Добровольная пожарная охрана. Проблемы финансового обеспечения (Михайлова Е.Д.)

23.05.2020 Автокредит

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100 - ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны создаются по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений. Таким образом, общественные объединения пожарной охраны могут создаваться по инициативе граждан и любых общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридического лица , организационно-правовые формы которых приведены в ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.

Добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

Добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

Подразделение добровольной пожарной охраны – территориальная или объектовая добровольная пожарная команда или добровольная пожарная дружина.

К самостоятельной работе по тушению пожаров допускаются только те добровольные пожарные, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку.

Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Первоначальная и последующая профессиональная подготовка добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны осуществляется непосредственно в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий городских и сельских поселений и межселенных территорий или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих лицензию на обучение .

Режим дежурства добровольных пожарных аналогичен режиму несения службы профессиональных пожарных. Отличие в режиме службы добровольных пожарных состоит только в том, что они могут осуществлять дежурство либо находясь 24 часа в расположении подразделения добровольной пожарной охраны, либо осуществлять дежурство на дому в режиме ожидания. При получении сообщение о пожаре, и его адресе, добровольные пожарные прибывают либо непосредственно к месту пожара, либо, если им территориально ближе расположение подразделения добровольной пожарной команды, прибывают в подразделение и уже оттуда следуют к месту вызова.

В Удмуртской Республике проводится работа по реализации Федерального закона от 06 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», направленная на создание и организацию деятельности добровольцев для участия в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим.

30 июня 2011 года принят закон Удмуртской Республики «О добровольной пожарной охране в Удмуртской Республике» № 30-РЗ.

02.04.2012 года в Правительстве Удмуртской Республики принято Постановление № 137 «О распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов» 9в редакции постановления Правительства УР от 28.05.2012 № 228), которым утверждено распределение субсидий в размере 35 млн. рублей.

16.04.2012 года принято Постановление Правительства Удмуртской Республики №155 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий общественным учреждениям пожарной охраны», в соответствии с которым предусмотрено выделение денежных средств общественным объединениям пожарной охраны на поддержку добровольцев, в том числе страхование жизни, компенсацию за использование автомобильного транспорта, другие социальные выплаты для участников тушения пожаров в размере 5 млн. рублей из бюджета республики.

14.05.2012 года принято Постановление Правительства Удмуртской Республики №203 «О личном страховании добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны».

Принято Постановление Правительства Удмуртской Республике от 11.02.2013 г. № 57 «О распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов», которым в том числе предусмотрена финансовая поддержка развития добровольной пожарной охраны.

Между Правительством Удмуртской Республики и Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество заключено соглашение о сотрудничестве (распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 29.03.2010. № 247-р), основной задачей которого является осуществление мер по привлечению граждан по предупреждению и тушению пожаров, в том числе в составе создаваемых добровольных и общественных противопожарных и аварийно-спасательных формирований.

Гражданин, изъявивший желание осуществлять деятельность в качестве добровольного пожарного, подает в соответствующее общественное учреждение пожарной охраны следующие документы:

а) заявление с просьбой о приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения;

б) медицинскую справку установленной формы (образца), подтверждающую его способность по состоянию здоровья исполнять обязанности добровольного пожарного.

Состояние здоровья добровольных пожарных определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Главное управление МЧС России приглашает всех людей с активной жизненной позицией вступить в ряды добровольной пожарной охраны. Как вступить в ряды добровольной пожарной охраны?

По вопросу вступления в ряды добровольных пожарных жителям Удмуртской Республики необходимо:

Обратиться в федеральное или республиканское подразделение пожарной охраны по месту жительства в городе или районе, где Вам сообщат о наличии на данной территории общественной организации добровольной пожарной охраны и контактную информацию.

Для того чтобы стать добровольным пожарным, кандидату необходимо выполнить следующие действия:

1. Обратиться в пожарную часть с заявлением на имя:

Председателя общественного учреждения «Добровольная пожарная охрана», если гражданин намерен вступить в добровольную пожарную дружину по охране населенного пункта;

Председателя объектового учреждения, если добровольный пожарный является работником данной организации и привлекается к охране этого объекта.

2. Написать заявление о согласии на обработку персональных данных на имя начальника Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике по установленной форме.

3. Предоставить ксерокопии паспорта (страницы 2, 3, 5), медицинской справки, подтверждающей способность по состоянию здоровья исполнять обязанности добровольного пожарного и диплома/свидетельства об имеющемся пожарном образовании (при наличии такового).

Добровольными пожарными смогут стать граждане, достигшие 18 лет. Соответствующий статус приобретается с момента обязательной регистрации в реестре добровольных пожарных.
При отсутствии подготовки в области пожарной безопасности добровольных пожарных обязательно обучат по программе профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО на безвозмездной основе.

