исключений. Например, в силу положений ст. 15 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

7. Согласно ч. 7 ст. 22 комментируемого Закона для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01. Порядок приема таких сообщений регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ N 270 от 2 мая 2006 г. Согласно данной Инструкции сообщения о происшествиях принимаются в круглосуточном режиме согласно территориальности по каналам единой телефонной связи "01", их прием осуществляется должностными лицами дежурных смен единой дежурно-диспетчерской службы (дежурными диспетчерами).

Регистрация сообщений об иных происшествиях осуществляется непосредственно при их поступлении от должностных лиц к должностному лицу органа ГПС МЧС России, на которое решением должностных лиц органа ГПС МЧС России возложена обязанность по регистрации указанных сообщений. Регистрация сообщений об иных происшествиях производится должностным лицом органа ГПС МЧС России в Журнале регистрации пожаров и иных происшествий (ЖРП). В ЖРП отражаются следующие сведения:

порядковый номер, присвоенный зарегистрированному сообщению о происшествии;

дата и время его принятия;

данные о заявителе, должностном лице, его принявшем и зарегистрировавшем;

краткое изложение сообщения;

фамилия лица, получившего для проверки сообщение о происшествии, и время получения;

результаты проверки сообщения;

особые отметки (номер карточки учета пожара; акт или рапорт о последствиях пожара и т.д.).

ЖРП хранится не менее 3 лет с момента регистрации в нем последнего сообщения о происшествии. Запрещается отражать в ЖРП ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом. Непринятие правомочным либо уполномоченным должностным лицом органа ГПС МЧС России мер к регистрации принятого сообщения об ином происшествии или отказ в регистрации представленного сообщения недопустимы. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение об ином происшествии (в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), регистрация такого сообщения в ЖРП может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи. В иных случаях регистрация указанных сообщений может быть осуществлена при прибытии должностного лица в орган ГПС МЧС России. Если сообщение об ином происшествии не относится к компетенции органов ГПС МЧС России или указанное в нем происшествие произошло на территории, обслуживаемой другим органом ГПС МЧС России, то сообщение об этом передается по территориальности, о чем делается отметка в ЖРП.

Проверка сообщений об иных происшествиях осуществляется должностными лицами органов ГПС МЧС России. По результатам проверки сообщений об иных происшествиях должностным лицом, ее осуществившим, составляется и докладывается должностным лицам органа ГПС МЧС России рапорт, к которому могут быть приложены соответствующие материалы (протокол об административном правонарушении, акты, справки, объяснения и др.). Сроки проверки сообщений об иных происшествиях определяются с учетом федерального законодательства должностным лицом органа ГПС МЧС России, ее поручившим (назначившим). Должностные лица органов ГПС МЧС России, рассмотрев представленные результаты проверки сообщения об ином происшествии, в соответствии со своими полномочиями принимают одно из следующих решений: о регистрации рапорта в КРСП, организации проверки в порядке ст. 144 УПК РФ или о его направлении по подследственности; о привлечении лица к административной ответственности по представленному протоколу об административном правонарушении; о возбуждении административного дела и производстве административного расследования; о списании материалов проверки в накопительное дело. О принятом решении должно быть письменно уведомлено лицо, сообщившее об ином происшествии, если оно установлено.

8. В ч. 8 ст. 22 комментируемого Закона содержится перечень обязательных действий, необходимых для обеспечения безопасности людей, спасения имущества при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Часть 8 ст. 22 комментируемого Закона организационно состоит из шести абзацев, в каждом из которых указано то или иное действие.

Первым таким действием является проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. В указанной норме права речь идет не о проникновении к месту пожара, а в место распространения его опасных факторов. Допустим, во многоэтажном жилом доме имеется крупное возгорание на 5 этаже, огонь на другие этажи не перекинулся. Вместе с тем, дым от огня распространяется вверх на 6, 7 и последующие этажи, делая пребывание на них людей невозможным. По статистике, около 85% людей на пожаре погибают не из-за воздействия огня, а от удушения продуктами горения. В такой ситуации, естественно, в первую очередь необходимо не проникновение на 5 этаж с целью тушения пожара, а проникновение на 6 и последующие этажи, где само возгорание отсутствуют, но наблюдаются его опасные факторы, для спасения жизни людей.

Вторым действием является создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию. Прежде чем приступить к тушению пламени, сбору разлившихся из цистерны нефтепродуктов и т.п., следует принять меры к нераспространению огня на другие этажи, нефтепродуктов по земле. Не имеет смысла с одной стороны тушить огонь, когда с другой стороны он распространяется дальше. Описанные выше действия называются локализацией пожара. Второй частью анализируемой нормы права является создание условий для ликвидации соответственно пожара, катастрофы. Под этим следует понимать сосредоточение сил, средств и техники, накопление расходного материала для пенной атаки и другие работы.

