Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Парижская конвенция об охране промышленной собственности Парижская конвенция охране промышленной собственности участники

15.06.2020 Дарение

Парижская конвенция является наиболее многосторонним универсальным международным соглашением в области охраны промышленной собственности.

В Конвенции не содержится единых правовых норм, касающихся охраны промышленной собственности в странах-участницах. Она исходит из того, что основные вопросы охраны объектов промышленной собственности регулируются исключительно внутренним законодательством государств-участников, тем самым участие в Конвенции не устраняет необходимости патентования этих объектов в других странах-участницах.

Универсальность Конвенции заключается в том, что она предоставляет присоединившимся к ней странам полную свободу действий в отношении национальных законодательств по охране промышленной собственности, за исключением немногочисленных положений, которые в обязательном порядке должны соблюдаться странами-участниками. В наибольшей степени ее универсальность проявляется в создании льготных условий для получения охраны объектов промышленной собственности иностранцами.

20 марта 1883 г. одиннадцатью государствами была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности, основные положения которой действуют по настоящее время. На 1 января 1990 г. членами парижского союза по охране промышленной собственности являются 100 государств.

Более чем за 100-летний период существования парижской конвенции она неоднократно пересматривалась, и в ее текст вносились изменения. В настоящее время сохраняют правовое значения различия между ее последующими редакциями: Брюссельской (1900г.). Вашингтонской (1911г.). Гаагской (1925г.). Лондонской (1934г.). Лиссабонской (1958г.). Стокгольмской (1967г.). Каждая страна связана с другими условиями той редакции, которую она ратифицировала. СССР присоединился к Парижской конвенции в 1965г. и ратифицировал все редакции, действующие на этот период, а в последствии - и Стокгольмскую редакцию.

Подавляющее большинство стран ратифицировало Стокгольмскую редакцию, но в некоторых еще действуют Лондонская и Лиссабонская редакции.

Конвенция открыта для всех государств. Присоединение к Конвенции влечет за собой признание ряда ее положений и получение устанавливаемых ею преимуществ.

Рассмотрим общие положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности.

Одним из основополагающих принципов Парижской конвенций является принцип национального режима. Он означает, что иностранные граждане и фирмы пользуются теми же правами, которые национальный закон предоставляет в отношении охраны промышленной собственности отечественным заявителям. Такой же национальный режим должен быть предоставлен гражданам государств, не являющихся участниками Конвенции, но имеющим постоянное местожительства или "действительное серьезное" промышленной или торговое предприятие на территории одной из стран-участниц Конвенции.

Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам-участницам Конвенции - право приоритета (конвенционный приоритет). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для патентов на изобретения и полезные модели этот срок равен 12 месяцам со дня подачи первоначальной заявки, для промышленных образцов и товарных знаков - 6 мес.

Правило о конвенционном приоритете позволяет заявителю оформить заявочную документацию для подачи ее в патентные ведомства стран-участниц без опасения в течение установленного срока утратить новизну предмета заявки, так как любые действия, совершаемые в период между датами подачи первой и более поздних заявок в пределах оговоренного срока, не лишают заявителя права на получение охранного документа по более поздней заявке.

Согласно конвенции первая и последующие заявки могут быть поданы разными лицами, однако, совпадение предмета первой и последующих заявок обязательно. Конвенцией допускается подача заявок с «множественным» и «частичным» приоритетом. Множественный приоритет возникает в отношении двух или более заявок на патенты, относящихся к одному и тому же техническому решению, поданных в одной или нескольких странах, а затем объединенных в одну общую заявку для подачи в другую страну - участницу Конвенции. Право приоритета при этом возникает для отдельных частей заявки, которые могут иметь и разные даты приоритета.

В целях сохранения новизны страны-участницы в соответствии со своим законодательством предоставляют временную охрану изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран Временная охрана перечисленных объектов может осуществляться национальными законодательствами различными способами: в одних странах она обеспечивается установлением льготы по приоритету, в других - льготы по новизне. (В большинстве промышленно развитых стран действует льгота по новизне).

Согласно Конвенции патенты, выданные на одно и то же изобретение в разных странах-участницах Конвенции независимы друг от друга. Основной причиной введения принципа независимости патентов являются значительные различия национальных законов: если патент, выданный в одной стране затем будет признан в ней недействительным, то это вовсе не означает, что он может быть признан таковым на основании патентных законодательств других стран. Даже если приоритет патентов в других странах был установлен на основании этого признанного впоследствии недействительным патента.

В Конвенции также содержится правило, согласно которому каждой стране - участнице предоставляется право включать в патентные законы нормы, предусматривающие санкции за неиспользование или недостаточное использование изобретения. Такими санкциями могут быть выдача принудительной лицензии или аннулирование патента.

