Кнр будет защищаться не только от госпереворотов, но и от враждебного влияния на экономику, культуру и интернет.

10.06.2020 Исковое заявление

В Китае приняли новый закон о национальной безопасности. Документ одобрил высший законодательный орган страны. Документ насчитывает 83 статьи. В частности, о защите национальных интересов Китая, защите суверенитета и территориальной целостности и других видах деятельности, которые представляют угрозу для национальной безопасности страны. Политический аналитик, эксперт по международным отношениям Михаил Троицкий ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Алексея Корнеева. Согласно закону, государство будет "принимать все необходимые меры оборонного и контролирующего характера для защиты безопасности на суше, в воздухе и на море". Власти Китая активно заявляют о своих правах на территории в Южно-Китайском море, где власти страны собираются строить риф. Но Госдепартамент США считает, что этим Пекин посягает на нейтральный статус этих вод.

Коммерсантъ FM : Каковы истинные мотивы властей Китая в принятии этого пакета законов? Связано ли это действительно с конфликтом в Южно-Китайском море?

Михаил Троицкий: Я думаю, это связано, в первую очередь, с внутренней политикой и, возможно, экономическими реформами, реформами госуправления, которые проводятся в Китае сегодня под руководством нового лидера Си Цзиньпина. Собственно такой закон не отличается сильно от подобных же документов, которые принимаются в странах, включая, например, Россию и США. Здесь вопрос в том, как он будет исполняться. И в ситуации, когда в стране действительно существует верховенство закона, какой-то баланс между ветвями власти, такой закон не должен посылать никаких негативных сигналов никому: ни внутри страны, ни вне нее. Но еще раз, я не думаю, что позиция Китая по Южно-Китайскому морю серьезно изменится, его стратегия серьезно изменится. Все противоречия известны. Насколько я понимаю, Китай сейчас немного отступает, он притормозил строительство искусственных островов. Так что этот закон, скорее, направлен внутрь страны. Вполне возможно, он имеет целью обеспечить то, что китайские руководители понимают под стабильностью в условиях замедления экономического роста, возможно, серьезных кадровых перестановок и реформ.

Коммерсантъ FM: Что для США и Японии значит принятие этого документа, какова вообще может быть реакция с их стороны?

Михаил Троицкий: Они выражали сдержанную озабоченность, но декларация о том, что у крупной, великой державы, которой является Китай, есть интересы в мировом океане, особенно в морях по соседству, даже в Арктике, в киберпространстве, не является чем-то удивительным, она вряд демонстрирует какое-то нарастание наступательных намерений в китайской политике. Я думаю, что все зависит от конкретных действий Китая на внешней арене, и самое главное - что за этим последует во внутренней политике. Но я бы не придавал чрезмерного значения этому документу, который, повторяю, очень похож на российские законы и на стратегию национальной безопасности, на американские стратегии по национальной безопасности, раз в несколько лет выпускаемые. Декларируются интересы, а также серьезность намерений их защищать. Это нормально, вопрос в том, как во внутренней политике подобные документы будут реализовываться. Если государственные власти имеют возможность там творить произвол под предлогом защиты безопасности, то это можно делать и без всяких законов.

1 июля 2015 года в Китае, Постоянным Комитетом Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) был принят Закон о национальной безопасности, пришедший на смену Закона КНР о контрразведке 1993 года. Таким образом, закон 2015 года, по сути, является первым законом подобного рода в Поднебесной.

Это вызвало очень бурную реакцию мировой общественности, и, прежде всего, западных СМИ. Внимание к этому событию было значительно большим, чем к Саммитам БРИКС и ШОС в Уфе, которые на тот момент только должны были состояться 8-10 июля. Так CNN, вышло со следующим заголовком: «Почему новый закон о безопасности коммунистической партии - это плохие новости для Китая». И далее идут рассуждения о том, что в законе происходит подмена понятия «национальная безопасность» понятием «поддержание монополии партии на власть». Здесь же CNN вспоминает о всех правозащитниках, которые сидят в китайских тюрьмах и об усилении борьбы с инакомыслием при Си Цзиньпине. Особую обеспокоенность на Западе вызвала статья 25 закона, в которой говориться об информационной безопасности, киберугрозах, о предотвращении кибератак и т.д. Западные компании, работающие в Китае, опасаются, в силу неопределенности формулировок закона, что им придется раскрывать свою коммерческую информацию и что китайские правительство будет активнее вмешиваться в их деятельность .

Французская «The Guardian» значительно более умерена в оценках, однако тоже не избежала критики закона. Так, издание отмечает, что в законе нет четких определений, какие конкретные действия будут представлять собой угрозу государственной безопасности. Также, говориться о том, что закон снижает потенциал гражданского общества для критики правительства. Французское издание обращает внимание и на то, что закон не будет действовать в Гонконге и Макао. Однако эти территории упомянуты в законе и, по мнению экспертов, это сделано для того, чтобы оказать давление и они приняли свои аналогичные законы .

Практически все западные СМИ отмечают наличие возможностей у государства после принятия закона для еще большего ограничения прав и свобод граждан.

