123 фз статья 9. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

16.05.2020 Депозиты

В каких случаях используется технический регламент о требованиях пожарной безопасности, и к каким объектам он применяется? В статье мы расскажем о ФЗ 123 о пожарной безопасности с изменениями на 2017-2018.

из статьи вы узнаете:

Проблемы пожарной безопасности остаются актуальными как в целом для страны, так и для каждого конкретного хозяйствующего субъекта. Ежегодно по всем регионам регистрируются десятки тысяч пожаров, ущерб от которых считается в миллиардах рублей. Возгорания приводят не только к повреждению имущества, но и к гибели людей. Каждый год в России на пожарах погибает несколько тысяч человек.

Государство с такой ситуации вынуждено ежегодно ужесточать требования к обеспечению пожарной безопасности. Они касаются как зданий и сооружений, так и выпускаемой продукции и материалов. Главный нормативный акт, в деталях описывающий требования в данном направлении – ФЗ 123 о ;.

Технический регламент о пожарной безопасности ФЗ 123

ФЗ 123 о пожарной безопасности выпущен именно в качестве технического регламента, определяющего:

  • основные моменты технического регулирования в части защиты от пожаров;
  • главные принципы, с опорой на которые обеспечивается пожарная безопасность.

Соблюдение прописанных в этом документе положений позволит защитить жизнь и здоровье граждан, а также сберечь частное, коммерческое и государственное имущество.

Требования закона распространяются на различные защищаемые объекты. Помимо строений к ним относятся изделия самого разного характера. Положения федерального закона 123 ФЗ о пожарной безопасности принимаются в расчет как при подготовке строительного проекта, так и в процессе эксплуатации объектов.

В законодательном акте представлена информация самого разного свойства. Здесь указываются классы строительных объектов, разрешенное расстояние между ними, допустимые первичные средства тушения пожаров и так далее. Положения документа обязательно учитываются при:

  • разработке проектов, ведении строительных работ, капитальном ремонте и реконструкции зданий;
  • смене функционального назначения объектов и их техническом перевооружении;
  • в процессе эксплуатации и технического обслуживания объектов и изделий, а также при выполнении в отношении них утилизационных мероприятий;
  • создании, принятии, использовании и выполнении прочих нормативных актов, в которых содержатся требования противопожарной безопасности;
  • подготовке документов на самые разные объекты и изделия.

Техрегламент о пожарной безопасности 123 ФЗ начал работать в 2009 году, и с того момента подвергался неоднократным корректировкам. Его появление привело к оформлению серьезных последствий для владельцев защищаемых объектов. Эти последствия имели как административный, так и технический характер.

В соответствии с регламентом пожарная безопасность в нашей стране начала обеспечиваться по новому принципу – ее декларированию. Это позволило разгрузить контролирующие органы. По ФЗ 123 о пожарной безопасности основная ответственность за ее обеспечение была переложена на владельцев. Именно они теперь сами определяют те нормативные требования, которые должны выполняться для конкретного объекта.

Подготовка декларации пожарной безопасности может производиться силами владельца объекта либо с участием специализированной организации. Декларация должна быть зарегистрирована. В процессе регистрации проводятся испытания, по результатам которых может последовать отказ в декларировании (при выявлении недостатков).

Для определенных объектов сохраняется также и схема сертификации. Она может быть добровольной или обязательной, здесь все зависит от типа объекта или изделия.

ФЗ 123 о пожарной безопасности с изменениями на 2019 год

В технический регламент в этом году было внесено несколько важных корректировок. Одним из изменений стало появление статьи 6.1, которая предусматривает идентификацию объектов. С этого момента все строения и изделия разделяются на классы. Классификация происходит с учетом функциональных и конструктивных особенностей, влияющих на пожарную опасность, а также степени стойкости к возгораниям. Для производственных объектов разделение на классы происходит на основе уровня опасности их возгорания и риска взрывов.

Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния


Классификация горючих строительных материалов по значению показателя токсичности продуктов горения


Классы пожарной опасности строительных материалов


Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от внешних твердых предметов


Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от проникновения воды

В ФЗ 123 о пожарной безопасности расширился список возможных преград от огня. К их числу отнесены шторы, занавесы и экраны. В разрешенные первичные средства пожаротушения внесены мобильные аэрозольные генераторные огнетушители.