Требование о выдаче принудительной лицензии вследствие не использования может быть удовлетворено лишь по истечении определенного срока: 4 лет с момента подачи заявки или 3 лет с момента выдачи патента, в зависимости от того, какой срок истекает позднее. Принудительные лицензии могут выдаваться по мотивам «общественных интересов», когда патент признается имеющим особо важное социальное, экономическое или оборонное значение для страны. Принудительные лицензии являются неисключительными и не лишают патентообладателя права самому использовать данные изобретение или выдать лицензию на добровольных началах другому лицу. Патент может быть аннулирован только в тех случаях, когда выдачи принудительной лицензии недостаточно для предупреждения злоупотребления его обладателем. При этом процедура по аннулированию патента не может быть начата до истечения 2 лет с момента выдачи принудительной лицензии.

Использование охраняемых объектов на транспортных средствах, согласно Конвенции не считается нарушением патента - на водном, воздушном или сухопутном транспорте, если транспортное средство, принадлежащее одной из стран Союза, временно или случайно находится на территории страны, где действует патент, при условии, что изобретения применяются исключительно для нужд транспортного средства.

В некоторых странах, где предусмотрена регистрация товарных знаков, требуется также, чтобы знак, будучи зарегистрированным, обязательно использовался в течение определенного периода. В противном случае товарный знак может быть исключен из регистра. При этом под использованием обычно понимается продажа товаров, маркированных данным знаком, хотя национальное законодательство может более широко интерпретировать термин "использование".

Статья 5С(1) устанавливает, что если требуется обязательное использование, то регистрация товарного знака может быть аннулирована на основании неиспользования только по истечении достаточного периода времени и только в случае, если владелец знака не представит доказательств, оправдывающих причины своего бездействия. Решение об аннулировании регистрации знака может быть принято, если владелец знака оправдает его неиспользование. Оправдание принимается, если оно обосновано юридическими и экономическими причинами, не зависящими от владельца, например если ввоз товаров был запрещен по решению правительства.

Статья 6bis обязывает страны - участницы конвенции отказать в регистрации или аннулировать регистрацию и запретить использование товарного знака, который может вступить в конфликт с другим, уже «общеизвестным» в этих странах. Является ли знак общеизвестным в той или иной стране, решают ее компетентные административные или юридические органы. Товарный знак мог не использоваться в данной стране в том смысле, что маркированные им товары в ней не продавались, хотя в то же время знак может быть здесь общеизвестен благодаря рекламе как в этой стране, так и в других.

Государственная символика, официальные названия и эмблемы международных организаций рассмотрена в статье 6ter, которая требует, чтобы страны-участницы в определенных обстоятельствах отказывали в регистрации или аннулировали ее и запрещали использование в качестве товарных знаков либо их элементов перечисленных в этой статье отличительных знаков самих стран-участниц и некоторых международных межправительственных организаций. Отличительными знаками государств, согласно этой статье, являются герб, флаг и другие символы, официальные знаки и печати, а также любая имитация подобных знаков.

Охрана товарных знаков, зарегистрированных в одной стране союза, в других странах-участницах также определена Конвенцией. Одновременно с принципом независимости заявок и регистрации знаков, включенным в положения ст. 6, конвенция устанавливает, что каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в другой стране союза и охраняться таким, каков он есть, за некоторыми исключениями.

Cтраны-участницы гарантируют охрану знаков обслуживания, но не обязаны предусматривать их регистрацию. Это положение не означает требования разрабатывать специальное законодательство по знакам обслуживания. Страна-участница может подчиняться положению о гарантиях охраны не только путем введения специального законодательства, направленного на защиту знаков обслуживания, но и предоставлением подобной охраны другим способом, например с помощью законов о недобросовестной конкуренции.

Фундаментом современной системы охраны промышленной собственности является Парижская конвенция. Она применяется к широкому кругу объектов промышленной собственности, а именно: к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и знакам обслуживания.

Принятие Парижской конвенции было вызвано настоятельной потребностью обеспечить защиту промышленной собственности в нескольких странах одновременно. Кроме того, правовая охрана объектов промышленной собственности была сильно затруднена ввиду принципиальных расхождений в патентных законодательствах разных стран.

Международный конгресс по промышленной собственности состоялся в 1878 г. в Париже. Конгресс явился первым этапом на пути создания всеобъемлющего международного соглашения по промышленной собственности. Процесс создания первого международного соглашения завершился 20 марта 1883 г. в Париже на дипломатической конференции подписанием "Парижской конвенции по охране промышленной собственности". Конвенция неоднократно дополнялась и пересматривалась. Первые дополнения были внесены в 1891 г. на конференции в Мадриде. В последующем она пересматривалась в Брюсселе в 1900 году, в Вашингтоне - в 1911 г., в Гааге - в 1925 г., в Лондоне - в 1934 г., в Лиссабоне - в 1958 г. Последние по времени поправки были внесены в Стокгольме на конференциях в 1967 и 1979 гг.

