История российских законов от русской правды до конституции рф. Становление права в россии настоящее время

14.05.2020 Депозиты

Российская почтовая марка в честь 1000-летия Русской Правды

Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни берут начало в период формирования Киевской Руси. Главный древнерусский источник права - Русская правда (IX-XIII века). Древнерусский правовой сборник сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Историки относят его даже к VII веку. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период её создания: 1019-1054 годы. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV - 1468 года, Литовский статут 1588 года.

В XVI веке в России появляется идеологическое обоснование сильного самодержавного государства и органов центральной власти.

В 1497 г. в правление Ивана Третьего был принят первый законодательный кодекс Российского государства - Судебник. Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативно-правового акта явились:

  1. Русская правда и её редакции.
  2. Псковская судная грамота.
  3. Уставные грамоты - нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления.
  4. Судные грамоты - постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права.
  5. Судебные решения по отдельным вопросам.

В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения. Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы.

В 1649 г. При царе Алексее Михайловиче было принято Соборное Уложение. Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1649 года виден из следующих данных:

  • 1550-1600 гг. - 80 указов;
  • 1601-1610 гг. −17;
  • 1611-1620 гг. - 97;
  • 1621-1630 гг. - 90;
  • 1631-1640 гг. - 98;
  • 1641-1648 гг. - 63 указа.

Всего за 1611-1648 гг. - 348, а за 1550-1648 гг. - 445 указов. В итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. Кроме того, казуальный характер правовых норм предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм. К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

В Эпоху царствования Николая I совершенствовалась система управления. В 1830-1832 гг. было издано полное собрание законов российской империи, состоящее из 45 томов. В 1833 году был опубликован свод законов. В 1845 году утверждено уложение о наказаниях уголовных и исправительных - основной источник уголовного права. К числу важнейших событий относятся отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная реформа. В начале XX века активно развивалось право. Николай Второй зафиксировал основные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством. Вскоре были созданы Основные государственные законы Российской империи. Основные положения:

  • Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти
  • Глава вторая. О порядке наследия Престола
  • Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке
  • Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства
  • Глава пятая. О священном короновании и миропомазании
  • Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе
  • Глава седьмая. О Вере
  • Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных
  • Глава девятая. О Законах
  • Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий
  • Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

В результате в России управление, его органы впервые оказались в строгом подчинении закону. Тем временем активизировалось революционное движение. Страна катилась к революционному 1917 году. В октябре 1917 года к власти пришли большевики. Советское государство официально именовало себя диктатурой после Октябрьской революции 1917 года. В одном из своих выступлений в 1921 году Владимир Ленин отметил, что оно является «рабочим государством с бюрократическим извращением». Сторонники Льва Троцкого и Левой оппозиции считали, что в течение примерно 1923-1929 годов власть в Советском Союзе захватила бюрократическая прослойка, которая отстранила от власти рабочий класс. Сторонники Левой оппозиции, однако, продолжали считать, что СССР остается рабочим государством, но бюрократически деформированным. По их мнению, вернуть себе власть пролетариат мог только через политическую революцию, которая должна свергнуть бюрократию, оставив нетронутым имеющийся в СССР социалистический базис.

Тем не менее, Конституция 1936 года (так называемая «Сталинская конституция») провозгласила, что в СССР социализм победил и в основном построен. Это означало, что в стране официально уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы. Заявлялось, что в стране в основном победили социалистические производственные отношения, экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух её формах - государственную и колхозно-кооперативную. При этом СССР продолжал официально оставаться государством диктатуры пролетариата. В дальнейшем Конституция 1977 года провозгласила утверждение в СССР «развитого социалистического общества», в связи с чем определение СССР как государства диктатуры пролетариата было официально заменено на понятие общенародное государство, «ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным». При этом отмечалось, что «возросла руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа».

Самое страшное, что порождено аморальной и антиправовой атмосферой застойных лет, нарушением прав человека, - это социальное равнодушие и безответственность. Не всегда явное, но очевидное пренебрежение правом явилось одновременно одним из следствий, и одной из причин предкризисного состояния. Крах коммунистического строя произошел в начале 90-х годов. Назрел переход к новым правовым отношениям.

1980 - настоящее время

Во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы . В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР , а 22 ноября 1991 года - Декларация прав и свобод человека и гражданина.

С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации . Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года. Отличия от Конституции 1978 года:

  • Ликвидирована система Советов;
  • Россия стала симметричной федерацией; в 1918-1993 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991-1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996-2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов РФ).

В 1994 и 1996 гг. были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса Российской Федерации. Этот важнейший правовой документ содержит свод норм, определяющих правовое положение граждан. В 1997 году Государственная Дума приняла новый Уголовный кодекс Российской Федерации.

История уголовного права России

Принятый в 1997 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение в нём новых экономических и политических реалий российского общества, переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания освобождения от уголовной ответственности и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал уголовного закона. Значительно изменена была Особенная часть: введено около 70 новых составов преступлений, декриминализовано более 80 составов, ранее предусматривавшихся УК РФ; в диспозиции и санкции практически всех статей, которые перешли из УК РСФСР в УК РФ, были внесены изменения.

