Произведения науки литературы и искусства. Основания перехода исключительного права на произведения науки, литературы и искусства

19.06.2020 Автокредит

ГК РФ Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту

1. Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

2. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

3. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд.

4. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

Понятие и виды личных неимущественных прав автора

Понятие, признаки и виды произведений науки, литературы и искусства

Распоряжение интеллектуальными правами

Статья 1107. Виды договоров по распоряжению имущественными правами интеллектуальной собственности.
1. Распоряжение имущественными правами интеллектуальной собственности осуществляется на основании следующих договоров 1.лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности 2.лицензионный договор; 3.договор о создании по заказу и использовании объекта права интеллектуальной собственности; 4договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности; 5.иной договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности.

2. Договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности заключается в письменной форме. При несоблюдении письменной формы договора о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности такой договор является ничтожным. Законом могут быть установлены случаи, в которых договор о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности может заключаться устно.

Ст.1259 ГК.произведение –совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Существует общее правило исчисления срока действияимущественных авторских правах, которое основывается на принципе определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора:

Статья 192 ГК РФ устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от общего правила:

2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования.

3) если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования;



Однако после присоединения к Бернской конвенции (1995 г.) все произведения иностранных авторов охраняются точно также, как и российских, подсчет сроков охраны такой же, как для наших (с минимальными исключениями, например, если у них срок короче и произведение уже не охраняется, то и мы прекращаем его охранять).

Эти правила Бернской конвенции действуют ретроактивно, то есть охрана восстанавливается и распространяется на те произведения, которые ранее не охранялись.

Субъекты авторского права -это лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Это создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели, а также создатели производных произведений (переводы, переработки, аранжировки) приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

Субъекты- физические лица (граждане РФ, иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также госуд-во в целом) и юридические лица (издатели газет, журналов,изготовители аудиовизуальных произведений, работодатели авторов служебных произведений…)

1) латинской буквы "С" в окружности: c;

2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга.

нераздельное,

(Пр. нераздельного соавторства - творчество писателей –романы, они не выделяют свои части коллективных произведений, раздельное соавторство - коллективный учебник главы которого, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно).

Право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно.

К наследникам переходят в основном а. права, которые носят имущественный характер. Личные неимущественные права по наследству не переходят. При этом наследники вправе:

Осуществлять охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, если только автор не назначил в своем завещании для этих целей специальное лицо.
- разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора.

А. права наследников ограничены установленным законом сроком. и действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 1281 ГК). Исключения:

А. права переходят к наследникам как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу.

А. права могут переходить к иным правопреемникам на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров это издательства, киностудии и др. организации занимающиеся использованием произведений.

Статья 1370. Служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец

1. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом.

3. Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.

4. При отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином (пункт 3 настоящей статьи) работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана.

Если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит работнику. В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора - судом.

Если работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, либо примет решение о сохранении информации о таких изобретении, полезной модели или промышленном образце в тайне и сообщит об этом работнику, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.

5. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, не являются служебными. Право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат работнику. В этом случае работодатель вправе по своему выбору потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного результата интеллектуальной деятельности для собственных нужд на весь срок действия исключительного права либо возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием таких изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Статья 1371. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по договору

1. В случае, когда изобретение, полезная модель или промышленный образец созданы при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали их создание, право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

В этом случае заказчик вправе, если договором не предусмотрено иное, использовать созданные таким образом изобретение, полезную модель или промышленный образец в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента без выплаты за это использование дополнительного вознаграждения. При передаче подрядчиком (исполнителем) права на получение патента или отчуждении самого патента другому лицу заказчик сохраняет право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца на указанных условиях.

2. В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента или исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец передано заказчику либо указанному им третьему лицу, подрядчик (исполнитель) вправе использовать созданные изобретение, полезную модель или промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента, если договором не предусмотрено иное.

3. Автору указанных в пункте 1 настоящей статьи изобретения, полезной модели или промышленного образца, не являющемуся патентообладателем, выплачивается вознаграждение в соответствии с пунктом 4 статьи 1370 настоящего Кодекса.

Статья 1372. Промышленный образец, созданный по заказу

1. В случае, когда промышленный образец создан по договору, предметом которого было его создание (по заказу), право на получение патента и исключительное право на такой промышленный образец принадлежат заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

2. В случае, когда право на получение патента и исключительное право на промышленный образец в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принадлежат заказчику, подрядчик (исполнитель) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такой промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.

3. В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента и исключительное право на промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.

1)личные имущественные (могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права)

2)Личные неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

К личным неимущественным правам относят:

Право на обнародование – сам может обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме.

Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. - это право на отзыв.

Право на воспроизведение

Право на распространение(путем продажи, сдачи в прокат)

Право на импорт выражается в возможности, т.е. ввозить из-за границы.

Право на публичный показ

Право на публичное исполнение

Право на передачу в эфир

Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю (т.е. для абонентов, имеющих специальные приставки к своим радио- или телеприемникам).

Право на перевод

Срок действия искл авторских прав - в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, затем переход в общественное достояние, исключ.- право на имя и право на защиту репутации автора после его смерти осуществл-ся его наследниками или спец. Уполномоченным органом.

Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (Ст. 1274 ГК).

Свободное использование ограничено определенными пределами:

1) оно возможно только в отношении правомерно обнародованных (или опубликованных) произведений. Искл:- случаи публичного исполнения муз-х произведений во время официальных или религиозных церемоний и воспроизведения произведений для судебных целей.

2) оно не ограничивает личные неимущ. права автора, т.к. закон требует указывать имя автора и источник заимствования.

3) св. использование допустимо только при условии, если оно:

а) не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения;

В информационных целях (воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю), если это не было специально запрещено автором.

Свободное воспроизведение произведений для судебных целей

Свободное использование произведений, расположенных в местах, открытых для свободного посещения. В отношении произведений архитектуры, изо. искусства и фотографии, постоянно расположенных в месте, открытом для свободного посещения, допускается как их воспроизведение, так и передача в эфир.

Разрешается также воспроизведение средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения по кабелю произведений.

В научных, образовательных, культурных, социальных целях.

Разрешается свободное использование правомерно обнародованных произведений:
1) путем цитирования в научных, исследовательских, и информационных целях.

2) в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) путем воспроизведения рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
- Допускается свободное репродуцирование правомерно опубликованного произведения в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
1) библиотекам и архивам для замены утраченных или испорченных экземпляров произведения;
2) библиотекам и архивам по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях.

Организациям эфирного вещания разрешается делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир. Организация должна уничтожить запись в течение 6 месяцев после ее изготовления, если более продолжительный срок хранения не был согласован с автором. Запись может быть сохранена без согласия автора в официальных архивах, когда она носит исключительно документальный характер.

Принцип автоматической охраны распространяется на произведения литературы, науки и искусства, если выполнены следующие условия охра­носпособности:

объективное существование произведения;

творческий характер произведения;

правомерность использования охраняемых объектов.

