Охраны труда. К законодательным актам рф, устанавливающим основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, относятся Охрана труда конституции трудовом кодексе рф

16.06.2020 Автокредит

В Конституции Российской Федерации закреплены основополагающие права и свободы, гарантирующие человеку жизнь и здоровье в процессе трудовой деятельности.

Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При-нудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гаран-тируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреж-дениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42 . Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи-ненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Кодекс законов о труде Российской Федерации об охране труда

2.1. Общие положения

В главе Х «Охрана труда» КЗоТ РФ изложены основные предупре-дительные акты (ст. 139–142) и требования по обеспечению охраны труда на предприятиях, учреждениях, организациях (ст. 143–159).

Статья 139. На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций.

Администрация обязана внедрять современные средства техники безопас-ности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать сани-тарно–гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессио-альных заболеваний работников.

Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и контролируют выполнение этих планов.

Статья 140. Производственные здания, сооружения, оборудование, тех-нологические процессы должны отвечать требованиям, обеспечивающим здо-ровые и безопасные условия труда.

Эти требования включают рациональное использование территории и про-изводственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и органи-зацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно–гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно–бытовых помещений.

При проектировании, строительстве и эксплуатации производственных зда-ний и сооружений должны соблюдаться санитарные правила и нормы по охране труда.

Проекты машин, станков и другого производственного оборудования должны соответствовать требованиям по технике безопасности и производственной санитарии.

Статья 141 . Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.

Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производ-ственного назначения не допускается без разрешения органов, осущест-вляющих государственный санитарно–эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов и соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации, вводящих объект в эксплуатацию.

Статья 142 . Ни один образец новой машины, механизма и другого произ-водственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда.

Статья 143 . Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотрас-левым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законо-дательством.

При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производ-стве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, админист-рация предприятия, учреждения, организации по согласованию с соответствую-щим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации принимает меры, обеспечивающие безопасные условия труда.

Статья 144 . На администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается проведение инструктажа работников по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам охраны труда.

Статья 145 . Работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Такие инструкции разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, учреждения, организации сов-местно с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, уч-реждения, организации. Министерствами, государственными комитетами и ве-домствами по согласованию с соответствующими профссоюзными органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий.

Работники обязаны также соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами инди-видуальной защиты.

Трудовые коллективы контролируют соблюдение всеми работниками правил и инструкций по охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Статья 146 . Постоянный контроль за соблюдением работниками всех тре-бований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприя-тий, учреждений, организаций.

Статья 147 . Администрация предприятий, учреждений, организаций с учас-тием представителей соответствующего выборного профсоюзного органа пред-приятия, учреждения, организации, а в установленных законодательством случа-ях с участием представителей и других органов, обязана своевременно и пра-вильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Администрация обязана по требованию пострадавшего выдать ему заверен-ную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней после окончания расследования по нему.

При отказе администрации в составлении акта о несчастном случае или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе обратиться в соответствующий выборный профсоюзный орган предприятия, учреждения, организации, постановление которого по поводу составления или содержания акта является обязательным для администрации.

На основе материалов расследования и учета несчастных случаев администрация обязана своевременно принимать необходимые меры для устранения причин, вызывающих несчастные случаи.

Статья 148 . Для проведения мероприятий по охране труда выделяются в установленном порядке средства и необходимые материалы. Расходование этих средств и материалов на другие цели запрещается.

Порядок использования указанных средств и материалов определяется в коллективных договорах или в соглашениях по охране труда, заключаемых между администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации.

Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначен-ных на охрану труда.

Статья 149 . На работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Администрация обязана обеспечивать хранение, стирку, сушку, дезинфек–цию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Статья 150 . На работах, связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам мыло. На работах, где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ, выдаются бесплатно по установленным нормам смывающие и обезвреживающие средства.

Статья 151 . На работах с вредными условиями труда работникам выдаются пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно–профилактическое питание.

Статья 152 . Администрация предприятия, организации обязана бесплатно снабжать работников горячих цехов газированной соленой водой.

Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение гази-рованной соленой водой, устанавливаются органами санитарно–эпидемиоло-гического надзора по согласованию с администрацией.

Статья 153 . Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно–разгрузочных работах, а также другим категориям работников в случаях, предусмотренных законодательством, предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Администрация предприятия, организации обязана оборудовать помещения для обогревания и отдыха работников.

