Сколько дней фас рассматривает жалобу 44 фз. Жалоба в ФАС: срок подачи и рассмотрения

31.05.2020 Для бизнеса

1. После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в единой информационной системе.

2. Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

3. Контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.

При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки указанные информацию и документы.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов (в том числе органов государственной власти), органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам (в том числе органам государственной власти) или органам местного самоуправления. В таком случае контрольный орган в сфере закупок запрашивает такую информацию и документы самостоятельно. Рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.

5. Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Представление информации и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.

6. Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.

7. Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

10. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, рассматривались жалобы на одни и те же действия (бездействие) субъектов контроля, выполняется решение, принятое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В последнее время регистрируется значительное количество нарушений заказчиками требований 44-ФЗ на различных этапах проведения закупки. Если поставщик обнаружил подобное нарушение — он имеет право обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Важно подать свое заявление в соответствии с правилами законодательства и строго в регламентированные сроки. Только так контролирующие органы прислушаются к мнению поставщика и рассмотрят сложившуюся ситуацию.

Основные правила подачи жалобы

Чтобы грамотно составить обращение в ФАС и соблюсти при этом все требования законодательства поставщику рекомендуется пройти несколько основных этапов:

  1. Выявить предмет жалобы. Необходимо определиться с тем, какие именно нормы закона были нарушены.
  2. Подобрать аргументы в пользу своей правоты. Для этого придется досконально изучить 44-ФЗ. Особое внимание обращайте на главу 6, в которой речь идет именно о процедуре обжалования неправомерных действий заказчика.
  3. Ознакомиться с образцом жалобы. Он поможет быстро и правильно составить обращение. Бланк можно найти в ЕИС в разделе «Обращения в ФАС России».
  4. Составить текст жалобы. В нем необходимо четко прописать, какие именно пункты 44-ФЗ нарушены. Полный перечень информации, которая должна содержаться в документе, приведен в статье 105 44-ФЗ.
  5. Определиться с местом подачи жалобы. Заявление передается в территориальный орган, который соответствует местоположению заказчика.
  6. Выбрать подходящую форму отправки жалобы. Обращение может быть подано в виде бумажного документа или в электронной форме. Электронный документ должен быть обязательно подписан усиленной квалифицированной подписью.
  7. Передать обращение в установленные сроки.

Пройдя все эти этапы, вы можете быть уверены, что ваше обращение будет принято к рассмотрению. Сотрудники ФАС назначат дату проведения заседания, на которое будут приглашены обе стороны конфликта. По результатам работы комиссии выносится решение о наличии или отсутствии в деятельности заказчика нарушений.

Регламентированные сроки подачи жалобы

Сроки, в течение которых могут быть поданы жалобы в ФАС, приведены в пунктах 3, 4, 5 и 6 статьи 105 44-ФЗ. Они будут зависеть от того, какие именно действия заказчика неправомерны. Конкретные сроки приведены в таблице.

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как правильно составить и подать

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Официальные требования к жалобе

Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как составить жалобу - рассмотрим в инструкции « Составляем жалобу в ФАС по 44-ФЗ»

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

school.kontur.ru

Фз 44 сроки рассмотрения жалобы

В жалобе необходимо указать:

1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;

5. документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;

6. перечень прилагаемых документов.

Сроки подачи жалобы:

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

7. Жалоба участника(ов) торгов о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подписывается подающим ее лицом или его представителем и подается в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
После регистрации жалобы ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.

Регламент рассмотрения жалоб в ФАС по 44-ФЗ

Федеральный закон РФ о правилах и ведении закупок товаров и услуг N 727/14 утверждён с 19 ноября 2014 года. С помощью регламента по статье 44-ФЗ решают вопросы и жалобы, связанные с качественным исполнением объёмом закупов.

Кто решает такие вопросы?

Обязанности по рассмотрению обращений и вопросов, связанных регламентом 44-ФЗ, возложены на Федеральную антимонопольную службу с учётом всех её территориальных представительств, то есть в каждом субъекте региона РФ обращения рассматривает региональное представительство ФАС.

Что предоставляет заказчик, которому подана жалоба:

  1. Обязательное наличие пакета документов о закупке, подачи прошения на участие в тендере по выбору подрядчика или импортёра, аудиозаписей и видеозаписей, актов, соглашений, а также любой другой документации, образовавшейся во время участия в тендере.
  2. Объяснительные записки по вопросу подачи жалобы в письменном и устном виде.
  3. По окончанию проверки ФАС заказчик предоставляет доказательства по исполнению предписанных нарушений Законодательства РФ о закупках.