1. Условие объективного существования произведения означает действительное существование произведения независимо от его автора. Другими словами, правовая охрана может распространяться только на ре­ально существующие произведения, доступ к которым могут иметь иные люди (представители публики) в любой ими выбранный момент времени.

Как уже отмечалось при обсуждении принципа дуализма интеллекту­альной собственности (см. § 1.9), нематериальный объект интеллектуаль­ной собственности может объективно существовать только будучи вопло­щенным на материальном носителе либо на таком носителе должно быть воплощено исполнение произведения. Лишь тогда представители публики могут получить доступ к произведению по своему выбору. В противном случае доступ к произведению без посредничества автора невозможен.

Итак, правовая охрана может быть обеспечена, если произведение воплощено в любом материальном носителе, допускающем его использо­вание. Например, произведение литературы, как правило, записывается на бумажном носителе с помощью той или иной системы письменности рукописным, машинописным или компьютерным способом. Музыкаль­ное произведение может быть записано на бумажном носителе с помощью нотной записи, а исполнение такого произведения - на магнитном или оптическом носителе с использованием аналоговой или цифровой запи­си. Скульптурное произведение создается из самого материального носи­теля.



§ 2.8. Условия правовой охраны 81

Бернская конвенция предоставляет странам «право предписать, что литературные и художественные произведения или какие-либо определен-ные их категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме» 1 . Однако страны с переходной экономикой не воспользовались этим положением и не отождествили объективное су­ществование произведения с материальной формой его существования, как это сделано в других странах.

2. Условие творческого характера означает, что произведение должно быть результатом творческого труда его автора. Это условие отсутствует в международных договорах, однако в национальном законодательстве оно часто закреплено. Косвенное указание на условие творческого характера произведения имеется в ст. 2(5) Бернской конвенции, в соответствии с которой составные произведения (см. § 2.12) охраняются, если они пред­ставляют собой «по подбору и расположению материалов результат ин­теллектуального творчества» 2 . Причем под «материалами» понимаются произведения, входящие в составное произведение. Поэтому включенные в сборник произведения также могут считаться результатом творчества.


Таким образом, произведение должно являться результатом творчест­ва, чтобы быть охраняемым. Понятие творчества не определяется в зако­нодательстве, но считается, что в результате творческой деятельности создается все качественно новое и оригинальное, неповторимое и уни­кальное, в том числе произведения литературы, науки и искусства. Твор­ческий характер произведения выражается в его новизне и ориги­нальности как по форме, так и по содержанию.

Условие творческого характера может относиться как к произведению в целом, так и к его частям, но не к отдельным лексическим, синтаксиче­ским, фразеологическим или коммуникативным единицам и образовани­ям. Например, в литературном произведении используются в основном общеизвестные слова и фразы. В большинстве предложений невозможно усмотреть никакого творческого начала. Поэтому отдельные общеизвест­ные слова, фразы и даже отдельные предложения могут не отвечать условию творческого характера, а значит, не могут охраняться авторским правом как части произведения. Положение естественное, поскольку в противном слу­чае автор мог бы предъявлять претензии к иным лицам, которые использу­ют обычные слова, обычные фразы, обычные предложения в иных произ­ведениях. С другой стороны, вполне определенная совокупность этих же общеизвестных слов, простых фраз и предложений может соответствовать условию творческого характера. Таким образом, отдельные элементы про­изведения не могут охраняться авторским правом, а само произведение в целом или в части, а также его название авторским правом охраняться могут.

" См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведе­ний. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 9. 2 Там же.


3. Условие правомерности использования охраняемых объектов относит-

к произведениям, которые созданы с использованием других произ-

ений, прежде всего составных (см. § 2.12) и производных (см. § 2.13).

иное условие означает, что любое (вторичное) произведение, получен-

е из других произведений (первичных), может признаваться объектом

орского права только в том случае, если оно создано с разрешения

авообладателей используемых произведений.

Условия охраноспособности, сформулированные выше, являются не-

одимыми и достаточными для возникновения правовой охраны, поэто-

любые иные условия, которые могли бы влиять на возникновение охра-

Не считаются обязательными и необходимыми.

В частности, возникновение охраны не зависит от содержания произведе-, т. е. от достоинства и назначения произведения. Содержательный уро-нь произведения влияет на востребованность произведения, хотя пря-й связи между востребованностью произведения и его содержательным овнем не существует. Обычно коммерческим успехом пользуются про­ведения скандального содержания. Произведения, рассчитанные на удированного, развитого, подготовленного читателя, иногда не пользу-ся массовым успехом. Успех одних произведений и равнодушие к дру-м произведениям являются индикатором духовного, интеллектуального образовательного уровней общества и характеризуют приоритеты тех Или иных ценностей в жизни человека и общества.

В любом произведении могут быть отображены, воплощены, выражены или объяснены всевозможные мысли, идеи, принципы, концепции, откры­тия, методы, процессы или содержится просто информация. Однако неза­висимость охраны от содержания произведения означает, что никакие идеи, мысли и информация, изложенные или воплощенные в произведении, не охраня­ются. Это следует из Бернской конвенции 1 , Соглашения ТРИПС 2 и Дого­вора ВОИС по авторскому праву 3 .

Независимость охраны от содержания произведения ведет к очень важ­ному выводу: нельзя запретить правовую охрану произведения любого содержа­нии, даже если оно противоречит интересам каких-либо лиц и групп, идеологии или взглядам политических партий, господствующих политических доктрин, Государства и т. д. Явная или скрытая цензура не может лишить автора его прав. Несмотря на то что обычно понимаемые демократия и гражданское Общество отвергают цензуру в большинстве сфер деятельности, Бернская конвенция признает право цензуры, поскольку ее положения «не могут ни В чем затрагивать право правительства каждой из стран Союза разрешать, контролировать или запрещать в законодательном или административном

1 См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведе­ний. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 10.

См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement) (1994). Geneva: WIPO, No 223(E). 2000. P. 20. См.: Договор ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 6.


порядке распространение, исполнение или показ любого произведения или постановки, в отношении которых компетентный орган признает не­обходимым осуществить это право» 1 . Другими словами, в соответствии с Бернской конвенцией любое государство имеет право разрешать или запре­щать распространение любого произведения, т. е. осуществлять цензуру.

Вполне оправданы меры, предпринимаемые государствами для конт­роля и ограничения содержания произведений литературы, науки и ис­кусства с целью пресечения преступлений против мира и безопасности, в том числе информационных, против конституционных прав и свобод человека, его чести и достоинства. Например, во многих странах запре­щена пропаганда войны, терроризма, бандитизма, геноцида, экоцида; разжигание расовой, национальной либо религиозной вражды или роз­ни, порнография, клевета, призывы к свержению или изменению кон­ституционного строя, достижению государственной власти насильствен­ными методами, совершению иных преступлений против государства и его граждан.

Кроме того, запрещено создание и разработка вредоносных компью­терных программ, в том числе компьютерных вирусов, а также программ для неправомерного и несанкционированного доступа к защищенным компьютерным системам и сетям с целью овладения, модификации и ис­пользования хранящейся информации.