Статья 154 . Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические (лица в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно–профилактических и детских учреждений, а также некоторых других предприятий, учреждений, организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаются Государственным комитетом санитарно–эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Статья 155 . Работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении более легкой работы, администрация предприятия, учреждения, организации обязана перевести, с их согласия, на такую работу в соответствии с медицинским заключением временно или без ограничения срока.

Статья 156 . При переводе по состоянию здоровья на более легкую ниже-оплачиваемую работу за работниками сохраняется прежний средний заработок в течение двух недель со дня перевода.

Работникам, временно переведенным на другую нижеоплачиваемую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием, выдается за все время перевода, но не более чем за два месяца, пособие по больничному листку в таком размере, чтобы вместе с заработком по новой работе оно не превышало полного фактического заработка по прежней работе. Если другая работа не была предоставлена администрацией в срок, указанный в больничном листке, то за пропущенные вследствие этого дни пособие выплачивается на общих основаниях.

Работникам, временно переведенным на нижеоплачиваемую работу в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, предприя-тие, учреждение, организация, ответственные за повреждение здоровья, выпла-чивают разницу между прежним заработком и заработком по новой работе. Такая разница выплачивается до восстановления трудоспособности или установ-ления стойкой утраты трудоспособности либо инвалидности.

Статья 159 . Предприятия, учреждения, организации несут в соответствии с законодательством материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

В основе Законодательства Российской Федерации об охране труда лежит Конституция Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 90-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативно правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов», такие как Закон РФ N 181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации», а также другие нормативно-правовые акты и законы по охране труда субъектов Российской Федерации.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Согласно изменениям, внесенным в статью 226 Кодекса, теперь финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) должно осуществляться в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ранее размер такого финансирования составлял не менее 0,1 процента). Расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда на работников возлагаться не должны.

Основные направления охраны труда:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие федеральных законов и нормативных актов в области охраны труда , федеральных, ведомственных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • управление охраной труда ;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
  • распространение передового опыта работы по охране труда ;
  • финансирование мероприятий по охране труда;
  • подготовка специалистов по охране труда;
  • сбор и анализ статистической отчетности об условиях труда , производственном травматизме, профессиональной заболеваемости;
  • за счет средств работодателя работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты, наглядными пособиями, плакатами по охране труда, приемлемыми санитарно-бытовыми условиями, лечебно-профилактическими средствами.

Охрана труда в Конституции Российской Федерации

Основные положения охраны труда закреплены в Конституции Российской Федерации .

Статья 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 41
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя .
Закон РФ N 181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

Основные понятия охраны труда

охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда ;

производственная деятельность - совокупность действий людей сприменением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст.

7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Правовая система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности в нашей стране получила закрепление в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 17, 20, 21, 23, 24, 26, 27), разделе X (гл. 33-36) ТК РФ, а также в подзаконных нормативных актах, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Минздравсоцразвития РФ, и в иных нормативно-правовых актах. В важнейшем комплексном нормативно-правовом акте, каким являются Основы, и ТК РФ определены основные направления государственной политики в области охраны труда, конкретизированы права работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и закреплены гарантии этих прав, предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда и т.д.

Законодательство об охране труда совершенствуется нормативной частью социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, устанавливающих для работников дополнительные гарантии охраны труда.

В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Значительная роль в системе указанных мероприятий принадлежит правовым средствам обеспечения жизни и здоровья работников в процессе труда, их действия распространяются независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности этих организаций. В широком смысле охрана труда нужна везде (в том числе и при отбывании наказания по приговору суда) в период работы в организациях. Лишь охрана труда в широком ее понятии способна сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Если какой-то ее компонент (правовой, медицинский, технический или экономический) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается. Таким образом, охрана труда будет обеспечена лишь при соблюдении одновременно всех ее аспектов.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве понимается как:

1) один из принципов трудового права;

2) правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении (ст. 2 ТК РФ).

Совокупность норм, регулирующих обособленные отношения в области охраны труда, образует самостоятельный институт охраны труда. Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности обеспечивается и другими нормами трудового законодательства: о праве на труд и его гарантиях, рабочем времени и времени отдыха, нормировании труда и его оплате и т.д.

Итак, охрана труда как институт труда трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами.

Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

1) правила и инструкции по охране труда;

2) специальные правила охраны работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

3) специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

4) нормы об организации системы управления охраной труда, о планировании и финансировании мероприятий по охране труда;

5) нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, хотя и имеющих относительную самостоятельность, а также ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.

Важное значения для реализации правовых норм, регулирующих сферу охраны труда является сформулированные ст. 209 ТК РФ основные понятия и определения, применяемые в рассматриваемом правовом институте. Такой подход позволяет исключить двоякое толкование указанных терминов, и, тем самым повысить эффективность их применения в практике трудовых и тесно связанных с ними отношений.