В 1883 г. Конвенция была подписана одиннадцатью государствами (Бельгия, Бразилия, Сальвадор, Франция, Гватемала, Италия, Нидерланды, Португалия, Сербия, Испания и Швейцария). На 1 января 1993 г. участниками этой Конвенции были уже 108 государств. Советский Союз присоединился к Парижской конвенции 1 июля 1965 г. Российская Федерация как правопреемник СССР также является договаривающимся государством Конвенции. интеллектуальный авторский право

Конвенция открыта для подписания всем государствам. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.

Положения Конвенции могут быть разделены на четыре основных группы, а именно: национальный режим, право приоритета, общие правила в области материального права и правила, касающиеся административных, финансовых и организационных вопросов.

Первая группа правил (ст. 2 и 3) относится к национальному режиму для граждан Союза. Она устанавливает, что граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются соответствующими законами собственным гражданам. Важной особенностью Конвенции является то, что граждане стран, не являющихся договаривающимися государствами, по своим правам приравниваются к гражданам договаривающихся государств, если они проживают на территории этих государств или имеют действительные и серьезные промышленные или торговые предприятия.

Вторая группа правил, касающаяся права приоритета, изложена в основном в ст. 4. Право приоритета распространяется на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. В соответствии с Конвенцией заявитель на основании первой правильно оформленной заявки, которая подается в одном из договаривающихся государств, имеет право в течение определенного срока, испрашивать охрану в любом другом договаривающемся государстве, подав туда соответствующие заявки с сохранением приоритета по дате подачи первой правильно оформленной заявки. Срок, в течение которого должны быть поданы последующие заявки, составляет 12 месяцев для патентов и полезных моделей, 6 месяцев - для промышленных образцов и товарных знаков.

Таким образом, если заявитель желает получить охрану в нескольких странах, он не обязан сразу подавать заявки в эти страны (одновременно). Он имеет в своем распоряжении соответственно 6 или 12 месяцев для того, чтобы окончательно решить вопрос о целесообразности патентования в конкретных странах и подготовить заявки в соответствии с требованиями национального законодательства этих стран.

Третья группа правил формулирует ряд общих положений в области материального права, а также организационно-правовых рекомендаций, обязательных для договаривающихся государств. Эти положения относятся к патентам, товарным знакам, промышленным образцам, фирменным наименованиям, указаниям места происхождения товаров. К этой же группе правил относятся: обязательство каждого из договаривающихся государств обеспечивать эффективную охрану от недобросовестной конкуренции и обязательство каждого из названных государств создать специальную службу по охране промышленной собственности, которая должна издавать официальный периодический бюллетень, содержащий необходимую информацию о зарегистрированных объектах промышленной собственности. Эта служба должна обеспечить ознакомление публики с патентами, полезными моделями, товарными знаками и промышленными образцами.

Рассмотрим более конкретно положения этой группы правил в отношении отдельных объектов промышленной собственности.

1. В отношении патентов (ст. 4bis; 4ter; 4quater). Выданные в разных договаривающихся государствах патенты на одно и то же изобретение являются независимыми друг от друга. Это означает, что выдача патента на изобретение в одном из договаривающихся государств не обязывает другие государства выдавать патенты. Аннулирование патента или сокращение срока его действия также не может быть произведено на том основании, что подобные действия объявлены в каком-либо договаривающемся государстве.

В соответствии со ст. 4 ter изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте.

Ст. 4 quater предусматривается, что в случае ограничения по закону продажи какого-либо запатентованного продукта или продукта, производимого запатентованным способом, патент признан недействительным быть не может, а если он (патент) еще не выдан, то данная норма национального законодательства не может быть использована для отказа в его выдаче.

Ст. 5 Конвенции предусмотрена возможность выдачи принудительной лицензии с целью предотвращения злоупотребления монопольным правом на изобретение. Такое злоупотребление может состоять, например, в нежелании патентообладателя наладить промышленное применение изобретения, несмотря на то, что оно требуется для общества. В этом случае государственный орган по требованию, но не ранее, чем через 4 года с даты поступления заявки или через 3 года с даты выдачи патента, выдает принудительную лицензию. Следует также иметь ввиду, что в выдаче принудительной лицензии может быть отказано, если патентообладатель обоснует свое бездействие уважительными причинами. Выдача принудительной лицензии - действие весьма редкое в практике патентных ведомств договаривающихся государств.

В существовании института принудительного лицензирования в первую очередь заинтересованы развивающиеся страны, в которых подавляющее число патентов получено на имя иностранных патентообладателей. Последние имеют возможность, не используя свои изобретения, блокировать развитие национальной промышленности. Принудительная лицензия может быть выдана также и на полезную модель.

2. В отношении товарных знаков, знаков обслуживания и коллективных знаков ст. 6 Конвенции предусматривается, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством. Это означает, что заявка на регистрацию товарного знака, если она была подана гражданином договаривающегося государства в ведомство договаривающегося государства, не может быть, отклонена на том основании, что она не была подана в стране происхождения. Регистрация товарных знаков в каждой из стран Союза независима друг от друга, т.е. регистрация, аннулирование или прекращение действия товарного знака в одном из договаривающихся государств не влияет на действительность регистрации в других договаривающихся государствах.

