Что такое долговой камень в древней греции. Долговой камень

15.11.2020 Дарение

В долгах, как в шелках оказались самые богатейшие мира сего. Чем больше у вас денег, тем больше вы должны. Миллиардеры должны миллионы, миллионеры - сотни тысяч... Но, как говорится, долг платежом красен. Во все времена за невозврат долга предусматривались жесточайшие наказания - должников подвергали невыносимым пыткам. Причем пытали людей не для того, чтобы они становились посговорчивей и тут же расставались со своими накоплениями, пытали должников впрок - чтобы другие боялись...

- К нотариусу вы со мной пойдите
И напишите вексель; в виде шутки,
- Когда вы не уплатите мне точно
В такой-то день и там-то суммы долга...
- Мой вексель! Против векселя ни слова!
- Я клятву дал, что получу сполна.
Мой вексель! Ничего не стану слушать.
Плати по векселю; ни слова больше...
У.Шекспир «Венецианский купец»

О долгах в древности...

Одним из первых законодательных документов считается черный базальтовый столб из Древней Месопотамии. Названные в честь царя-законодателя Вавилона «Законы Хаммурапи» были найдены в 1901 - 1902 гг. французскими археологами в Сузах (территория Древней Месопотамии). Несмотря на то, что камень был частично поврежден, а язык, которым написан текст, давно умер, «Законы Хаммурапи» дают возможность узнать о нравах так называемого Старовавилонского периода (конец XX - начало XVI вв. до н.э.).

Из 282 статей «Законов» около 15 были посвящены долгам, не платить по которым считалось серьезным преступлением. «Законы Хаммурапи» регламентировали не только необходимость уплаты по своему долгу. Царь-законодатель пытался предусмотреть различные обстоятельства долговых обязательств. Так, например, был четко прописан процент, который может получить заемщик за оказанные услуги, и условия погашения долга.

Гарантами получения и возврата денег выступали свидетели, которые либо подтверждали, либо опровергали факт заёма и возврата денег. Причем выплату процентов и основной суммы долга можно было оттянуть, особенно если речь шла о долге земледельцу, если урожай был уничтожен природной стихией.

В случае неуплаты долга и процентов, заемщик поступал в кабалу к кредитору (кстати, уже в то время денежными операциями занималась отдельная группа граждан - тамкары, банкиры Древней Месопотамии) и был вынужден отработать свой долг. В случае если кредитор был не в состоянии это сделать, за него могли отработать родные. Несмотря на сумму долга, они в течение трех лет трудились на пользу тамкара - заемщика и лишь затем становились вновь свободными.

Потеря свободы в Древней Месопотамии была главным наказанием за неуплату долга и процентов. Суть этого наказания заключалась не столько в наказании недобросовестного заемщика, сколько в самом долге, в его возврате любой ценой.

Однако древние государства становились на защиту частной собственности кредиторов лишь потому, что в любой момент, особенно в период войны, финансовое бремя ложилось на самых богатых людей, в том числе и первых финансистов. Именно они за свои собственные деньги собирали армию, вооружали солдат и защищали интересы своей державы.

Греческие камни

Долговая кабала была распространенным явлением и в Древней Греции. Однако уже в XIII в. до н.э. оформляется определенный тип долгового обязательства - залоговый кредит. Залогом чаще всего выступала земля - земледельческие угодья вокруг древнегреческого полиса.

За несколько веков существования древнегреческих полисов долговая кабала стала настоящим бременем земледельцев. Некогда свободные, пахари и садовники становились рабами, лишались своих наделов и продавались за бесценок на рабовладельческих рынка всего Средиземноморья. Капитал знати и рабовладельцев, нажитый в том числе и за счет кредитования горожан, стал во много раз превышать бюджеты полисов.

Опасавшиеся за свою власть и привилегии древнегреческие правители пошли на радикальные реформы в пользу демоса. Несмотря на сильнейшее сопротивление крупной аристократии и рабовладельцев, в VI в. до н.э. правитель Афин Солон пошел на отмену всех долговых обязательств горожан.

Долговые камни, которые устанавливались на залоговой земле, были убраны, а проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы Солона получили название сисахфия (с древнегреческого - сброс ига).

Запрещался самозаклад должника. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. А все соотечественники, которые не были выкуплены своими родными, был выкуплены за счет города. Аристократия и крупные рабовладельцы остались обозлены на реформатора.

О долгах в Средневековье

В Средние века самым распространенным наказанием за невозврат долга была потеря свободы и перевод должника в ранг кабального, крепостного. Находясь в подчинении князя или наместника, должник был обязан отработать сумму, взятую в кредит у купца или ростовщика.