Основные понятия и определения, применяемые в области охраны труда.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Правовыми источниками охраны труда в России являются : Кон­ституция РФ, федеральные конституционные законы, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты работодателей, содержащие нормы трудового права, касающиеся вопросов безопасности и охраны труда.

Конституция РФ содержит ряд статей, относящихся к безопасности и гигиене труда, в частности ст. 2, 7, 37, 41, 42, 45 и 60. В части 3 ст. 37 Конституции РФ закреплено право каждого рос­сийского гражданина (в том числе лиц без гражданства и иностранных граждан) на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни была дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты груда, а также право на защиту от безработицы.

Частью 2 ст. 37 Конституции РФ запрещен принудительный труд, т.е. выполнение работы под угрозой какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины и для нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказание за участие в забастовке и за наличие и выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных уста­новленной политической, социальной и экономической системами); в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Как принуждение к труду рассматриваются: нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника в том случае, если работник не обеспечен средствами коллективной и индивидуальной защиты или работа угрожает жизни или здоровью работника.

Принудительный труд также запрещен ст. 1 За­кона от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Международным пактом о гражданских и политических правах (1996 г.), Конвенцией МОТ 1930 г. N 29 о принудительном или обязательном труде и Конвенцией МОТ 1957 г. N 105 об упразднении принудительного труда.

В Трудовом кодексе РФ установлено, что рабо­ты, выполняемые в порядке несения воинской службы, обусловленные законодательством о воинской обязанности, не являются принудительным трудом, равно как и работы, выполняемые в порядке прохождения альтернативной воинской службы.

Не является принудительным трудом и работа, выполняемая в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии, эпизоотии), когда существует опасность для населения или его части. В условиях чрезвычайного положения (в исключительных ситуациях) допускается привлечение трудового населения к аварийно-спасательным работам с обязательным соблюдением требований охраны труда.

Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях военного положения, которое вводится Президентом РФ (ст. 87 Конституции РФ). В условиях военного положения население моби­лизуется на работы, необходимые для обороны страны.

Не является принудительным трудом работа, выполняемая по приговору суда в качестве уголовного наказания, и которая организуется, контролируется специальными органами на основе федерального закона.

Трудовой кодекс РФ устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений. Раздел X ТК РФ посвящен охране труда и определяет общие положения, требования охраны труда, организацию охраны труда и обеспечение прав работников на охрану труда.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, поста­новления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения федеральных органов исполнительной власти по вопросам охраны труда относятся к иным нормативным правовым актам. В соответствии с по­становлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к таким актам относятся: стандарты безопасности груда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные пра­вила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных требований охраны труда принимают законы и иные нормативные правовые акты в области охраны труда.

На основе законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают акты в области охраны труда (постановления, распоряжения и др.), а организации разрабатывают и принимают локальные нормативные акты: стандарты организации, инструкции по охране труда для работников, положения об организации работ по охране труда в организации, положения о комитетах (комиссиях) но охране труда и пр.

Действие нормативных правовых актов:

  1. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Рос­сийской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
  2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового нрава, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
  3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
  4. Принимаемые работодателем локальные нормативные правовые акты действуют в отношении работников данного работодателя неза­висимо от места выполнения ими работы.

В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяют­ся положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юри­дических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

  • военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • членов советов директоров (наблюдательных советов) органи­заций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
  • лиц, работающих на основании договоров гражданско-право­вого характера;
  • других лиц, если это установлено федеральным законом.

Необходимо отметить особенность действия трудового законодательства. Его действие распространяется на работодателей, работников, членов кооперативов, студентов и учащихся, проходящих производственную практику, военнослужащих, направленных на работу в организации, граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организации.

Трудовое законодательство устанавливает применение норм трудового права к военнослужащим и осужденным только в период выполнения ими трудовой функции в организациях (например, при уборке урожая, при работе осужденных в цехах, ма­стерских и пр.), но не применяются к ним в период боевой подготовки, несения караульной службы, участия в боевых действиях, нахождения на гауптвахте, в казарме, камере и др.

Нормативные правовые акты отраслей права, смежных с трудовым правом

Правовое регулирование в области охраны труда также осуществляется:

Акты Международной организации труда (МОТ)

Правовыми источниками охраны труда в России являются также международные трудовые нормы (стандарты) Международной органи­зации труда (МОТ).