Таким образом, приняты нормативно-правовые акты (далее – НПА) Удмуртской Республики, а именно:

Закон Удмуртской Республики от 30.06.2011 № 30-РЗ «О добровольной пожарной охране в Удмуртской Республике»;

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 14.05.2012 № 203 «О личном страховании добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны»;

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 02.05.2012 № 186 «О денежной компенсации добровольным пожарным за использование личного транспорта для исполнения обязанностей добровольного пожарного» (в ред. постановления Правительства УР от 14.04.2014 № 134);

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.04.2012 № 155 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий общественным объединениям пожарной охраны» (в ред. постановления Правительства УР от 14.04.2014 № 134);

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.02.2014 № 65 «Об утверждении Порядка выплаты единовременных пособий в случае гибели добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны, получения добровольными пожарными увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, а также о внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 16 апреля 2012 года № 155 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий общественным объединениям пожарной охраны» (в ред. постановления Правительства УР от 09.02.2015 № 32).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации
от 06.05.2011 №100-ФЗ «О Добровольной пожарной охране» и ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2011 №30-РЗ «О добровольной пожарной охране
в Удмуртской Республике», на территории Удмуртской Республики предусмотрены следующие меры поддержки общественным объединениям пожарной охраны:

Финансовая, имущественная, информационная и консультационная;

Размещение в средствах массовой информации на безвозмездной основе информации общественных объединений пожарной охраны, направленной на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Таким образом, в 2015 году Удмуртской Республикой (Закон Удмуртской Республики от 26.12.2014 №87 «О бюджете Удмуртской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов») запланированы расходы на реализацию Закона Удмуртской Республики от 30.06.2011 №30-РЗ «О добровольной пожарной охране в Удмуртской Республике» в размере 3514,5 тыс. руб., из них:

На личное страхование добровольных пожарных;

На единовременное пособие в случае гибели добровольного пожарного;

На единовременное пособие в случае получения добровольным пожарным увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

На денежную компенсацию за использование личного автотранспорта
для исполнения обязанностей добровольного пожарного.

Также, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 121 «О распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах» выделено 24453,0 тыс. руб., из них:

На социальное и экономическое стимулирование участия граждан
и организаций в добровольной пожарной охране – 2551,0 тыс. руб.;

На финансовое материально-техническое обеспечение пожарной безопасности муниципальных образований (ремонт техники ДПО, коммунальные услуги по содержанию зданий и сооружений) – 4382,0 тыс. руб.

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 13.03.2015 №13 для участия в профилактике и тушении пожаров из Государственного учреждения Удмуртской Республики «Служба гражданской защиты Удмуртской Республики» общественным учреждениям «ДПК «Юг», «ДПК «Север» и «ДПО УР» передано различное движимое имущество в количестве 5822 единицы на общую сумму 807,8 тыс. рублей.

В Удмуртской Республике осуществляют деятельность 1 общественная организация (УРО «ВДПО») и 150 общественных учреждений пожарной охраны, которые внесены в реестр общественных объединений пожарной охраны.

4 общественных учреждения пожарной охраны зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике.

Общая численность добровольных пожарных 8649 чел., из 8649 внесенных в реестр.

Обучение добровольных пожарных проводится на базе учебного пункта ФГКУ «1 отряд ФПС по УР», Учебного центра ГУ УР «ГПС УР» и Учебного пункта УРО «ВДПО», а также на базе пожарных частей сотрудниками, прошедшими обучение в Учебном центре ФПС по Республике Татарстан и получившими сертификаты на право ведения образовательной деятельности добровольных пожарных. Обучение осуществляется по специально подготовленным программам. На 01.12.2015 прошли первоначальную подготовку 8649 человек.

Добровольные пожарные республики осуществляют совместное дежурство в 276 подразделениях пожарной охраны, из них в 122 подразделениях ДПО численностью добровольных пожарных 1367 человек.

Прикрытие территории республики составляет 100%, в том числе подразделениями ДПО – 31,1% (613). Прикрытие населения составляет 100%, подразделениями ДПО – 8,5% (128995).

С начала года подразделения добровольной пожарной охраны самостоятельно ликвидировали 24 пожара. Принимали участие в качестве дополнительных сил
в тушении 321 пожаров, что составляет 26,27% от общего количества пожаров.

Совместно с подразделениями федеральной и республиканской противопожарной службы спасено 28 человек.

На вооружении подразделений добровольных пожарных команд находится 154 единицы пожарной техники, 87 единиц приспособленной техники и 3 единицы АРС-14.

Главным управлением МЧС России по Удмуртской Республике и общественными объединениями пожарной охраны подписаны соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности по развитию добровольной пожарной охраны на территории Удмуртской Республики.

Традиционными стали проведение ежегодных смотров-конкурсов на звание «Лучшее подразделение добровольной пожарной охраны Удмуртской Республики».