Так, например, в «Салической правде» - законе франков - устанавливалось, что вернуть долг заемщик должен в течение 40 дней с момента наступления даты погашения долга. Если и за это время долг не будет возвращен, то начислялась фиксированная пеня. Со злостными неплательщиками боролись уже при помощи судов и князя. После признания должника виновным в неуплате долга и процентов по нему, кредитор обращался к правителю с просьбой силой привлечь заемщика к ответственности. Только после этого правитель (тунгин) и его свита отправлялись в дом должника...

В случае когда имущества заемщика не хватало, чтобы погасить долг кредитору с процентами и пеней, его отправляли на принудительные работы - в кабалу. Причем в отличие о древнего законодательства (и Месопотамии, и Греции), на принуждении заемщика выполнить свои долговые обязательства правитель или уполномоченный на то человек зарабатывали деньги.

По «Салической правде», если в дело вмешивается граф, правитель должен получить треть от суммы долга с процентами. Безусловно, такая норма значительно стимулировала правителей и судей вникать в дела должников, а значит, и разрешались такие дела в самые кратчайшие сроки.

В Средневековом Китае практиковалось возмещение долга за счет заклада лично свободных крестьян, которые не считались рабами, но работали на земле наместника-должника. На работу их гнали палками, плетьми, хотя кодексы и устанавливали уголовную ответственность за продажу и заклад свободных членов семьи.

С другой стороны, долговые обязательства в Древнем Китае не предполагали отбора земельной плантации должника навсегда. В любой момент, после того как заемщик выплатит кредитору долг, он мог вернуть себе отобранную залоговую землю.

Таким образом, право собственности в Китае становилось практически неприкосновенным, если, конечно, в дело не вмешивался император. Причем и в Китае, и в Японии право собственности даже на залоговую землю передавалось по наследству.

О должниках на Руси...

Первый свод законов на Руси - «Русская правда» - был принят в 1016 - 1054 гг. и стал основой законотворческой традиции славянских народов.

В важнейшем законодательном документе Киевской Руси было уделено внимание и долговым обязательствам. Так, например, статьей 48 «Русской правды» было установлено, что проценты по займу не могут превышать половины от суммы долга. В случае если купец брал две трети от суммы, он мог лишиться не только процентов, но и всего долга. Максимальный процент за услугу займа денег устанавливался на уровне 20%.

В части ответственности за невозврат долга «Русская правда» была строга. Предполагалось, что несостоятельный заемщик станет холопом и поступит в распоряжение кредитора. Как и в европейской законодательной практике, несостоятельный заемщик поступал в распоряжение к кредитору и находился там, пока не отработает всю сумму долга плюс процент.

Доказательством взятого на себя долгового обязательства были либо расписка - простой вексель, либо свидетели, которые должны были подтвердить факт получения кредита в суде.

Позже все эти нормы были практически без изменений перенесены в Судебники 1447 и 1550 годов. Здесь лишь появился пункт, который позволял заемщику отправлять в кабалу к кредитору любого холопа, крепостного, чтобы последний отработал его долг. Однако такой механизм, безусловно, существовал и раньше, только не был прописан законодательно.

Как видно, юридические нормы и непосредственно наказание за неуплату были подобны европейским законодательствам. Единственным отличием европейской практики и традиций на Руси было то, что выкупить себя из кабалы можно было только лишь после уплаты суммы, назначенной самим барином. Это делало освобождение очень трудным.

Правеж...

Отдай долг и спи спокойно. Испокон веков с должниками боролись не самыми гуманными способами. «Выбивали» долги на так называемом правеже, который проходил на главной площади города. Должников бросали в долговые ямы, били палками, пытали, заточали в оковы и сажали в тюрьмы.

В V в. до н.э. римляне, чьи законы служили для многих государств примером, заточали должников в колодки и оковы на 60 дней. Причем считалось, что чем оковы тяжелее, тем быстрее долг будет возвращен. В течение 60 дней должник мог трижды согласиться вернуть долг своему кредитору, в ином случае его четвертовали.

Главной проблемой правежей в древние времена, а затем и в эпоху Средневековья было то, что вершить справедливость Закон предлагал непосредственно кредитору. Последний выбирал способ возврата денег в зависимости от своей фантазии и кровожадности.

На Руси долги возвращали с особой «любовью», кредиты выбивали в прямом смысле слова. Самым распространенным способом правежа было битье палками: должника привязывали на базарной площади к столбу и били по икрам ног день за днем, пока тот не согласится заплатить сполна.