  • Кто отвечает за пожарную безопасность в многоквартирном доме

Определенные изменения коснулись и порядка декларирования пожарной безопасности. По действующему закону собственники объектов размером до 1 500 м2 в некоторых ситуациях могут в добровольном порядке готовить такую декларацию. В нее включается информация о наличествующих защитных средствах. Эти сведения нужно обновить в течение 1 года, если на объекте происходят следующие изменения:

  • проводится капитальный ремонт и реконструкция;
  • происходит перевооружение;
  • меняется собственник.

В ФЗ 123 о пожарной безопасности также произошел пересмотр санкций за нарушение предпринимателями установленных норм. Для предприятий и должностных лиц штрафы остались теми же. Для индивидуальных предпринимателей были предусмотрены специальные санкции – им были назначены штрафы в размере 20 000-30 000 рублей.

Пожарная безопасность представляет собой состояние полной защищённости граждан, их имущества и государственных ценностей от возгораний любого уровня. Достижению данного состояния способствует соблюдение норм техники безопасности и следование общему регламенту Федерального закона № 123.

Но что представляет собой данный нормативный акт? Какие существенные обновления он претерпел за последнее время? Поговорим об этом в статье.

Общие сведения о законе

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ принят Государственной Думой в третьем чтении 4 июля 2008 года. 11 июля рассматриваемый нормативный акт был одобрен уполномоченными членами Федеративного совета. Президентом Российской Федерации ФЗ 123 о пожарной безопасности был подписан 22 июля 2008 года, и в тот же день обрёл официальную юридическую значимость.

Изучаемый нормативный акт состоит из 8 разделов, включающих в себя 34 Главы и 152 статьи. Структура регламента о требованиях пожарной безопасности такова:

  • Раздел 1 - Общие положения изучаемого нормативного акта (Гл. 1-14, ст. 1-64);
  • Раздел 2 - Безопасность жилых поселений и городских округов (Гл. 15-17, ст. 65-77);
  • Раздел 3 - Обеспечение защищённости при строительстве и принятии в эксплуатацию архитектурных сооружений (Гл. 18-19, ст. 78-91);
  • Раздел 4 - Объекты производства (Гл. 20-22, ст. 92-100);
  • Раздел 5 - Противопожарная техника (Гл. 23-29, ст. 101-132);
  • Раздел 6 - Пожарная безопасность техники и продукции, предназначенной для общей эксплуатации (Гл. 30-32, ст. 133-140, статьи, содержащиеся в главе 32 утратили легитимность);
  • Раздел 7 — Нормативы проведения оценочной экспертизы (Гл. 33, ст. 141-150);
  • Раздел 8 - Итоговые положения рассматриваемого Федерального закона (Гл. 34, ст. 151-152).

Также прочтите Федеральный закон №64 в новой редакции

Нормативы изучаемого Федерального закона применяются в целях обеспечения защиты здоровья граждан и имущественных ценностей посредством предотвращения возгорания. твакже читайте об изменениях в

Сфера применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности

Положения изучаемого Федерального закона о пожарной безопасности применяются в случаях:

  • Проектирования и строительства жилых и нежилых зданий;
  • Капитального ремонта;
  • Разработки технических противопожарных регламентов в соответствии с нормативами Федерального закона «О техническом регулировании», в которых содержатся положения о пожарной безопасности;
  • Разработки документации технического назначения.

Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ №151

Последние поправки

Как и любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ регулярно претерпевает ряд определенных поправок. Последние изменения в рассматриваемый документ были внесены 29 июля 2017 года. В первую очередь поправки коснулись статьи 64, текст которой, согласно нововведениям, раскрывает нюансы составления пожарной декларации. Рассматриваемый документ предусматривает:

  • Оценку риска возможного возгорания;
  • Оценку допустимого ущерба, причинённого гипотетическим пожаром.

Пожарная декларация может быть оформлена в рамках добровольного страхования имущества на случай пожара. В свою очередь, ст. 67 утратила силу на основании нововведений 2017 года.

Текущие поправки коснулись также статьи 84 рассматриваемого Федерального закона. В пункте 12 изучаемой части технического регламента слова «медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении» были заменены на «организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.»

На основании внесённых поправок, в статье 89 появилось упоминание о помещениях категорий В1 - В4. Данные помещения оснащены аварийными выходами.