В настоящей статье рассматриваются предоставляемые действующим законодательством возможности по финансированию пожарных формирований на территории муниципалитетов с учетом складываю-щейся на местах правовой базы.
Елена Денисовна МИХАЙЛОВА , научный руководитель НП «Центр инноваций муниципальных образований»

Право или обязанность?

В мае 1882 года «Тверские губернские ведомости» опубликовали следующее сообщение: «20 апреля Бежецкая Городская Дума... единогласно постановила дальнейшие действия по устройству в Бежецке вольного пожарного общества прекратить и вопрос об учреждении означенного вольного общества отклонить, о чем и просить председателя уведомить Его Превосходительство г. Начальника губернии». Причиной такого решения послужило то, что «не оказывается надлежащего числа членов в вольное пожарное общество, именно 100 человек». Изменилась ли ситуация с созданием «вольных пожарных обществ» почти два века спустя?

Как известно, Федеральный закон № 131-ФЗ определяет два типа полномочий органов местного самоуправления в указанной сфере — вытекающие из обязанностей и вытекающие из прав. К обязанностям законодатель отнес обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 9 ч. 1 ст. 14) и городского округа (п. 10 ч. 1 ст. 16). За муниципальными районами подобные полномочия не закреплены.

Что такое «первичные меры пожарной безопасности», обеспечение которых относится к обязанностям поселений и городских округов, определяет ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». К этим мерам относится реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности сформулирован в ст. 19 Закона № 69-ФЗ, которая относит к ним в том числе создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Следовательно, если исходить из общих принципов организации местного самоуправления и отраслевого закона, создание условий для организации ДПО (добровольной пожарной охраны) необходимо отнести к решению вопроса местного значения, то есть к обязанностям органов местного самоуправления.

ДПО в соответствии с законом о пожарной безопасности является одним из пяти видов пожарной охраны, к которым относятся также государственная противопожарная служба, ведомственная, частная и муниципальная пожарные охраны (ст. 4 Закона № 69-ФЗ). Однако согласно тому же закону создание муниципальной пожарной охраны не включено в первичные меры пожарной безопасности и, следовательно, не относится к вопросам местного значения.

Такой подход полностью соответствует Федеральному закону № 131-ФЗ, который создание муниципальной пожарной охраны прямо определяет как право поселений и городских округов. Права же, как известно, реализуются за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Статус добровольной пожарной охраны

Поскольку планировать бюджетные расходы на создание условий для добровольной пожарной охраны это обязанность местного самоуправления, обратим внимание на ее определение и принципы создания. Деятельность ДПО регулируется специальным Федеральным законом от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Важным является то, что этот закон определяет ДПО как социально ориентированное общественное объединение, созданное по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В связи с особым статусом ДПО возникает вопрос: могут ли на нее распространяться положения ст. 14 и 16 Закона № 131-ФЗ об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных ст. 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»? Эти нормы предусматривают, как известно, четыре вида поддержки подобных организаций, включая финансовую поддержку и предоставление налоговых льгот не только самим этим организациям, но и юридическим лицам, оказывающим им материальную помощь.

Однако Закон № 7-ФЗ ставит условие получения от органов власти такой поддержки, а именно осуществление этими организациями в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности. Добровольная пожарная охрана к ним не относится. Вместе с тем ст. 31.3 Закона № 7-ФЗ дает право расширить установленный этим законом перечень видов деятельности только за счет видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Дополнить перечень можно федеральными законами, законами субъектов Федерации, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Возникает вопрос: можно ли причислить к указанным видам деятельности добровольную пожарную охрану, которая по большому счету призвана решать не социальные проблемы, а вопросы безопасности? Однако отсутствие самого определения «социальные проблемы» допускает его расширительное толкование с включением решения любых проблем конкретного населенного пункта. Помимо прочего добровольность формирования охраны можно расценивать и как элемент развития гражданского общества.

В связи с этим в ряде регионов и муниципалитетов принимаются нормативные правовые акты, расширяющие перечень видов деятельности социально ориентированных организаций за счет, например, деятельности в области пожарной безопасности и проведения аварийно-спасательных работ (Закон Республики Карелия от 5 декабря 2011 г. № 1562-ЗРК «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия», Закон Краснодарского края от 7 июня 2011 г. № 2264-КЗ «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Краснодарском крае»).

Органами местного самоуправления Хорольского муниципального района и Артемовского городского округа (Приморский край) к таким видам деятельности отнесено содействие самоорганизации граждан, в том числе добровольным пожарным дружинам (решение Думы Хорольского муниципального района от 21 ноября 2011 г. № 263 «Об утверждении Положения об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности, добровольчеству в Хорольском муниципальном районе», решение Думы Артемовского городского округа от 30 сентября 2010 г. № 412 «О Положении об оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности, добровольчеству в Артемовском городском округе»).