Так, например, опричники Ивана Грозного надевали на должников шейные железа с цепью длинной в сажень, так что цепь затягивалась узлом и ночью он мог лежать, а днем сидеть или стоять, и такие же ручные железа. При этом каждое утро с заключенного снимали оковы и вели на площадь, где продолжалось битье по ногам палками «не слишком сильно, чтобы не умер».

Одним из самых распространенных способов для кредитора найти общий язык с заемщиком в новое время стало заточение последнего в долговую тюрьму, которая пришла на смену средневекового правежа. Заключение в тюрьму было бессрочным - дату освобождения кредитор устанавливал по своему желанию. При этом именно кредитор платил за содержание должника в тюрьме.

Отсидка в долговой яме не была уделом представителей низших классов: крестьянства или рабочих. Главными обитателями тюрьмы были купцы и расточительные дворяне. У них и долги побольше были, да и репутация сильнее страдала. В любом случае долговая тюрьма для них становилась весомым аргументов поскорее вернуть кредит.

С течением времени долговая яма стала одной из самых непопулярных мер. Многие европейские государства были вынуждены отказаться от такого способа вершить справедливость. Однако традиция жестоких правежей над должниками сохранилась и в XX столетии.

Долги стали «выколачивать» представители криминального мира.

Что можно сказать о долгах XXI столетия? Гуманное отношение к должникам сегодня привело к колоссальному росту личных долгов населения. Еще неизвестно, какую цену придется заплатить человечеству за свои долги, и какую форму примет правеж в современном, на первый взгляд, цивилизованном обществе.

Мы продолжаем серию материалов доктора экономических наук, профессора МГУИЭ Сергея Борисовича ПАХОМОВА, посвященную развитию и совершенствованию системы долговых отношений на этот раз в римском праве.

Великое наследие

Долговой институт эпохи древности не исчез бесследно вместе с крахом Римской империи. Квинтэссенцией существования римской цивилизации как в форме Римской республики, так и в форме империи явилась система римского права, на тысячелетия пережившая цивилизацию Древнего Рима и оказавшая мощное влияние на все дальнейшее европейское экономическое и социальное развитие. В эпоху позднего Средневековья и в Новое время римское право повторно было принято как позитивное право в большей части Западной Европы. Во время либерального капитализма римское право послужило источником создания гражданского законодательства в Западной Европе.

В области долговых отношений римское право, очевидно впитав в себя и творчески усвоив системы права Древнего Востока и Древней Греции, пошло дальше и создало в полном смысле институт долговых отношений, который и сейчас выглядит вполне современно. Римское обязательственное право представляло собой собрание правил, по которым устанавливались права определенных активных субъектов обязательств, называемых кредиторами, требовать от строго определенных лиц, называемых должниками и бывших пассивными субъектами обязательств, определенных действий, которые в конечном итоге имели имущественную природу. На основании этих правил устанавливалась активная власть кредитора над должником: кредиторы обладали имущественными правами по отношению к должникам, а должники — имущественными обязанностями по отношению к кредиторам. Эти правовые отношения устанавливались между строго определенными лицами по соглашению либо в результате санкций суда. Именно от латинского глагола obligare (связывать) происходит хорошо известное нам современное слово «облигация».

Перевод долга как основа обмена обязательствами

В классическом римском праве было уже произведено разделение на обязательства, которые могут передаваться, и обязательства без права передачи, или строго личные обязательства. Они не могли передаваться другим лицам ни при жизни, ни в случае смерти сторон обязательственных отношений. Римляне тщательно разработали юридический механизм передачи, или цессии (cessio), долгов, который действует и поныне. Различались активная цессия, когда передавались требования, и пассивная, когда на себя принимались чужие долги. При активной цессии происходила перемена кредиторов обязательств, когда прежний кредитор (цедент) передавал свои требования новому кредитору (цессионарию) и одновременно обязывал должника выполнить прежнее требование в пользу этого лица. Цессия могла быть выполнена простым извещением должника о перемене кредитора. После этого извещения должник обязывался выплатить долг только цессионарию, но не более того, что в качестве возмещения за передачу требований тот заплатил цеденту. Цедент обязан был гарантировать, что требования действительно существуют. Пассивная цессия обязательств (взятие на себя чужого долга) являлась соглашением между кредитором и лицом, которое по форме, предписанной законом, соглашалось выплатить чужой долг. Пассивная цессия, оформленная в качестве соглашения только между старым и новым должниками, не имела юридической силы по отношению к кредитору и никогда не допускалась.