Литература

  • Никитин А.Ф. учебник "Право 10-11".
  • Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. - М.-Л., 1941
  • Юшков С. В. Русская, правда. - М., 1950
  • История государства и права России./Под ред. Ю. П. Титова.- М.: Проспект, 1999.- С.12-32.
  • Исаев И. А. История государства и права России. - М.: 2006.
  • О.И. Чистяков История отечественного государства и права.. - М.: 1996.
  • Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 18, гл. 3.
  • Балибар Э. «О диктатуре пролетариата»
  • Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос-
  • Альтера, Ессе Homo. 2003. ISBN 5-8163-0058-X

Никита Колоколов, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия НИУ - ВШЭ, г. Москва.

Право - социально-правовой феномен. Уяснение его сути невозможно без одновременного анализа таких сложнейших категорий, как правосознание и государство. При этом следует подчеркнуть, что данные категории существуют лишь в динамике, параметры которой непрерывно задаются множеством факторов. Важнейший из них - место государства и права конкретной нации в глобальном мире.

От зарождения до XIX века

Если история государства и права российского насчитывает немногим более тысячи лет, то возраст аналогичных цивилизационных проявлений человечества приближается к пяти тысячам лет. Иными словами, к тому моменту, когда на карте Восточной Европы появилась Древняя Русь, по соседству успело возникнуть, а то и умереть не одно могучее государство. Однако в природе ничто не исчезает бесследно, памятники права, созданные нашими бывшими ближними и дальними соседями, став бесценным достоянием земной цивилизации, перешли по наследству ко многим, далеко не всегда благодарным потомкам.

Как известно, российская государственность зародилась в VI - VII веках на путях "из варяг в греки" и "из варяг в персы". Именно тогда славянские народы впервые впитали в себя и азы европейской правовой культуры, опирающейся на "бастион" права Римского. Более тысячи лет минуло с момента крещения Руси. Общепризнанно, что распространение идей ортодоксального христианства на ее народы в значительной мере предопределило ход дальнейшего развития государства.

В наши дни принятие славянами христианства в качестве основной идеологии совершенно обоснованно признается ключевой составляющей расцвета нашей государственности. При этом упускается из вида, а то и замалчивается тот факт, что наряду с православием Древняя Русь, а затем и государство Московское в свои правовые системы инкорпорировали многие нормы уникального права Византии, в первую очередь права публичного.

К сожалению, ход нашего развития в лоне европейской правовой культуры на три столетия был прерван татаро-монгольским нашествием. Фактическая утрата Русью независимости в XIII - XV веках не только способствовала консервации давно устаревших правовых идей, но и в определенной мере трансформировала режим государственного правления по образцу эффективных в военном отношении восточных деспотий, препятствовала восприятию новейших достижений в области правового строительства, получивших самое широкое распространение в Европе. Например , нам неведомо Магдебургское право, сыгравшее на Западе важную роль в становлении независимого городского населения.

Лишь только в конце XVI века наметился возврат нашего общества в лоно европейской, в том числе и правовой, культуры. Данный процесс в силу множества причин происходил крайне медленно, а порой и болезненно, война между западниками и славянофилами продолжается до сих пор. Более того, из этого процесса фактически была исключена большая часть населения государства, ибо до 1861 года в России существовало крепостное право. К этому моменту в большинстве стран Европы уже сложились современные правовые системы. Сама история поставила перед Россией цель - как можно скорее принять все лучшее, что к этому моменту было создано человечеством в сфере государственно-правового строительства.

Многие задачи, ставшие тогда перед нашим народом, удалось решить в рамках Великой судебно-правовой реформы 1864 года. И Россия получила действительно передовую по тем временам судебную систему, а также соответствующее лучшим мировым образцам процессуальное законодательство. Начал свой отсчет золотой век российской адвокатуры.

Век информационных технологий

К сожалению, искусственная консервация самодержавия в его практически абсолютистском варианте не позволила завершить многое из намеченного в правовом строительстве. Россия, в частности, вошла в XX век без отвечающего требованиям времени гражданского права. Главное, не удалось к этому времени сформировать и сколько-нибудь значимую социальную прослойку - группу классов, которые были ли бы заинтересованы в эволюционном поступательном развитии нашего общества. В 1917 году возобладали привнесенные извне революционные идеи квазикоммунизма. На долгие 70 лет Россия в очередной раз была вырвана из общеевропейского цивилизационного процесса.

Историю российского права принято делить на три периода: досоветский, советский и постсоветский. Для каждого из них характерны свои достижения в сфере правового строительства. В этом плане не был исключением и советский период. Например , Октябрьская революция уничтожила сохранившееся со времен феодализма деление общества на сословия, уравняла в правах мужчин и женщин, разрешила многие вопросы трудового права, социального обеспечения. Не будем забывать также и о том, что именно при советской власти Россия получила пусть во многом формальные, но первые конституцию и всеобщее избирательное право. В то же время коммунистическая идеология расценивала государство и право как орудия угнетения трудящихся классов, дни которых были сочтены.

Естественно, что жизнь за железным занавесом не могла продолжаться вечно, новые информационные технологии XX века быстро смахнули в корзину истории концепцию утопического коммунизма, Россия в очередной раз вернулась в лоно европейской цивилизации.