Финансовая поддержка ДПО

Формами финансовой поддержки ДПО, как правило, являются субсидии, предоставляемые из бюджета после получения от организаций определенного набора документов, включающих доказательство осуществления необходимых видов деятельности и заключения договора. Помимо указанных норм законов № 131-ФЗ и 7-ФЗ, позволяющих (при широком толковании) оказывать финансовую поддержку ДПО как социально ориентированной организации, прямое указание на такую возможность содержится в ст. 11 Закона № 100-ФЗ. Согласно ей финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), а также средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного само-управления. Что подразумевается под средствами поддержки, не уточняется. Соответственно не исключается и прямое субсидирование ДПО как социально ориентированной организации (в случае принятия соответствующих местных нормативных правовых актов, как было указано выше).

Практика показывает, что чаще всего в качестве средств поддержки ДПО региональные законы предус-матривают субсидии и налоговые льготы (например, Закон Республики Хакасия от 8 ноября 2011 г. № 94-ЗРХ «О некоторых вопросах деятельности добровольной пожарной охраны в Республике Хакасия»). В Рязанской области кроме субсидий предоставляются льготы по уплате налога на имущество организаций и уплате транспортного налога (Закон Рязанской области от 5 августа 2011 г. № 65-ОЗ «О некоторых вопросах обеспечения деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны на территории Рязанской области»).

Но более распространена имущественная поддержка ДПО в виде предоставления в безвозмездное пользование публичной собственности, в том числе земельных участков, зданий, сооружений, служебных помещений, оборудованных средствами связи, автотранспортных средств, оргтехники и иного имущества, выделение бюджетных средств на приобретение имущества, снаряжения, комплектов спецодежды для участия в тушении пожаров. Практикуется и передача в аренду на долгосрочной основе государственного имущества по льготным арендным ставкам. Так, в Рязанской области расчетная ставка аренды за квадратный метр в год в этом случае определяется с учетом значения коэффициента социально-экономической значимости, устанавливаемого областным законом.

Персональная поддержка

Помимо поддержки организаций ДПО органы власти могут в разных формах финансировать самих добровольных пожарных, в том числе:

  • осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных (ч. 3 ст. 16 Закона № 100-ФЗ);
  • личное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного (ст. 17 того же закона);
  • выплачивать компенсации по договору на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (ст. 18);
  • устанавливать гарантии правовой и социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, в том числе в случае их гибели (ст. 19).

Анализ региональных и местных нормативных правовых актов показывает, что личное страхование добровольных пожарных фактически не реализуется, его редкое упоминание носит скорее декларативный характер. Чаще всего используется выплата из бюджетов единовременных пособий родственникам в случае гибели пожарных. Например, в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда по Закону Республики Мордовия или 550 тыс. руб. по Закону Республики Хакасия, в Магаданской области этот размер определяет правительство области. При участии в тушении пожаров в случае получения увечья по Закону Республики Хакасия выплачивается пособие в размере 50-кратного минимального размера оплаты труда, также ежегодно выплачивается денежная компенсация на санаторно-курортное лечение в размере 600 руб. на каждого члена семьи добровольного пожарного. В Рязанской области для добровольных пожарных предусмотрена ежемесячная компенсация в размере 20 % от оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством, при условии, что сведения о добровольном пожарном содержатся в сводном реестре добровольных пожарных не менее трех лет.

Следует отметить, что местные акты по этому вопросу носят менее конкретный и более декларативный характер (что и понятно, учитывая скромные возможности большинства местных бюджетов). Например, постановлением администрации городского округа Жигулевск Самарской области от 12 октяб-ря 2011 г. № 1894 «Об утверждении Положения о добровольной пожарной охране на территории г. о. Жигулевск» к полномочиям администрации городского округа Жигулевск отнесены участие в финансовом и материально-техническом обеспечении деятельности подразделений добровольной пожарной охраны; осуществление в пределах компетенции мер по правовой и социальной защите, финансовому стимулированию граждан, участвующих в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны; формирование и утверждение муниципальных целевых программ по развитию и обеспечению деятельности добровольной пожарной охраны.

В ряде случаев местные акты предусматривают конкретные суммы материальной поддержки. Например, решением Собрания депутатов муниципального образования г. Узловая Узловского района (Тульская область) от 20 октября 2011 г. № 46-277 добровольным пожарным установлена мера поддержки в форме гарантированного вознаграждения за день борьбы с пожарами в размере 250 руб., которое выплачивается за счет средств резервного фонда администрации.

Иногда используется такая форма поддержки, как обеспечение возможности публиковать (размещать) на безвозмездной основе информацию о своей деятельности в средствах массовой информации муниципального образования (решение Думы Заводоуковского городского округа (Тюменская область) от 25 октября 2011 г. № 113 «Об утверждении Положения о мерах поддержки добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны в Заводоуковском городском округе»).