Большое влияние на содержание обязательственных отношений имел факт, установлены ли обязательства по предписаниям древнеримского права или по предписаниям преторского права (претор - римское должностное лицо, обладавшее судебными функциями). При обязательствах по древнеримскому праву судья не был обязан выяснять, достигли ли стороны цели, ради которой была заключена долговая или иная сделка. Он должен был лишь выяснить, была ли в действительности заключена сделка и каким было требование кредитора. Судья удовлетворял исковое требование, если убеждался, что кредитор действительно имел право требовать от должника сумму, из-за которой судился. Судья отклонял иск, если убеждался, что требования не существовало или кредитор требовал больше, чем имел право получить.

Совсем иначе действовали судьи при вынесении приговоров по обязательствам, защищаемым действиями римских магистратов (преторов), вынужденных принимать во внимание потребности экономического оборота. Перед потребностями экономического оборота исчезали формализм и суровость древнего права. На их место приходили свобода толкования и гибкость в применении правовых норм. Римские преторы приговоры по поводу таких обязательств выносили не на основании внешней манифестации воли сторон. В каждом отдельном случае они исследовали, чего в действительности хотели достичь стороны, вступая в обязательственные отношения, и каковы были их намерения. Судья должен был расследовать, была ли достигнута правовая цель заключенной сделки, не было ли обмана, принуждения, заблуждения, компенсации или добавочных соглашений и т. д. Судья был обязан продолжать разбирательство, пока этого требовали стороны.

Тщательнейшим образом были проработаны вопросы возмещения ущерба. Кредитор, должник которого исправно, в назначенном месте и в назначенное время не выполнил своих обязательств, имел право выдвинуть иск и требовать возмещения ущерба. Ответственность должника за неисполнение договорных обязательств в древнем праве определялась объективно: должник должен был возместить ущерб без ссылок на причины, которые помешали ему выполнить условия договора. Судом не принималось во внимание, явилось ли невыполнение обязательств следствием вины самого должника или под действием непреодолимой силы. С течением времени в эпоху развития классического римского права принципы объективной ответственности были постепенно заменены принципами субъективной ответственности должника. По предписаниям классического права должник обязывался судом возместить ущерб кредитору только в случае установления вины собственно должника.

При определении степени вины и размера наказания различались умысел в преднамеренном и сознательном неисполнении обязательств и нерадение, отсутствие заботы об исполнении обязательств. Если должник был невиновен в неисполнении обязательств, он освобождался от обязательств по отношению к кредитору. В таких случаях римское право приписывало неисполнение обязательств действию непреодолимой силы, в качестве которой определялись все непредвиденные и недоступные предвидению обстоятельства, последствия которых невозможно было устранить, даже если их можно было предвидеть. В качестве проявления непреодолимых сил определялись кораблекрушения, землетрясения, наводнения и подобные природные катастрофы.

Договоры должны соблюдаться

Договоры (contractus) были наиболее распространенными источниками возникновения обязательственных отношений. Это были двусторонние и многосторонние акты. Для установления договора требовалось согласие не менее двух правоспособных лиц, выраженное добровольно, а не в результате заблуждения, обмана или угрозы. Однако не любое согласованное волеизъявление двух и более правоспособных лиц являлось договором: это могло быть простое соглашение без правового значения.

Для возникновения обязательственного договора было необходимо соблюдение ряда существенных условий, без которых договор не мог существовать. Таких существенных элементов было четыре, и они должны были присутствовать в каждом договоре: правомочные субъекты договора, согласованное волеизъявление сторон договора, предмет обязательства, предписанная правом форма выражения согласованной воли субъектов.

Форма была, пожалуй, наиболее важным из существенных условий договора. В древнем римском праве господствовал принцип «форма составляет сущность вещи». Лишь соглашения, порождающие иски, могли считаться договорами и порождали обязательства. Это были соглашения, заключенные строго по форме, предписанной правом. В древнем праве договоры заключались строго формальным способом. Действия сторон при заключении договора были пронизаны ритуальными выражениями, символическими действиями и публичными заявлениями, сделанными в присутствии необходимого числа свидетелей. Когда формализм заключения договоров стал тормозом для хозяйственной жизни, в Риме появилась вербальная форма заключения договоров, при которой отпали символические жесты и публичные заявления. Остались лишь ритуальные выражения. Считалось, что договор заключен, когда должник в ответ на ритуальный вопрос кредитора торжественно заявлял, что берет на себя обязательства.