В произведениях не должны в той или иной форме сообщаться сведе­ния, составляющие государственную, коммерческую тайну, или сведения, которые могут быть использованы в ущерб интересам государства.

Таким образом, фактически законодательство может налагать ограни­чения на содержание произведений литературы, науки и искусства, хотя это редко признается цензурой содержания произведения. Существует весьма зыбкая грань между свободой и общественной безопасностью.

В заключение рассмотрим соотношение между формой и содержанием произведения. Иногда утверждают, что авторское право охраняет форму, но не содержание произведения. Такое понимание соотношения формы и со­держания ошибочно. Понятно, что здесь речь идет не о форме воплощения произведения на материальном носителе, а о воплощении авторами идей, мыслей, сюжетов, тем, гипотез, теорий, законов, открытий и проч. в про­изведениях литературы, науки или искусства. Результат этого воплощения и представляет собой содержание произведения. В этом смысле воплоще­ние и содержание - это одно и то же, поэтому нет никакого противоречия и различия между формой и содержанием произведения. Другими слова­ми, одни и те же идеи или мысли могут быть выражены во множестве про­изведений, и каждая новая форма означает новое содержание и тем самым новое произведение.


Наличие ограничений исключительного права (см. § 1.12 и § 4.15) подтверждает, что авторское право охраняет любую и каждую часть произ­ведения, в том числе и его название, при условии, естественно, их творче­ского характера. В еще большей мере охрана содержания подтверждается мерами ответственности за плагиат, который устанавливают при «побук-венном сравнении» оригинального и заимствованного произведения. Ес­ли оказывается, что в некотором произведении содержатся значительные части оригинального произведения, - это плагиат. Все это подтверждает, что охраняется вся совокупность слов в форме, выбранной автором. Анало­гичное справедливо и для произведений искусства.

Понятие и виды объектов интеллектуальной собственности. Виды интеллектуальных прав. Случаи государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности а также средств индивидуализации. Источники права интеллектуальной собственности

Право интеллектуальной собственности

Согласно статье 1225 ГК РФ, интеллектуальная собственность – это собирательное понятие объединяющее результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

К объектам интеллектуальной собственности относятся:

1. Произведения науки, литературы и искусства

2. Программы для ЭВМ

3. Базы данных

4. Исполнение

5. Фонограммы

6. Сообщение в эфир или по кабелю радио или же теле передач

7. Изобретения

8. Полезные модели

9. Промышленные образцы

10. Селекционные достижения

11. Топологии интегральных микросхем

12. Секреты производства («ноу хау»)

13. Фирменные наименования

14. Товарные знаки и знаки обслуживания

15. Наименование мест происхождения товаров

16. Коммерческие обозначения

Этот перечень является исчерпывающим.

На результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации закон признает за автором комплекс интеллектуальных прав. Этот комплекс в себя включает:

1. Исключительное право на объект интеллектуальной собственности. Это право всегда имущественное (пункт 3 статьи 1228 ГК РФ). Лицо обладающее исключительным правом или же правообладатель вправе использовать такой результат или же такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Первоначально данное право возникает у автора а далее это право может быть передано автором другому лицу по договору, оно также может перейти по наследству, а также перейти к другим лицам по иным основаниям установленным законом (пункт 3 статьи 1228 ГК РФ).

Все иные лица не могут использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности без согласия правообладателя за исключением случаев предусмотренных законом (абз. 3 пункта 1 статьи 1229 ГК РФ).

2. Личные неимущественные права, которые принадлежат автору, главными из которых являются право авторства и право на имя (пункт 2 статьи 1228 ГК РФ). Причем отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора охраняется бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо.


3. Иные права, которые также может иметь автор или же правообладатель, которые различаются в зависимости от объекта интеллектуальной собственности. Например, право следования, право доступа, право на обнародование произведения, право на отзыв, а также иные права.

В ряде случаев предусмотренных ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности или же на средства индивидуализации признаются и охраняются при условии государственной регистрации такого объекта (пункт 1 статьи 1232 ГК РФ).

Соответственно государственной регистрации также подлежат отчуждение, залог, предоставление права использования такого объекта по договору, а также регистрации подлежат переход исключительного права на такой объект по иным основаниям, в частности в порядке наследования по решению суда в случае обращения взыскания на такой объект, что прямо следует из статьи 1232, а также статьи 1241 ГК РФ.

Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, а также действия по переходу прав на эти объекты подлежат государственной регистрации в патентном ведомстве РФ - Роспатент, полное название – Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (пункт 3 статьи 1246 ГК РФ).

Регистрация выпуска или же издания программ для ЭВМ и баз данных по желанию правообладателя может быть осуществлена также в патентном ведомстве РФ. Если же эти программы или базы данных рассчитаны на массового потребителя, то в обязательном порядке они подлежат государственной регистрации но уже как средства массовой информации в федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям РФ.

Регистрация и выдача патентов на секретные изобретения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в зависимости от их тематической принадлежности. Например, федеральное космическое агентство РФ, министерство обороны РФ, федеральное агентство по атомной энергии РФ.

В отношении селекционных достижений, регистрация, а также выдача патентов и свидетельств осуществляется федеральным агентством по сельскому хозяйству РФ (статья 1246 ГК РФ).

Регистрация кино и видео фильмов осуществляется федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ на основании постановления правительства РФ «о регистрации кино и видео фильмов и регулировании их публичной демонстрации» от 28 апреля 1993 года.

Исключение составляют и государственной регистрации не подлежат произведения науки, литературы и искусства, исполнение, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио или телепередач. Также регистрации не подлежат секреты производства или же «ноу хау», регистрации не подлежат коммерческие обозначения, то есть интеллектуальные права на такие объекты возникает у автора с момента создания соответствующего результата интеллектуальной деятельности или же средства индивидуализации.

Понятие и критерии охраноспособности объектов авторского права

Для определения объекта авторского права закон использует термины произведение, программы для ЭВМ, базы данных, иными словами действующее законодательство не содержит определение понятия произведения. Кодекс только называет ряд признаков, которыми они должны обладать чтобы пользоваться правовой охраной.

Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы или искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В пункте 3 статьи 1259 сказано, что авторские права распространяются как на обнародованные так и на не обнародованные произведения выраженные в какой либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (причем устная форма включает в себя публичное прочтение, публичное исполнение, также иную подобную форму), в форме изображения, в форме звука или же видеозаписи в объемно-пространственной форме. Исходя из этого произведение – это результат интеллектуального творчества, а именно литературного, научного и т.д., выраженного в какой либо объективной, доступной для восприятия форме. Произведения всегда содержат систему идей, мыслей, теорий, художественных образов, сюжетов, которые выражены в объективной форме, поэтому произведение рассматривается юристами как нематериальное благо, которое тем не менее обязательно должно быть воплощено в какой либо материальной форме (картина, ноты, рукопись, украшение, предмет одежды). Поэтому не всегда передача материального носителя влечет передачу интеллектуальных прав на произведение.

