Советы, рекомендации, личный опыт. В Европу на автомобиле

19.05.2020 Депозиты

Много споров и домыслов приходится слышать о правилах первого въезда в страны Шенгена. Бывалый путешественник Алексей Левончук рассказал на своей странице Facebook о так называемой «практике правоприменения» и о своем личном и организаторском опыте. Публикуем с сохранением всех авторских пометок:

«Чем больше я читаю разные наши форумы про поездки и визы, тем больше убеждаюсь в том, что многие люди готовы держаться до упора за свои убеждения в том, как работает этот мир и пограничные службы, даже если это стоит денег. Читают правила (переведенные из английского источника через пять рук) и совершенно не знают, что такое «практика правоприменения».

Давайте я вот тут прокомментирую по своему (знающие меня знают, насколько широкому) личному и организаторскому опыту в нескольких постах. Может кому-то поможет.

УБЕЖДЕНИЕ. В шенгенскую страну можно въехать только через страну, выдавшую визу.

ЗАКОН ЕС. Виза должна запрашиваться в посольстве той страны, в которую будет первая поездка. Если неизвестно, куда будет первая поездка, то визу следует запрашивать в посольстве той страны, в которой ПЛАНИРУЕТСЯ находиться больше всего времени.

ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ. Если виза одноразовая, то въезд действительно должен быть через страну, выдавшую визу - кроме случаев, когда вы едете по земле, а общих границ со страной выдачи у Беларуси нет (например, виза чешская и вы едете через Польшу). Подозрение в таком случае может вызвать странный маршрут, когда Вы в ту же Чехию едете по одноразовой визе через Литву или Латвию, в то время, как самый короткий маршрут лежит через Польшу. В таком случае Вам нужно иметь билет из Вильни или Риги в Прагу на самолет или на автобус, что бы легитимизировало выбранный маршрут.

В случае многоразовой же шенгенки правило гласит, что Вы должны пробыть в стране выдачи визы больше, чем в любой другой стране. Даже нет, не так - Вы ПЛАНИРУЕТЕ пробыть в стране выдачи визы больше, чем в любой другой. Подчеркиваю - больше чем в любой другой стране не означает, что в стране выдачи визы вы должны быть более 50 процентов времени. Это означает, что если виза литовская, а вы ездите в Польшу, Германию, Латвию и Словакию, то в Литве вы должны пробыть больше 20 процентов времени (пять стран, одна пятая времени). Доказывается это по штампам - которые снова же мало что значат, так как в Германию Вы можете ехать по земле через Польшу, и будут видны только польские штампы, в Латвию - через Литву. На самом деле это правило очень редко энфорсится и постоянные въезды в Польшу на литовской визе очень маловероятно, что станут поводом в отказе в следующей визе.

Что касается распечатки виз, то ваш покорный слуга и его коллеги литовские и эстонские визы неоднократно распечатывали в Исландии, на Канарах и в Лиссабоне - дальше от Литвы придумать тяжко. И снова же, со следующими визами проблем не было.

Что касается истории с Карбалевичем (белорусским политологом, который прилетел в Германию из Минска, имея на руках шенгенскую визу, выданную Посольством Словакии. - прим. ред.), которого развернула франкфуртская гренцеполицай с словацкой визой - то это ляпа как гренцеполицая, так и самого пана Карбалевича. Во-первых, с многоразовой визой от вас не могут требовать въезжать через страну выдачи - такого правила в чистом виде просто нет, есть правило пребывания в выдавшей визу стране больше, чем в любой другой. И то, обратите внимание, на слово ПЛАНИРУЕТСЯ в правиле - а планы ведь могут меняться. Во-вторых, если вы летите с нераспечатанной словацкой визой первый раз в Германию - так и говорите на границе, что летите в Германию. И ничего не будет. Потому как если скажете, что летите в Братиславу и у вас попросят билеты, которых нет - увы и ах, введение пограничника в зман. Да и имейте ввиду, что пограничники тоже могут попасться неписьменные. Стойте на своем, требуйте начальника, не считайте пограничника всезнающим только из-за формы.

Кстати, о посольствах и въездах в страны. Чешское посольство в Беларуси при повторном обращении всегда смотрит на штампы, ездили ли Вы в Чехию хоть раз на их годовых визах. Если со штампов въезд открыто не виден (например, стоят только польские штампы), то могут спросить, где вы жили, на какой улице, название отеля. Если вы ни разу не были в Чехии - то так и скажите, что не удавалось доезжать, изменились планы (еще раз обращаю внимание на слово ПЛАНИРУЕТСЯ в правиле). Это никак не влияет на визовую историю. Если вы начнете выдумывать и мямлить, то чехи очень скрупулезно, с немецкой педантичностью вытянут из вас все детали, попросят копии билетов или чеки за них, и, если вы их не предоставите - откажут в визе (что не мешает вам податься снова). Потому правило тут одно - говорите как есть. Пока вы говорите как есть - в глазах пограничника и консула вы добросовестный путешественник. Вранье же всегда трактуется не в вашу пользу. Если Вы прилетели в Тенерифе Зюд на чистой чешской визе - то на вопрос, почему вы тут, вы не отвечаете «у меня транзит» в Прагу (ага, Варшава-Тэнэрыфа-Прага, ога яшчэ раз). Вы отвечаете «планировал в Прагу - встреча сдвинулась, решил не терять времени». В моем случае, кстати, так и было. Я просто перепутал командировку с отпуском по времени, не отменять же их, правда?

Итак, суммирую. Я не призываю хитрить. Я призываю просто правильно пользоваться своими правами. Вы действительно планировали въезжать в Литву, пошли в литовское посольство, но потом поменялись планы и вы стали ездить в Польшу? Вы получали словацкую визу, чтобы лететь в Братиславу на фестиваль Jeden Svet - но потом внезапно поменялся график и Вам надо в Берлин? Закон ЕС трактует это как бонафиде законное поведение. Но если Вы получали визу в посольстве Литвы, заранее зная, что никогда там не будете - то вот это уже нарушение.
Которое, правда, доказать очень сложно, но все равно нарушение. Так что будьте bona fide, и всем safe travels!

И последнее. Погранслужба ЕС имеет все права не пустить вас при отсутствии доказательства денег на путешествие и действующей страховки. Это чрезвычайно редко энфорсится в международных аэропортах, но немного чаще на переходе Берасьце-Тэрэсполь. Потому возите с собой страховку - ради Вашего же здоровья, а не для пограничников. Никогда не знаешь, где зуб заболит.«

МОСКВА, 27 июл — РИА Новости, Сергей Белоусов. Собираясь в Литву на автомобиле, помните, что нарушать правила дорожного движения в этой стране по-настоящему опасно: лишиться водительских прав можно даже за самые невинные, по российским меркам, "прегрешения". С документами на машину нужно быть еще внимательнее, иначе поездка окончится, так и не успев начаться. Об особенностях путешествия на машине в страну янтарного моря и лечебных курортов — в материале РИА Новости.

С востока и с запада

С февраля 2017 года международный статус приобрел еще один пункт пропуска на границе Белоруссии и Литвы — "Лоша — Шумскас". Он находится всего на шесть километров дальше Каменного лога и обслуживает исключительно легковые автомобили, однако проезд через него связан с некоторыми ограничениями. Как сообщает Sputnik Литва , въезд через этот пограничный переход разрешен только владельцам машин, а возвращаясь из Литвы в Россию, вы не сможете провезти ни грамма алкоголя. Дело в том, что "Лоша — Шумскас" имеет статус "пункта упрощенного пропуска", поэтому брать с собой разрешено лишь личные вещи согласно перечню .

Маршрутов до литовской границы у жителей Калининградской области едва ли меньше, чем у обитателей основной части России. Крупнейший пограничный пункт "Чернышевское — Кибартай" рассчитан на 1150 легковых автомобилей в сутки, "Советск — Панемуне" — чуть поменьше, но и в том, и в другом случае велик шанс нарваться на очередь из граждан Литвы, которые ездят в Россию заправиться дешевым топливом. Третий маршрут "Морское — Нида" — самый живописный и пролегает через Куршскую косу. Однако здесь придется уплатить экологический сбор в размере 300 рублей за водителя и 150 рублей за каждого пассажира. Причем на российской стороне это надо сделать дважды: при въезде в районе Зеленоградска и на границе. На литовской стороне сумма сбора составит 20 евро. Кроме того, до большого материка придется добираться на пароме, который ходит каждые 20 минут и оплачивается только по схеме "туда-обратно". Стоимость переправы легкового автомобиля вместе с водителем составляет 11 евро (около 800 рублей), за каждого пассажира нужно доплачивать по 80 евроцентов (около 55 рублей), плыть недолго — около пяти минут.

Бумажная волокита

Литва — одна из стран Шенгенского соглашения, поэтому понадобится виза. Также в обязательном порядке необходимы медицинские страховки на всех путешественников, а для автомобиля придется покупать международный полис ОСАГО "Зеленая карта".