Важные положения ФЗ 123

Положения, указанные в регламенте изучаемого Федерального закона, являются предельно важными для каждого гражданина Российской Федерации. Рассмотрим несколько наиважнейших статей ФЗ-123:

Статья 4

Данная часть рассматриваемого нормативного акта повествует о принципах технического регулирования в сфере пожарной безопасности, которое представляет собой:

  • Установление в юридических и нормативных актах положений о технике пожарной безопасности;
  • Правовое упорядочивание в сфере эксплуатации средств пожарной безопасности.

Поправками от 3 июля 2016 года в ст. 4 рассматриваемого Федерального закона внесены дополнения в отношении Республики Крым.

Статья 32

Приводится следующий классификационный перечень сооружений по функциональной пожарной опасности:

  • Ф1 - жилые помещения;
  • Ф2 - культурно-развлекательные учреждения;
  • Ф3 - здания общественного пользования (вокзалы, поликлиники и т. д.);
  • Ф4 - образовательные организации;
  • Ф5 - складские помещения.

Статья 54

Повествует о системах пожарообнаружения и нормативах оповещения граждан о необходимости эвакуации. Данные объекты должны располагаться в строениях, пожар на территории которых приведёт к травматическим ситуациям.

Статья 69

Устанавливаются определённые расстояния, препятствующие возникновению пожара или его распространению. Соответствующие расстояния высчитываются:

  • От лесополосы до ближайших строений;
  • Вне лесопарков;
  • На лесной территории.

Также читайте ФЗ 69 в последней редакции

Статья 76

В данном отрывке изучаемого Федерального закона устанавливается, что подразделения пожарной охраны должны располагаться на территориях таким образом, чтобы сотрудники рассматриваемой службы могли быстро мобилизоваться в случае вызова. Временной период от момента вызова пожарной бригады в черте города не должен превышать 10, а в сельской местности - 20 минут.

Статьи 82 и 83

Изучаемым Федеральным законом устанавливаются правила пожарной безопасности в электрических установках (кабелях, электрощитах, проводах) архитектурных сооружений. Определяются функции и свойства пожарной сигнализационной системы.

Федеральный закон № 83 с последними изменениями на 2018 год

Статья 87

Определяет требования к уровню огнеупорности архитектурных сооружений в зависимости от классификации, предоставленной в ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ.

Статья 90

Раскрываются нюансы деятельности подразделений противопожарных служб. Для беспрепятственной деятельности пожарников необходимо:

  • Обеспечивать здания пожарными подъездами и подъездными путями;
  • Оборудование специализированных противопожарных бригад подъёмными установками;
  • Установить в архитектурном строении противопожарный водопровод.

Согласно действительному Федеральному закону, в зданиях высотой более 10 метров должен быть предусмотрен аварийный выход на кровлю.

Скачать действующую редакцию ФЗ 123

Для подробного изучения рассматриваемого Федерального закона необходимо обратиться к его актуальному регламенту. ФЗ 23 о пожарной безопасности в последней редакции доступен по следующей

А.В. Зайцев
Советник президента Ассоциации индустрии безопасности

Следуя букве Закона о техническом регулировании, МЧС России завершило в 2008 г. подготовку Технического регламента, призванного объединить требования пожарной безопасности, которые были рассредоточены в таких нормативных документах, как ГОСТы, СНиП, Правила пожарной безопасности и НПБ

"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вступит в силу 1 мая 2009 г. При его подготовке за основу были взяты требования пожарной безопасности, традиционно применяемые на территории Российской Федерации и привычные для специалистов. Вместе с тем закон установил ряд новых понятий. Прежде всего, стоит упомянуть оценку допустимого уровня пожарного риска, а также декларацию пожарной безопасности.

Цели и задачи ФЗ № 123

Цели создания Технического регламента:

  • определение на законодательном уровне основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и общих требований пожарной безопасности к объектам защиты;
  • формирование принципиально нового механизма реализации требований в области пожарной безопасности и контроля их выполнения.

Основные задачи Технического регламента:

  • комплексное обеспечение пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;
  • внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности (оценка пожарного риска, добровольное противопожарное страхование).

Четыре составляющих закона

Технический регламент охватывает все направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности объектов и продукции.