Данный процесс начался с последовательной инкорпорации в нашу правовую систему общепризнанных норм и правил:

  • 5 июля 1991 года Верховный Совет СССР принял Постановление N 2304-1, согласно которому наше государство присоединилось к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах;
  • 22 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР, отмечая необходимость приведения законодательства страны в соответствие с лучшими мировыми стандартами, принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина;
  • 12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята Конституция РФ, согласно ч. 4 ст. 15 которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Перечень таких актов можно продолжать довольно долго. Естественно, что одного только внедрения общепризнанных правовых стандартов для включения России в мировое правовое пространство было явно недостаточно. Как и в середине XIX века, в конце XX века на повестку дня опять встал вопрос о проведении уже второй по счету тотальной правовой реформы. Поскольку право само по себе развиваться не может, речь шла о реформировании всего государства, в первую очередь его судебной системы, так как именно судьи в состоянии наполнить формальные правовые конструкции необходимым содержанием.

Развитие права до XIX в. Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Пер вый этап развития юриспруденции на Руси определялся ре лигиозно символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порою несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения. Первые памятники философско правовой мысли - «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (середина XI в.), «Повесть временных лет» , «Поучения» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XIII в.). В них затрагивались вопросы происхождения Русского государства, законности существующей власти, форм государственного правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский источник светского права - Русская Правда (XI-XIII вв.).

Право – отражение особенностей национальной культуры Как и в любой другой стране, история становления права в России зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии народов, ее населявших. Например, со времен «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона для православных было характерно предпочтение религии благодати перед религией закона, т. е. религиозно нравственных устоев перед писаными законами. Но недооценка писаных законов имела и оборотную сторону: попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, наталкивались на недоверие широких слоев народа к законотворческому «крючкотворству» .

От «варварских правд» - к идее «Москва. Третий Рим» Что касается правовых норм, регулировавших общественные отношения на Руси, то до монголо татарского нашествия они в принципе соответствовали тем нормам, которые были зафиксированы в различных европейских средневековых «правдах» (Алеманнской, Салической и т. д.). В XVI в. в России появляется идеологическое обоснование сильного самодержавного государства и органов центральной власти в работах целого ряда мыслителей, писателей, государственных деятелей. Актуальными становятся теория преемственности великодержавия Москвы от Византии («Москва - третий Рим» , автор Филофей), теория законности правящей династии, идея абсолютного самодержавия (Иван IV, И. С. Пересветов), идея сословно представительной монархии (Максим Грек, Андрей Курбский), идеи соотношения государственной и церковной власти (иосифляне, нестяжатели).

Судебник Ивана III В 1497 г. в правление Ивана III был принят первый законодательный кодекс Российского государства - Судебник. Он был создан на основе анализа и переосмысления норм Русской Правды, Псковской судной грамоты, княжеских устных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран. Его содержание составляли главным образом нормы уголовного и уголовно процессуального права.

Соборное Уложение Алексея Михайловича В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче после (и отчасти вследствие) мятежа посадских людей был принят юридический документ огромной важности - Соборное уложение. Характерно, что при его составлении в значительной мере учитывалось не только мнение высшей знати, но и содержание челобитных выборных земских людей (провинциального дворянства и верхушки горожан), т. е. мнение достаточно широких кругов тогдашних избирателей. Соборное уложение 1649 г. состояло из 25 глав, которые содержали нормы государственного права, судоустройства и судопроизводства, вещного права, уголовного уложения и др. Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с судебниками.

Российское право в XVIII веке Реформы Петра I оформили деление всего населения России на четыре сословия: дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Была принята Табель о рангах (1722). Петр I объединил крестьян и холопов в одно крестьянское сословие, обложив его увеличенной податью. Петр III и Екатерина II окончательно оформили крепостное право. Размеры барщины и оброка не были определены законом. Помещики вольны были наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Крестьянские восстания XVIII в. - несомненное следствие произвола и насилия со стороны помещиков и царской администрации.

Российское право в XIX - начале XX в. В первой четверти XIX в. декабристы защищали и пропагандировали такие западноевропейские этико правовые ценности, как суверенность народа, верховенство права, разделение властей, права и свободы граждан. Это - основы концепции республиканизма, которые впоследствии были подхвачены А. И. Герценом и революционными демократами. Попытка реформирования государственного управления и системы законодательства была предпринята советником Александра I М. М. Сперанским. Он подготовил проект «Плана государственного преобразования» , или «Введения к уложению государственных законов» . Проект подразумевал образование выборной Государственной думы (органа народного представительства), а также Государственного совета при главе государства - монархе.

Полное собрание законов Российской империи В эпоху царствования Николая I совершенствовалась система управления. В 1830- 1832 гг. было издано Полное собрание законов Российской империи, состоявшее из 45 томов. Собрание начиналось с Соборного уложения 1649 г. В 1833 г. был опубликован Свод законов (15 томов). Законы в нем располагались по тематическому и хронологическому принципам. В 1845 г. было утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных - основной источник уголовного права.

Отмена крепостного права в России и другие реформы Александра II Самое значительное событие XIX в. с точки зрения демократизации социальной жизни - отмена крепостного права 1861 г. Это событие обусловило необходимость других реформ: местного самоуправления, военной, финансовой, судебной. Одна из важнейших - реформа местного самоуправления, или земская. Законом 1864 г. была определена структура земских учреждений, которые состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских управ). Члены местного самоуправления занимались вопросами местной социально экономической и культурной жизни: взаимное страхование, ветеринарная служба, строительство и содержание школ, больниц, богаделен, приютов, развитие местной торговли и промышленности, земская почта, местные тюрьмы и пр. Эта деятельность была крайне полезна для представителей всех сословий. С тех пор понятие «земство» , символизировавшее всю совокупность земских учреждений, приобрело в России большой авторитет.