Третьим действием является использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке. В данном случае, с одной стороны, указывается на проведение необходимых действий по обеспечению безопасности людей и сохранности имущества, перечисляя некоторые из них, а с другой стороны, говорится о том, что использование имеющихся у собственника средств осуществляется при необходимости, то есть не безусловно, а в случае наличия на то нужды. Урегулирование вопросов, связанных с использованием таких средств, должно осуществляться в установленном действующим гражданским законодательством порядке. Например, в силу ст. 1067 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

При всяком использовании средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения собственника ему причиняется вред в виде износа автомобиля за время его использования, затрат на приобретение использованных горюче-смазочных материалов, затрат на оплату услуг связи, затрат на приобретение новых средств пожаротушения взамен использованных. Естественно, такие затраты должны компенсироваться, но не органами пожарной охраны, а виновным в возникновении пожара лицом.

Четвертым действием является ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях. При этом речь не идет о посягательстве на право граждан на свободу передвижения, установленное Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5241-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с ч. 1 ст. 1 которого каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Такие меры принимаются исключительно для безопасности самих граждан, а также для устранения помех в передвижении личного состава, техники, медицинского транспорта. Запрещение доступа или передвижения означает полную невозможность присутствия, а ограничение может варьироваться в зависимости от обстановки. Например, если безопасности людей это не угрожает, им может быть позволено временно пройти в жилой дом для того, чтобы взять необходимые вещи, деньги и документы.

Пятым действием является охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения). Данное действие имеет сходство с предыдущим (ограничение и запрещение доступа и передвижения), имеет и различия. Сходство состоит в том, что такая охрана во многих случаях заключается в том же запрете или ограничении доступа посторонних к какому-либо участку местности, строению. Различие состоит в цели. Если при ограничении или запрещении доступа и передвижения целью является безопасность самих передвигающихся лиц и обеспечение работы подразделений пожарной охраны, спасателей, медиков и других лиц, то охрана имеет своей целью сохранение обстановки на месте происшествия, материальных ценностей от внешнего воздействия, в том числе от мародерства. Как и в случае с третьим действием, его осуществление не предопределено заранее и осуществляется, исходя из обстановки.

Шестым действием является эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества. Законодатель при перечислении необходимых действий для обеспечения безопасности людей и спасения имущества эвакуацию людей с места пожара упоминает в шестую очередь, однако это не является критерием важности данного мероприятия, никоим образом не обозначает, что такая эвакуация - это "шестое" дело. Наоборот, спасение жизни и здоровья человека - первая и неотложная задача пожарной охраны, аварийно-спасательной службы и других структур. Ценность человеческой жизни является первоочередным приоритетом в РФ, что отражается в содержании ст. 2 Конституции РФ. Эвакуированию могут подлежать не только лица, непосредственно подвергающиеся воздействию опасных последствий пожара, но и лица, этому воздействию не подвергающиеся, но при определенных обстоятельствах находящихся под таким риском.

9. Согласно ч. 9 ст. 22

Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.

Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.

Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.

Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.

Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.

Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы является:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:

Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Де­журный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.

Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.

Основные задачи СПТ.

Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.

Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области ор­ганизации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.

Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гар­низон.

Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.

Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.

Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.

Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Когда случается беда, от спасателей ждут молниеносных решений и действий. Именно поэтому каждый слушатель профессиональной подготовки пожарных команд основной инструкцией для дальнейшей работы считает конспект по теме «Боевые действия по тушению пожаров». В нем расписана классическая схема и этапы мероприятий в условиях ЧС.

Действия подразделений по тушению пожаров и проведению АСР классифицируют по характеру работ и их назначению.

По первому параметру все действия делятся на:

  • общие, которые подходят для всех видов пожаров;
  • частные, которые зависят от вида ЧС.

По назначению действия пожарных подразделений по тушению пожаров бывают:

  • подготовительными, при которых создаются условия для принятия основных мер ликвидации последствий возгорания;
  • основными, во время которых спасатели выполняют свои непосредственные обязанности;
  • обеспечивающими, которые необходимы для создания условий для основных мер.

Эти две классификации не исключают друг друга, а тесно связаны между собой. Наглядно это можно представить схемой.

Некоторые частные действия проводят одновременно с общими, что можно представить в виде логической последовательности. Первый и пятый шаг, а именно выезд на место происшествия и возвращение в часть едины для обеих схем. А вот на третьем этапе, сочетающем развертывание оборудования и ликвидацию возгораний, актуальна кольцевая схема, в которой параллельно проводят спасение людей и защиту конструкций от разрушений, а также вскрытие конструкций и другие действия в условиях ЧС.