Минтранс утвердил правила заполнения диагностической карты автомобилей Минтранс РФ утвердил правила заполнения диагностической карты, оформляемой по результатам проведения технического осмотра транспортных средств, следует из приказа ведомства, размещенного во вторник в "Российской газете".

Литовские пограничники могут потребовать с автотуристов диагностическую карту на автомобиль. В России этот документ обязателен только для легковых машин старше трех лет. Поэтому если вы едете на более свежем автомобиле, нужно пройти внеплановый техосмотр и получить документ. Причем сделать это надо до начала процедуры перехода границы: карту смотрят уже после проставления штампа о въезде в Литву и, если ее нет, отправляют обратно со штампом о выезде. Для обладателей визы с однократным въездом это равносильно концу путешествия.

Диагностическую карту могут потребовать и внутри страны, так как сотрудники полиции имеют право проверять техническую исправность автомобиля прямо на дороге. В связи с этим важно также иметь в машине аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки и светоотражающий жилет.

Денежные вопросы

Все дороги в Литве бесплатны для легкового транспорта. С 10 ноября по 31 марта на всех автомобилях в обязательном порядке должны быть установлены зимние шины. Шипованные колеса можно использовать только с 1 ноября по 9 апреля, и в этом случае на заднем стекле должен быть размещена соответствующая наклейка. Будьте внимательны: с 1 ноября по 31 марта на скоростных магистралях (ограничение 130 км/ч) и дорогах, предназначенных только для автомобилей (120 км/ч), максимальная разрешенная скорость движения опускается до 110 км/ч.

Стоимость бензина АИ-95 составляет чуть более одного евро, в пересчете на наши — около 75 рублей. Литр дизеля стоит в среднем 66 рублей, а за литр газа попросят около 34 рублей. Литва окутана густой сетью газовых АЗС, их в небольшой стране целых 840, так что проблем с голубым топливом не будет.

В крупных городах организовано платное парковочное пространство, и цены на нем даже ниже московских. Например, в Вильнюсе городской паркинг поделен на четыре зоны: зеленую, желтую, синюю и красную. Думаете, самая дорогая красная? Ошибаетесь! Зеленая парковка будет стоить всего 30 центов в час (20 рублей), желтая — в два раза дороже, красная — полтора евро (100 рублей), а синяя обойдется в 2,5 евро (175 рублей). Экономные могут присмотреться к стоянкам возле торговых центров и супермаркетов: в этих местах обычно предусмотрены бесплатные паркинги на два-три часа.

Одни лишения

Несоблюдение правил дорожного движения карается в Литве большими штрафами. Не такими высокими, как в или даже , но более значительными, чем в России.

За езду с выключенным ближним светом или дневными ходовыми огнями грозит штраф в размере от 30 до 90 евро. Превышение скорости на 10 км/ч допустимо, но за каждую последующую "десятку" последует дифференцированное наказание. Езда со скоростью на 11-20 км/ч больше дозволенной обойдется в 12-30 евро, на 21-30 км/ч — 30-90 евро и так далее. За превышение на 50 км/ч и больше вы заплатите 550 евро, а также лишитесь прав на срок от одного до шести месяцев. Искать спасения у радар-детекторов (они, кстати, запрещены), карт расположения камер фотофиксации или полагаться на скорость движения местных автолюбителей бесполезно: в Литве работают скрытые полицейские патрули на машинах, ничем не выделяющихся из основного потока.

Попрощаться с водительским удостоверением в Литве можно за непропущенного на "зебре" пешехода, агрессивное вождение, обгон в запрещенном месте и даже за проезд на красный и неправильную парковку! Само собой, права отберут и за управление автомобилем в нетрезвом виде. Максимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови составляет 0,04 промилле, если степень опьянения водителя не выше 1,5 промилле, то его накажут лишением прав на срок от одного года до полутора лет и штрафом в размере от 300 до 450 евро. За отказ от медосвидетельствования выпишут квитанцию на сумму от тысячи до двух тысяч евро и лишат прав сроком до четырех лет, равно как и за сильное состояние алкогольного опьянения (более 1,5 промилле). В последнем случае также возможен арест и даже лишение свободы на срок до одного года. Как сообщает Sputnik Литва , полиция лишает водительских прав после предъявления соответствующего постановления дорожного патруля, но если водитель был задержан в состоянии алкогольного опьянения, то патруль отбирает удостоверение прямо на месте.

Молодым на заметку

Первые два года после получения прав для водителя в Литве становятся настоящим испытанием. Им, например, запрещено передвигаться со скоростью более 90 км/ч. На местных скоростных дорогах это ограничение становится проблемой, так как новичкам приходится постоянно жаться в правом ряду.

Кроме того, для молодых водителей нет понятия допустимого уровня содержания алкоголя в крови — им нельзя пить ни грамма спиртного и употреблять спиртосодержащие лекарства: штраф составит от 230 до 300 евро (при уровне алкоголя до 0,04 промилле). Лишить прав новоявленного автомобилиста могут и за превышение максимально допустимой скорости на 30 км/ч. Так что прежде чем начать собираться в Литву, лучше набраться водительского опыта.

Въезд по шенгенской визе допускается в более чем 15 стран НЕ Шенгенской зоны.

Въезд по шенген-визе допускается не только в страны Шенгенской зоны, но и в Болгарию, Румынию, Хорватию, Черногорию, Южный Кипр, Македонию, Боснию и Герцеговину, Албанию и др., в карликовые страны Европы: Андорру, Монако, Ватикан и Сан-Марино, и даже в ряд американских стран: Доминикану, Коста-Рику, Гватемалу и Сальвадор. Правда, для посещения многих из вышеперечисленных стран действуют ограничения, например, посещение этой страны должно считаться «транзитом», Вы получите штамп выезда из Шенгена и потому необходимо наличие как минимум 2-кратной (для Андорры) или полугодовой (для американских стран) шенгенской визы.

На сегодняшний день это наиболее актуально для тех, кто планирует свой отдых в Болгарии, но традиционный транзит через Украину считает для себя небезопасным.

Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн и Исландия не состоят в ЕС, но входят в Шенгенскую зону, поэтому визы шенген действуют на их территории, хотя многие туристы в этом сомневаются.

2. Для перелета в отдаленные страны с пересадкой в какой-либо стране Шенгена (или даже в Великобритании), Вам не надо получать дополнительно визу шенген, если:

а) у Вас только 1 пересадка в Шенгене (в Великобритании);

б) ожидание между рейсами не превышает 24 ч.;

в) вылетаете Вы из того же аэропорта, в который прилетели, и у Вас нет намерения покидать транзитную зону.

Однако в некоторых аэропортах транзитная зона отсутствует (например, Берлин, Женева) либо не работает круглосуточно, и Вы будете вынуждены ее покинуть в нерабочее время. Поэтому стоит уточнять информацию по конкретному аэропорту, обратившись, например, в Консульство той страны, где планируется пересадка.

Мы приводим список аэропортов, которые наиболее часто выступают в роли пересадочных пунктов на комбинированных рейсахи которые располагают транзитной зоной: Франкфурт, Мюнхен, Дюссельдорф, Гамбург, Амстердам, Париж, Мадрид, Хельсинки, Милан, Копенгаген, Стокгольм, Рим, Цюрих, Вена, Варшава.

3. Консульский сбор зависит от Вашего гражданства, а не от конкретной страны и консульства.

Консульский сбор устанавливается общим для всех консульств Шенгена и зависит от гражданства, а не от того, в какой стране и в какое консульство Вы подаете документы на визу. Для белорусов сбор составляет 60 Евро, для россиян и украинцев – 35 Евро. Так, белорусы, проживающие и имеющие ВНЖ в России, при подаче документов на визу в Консульствах Шенгена в России и будут уплачивать 60 Евро, и наоборот, россияне и украинцы с белорусским ВНЖ на территории РБ уплачивают 35 Евро.

В консульствах Шенгена дети до 5 лет освобождаются от уплаты консульского сбора, дети от 6 до 11 лет уплачивают 35 Евро (в редких случаях тоже не уплачивают). Отдельные консульства практикуют 35 Евро или даже полное освобождение от уплаты к/с пенсионеров и студентов очной формы обучения до 21 года, а также школьников при организованной турпоездке с учителем.

4. Россияне уплачивают 35 Евро консульский сбор, а белорусы 60 Евро

Консульский сбор формируется на основе внешнеполитических отношений между ЕС и другими странами, а его размер является сдерживающим фактором против массовой и нелегальной миграции. Заметим, что литовцы и поляки тепло и по-свойски относятся к белорусам. Тем не менее, отношение к России на уровне власти, Министерств иностранных дел и, соответственно, Посольств и Консульских служб куда более располагающее, ведь Россия – значимый игрок на международной политической и экономической арене. И денег у российских туристов больше.