Объект авторского права нельзя отождествлять с правом собственности на вещь, которые являются только материальным носителем произведения как результата интеллектуальной деятельности (1227 ГК РФ, пункт 1, 2 статьи 1291 ГК РФ).

Чтобы произведения науки, литературы или искусства были признаны объектом авторского права ему должны быть присущи следующие признаки (статья 1257, пункт 1,3,4 статьи 1259 ГК РФ):

1. Произведение должно относится к сферам науки, литературы или искусства

Произведение науки – это произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы. Например, произведениями науки являются справочники, научно-популярные издания, практические руководства и т.д.

Произведения литературы – это художественные произведения, выраженные в словесной форме. Например, повести, рассказы, стихи, сценарии, резюме, аннотации, энциклопедии, иное

Произведения искусства – все остальные произведения художественного творчества. Сюда относятся: произведения архитектуры, живописи, скульптуру, музыки, театра, кино, костюмы, украшения, фото и т.д.

2. Произведение должно быть результатом творческой деятельности

Творческой признается любая интеллектуальная деятельность человека в результате которой появляются новые понятия, новые образы, или же новые формы их воплощения которые отличаются неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Для авторского права важен не сам характер творческой деятельности, ибо сама творческая деятельность правом не регулируется, а важен сам охраняемый результат, то есть произведение пока не доказано что оно является следствием прямого копирования, плагиата или же пиратства. Новизна, оригинальность или же креативность.

В произведениях науки новизну составляют новые идеи взгляды, теории, концепции, высказанные автором впервые либо развитые им на новой основе и с иным обоснованием. В произведения художественной литературы новизна проявляется в создании новых художественных образов, характеров, в придании произведению новой формы.

В произведениях искусства новизну или же оригинальность составляют создание новых музыкальных образов, либо создание новых стилей, направлений живописи, скульптуры, архитектуры.

Новизна деятельности составителей сборников опубликованных произведений других авторов проявляется в подборке, а также систематизации материала

3. Произведение должно существовать в объективной форме

Объективная форма произведение – это всякое внешнее выражение мысли автора, делающая возможным восприятие и воспроизведение данного произведения неопределенным кругом лиц и поэтому чтобы произведение приобрело характер объекта авторского права, а также общественную значимость, оно должно быть воплощено в какой либо форме. Эта форма может быть письменной (например, в виде рукописи, схемы, чертежа, нотные записи), устной (публичное произнесение, исполнение), в форме изображении (в виде картины, чертежа, фотокадра), в форме звука или же видеозаписи (магнитной, цифровой), в форме объемно-пространственной (скульптура, макет, сооружение и т.д.). Для признания произведения объектом авторского права закон не требует завершенности работы, то есть закон в равной степени охраняет как законченные так и незавершенные произведения, в частности эскизы, наброски, планы, а также иные промежуточные результаты. Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведения именно как систему идей, мыслей, образов именно в связи с возможностью воспроизведения произведения.

4. Произведение может быть обнародованным или же необнародованным

Обнародованные произведения – осуществленные с согласия автора действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или же иным способом.

Необнародованные произведения – существует в какой либо объективной форме, но по воле автора оно не стало доступным. Любое произведение науки, литературы, искусства по общему правилу охраняется авторским правом независимо от какой либо регистрации или же формального подтверждения каким либо органом. Исключения здесь составляют кино и видео фильмы, кроме того программы для ЭВМ и базы данных регистрируемые по желанию.

5. Произведение может быть любого назначения и достоинства и может быть выражено любым способом.

Способ выражения обусловлен видом творческой деятельности, то есть произведение может быть выражено во вне в форме литературного произведения, пантомимы, танца и т.д.

Кроме того под назначением произведения понимается цель его создания и область применения. Причем цель создания определяет сам автор самостоятельно либо на основании договора с лицом, которое заказывает и будет использовать произведение. Назначение не влияет на признание созданного произведения объектом авторского права.

Достоинства произведения определяют его качественные характеристики. Такими характеристиками может быть его содержание, форма, образность, художественная выразительность, научная глубина, достоверность, сочетание цветов. Авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные, глубоко научные произведения, так и те произведения, чьи достоинства невелики, а иногда даже сомнительны (граффити, рисунки 3х летнего ребенка).

Любые произведения, отвечающие рассмотренным критериям являются объектами авторского права. В пункте 1 статьи 1259 ГК РФ дается примерный, то есть далеко не исчерпывающий перечень произведений охраняемых нормами авторского права. Это в частности следующие группы объектов:

1. литературные произведения (как литературные произведения охраняются также программы ЭВМ и базы данных)

2. Драматические, музыкально-драматические, а также сценарные произведения

3. Хореографические произведения и пантомимы

4. Музыкальные произведения с текстом или же без текста

5. Аудио визуальные произведения, в частности кино и теле видео фильмы, мультфильмы

6. Произведения живописи, скульптуры, графики/, дизайна, графические рассказы, комиксы, а также другие произведения изобразительного искусства.

7. Произведения декоративно прикладного и сценографического искусства

8. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов

9. Фотографические произведения, а также произведения полученные способами аналогичными фотографии

10. Географические, геологические, а также другие карты, планы, эскизы, пластические произведения, которые относятся к географии, топографии, а также к другим наукам.

В законе также упоминаются сложные объекты. Они включают в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (статья 1240 ГК РФ). Это в частности кинофильмы, а также иные аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты, театрально-зрелищные представления.

Аудиовизуальное произведение состоит из зафиксированных серий связанных между собой изображений (с сопровождением или же без сопровождения звука) и предназначенных для зрительного и слухового восприятия (в случае сопровождения звуком) с помощью соответствующих технических устройств (пункт 1 статьи 1263 ГК РФ). Аудиовизуальные произведения объединяют в себе кинематографические произведения, а также все произведения выраженные средствами аналогичными кинематографичными

Проекты официальных документов, символов и знаков (статья 1264 ГК РФ) – разработчик данного проекта вправе обнародовать свой проект, если это не запрещено государственным или же муниципальным органом либо международной организацией о заказу которых разработан такой проект.

1. Производные произведения, которые представляют собой переработку другого произведения, прежде всего это касается переводов. Причем имеется прежде всего ввиду литературный перевод, то есть перевод передающий содержание, но и сохраняющий все стилистические и иные особенности языка оригинала. Мы должны сказать что переводчик становится автором не оригинала, а нового произведения, то есть перевода

2. Художественные обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки, аннотации, а также резюме разнообразных произведений

3. Составные произведения, которые представляют собой по подбору или же расположению материала результат творческого труда, который именуется составительством. Это антологии, энциклопедии, базы данных, атласы, сборники и т.п.

Авторские права распространяются на все произведение, на часть произведения, на его название, на его персонаж, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора (п. 7 ст. 1259 ГК и п. 29 ПП ВС и ВАС от 26 марта 2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части 4 ГК»).

Не так давно парфюмерные ароматы были признаны объектами авторского права.