Очевидно, что даже в сумме все перечисленные меры поддержки вряд ли способны серьезно простимулировать жителей населенных пунктов к вступлению в ДПО. Тем более что в отношении формы этих организаций закон однозначен - они создаются либо как общественные организации, либо как общественные (а не государственные или муниципальные) учреждения, основными формами финансового обеспечения которых являются собственные средства, взносы и пожертвования, средства учредителя (учредителей). Учитывая организационно-правовую форму ДПО, органы власти не вправе выступать их учредителями.

Заключение

Таким образом, результат попыток местных и региональных властей обеспечить создание условий для деятельности добровольных пожарных дружин может быть таким же, как в Бежецке Тверской губернии конца позапрошлого века: не окажется надлежащего числа желающих рисковать своей жизнью ради мизерного пособия. Казалось бы, именно по этой причине во многих случаях более целесообразно решить вопрос о муниципальной пожарной охране. Но, как указывает закон, она создается лишь за счет собственных доходных источников муниципалитета, не включающих межбюджетные трансферты. Между тем именно за счет этих трансфертов и живет громадное количество маленьких городских и сельских поселений и именно они в силу удаленности от центра своих регионов чаще всего нуждаются в собственных пожарных дружинах, но не имеют финансовой возможности их создать.

Как было указано выше, право создания муниципальной охраны в муниципальном районе законом не предусмотрено (хотя, учитывая ситуацию, наверное, это было бы целесообразно). При этом, как известно, от поселений районам могут по соглашениям передаваться только полномочия по решению вопросов местного значения (а не полномочия по реализации прав), причем вместе с межбюджетными трансфертами на их исполнение. То есть в рамках этих норм закона решить вопрос о создании муниципальной охраны в районе законным образом невозможно.

Для решения этого вопроса остается фактически один законный вариант - передача государственных полномочий. Государственное полномочие по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы закреплено за органами государственной власти субъекта РФ подп. 31 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Закон не исключает возможности передать это полномочие (разумеется, с финансированием) муниципальным районам и городским округам.

Все изложенное также говорит о необходимости совершенствования федерального законодательства.

Государственной Думой

Советом Федерации

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2717) и подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51 (ч. III), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643), приказываю.

Пожарно-технические комиссии

Для привлечения работников предприятий к работам по предупреждению и борьбе с пожарами на производственных и складских объектах с численностью 50 чел. и более руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию (п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).

В состав пожарно-технической комиссии (ПТК) входят начальники производств, руководители подразделений, служб, специалисты различных профилей, инженер по охране труда, начальник добровольной пожарной дружины. Состав комиссии руководитель организации утверждает своим приказом (распоряжением). Он определяет ее полномочия, основные задачи, программу и порядок работы. Руководство комиссией, как правило, возлагают на главного инженера предприятия.

Пожарно-техническая комиссия осуществляет контроль за состоянием пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, машин, оборудования, выполнении производственных процессов. Для этой цели члены ПТК периодически обследуют все подразделения предприятия, фиксируют выявленные нарушения, разрабатывают проект мероприятий по их устранению и доводят его до сведения администрации предприятия, затем при необходимости осуществляют контроль за его выполнением. Как показала практика, ПТК, там где они созданы, оказывают существенную помощь руководителям организаций но обеспечению пожарной безопасности на предприятии.

Добровольная пожарная охрана. Добровольные пожарные дружины и команды предприятий

В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" в целях участия в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой помощи пострадавшим на пожаре добровольную пожарную охрану (ДПО) создают физические и юридические лица (предприятия), а так же их объединения.

Личный состав ДПО включает в себя работников, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ДПО осуществляют их учредители за счет собственных средств, а так же органы государственной власти и местного самоуправления. Они имеют право передавать ДПО свое имущество, в том числе здания, служебные помещения, средства связи, автотранспортные средства, оргтехнику и т.п. во владение, аренду или в безвозмездное пользование на долгосрочной основе.

В составе ДПО учредители могут создавать добровольные пожарные команды (ДНК) и добровольные пожарные дружины (ДПД), действующие на территории городских и сельских поселений (территориальные ДПК или территориальные ДПД) или в организациях (объектовые ДПК или ДПД).

Добровольная пожарная дружина (ДПД) – подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения.

Добровольная пожарная команда (ДПК) в отличие от ДПД имеет на вооружении мобильные средства пожаротушения.

Участниками территориальной ДПК или ДПД являются добровольные пожарные , проживающие на обслуживаемых территориях, достигшие возраста 18 лет, занесенные в реестр добровольных пожарных и способные по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. Для них учредители могут устанавливать знаки отличия, свою форму одежды, удостоверения (членские билеты).

Объектовые ДПК и ДПД создают на предприятиях. Их учредителями могут быть работники, в том числе руководитель организации, а участниками – добровольные пожарные из числа работников организации.

Учредители назначают руководителей ДПК и ДПД. На должности бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов) работников нанимают на условиях трудового договора.