Это отражается не только на размере консульского сбора, но и в более легком визовом режиме для россиян в статистике и в длительности срока действия выдаваемых виз: двух-, трех-, и даже пятилетние мультивизы под обычные и распространенные цели (деловые, гостевые и даже туристические).

Однако, в России прием документов на общие шенгенские визы типа «С» большинство консульств поручают Визовым Сервис-Центрам – уполномоченным дипломатическим представительствам, которые за дополнительный взнос (от 15 до 30 Евро) принимают от заявителей и передают в консульство уже правильно сформированный пакет документов. И здесь россияне иногда просто не имеют выбора и уплачивают 50-65 Евро, т.к. консульства могут ограничить прием в своих стенах только заявителей на национальные визы типа «D».

5. «Краткосрочная» не означает «однократная», а «долгосрочная» не значит «многократная».

Краткосрочными называют визы «типа С» – это обычные шенген-визы, выдаваемые под туристическую, деловую цели, посещение друзей или родственников, «за покупками».. Это те визы, на которых сверху встречается слово «SCHENGEN» в разных языковых интерпретациях (напр., «SENGENOVALSTYBES» на литовских), в «TYPEOFVISA» указано «С», а в «DURATIONOFSTAY» Вы никогда не увидите больше 90 («DAYS»).

Тип «С» или «краткосрочная виза» означает, что в течение календарного полугода вы не можете пребывать в зоне Шенген более, чем 90 дней. Даже если виза выдана сроком на год или больше, это означает «не более 90 дней» в течении каждого календарного полугодия (любой временной отрезок в 6 месяцев). Краткосрочная виза может быть как 1-кратной, так и многократной сроком на год и больше.

«Долгосрочная» виза – это виза типа «D», национальная виза. Такие визы выдаются под цели работы, обучения, продолжительного посещения родственников (иногда друзей), участия в культурных/спортивных мероприятиях в какой-либо стране Шенгена. Вас официально приглашает соответствующая сторона, и фактически Вы уезжаете в европейскую страну на время работы/учебы на продолжительный срок (Вам требуется более чем 90 дней в полугодии). В таком случае визу Вам выдадут, как правило, на год с указанием 180 или 365 дней пребывания. В национальной визе вверху в качестве территории распространения ее действия указывается уже не «SCHENGEN», а только страна, выдавшая визу.

6. Правило «первого въезда» и для шенгенских, и для национальных виз негласное и действует со всей строгостью только для граничащих с Беларусью стран.

Наличие визы в Вашем паспорте не является единственным условием въезда в зону Шенген, для прохождения европейской пограничной службы играет роль соответствие Вашего въезда и назначения Вашей визы. Плюс для дальнейшего успешного получения визы тем же консульством будут учитываться Ваши въездные штампы, и целевым и грамотным использованием прошлой визы будет считаться логика Ваших поездок. В этом случае так называемое «правило первого въезда» строго действует для граничащих с Беларусью стран: первый штамп о въезде должен указывать на въезд в государство, выдавшую визу. Ведь если Вы запрашивали визу в консульстве Литвы для выезда в Литву, Вы должны пересекать белорусско-литовскую границу, а не ехать в Польшу, и наоборот. В противном случае, если пограничную службу Вы и сможете убедить в том, что едете в Литву транзитом через Польшу, то литовское консульство при следующей подаче на визу спрашивать Вас, куда Вы на самом деле направлялись, не будет. Вероятно, Вам поставят отказ или однократную визу при запросе многократной, руководствуясь тем, что у Вас на самом деле нет необходимости посещать Литву. Тем не менее, Вы можете податься в консульство другой страны, в том числе и Польши, для кого целевое использование прошлых виз, выданных не ими, не имеет столь большого значения.

Исключением являются выезды в Литву по латвийским шенген-визам, ведь путь в Латвию часто проходит через Литву, и консульству это известно. Но в этом случае при подаче на латвийскую визу в анкете необходимо честно указывать «страной первого въезда» Литву.

Получив многократную визу в Литву и посетив по первому выезду Литву, Вы можете дальше ездить только в Польшу, но в следующий раз у сотрудников литовского консульства могут возникнуть сомнения, действительно ли у Вас есть необходимость часто ездить в Литву, и однократную визу могут посчитать достаточной. Поэтому грамотным использованием литовской мультивизы будут считаться преимущественные (более половины въездных штампов) посещения именно Литвы. Приведенные примеры аналогичны и для польских виз.

Кстати, штампы о въезде в Шенген рассматриваются более приоритетно, чем о выезде из него. Поэтому по литовской визе Вы можете въехать в Литву и выехать из Польши, не нарушая негласного правила «первого въезда». Аналогично и для польских виз.

Что касается национальных виз типа «D», правила и логика отличаются незначительно. По правилам Шенгена, обладая национальной визой, Вы получаете право не только находиться в стране назначения, но и свободно передвигаться по всей территории Шенгенской зоны не более 90 дней в полугодии. Это значит, имея национальную польскую визу, Вы можете после первого въезда в Польшу съездить в Литву, но здесь нужно учитывать ряд аспектов. Во-первых, при любой визе при въезде в другую страну для пограничников всегда лучше слышать от Вас, что вы направляетесь по назначения визы, но транзитом через территорию их страны, и при национальной визе эта рекомендация имеет большее значение. Во-вторых, если национальная виза выдана под приглашение на работу («рабочая виза») или учебу («виза на обучение»), подразумевается, что Вы едете в страну назначения работать/учиться на продолжительный период, с большими сроками пребывания там и редкими возвращениями в Беларусь. В-третьих, для национальной визы в соседнюю страну все-таки желательно абсолютное большинство (от 70%) штампов о пересечении именно общей с Беларусью границы.

Для виз в страны, которые не граничат с Беларусью, в том числе и национальных, первый штамп о въезде именно в страну назначения не обязателен, ведь Вас не принуждают лететь на самолете или ехать на поезде в точку назначения без пересадок. Но здесь также учитывается логика Ваших штампов и надо учитывать два фактора:

Соответствие страны первого въезда и транзитного направления в страну назначения. Например, по визе в Эстонию можно въехать в Литву/Латвию, но Ваш выезд в Польшу покажется эстонскому консульству сомнительным, или поездка в Чехию по чешской визе через Польшу куда более правдоподобна по сравнению с транзитом через Литву.

Соответствие временной разницы в штампах въезда и выезда и необходимого времени для поездки в страну назначения визы. Например, не нужно ехать в Польшу по итальянской (или французской) шенген-визе и возвращаться в Беларусь в тот же день, ведь очевидно, в Италии (или Франции) вы не побывали. В принципе, Вы могли ограничиться посещением отдаленной страны буквально на пару часов для участия в каком-то важном для Вас событии или встрече, но Вам, вероятней всего, придется это доказывать пограничникам при дальнейших поездках или Консульству при следующем обращении за визой.

Чем более отдалена страна, тем желательней более долгое пребывание в Шенгене, но тем менее Вы привязаны к транзиту по определенному направлению. Ведь вылететь по испанской визе в Испанию Вы одинаково можете и из Польши, и из Литвы, благо частые и дешевые рейсы в Барселону есть из обеих столиц, и работникам погранслужб и консульств это известно. Что касается транзита в виде прямого вылета самолетом из Минска, здесь также надо учитывать логику Вашего территориального перемещения. На практике Вы можете по испанской визе лететь в Испанию с пересадкой в Германии, Италии или любой другой стране Шенгена, но если виза у Вас чешская или словацкая, то штампы о вылете во Францию, Италию вызывают сомнения.

7. Чем серьезней и сложней цель визы (приглашение), тем чаще ее ставят на год, но тем сложнее свободно перемещаться по всему Шенгену.

Подавая на конкретную визу, Вы собираете пакет документов, который определяется целью ее получения и использования. Один вид визы подразумевает примерно общий набор документов для всех консульств. Так, например, для туристической визы необходимо показать планируемую поездку в страну назначения (билеты на транспорт или наличие водительских прав и авто со страховкой «грин карта» плюс бронь гостиницы)

И Вашу обеспеченность денежными средствами для ее осуществления (справка о зарплате за 3-6 мес. и справка из банка о наличии денежных средств на карт-счете/депозите).Для деловой визы необходимо показать договор сотрудничества Вашей фирмы в Беларуси и европейской организации, свидетельство о гос. регистрации белорусской фирмы, Вашу принадлежность к ней и приглашение от европейской стороны осуществлять поездки для выполнения условий по договору сотрудничества, выписанное (иногда заверенное миграционной службой) на Вас лично.

Что касается национальных виз «D», здесь решающим документом является приглашение из Европы: от организации на работу («рабочая виза»), от учебного заведения («виза на обучение») или от близких родственников («виза для посещения родственников»). Такие приглашения от европейской стороны проверяются и заверяются миграционной службой или полицией по месту ее регистрации или деятельности, передаются в само Консульство и присылаются Вам. Обычно кроме приглашения от Вас уже ничего не требуется, не считая общих для всех виз паспорта, заполненной анкеты с фотографией и страховки.