В III веке нашей эры в Риме появились так называемые реальные договоры, которые окончательно разрушили формализм древнего права. Реальная форма договора не содержала ни ритуальных выражений, ни публичных заявлений, ни символических жестов. Она состояла в простой передаче вещи. Вскоре после этого была введена литеральная форма заключения договоров, при которой договор считался заключенным, если стороны составляли письменный документ о достигнутом соглашении. В основе литеральных договоров лежали приходно-расходные книги, и обязательства возникали в силу записей в книгах одной из сторон, долговых расписок, подписанных двумя сторонами или только должником. Они возникли из греческого права.

Договор займа - краеугольный камень долговых отношений

Заем (mutuum) являлся древнейшим и важнейшим реальным договором в системе римского права. В эпоху европейского Средневековья в обстановке религиозного запрета на взимание процентов по ссудам именно римская концепция займа по типу mutuum считалась допустимой. Как не защищенные правом отношения заем существовал уже в древнейшие времена и состоял в предоставлении определенного количества заменяемых и потребляемых вещей в собственность заемщику (должнику), который обязывался в определенный срок вернуть то же количество таких же вещей заимодавцу (кредитору). Когда была введена юридическая защита заимодавцев, mutuum стал одним из первых реальных контрактов. Он являлся реальным, односторонним и строгим договором, устанавливаемым передачей без возмещения заменимых вещей в собственность заемщика, который со своей стороны обязывался по требованию заимодавца или в предусмотренный срок возвратить заимодавцу то же количество заменимых вещей того же рода. Без передачи вещи договор займа не существовал. Он являлся односторонним договором, права имели только заимодавцы, а заемщики имели лишь обязанности.

Основным правом кредитора было право требовать от заемщика возвратить ему столько, сколько последний получил в момент заключения договора. Кредитор не имел права требовать возмещения, проценты по договору займа были невозможны, однако они следовали за займом, для чего использовался юридический механизм стипуляций - древнейшего вербального контракта, при котором произносился строго определенный набор словесных формул. Кредитор задавал должнику вопрос о том, обязуется ли последний совершить какое-то действие, на что должник отвечал в утвердительной форме, используя при этом те же слова. Для обеспечения интересов кредитора, заинтересованного в получении процентов по займу, использовался особый вербальный договор в форме стипуляции о процентах (stipulationes de usuris), присоединяемый к договору займа или ссуды. В нем оговаривалось обязательство должника оплатить проценты.

От договора займа (mutuum) отличался договор ссуды (commodatum), который являлся реальным договором, устанавливаемым путем передачи какой-либо незаменимой вещи для бесплатного и временного пользования заемщику, который обязывался пользоваться вещью в соответствии с договором, а затем вернуть ее неповрежденной заимодавцу. Этот договор также сопровождался договором о процентах.

Совершенствование теории и практики залога

Права и безопасность кредитора обеспечивались в римском древнем и классическом праве самым тщательным образом с помощью разнообразных договоров о залоге. Договоры о залоге являлись одним из древнейших институтов римского права. Они возникли как дополнительные соглашения при самых первых кредитных операциях. Кредиторы, которые откладывали на определенное время исполнение обязательств, требовали от должника соответствующее обеспечение. Это обеспечение могло быть персональным или реальным. Персональное обеспечение существовало в форме обязательства третьих лиц выплатить при определенных условиях долг заемщика кредитору, фактически это были соглашения о гарантии. Реальное обеспечение существовало тогда, когда кредиторы требовали от должника какую-либо вещь, которая служила гарантией выплаты долга. Реальное обеспечение было широко распространено в Древнем Риме и считалось наилучшим видом обеспечения кредитора.

Древнейшим видом договора о залоге в Риме было соглашение между кредитором и должником, по которому должник передавал предмет залога в собственность кредитору, обязывая последнего возвратить ему этот предмет после своевременного выполнения обязательств. Однако возвращение предмета залога полностью зависело от доброй воли кредитора. Он мог выбрать вариант присвоения себе переданной в залог вещи, а не вариант выплаты долга должником. Позднее появился вид договора о залоге, по которому предмет залога передавался кредитору не в собственность, а во владение. На основании этого типа договоров кредитор был вправе продать предмет залога и из вырученной суммы вернуть себе долг, не выплаченный должником. Должники имели право требовать от кредитора хранить заложенный предмет, не пользоваться им, возвратить его в случае уплаты долга, передать должнику разницу между вырученной от продажи суммой и величиной долга.