судебная реформа 60 -х гг Поистине демократическим прорывом в области российской юриспруденции была эта реформа. В ее рамках в 1864 г. были утверждены судебные уставы. Ими вводились бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, с адвокатурой и состязательностью сторон, институт судебных следователей. Предусматривались также две судебные инстанции - окружной суд (обычно в пределах губернии, составлявшей судебный округ) и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов.

Судебная реформа 60 -х годов Принимавшие участие в судебном процессе выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определяли коронный (постоянный) судья и два члена суда. Решение, принятое окружным судом с участием присяжных заседателей, считалось принятым окончательно, без их участия - могло быть обжаловано в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы только в случае нарушения законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат. Он являлся высшей кассационной инстанцией, т. е. имел право пересмотра или отмены судебных решений.

Институт мировых судей Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судов избирался на уездных земских собраниях. Следует заметить, что согласно судебным уставам председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные (адвокаты), их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или даже временно отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении, и решение об устранении их от должности выносил только суд. Так был введен важный принцип несменяемости судей.

Манифест 17 октября 1905 года В начале XX в. наряду с другими сферами общественной жизни довольно активно развивалось право. В годы первой русской революции Николай II счел необходимым предоставить в Манифесте 17 октября народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых - право участвовать в управлении государством через представительную власть - Государственную думу. Вскоре были разработаны Основные государственные законы Российской империи, составившие своеобразную конституцию Российской империи на манер конституционных законов Великобритании (заметим, что конституции как единого официального документа Великобритания не имеет, об этом мы еще будем говорить в дальнейшем). В результате в России управление, его органы впервые оказались в строгом подчинении закону. С тех пор в делах государственного правления все более четко ощущалось присутствие независимой силы народного представительства. В стране сложилась политико правовая обстановка, мало чем отличавшаяся от ситуации в странах с давними демократическими традициями (если не считать разгула терроризма на тот период). Образовывались, легализовались и успешно действовали политические партии, издавались разнонаправленные газеты и журналы, не было проблем с выездом из страны и въездом в нее и т. д.

Советское право Придя к власти в октябре 1917 г. , большевики сразу же в области государственного управления сделали ставку на диктатуру (диктатуру пролетариата). В. И. Ленин говорил: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, не посредственно на насилие опирающуюся власть» . Право было заменено «революционным правосознанием» . Не следует забывать, что в самом начале своей властной деятельности большевики действительно собирались «разрушить до основания» все в жизни России, что было до них, включая государство, церковь, традиционную культуру, семью, собственность, денежную систему и т. д. Это потом, под влиянием реальной действительности, внесшей коррективы в революционные теоретические построения, пришлось постепенно отказываться от самых надуманных догм и поневоле использовать то, что было наработано веками. Так, например, произошло и в Советской армии, начиная от создания ее на регулярной основе, восстановления под названиями суворовских и нахимовских училищ кадетских корпусов вплоть до чисто внешних атрибутов - золотых погон, генеральских лампасов и т. д.

Советское право Однако не правы как те, кто представляет режим большевиков только в черном цвете, так и те, кто доказывает его исключительное преимущество перед всеми остальными. Любой, даже самый экстремистский режим, терпимый народом в течение многих лет, обречен на приспособление к основам народной жизни. Поэтому его последствия могут (одержать и ряд положительных результатов. Следовательно, оценивать любой государственный строй, метод правления необходимо по его основным, решающим, фатальным, долговременным (в данном случае правовым) последствиям. К концу 1918 г. была ликвидирована многопартийная система. Исчезли оппозиционные газеты. И с тех пор политическая жизнь в ее общепринятом виде и политические права граждан перестали существовать. Власть оказалась в руках одной партии, а точнее - ее аппарата. Коммунистическая партия стала государственным образованием, «орденом меченосцев» (по словам И. В. Сталина), подавляющим иные формы и направления участия в политической жизни.

Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порой несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения. Первые памятники русской философско-правовой мысли –

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.),

«Повесть временных лет», Нестор Летописец

«Поучение» князя Владимира Мономаха,

«Слово о полку Игореве» (XII в.),

«Моление Даниила Заточника» (XII–XIII вв.).

В них обсуждались вопросы происхождения Русского государства, основ законности власти, форм правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский источник светского права – Русская Правда (известна в трех редакциях XI–XIII вв.).

История становления права в России, как и в других странах, определялась разнообразными особенностями национальной культуры, психологии и религии народов, ее населявших. Для восточных обществ, например, типичным является то, что люди постоянно соотносят собственные правовые представления с древними обычаями, традициями, привычками поведения. Возможности проявления индивидуального своеобразия человека зависели и во многом зависят до сих пор от пола, возраста, места в системе родовых связей. У народов, принадлежащих к западному типу культуры, к традициям, в основе которых лежат ценности католицизма, отношение к праву в значительной мере определяется уважением к писаным законам со свойственной им тенденцией ко все большей свободе экономической и политической деятельности человека.