Произведения, не относящиеся к объектам авторского права

Из п. 6 ст. 1259 ГК в виде примерного перечня следует, какие произведения не относятся к объектам авторского права:

i. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

К числу иных материалов относятся все документы, исходящие от органов или организаций, имеющих властные полномочия, и когда подписавшие их лица действует от имени органа или организации. Это технические регламенты, стандарты, указания, инструкции, методические рекомендации, справки, отчеты, характеристики, акты ревизий, нотариальные акты, обвинительные заключения, представления прокуратуры и т.д.

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

Народные костюмы, танцы, частушки, узоры, украшения, произведения художественных народных промыслов, древние акты и памятники архитектуры

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Также есть иные произведения, которые не охраняются авторским правом:

1. произведения, перешедшие в общественное достояние в силу истечения на них срока действия авторского права (ст. 1282)

2. произведения иностранных авторов, которые вообще не охраняются в РФ (ст. 1256). Есть Всемирная Конвенция об авторском праве 1952, СССР присоединился 27 мая 1973; Бернская Конвенция 1986, РФ присоединилась 13 марта 1995. Произведения граждан иностранных государств, которые не являются членами данных конвенций, в РФ не охраняются и могут свободно использоваться на нашей территории любым лицом. К ним относится и те произведения, которые были изданы до присоединения РФ к договорам.

Субъекты АП

Лица, которым принадлежит субъективное авторское право на произведение,

В соответствии с законом к их числу относятся:

2) издатели энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п. 7 ст. 1260) – принадлежит право использования таких изданий. Также издатель вправе при любом использовании данного издания указывать сове наименование или же требовать его указания.

3) продюсер или изготовитель аудио – визуального произведения (п. 4 ст. 1263) - лицо, которое организовало создание данного сложного произведения. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта продюсер вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (п. 4 ст. 1240). За автором произведения сохраняется право авторства и другие личные неимущественные права (п. 2 ст. 1240)

4) Работодатели (ст. 1295) – произведение может быть создано в пределах установленных для РК, то есть автора трудовых обязанностей, то есть это будет служебное произведение. В таких случаях автор служебного произведения имеет на него авторские права, а исключительное право на его использование принадлежит РД, если трудовым или иным договором (договор подряда, возмездного оказания услуг) не установлено иное. Если РД в течение 3-х лет, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использование, не передаст исключительное право на него другому лицу, или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на него переходит к автору. В любом случае РД вправе при использовании указывать свое имя или наименование или требовать такого указания в силу п. 3 ст. 1295

5) гос. или муниципальные заказчики произведения (ст. 1298) – исключительное право на произведение, созданное по гос. или муниципальному контракту для гос. или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, то есть автору или же иному исполняющему контракт лицу, если таким контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит только РФ, субъекту РФ или МО, то есть заказчику, либо совместно исполнителю и заказчику.

6) организации, управляющие имущественными правами авторов и обладатели смежных прав на коллективной основе (ст. 1242-1244) – они создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав в случае, когда индивидуальное осуществление таких прав затруднено или нецелесообразно. Пока аккредитованными управляющими организациями являются РАО и РОСП.

7) наследники (ст. 1241) - имущественное право на использование произведения действует в течение всей жизни автора и по общему правилу в течение 70 лет после его смерти (ст. 1241 и 1283)

8) специально уполномоченный орган РФ в сфере авторских и смежных прав (ст. 1298) – осуществляет защиту личных неимущественных прав автора в силу закона при отсутствии у него наследников. Это Мин. Культуры и массовых коммуникаций РФ в силу ПП РФ от 7 мая 2006 года «ОБ упорядочении функций ФОИВ в сфере авторского права и смежных прав». Права автором программ для ЭВМ, а также авторов баз данных после их смерти осуществляет ФС по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ (РОСПАТЕНТ)

9) иные лица (ст. 1241)

– это могут быть иные правообладатели, а именно продюсеры, издательства, музеи, коллекционеры и иные лица, к которым право на произведение перешло на основании ГП-х договоров. Это также лица, которым исключительное право на произведении е перешло при обращении на него взыскания (ст. 1242). Взыскание может быть обращено на исключительное право, которое принадлежит не самому автору, а другому лицу, например, наследнику, а также взыскание может быть обращено на право использования произведения, которое принадлежит лицензиату. На принадлежащее автору исключительное право обращение взыскания не допускается (1284). Также иными лицами могут быть лица, которые осуществляют авторские права по договору (доверительные управляющие, литературные агенты, кинотеатры, чья деятельность обязательно лицензируется в силу ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Права на произведение для каждой категории субъектов возникают в связи с различными юридическим фактами. А именно с созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, договору, в связи с заказом произведения, иными юридическими фактами.

2. Производные – все иные правообладатели

Управление АП и правами смежными с авторскими на коллективной основе. Гос. аккредитация организаций, управляющих авторскими правами и правами смежными с авторскими

В тех случаях, когда произведение обнародовано или же исполнение сообщено в эфир, то авторы, а также иные правообладатели не могут проконтролировать их дальнейшее использование. Для таких случаев закон предусматривает возможность создания особых посредников, то есть организаций, управляющих правами авторов, а также иных правообладателей на коллективной основе.

Такие организации создаются в тех случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или невозможно, а также когда законом допускается использование объектов авторских и смежных пав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения (абз. 1 п. 1 ст. 1242). Н-р, это случаи публичного исполнения произведений и объектов смежных прав на радио или ТВ, в том числе путем воспроизведения.

Правовой статус организаций:

1. Создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав. Учредителями и участниками могут сами авторы, изготовители фонограмм, исполнители, их наследники и правопреемники, РД и иные категории правообладатели

2. Некоммерческие организации, основанные на членстве и действуют на основе устава. Исходя из ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января ___ ими могут некоммерческие партнерства, а также ассоциации и союзы. Если эта аккредитованная организация, то ее типовой устав утверждается в порядке, определенном Правительством РФ (п. 7 ст. 1244)

3. Могут создаваться для управления правами, которые относятся к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, а также для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов. Либо создаются для управления любыми авторскими или смежным правами (п. 2 ст. 1242 ГК)

4. Действуют в интересах правообладателей и в пределах полномочий, полученных от них на основании договора или же полномочий, предоставленных им законом (п. 3 ст. 1244)

Прежде всего, такой организация является Российское авторское общество (РАО). Членами РАО могут быть любые ф/л, то есть авторы произведения и их правопреммники, а также общественные объединения. Они заключают с организацией договор, в соответствие с которым они предоставляют РАО право на использование своих произведений. На сегодня заключено несколько тысяч таких договоров с авторами и около 100 договоров с аналогичными иностранными управляющими организации в США, Франции, ФРГ, Японии, Польше, Белоруссии и т.д.

Российское общество по смежным правам (РОСП ) было создано для коллективного управления имущественными правами исполнителей, производителей фонограмм, а также других субъектов смежных прав.