Когда в Риме наступил период разложения крупного рабовладельческого хозяйства и владельцы латифундий были вынуждены дробить их и передавать мелким арендаторам для обработки, в римском праве была заимствована из греческого права концепция ипотечного залога. Ипотека эпохи древности представляла собой в Греции и Риме залог без передачи кредитору владения залогом и без экономической иммобилизации предмета залога. С помощью таких договоров залога возникала возможность владения вещами должников в случае невыполнения ими условий договора о займе. Так появилась ипотека как залоговый договор без права владения заложенной вещью до истечения срока возврата долга. Кредитор получал право после истечения срока договора требовать владения заложенной вещью и получал возможность продать ее и из вырученной суммы вычесть стоимость долга. Ипотека давала возможность устанавливать ипотечные права на один и тот же предмет залога для нескольких кредиторов. Источниками ипотеки в Риме были соглашения между кредиторами и должниками, решения судов, обычаи, законы и завещания.

Император Юстиниан предпринял попытку законодательного регулирования ростовщического процента. Высшие должностные лица, практиковавшие ростовщичество, были обязаны ограничиться 4 %, 6 % признавались законно допустимой нормой дохода по долговым сделкам, 8 % разрешалось брать торговцам, 12 % были законными по морским ссудам. Надо отметить, что христианское духовенство эпохи поздней Римской империи объявляло любой процент по ссудам незаконным, однако этот запрет не имел влияния на практическую экономическую деятельность.

Толкований происхождения и значения выражения очень много. Наиболее известное из них следующее. В древней Греции аристократы имели лучшую землю, а простые крестьяне владели маленькими каменистыми участками на склонах гор. В трудные годы они одолжали зерно либо серебро у более состоятельных землевладельцев. Так бедные крестьяне становились должниками земельной знати.

На участке должника ставили долговой камень. Крестьянин передавал аристократу большую часть своего урожая. Когда долг был оплачен, то с участка снимали долговой камень. Вот отсюда и выражение, здесь собранные камни – это оплаченный долг. Если крестьянин не мог отдать долг, то он и его семья становились рабами. Реформы Солона в 6 веке до нашей эры прекратили эту традицию, все долговые камни были убраны, отданные в рабство крестьяне выкупались.

Есть версия, что высказывание подарили миру жители древней Палестины. Там был сухой климат, почва очень быстро высыхала. Земля была неплодородная, на ней мало что росло. Но если на ней были камни, то образовывалась тень, удерживающая влагу. Поэтому после того, как был закончен посев, камни специально разбрасывали, чтобы земля оставалась более влажной , а накануне сбора урожая их собирали, чтобы не мешали. Следует понимать, что всему свое время.

У древних шумеров был обычай: Если крестьяне ссорились, то они разбрасывали межевые камни , которыми отмечались земельные участки. Это могло свидетельствовать о ссоре, либо о недовольстве маленьким земельным участком, либо о взаимных претензиях. А когда спор разрешался, то эти камни опять собирались и выкладывались вдоль границы. В данном контексте собрать камни: найти решение какой-то проблемы.

Это изречение встречается в Библии, Ветхий Завет, книга Екклесиаст. « Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время родиться и время умереть; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни». Можно понимать как всему свое время. Теологи трактуют эту часть Библии так: камни как строительный материал для крепостей в период войн. Если время камни разбросать, то это означает, что Бог принёс мир, и пора разбирать крепости. А время собирать камни — время отстраивать святыни во имя Господа.

Тамерлан перед военным походом говорил своим воинам взять камень и бросить его в кучу. Когда они возвращались, то каждый забирал свой камень, а оставшиеся – это погибшие, которых оплакивали. Суть этого толкования: время воевать — время оплакивать погибших.

В древнем Риме для преступников существовало наказание в виде побивания камнями. Здесь смысл: время совершать преступление, время нести наказание за него.

Сегодня чаще всего выражение употребляется, если говорят о возмездии за грехи, о расплате за какие-то проступки. Время грешить, время расплачиваться за них.