Где увидеть данные о движении поданной жалобы

Всю необходимую документацию и данные по жалобе в ФАС, данные по ориентировочным срокам проверки, по вынесенным предписаниям заказчику своевременно размещаются на портале в категории закупок.

К тому же есть возможность запросить индивидуальный приём в территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, где предоставляют следующую подробную информацию:

  1. Установленный номер обращения по поданной жалобе.
  2. Предоставление документооборота по делопроизводству и постановлению решения.
  3. Сроки исполнения проверки по поданной жалобе.
  4. Составление письменного заявления с целью получения более конкретных и узкопрофильных ответов и для консультаций по решениям службы.

Сроки изучения жалобы

Федеральная служба обязуется принять жалобу в работу в течение пяти рабочих дней со дня подачи обращения, с учётом того, что принимают обращение в работу с момента его регистрации в территориальном органе.

Проведение расследования по обращениям происходит в несколько шагов

На предварительном этапе происходит идентификация характера жалобы, её сверка по требованиям Федерального Закона 44-ФЗ, регистрация и публикация на портале о наличии и описание претензии.

После этого извещают заказчика, гражданина, подавшего обращение, сотрудника по электронным торгам, уполномоченных представителей организаций и власти, комиссии, проводящей тендер, узкопрофильной организации, а также комиссии по закупкам о подаче жалобы в ФАС в связи с их действиями или бездействиями в отношении закупок, а также о сроках проведения проверки, после чего жалоба передаётся назначенной комиссии.

При рассмотрении жалобы организовывается заседание уполномоченной комиссии с проверкой возложенных обязательств участвующих лиц.

После этого проходят слушания объяснений по обращению самого заявителя, заказчика, лиц, чьи действия или бездействия обжалуются, граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены, а также экспертов, представителей власти или свидетелей, чья информация может помочь по решению жалобы.

По завершении объяснений всех действующих лиц уполномоченная комиссия изучает полученную информацию, после чего организовывает внеплановую проверку. Далее проходит совещание уполномоченной комиссии по принятию решения о вопросе подачи обращения и озвучивание принятого решения.

При положительном решении жалобы устанавливаются дополнительные сроки Заказчику на выполнение предписаний комиссии, а также разъяснения о сроках и порядке подачи обжалования решения комиссии.

При вступлении решения уполномоченной комиссии в силу его копии рассылаются всем участникам слушания в качестве дополнительно уведомления, после чего происходит публикация текста решения на портале в сфере закупок.

Как подать жалобу в ФАС

В 2014 году обоснованными были признаны 40% жалоб, поэтому защищайте свои права, если нарушение заказчика или оператора ЭТП очевидно. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу при участии в госзакупках несложно.

Обжалование результатов размещения - обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) - федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.

На что и когда жаловаться

Участник может подать жалобу в ФАС только в указанные сроки, и пока не подписан контракт. Иначе действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в суде.

Аккредитация

Жалоба на оператора площадки:

  • на необоснованное отклонение заявки,
  • на несоблюдение сроков.

Размещение извещения

Жалоба на заказчика:

  • На положения документации.
    Например, если формулировки затрудняют или делают невозможной подачу заявки, соответствующей всем требованиям;
  • На содержание проекта контракта в документации.
    Например, на нереальные сроки выполнения работ, чтобы участвовать решились только «свои» поставщики.

Жалобу может подать любой до окончания срока подачи заявок.

Рассмотрение заявки

Жалоба на заказчика:

  • На необоснованное отклонение заявки.
  • На содержание протоколов заседаний комиссии.
  • На сговор заказчика с победителем, если есть доказательства.
    Например, когда несколько организаций подали заявки на одну закупку и принадлежат одному лицу.

Жалобу может подать только участник в течение 10 дней с момента публикации протокола конкурса или аукциона и в течение 7 дней для запросов котировок.

Проведение аукциона

Жалоба на оператора площадки:

  • на «зависание» площадки во время проведения процедуры,
  • на несвоевременную публикацию,
  • на неточности в протоколах.

Жалобу может подать только участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий.