Положениями ст. 6 bis предусматривается возможность аннулирования регистрации, а также запрещения применения любого товарного знака, представляющего имитацию или перевод другого знака, способного вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения является в этом случае общеизвестным в качестве знака, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. В соответствии с Конвенцией каждое договаривающееся государство принимает на себя обязательство отклонять или признавать недействительной регистрацию в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков гербов, флагов и других государственных эмблем стран Союза. Аналогичное правило действует в отношении эмблем межгосударственных организаций, например, ООН или ВОИС. Конвенцией предусматривается охрана знаков обслуживания и коллективных знаков.

  • 3. В отношении промышленных образцов. В соответствии с Конвенцией промышленные образцы охраняются во всех странах Союза, причем их охрана не может быть прекращена в каждом из договаривающихся государств вследствие неиспользования или ввоза в это государство объектов, сходных с охраняемым объектом.
  • 4. В отношении фирменных наименований. Ст. 8 Конвенции гласит, что фирменное наименование охраняется во всех договаривающихся государствах без обязательной подачи заявки или регистрации и не зависимо от того, является ли оно частью товарного знака.
  • 5. В отношении указаний происхождения продукта. Ст. 10 Конвенции предусматривается, что каждое договаривающееся государство принимает меры пресечения в случае прямого или косвенного использования ложных указаний о происхождении продуктов или подлинности личности изготовителя, промышленника или торговца. В качестве заинтересованного лица может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
  • 6. В отношении недобросовестной конкуренции. Под последней понимается всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленности и торговых делах. Обязанностью договаривающихся государств является обеспечение эффективной защиты от недобросовестной конкуренции, например, от действий, которые могут вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной деятельности конкурента.
  • 7. В отношении временной охраны на международных выставках изобретений, полезных моделей, товарных знаков для продуктов и промышленных образцов.

Согласно ст. 11 Конвенции, договаривающиеся государства предоставляют в соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану перечисленным выше объектам промышленной собственности, которые экспонируются на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

Четвертая группа правил Конвенции касается административной структуры Союза, а также финансовых и организационных вопросов. Административная структура Союза регулируется ст. с 13 по 17.

Поскольку страны, присоединившиеся к Парижской конвенции, образовали Союз по охране промышленной собственности, то последний выступает на международной арене как юридическое лицо. В связи с этим Союз имеет свои административные органы - Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС. Главным органом Союза является Ассамблея, которая определяет политику в области совершенствования и практической реализации Парижской конвенции (ст. 13). Ассамблея Союза собирается один раз в два года на очередную сессию вместе с Генеральной ассамблеей ВОИС.

Рабочим органом ассамблеи является Исполнительный комитет (ст. 14), страны-члены которого избираются Ассамблеей на период между двумя ее очередными сессиями. Исполнительный комитет собирается на очередную сессию один раз в год.

Текущие административные задачи Союза решаются Международным бюро (ст. 15).

Руководство деятельностью Международного бюро осуществляется Генеральным директором ВОИС. Международное бюро выполняет роль секретариата рабочих органов Союза.

Финансовые аспекты деятельности Союза регламентируются положениями ст. 16 Конвенции. Основным источником поступлений в бюджет Союза являются взносы стран-участниц. Размер взносов в Союз определяется в зависимости от класса, к которому государство относит себя само. В настоящее время к первому классу (наибольшие взносы) относятся США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. СССР также относился к первому классу. Российская Федерация с 1993 г. относится к третьему классу. Любое государство по собственному желанию может изменить класс, к которому оно относится. Вопрос своевременной уплаты взносов является весьма важным, так как страна, имеющая задолженность по уплате взносов за два года, лишается права голоса.

Вопросы ратификации конвенции и присоединения к ней, а также последствия этих действий зафиксированы в ст. 20-23. Любая страна имеет право денонсировать конвенцию, уведомив об этом Генерального директора (ст. 26).

Ст. 19 Конвенции допускает возможность заключения между государствами-участниками специальных соглашений об охране промышленной собственности. Эти соглашения однако не должны противоречить положениям Конвенции. В подготовке таких соглашений может принимать участие Международное бюро ВОИС. Примером такой деятельности является участие Международного бюро в подготовке Евразийской патентной конвенции, в соответствии с которой предполагается создание института единого патента для стран, бывших субъектов СССР.

Конвенция содержит статьи, регулирующие процедуру ее пересмотра, вопросы подписания, языков, функций депозитария, разрешения споров и переходные положения. В ней указано также, что в случае разногласий в толковании различных текстов предпочтение отдается французскому тексту.