Равноправный фонографический Альянс (РФА ), объединяет около 2-х десятков российских производителей фонограмм. Она занимается только коллективным управлением в сфере охраны прав исполнителей и изготовителей фонограмм.

Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ ), представляет интересы большого числа исполнителей, главным образом тех, кто работает в крупных исполнительных коллективах (хоры, оркестры, танцевальные группы и т.д.)

Рос общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС ). Было создано для коллективного управления авторскими и смежными правами при использовании программ обеспечения в цифровых сетях, включая интернет, телефонные сети и иные локальные сети

Правовой режим деятельности этих организаций

Опосредуется 2 видами договоров:

1. Договоры о передаче полномочий по управлению правами с правообладателями

П. 3 ст. 1242 ГК: договор заключается с правообладателями, в том числе с теми, кто не являются членам таких организаций, а также с другой управляющей организацией, в том числе с иностранной. Правовая природа индивидуальных договоров, которые заключаются управляющей организацией с правообладателями в законе прямо не обозначена. Данные договоры не являются лицензионными и не являются договорами об отчуждении исключительного права. На них не распространяются нормы статей 1234 – 1239, а также ст. 1288-1289, что прямо следует из абз. 3. П.3 ст. 1242.

Эти договоры следует отнести к договорам доверительного управления имуществом (1212-1226). Это подтверждается ст. 1013 и ст. 1015 (про доверительное управление статьи)

2. Лицензионные договоры на условиях простой, то есть неисключительной лицензии с пользователями произведений (радиостанции, телестудии, киностудии, кафе, рестораны и т.д.)

Абз. 1 ст. 1243 ГК: Заключаются в случаях, когда объекты прав могут быть использованы без согласия правообладателя, при этом организация не вправе отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований (абз. 2 п. 1 ст. 1242)

Функции этих организаций

Формируются исходя из условий договора и норм закона

1. Получив полномочия от правообладателей по управлению правами на соответствующие объекты авторского и смежных прав, передает неисключительные права на такие объекты пользователям. Она не вправе самостоятельно использовать произведения и объекты смежных прав, которые переданы в управление

2. Пользователь обязан регулярно сообщать организации, какие именно произведения и объекты смежных прав им использованы. В этой связи они обязаны по требованию организации по управлению правами на коллективной основе представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения, перечень и сроки представления которых определяются в договоре (п. 3 ст. 1243).

3. Управляющая организация производит распределение вознаграждения, полученного от пользователя за фактическое использование объекта АП и смежных прав между правообладателя и выплачивает его. Распределение и выплата должны производиться регулярно и в сроки, предусмотренные уставом такой организации, пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов (абз.3 п. 4 ст. 1243). Сам размер вознаграждения в зависимости от вида использования объекта определяется исходя из п. 3 ст. 1245, п. 3 1295, п. 3 ст. 1326. Сами ставки авторского и исполнительского вознаграждения выплачиваются в виде процента от сумм валового сбора, но если эту сумму определить невозможно или она постоянно меняется, то может быть по договору установлена твердая цена. Пока они определяются исходя из ПП РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 24 марта 1994 года, ПП РФ «О ставках вознаграждения исполнителей за некоторые вилы использования, исполнения или постановки» от 17 мая 1996

4. Одновременно с выплатой вознаграждения управляющая организация обязана предоставить отчет, содержащий сведения об использовании прав, размере вознаграждения и удержанных из него суммах (абз.2 п. 1243)

5. Доверительный управляющий обязан размещать в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименования объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя. Одновременно она формирует реестры, содержащие сведения о правообладателях, правах, переданных в управления, объектах. Такие сведения предоставляются всем заинтересованным лицам за определенную плату, за исключением тех сведений, которые не могут разглашаться без согласия автора (п. 5 ст. 1243 и ФЗ «О персональных данных»)

6. Вправе от имении правообладателя или от своего имени предъявлять требования в суде, арбитражном суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для зашиты прав, переданных в управление (ст. 1242)

7. Удерживать из вознаграждения определенный процент комиссионных (обычно от 10-25% от собранных средств) на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате, а также они направляются в специальные фонды, создаваемые организацией с согласия или в интересах правообладателей

Гос аккредитация (ст. 1244)

Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:

1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6 - 8 пункта 2 статьи 1270);

2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263);

3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293);

5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326);

6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326).

Не попало в список осуществление прав исполнителей аудио- визуального произведения, хотя тоже уплачивается.

Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе.

Организация может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, у

Государственная аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (конкурсная основа)

В РФ всего 2 аккредитованных организаций: РАО и РОСП

Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами (пункт 3 настоящей статьи), вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов.

По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии (п. 4 ст. 1244)

Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения (п. 4 ст. 1244)

Аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 6 ст. 1244)

К деятельности аккредитующих организаций не применяются ограничений, предусмотренных антимонопольным законодательством (абз. 3 п. 2 ст. 1244)

Создание произведений науки, литературы или же искусства порождает абсолютное гражданское правоотношение, то есть в этом случае автору произведению как субъекту данного правоотношению принадлежит комплекс интеллектуальных прав о которых упоминается в статье 1226, а также в статья 1255 ГК РФ. Этот комплекс субъективных прав образует субъективное авторское право. Принадлежащие автору права традиционно делятся на:

1. Личные неимущественные права

2. Имущественные права или же исключительные права автора и иные имущественные права автора

Это право создателя произведения признаваться его автором и требовать обозначения своего имени при любом использовании произведения.

3. Право на обнародование произведения (статья 1268)

4. Право на отзыв (статья 1269 ГК РФ)

5. Право на неприкосновенность произведения и защиту произведений от искажений (пункт 1 статьи 1266 ГК РФ)

6. Право доступа к произведению изобразительного искусства (пункт 1 статьи 1292 ГК РФ)

Автор произведения изобразительного искусства, картины, скульптуры, вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, иными словами эти авторы вправе требовать чтобы их допустили к оригиналам своих произведений для снятия с них копий. Данное право доступа прекращается в момент смерти автора произведения и к наследникам не переходит

Исключительное право на использование произведения науки, литературы и искусства. Знак охраны авторского права. Иные имущественные права автора

1. Исключительное право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом

Данное исключительное право на использование произведения хотя и единое, но при этом является сложным или же составным, то есть это право также включает в себя ряд правомочий или же ряд отдельных прав, которые охватывают различные формы и способы использования произведения. Причем каждое из этих отдельных правомочий автор может осуществить по отдельности, причем как в целях извлечения прибыли, так и без таковой цели (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ)

Для оповещения о своем исключительном праве на произведение правообладатель может помещать на экземплярах произведения знак охраны авторского права, который состоит из 3х элементов (статья 1271 ГК РФ):

b. Имя или же наименование правообладателя

Исключительное право на произведение может принадлежать одному автору или же нескольким соавторам совместно (1229 ГК РФ). Это исключительное право или его отдельные правомочия могут принадлежать не только автору или же соавторам но и другим правообладателям которым эти права перешли либо по закону, а именно на основании статьи 1284, либо на основании договора, а именно по статье 1233, 1285 ГК РФ.