  • Источники по истории Древней Греции
    • Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э.
    • Источники по истории архаической и классической Греции
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 2
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 3
      • Источники по истории архаической и классической Греции - страница 4
    • Источники по истории Греции эллинистического периода
      • Источники по истории Греции эллинистического периода - страница 2
  • Историография истории Древней Греции
    • Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в.
      • Изучение истории Древней Греции в XIX - начале XX в. - страница 2
    • Русская историография XIX - начала XX в.
    • Зарубежная историография Древней Греции XX в.
      • Зарубежная историография Древней Греции XX в. - страница 2
      • Зарубежная историография Древней Греции XX в. - страница 3
    • Зарубежная историография 90-х годов
      • Зарубежная историография 90-х годов - страница 2
    • Отечественная историография античности (1917-1990)
      • Отечественная историография античности (1917-1990) - страница 2
      • Отечественная историография античности (1917-1990) - страница 3
    • Отечественная историография 90-х годов
  • Цивилизация минойского Крита
    • Предпосылки образования государства на Крите
    • Первые государственные образования
    • Создание объединенной общекритской державы
      • Создание объединенной общекритской державы - страница 2
    • Религиозные воззрения. Царская власть
    • Социально-экономические отношения
    • Критская морская держава и ее упадок
  • Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. Микенская цивилизация
    • Греция в раннеэлладский период (до конца III тысячелетия до н. э.).
    • Вторжение греков-ахейцев. Становление первых государств
    • Формирование микенской цивилизации
      • Формирование микенской цивилизации - страница 2
    • Социально-экономическая структура
    • Организация государственного управления
    • Взаимоотношения ахейских царств
      • Взаимоотношения ахейских царств - страница 2
    • Угасание микенской цивилизации
    • Заключение к разделу
  • Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI-IX вв. до н. э.
    • Особенности развития гомеровского общества
    • Социально-экономические отношения. Рабство
      • Социально-экономические отношения. Рабство - страница 2
    • Родовые институты и гомеровский полис
    • Имущественное и социальное расслоение
      • Имущественное и социальное расслоение - страница 2
  • Социально-экономическое развитие Греции. Великая греческая колонизация
    • Состояние греческой экономики
      • Состояние греческой экономики - страница 2
      • Социальная структура греческого общества - страница 2
    • Ранняя, или старшая, тирания
    • Великая греческая колонизация
      • Великая греческая колонизация - страница 2
    • Рождение новой греческой культуры
      • Рождение новой греческой культуры - страница 2
      • Рождение новой греческой культуры - страница 3
  • Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э.
    • Общие условия развития
    • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э.
      • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. - страница 2
      • Северный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. - страница 3
    • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта
      • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта - страница 2
      • Южный Пелопоннес в VIII-VI вв. до н. э. Ранняя Спарта - страница 3
  • Формирование полисного строя в Аттике
    • Афины в VIII-VII вв. до н. э.
    • Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии
    • Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560-510 гг. до н. э.)
    • Законодательство Клисфена. Организация полисной демократии
    • Греческий полис как социально-политический организм
      • Греческий полис как социально-политический организм - страница 2
      • Греческий полис как социально-политический организм - страница 3
  • Греко-персидские войны
    • Причины греко-персидских войн. Их периодизация
    • Восстание Милета и греческих городов Малой Азии
    • Первые вторжения персов в Балканскую Грецию (492-490 гг. до н. э.)
      • Первые вторжения персов в Балканскую Грецию (492-490 гг. до н. э.) - страница 2
    • Поход Ксеркса
      • Поход Ксеркса - страница 2
      • Поход Ксеркса - страница 3
    • Организация Делосской симмахии (Первого Афинского морского союза)
    • Нарастание напряженности между Афинами и Спартой. Военная экспедиция Афин в Египет и завершение греко-персидских войн
      • Нарастание напряженности между Афинами и Спартой. Военная экспедиция Афин в Египет и завершение греко-персидских войн - страница 2
  • Экономика Греции в V-IV вв. до н. э.
    • Общие особенности греческой экономики
    • Положение в сельском хозяйстве
    • Ремесла
      • Ремесла - страница 2
      • Ремесла - страница 3
    • Торговля
  • Социальная структура греческого общества
    • Социальная структура греческого общества
    • Характеристика классического рабства
      • Характеристика классического рабства - страница 2
      • Характеристика классического рабства - страница 3
    • Господствующий класс
    • Положение свободных мелких производителей
      • Положение свободных мелких производителей - страница 2
    • Прослойка деклассированных элементов
  • Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы
    • Общие особенности. Понятие афинского гражданства
    • Народное собрание в Афинах
    • Совет 500 и Ареопаг
    • Выборные должностные лица
    • Суд присяжных - гелиея
    • Социальная политика афинской демократии
  • Государственный строй Спарты
    • Общие особенности. Народное собрание (апелла)
    • Геруссия и коллегия эфоров
    • Институт царской власти. Военные должности
    • Система государственного воспитания спартиатов
  • Внутриполитическое положение Греции во второй половине V в. до н. э.
    • Характеристика Пелопоннесского союза
    • Первый Афинский морской союз
      • Первый Афинский морской союз - страница 2
      • Первый Афинский морской союз - страница 3
    • Внешняя политика Афинского морского союза в 40-30-х годах до н. э.
      • Внешняя политика Афинского морского союза в 40-30-х годах до н. э. - страница 2
  • Пелопоннесская война. 431-404 гг. до н. э.
    • Причины войны
    • Архидамова война 431-421 гг. до н. э.
      • Архидамова война 431-421 гг. до н. э. - страница 2
      • Архидамова война 431-421 гг. до н. э. - страница 3
    • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.)
      • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.) - страница 2
      • Второй период Пелопоннесской войны (415-404 гг. до н. э.) - страница 3
  • Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого полиса
    • Социально-экономическое положение
      • Социально-экономическое положение - страница 2
      • Социально-экономическое положение - страница 3
      • Социально-экономическое положение - страница 4
    • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э.
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 2
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 3
      • Возрастание социальной напряженности в Греции IV в. до н. э. - страница 4
  • Военно-политическое положение Греции. Кризис полисной системы взаимоотношений
    • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.)
      • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.) - страница 2
      • Гегемония Спарты в Греции (404-379 гг. до н. э.) - страница 3
    • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.)
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 2
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 3
      • Второй Афинский морской союз. Возвышение и гегемония Фив. (379-355 гг. до н. э.) - страница 4

Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии - страница 2

Теперь не принадлежность к тому или иному роду, а величина частной собственности определяла значимость человека. Правда, деление на родовые филы, фратрии и роды сохранилось, Солон их не отменял, но они потеряли свое прежнее значение.

Одной из важнейших была радикальная реформа долговых отношений. Прежде всего были кассированы все долги, сделанные под заклад земли, проведена так называемая сисахрия, т. е. «стряхивание бремени» (заимодавцы для обеспечения долга ставили камни с записями на участках задолжавших крестьян). Одновременно законодательно запрещалось обращение в рабство за долги, т. е. долговая кабала. Снятие долговых камней и отмена долгового рабства были тяжелым ударом по родовой аристократии, так как именно с помощью этих мер она увеличивала свои земельные владения и закабаляла земледельцев, превращая их в зависимых арендаторов.

Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента. Эти радикальные меры должны были укрепить экономическое положение основной массы афинских земледельцев, создать некоторые гарантии их общего благосостояния. Вместе с тем отмена долгового рабства имела принципиальное значение для всего дальнейшего развития афинской экономики, так как ориентировала развивающиеся крупные хозяйства (как поместья, так и ремесленные мастерские) не на труд зависимых кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынках или захваченных во время военных кампаний.

Из других социальных реформ Солона следует отметить введение свободы завещания при отсутствии прямых наследников (ранее в этом случае имущество, особенно земля, оставалось в роду) и введение земельного максимума, т. е. запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы.

Важные преобразования были проведены в военно-политической области. Если в досолоновские времена военная организация была тесно связана с родовым коллективом и решающую роль в ней играла знать, то при Солоне она была поставлена в тесную связь с общим социальным делением афинского общества на четыре разряда. Теперь основой военной организации стала тяжеловооруженная пехота гоплитов, которая комплектовалась из разряда зевгитов.

Все эти мероприятия Солона привели к активизации деятельности Народного собрания. Сходки соплеменников для решения разных дел были хорошо известны в Греции еще с гомеровского времени. Однако их роль в Афинах в VIII-VII вв. до н. э. была небольшой, собирались они по желанию знати и были одним из инструментов ее политического господства.

При Солоне положение изменилось. На Народном собрании стали обсуждать важные государственные дела, принимать законы, которые были направлены против знати. В частности, целая серия реформ Солона была утверждена на Народных собраниях. Новое социальное деление на четыре разряда, право зевгитов и фетов участвовать в Народных собраниях, общее повышение роли средних прослоек гражданства способствовали превращению Народного собрания в полномочный и важный государственный орган.

Для лучшей организации работы Народных собраний Солон учреждает новый Совет из 400 человек (избирались 100 человек от каждой филы), который руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некоторые текущие дела управления. Повышение роли Народного собрания и учреждение Совета 400 привели к ограничению функций аристократического совета Ареопага.

Новым государственным органом стала гелиея, многочисленная коллегия судей, избранных из всех граждан, включая и фетов. Гелиея должна была проверять отчеты должностных лиц, вести разбирательства различных конфликтов между гражданами. Гелиея стала самым демократическим органом среди всех других государственных органов. Для руководства усложнившейся финансовой деятельностью полиса были образованы новые должности казначеев, полетов (сдавали в аренду государственное имущество), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений).

Полицейские функции исполняла коллегия, состоявшая из 11 человек. Сущность политических нововведений Солона заключалась в организации такого государственного управления, в котором могли бы принимать участие широкие слои афинского народа, демоса. Государственный строй, при котором в управлении могли принять участие самые широкие слои демоса, получил название демократии. Солон заложил основы афинской демократии, которая достигнет полного расцвета только в V-IV вв. до н. э.

Страницы: 1 2