В области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков (было подписано в 1883 г первоначально 11 государствами; к началу 90-х годов XX века участниками соглашения стали 99 стран). Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности. Она не является единообразным патентным законом для всех стран-участниц или международным законом о товарных знаках и промышленных образцах; учитывает национальное , и поэтому присоединение той или иной страны к Конвенции не устраняет необходимости данного государства от патентования своих изобретений в других странах, а создает более льготные условия для такого патентования. Конвенция способствует облегчению патентной охраны промышленного экспорта и закреплению рынка за изделиями, в отношении которых были сделаны заявки и получены патенты. Такая охрана позволяет предприятиям и фирмам других стран не только производить аналогичные изделия в стране, где им обеспечена соответствующая охрана, но и ввозить туда подобные изделия.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ" в других словарях:

    Международное соглашение 1883г. с последующими поправками, регулирующее вопросы международной правовой охраны промышленной собственности. Конвенция: предоставляет для стран участниц преимущества в отношении охраны изобретений на выставках;… … Финансовый словарь

    ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ - основное международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков (было подписано в 1883 г. первоначально 11 государствами; к 2004 году участниками соглашения стали 165 государств). Конвенция обеспечивает взаимное… … Юридическая энциклопедия

    ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ - – подписана в 1883 11 ю государствами (в настоящее время – 99 стран участниц). Страны участницы образуют Союз для защиты промышленной собственности с постоянным Международным бюро в Берне. Конвенция предусматривает охрану промышленных образцов и… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Парижская конвенция по охране промышленной собственности - Старейшее международное соглашение по вопросам охраны промышленной собственности (первая редакция подписана 20 марта 1883 г. 11 государствами). Основные положения Конвенции: а) положение о национальном режиме, т.е. взаимное предоставление… … Юридический словарь по патентно-лицензионным операциям

    См. в ст. Промышленная собственность … Большая советская энциклопедия

    Международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Конвенция обеспечивает взаимное признание и охрану объектов промышленности. Конвенция учитывает национальное законодательство, и поэтому присоединение той… … Словарь бизнес-терминов

  • 7.Предмет и методы правового регулирования мчп.
  • 8. Основные начала (принципы) международного частного права: международная вежливость, национальный режим и режим наибольшего благоприятствования, взаимность, реторсии.
  • 10. Основания применения иностранного права и порядок установления его содержания.
  • 11. Автономия воли в мчп: сфера применения, соотношение автономии воли и условий контракта, соглашение об автономной воли.
  • 12. Соглашение о применимом праве: классификация, содержание, действительность.
  • 13. Коллизионная норма: понятие, сфера применения, структура.
  • 14.Классификация коллизионных норм.
  • 15.Проблема квалификации коллизионных норм.
  • 16. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 17. Режимы иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим недискриминации.
  • 19. Иностранные юридические лица в рф. Представительства и филиалы иностранных юридических лиц.
  • 20. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Иммунитет государства: понятие, виды.
  • 21.Доктрины абсолютного и ограниченного иммунитета.
  • 22.Коллизионные нормы вещных прав.
  • 23. Международные договоры о защите прав собственности на культурные ценности.
  • 24. Национализация иностранной собственности. Действие актов о национализации за границей.
  • 25. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 26. Соглашения о разделе продукции и концессионные соглашения: понятие, правовая и природа, особенности заключения и содержания.
  • 27. Внешнеэкономическая сделка: понятие, признаки, форма, порядок подписания.
  • 28.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в рф.
  • 29. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа, 2004 г.): сфера применения, основные принципы, заключение и расторжение договоров.
  • 31. Конвенция о договорах международной купли- продажи товаров (Вена, 1980г.): средства правовой защиты покупателя и продавца, убытки, проценты, освобождение от ответственности сторон по договору.
  • 32. . Базисные условия договора международной купли- продажи товаров. Международные правила толкования торговых терминов: сфера применения, характеристика базисных условий инкотермс 2010 г.
  • 33. Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств- участников снг от 20 марта 1992 г.
  • 35. Коллизионное регулирование договора международной купли- продажи товаров.
  • 36. Принцип тесной связи. Презумпции при определении применимого права.
  • 37. Сфера действия Венской конвенции о договорах международной купли- продажи товаро 1980 г. Соотношение Венской конвенции 1980 г. С оуп сэв и оуп снг.
  • 38. Соглашение о международном грузовом и пассажирском сообщении. (смгс, смпс): сфера применения, форма договора, ответственность перевозчика, порядок заявления претензий и исков, коллизионные нормы.
  • 40. Формы международных морских перевозок, их правовое регулирование. Конвенция о кодексе поведения линейных конференциях 1974 г.: сфера применения, основные принципы.
  • 41. Брюссельская конвенция 1924 г. Об унификации некоторых правил о коносаменте (в ред 1968 г.): сфера применения, форма и виды коносамента, обязанности сторон, ответственность перевозчика.
  • 42. Конвенция оон о морской перевозке грузов 1978 г.: сфера применения, ответственность перевозчика, правила предъявления требований к перевозчику.
  • 43. Йорк- Антверпенские правила 1974 г. В редакции 1990 г.: сфера применения, правовая природа, правила о толковании.
  • 44. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (кдпг) 1956 г.: сфера применения, форма и содержание договора, ответственность перевозчика.
  • 45. Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (в ред. 1955 г.): сфера применения, ответственность перевозчика.
  • 46. Международные смешанные перевозки груза.
  • 47. Понятие и формы международных расчетов.
  • 48. Валютные условия и валютные оговорки во внешнеэкономических контрактах: понятие, виды.
  • 49. Вексель как средство платежа. Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о переводном и простом векселе, 1930 г.
  • 50. Конвенция юнситрал 1988 г. О международных простых и международных переводных векселях: сфера применения, понятие векселя, характеристика вексельного
  • Глава I. Сфера применения конвенции и форма векселя
  • 51. Чек как средство платежа. Конвенция, устанавливающая Единообразный закон о чеках, 1931 г.
  • 52. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитов, 1993 г.: понятие и виды аккредитива, способ и порядок исполнения аккредитивного поручения, обязательства и ответственность банков.
  • 53. Унифицированные правила по инкассо, 1995 г.: понятие инкассо, инкассовые документы, порядок осуществления расчетов.
  • 54. Конвенция о межгосударственном лизинге (Москва, 1998 г.): сфера применения, виды лизинга, общая характеристика.
  • 55. Конвенция унидруа о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988г.): сфера применения, основные положения.
  • 56. Конвенция о международном факторинге (Оттава, 1988 г.): сфера применения, предмет, исполнение и ответственность по договору.
  • Глава I
  • 57. Агентские соглашения в мчп: понятие, правовая природа, виды, коллизионные вопросы.
  • 58. Регулирование обязательств из причинения вреда в международном частном праве.
  • 59. Специальные случаи деликтной ответственности в международных договорах рф (возмещение вреда иностранными воздушными перевозчиками, возмещение вреда от разлива нефти на море).
  • 61. Международно- правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб.
  • 62. Понятие интеллектуальной собственности в мчп. Территориальный характер прав на объекты интеллектуальной собственности в мчп и способы его преодоления.
  • 63. Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. : сфера применения. Союз по охране промышленной собственности, объекты правовой охраны.
  • Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране промышленной собственности.