Куда жаловаться

На заказчика по 44-ФЗ - в территориальное отделение ФАС (УФАС).

На действия оператора ЭТП - в федеральное отделение ФАС.

Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).

Если истекли сроки подачи жалобы, установленные законодательством, или вы недовольны решением ФАС, подайте жалобу в Арбитражный суд.

Как подать жалобу

Прежде, чем подать жалобу:

  • На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
  • Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

Оформление жалобы

Жалоба должна содержать:

  • Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.
  • Заявитель : наименование и место нахождения для ЮЛ, ФИО и место жительства для ФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
  • Номер закупки, наименование и способ отбора , е сли жалоба связана с закупкой.
  • Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы .
  • Полный перечень документов , прилагаемых к жалобе.

При составлении жалобы придерживайтесь требований п.8 ст.105 44-ФЗ.

В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:

  • отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения),
  • отменить протокол рассмотрения заявок,
  • приостановить заключение контракта с выигравшим участником.

Подача жалобы в УФАС или ФАС

Есть несколько способов доставки:

  • почтовым отправлением,
  • доставка заявителем лично,
  • доставка курьером под расписку,
  • в некоторые УФАС заявление можно послать на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.

Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).

Совет. ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.

Решение по жалобе

В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, а также номеру извещения о закупке.

Реестр жалоб - размещенные на официальном сайте обращения в государственный, общественный или международный орган по вопросам нарушения в области госзакупок.

Жалоба не принята

  • жалоба не соответствует установленным в 44-ФЗ требованиям,
  • не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами,
  • истекли установленные сроки подачи жалобы,
  • по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).

Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.

Жалоба принята и признана обоснованной

На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:

  • внести изменения в закупочную документацию,
  • отменить протокол подведения итогов,
  • аннулировать результаты конкурсной процедуры.

Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.

Жалоба принята и признана необоснованной

Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.

Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.

Обращаться ли в суд?

Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.

  • Тема 6. НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6.1. Налоги и сборы Налоги - это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, […]
  • Новые требования к общежитиям Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.03.2011 г. № 23 введены в действие с 1 сентября 2011 года СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к […]
  • Закон воронежской области 119-оз от 30102018 19 октября 2009 годаN 119-ОЗ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" И ЗАКОН ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ […]
  • Министерство культуры российской федерации от 3 декабря 2012 г. N 1488 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ГОСТИНИЦЫ И ИНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ, ГОРНОЛЫЖНЫЕ ТРАССЫ И ПЛЯЖИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ […]
  • Вор в законе Гулу оказался причастен к погребению заживо московского бизнесмена Заказчиком вымогательства крупной суммы денег у бизнесмена, которого за отказ платить похоронили живьем в Москве, оказался вор в законе Гулу, отбывающий […]
  • Образец заполнения заявки на участие в аукционе Заявка на участие в аукционе - образец заполнения данного документа может быть полезен гражданам, которые собираются принять участие в электронных аукционных торгах на закупку по […]
  • В государственных закупках работа и добросовестность поставщиков находится под особым контролем и за существенные нарушения действующего законодательства можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков. материал на эту тему можно посмотреть по ссылке Работу заказчиков контролирует сразу несколько федеральных ведомств. Данному виду контроля в Законе о контрактной системе отведена целая глава, которую мы рассмотрели в этой статье Однако, на этом контроль за закупками заказчика не заканчивается.

    Для обеспечения прозрачности и доступности закупок, не допущения ограничения конкуренции и сговора между сторонами госзаказа Законом о контрактной системе предусмотрена возможность подачи жалобы . Стоит отметить, что жалобу можно подать как на неправомерные действия, так и на бездействие.

    На кого можно жаловаться? Это могут быть заказчики и его должностные лица, уполномоченные учреждения, оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки.

    Кто может жаловаться? По сути, исходя из части 1 Закона о контрактной системе, пожаловаться может любой гражданин, если действия или бездействия должностных лиц нарушают права и интересы этого гражданина.

    Когда можно подавать жалобу? В любое время определения поставщика, но не позднее десяти календарных дней с даты подведения итогов закупки. То есть фактически жалобу можно подать в любой момент с даты размещения закупки в Единой информационной системе до даты заключения контракта.