Отношение к праву, к реализации правовых норм и принципов, свойственное восточнославянским, в частности русскому, народам, отмечено существенным своеобразием. Со времен «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона русское православие религию благодати ставило выше религии закона. Лучшие российские правители старались следовать прежде всего нравственным законам, заповедям Священного Писания. Писаное право ценилось меньше, чем живущий в человеке и обществе нравственный закон. Недооценка писаных законов имела и оборотную сторону: попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, наталкивались на недоверие широких слоев народа к тому, что им казалось юридическим крючкотворством.

Что касается собственно правовых норм, регулировавших общественные отношения на Руси, то до монголо-татарского нашествия они в принципе соответствовали тем, которые содержались в различных европейских средневековых правдах (Алеманнской, Салической, Русской).

Монголо-татарское иго, связанные с ним испытания сделали главной темой размышлений и народа, и его образованных представителей тему русской государственности, ее сохранения («Слово о погибели Русской земли», XIII в.; «Задонщина», XIV–XV вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», XV в. и др.).

В борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы возникла и получила популярность теория преемственности великодержавия Русского государства от Византии (представление о Москве как о «третьем Риме», развивавшееся в трудах Филофея). Позже в центре внимания русских мыслителей оказались теоретическое обоснование законности правящей династии, идея абсолютного самодержавия (Иван IV, И. С. Пересветов) и сословно-представительной монархии (Максим Грек, Андрей Курбский), проблемы отношений между государственной и церковной властями (иосифляне, нестяжатели).

В 1497 г. в правление Ивана III был принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник.

Он был создан на основе анализа и переосмысления норм Русской Правды, Псковской судной грамоты, княжеских уставных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран. Содержание Судебника составили главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Преступление определялось понятием «лихое дело». Фиксировалась развитая система имущественных преступлений: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Устанавливались наказания за преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом. Судебник 1497 г. свидетельствовал о появлении единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы базировались на принципах христианской нравственности и были направлены на защиту государственного порядка, личности человека, прав собственности на всей территории Российского государства.

К началу XVII в. в преддверии Смуты большое значение приобрел вопрос о выборе между сословно-представительной монархией и неограниченным самодержавием. К середине XVII в. идея сословно-представительной монархии утратила свою привлекательность, на первый план вышли теории, обосновывавшие необходимость утверждения абсолютной власти просвещенного монарха (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).

В 1649 г. Земский собор принял правовой документ огромной важности –

Соборное уложение.

Характерно, что при его составлении учитывалось мнение не только высшей знати, но и челобитные выборных земских людей – дворян и посадского населения (горожан).

Соборное уложение 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. Главы 1–9 содержали нормы государственного права; главы 10–15 – устав судоустройства и судопроизводства; главы 16–20 были посвящены вещному праву; главы 21–22 представляли собой уголовное уложение; главы 23–25 составили добавочный раздел (о стрельцах, о казаках, о кормчих).

Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с Судебником 1497 г. Представленные в нем нормы регулировали все стороны общественной, экономической, политической жизни российского общества. Многие из них оставались в силе до проведенной в первой трети XIX в. кодификации (сведение в кодексы) законов Российской империи.

В годы правления Петра I получила дальнейшее развитие абсолютистская идеология (Феофан Прокопович, 1681–1736). В ее основе лежали представления об «общем благе», средством достижения которого признавалась абсолютная монархическая власть. Позднее большой вклад в обоснование теории «общего блага» внес В. Н. Татищев (1686–1750), высказывавшийся за ограничение верховной власти.

Значительные изменения, внесенные в систему государственного управления (объявление России империей, учреждение Сената, коллегий, Синода, укрепление бюрократического аппарата, введение нового территориального управления, принятие Табели о рангах), свидетельствовали об утверждении абсолютизма. Реформами Петра I население России было разделено на четыре сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Петр I объединил крестьян и холопов в одно крестьянское сословие, обложив его повышенной податью. Подворный налог (с каждого двора) был заменен подушным (с души «мужеска полу»). Десятки тысяч крестьян и мастеровых были согнаны на строительство северной столицы – Санкт-Петербурга, флота, на уральские рудники и заводы.

Табель о рангах

(1722) позволила представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получать за хорошую службу личное и потомственное дворянство.

Во второй половине XVIII в. крепостное право в России достигло апогея. За годы царствования Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около одного миллиона государственных черносошных крестьян. Положение крепостных крестьян мало чем отличалось от положения черных рабов в США. Размеры барщины и оброка не были определены законом. Помещики вольны были наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Жалоба крестьян на помещика была признана преступлением. Многое зависело от нравственных качеств владельцев крепостных: у одних мужики жили более или менее сносно, другие, подобные известной своей изощренной жестокостью Салтычихе, издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми. Крестьянские восстания XVIII в., грозная пугачевщина – несомненное следствие произвола и насилия со стороны помещиков и власти.

Развитие правовых представлений во второй половине XVIII в. происходило под влиянием идей Просвещения. Это влияние было неоднозначным. С одной стороны, оно отразилось во взглядах Екатерины II, состоявшей в переписке с Вольтером, принимавшей в Петербурге Д. Дидро и признававшей себя ученицей философов-просветителей. Выступая за достижение всеобщего блага, за строгое соблюдение законов, императрица считала необходимым сохранить самодержавие, крепостничество, привилегии дворянства. С другой стороны, идеи европейской философии оказали влияние на развитие в России идеологии просветительства, ее представителями были Н. И. Новиков (1744–1818), Я. П. Козельский (ок. 1728 – ок. 1794) и др.