    Под промышленной собственностью прежде всего понимаются такие объекты интеллектуальной собственности, как изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели. К объектам промышленной собственности относят также «ноу-хау» (секреты производства), знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

    Фундаментом современной системы охраны промышленной собственности является Парижская конвенция (Конвенция по охране промышленной собственности), принятая в Париже 20 марта 1883 г. При создании Парижской конвенции ее подписали 11 государств. На сегодняшний день ее участниками являются более 100 государств.

    Парижская конвенция состоит из 4 частей:

    а) национальный режим;

    б) право приоритета;

    в) общие правила в области материального права;

    г) правила, касающиеся административных, финансовых и организационных вопросов.

    Первая группа правил устанавливает, что граждане каждой страны - участницы пользуются во всех других странахучастницах теми же преимуществами, которые предоставляются соответствующими законами собственным гражданам.

    Вторая группа правил – право приоритета– распространяется на патенты, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. Заявитель на основании первой правильно оформленной заявки, поданной в одном из договаривающихся государств, имеет право требовать в течение определенного срока охраны в любом другом договаривающемся государстве, подав туда соответствующие заявки с сохранением приоритета по дате подачи первой правильно оформленной заявки.

    Сроки для последующих заявок:

    а) для патентов и полезных моделей – 12 месяцев;

    б) для промышленных образцов и товарных знаков – 6 месяцев.

    К третьей группе правил (материальное право) , распространяющихся на патенты, товарные знаки, промышленные образцы, фирменные наименования, указания мест происхождения товаров, относятся положения об обязательстве каждого из договаривающихся государств обеспечивать эффективную охрану от недобросовестной конкуренции, обязательстве создать специальную службу по охране промышленной собственности.

    Четвертая группа правил касается административной структуры образованного странами-участницами Союза по охране промышленной собственности. Данный Союз имеет свои административные органы: Ассамблею, Исполнительный комитет и Международное бюро ВОИС. Ассамблея является главным органом Союза, собирается один раз в два года. В четвертую группу входит также решение финансовых вопросов: определение источников финансирования деятельности Союза, размера финансирования в зависимости от класса, к которому страна - участница сама себя относит, а также организационные вопросы (процедура подписания конвенции, ее пересмотра, разрешения споров, переходные положения).

  • Первым соглашением стала Парижская конвенция по охране промышленной собственности, заключенная 20 марта 1883 г. Она стала основополагающим международным соглашением в этой области, поскольку вообще сделала возможной, а также облегчила получение правовой охраны за рубежом. При этом Парижская конвенция не преследовала цели унификации национального законодательства, хотя нормы ее были восприняты странами-участницами по принципу старшинства международного права перед национальным.

    Помимо главной своей цели - сделать возможным или облегчить получение охраны за рубежом, Конвенция решала еще одну важную задачу - уточнение отдельных положений промышленной собственности, ради единообразного их понимания в странах-участницах.