Работники ДПО, добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе ДПК или ДПД:

  • обязаны во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации;
  • участвовать в тушении пожара и проведении аварийно- спасательных работ, оказывать первую помощь пострадавшим, а так же нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства;
  • имеют право на возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного им при исполнении своих обязанностей;
  • по месту работы могут пользоваться ежегодным дополнительным отпуском без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней;
  • в обязательном порядке проходят обучение по специальным программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки;
  • для поддержания профессионализма и постоянной готовности периодически проходят учения, на которых проверяют скорость сбора работников ДПО по тревоге, знание ими своих обязанностей на случай пожара, расположения источников водоснабжения и первичных средств тушения пожаров, умение ими пользоваться, умение организовывать эвакуацию людей и имущества из зданий, тушить оборудование, находящееся под напряжением и т.д.;
  • на время участия в тушении пожаров или несения дежурства, прохождения профессиональной подготовки освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы. Руководители ДПК или ДПД на условиях гражданско-правового договора выплачивают им за счет средств, предусмотренных на содержание своих подразделений, соответствующую компенсацию;
  • при участии в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действиях в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождаются от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательством РФ.

Что такое добровольная пожарная дружина

Добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) существовали еще в СССР. Они действовали практически на каждом предприятии, в каждом колхозе и совхозе и других сельхозпредприятиях. Целями дружин были профилактика пожаров и помощь в их тушении профессиональным пожарным. Но после распада страны их юридический статус был неопределенным. Кроме того, внимание государства к проблемам добровольных пожарных значительно ослабло, и фактически система ДПД была разрушена. А ведь в 1992 году в одном только Подмосковье существовало 447 пожарных команд.

И хотя с 1994 года действует Федеральный закон «О пожарной безопасности» (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), долгое время статус добровольцев был неопределенным. Неясно было, кто их финансирует, какие имеют гарантии и компенсации.

Тем не менее благодаря усилиям Центрального аппарата МЧС России и Всероссийского добровольного пожарного общества и его территориальных отделений система ДПД постепенно восстанавливалась. И по инициативе МЧС России в 2011 году был принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» (Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Он определил статус ДПД, их взаимоотношения с государственной противопожарной службой.

Итак, добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Если у добровольных пожарных имеется мотопомпа, это объединение уже будет называться пожарной командой. В настоящее время подготовлены изменения в закон «О добровольной пожарной охране», согласно которым пожарной командой будет называться подразделение, имеющее на вооружении автомобильные средства пожаротушения. А дружина получит право иметь мотопомпу.

Территориальное подразделение занимается защитой от пожаров в основном населенных пунктов, расположенных на определенной территории. Инициаторами ее создания выступают, как правило, общественные объединения и граждане во взаимодействии с местными органами власти. Это может быть, например, Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество».

Объектовая ДПД работает исключительно в организациях и предприятиях.

В задачи ДПД входит:

Профилактика пожаров;
- спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
- участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В каких организациях можно и нужно создавать ДПД?

Добровольные пожарные дружины можно создавать в любых организациях. Закон не обязывает работодателя иметь ДПД. Все зависит от его желания. Однако, исходя из практики, можно сказать, что смысл в ДПД есть там, где существуют пожароопасные производства, имеются склады с материальными ценностями, либо штат сотрудников более 50 человек.

Да, государственная противопожарная служба обязана приехать и потушить пожар, возникший на любом объекте. С момента вызова до момента прибытия пожарного расчета в условиях города должно пройти не более 10 минут, а в сельской местности - 20 минут (Пункт 1 ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Однако в реальности, когда быстрому проезду к месту пожара мешает сложная дорожная обстановка или неправильно припаркованные на подъездах к объекту автомобили, время может значительно вырасти. Если работодатель понимает, что реально к нему пожарные приедут через 40 минут, то, конечно, он должен позаботиться о защите своего имущества от огня. Обученные добровольные пожарные смогут к моменту появления профессионалов погасить огонь или не дать ему распространиться далеко.

По статистике МЧС России за 2013 год в стране произошло 3440 пожаров на производствах и в складских помещениях организаций, 4565- на складах и в торговых помещениях, 3025 - в административно-общественных зданиях. Ущерб от пожаров на этих объектах составил 5 728 398 000 рублей.

К примеру, рынки в Москве и области горят ежемесячно. Пока пожарный расчет государственной противопожарной службы доберется к месту пожара, как правило, успевает сгореть 5-10 контейнеров, а иногда и больше.

Чтобы предотвратить крупные материальные потери, владельцам рынков достаточно создать ДПД, обучить их, закупить и поставить у гидрантов оборудованные противопожарным инструментом и огнетушителями стационарные пожарные посты.

То же самое касается производства, детского лагеря отдыха, дома отдыха и т. д. Даже для небольшой организации актуальным является вопрос обученности работников способам тушения пожара.