Российские просветители выступали за ограничение самодержавия, смягчение или уничтожение крепостного права.

В последующем русская просветительская правовая мысль развивалась в духе совершенствования идей естественного права, признававшего определенные права человека свойственными самой природе, не зависящими от социальных условий. В работах

А. Н. Радищева (1749–1802) идеи естественного права были осмыслены с радикальных позиций.

Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон над преступниками. (А. Н. Радищев).

Другие мыслители (прежде всего правоведы конца XVIII – начала XIX в. С. Е. Десницкий, А. П. Куницын) пытались приспособить идеи естественного права к реалиям самодержавного правления. Такая же позиция была характерна и для создателя «Истории государства Российского»

Н. М. Карамзина (1766–1826). Попытки преобразований первых лет царствования Александра I, проекты реформ М. М. Сперанского были в значительной степени подготовлены этими идеями.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы влияли на процесс становления права в Русском государстве?

2. Какую роль в развитии правовой системы играло в нашей стране православие?

3. Охарактеризуйте важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси – России XI–XVIII вв.

4. Каковы структура и содержание Соборного уложения 1649 г.?

5. Какие изменения в государственно-правовой системе произошли в царствование Петра I?

6. Какие направления сформировались в общественной мысли России во второй половине XVIII в.?

Это интересно

Соборное уложение 1649 г. устанавливало наказания за следующие виды преступлений:

Преступления против церкви (богохульство, совращение в другую веру и др.);

Государственные преступления (действия и даже умысел против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена и др.);

Преступления против порядка управления (ябедничество или ложное обвинение, фальшивомонетничество, злостная неявка в суд и др.);

Преступления против благочиния (продажа краденого имущества, содержание притонов, укрывательство беглых и др.);

Должностные преступления (неправосудие, лихоимство, подлоги по службе и др.);

Преступления против личности (убийство, нанесение увечья, побои, оскорбление чести и др.);

Имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошенничество, поджог и др.);

Преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество и др.).

Древнерусские правовые термины

Вервь – территориальная община, орган крестьянского самоуправления.

Вира – в Русской Правде наказание в виде штрафа за убийство (за увечье, тяжкие телесные повреждения назначалась полувира).

Заклич, свод, гонение следа – стадии древнерусского судебного процесса.

Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» – заем (в виде земли, скота, денег, зерна и т. д.).

Изгой- общинник, изгнанный из общины и лишенный ее покровительства.

Поток и разграбление – высшая мера наказания по Русской Правде. Назначалась за убийство в разбое, поджог, конокрадство и заключалась в конфискации имущества и выдаче преступника вместе с семьей «головой», т. е. в рабство.

Продажа- в Русской Правде наказание в виде штрафа за преступления против личности и имущества.

Холопы и челядь – рабы, прежде всего пленники, а также попавшие в рабство за долги, совершение наиболее опасных преступлений и др.

Выдающиеся русские мыслители и правоведы

(конец X– начало XI в. – ок. 1054/1055) – митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор «Слова о законе и благодати». По Илариону, каждому народу уготовано пройти две стадии: эпоху рабства (закон) и освобождение (благодать, т. е. христианство). Иларион верил в великое предназначение русского народа. «Законность» в «Слове…» отождествляется с национальным эгоизмом, «благость» – с православными добродетелями. «Слово» митрополита Илариона проникнуто идеями национальной независимости.

Ярослав Мудрый

(ок. 978-1054) – великий князь киевский. При нем составлена Русская Правда– первый на Руси кодекс частного права.

Петр I Великий

(1672–1725) – царь, с 1721 г. – император. Провел реформы государственного управления. Принимал важные указы и законы, некоторые из которых сочинил собственноручно.

Десницкий Семен Ефимович

(ок. 1740–1789) – ученый, юрист, действительный член Российской академии наук, первый российский профессор права. Много сделал для развития на Руси «юридического мировоззрения». Его правовая концепция тесно связана с нравственной философией.

Екатерина II

(1729–1796) – императрица (с 1762). Участвовала в проведении правовой реформы в России. Автор «Наказа» Уложенной комиссии (1766), в котором сформулированы некоторые принципы правовой политики и правовой системы, содержатся заимствования из трактатов Монтескье, Беккариа, Дидро и Д"Аламбера. В «Наказе» декларировались свобода граждан, принцип равных обязанностей всех перед лицом государственной власти, утверждалось, что законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными, а правовая система – стабильной.

Радищев Александр Николаевич

(1749–1802) – писатель, политический мыслитель. В «Путешествии из Петербурга в Москву» выступил против самодержавия и крепостничества. Был заключен в Петропавловскую крепость, затем отправлен в ссылку. По возвращении из ссылки работал в Комиссии по составлению законов. Был последователем идей Локка, Гельвеция, Дидро, Руссо. Условием общественного блага считал реализацию естественных человеческих прав.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет

(из «Воинских артикулов» Петра I).

Если, идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над головой моей кинжал, восхочет меня им пронзить, – убийцею ли я почтуся, если я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну?

(из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева).

Темы для рефератов и обсуждения

1. Исторические корни демократии в России.

2. Почему в России право совести и правды ставилось выше закона?

Практика законодательного регулирования отечественной общественной жизни берет начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения различных элементов, порой несовместимых), на основе сочетания языческих и христианских воззрений.