Можно выделить следующие составляющие закона:

  • правовую;
  • организационно-правовую;
  • организационно-техническую;
  • техническую.

Правовая составляющая
Заключается в определении в качестве подзаконных актов, необходимых для практической реализации требований Технического регламента, национальных стандартов (ГОСТ Р) и сводов правил (СП).

Национальные стандарты (ГОСТ Р) можно разделить на две части: одна из них регламентирует требования пожарной безопасности конкретных объектов, а другая - требования к пожарной технике. На момент написания этой статьи на согласовании находились 97 проектов стандартов.

В связи с этим нормы пожарной безопасности (НПБ), касающиеся требований к средствам пожарной сигнализации и оповещения, переходят с нововведениями в формат национального стандарта ГОСТ Р 53325-2009 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

Для определения времени работы технических средств противопожарной защиты в условиях пожара впервые вводится ГОСТ Р "Электрооборудование систем противопожарной защиты. Требования пожарной безопасности. Метод определения работоспособности в условиях пожара".

Для части объектов, имевших ранее свои Правила пожарной безопасности, вводятся национальные стандарты, в частности ГОСТ Р "Объекты образования. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р "Объекты социальной защиты. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р "Сельскохозяйственные предприятия. Требования пожарной безопасности" и т.п.

Если национальные стандарты содержат требования к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов и технических средств, то Своды правил (СП) прописывают пути достижения задач, поставленных ГОСТами. На момент написания этой статьи на согласовании находились 13 Сводов правил.

В частности, практически закончены работы над сводом правил "Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования". Наиболее актуальными для читателей данного журнала являются первые три части этого документа:

  • "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические";
  • "Системы оповещения и управления эвакуацией";
  • "Системы отопления, вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты".

Организационно-правовая составляющая и декларирование
Организационно-правовая составляющая заключается в введении механизма декларирования факта обеспечения пожарной безопасности собственниками объектов.

Декларирование носит обязательный характер и производится в уведомительном порядке. В декларации пожарной безопасности собственник должен либо привести расчетные величины пожарных рисков, либо перечислить нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять. В частности, одним из основных показателей, используемых для управления пожарной безопасностью путем оценки пожарного риска, является расчет индивидуального риска - количественной меры, характеризуемой частотой поражения опасными факторами пожара определенного человека.

"Статья б. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Пункт 5. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона"

На проектируемый объект декларация должна составляться застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации

Пункт 3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации".

Собственник объекта несет административную и уголовную ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений.

"Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

Пункт 4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Декларации пожарной безопасности на объекты, которые будут эксплуатироваться на момент вступления регламента в силу, должны быть предоставлены не позднее 1 мая 2010 г.

"Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

Пункт 7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу".

"Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности Пункт 4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона".

Организационно-техническая составляющая
В Техническом регламенте впервые сведены требования и отражены все необходимые связи между всеми составляющими системы противопожарной защиты, а именно:

  • объемно-планировочными решениями;
  • используемыми строительными конструкциями и материалами;
  • средствами, ограничивающими распространение пожара за пределы очага;
  • эвакуационными путями;
  • первичными средствами пожаротушения;
  • средствами индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
  • автоматическими системами пожарной сигнализации;
  • автоматическими установками пожаротушения;
  • системами оповещения людей о пожаре;
  • системами вентиляции и кондиционирования, аварийной вентиляции, пожарным водопроводом;
  • системами управления лифтами и т.п.

Живучесть систем противопожарной защиты

Одно из существенных отличий от ранее существовавшей нормативной базы заключается в том, что в Техническом регламенте время функционирования всех технических средств систем противопожарной защиты рассчитывается исходя из времени, как минимум необходимого для полной эвакуации всех людей в безопасное место. Из этого требования вытекает необходимость максимально повысить надежность и живучесть указанных средств в условиях распространения опасных факторов пожара, что является одним из основных элементов организационно-технической составляющей Технического регламента.

"Статья 51. Цель создания систем противопожарной защиты.

  1. Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий
  2. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара
  3. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности".

Как следствие, в Техническом регламенте отдельной статьей введены требования к кабелям и проводам всех систем противопожарной защиты, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

"Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений.

2. Кабели и провода систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны в зданиях, сооружениях и строениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону".

"Статья 103. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации.

2. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны быть выполнены с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами".