Не следует путать «рабочие» и «деловые визы»: «рабочие» – это национальные визы, выданные под приглашение на работу в европейской организации, а «деловые» - это обычные визы типа «С» для осуществления Вами командировок по сотрудничеству европейской и Вашей белорусской фирмы.

Как правило, чем серьезней и сложнее цель визы (приглашение), тем на более долгий срок ее открывают, но и тем чаще Вы можете услышать вопросы от пограничников и, тем сложней приходится доказывать ее целевое использование. Это касается в первую очередь национальных виз «D»под цель работы или обучения, когда по факту Вы просто иногда выезжаете по ним в Шенген на 1-3 дня. Это, хоть и в меньшей степени, касается и тех, у кого в паспорте стоит самая популярная у белорусов польская виза «за покупками» и кто собирается прямым вылетом из СНГ посетить отдаленные страны.

С этой точки зрения идеальными считаются «туристические» мультивизы в отдаленные страны, ведь «турист» не привязывается к определенной стране и осуществляет поездки не по приглашению, а по собственному намерению, маршруту и графику, которые по определению могут измениться, а изначально запланированная поездка в страну назначения вообще перенестись на следующий раз. И это вряд ли покажется странным и подозрительным погранслужбам других стран и тому же консульству.

Как правило, консульства в Беларуси ставят только однократные визы под цель «туризма», но это касается не всех и в этом направлении наблюдаются изменения (часто связанные со сменой консула). Например, с 1 апреля 2014 года польскими консульствами обещана выдача годовых «туристических» мультивиз при наличии прошлой туристической визы и поездки в Польшу с пребыванием от 3 дней. В некоторых консульствах, правда, изменения происходят в обратную сторону: например, итальянское консульство в 2012 выдавало визы под «туризм» сроком вплоть до года, а сейчас в большинстве случаев выдаются визы только на период планируемой поездки, хотя указывается «мульти» въезд.

Некоторые консульства (часть из них находятся в Москве) ставят туристические мультивизы сроком на 3, 6, реже на12 месяцев. Иногда туристическую мультивизу на полгода можно получить даже при отсутствии прошлых шенгенских виз, но чаще полугодовую или годовую визу можно получить только при наличии прошлой визы от этого же консульства.

8. После штампа с отказом в визе паспорт лучше поменять, чем не поменять.

При запросе многократной визы всегда есть вероятность получения 1-кратной или отказа, при запросе 1-кратной визы вероятность отказа практически равна 0. Как правило, причинами отказов являются сомнительная визовая история (несоответствие въездных штампов самим визам) или неправдоподобный («липовый») документ из Вашего комплекта.

Как известно, консульства никаких гарантий не дает и точных причин отказа не сообщает (это можно узнать в ходе апелляции), соответственно, и агентства визовой поддержки не могут говорить о «гарантиях» многократной визы, даже если до Вас десятки человек получили годовые визы. Какую визу Вам поставят, может быть известно только по факту, но агентства визовой поддержки владеют статистической информацией по определенным визам в различных Консульствах, а Вы лично можете что-то предполагать основываясь на отзывах друзей и знакомых.

Получив штамп с отказом в визе, вы не должны подаваться в другие консульства Шенгена и выезжать в Шенген как минимум 3 месяца (официально такой «карантин» составляет 1 год), иначе Вам должны снова поставить отказ либо отказать во въезде в Шенген, даже если визу Вы смогли получить. На практике однократную визу после отказа получить можно(напр., с личной подачей через литовское консульство), но подаваться на многократные визы со штампом в паспорте в ближайшее время действительно не стоит.

Многие после отказа меняют паспорт и подаются с чистым паспортом как с нулевой визовой историей либо прикладывая копии виз со старого паспорта. Другие утверждают, что так поступать бессмысленно, т.к. в общей базе консульств Шенгена хранятся все данные о выданных визах и отказах в них, и будут отчасти правы. Правы именно в том, что такая база (точнее, Шенгенская информационная система)действительно есть, и найти человека (белоруса) довольно просто: при рождении ему присваивается уникальный14-значный идентификационный номер, который остается тем же и при смене паспорта, и при смене фамилии. Но, как показывает практика, не все сотрудники консульств при выдаче визы проверяют наличие у человека отказов. Смена паспорта часто действительно помогает, и с чистым паспортом, не прикладывая копии и не указывая в анкете наличие прошлых виз, можно сразу получить многократную визу, не ожидая 3-месячного «карантина».

9. Что нужно учитывать при обращении в агентство визовой поддержки и выборе конкретной визы.

Если у Вас нет контактов с кем-либо из заграницы (организация или частное лицо) или у вас есть чеки «TaxFree»/«GlobalBlue» из польских магазинов, но нет желания своими силами в течение месяцев пытаться записаться в польское консульство на визу «за покупками», имеет смысл рассмотреть вариант визовой поддержки от профильных агентств. В поиске подходящей Вам визы и соответствующего агентства учитывайте 3 фактора:

1. Следует скептически относиться к заголовкам типа «Годовой шенген за 2-3 недели с безличной подачей!»: в таких визах и риск отказа максимальный. Даже если агентство успело через какое-то консульство успешно открыть первым обратившимся клиентам мультивизы под определенную цель, поток желающих на такую визу непременно и быстро увеличивается, а одинаковый набор документов у многих заявителей в консульство непременно и быстро «примелькается». Как правило, такие истории заканчиваются заметным количеством отказов или 1-кратных виз вследствие падения доверия консульства к населению.

2. Не стоит выбирать визы со сложной целью (под сомнительные «приглашения», национальные типа «D»), если Вы не хотите слышать от пограничников затруднительные вопросы и рисковать аннулированием визы при отсутствии убедительных и документально подтвержденных ответов.

3. Из двух агентств: первое с более 1-2 сотрудников и вызывающим доверие офисом, а второе из менее 3 человек, расположенное в сомнительном кабинете на окраине, но с низкими ценами, – лучше выбрать первое.

В летний отпуск обычно едут на юг. А что делать южанам? Ехать на север, точнее на северо-запад. Вот мы и уехали от теплого Черного моря к холодному, но не менее завораживающему Балтийскому.
Это наш дебют – первое автопутешествие за границу. На самолете конечно быстро и комфортно, но хотелось на автомобиле. Это же совсем другое путешествие, узнаешь страну изнутри, вливаешься в эту жизнь. Можно взять любое количество вещей и не думать, как всё вместить в чемодан. А чего стоит свобода передвижения - огромный простор для исполнения желаний! Можно, увидев по дороге живописный пейзаж, остановиться, можно с удовольствием гулять, не смотря на часы, заехать в отдаленный от центра колоритный ресторанчик.
А теперь о главном – поездка в Европу на машине состоялась. Всё прошло лучше, чем мы предполагали, сказалась колоссальная подготовка к путешествию. Вернулись с массой положительных эмоций, воспоминаний и фотографий. Проехали 7 550 км., из них по территории России: Краснодарский край, Ростовская, Воронежская, Липецкая, Тульская, Калужская, Смоленская, Брянская, Орловская области. По Беларуси: Витебская, Минская, Гродненская области. По Литве: Алитусский, Вильнюсский, Каунасский, Таурагский, Клайпедский, Тельшяйский, Шауляйский, Мариямпольский уезды. По Польше: Подляшское, Варминско-Мазурское, Поморское, Куявско-Поморское, Мазовецкое воеводства.

Выбор маршрута

Поехать в Европу на автомобиле мы мечтали давно. Планировали, строили маршруты, но всё откладывали на светлое будущее. Этот год предполагали провести в России, бронировали Иркутск, потом начитавшись замечательных отзывов Галины о Карелии, переложили свой маршрут туда, затем перепланировали на Беларусь, захотелось посмотреть и Калининград тоже. Вот с Калининграда всё и началось.
Самолет не устраивал, иначе не увидим Беларусь, а на автомобиле можно проехать только через Литву или Польшу. Литва была предпочтительней. Встал вопрос о визе, мы согласны были сделать даже транзитную. Составили план поездки, забронировали жильё на Букинге. Аппетиты росли с каждым днем, решили из Калининграда поехать в Польшу, посмотреть Гданьск, а потом выехать через Белосток в Беларусь. Но не тут-то было.
С документами на визу мы перемудрили, в итоге получили шенгенскую визу, но с правом одного въезда на ограниченное количество дней. Расстроилась ужасно, приходилось вычеркивать Калининград из нашего путешествия, а оставшееся время заполнять европейскими городами. Теперь-то мы не жалеем об этом, а тогда очень сложно было ломать весь маршрут, перекраивать въезды-выезды, трассы, решать вопросы с жильем, заправками, увеличивалась финансовая составляющая путешествия.