Первые памятники отечественной философско-правовой мысли – «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.), «Повесть временных лет», «Поучение» князя Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XII-XIII вв.). В этих произведениях обсуждались (или осмысливались) вопросы о происхождении Русского государства, о законности существующей власти, о формах государственного правления, о взаимоотношениях правителей и подвластных.

Главный древнерусский источник светского права – Русская правда (XI-XIII вв.).

История становления права в России, как и всюду, зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии народов.

На Востоке, например, принято в очень большой степени соизмерять правовые представления с древними обычаями, традициями. Возможности самопроявления человека зависели (и во многом зависят до сих пор) от пола, возраста, родовых связей. У народов, оказавшихся под сильным влиянием западной культуры, основанной на постулатах католической и протестантской религий, отношение к праву в значительной мере определялось содержанием писаных законов, постепенно все больше освобождавших человека в его экономической и политической деятельности. Для славянских народов, в частности русского, в какой-то степени была характерна промежуточная позиция в реализации правовых норм и принципов.

Лучшие российские правители старались следовать, прежде всего, нравственным законам Священного Писания, а не писаным законам. Может быть, поэтому попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, часто наталкивались на недоверие широких слоев народа к юридическому «крючкотворству».

Правовые нормы, регулировавшие общественные отношения на Руси, до монголо-татарского нашествия были в целом близки тем, что зафиксированы в различных западноевропейских раннесредневековых правдах (Алеманнской, Салической и др.).

После ордынского завоевания одной из главных тем размышлений русских писателей стала судьба отечественной государственности («Слово о погибели Русской земли» (XIII в.), «Задонщина» (XIV-XV вв.), «Сказание о Мамаевом побоище» (XV в.)).

В период московской централизации актуальной становится теория преемственности великодержавия Москвы от Византии (представления о Москве как о Третьем Риме, впервые сформулированные иноком Филофеем). Развиваются и концепции, призванные обосновать законность правящей династии, идею абсолютного самодержавия (Иван IV, И.С.Пересветов), идею сословно-представительной монархии (Андрей Курбский). Идут споры о соотношении государственной и церковной власти (Иосиф Волоцкий, нестяжатели).

В 1497 году, в правление Ивана III, был принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник. Он был создан на основе переосмысления норм Русской правды, Псковской судной грамоты, княжеских устных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран.

Судебник ознаменовал появление единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы были направлены на защиту государственного порядка, прав собственности на всей территории государства.

К началу XVII в., ко времени Смуты, большое значение приобретает проблема выбора между сословно-представительной и неограниченной монархией. К середине XVII в. идея сословно-предствительной монархии уже пережила кульминацию, и на первый план выступают приверженцы просвещенного абсолютного монархического правления (Симеон Полоцкий, Крижанич и др.).

В 1649 году при царе Алексее Михайловиче после (и отчасти – вследствие) мятежа посадских людей был принят юридический документ огромной важности – Соборное уложение. Характерно, что при его составлении в значительной мере учитывалось не только мнение высшей знати, но и содержание челобитных, поданных выборными земскими людьми, т.е. мнение довольно широких социальных кругов.

Соборное Уложение 1649 года состояло из 25 глав и 967 статей. В них содержатся нормы государственного права, устав судоустройства и судопроизводства, нормы вещного и уголовного права, а также описание статуса различных сословий: крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков.

Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с судебниками. Соборное уложение регулировало все стороны общественной, экономической, политической жизни того времени.

Идеология просвещенного абсолютизма (Феофан Прокопович, Татищев) крепнет в период правления Петра I. В основу этой идеологии была положена мысль об «общем благе»; средством его достижения объявлялась государственная власть.

Значительные изменения в начале XVIII в. были внесены в систему государственного управления (возникли Сенат, коллегии, канцелярии, губернское управление, городское управление, новые суды и др.).

Реформы Петра I оформили деление всего населения России на четыре основных сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Был принят Табель о рангах (1722г.). Этот правовой акт позволял представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получить за хорошую службу сначала личное, а потом и потомственное дворянство.

В первые десятилетия XVIII в. зависимые крестьяне и холопы окончательно слились в одно крестьянское сословие, обложенное податью. Налог с каждого двора был заменен налогом с каждого лица мужского пола. Десятки тысяч крестьян и мастеровых были насильно согнаны на строительство северной столицы, флота, на уральские рудники и заводы. К середине XVIII в. окончательно оформилось крепостное право. В царствование Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около 1 миллиона государственных (черносошных) крестьян. Положение помещичьих крестьян мало чем отличалось от положения рабов. Многое, впрочем, зависело от нравственных качеств владельцев крепостных крестьян: у одних мужики жили достаточно сносно, другие бесчеловечно издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми.

Размеры барщины и оброка до царствования Павла I не были определены законом. Помещики могли наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Крестьянские восстания XVIII в. стали следствием произвола и насилия власть имущих.

Со второй половины XVIII в. развитие российской общественно-политической и правовой мысли во многом определялось полемикой приверженцев идей Просвещения и сторонников охранительных концепций. Интересно, что сама Екатерина II пыталась использовать просветительские идеи естественного права и общественного договора для решения охранительных задач, которые в политике просвещенного абсолютизма причудливо сочетались с задачами реформаторскими.

Многие мыслители (прежде всего юристы конца XVIII – начала XIX в.: Десницкий, Золотницкий, Куницын, Щад, Солнцев, Лодий, Филимонов и другие) пытались приспособить просветительские идеи к реалиям самодержавного правления.