    Но всё было бы так просто, если б это не был наш горячо любимый 44-ый. Есть несколько нюансов:

    • на положения документации и извещение о закупке жалоба может быть подана не позднее окончания срока подачи заявок;
    • если жалоба направлена на действия (бездействия) должностных лиц во время или после рассмотрения заявок, то подать её может только участник закупки, подавший заявку на участие в торговой процедуре;
    • если обжалуемые действия совершены после рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсах и аукционах или при заключении контракта, то обжалование таких действий осуществляется до заключения контракта;
    • обжалование действий (бездействий) оператора электронной площадки и специализированного оператора электронной площадки возможно в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий.

    По окончании этих сроков жаловаться можно только в судебном порядке.

    КУДА ПОДАТЬ ЖАЛОБУ?

    Жалобу на действия (бездействия) должностных лиц необходимо подавать в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок исходя из подведомственности заказчика (федерального уровня, уровня субъекта, органы местного самоуправления, контрольные органы в сфере гособоронзаказа). Также подача жалобы в не является препятствием для одновременного обращения с исковым заявлением в судебные органы.

    Информация о всех поданных жалобах и принятых по ним решениям включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Данные, внесённые в реестр, доступны для ознакомления в свободном доступе в Единой информационной системе в разделе "Контроль и аудит".

    ВОЗВРАТ ЖАЛОБЫ

    Казалось бы, что здесь сложного? Написал своё мнение - бумага всё стерпит, приложил документы, какие посчитал нужным, а там знающие люди разберутся. Но всё далеко не так. Жалоба может быть возвращена лицу, её направившему. Решение о возвращении жалобы должно быть принято в течение двух рабочих дней с даты обращения. Поэтому если этот срок истёк, а вам никто жалобу не вернул, то, скорее всего, вашу жалобу рассматривают.

    Закон о контрактной системе даёт возможность участнику закупки отозвать поданную им же жалобу. Произойти это должно ДО принятия решения по жалобе. И больше по тем же причинам жаловаться у участника не получится. Закон это запрещает.

    Причины возврата жалоб:

    1. Жалоба не соответствует требованиям Закона о контрактной системе - не подойдёт вариант "пишу как хочу".
    2. Жалоба не подписана уполномоченным лицом - даже если все документы по жалобе в порядке, но в сопроводительном письме забыли поставить подпись, то всё будет возвращено обратно жалобщику.
    3. Жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами - необходимо приложить приказ наделении полномочиями по направлению жалоб либо о назначении (тогда лучше приложить копию должностной инструкции, если в приказе прямо не указаны полномочия по направлению обращений).
    4. Жалоба на те же действия (бездействия) по которым уже есть решение суда или контрольного органа - увы, так тоже бывает, иногда кто-то успевает быстрее нас.

    КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ЖАЛОБУ В КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

    В первую очередь, необходимо знать, что жалоба подаётся в письменном виде. Никакие e-mail-ы, телеграфы, факсы и усиленные электронные цифровые подписи здесь не действуют. При подаче жалобы (точнее уже при её оформлении) участником закупки формируется целый пакет документов.

    Обязательные требования Закона по содержанию жалобы:

    1. Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, действия (бездействия) которого обжалуются.
    2. Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, подавшего жалобу.
    3. Указание на закупку, за исключением случае обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.
    4. Указание на обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц.
    5. Документы, подтверждающие обоснованность жалобы - это могут копии документов или скриншоты монитора компьютера, например.
    6. Сопроводительное письмо с указанием перечня прилагаемых к жалобе документов.

    Сама жалоба подписывается лицом её подающим либо его представителем. Если жалоба подаётся представителем, то необходимо приложить доверенность или иной подтверждающий его полномочия документ.

    При проведении государственных закупок иногда требуется подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ. Подробно о том, как происходит подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ, как подготовить такую жалобу и куда ее необходимо подавать, мы рассказали в нашей статье . В настоящем материале мы расскажем о том, как происходит рассмотрение жалобы по закупкам в ФАС.

    В своей работе контрольный орган должен руководствоваться регламентом ФАС по рассмотрению жалоб по 44-ФЗ. Данный документ утвержден Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14. Регламент носит название – «Об обжаловании действий заказчиков и иных участников контрактной системы». Согласно указанному документу при поступлении жалобы контрольный орган должен совершить следующие действия.