На день поездки маршрут выглядел так:

11 июня Краснодар – Тула (там остановились погостить у родственников);
14 июня Тула – Гродно (с заездом в Оршу и Хатынь);
15 июня Гродно – Коробчицы;
16 июня Гродно – Вильнюс (с заездом в Тракай);
17 июня Вильнюс – Клайпеда (с заездом в Каунас);
18 июня Клайпеда – Кушская коса – Паланга;
19 июня Паланга – Шауляй – Каунас;
20 июня Каунас – Мазурские озёра – Гданьск;
21 июня Гданьск – Сопот;
22 июня Гданьск – Мальборк – Торунь;
23 июня Торунь – Ольштын;
24 июня Ольштын – Белосток;
25 июня Белосток – Друскининкай;
26 июня Друскининкай – Гродно – Брянск;
27-июня Брянск – Воронеж;
28-июня Краснодар.

Это не окончательный вариант, были небольшие перестановки в связи с погодными условиями уже в пути, а также, по совету местных жителей заезжали в гости к пятнистым оленям и на лавандовое поле. Но об этом позже.
Вот так сложно и спонтанно складывался наш маршрут. Итог 7 550 км., новый опыт, прекрасное настроение.

Маршрут на карте


Интерактивная карта маршрута

Подготовка

Я занималась маршрутом, поиском отелей, кафе, достопримечательностей. Для этого выписывала в блокнот все интересующие нас объекты с адресами и временем работы. На один город у меня уходил целый день. Благодаря такому конструктивному подходу, в сжатые сроки поездки мы посетили 85% мест из запланированных.

Муж занимался техническими вопросами:

1. Подготовка автомобиля
Должна быть диагностическая карта свежего ТО (которую у нас никто не спрашивал). Менял масло, фильтры. Пришлось поменять аптечку и огнетушитель, приобрести запасные лампочки, светоотражающие жилеты и наклейку «RUS», которая благополучно пролежала неиспользованная у нас в бардачке.
2. Грин-карта
Её мы покупали дома. Срок 15 дней по Европе и Беларуси – 2 450 рублей.
По дороге, в Смоленской области, на территории Беларуси, возле границы с Литвой, мы часто встречали пункты по продаже страховок Грин-карта, даже остановились полюбопытствовать – цена была везде одинаковая.
3. Навигация
Для России у нас была навигационная программа – Navitel, по Европе - iGO.
На телефоне установили программу Maps.me - оффлайн карты. Эта программа нас не раз выручала.
4. Связь. Интернет
Связь и интернет устойчивы даже в самых отдаленных деревнях. Wi-Fi с бесплатным доступом во всех торговых центрах. Для общения с родными использовали Viber.
5. Международные права
Здесь у нас была дилемма. Мнения у всех разные. Одни считают, что делать их нужно обязательно, вдруг возникнет проблема, то легче и быстрей с ней справиться, имея международные права. Другие, считают это лишней тратой денег.
Наше мнение - пусть лучше будут и не пригодятся, чем потом будем жалеть, что сэкономили и не сделали.

Итог: международные права не пригодились. За всю поездку встреча с дорожной полицией была лишь один раз – на Кушской косе. Там останавливали всех, спросили права и техпаспорт. Саша достал международные права, а полицейский не взял и попросил: «Настоящие, пожалуйста, предъявите». Улыбнулись, мол, эти тоже не фальшивые. Так что не пригодились нам международные права.

Международные права

В ГИБДД получили за час. Для этого нужно предоставить:

  1. заявление;
  2. действующие национальные права;
  3. фотография 35*45мм матовая цветная;
  4. паспорт;
  5. загранпаспорт;
  6. госпошлина 1600 руб.

Еще решали вопрос с разночтением написания имени и фамилии в загранпаспорте и визе с правами и техпаспортом на машину. По транслитерации перевода разночтение было в трёх буквах. На границе на такое отличие часто закрывают глаза, но если захотят придраться, то это может послужить поводом отказа во въезде в страну. Всё привели в соответствие, поменяв документы.

Шенгенская виза

Шенгенскую визу делали на въезд в Литву. Собрали необходимый пакет документов, сдали отпечатки пальцев. Выдали оперативно на запрашиваемое количество дней.
Документы на визу:

  1. загранпаспорт и ксерокопия российского паспорта;
  2. анкета;
  3. 2 фотографии 35*45 (специальные для визы в Литву);
  4. финансовые гарантии (выписка с банковского счета);
  5. подтверждение места проживания (бронь отеля);
  6. билеты (если на самолете, поезде);
  7. медицинская страховка;
  8. визовый сбор 35 евро по курсу в рублях;
  9. отпечатки пальцев.

Выбор пограничного перехода

Мы промониторили все пункты переходов Польши и Литвы. И нашли, на наш взгляд, удобный, оптимальный, самый малозагруженный – Привалка – Райгардас.
Расположен он в Гродненской области, д. Привалка, 30 км от Гродно. Режим работы круглосуточный.


На границу подъехали в будний день в 6 часов утра. Перед нами была одна машина. В 6.20 мы уже ехали в сторону Вильнюса. Пограничники проверяют паспорта с визами, свидетельство регистрации на автомобиль, грин-карту, отпечатки пальцев. Задают вопрос о цели поездки. Ставят штамп о въезде – выезде.
Таможенный контроль спрашивает сигареты, спиртное, просит открыть заднюю дверь автомобиля и багажник.
Обратный путь перехода границы выпал на воскресенье в 14.30. Мы были единственные. Через 10 минут перешли границу и узнали, что если надо оформить такс-фри, то возврат можно сделать здесь же, но только если товар приобретен в Литве.
Я не знаю, может быть, это нам так повезло быстро проходить границу, но в следующий раз мы только сюда. Берите и вы на заметку.
Сайт http://gpk.gov.by/maps/punkty-propuska/privalka.php

Дороги по России

1. Трасса М4 «Дон» . Почти все наши дальние поездки начинаются с неё. Для нас она привычная.
В основном хорошее дорожное покрытие, вполне комфортная трасса, за исключением некоторых участков. Самый неприятный для нас отрезок пути в Ростовской области с вечными ремонтами, заторами, пробками и катаклизмами. Выбрали мы на трассе себе заправки «Лукойл», на которых постоянно останавливаемся - район Верхнего Мамона.
Напрягают бесконечные пункты оплаты с очередями, но покупать транспондер из-за пары поездок в год тоже не хочется.
2. Трасса Р-132 от Тулы до Калуги без особых претензий, есть ремонт, но куда без него. От Калуги до Юхнова двухполоска, вполне нормальная. От Юхнова до Вязьмы дорога яма на яме, быстрей 30 км/ч не разогнаться.
Украшали путь только цветущие люпины, которые на рассвете были особенно хороши.


Ранним утром заехали в Вязьму полюбоваться Иоанно-Предтеченским монастырем, своими глазами увидеть трехшатровую церковь Святой Одигитрии, о котором читали замечательный Лены Себякиной. В 5 утра конечно всё закрыто, обошли по кругу.

Место уникальное, но благоустройства никакого, как в заброшенной деревне, а не в городе. Разве нельзя возле такого исторического места сделать более ухоженную территорию?

3. Трасса М1 – всё достойно. Много пунктов страхования. Перед границей заправки "Лукойл". Стоит позаботиться о топливе.


Дороги Беларуси, Литвы, Польши и особенности езды я опишу в отдельном отзыве.
На обратном пути решили поехать от Смоленска на Брянск.
4. Трасса Р-120 от Смоленска до Орла приятно удивила. Хорошее качество дороги, разметка, откосы, недавно отремонтирована. Ехали ночью, за Рославлем остановили ДПС, спросили как самочувствие, не тянет ли в сон, далеко ли едем, пожелали счастливого пути.
5. Трасса Р-119 Орел - Елец трафик не загруженный, дорога нормальная.


Попробовали поехать по бесплатной дороге через Задонск, потеряли время. Ограничение скорости 60 км., много лежачих полицейских и фуры.

Отели и апартаменты

Бронировали на сайте Booking. Признаюсь сразу, что понравились все места, где мы останавливались. О каждом из них я напишу отдельно. А пока краткий обзор.
Выбирая место отдыха, мы предъявляли жесткие требования:

  • расположение в центре, возле достопримечательностей, которые мы хотим увидеть;
  • парковка;
  • чистота и эстетичность;
  • высокая оценка отзывов Booking;
  • цена.

За всю поездку мы проживали в 11 местах.

1. Гродно

Компания ЕвроУЮТ сдает в аренду квартиры посуточно в Гродно и Минске - Апартаменты EuApartments . Нашли квартиру на Booking, есть так же собственный сайт, где представлены апартаменты с полным описанием, картой, видео.
Все квартиры отличного качества, глаза разбегались, какую же забронировать. Остановились в апартаментах по ул. Доминиканская, 17.
Расположение, чистота, комфорт, парковка – однозначно рекомендую!