В подзаконных нормативных документах радиоканал наравне с проводными средствами стал одним из вариантов организации линий связи в системах пожарной сигнализации, оповещения и автоматики.

ГОСТ-Р 53325-2009 "Техника пожарная Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

"Пункт 3.38: Линии связи: Провода, кабели, оптическое волокно, радиоканал или другие средства передачи сигналов, обеспечивающие взаимодействие и обмен информацией между компонентами системы пожарной сигнализации.

Пункт 7.1.13: ППКП и ППУ, а также иные технические средства противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, должны быть адресными и обеспечивать между собой двухсторонний обмен данными. Достоверность передачи информации по радиоканальным линиям связи должна быть обеспечена техническими решениями, определяемыми производителями систем. В качестве данных технических решений могут быть предусмотрены возможности перехода на резервные частотные каналы, использование специальных протоколов обмена и иные способы повышения достоверности и надежности системы связи. При отсутствии связи с любым компонентом радиоканальной системы в течение определенного времени, но не более 300 с, ППКП и/или ППУ должны индицировать информацию о возникшей неисправности".

Свод правил. Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.

"Часть 1. Автоматическая пожарная сигнализация и автоматическое пожаротушение.

Пункт 13.15.1: В качестве шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий связи могут применяться как проводные, так и непроводные каналы связи.

Часть 2. Оповещение и эвакуация людей при пожаре.

Пункт 2.7: Соединительные линии: Провода, кабели, а также радиоканальные линии, обеспечивающие соединение между компонентами систем пожарной автоматики, в том числе систем оповещения и управления эвакуацией.

Пункт 3.4: Радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их исправности".

Таким образом, одним из возможных вариантов реализации требований Технического регламента является использование профессиональных беспроводных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации с двухсторонним протоколом обмена.

Техническая составляющая

Заключается в определении требований к техническим средствам пожарной автоматики, включающим отдельные установки или целые системы. Данные требования позволяют реализовать основные задачи систем противопожарной защиты и достигнуть требуемого уровня надежности и устойчивости к воздействию опасных факторов пожара (живучести).

В соответствии с Техническим регламентом автоматические установки пожарной сигнализации не могут управлять пожаротушением, оповещением и пожарной автоматикой и призваны только обнаруживать сам факт возгорания, не более Все остальные функции возложены на приборы управления оповещением, пожаротушением, лифтами, дымоудалени-ем, вентиляцией и т.п.

Согласно пункту 5 статьи 83 Технического регламента автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения. Вся информация должна сводиться на приемно-контрольные приборы, использование дополнительных выносных ламп и кнопок, размещенных на стене, исключено.

Статья 84 содержит практически всю первую часть НПБ 104-03 вместе с ранее исключенным пунктом по управлению разблокировкой эвакуационных выходов. Теперь эти требования прописаны в федеральном законе, что еще раз подчеркивает, что обнаружение пожара - лишь малая часть задачи систем противопожарной защиты, а основной задачей является своевременная организованная эвакуация из здания всех людей.

В статье 85 Технического регламента приводятся требования к системам дымоудаления и аварийной вентиляции, которые ранее содержались в СНиП "Вентиляция и кондиционирование". Положения этой статьи также напрямую связаны с организацией своевременной и организованной эвакуации людей в случае пожара, а их невыполнение влечет за собой уголовную ответственность владельцев объектов.

Продолжение следует...

Данный материал - первый в серии публикаций о Техническом регламенте. Он раскрывает лишь часть широкого спектра вопросов, которые затрагивает новый Федеральный закон № 123. Сегодня активно продолжается работа по формированию подзаконной нормативной базы. На официальных сайтах ВНИИПО и МЧС размещаются для открытого обсуждения текущие версии проектов национальных стандартов и сводов правил.

"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - это:

  • принципиально новый подход к ответственности юридических и физических лиц;
  • инновационный подход к живучести систем пожарной безопасности.

Уже сейчас проектно-монтажным организациям необходимо подготовиться к работе в новых условиях - разобраться в требованиях новых нормативных документов, подобрать типовые технически и экономически обоснованные решения.

Значение Технического регламента как основы для введения в действие новой нормативной базы трудно переоценить, а реализация его требований позволит поднять обеспечение пожарной безопасности в нашей стране на новый качественный уровень.