    В Конвенции (ст. 1(2)) приводится перечень объектов охраны промышленной собственности, которыми служат исключительные права на отдельные виды результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а именно на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, указания, наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

    Важным в Конвенции стало решение вопроса о субъекте права. Для того чтобы сделать возможным получение охраны за рубежом, нужно было уравнять иностранных заявителей в правах с местными в тех странах, где испрашивается охрана. С этой целью в ней был закреплен принцип национального режима, в силу которого такое уравнение достигалось (ст. 2 п. 1).

    Центральным положением Конвенции стало положение о предоставлении иностранному заявителю льготы по приоритету - конвенционного приоритета (ст. 4), которая состоит в возможности устанавливать первенство не по дате фактической подачи заявки в зарубежной стране, а по более ранней дате - дате подачи первой заявки в стране происхождения объекта.

    Преимущество такой льготы видится в исключении из уровня техники любых источников информации, которые могут влиять на новизну объекта, заявленного к охране, после даты подачи на него первой заявки. Однако предоставление такой льготы в Конвенции связывается с выполнением ряда условий: соблюдением идентичности объектов, заявленных первоначально и в последующем, а также идентичности субъектов (заявителем может выступать лицо, подавшее первоначальную заявку, или его правопреемник); включением в зарубежную заявку заявления о предоставлении такой льготы и подачей последующей заявки в определенный срок после подачи первоначальной заявки - в течение 12 месяцев для заявок на изобретение или полезную модель и в течение 6 месяцев, если заявка относится к промышленному образцу или товарному знаку.

    Парижской конвенцией была разрешена и проблема, связанная с возможностью утраты полученной за рубежом охраны из-за невыполнения патентообладателем требования об обязательном использовании охраняемого изобретения. Отсутствие в национальных законах четкого временного регламента обязательного использования и применения к нарушителю определенных санкций и создавала остроту проблемы.

    Поэтому ее решением стало установление в Конвенции четких сроков, только по истечении которых санкции могли бы быть применены (ст. 5А). Конвенция исходит из возможности страны участницы применения к нарушителю любых санкций - принудительной лицензии, аннулирования патента, но лишь спустя определенный период времени, который по Конвенции является обязательным. Принудительная лицензия должна выдаваться не ранее чем через три года после выдачи патента или четырех лет после подачи заявки, смотря по тому, какой из них длиннее, а аннулирование патента возможно не ранее чем через два года после выдачи принудительной лицензии. Это так называемый период допустимого неиспользования, который позволяет патентообладателю провести необходимые подготовительные работы для практического осуществления изобретения и тем самым сохранить патент.

    Заметным облегчением в деле получения правовой охраны товарного знака за рубежом стала возможность его регистрации в иностранных государствах в неизменном виде, т.е. в том виде, в котором он получил охрану в стране происхождения независимо от положений национального законодательства зарубежной страны, не допускающей к охране тот или иной вид обозначения. Такая возможность появилась благодаря введению в Конвенцию правила, известного во французском звучании как Telle-quelle («такой, какой есть») (ст. 6 quinquies А), в силу которого иностранные предприниматели смогли получать охрану знака, не меняя его в разных странах-участницах, где они вели торговые или промышленные дела и в которые подавали заявки на регистрацию.

    В последней четверти XIX в., в пору укрупнения капитала и появления компаний, чья продукция получила известность за пределами национальной территории, стали приобретать популярность сопровождающие ее товарные знаки, становившиеся общеизвестными. Притягательная сторона общеизвестных знаков, ставшая отражением высокого качества товаров, обусловленного огромными материальными вложениями в их разработку, создало проблему правовой охраны таких знаков.

    Парижская конвенция разрешила эту проблему, закрепив в ст. 6bis(a) правовой режим общеизвестных знаков, расширенный по сравнению с традиционным. Смысл его состоит в том, что охрана общеизвестного знака становится возможной без регистрации как обязательного процедурного условия возникновения охраны, а лишь в силу факта известности. Поэтому если какое-либо неправомочное лицо зарегистрирует общеизвестный знак на свое имя или начнет его использовать, правообладатель может оспорить регистрацию или состоявшееся использование, но непременным условием для этого должно стать признание компетентным органом факта общеизвестности знака.

    Введение особого режима для этой категории знаков было связано с тем, что они становились предметом наиболее частого заимствования как обладающие большим коммерческим потенциалом.

    Преимуществом Парижской конвенции относительно средств индивидуализации стало предоставление иностранным предприятиям права использовать в странах-участницах свое фирменное наименование, минуя обязательную в такой стране процедуру его регистрации как условие охраны.

    Поскольку фирменное наименование является непременным средством индивидуализации юридического лица (возможно, и самой продукции при совпадении с товарным знаком), то исключение обязательной регистрации стало значительным облечением ввоза капитала или готовой продукции в условиях развития экономических связей и осознанного стремления к их упрощению (ст. 8).