Международная организация труда (МОТ) – специализированное учреждение ООН с 1946 года, которая была создана в 1919 году при Лиге Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и условий труда.

  • Конвенция 1977 г. N 148 о защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;
  • Конвенция 1947 г. N 81 об инспекции труда;
  • Конвенция 1978 г. N 155 о регулировании вопросов труда;
  • Конвенция 1981 г. N 155 о безопасности и гигиене труда и про­изводственной среде;
  • Конвенция 2006 г. N 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.

Кроме названных конвенций к актам Международной организации труда, имеющим отношение к безопасности и гигиене труда, относятся:

  • Конвенция 1960 г. N 115 о защите от радиации;
  • Конвенция 1964 г. N 121 о пособиях в случае производственного травматизма;
  • Конвенция 1985 г. N 161 о службах гигиены труда;
  • Конвенция 1980 г. N 162 об асбесте;
  • Конвенция 1988 г. N167 о безопасности и гигиене труда в строитель­стве;
  • Конвенция 1990 г. N 170 о химических веществах;
  • Конвенция 1995 г. N 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах;
  • Протокол 1995 г. к Конвенции 1947 г. N 81 об инспекции труда;
  • Конвенция 2001 г. N 184 о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве;
  • Протокол к Конвенции 1981 г. N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;
  • Рекомендация МОТ 1956 г. N 102 о бытовом обслуживании;
  • Рекомендация МОТ 1993 г. N 181 о предотвращении крупных про­мышленных аварий;
  • Рекомендации МОТ 2002 г. N 194 о перечне профессиональных за­болеваний и целый ряд других.

Многие международные стандарты в сфере безопасности и гигиены труда применимы в деятельности объектов экономики России. Среди них стандарты ISO серий 9000 и 14000; OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента безопасности труда. Требования»; OHSAS 18001:2008 «Руководство по внедрению OHSAS 18001»; МОТ–БГТ 2001 «Руко­водящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда (ILO–OSH 2001)» и прочие.

Нормы трудового права

Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Правовое поле в области охраны труда состоит из четырех взаимосвязанных уровней правовых нормативов: единых, межотраслевых, отраслевых и нормативов предприятия .

Единые правовые нормативы включают в себя основные государственные документы, которые устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труды.

Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Статья 37 Конституции Российской Федерации

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Трудовой кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой в декабре 2001 г. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В области охраны труда Трудовым кодексом Российской Федерации определены:

цели - создание благоприятных условий труда, защита прав работников и работодателей;

задачи - правовое регулирование трудовых отношений по организации труда, профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; заключение коллективных договоров; участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда; надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда , принципы правового регулирования, основные права и обязанности работников.

Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с настоящим Кодексом.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обяза­тельном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Межотраслевые правовые нормативы представляют собой государственные документы, которые действуют без исключения во всех отраслях экономики, так как не имеют отраслевого признака. К ним относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда, правила безопасности труда, межотраслевые правила по охране труда (например: правила безопасной эксплуатации электроустановок, правила безопасного проведения строительных и ремонтных работ, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами и другие).

Отраслевые правовые нормативы, это отраслевые стандарты, инструкции, положения, правила сертификации, приказы и указания министерств по охране труда и производственной безопасности. Они определяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли экономики: правила безопасности на транспорте, в добывающих отраслях, в химической промышленности и др. Отраслевые правовые акты имеют следующую индексацию: отраслевые стандарты - ОСТ, отраслевые правила по охране труда - ПОТ О, типовые отраслевые инструкции - ТОИ. Эти правовые нормативы рассчитаны только на конкретную отрасль экономики и не имеют юридической силы в других отраслях.

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Межотраслевые ПРАВИЛА: разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти; утверждаются Минтрудом России.

Отраслевые ПРАВИЛА: разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти; согласовываются с Минтрудом России.

В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда включают:

Общие требования.

Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.

Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников.

Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников.

Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.

При необходимости можно включать другие главы.

Обозначение межотраслевых и отраслевых правил по охране труда состоит из:

ПОТ - правила по охране труда (индекс), Р - Россия, М - межотраслевые или О - отраслевые, 001 - присвоенный номер, 20__ - год утверждения.

Например:

ПОТ Р М - 011 - 2000 - межотраслевые правила по охране труда; ПОТ Р О - 001 - 200_ - отраслевые правила по охране труда.

Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00 (утв. постановлением Минтруда РФ от 5 января 2001 г. N 3 и приказом Минэнерго РФ от 27 декабря 2000 г. N 163).

Статья 209 (ТК РФ). Основные понятия

Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.