Способы использования:

a. Право на воспроизведение произведения, право на создание копий с него

b. Право на распространение произведения путем продажи или же иного отчуждения его оригинала или же копий

c. Право на публичный показ произведения

d. Право на импорт оригинала или же экземпляров произведения в целях распространения

e. Право на прокат оригинала или же экземпляра произведения

f. Право на публичное исполнение произведения посредством игры, декламации, пения, танца

g. Право на сообщение в эфир по радио или же телевидению, в том числе ретрансляции

h. Право на сообщение по кабелю такого произведения

i. Право на перевод или же другую переработку произведения в другой вид или же жанр. Под переработкой произведения понимается создание производного произведения, а именно создание сценария, обработки, аранжировки, экранизации и иного

j. Право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. В частности например, через сети интернет, телефонные сети и иным образом

k. Право на вознаграждение или же право на авторский гонорар. Это право регулируется только на уровне подзаконных актов. Авторское вознаграждение или же авторский гонорар выплачивается в размере который определен условиями договоров об использовании произведения, что вытекает из пункта 3 статьи 1234 ГК РФ. Гражданский кодекс допускает также свободное использование произведений, но с выплатой вознаграждения автору или же иному правообладателю. В таких случаях постановлением правительства РФ о минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства от 21 марта 1994 года, а также Постановление правительства РФ о минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство или же съемка которых осуществлены до 3 августа 1992 года от 29 мая 1998 года. Этими постановления правительства утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за свободное использование произведений без согласия автора в случаях если закон допускает такое использование

d. Право на практическую реализацию архитектурного, строительного или садово-паркового проекта (пункт 1 статьи 1294 ГК РФ, статья 17 и 18 ФЗ «об архитектурной деятельности в РФ»).

Это право выражается в возможности

ii. Авторский надзор за строительством здания, сооружения либо иной реализации своего проекта, причем сам порядок осуществления авторского контроля устанавливается федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

iii. Право на участие в реализации своего проекта, если договором не установлено иное (1294)

Использование архитектурного, градостроительного, садово-паркового проекта для реализации допускается только один раз если иное не вытекает из договора с автором. Повторное использование проекта, а также документация для строительства возможны только с согласия автора данного проекта (статья 1294)

В случае отчуждения автором оригинала произведений изобразительного искусства при каждой публичной перепродажи данного оригинала, где в качестве продавца, покупателя или же посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или же иная подобная организация, то автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродаж. В этом случае в качестве оригинала выступают произведения живописи, скульптуры, графики, авторские рукописи или же автографы, литературных а также музыкальных произведений. Право следования не отчуждаемо, но в силу законно оно переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведения, а именно 70 лет со смерти автора (1293 ГК РФ). В правилах выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей или же автографов, литературных и музыкальных произведений, утв. Постановлением правительства от 19 апреля 2008 года. В этих правилах устанавливается шкала процентных отчислений. Например, если цена перепродажи до 100 тысяч рублей включительно, то автор или же его наследники имеют право на получение от продавца вознаграждение в размере 5% от цены перепродажи. Этот процент возрастает при увеличении цены перепродажи

2. Право распоряжения таким исключительным правом

В отличие от права собственности на материальные объекты, действие которого никаким максимальным сроком не ограничено исключительное право на произведение является срочным правом. Это исключительное право на произведение действует в течение сроков, которые указаны в 1281 ГК РФ, после чего исключительное авторское право прекращается и произведение переходит в общественное достояние.

По общему правилу исключительное право на воспроизведение возникает с момента создания произведения, продолжает действовать в течение всей жизни автора и прекращается это право через 70 лет после его смерти, считая с 1го января года, следующего за годом смерти автора.

По истечению срока действия исключительного права произведение науки, литературы или же искусства как обнародованное, так и не обнародованное, переходит в общественное достояние (статья 1282 ГК РФ). Это означает, что произведение может свободно использоваться любым лицом, без чьего либо согласия и разрешения, а также без выплаты авторского вознаграждения.

Автор вправе самостоятельно осуществлять принадлежащее ему исключительное право на использование произведения, которое состоит из целого комплекса имущественных прав (способов использования). Либо эти права могут перейти к иным третьим лицам. Причем по общему правилу личные неимущественные права, как неразрывно связанные с личностью автора, передаче не подлежат, то есть уступке подлежат только имущественные права.

Распоряжение и как следствие переход исключительного права на использование произведения, причем либо в полном объеме, либо отдельного права на его использование иному лицу допускается:

1. По основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства. Это в частности наследование, реорганизация юридического лица, а также таким основанием является обращение взыскания на имущество правообладателя (1245).

2. На основании гражданско-правового договора автора с иными лицами, которых именуют «пользователи» (статья 1233 ГК РФ).

Ко всем договорам об использовании произведения или же передачи прав на произведение применяются общие положения об обязательствах, а это статьи 307 - 419 ГК РФ, а также общие положения о договоре, а именно статьи 420-453 ГК РФ, если иное не вытекает из содержания и характера исключительного права (пункт 2 статьи 1233 ГК РФ).

Часть 4 ГК РФ не предусматривает утверждения типовых договоров о передачи прав на использование произведения. Закон исходит из принципа свободы авторского договора

Все договоры об использовании произведения или же передачи прав на произведения подразделяются на три основных вида:

1. Договор об отчуждении исключительного права на произведение (1234, 1285 ГК РФ). Этот договор опосредует передачу исключительного право на произведение в полном объеме другой стороне, а именно приобретателю. В пределах данного договора приобретатель становится единственным лицом уполномоченным на использование и может запрещать или же разрешать, то есть выдавать лицензии иным третьим лицам на подобное использование произведения. Автор все имущественные права в отношении своего произведения утрачивает

2. Лицензионный договор по которому пользователю или же лицензиату предоставляется право использования произведения в пределах и способами, которые предусмотрены договором. Две разновидности лицензионного договора:

a. Лицензионный договор о выдаче простой или же неисключительной лицензии. В этом случае лицензиату или же пользователю произведения предоставляется право использовать данное произведение с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензии иным лицам

b. Лицензионный договор о предоставлении исключительной лицензии. В этом случае при предоставлении лицензиату или же пользователю права использования произведения за автором или же правообладателем не сохраняется возможность выдачи лицензии на данное произведение иным третьим лицам. То есть по данному договору на определенный срок может быть только один единственный пользователь

Этот договор также содержит в себе либо элементы об отчуждении исключительного права либо элементы лицензионного договора. Этот договор подробно регламентирует требования которые предъявляются к будущему произведению и в частности этот договор устанавливает жанр будущего произведения, его назначение, объем, а также иные параметры, устанавливает сроки представления работы заказчику, порядок устранения замечаний, объем передаваемых прав на произведение, а также иные требования. Договоры авторского заказа также имеют свои подвиды.