Какой статус имеют добровольные пожарные

Добровольная пожарная дружина формируется из граждан, достигших возраста 18 лет, годных по состоянию здоровья исполнять следующие обязанности:

Профилактика пожаров;
- тушение пожаров;
- проведение аварийно-спасательных работ (Статья 10 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»).

В законе не указано, какие требования предъявляются к здоровью пожарных. Их определяет МЧС России. Но в ближайшее время право устанавливать требования к здоровью перейдет к Минздраву России.

В настоящее время вводится понятие пожарных-добровольцев, которые занимаются исключительно профилактикой пожаров. Такой доброволец может быть и хромым. Только в этом случае в структуре ДПД он будет заниматься исключительно вопросами профилактики.

Полноценным дружинником доброволец становится, когда его вносят в реестр добровольных пожарных. Порядок его ведения определен приказом МЧС России от 4 августа 2011 г. № 416.

Добровольный пожарный имеет право на:

Защиту жизни и здоровья в связи с занятостью в ДПД;
- возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей;
- участие самостоятельно или в составе ДПД на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим и т. д.

Добровольцы, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров. Порядок и правила обеспечения установлены приказами МЧС России от 4 апреля 2012 г. № 170 и приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 777н.

Добровольный пожарный обязан:

Обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме;
- во время несения службы (дежурства) прибывать к месту пожара или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;
- нести службу по графику;
- соблюдать порядок несения службы, дисциплину и правила охраны труда;
- содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;
- выполнять законные распоряжения руководителя ДПД.

Законом предусмотрена возможность личного страхования добровольцев. Но она зависит исключительно от желания работодателя.

Кроме того, им могут выплачиваться компенсации, которые должны быть установлены гражданско-правовым договором. Работодатель может на свое усмотрение установить формы материального стимулирования таких работников.

Если добровольный пожарный погибнет во время тушения пожара, его семье может быть выплачена денежная компенсация, размер которой устанавливают местные власти или власти субъекта федерации.

Как создать добровольную пожарную дружину

Инициатором создания добровольной пожарной дружины в организации могут выступить члены трудового коллектива (Пункт 7 ст. 8 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Так сказано в законе. Однако сложно представить предприятие, на котором работники выступят с таким предложением. Поэтому неформально инициатива исходит от работодателя. Ведь в конечном итоге выгодоприобретателем является он.

С формальной же стороны учредителями выступают работники. В законе прямо не указано, сколько человек должны быть учредителями ДПД. Однако, исходя из того, что ДПД - это общественное объединение в форме учреждения, их должно быть не менее трех (Статья 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Инициативная группа со стороны работников направляет в адрес работодателя письмо в произвольной форме. Выглядеть оно может так:

Получив письменное согласие работодателя, инициаторы создания ДПД собираются на учредительное собрание. На нем избирают председателя и секретаря собрания, утверждают повестку, принимают решение об учреждении ДПД, утверждают Положение о ДПД, выбирают руководителя ДПД. Решение собрания оформляют протоколом.

Члены инициативной группы пишут на имя руководителя ДПД заявления о принятии их в добровольные пожарные и заявление о согласии на обработку персональных данных. Руководитель ДПД направляет в управление МЧС по субъекту федерации заявление о регистрации общественного объединения в реестре общественных объединений пожарной охраны. При этом государственная регистрация не требуется, так как для объектовой ДПД это не обязательно.

Кроме того, руководитель ДПД направляет в управление МЧС по региону сведения о каждом добровольном пожарном, которые вносятся в реестр добровольных пожарных.

Работодатель может издать отдельный приказ о согласии на создание ДПД в организации, с указанием помещений, которые могут быть использованы под хранение инвентаря дружины и для проведения занятий.

Вступление в добровольную пожарную дружину других работников оформляется заявлением. Сведения о новых участниках ДПД также должны быть переданы в реестр добровольных пожарных. Заявление может выглядеть так:

Перед тем как быть принятым в состав ДПД, дружинник должен пройти медицинскую комиссию и обучение. Ее проходят в организациях, которые имеют лицензию Минобразования России. В Московской области обучить добровольцев может Московское областное отделение ВДПО. У него есть свой учебный комбинат.

Имейте в виду, МЧС России учить добровольцев не вправе.

Длительность учебного курса составляет 12 часов, а стоимость обученния одного добровольца составляет 1000 рублей. Вопросы оплаты учебы и медкомиссии для добровольцев необходимо прописать в положении о ДПД.

Кроме указанных расходов предстоит потратиться также на специальную боевую одежду пожарного, специальные средства пожаротушения (багры, топоры и т. п.). Если работодатель имеет крупное пожароопасное производство, то стоит задуматься о приобретении стационарного противопожарного поста. Его выпускают в виде крупного контейнера, в котором хранятся пожарные рукава, огнетушители, багры, спецодежда, пожарная мотопомпа и т. д. Комплектация зависит от особенностей защищаемого объекта. Стоимость в максимальной комплектации доходит до 500 000 рублей. Поэтому материальное обеспечение и финансирование ДПД обычно берет на себя работодатель.