    1. Размещение в ЕИС информации о поступлении жалобы и о ее содержании (исключение – выбор поставщика, подрядчика через закрытые способы, например, закрытый аукцион, закрытый конкурс – в этом случае информация по жалобе в ЕИС не размещается). Уведомление о жалобе направляется следующим лицам: лицу, которое подало жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, уполномоченному органу или комиссии, на действиях которых подается жалоба. В данном уведомлении указываются данные о ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения. Такие действия ФАС должен совершить в течение 2 рабочих дней с момента получения жалобы.
    2. Возражение на жалобу. Если права и интересы каких-либо лиц затронуты жалобой, то они имеют право – направить возражение на жалобу, а также присутствовать при ее рассмотрении. Возражение должно быть направлено в ФАС не позднее 2 рабочих дней до даты рассмотрения жалобы. В возражении должны быть отражены следующие данные:
    • название, фирменное наименование (если есть), адрес место нахождения, почтовый адрес, номер телефона — для компаний; ФИО, место жительства, почтовый адрес, номер телефона – для граждан. Эта данные указываются в отношении лица, которое подало жалобу;
    • название, фирменное наименование, адрес место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона и факса – для компаний; ФИО, место жительства, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона и факса – для граждан. Указанные данные отражаются в отношении подателя возражений;
    • сведения по закупке, которая проводилась с нарушением и которую предстоит обжаловать. Про закупку ничего указывать не нужно, если жалоба была подана на действия/бездействия оператора электронной площадки, и жалоба связана с аккредитацией участника на этой площадке;
    • информация о тех действиях, которые обжалуются и возражения на доводы, приведенные в жалобе.
    1. Запрос необходимых документов и информации. В компетенции ФАС при рассмотрении жалоб находится направление запросов о предоставлении информации и документов – заказчику, уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок, контрактному управляющему и т.д. В обязанности заказчика и других лиц, чьи действия или бездействие обжалуются, входит предоставление в контрольный орган следующих документов:
    • документация о закупке;
    • заявки на участие в государственной закупке;
    • протоколы;
    • аудио- и видеозаписи;
    • другие документы и информация, которые были составлены в ходе определения поставщика, подрядчика или аккредитации желающих стать участниками закупок на электронной площадке.

    У самого подателя жалобы контрольный орган не может запрашивать те документы, которые имеются в распоряжении государственных органов или муниципальных властей.

    1. Приостановление определение поставщика, подрядчика. ФАС может приостановить выбор поставщика, подрядчика в части подписания контракта. Данный вопрос приостанавливается до того, как жалоба будет рассмотрена по существу. В этом случае контрольный орган в сфере закупок должен направить требование о приостановлении выбора стороны контракта – заказчику, уполномоченному органу или другим лицам, проводящим закупку. Когда такое требование будет получено, контракт не может быть заключен, пока жалоба не будет рассмотрена.
    2. Рассмотрение жалобы и возражений по существу. 5 рабочих дней с момента поступления жалобы – столько времени у контрольного органа в сфере закупок есть, чтобы рассмотреть жалобу и возражения, а также направить уведомление о результатах рассмотрения жалобы – лицу, которое направило ее и лицам, которые предоставили возражения. При рассмотрении жалобы по существу вы можете не только лично присутствовать, но и направить своего представителя. Юрист по 44-ФЗ сможет оказать грамотную помощь в отстаивании ваших интересов.

    Как податель жалобы может подтвердить свои полномочия для присутствия на заседании? Если вы подаете жалобу как гражданин или индивидуальный предприниматель, вам достаточно будет предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Руководителям компании необходимо будет предоставить – решение об избрании на должность, которая позволяет выступать от имени компании без доверенности. Для представителя необходимо наличие доверенности или другого документа, который подтверждает полномочия.

    На сайте проектов нормативных актов опубликовали законопроект об изменении 44-ФЗ в части совершенствования порядка обжалования действий (бездействия) субъектов контроля. Планируется, что масштабные изменения вступят в силу с 01.04.2019. Собрали в таблицу основные поправки.

    Суть изменений Почему меняют

    Урегулируют подачу жалобы в ФАС по 44 ФЗ в электронном виде через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). Обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля участники закупки смогут после регистрации в ЕИС.

    С 01.01.2019 в рамках ч. 5 ст. 24.2 44-ФЗ участвовать в электронных процедурах можно только после регистрации в ЕИС.

    Исключают:

    1. Необходимость дополнительной идентификации лица, которое подает жалобу.
    2. Возможность подачи электронной жалобы лицом, которое не зарегистрировано в ЕИС.