2. Вильнюс

Hotel Apia 3*
Старый город, своя закрытая парковка – редкость для центра города. Кстати, с парковки открывается вид на внутренний двор Президентского дворца.
Завтраки проходят в 5* отеле на соседней улице. Номер хороший. Рекомендую!




3. Клайпеда

Апарт-отель Stora Antis
Центр старого города. Охраняемая парковка поблизости. Вид из окна на главную достопримечательность города – парусник «Меридиан». Скидка 10% в лучший ресторан города, т.к. хозяин апартаментов и ресторана один. Номера в ретро стиле, антикварная мебель. Рекомендую!




4. Паланга

Vila Levita
Чисто, уютно, спокойно, красиво, парковка во дворе. Хозяева – приятная молодая пара из Москвы. Рекомендую!


5. Каунас

Kaunas City 2*
Самый центр города, пешеходная улица Laisves al., закрытая парковка.
Удобно, чисто. Рекомендую!


6. Гданьск

Апартаменты na Starowce Ogarna
Расположение лучше не придумать. Большая квартира в историческом доме с современным ремонтом, видом на главную достопримечательность города. Парковка под окном. Рекомендую!




7. Торунь

Hotel Pod Orlem 3*
В старом городе, историческом здании, оформлен со вкусом. Доброжелательный персонал, говорящий по-русски. Парковка платная во дворе. Завтраки хвалят. Рекомендую!


8. Ольштын

Апартаменты Hamak
Расположение не в старом городе, но в удобном месте. Парковка под окном. Очень хорошая и красивая квартира. Есть всё необходимое. Рекомендую!




9. Белосток

Апартаменты Мanhattan
Квартира комфортная с очень доброжелательной хозяйкой, которая испекла для нас вкусный кекс, подарила бутылочку вина и ароматную клубнику.
Есть частная парковка. Рекомендую!




10. Друскининкай

ViLaima
Это было самое скромное жильё в нашем путешествии. Возможно, стоило не жадничать и забронировать более комфортный номер. Тем более хозяйка очень приятная и общительная женщина, сразу после нашей брони позвонила по телефону и поинтересовалась, не нужен ли нам номер с лучшими условиями, пока есть свободное место и дороже всего на 10 евро, внимательно ли мы читали, что нет кондиционера и ванны, а в это время года бывает жарко. Но мы решили не менять номер. Чисто. Парковка во дворе. Утром нас ждал вкусный завтрак от хозяйки. Рекомендую.

11. Брянск

Отель Мегаполис 4*
Это наш случайный выбор, просто устали, в поиске места отдыха мы не ошиблись, остановившись в этом отеле. Если приедем в Брянск, то снова приедем сюда. Рекомендую.


Парковки

В Беларусии на платные парковки мы не попадали, всегда находили бесплатные в доступных местах. Дороги для россиян бесплатные.
В Литве тоже обошлось. В старом городе оставляли машину на бесплатных парковках отелей. В Тракае мы тоже не воспользовались общественной платной парковкой, там оплата по часам. Мы приехали рано, остановились напротив озера с замком, тут же в открытое окно выглянул мужчина и пригласил нас припарковать машину у его во дворе. Там многие используют территорию двора под парковку и этим подрабатывают. Все удовольствие стоило 2 евро на неограниченное количество времени, что довольно выгодно. Дороги бесплатные.
В Польше есть платные автобаны, оплата на съезде по количеству пройденных километров.






Парковки платные везде. Бесплатно удастся оставить автомобиль только возле супермаркетов, или если в отеле предусмотрена парковка. Еще надо обратить внимание, что после 17 вечера и по выходным парковки становятся бесплатными. На многих паркоматах есть выбор языка, в том числе и русский. Принцип действия: кидаешь монеты, а тебе выходит чек со временем, до которого парковка считается оплаченной. Его нужно положить на панель около лобового стекла. Если чек будет плохо видно – выпишут штраф как за неоплаченную парковку.



Питание

С плотным графиком перемещений мы не могли себе позволить тратить время на поиски подходящей для нас кухни в местах общественного питания. Поэтому все рестораны были выбраны заранее. Если мы не успевали, то покупали еду в супермаркетах, что существенно экономило наш бюджет.
Вот основные места по маршруту, где мы останавливались на обед, оценили лично, и я могу их порекомендовать:

Россия

Воронеж – «Кулинарная лавка Варвары» - подходит для перекуса или быстрого обеда;
Брянск – паб «Честер» - ресторан с именем, шеф-повар Семен Колесников – победитель программы «Адская кухня». Всё было очень вкусно!


Беларусь

Гродно – ресторан «Кронон» – на территории лесопарка, изысканный, с отменной кухней.


Коробчицы – ресторан «Замок Зеваны», понравилось место, интерьер, сытно, вкусно, но без особого восторга.


Литва

Вильнюс – ресторан «Da Antonio» - итальянская кухня, отличное обслуживание, очень вкусно.


Клайпеда – ресторан «Stora Antis» - сюда мы хотим вернуться, очень душевный ресторан заслуживает всяческих похвал!

Польша

Рын – корчма «Rynski mlyn» остановиться пообедать на Мазурских озерах можно, место хорошее, пользуется популярностью.


Мальборк – кафе кораблик «U Flisaka» – красивый вид на замок через реку, вкусно.


Вот такой мини гастрономический тур. Первое место поделили между собой Гродно, Вильнюс, Клайпеда и Брянск. Эти заведения заслуживают отдельного внимания. О них я обязательно напишу подробнее.
В остальное время покупали продукты в Беларуси в «Евроопте»; в Литве посещали «Акрополис», « Maxima» и «Iki»; в Польше в «Galeria Warmińska»,«Auchanе», «Lidl». А вот «Biedronka» и «Zabka» не понравились.

Валюта, финансовая сторона поездки

Беларусь
Белорусские рубли. Меняли перед деноминацией в банке, сразу стали миллионерами. На заправке расплачивались за бензин по карте (снимался процент).
На Беларусь отводили 10 тыс. рублей. Этой суммы хватило на оплату проживания двух дней в хорошей квартире, пообедать в двух ресторанах, посетить платный парк, сувениры, подарки, продукты, камера хранения на 11 дней.
Литва
Евро. Обменный курс за границей «рубли на евро» не выгоден.
Везде можно расплатиться картой, но опять же это будет дороже из-за конвертации.
Польша
Злотые. Обменные пункты валюты есть везде, называются Кантор, меняли евро на злотые.


Сколько стоит путешествие на машине в Европу?

Про Беларусь я уже написала выше. В Европе мы находились полных 11 дней, проживали в 9 городах. Топливо (АИ-95) на 7 550 км., из расхода в среднем 5,5 литров на 100 км, общей суммой 25 тыс. рублей. На проживание 500 евро и 800 евро – питание, парковки, музеи, сувениры, подарки. Транзитом в России ушло не более 6 тыс. рублей на гостиницу, ресторан в Брянске, обед в Воронеже и платную дорогу. Заправлялись на АЗС: в России и Беларуси - «Лукойл», в Европе – «Statoil» и «Orlen».
Наша поездка получилась экономной, благодаря бронированию большинства отелей на Booking.com по спецпредложениям с хорошей скидкой.

Краткий обзор путешествия

Я не буду описывать транзит по России и начну сразу с зарубежной части нашей поездки.
В двух словах наши впечатления о городах, где мы останавливались. Позже напишу об этих местах отдельные рассказы с фоторепортажами нашего путешествия.

Беларусь

В 50 км. от российской границы вблизи автомагистрали М1 расположен город Орша. Именно туда мы заехали в банк поменять деньги и посмотреть местные достопримечательности.




Хатынь
Место, которое трогает до слез и переворачивает душу.


Раковский Ледниковый конгломерат увидели на трассе М6 «Минск»
Гомель под Раковым, он уникален - остаток Сожского ледника возрастом более 15 тысяч лет.


Гродно
Город уютный, приятный, душевный - очень понравился. Напишу о нем отдельный пост.






Коробчицы
Прекрасное место для посещения всей семьей в 10 км от Гродно.






Литва

Тракай
Живописное место, сказочный островной замок.




Вильнюс
Очень много интересного, город контрастов. Позже напишу о нем подробнее.






Клайпеда
Город-порт, понравился, есть свой стиль, своё лицо.






Паланга
Спокойный курортный город с шикарным пирсом во время заката.









Шауляй – Гора Крестов
Необычное место, единственное в мире.


Кушская коса
Хочу обязательно вернуться!


Юодкранте
Приятная небольшая деревушка с сосновым лесом, набережной с каменными скульптурами и Ведьменой горой.






Природный резерват Наглю
Шикарные дюны.


Нида
Незабываемое впечатление… море, сосны, дюны, аккуратные домики.




Белосток
Этот город мы не успели оценить по достоинству, слишком мало оставалось времени.