Содержание боевых действий по тушению пожара

Независимо от основной классификации боевые действия по ликвидации ЧС включают в себя два обязательных пункта:

  • прием вызова;
  • выезд на место.

Прием данных

Ответственность за прием поступивших сведений возложена на диспетчера центрального пункта пожарной связи. При этом звонок поступает по номеру «112» или «101».

Действия диспетчера состоят в следующем:

  1. Прием информации от заявителя, заполнение данных о месте происшествия, характере опасности (если заявитель может сообщить эти данные), внесение контактной информации о позвонившем на пост.
  2. Оценка поступившей информации и проведение дистанционной разведки возгорания.
  3. Принятие решений на отправку в место ЧС бригады спасателей согласно дежурствам гарнизонов, находящихся в зоне аварии.

Дежурный подразделения пожарной охраны, куда передали данные, обязан:

  1. Принять сведения о заявителе и, не отключаясь от разговора, активировать сигнал тревоги.
  2. Заполнить карточку для выезда бригады. Если действия по тушению пожара предполагают работу нескольких подразделений, карточки заполняются для каждого из них.
  3. Передать начальнику караула путевку, план тушения возгорания по стандартному протоколу, а также сведения об особенностях пожара (если таковые предоставил заявитель).
  4. Проинформировать диспетчера гарнизона о своих действиях и выезде караула, направлении дополнительных сил, проведении спасательной операции и о возвращении бригады в часть.
  5. Осуществлять дистанционное управление действиями по тушению пожара, сообщая оперативно-тактические особенности организации, где возникло возгорание, степень загазованности, уровень радиации, изменение метеоусловий. Данные одновременно передаются работающему на месте вызова караулу и диспетчеру гарнизона.
  6. Передавать данные в орган пожарного надзора.

Выезд на место

Караул спасателей отправляется на место в следующих случаях:

  • после поступления информации диспетчеру по телефону;
  • после непосредственного обращения заявителя в дежурную часть;
  • при обнаружении визуальных свидетельств возгорания;
  • при срабатывании сигнализации, которая выведена непосредственно в подразделение в пожарной охране.

Выезд включает в себя:

  • сбор личного состава караула после поступившего сигнала от диспетчера;
  • облачение в боевую одежду;
  • подготовку снаряжения и помещение его в ПА;
  • дистанционную разведывательную операцию по полученным от диспетчера сведениям;
  • движение ПА по кратчайшему маршруту с использованием световых и звуковых сигналов.

Караул направляется только в конкретно указанное диспетчером место. Если по пути следования или после прибытия на объект обнаруживаются другие очаги возгорания, начальник бригады по рации сообщает об этом в гарнизон.

Если по пути следования останавливается головной автомобиль, то все следующие за ним ПА также делают остановку и продолжают движение только после распоряжения начальника караула. Если на выезд был отправлен один ПА и в дороге он сломался, то об инциденте сообщают дежурному и согласно его распоряжениям доставляют личный состав к зоне происшествия. Водитель ПА при этом остается на месте до устранения неисправностей техники.

Если по пути следования к месту вызова будет обнаружена ЧС без признаков возгорания, то начальник выездной бригады сообщает о ней на пост. При фиксации в подобной ситуации пламени, которое угрожает жизни людей, РТП, оценивая риски, самостоятельно принимает решение о включении в подавление огня или же вызывает дополнительный караул.

Прибыв на место, пожарные проводят разведку. Своими выводами подтверждают, дополняют или опровергают сведения, полученные с момента поступления вызова дежурному на пост. Разведданные помогают откорректировать действия ведения тушения пожара.

Разведка

На этом этапе задача спасателей состоит в следующем:

  • установление характера угрозы для жизни людей;
  • обнаружение потенциально опасных вторичных факторов;
  • разведка направления распространения огня и составление прогноза ситуации в зависимости от специфики места возгорания;
  • обнаружение электроустановок как потенциальных препятствий во время тушения;
  • исследование территории с целью создания коридоров для вывода людей;
  • оценка личных сил и потенциала имеющегося оборудования;
  • проверка ближайших источников воды.

Правильно проведенная разведка позволяет быстро справиться с огнем, привлекая при этом минимальное количество людей и техники. Разведку на месте проводит должностное лицо, назначенное ответственным за управление боевыми действиями по тушению пожара. В исключительных случаях руководитель караула назначает себе заместителя.