a. В ГК РФ определяется только один из этих видов договора авторского заказа: Издательский лицензионный договор

b. В практической деятельности делятся на

i. Постановочный договор

ii. Сценарный договор

iii. Договор художественного заказа

iv. Договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства

v. Договор о публичном исполнении или же сообщении для всеобщего сведения

Помимо передачи прав на произведение закон также выделяет воспроизведение или же копирование обнародованного автором произведения иными лицами. Такое копирование возможно:

1. На основании договора с правообладателем

2. По основания специально указанным в законе. Это случаи свободного использования произведения без разрешения правообладателя с выплатой или без выплаты вознаграждения. Эти случаи обозначены в 1273-1280

Договор об отчуждении исключительного права на произведение. Понятие, характеристика, содержание, права и обязанности сторон, а также ответственность сторон по данному договору

Статья 1233, 1234, 1285, 1290 ГК РФ

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или же иной правообладатель передает или же обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (пункт 1 статьи 1234 ГК РФ, 1285 ГК РФ)

Характеристика данного договора:

1. Консенсуальный договор

2. Может быть либо возмездным, в этом случае он будет двусторонним, либо безвозмездным, в этом случае он будет односторонним. Данный договор может строиться либо по договору купли-продажи, либо по модели договора дарения.

b. Приобретатель исключительного права на произведение. Таким приобретателем может быть любой субъект гражданского права

4. Форма такого договора. Форма должна быть всегда в данном договоре простой письменной. Договор об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ или же базу данных в тех случаях если эти объекты были зарегистрированы то договор регистрируется федеральной службой (смотри прошлые вопросы), что прямо вытекает из пункта 3 статьи 1232, 1246 ГК РФ. Несоблюдение простой письменной формы или же требования регистрации влечет недействительность данного договора (статья 1234 ГК РФ).

5. Моментом перехода исключительного права на произведения является по общему правилу момент заключения договора, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Если такой договор подлежит государственной регистрации то исключительное право на такие произведения переходит в момент государственной регистрации данного договора (1234 ГК РФ), а это в частности кино и видео фильмы, а также по желанию музейные предметы, музейные коллекции.

Существенными условиями являются:

1. В силу закона - Предмет данного договора –

Предметом является исключительное право на использование произведения в полном объеме. По данному договору передаются все имущественные правомочия, то есть все способы использования произведения, которые названы в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ. Само произведение выступает только объектом тех прав, которые предаются по данному договору. Если предметом договора является право использования программы для ЭВМ или же базы данных в договоре должны быть указаны номер и дата выдачи документа удостоверяющего исключительное право. По этому договору могут передаваться произведения, которые уже созданы, а также те произведения которые будут созданы в будущем

2. В силу договора - Цена договора или же вознаграждение в возмездном договоре

Цена определяется по соглашению сторон. При отсутствии в возмездном договоре условия о размере вознаграждения или же порядке его определения договор считается в этом случае незаключенным (пункт 3 статьи 1234 ГК РФ). При этом правила определения цены, которые предусмотрены пунктом 3 статьи 424 ГК РФ не применяются. При дарении исключительного права условие о цене не существенно.

При отчуждении автором оригинала произведения исключительное право на произведение сохраняется за автором если договором не предусмотрено иное. В случае исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения, вправе также воспроизводить его в каталогах выставок и изданиях посвященных его коллекции, а также вправе передавать оригинал для демонстрации на выставках организуемых другими лицами.

Если продюсер приобретает право использования произведения специально созданного или же создаваемого для включения в сложный объект, например, в кино или видео фильм, цирковое представление и т.д., то соответствующий договор считается или же презюмируется договором об отчуждении исключительного права если иное не предусмотрено соглашением сторон (абз. 2 п.1 статьи 1240 ГК РФ). Переход исключительного права на произведение к новому правообладателю не является основанием для изменения или же расторжения лицензионного договора который был заключен предшествующим правообладателем.

Условия договора об отчуждении исключительного права на произведение ограничивающие права гражданина создавать произведения определенного рода или же в определенной области интеллектуальной деятельности либо отчуждать исключительное право на такие произведения являются ничтожными.

В законе не содержится дефиниции произведения. Определения данного понятия предлагаются в юридической литературе. Так, В. И. Ссребровский под произведением понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» .

Г. Ф. Шершеневич определял литературное произведение как продукт духовного творчества, облаченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в общество .

Согласно Бернской конвенции к литературным произведениям относятся книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения вне зависимости от способа и формы их выражения (ст. 2).

Как известно, литературные произведения подразделяются на различные литературные жанры (например, повесть, рассказ, роман и др.).

Большая часть объектов, указанных в перечне, содержащемся в и. 1 ст. 1259 ГК РФ, относится к произведениям искусства. В философском энциклопедическом словаре искусство определяется как одна из форм человеческого сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., поскольку они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности .

Драматическое произведение - художественное произведение, предназначенное для сценического воплощения (драма, трагедия, комедия, трагикомедия).

Музыкально-драматическое произведение - музыкальное произведение, предназначенное для исполнения на сцене (онера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл и т.д.).

К хореографическим произведениям относятся все виды произведений танцевального искусства. В танцевальном искусстве средством создания художественного образа являются движения, жесты и положения тел танцующих. Существуют множество разновидностей и стилей танца (например, балет, народные, эстрадные, бальные танцы и т.д.).

Пантомима - вид произведения сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жестов и мимики. Пантомима, в частности, бывает классической, танцевальной, акробатической, эксцентрической. Акробатические и эксцентрические пантомимы используются в цирковых номерах.

Музыкальное произведение можно определить как «совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований» . Музыкальные произведения также подразделяются на разновидности (например, ноктюрн, сона та, симфония и др.).

Произведения изобразительного искусства являются результатом художественного творчества, в рамках которого создаются зрительно воспринимаемые художественные формы. В качестве примеров произведений изобразительного искусства в ГК РФ приводятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы.

Произведения декоративно-прикладного искусства относятся к результатам творческого труда, которые выражаются в художественных изделиях, предназначенных главным образом для быта. К ним могут относиться одежда, украшения, утварь, мебель, ткани, игрушки и т.д. В рамках сценографического искусства авторами при оформлении сценического произведения посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники создаются творческие художественные образы.

Градостроительная деятельность определяется законодателем как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ).

Под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте (ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

В рамках садово-паркового искусства создается планировка и разбивка садов и парков, других озеленяемых территорий, подбор растений, их размещение и группировка в сочетании со зданиями, строениями, произведениями архитектуры, скульптурами, ландшафтом и т.п.

Указанные произведения охраняются в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

К фотографическим произведениям относятся художественные фотографии, отражающие творческое видение фотографа как художника. Поэтому, например, не могут считаться объектами авторских прав фотографии, которые производятся в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Российское законодательство, не закрепляя понятия произведения науки, содержит дефиницию научного и (или) научно-технического результата как продукта научной и (или) научно-технической деятельности, содержащего новые знания или решения и зафиксированного на любом информационном носителе (ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

К числу произведений науки относятся географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам. Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил, что процесс создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных может носить как технический, производственный характер, так и быть процессом научной деятельности, т.е. носить творческий характер