Вот такая короткая зарисовка нашего объемного автопутешествия в Европу.
Еще на обратном пути останавливались в Брянске на отдых. Там я была первый раз, сделала для себя вывод, что стоит приехать ещё.

Форс-мажоры

Планы нам срывала только погода. Дождь и сильный ветер не позволили в запланированное время поехать на Кушскую косу. Отложили на следующий день. Пришлось перестроить маршрут. Получилось немного напряженно по времени и перед дальним переездом в Польшу нормально не отдохнули. Но был и плюс, если бы всё шло, как запланировали ранее, мы бы не поехали к оленям, а это были одни из наиболее ярких впечатлений путешествия.

Языковой барьер, атмосфера в общении и выводы о стране

Не получится полноценного знакомства со страной, её культурой, историей без общения с местным населением. И мы старались общаться, где это было возможно.

Беларусь

В этой стране мы не почувствовали вообще никакой разницы с Россией, т.е. языковой барьер отсутствует совершенно. Нас все принимали за местных жителей, часто спрашивали про остановки маршруток или как пройти куда-то. И только заметив фотоаппарат – улыбались.
Хорошая страна, ухоженная, но в ней больше русского, чем европейского, сохранился отпечаток СССР.
Смотрела, сравнивая с нашими дорогами, полями и чистотой. Большой разницы не увидела. Есть, у них места идеальные, но можно найти такие и у нас. А есть и некошеные газоны, и откровенно плохие дороги, по которым нас покрутил навигатор.
Народ трудолюбивый, занимается благоустройством своей страны и это приятно видеть. Хочется пожелать Беларуси благополучия и процветания.
Впечатление: как дома

Литва

Здесь мы чувствовали себя, на удивление, наиболее комфортно. С первых километров от границы уже ощущалась разница другой культуры. Знание английского не пригодилось ни разу. Я слабый знаток в языках, а Александр, со своим хорошим знанием английского, намеренно разговаривал со всеми только по-русски и его прекрасно понимали, охотно общались, шутили, проявляли искреннее дружелюбие. Могу сказать, что русский язык там знает и старшее поколение, и молодежь, разница только в акценте, ну, иногда не могут подобрать нужное слово, вспоминая, как правильно выразится.
Очень хорошие, красивые люди. Аккуратность и порядочность во всем, начиная от туалета на заправке, где играет классическая музыка, воздух ароматизирован и чистота идеальная. Заканчивая кладбищами, где всё настолько ухоженно, без вычурности и помпезности, что задаешь себе один вопрос … почему у нас не так?
Впечатление: отношение как к хорошим друзьям, ни одного косого взгляда или предвзятого отношения.

Польша

Здесь ощутили, что мы за границей. Поляки очень любят свою страну, это проявляется во всем: флаги на автомобилях, балконах, в любом, даже маленьком городке устанавливают большой экран на центральной площади, столики, и все дружно идут болеть за свою футбольную команду. А ещё у поляков нет стремления учить английский, знают только те, кому он нужен по работе. Русский тоже мало кто знает. Хорошо хоть языки наши немного схожи, и можно понять, догадаться, о чем идет речь. Однако это не всегда получалось, так как разговаривают они быстро. Но зато если кто знает русский, то с гордостью признается в этом и всегда интересуются, откуда мы приехали, делают большие глаза, удивляясь, как же это далеко.
Впечатление: приятное, атмосфера гостеприимная.
Вывод: с удовольствием бы повторили наше путешествие, даже ничего не меняя. Только дней бы чуть больше, а то слишком насыщенная программа получилась.

Домой вернулись довольными, даже усталость не чувствовалась от переполнявших впечатлений. Выспались, после долгой дороги, а утром с хорошим настроением и морем положительных эмоций уже на работу. Это главный признак, что отпуск удался.

Продолжение:

  • о дорогах , Литвы и Польши;
  • об отелях, апартаментах;
  • о нашем гастротуре;
  • о городах и экскурсиях.

Евгений родом из Минска, но сейчас постоянно живет в Варшаве. В Минск ездит раз в месяц-полтора, в основном на машине, поэтому опыта пересечения границы у него хоть отбавляй. Как сэкономить время на погранпереходе, как лучше оформить Tax Free, где переночевать в случае необходимости - в его рассказе.

Маршруты

Между Беларусью и Польшей - пять пограничных переходов, через которые можно проехать на легковом автомобиле (сортировка с севера на юг, в соответствии с картой):

  • "Брузги - Kuznica (Кузница)",
  • "Берестовица - Bobrowniki (Бобровники)",
  • "Песчатка - Polowce (Половце)",
  • "Брест - Terespol (Тересполь)",
  • "Домачево - Slawatycze (Славатыче)".

Через каждый из перечисленных погранпереходов мне приходилось ездить. Ниже представляю вашему вниманию карту, на которую нанесено пять вариантов маршрутов Минск - Варшава соответственно через каждый из переходов.

Как видно из карты, самая короткая и быстрая дорога - через ПП "Бобровники". Маршрут через "Брузги" практически такой же по времени и расстоянию. Далее идет дорога через ПП "Брест", ну а путь через маленькие переходы вроде "Домачево" и "Песчатки" обещает быть самым долгим.

Мне больше всего нравится ездить через ПП "Бобровники". Дорога по РБ после съезда с трассы М1 там узкая, не особо загруженная. При этом она проходит по местности с красивым рельефом и имеет хорошее покрытие. По Польше дорога Белосток - Варшава (190 км) примерно наполовину состоит из четырехполосной автострады с ограничением скорости 120 км/ч. Остальная часть - двухполоска (90 км/ч). Но сейчас эта дорога активно расширяется, к концу 2015 года узких кусков (с хорошим покрытием) останется только около 20-30 км. На трассе Тересполь - Варшава (также 190 км) несколько лет назад был проведен капитальный ремонт, так что покрытие на этой дороге отличное. Но основные ее минусы в том, что она узкая (двухполосная), загруженная и проходит через кучу населенных пунктов с ограничением "50". И именно в населенных пунктах довольно часто стоит полиция с радаром. Поэтому эта дорога не только медленная (быстрее трех часов мне ее проезжать обычно не удается), но и утомительная из-за постоянных обгонов фур и монотонной езды со скоростью 80-90 км/ч.

Очереди на границе: откуда они берутся

При расчете времени в пути для каждого из маршрутов Google не учитывает время, необходимое для пересечения границы. А время это может составить от 30 минут до нескольких часов, а то и больше. Самое долгое пересечение границы, с которым сталкивался, - почти 10 часов. Это было похоже на пытку, причем не только для водителя, который не может сомкнуть глаза из-за необходимости постоянно подъезжать, но и для пассажиров, так как им то жарко, то комары, то нужно в туалет, то хочется кушать.

Практически все пограничные переходы устроены схоже, причем как с польской, так и с белорусской стороны. Упрощенную схему погранперехода я изобразил на рисунке.

Из схемы видно, что очереди могут скапливаться в нескольких местах: перед въездом на территорию погранперехода, в каналах ("зеленом" и "красном") и на нейтральной территории.

Нейтральная территория везде одинаковая - это дорога (либо мост там, где граница идет вдоль реки), которая имеет по одной полосе в каждую сторону и, как правило, двойную сплошную линию между полосами. Но ее длина отличается на разных переходах, соответственно чем она длиннее, тем больше туда помещается автомобилей, тем большая очередь там может образоваться.

Откуда же берутся очереди на границе? Причин тут несколько. Самая банальная - это большой одновременный наплыв автомобилей. Погранпереходы имеют ограниченную пропускную способность и порой не справляются с ажиотажем. Такое бывает, например, во время рождественских и новогодних каникул, майских праздников и т.д., когда много людей едет в Европу на отдых. Также на моей памяти было несколько всплесков, связанных с повышением ввозных таможенных пошлин на автомобили. Тогда были огромные очереди на въезд в Беларусь из-за того, что очень много людей ввозили и растаможивали авто.

Еще одной причиной больших очередей может быть изменение законодательства РБ и/или Таможенного союза в отношении беспошлинного ввоза физическими лицами товаров для личного пользования. Это известная забава белорусского ГТК, которая стоила многим людям не только времени и денег, но и изрядного количества нервов. Ведь не секрет, что многие белорусы ездят в Польшу за покупками, потому что там дешевле. Причем это касается не только одежды и электроники, а практически всего, начиная от строительных и отделочных материалов и заканчивая продуктами питания. Существует перечень товаров, которые можно ввозить в РБ без таможенного оформления, то есть через "зеленый" канал. Этот перечень доступен на сайте ГТК. Но белорусское законодательство в этом плане неоднозначно, поэтому широко распространены разные его трактовки. Например, один и тот же товар может быть классифицирован разными работниками таможни по-разному. Кроме того, существуют так называемые "внутренние распоряжения" таможни, которые, естественно, отсутствуют в открытом доступе. Как результат, если я, к примеру, купил в IKEA журнальный столик, который по официальной классификации не подлежит таможенному декларированию, и въезжаю с ним в РБ через "зеленый" канал, работник таможни может направить меня в "красный" канал, объяснив это тем, что мне необходимо его задекларировать, пусть даже без уплаты таможенной пошлины. При этом обычно идет ссылка на "внутреннее распоряжение".