В состав разведгруппы обязательно входят:

  • руководитель тушения пожара, если на место прибыла одна бригада;
  • командир или связной одного из подразделений, если на вызов прибыло 2 и более бригад.

Группа разведки состоит минимум из трех человек. Количественный состав меняется в зависимости от оперативной обстановки и первичных условий места возгорания. В отдельных случаях создают несколько разведывательных групп:

  • если в зоне огня и задымления остались люди;
  • при отсутствии внешних признаков пламени и если бригаду спасателей никто не встретил на месте;
  • при пожаре в многоэтажном здании;
  • при нескольких очагах возгорания и при большом скоплении людей.

Основными способами ведения разведки являются:

  • наблюдение;
  • опрос лиц, знакомых с данной территорией;
  • консультации;
  • изучение документации.

Люди, задействованные на этом этапе, должны иметь при себе средства индивидуальной защиты, набор для спасания, средства связи и тушения, осветительные приборы, инструменты вскрытия заблокированных дверей и разборки завалов.

Спасание людей

На четвертом этапе действия пожарных при тушении пожара сводятся к спасанию и эвакуации людей. Мероприятие проводят одновременно с боевым развертыванием. Ответственных за эту работу назначает РТП. Основными способами при этом считаются:

  • организация самостоятельного выхода из опасной зоны по более короткому маршруту;
  • вывод или вынос пострадавших спасателями;
  • перемещение людей в безопасное место с использованием технических средств.

Во время спасательной операции используют дополнительное оборудование:

  • лестницы и автоподъемники;
  • спасательные устройства (рукава, трапы, веревки);
  • средства защиты органов дыхания;
  • надувные подушки для амортизации при эвакуации с высоты.

Одна из главных задач пожарных – предотвращение паники, которая усложняет эвакуацию.

Боевое развертывание

На этом этапе прибывший на место караул готовит технику к выполнению действий по тушению пожара. Этот процесс включает:

  1. Подготовку к самому развертыванию. На этом этапе открепляют ПТВ и устанавливают ПА на источник воды, одновременно приведя насос в рабочее состояние.
  2. Предварительное развертывание. Проводится при явной необходимости дальнейших боевых действий. Предполагает прокладку рукавов и установку их разветвлений.
  3. Полное боевое развертывание. Проводят закрепление ствольщиков и подводят к ним рабочие рукавные линии. После этого рукава заполняют огнетушащими веществами.

При прокладке рукавных линий выбирают кратчайших путь, не загромождая при этом пути эвакуации. Длина линии при этом должна быть с поправкой на маневрирование стволом (это минимум один рукав). При вертикальной прокладке линии крепятся при наличии одной рукавной задержки до 9 этажа, и двух – в зданиях большей этажности.

Боевое развертывание осуществляется только после проведения разведки. Необходимо убедиться, что в зоне ЧС нормальный уровень радиации и отсутствует угроза взрыва. В противном случае вводится особый режим и задействуется минимальное количество личного состава.

Ликвидация горения

Чтобы операцию завершить в кратчайшие сроки и с минимальными потерями, необходимо правильно определить решающее направление. Таковым является:

  • условия повышенной опасности для людей;
  • повышенный риск взрыва;
  • зона интенсивного распространения огня;
  • основной источник возгорания;
  • место, в котором пламя может нанести максимальный ущерб;
  • отсечение от огня ценного объекта.

Тушение предполагает два периода:

  1. Локализация возгорания, при которой эвакуируют людей и ограничивают зону огня.
  2. Ликвидация пожара. Непосредственно тушение и проверка возможности самовозгорания.

Во время ликвидации возможна перегруппировка личного состава, разбор конструкций, мешающих операции, работа по предотвращению угрозы завала, борьба с излишками воды, эвакуация обнаруженных материальных ценностей, дотушивание локальных очагов огня. Завершающий этап – составление акта о пожаре.

Чтобы предупредить возможность самовозгорания, РТП может оставить на месте дежурный пост. Остальные же сворачивают оборудование и возвращаются в часть.

Специальные работы

Это дополнительные действия, которые обеспечивают быстрое проведение операции. К ним относится:

  • обеспечение связи с гарнизоном и между бригадами;
  • освещение места ЧС;
  • разбор конструкций;
  • выполнение защитных мероприятий при угрозе радиации, поражении химическими веществами или электрическим током;
  • выполнение ремонтных работ в случае нарушения работоспособности техники.

За все действия ответственность несет РТП. Он же отдает команды на подключение в работу тех или иных дополнительных средств. В случае необходимости спасатели обеспечивают первую медицинскую помощь пострадавшим.

Выполнение стандартного протокола действий при тушении пожара помогает быстро устранить очаг возгорания и предупредить масштабную трагедию.