Пост выставляют возле пожарного гидранта либо рядом с пожароопасным участком.

Поэтому финансирование дружины обычно берет на себя работодатель. Об этом также нужно указать в положении.

Будет ли выгода работодателю от добровольной пожарной дружины

Давая согласие на создание добровольной пожарной дружины, каждый работодатель думает, какую он от этого получит выгоду. На первый взгляд предстоят одни расходы.

Однако плюсы очевидны.

Первое. Добровольная пожарная дружина занимается профилактикой пожаров. Это значит, что у работодателя не будет болеть голова о том, заряжены у него огнетушители, свободны ли эвакуационные выходы, работает ли у него внутренний противопожарный водопровод и в каком состоянии находятся противопожарные рукава и т. д. Все эти вопросы будет проверять инспектор госпожнадзора, когда явится к работодателю. И если у работодателя с противопожарными мероприятия все в порядке, он избежит крупных штрафов.

Например, на торговых рынках за нарушение пожарной безопасности руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 25 000 до 50 000 рублей, а организация - на сумму от 250 000 до 500 000 рублей (ч. 1 ст. 14.34 КоАП РФ). В других местах нарушение пожарной безопасности может привести к штрафу для организации до 1 000 000 рублей (ст. 20.4 КоАП РФ).

Второе. Профилактика пожаров заключается не только в том, чтобы следить за противопожарными средствами. Добровольцы вправе требовать от других работников выполнения противопожарных требований. В их обязанности входит устранение (если это возможно своими силами) выявленных нарушений. Кроме того, они обязаны докладывать руководителю ДПД и организации о выявленных проблемах в пожарной безопасности.

Третье. Если возникнет пожар, добровольные пожарные смогу быстро его ликвидировать. Не секрет, что не каждый работник может быстро воспользоваться при необходимости огнетушителем, который стоит рядом с его рабочим местом, не говоря уже о том, что вряд ли найдет место, где расположен кран противопожарного водопровода. А обученный участник ДПД и огнетушитель использует по назначению, и пожарный рукав раскатает как надо.

Кроме того, добровольцы помогут организовать быструю и грамотную эвакуацию работников, что является немаловажным фактором при спасении на пожаре.

Четвертое. Поскольку добровольную пожарную дружину можно отнести к социально ориентированным некоммерческим организациям, он вправе получить льготы по налогам за оказание материальной поддержки ДПД (Пункт 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли обучать добровольных пожарных?

Хотим создать в организации добровольную пожарную дружину. А нужно ли членам ДПД учиться премудростям тушения пожара?

Ольга БУСИНОВА, инспектор отдела кадров (Красноярск)

Да, добровольные пожарные должны пройти обучение в организации, имеющей лицензию на обучение по специальной программе.

Какую мотопомпу купить?

В процессе создания добровольной пожарной дружины столкнулись с проблемой выбора мотопомпы. Настоящая пожарная очень дорогая. Можно ли купить мотопомпу, предназначенную для полива?

Александр КУПРИЯНОВ, заместитель главного инженера (Кострома)

Нет, нужно приобрести мотопомпу, которая имеет сертификат для ее использования как противопожарного технического средства. Конечно, цена сельскохозяйственной мотопомпы значительно ниже пожарной, однако и напор воды в ней существенно ниже требуемого. Поэтому, если придется ее использовать в реальном тушении пожара, этот факт может сыграть недобрую службу.

Кто может помочь с правильным расчетом противопожарных средств?

Задумались над созданием добровольной народной дружины в нашей организации. Но не знаем, какая нужна спецодежда пожарным, какие им нужны спецсредства и т. д. К кому можно обратиться?

Семен МАРЬЯНОВ, специалист по охране труда (Иркутск)

За помощью вы можете обратиться в региональное управление МЧС России или в территориальное отделение Всероссийского добровольного пожарного общества.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное:

1 Добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Если у добровольных пожарных имеется мотопомпа, это объединение уже будет называться пожарной командой.

2 Добровольные пожарные дружины можно создавать в любых организациях. В то же время закон не обязывает работодателя иметь ДПД.

3 Больше всех в создании ДПД заинтересован работодатель. В современных условиях он сам отвечает за свою противопожарную безопасность.

4 Учредителями объектовой ДПД могут выступать не менее трех человек, которые должны являться работниками организации, где создается дружина.

5 Действующая в организации пожарная дружина может обезопасить работодателя не только от большого ущерба в случае пожара, но и от больших штрафов со стороны государственной пожарной инспекции.

Владимир ЕРМИЛОВ, председатель Совета Московского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества (Балашиха)