    Установят универсальную стоимостную предквалификацию. Если обжалуют закупку с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) свыше 20 млн рублей, участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта по 44-ФЗ, независимо от предмета такого контракта, не менее 20% от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба в ФАС.

    Исключают возможность недобросовестных поставщиков обжаловать закупки, в которых они участвовать не вправе.

    Установят срок подачи электронной жалобы до истечения половины срока подачи заявок.

    Снижают возможность умышленного затягивания процедур закупок, если электронная жалоба на положения документации о закупке подана непосредственно перед окончанием срока подачи заявок для ее рассмотрения в ФАС в период рассмотрения заявок, подведения итогов электронных процедур.
    Установят однократность подачи жалобы на положения документации о закупке. Минимизируют риски затягивания закупки посредством подачи нескольких электронных жалоб от одного лица.

    Обжалование действия и бездействия заказчиков допускается, если они совершены непосредственно в отношении заявки такого участника закупки.

    Исключают обжалование действий (бездействия) заказчика в отношении иных участников закупки.

    А вот еще какие изменения анонсировала ФАС.

    Природа документа

    Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать интересы. Выделим такие виды нарушений:

    • некорректные положения планов и закупочной документации;
    • незаконные причины отклонения заявок;
    • противоправные действия, которые связаны с заключением контракта;
    • действия оператора электронной площадки при аккредитации и торгах.

    Жалуются в ФАС как в электронном виде, так и в бумажной форме. Электронное обращение составляется на русском языке в письменном виде, в нем указывают и прикладывают документы и информацию, которые предусмотрены ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:

    • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), Ф.И.О (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (есть есть такая информация);
    • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, который подал жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
    • реквизиты закупки (объект, номер извещения). Исключение — обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки;
    • указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;
    • документы, которые подтверждают, что жалоба обоснованна;
    • список прилагаемых документов.

    Как подать жалобу в ФАС на почту

    Подавайте жалобу такими способами:

    • лично или через представителя в центральный аппарат или территориальное управление;
    • по почте;
    • через многофункциональный центр (МФЦ).

    Электронная подача доступна на сайте Антимонопольной службы и на портале Госуслуги. Вот инструкция, как подать жалобу в ФАС в электронном виде с электронной подписью:

    1. Подготовьте обращение и сопроводительное письмо. Укажите в нем наименование госоргана (ФАС или территориальное управление), контакты заявителя, почтовый или электронный адрес для ответа, причину и суть жалобы.
    2. Завизируйте его электронной подписью лица, который уполномочен обжаловать. Если есть необходимость, прикрепите документы, которые подтверждают полномочия.
    3. Отправьте на электронный адрес Объем вложений — до 8 Мб. Объедините одной темой или порядковыми номерами сообщений.

    Подведомственность подачи определена п. 3.9-3.14 Административного регламента ФАС, который утвержден приказом № 727/1 от 19.11.2014. К примеру, обжалование действий оператора электронной площадки производится Центральным аппаратом ФАС, а рассмотрение жалоб по закупкам для обеспечения нужд субъекта — его территориальными органами. Информация о жалобах включается в реестр ЕИС и доступна всем участникам процесса.

    Как подать жалобу через Госуслуги

    А вот инструкция, как подать жалобу в УФАС в электронном виде через портал Госуслуги.

    Шаг 1. Зайдите в личный кабинет.

    Шаг 2. Найдите услугу ФАС «Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства».

    Шаг 4. Кликните на кнопку «Получить услугу».

    Шаг 5. Заполните пустые поля формы.

    Шаг 6. Подайте заявление.

    Сроки для обжалования

    Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. В ажно следить за ними. Собрали их в таблицу.

    Что обжалуете Кто обжалует Сроки
    Положения документации о закупке до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До окончания срока подачи заявок.
    Положения документации о закупке после окончания приема заявок.
    Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. Только участник, который подал заявку. Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом, с даты подписания соответствующего протокола.
    На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
    Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки.
    Порядок аккредитации оператором электронной площадки. Заявитель. 30 дней от даты отказа.
    Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. Участник торгов. 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.

    Как рассматривается

    За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.

    Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.

    По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:

    1. Необоснованной.
    2. Частично обоснованной.
    3. Обоснованной.

    В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.

    Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).