    Придавая важное значение защите права как непременного условия его существования, Парижская конвенция предусматривает меры, облегчающие ее проведение на основе национального законодательства. Ими являются арест или запрещение ввоза товаров, незаконно снабженных товарным знаком или фирменным наименованием, либо ложным указанием происхождения товаров. Арест или запрещение ввоза налагается по требованию компетентного государственного органа (по так называемой процедуре ex officio ) или заинтересованного лица на основе внутреннего законодательства.

    Задержание товара в случае предполагаемого нарушения прав позволяет легче провести расследование и разбирательство по делу, усиливая тем самым правовые гарантии защиты интересов правообладателя (ст. 9, 10).

    В стремлении сделать защиту права более эффективной Парижская конвенция обращается к проблеме, которая не получила повсеместного разрешения в национальном законодательстве, но которая становилась все более грозной по мере развития экономического соперничества торговых и промышленных предприятий. Это проблема недобросовестной конкуренции, которая особенно заметна в сфере средств индивидуализации. Проявление ее, как правило, не становилось прямым нарушением прав законных обладателей средств индивидуализации, но тем не менее могло серьезно затрагивать их интересы.

    Постепенно Парижская конвенция приходит к решению этой проблемы. В нее включается ст. lObis, дающая правовое основание для ведения борьбы с этим нежелательным явлением.

    Важной частью нормы этой статьи стало закрепление обязанности стран-участниц обеспечивать защиту от недобросовестной конкуренции любыми законодательными средствами. При этом уточняется, что составляет недобросовестную конкуренцию и каковы ее конкретные проявления.

    Актом недобросовестной конкуренции служит всякое действие, противоречащее честным обычаям в промышленных и торговых делах. Как можно заметить, такая характеристика основывается не на правовых, а моральных категориях - тех обыкновениях, которые в течение длительного времени складывались в предпринимательских отношениях как условие их нормального делового взаимодействия.

    Конкретным проявлением акта недобросовестной конкуренции может быть смешение предприятий или продукции, их дискредитация, а также введение общественности в заблуждение относительно изготовителя, характера, способа изготовления, свойств продукции, ее происхождения.

    Приводимый в конвенции перечень нечестных действий конкурентов не является исчерпывающим и ограничивается минимумом примеров, которых на практике может быть множество. Поэтому Парижская конвенция закрепляет лишь общее понимание того, что есть недобросовестная конкуренция, апеллируя к национальному законодательству и судебной практике, которые должны определить, какие действия в свете ст. lObis относятся к нечестным проявлениями конкуренции .

    Развитие экономических отношений государств, а также их взаимный интерес к техническому и культурному развитию привели к организации периодических смотров состояния и уровня технического развития разных стран мира, получивших статус всемирных промышленных выставок. Участие в них стало делом престижа каждого государства. Однако в условиях коммерциализации новых технических и дизайнерских достижений экспонирование того или иного объекта пресекало их дальнейшую правовую охрану. В результате отдельные страны стали отказываться от участия в таких выставках.

    Парижская конвенция дала решение этой проблемы путем допущения применения в странах-участницах временной охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков в качестве экспонируемых объектов на международных официальных или официально признанных выставках .

    Смысл этой нормы, содержащейся в ст. 11, состоит в том, что страна-участница предоставляет экспонируемому объекту временную охрану, используя для этого по своему выбору одну из льгот, известных патентно-правовой практике, - выставочную льготу по новизне либо выставочный приоритет. В первом случае приоритет устанавливается обычным путем, однако сам факт экспонирования не включается в уровень техники, при условии подачи заявки в определенный срок. Во втором - приоритет устанавливается по дате начала экспонирования также при условии своевременной подачи заявки. Следует заметить, что в случае осуществления той или иной страной временной охраны посредством предоставления выставочного приоритета Правило ст. 11 обязывает эти страны не допускать продления сроков конвенционного приоритета.

    Таким образом, было найдено решение путем использования одной из известных праву промышленной собственности льгот, применение которой стало обязательной для стран-участниц и составило институт временной охраны.

    • В Парижской конвенции по охране промышленной собственности на 1 февраля 2017 г. приняли участие 194 государства. Россия (СССР) участвует с 26 апреля 1970 г.
    • В тексте Конвенции вместо исключительных прав используется выражение«патенты на изобретение, полезные модели» и т.д. Понятие «патенты» не раскрываетсяв Конвенции. Но поскольку в мировой патентно-правовой доктрине под патентом понимается охранный документ, закрепляющий исключительное право на тот или иной объект, то очевидно, в данной правовой конструкции можно использовать термин «исключительное право», который по своей сущности совпадает с содержанием патента.
    • См.: Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. С. 165-166.
    • Статус таких выставок был позднее, 22 ноября 1928 г., определен в специальнойКонвенции о международных выставках (с изменениями 1948 г.). Россия принимаетучастие с 1935 г.