В первой половине XIX в. абсолютизм в России достигает своего апогея. Монарх, особенно в правление Николая I, концентрирует всю государственную власть в своих руках. Его личная канцелярия становится одним из важнейших органов управления.

Стремлению укрепить феодально-крепостнические порядки служит систематизация законодательства. Несмотря на свой крепостнический характер. Свод законов Российской империи – большое достижение юридической мысли.

Вторая половина XIX в. знаменуется существенными изменениями в общественном и государственном строе. Реформа 1861 г., освободив и ограбив крестьян, открыла дорогу развитию капитализма в городе, хотя и поставила на его пути определенные препоны. Крестьянин получил земли ровно столько, чтобы она привязывала его к деревне, сдерживала отток рабочей силы, нужной помещикам, в город. Вместе с тем надельной земли крестьянину не хватало, и он вынужден был идти в новую кабалу к прежнему барину.

Развитие базиса не могло не оказать влияния на надстройку. Россия делает решительный шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Судебная реформа проводит довольно последовательно буржуазные принципы судоустройства и процесса.

В развитии права заметны также определенные сдвиги, хотя и менее крупные. Земская и городская, а также судебная реформы привели к существенному развитию такой подотрасли права, как избирательное право. Крестьянская реформа резко расширила круг гражданских прав крестьянина, его гражданскую правоспособность. Судебная реформа принципиально изменила процессуальное право России.

Государство и право России в начале XX в. развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. В России издается некое подобие конституции.

Революция заставила царизм дать народу демократические права и свободы. Возникает свобода печати, собраний, политических организаций. На базе этого возникают политические партии, выходят из подполья ранее созданные.

Первая мировая война внесла определенные изменения в государственный механизм и право Российской империи, однако они не были принципиальными и даже сколько-нибудь существенными.

Советское государство и право возникло как результат Великого Октября. Возникновение нового государства предопределяло и зарождение соответствующего права. Начали складываться его отрасли, создающие вместе новую систему права. Определенным рубежом в процессе правового строительства явилось принятие Конституции РСФСР 1918 г., которая стала не только первой советской, но и первой в истории России Конституцией.

В годы гражданской войны происходит укрепление правовой системы. Собственно говоря, складывается даже три типа правовых систем – социалистическая, народная и специфическая система ДВР. При всем их несовершенстве они обеспечили как победу над врагом, так и условия для развития советского права.

Советский Союз, организованный четырьмя республиками, не остановился в своем развитии. Уже в 20-е гг. число его членов достигло семи. Важными событиями ознаменовано и развитие советского права. Проведена кодификация законодательства, оно оформляется в четкую систему кодексов. Наряду с развитием республиканского права возникает и постепенно расширяется общесоюзное законодательство. Совершенствование законодательства способствует укреплению законности.

В 30-е годы противоречиво развивается государственный механизм. Конституция СССР 1936 г. провозгласила более демократичный, чем раньше, порядок формирования и деятельности государственных органов. Однако эти декларированные демократические принципы часто игнорировались, их смысл искажался. В данный период противоречиво развивается и советское право. Принимаются меры к укреплению законности и одновременно в уголовном и уголовно-процессуальном праве закладываются благоприятные условия для возможных массовых беззаконий. Отрасли права, связанные с экономикой, приводятся в соответствие с принципами планового, безрыночного хозяйства. Усиливается роль принудительных мер в трудовом, колхозном, даже семейном праве.

Великая Отечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весь общественный и государственный строй нашей страны. Однако советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и они отмерли после войны. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчасти финансового.

В середине 50-х – середине 60-х гг. развитие права характеризуется новой широкой кодификацией законодательства. Издаются общесоюзные Основы различных отраслей права, а также соответствующие им кодексы в союзных республиках.

Важнейшим событием является восстановление законности в деятельности органов государственной безопасности. Началась массовая реабилитация людей, необоснованно репрессированных в сталинские годы. Создаются условия, гарантирующие невозможность повторения беззаконий.

В 70-е гг., особых преобразований в государстве не происходит, если не считать тех, которые вытекали из принятия новой Конституции.

Что касается права, то по содержанию оно также мало изменилось, однако в форме права происходят заметные преобразования, они характеризуются апогеем кодификации, создаются в массовом порядке Основы конкретных отраслей права, кодексы в республиках и Союзе.

В середине 80-х гг. под влиянием определенных объективных и, главным образом, субъективных факторов развитие социализма в нашей стране прекращается. Развитие капитализма приводит к естественному изменению типа государства. Упраздняется система Советов. Реализуется идея разделения властей. В России устанавливается форма президентской республики с громадными правами главы государства, делающими его подобным абсолютному монарху.

Трансформируется и право. В конституционном законодательстве проводятся некоторые плодотворные реформы. Воссоздается многопартийная система, становятся более или менее реальными провозглашавшиеся и ранее демократические свободы.

В гражданском праве закрепляются отношения частной собственности на средства производства. В семейном праве появляется институт брачного контракта. Трудовое право вынуждено реагировать на новые условия, складывающиеся в промышленности, – безработицу и пр. Трудные задачи приходится решать уголовному, а также уголовно-процессуальному праву. В стране стремительно растет преступность. Следственные изоляторы и тюрьмы переполнены таким числом заключенных, какого не было с 1937 г.