К чему же я все это так детально описываю? Дело в том, что из приведенной схемы погранперехода видно, что самым узким его местом является нейтральная территория. Так как белорусская сторона большую часть автомобилей направляет в "красный" канал, оформление на котором занимает гораздо больше времени, чем на "зеленом", то, заняв все "красные" каналы машинами, новую партию с нейтральной территории белорусы не запускают, пока не освободится место в каналах. При этом неважно, что на нейтральной территории могут стоять машины, направляющиеся в "зеленый" канал, который в это время может пустовать. Они не могут в него попасть, пока не заедут на территорию погранперехода с нейтральной территории в порядке живой очереди.

Я не раз попадал в такую ловушку. Проехав польскую границу на переходе "Брест - Тересполь", я вставал в очередь в отстойник перед выездом на нейтральную территорию, в котором к тому времени уже находилось несколько десятков, а то и сотен автомобилей. Они скопились там потому, что нейтральная территория тоже вся была занята машинами (см. фото ниже). А это было вызвано тем, что на белорусской границе все "красные" каналы были заняты, новые машины запускали на территорию по мере освобождения каналов.

Очередь на нейтральной территории погранперехода "Брест - Тересполь". Вид назад в сторону Польши


Очередь на нейтральной территории погранперехода "Брест - Тересполь". Вид вперед в сторону РБ

Я назвал это ловушкой, потому что в такой ситуации никуда уже не денешься. Теоретически, находясь на нейтральной территории, можно развернуться и опять въехать в Польшу, чтобы поехать на другую границу. Но, во-первых, на въезд в Польшу тоже может быть очередь, во-вторых, такие маневры, как правило, вызывают негативную реакцию у пограничников, что может в результате вылиться в дополнительное ожидание и разборки.

Как не попасть в ловушку

Как же все-таки поступить, чтобы не попасть в такую ловушку и не провести в ней полдня? Здесь я дам несколько советов, которыми пользуюсь и сам, когда езжу из Варшавы в Минск и обратно.

Во-первых, по дороге на границу нужно собрать информацию об очередях. Есть несколько источников такой информации:

  • . Надо заметить, что верить информации на этом сайте можно не всегда. Причин тому несколько. Во-первых, информация там обновляется нечасто - каждые несколько часов, за которые ситуация может кардинально поменяться. Во-вторых, эта информация показывает очередь (количество автомобилей), которая уже находится на территории погранперехода, то есть в каналах. Она не учитывает те машины, что стоят в очереди перед въездом на территорию или на нейтральной территории. На этот случай можно посмотреть изображение с камер, доступное на этом же сайте, но камеры не снимают нейтральную территорию, а только въезд на территорию погранперехода со стороны РБ;

  • сайт польского погранкомитета . Там указано время, необходимое для пересечения польской границы по "красному" и "зеленому" каналам. Также можно посмотреть изображения с камер. Кроме того, есть официальное приложение для смартфонов, что довольно удобно;
  • "сеть осведомителей". Чтобы выехать за границу Беларуси на автомобиле с белорусской регистрацией, необходимо иметь "зеленую карту" - автомобильную страховку гражданской ответственности, которая действует на территории ЕС. В Беларуси есть несколько страховых компаний, которые делают такие страховки. Цены у них одинаковые, их агенты сидят на всех заправках возле границы. Есть также пункты оформления "зеленой карты" прямо на границе. Все агенты с удовольствием дают свои номера телефонов, когда делаешь у них страховку. Поэтому можно позвонить им и узнать, есть ли очередь на границе. Это самый надежный источник информации об очередях. Но воспользоваться им по понятным причинам можно только при выезде из Беларуси.

Как делаю я: Минск - Варшава

Когда я еду из Минска в Варшаву, то, конечно, пользуюсь "сетью осведомителей". Я собрал номера телефонов у страховщиков на ПП "Бобровники", "Брест" и "Домачево", так как пользуюсь в основном этими тремя переходами. Из Минска на границу я выезжаю всегда по трассе М1 в направлении Бреста и, проехав Барановичи, звоню на ПП "Бобровники". Если там нет очереди, еду туда. Если там очередь, еду в Брест. Доехав до перехода "Брест - Тересполь", смотрю на месте, есть ли очередь, и звоню на ПП "Домачево" узнать обстановку там. В итоге выбираю либо "Брест", либо "Домачево" (дорога к нему идет прямо от погранперехода "Брест - Тересполь" вдоль границы). Я делаю так потому, что, если поехать на "Бобровники" сразу и окажется, что там очередь, то деваться оттуда будет особо некуда, потому что ближайший к "Бобровникам" переход - "Брузги", а туда 70 км и час пути, поэтому особого смысла в таком переезде нет. А вот от Бреста до Домачево - 44 км, да и дорога лучше. Кроме того, из Бреста можно уехать на ПП "Песчатка", до которого 55 км. Но такой вариант - на самый крайний случай, потому что из Песчатки по Польше нужно долго добираться до трассы маленькими узкими дорожками, что по времени это имеет смысл, только если очередь на границе на 5-6 часов.

Как делаю я: Варшава - Минск

Из Варшавы в Минск в последнее время я езжу только через Тересполь. Доезжаю до перехода "Брест - Тересполь", смотрю, есть ли там очередь. Тут имеется такой нюанс: очереди при въезде на территорию погранперехода и в каналах может и не быть, но это не значит, что получится быстро пройти границу. Это и есть та самая ловушка, которую я описывал выше. Может оказаться так, что движение тормозится белорусской стороной, и тогда можно провести в отстойнике и на нейтральной территории несколько часов. Поэтому я уточняю ситуацию у пограничников, и если оказывается, что белорусы медленно пускают машины, то я еду на ПП "Домачево". Там обычно нет больших очередей, но, во-первых, дорога до перехода, а потом от перехода до Бреста занимает минимум час, во-вторых, польские пограничники и таможенники там работают заметно медленнее, чем на крупных переходах. Несомненным плюсом этого перехода является то, что жители приграничных районов, которые составляют большой процент пересекающих границу, редко ездят через Домачево. Большинство из них живет в Бресте, им нет смысла делать крюк в 90 км.

Через ПП "Бобровники" из Польши я давно уже не ездил, так как в то время, когда я пересекаю границу (а это обычно 21.00-22.00), там скапливаются большие очереди жителей приграничных городов, для которых этот переход является основным. А так как переход не особо крупный, каналов там гораздо меньше, чем в Бресте.

Для путешественников: ночевка

Выше я описал, как пересекаю границу и чем при этом руководствуюсь. Так как перемещаюсь между Варшавой и Минском без ночевок, в один присест, мне важны каждые 10 минут времени и очень жаль, когда это время тратится на ожидание в очереди.

Я понимаю, что, возможно, мои советы подойдут не всем. Например, тем, кто отправляется в свой летний "евротрип", проще и удобнее поступить следующим образом: доехать до Бреста под вечер, переночевать там и с утра пораньше отправиться на границу. Как правило, рано утром, часов в 6-7, а может, и в 8, очередей быть не должно. Сам я так, правда, не делал. Но вот по дороге из Польши в РБ пару раз ночевал перед границей, поэтому могу порекомендовать пару отелей:

Hotel Pod Dеbami в 5 км от Тересполя. Переночевав там, можно утром быть на границе уже через 10 минут;
- Hotel Delfina в 67 км от Бобровников и в 22 км от Белостока. Ближе к границе можно переночевать только в самом Белостоке, так как от него до границы 45 км, дорога идет через польский кусок Беловежской пущи, поэтому гостиниц там особо нет.

Последнее, о чем я хотел написать, это небольшой лайфхак, связанный с Tax Free. Много туристов, возвращающихся из Европы, оформляют Tax Free на покупки. Чтобы получить возврат НДС по чекам Tax Free, необходимо предъявить их и сами покупки таможенникам на выезде из ЕС, чтобы они сделали отметки о вывозе товаров. Делается это после прохождения паспортного контроля, поэтому теряется дополнительное время. Так вот, процесс оформления Tax Free на границе можно значительно ускорить, внеся информацию с чеков в систему таможни через Интернет заранее. Сделать это можно на сайте польского пограничного комитета . Тогда при оформлении на границе таможеннику не нужно будет вносить всю эту информацию вручную, ему останется только лишь ее проверить и проштамповать ваши чеки.

Надеюсь, что для кого-то информация окажется полезной. Ведь в любом случае, куда бы вы ни ехали, тратить часы в очереди на границе не лучшее времяпрепровождение.