Однако, для того, чтобы действительно разобраться в причинах происходящих изменений в правовом поле Китая, необходимо обратиться к чуть более раннему периоду.

В 2011 году администрацией президента США Барака Обамы, в виду опасений чрезмерного усиления Китая в регионе, было принято решение реанимировать свои сильные позиции в АТР. Было объявлено о «возвращении США в Азию». И американцы действительно активизировались . Стали более тесными контакты с традиционные союзниками в регионе, все чаще стали проводиться военные учения, несколько раз прозвучали заявления о скором создании системы ПРО на территории Японии, Южной Кореи и Филиппинах. Так, 16 ноября 2011 г. Хиллари Клинтон подписала с филиппинским министром иностранных дел А. дель Розарио Манильскую декларацию. В декларации говорилось, что обе страны разделяют «общий интерес в поддержании свободы судоходства, беспрепятственной законной торговли» и придерживаются «основанного на правилах подхода к разрешению конкурирующих претензий в отношении приморских районов посредством мирного, кооперационного, многостороннего и дипломатического процессов в рамках международного права» . 19 ноября 2011 года, впервые приняв участие в Восточноазиатском саммите, Барак Обама заявил: «Хотя мы и не являемся участниками спора в Южно-Китайском море и не принимаем чью-либо сторону, мы придаем очень большое значение морской безопасности в целом и разрешению споров в Южно-Китайском море в частности - как тихоокеанская держава, как морское государство, как торговая нация и как гарант безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» . Далее, министр обороны США Л. Панетта на Диалоге по безопасности «Шангри-ла» в Сингапуре в июне 2012 года заявил о намерении Пентагона сконцентрировать до 60% всех сил и средств ВМФ США на Тихом океане к 2020 г. . Также, в ноябре 2011 г. было объявлено о запуске крупного экономического интеграционного проекта под названием «Тихоокеанское партнерство» («Trans-Pacific Partnership»). Цель проекта - создание в АТР преференциального торгового режима на базе многостороннего торгового соглашения с участием Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Брунея, Сингапура, Вьетнама, Чили и Перу (без участия КНР) . И все это только за один год. Далее, после предвыборного года, активность США несколько снизилась, но логика действий осталась прежней и такой же прямолинейной.

Кульминацией данных действий Вашингтона стала новая стратегия национальной безо пасности США от февраля 2015 года . Среди всех регионов мира на первое место (в том числе и по важности) США поставили АТР. Даже Европа расположилась всего лишь на втором месте. И текст по этому региону в стратегии очень красноречивый. Отмечая важность двусторонних отношений с Китаем и роль Поднебесной в развитии региона, Вашингтон отмечает обеспокоенность военной модернизацией в Китае, а также усилением китайского военного присутствия в регионе. США в стратегии обещают тщательно следить за всеми военным приготовлениями Китая. А далее следует уже прямое обвинение Китая в многочисленных кибератаках на США, причем как со стороны коммерческих предприятий, так и стороны правительства. Также Вашингтон обещает вывести на новый уровень свои союзнические отношения со странами ЮВА - Вьетнамом, Тайландом, Филиппинами; а также с Японией, Южной Кореей и Австралией .

Помимо этого, в 2015 году увидел свет обстоятельный американский отчет конгрессу почти на 100 страницах о событиях в сфере безопасности и военных приготовлениях в Китае.

КНР, уже далеко не такой слабый, как еще 5 лет назад, очень остро реагирует на такую критику. И закон о национальной безопасности 2015 года стал, в том числе, и своеобразным ответом на американскую риторику. Закон, в первую очередь, направлен вовне (на международную аудиторию), а не на внутреннего потребителя. Он должен продемонстрировать всему миру, что Пекин не собирается сдаваться на милость победителю и будет отстаивать свои национальные интересы в «домашнем» для себя регионе Восточной Азии.

В законе, действительно, очень общие и абстрактные формулировки (которые можно по-разному интерпретировать). Однако, это уже можно назвать частью китайской законодательной традиции. В документе нашли отражение практически все сферы, в которых у Китая есть угрозы национальной безопасности, как традиционные, так и нетрадиционные - это и терроризм/экстремизм (ст.28), экология (ст.30), энергетика (ст.21), продовольственная безопасности (ст.22), в сфере ядерного оружия и ядерной энергетики (ст.31), информационная безопасность (ст.25). Таким образом предметное поле проблематики безопасности стало значительно более широким в том числе и на законодательном уровне .

Статья 25 направлена на обеспечение информационной безопасности, на предотвращение кибератак, незаконного распространения вредной информации, в целом - на развитие информационных технологий и жизненно важной инфраструктуры в этой сфере . Китай готов защищать свое информационное пространство - и это один из главных посылов данного документа. Будет дальнейшее ужесточение контроля за интернет-пространством, ограничение доступа ко многим западным ресурсами, а также контроль за деятельностью иностранных IT - компаний на территории Китая.

Также в законе четко отмечается, что Китай будет использовать все имеющиеся ресурсы для защиты территориальной целостности (что подразумевает и попытки разрешения вопроса Тайваня, и ужесточение мер по борьбе с сепаратизмом в СУАР).

Прямо говорится об ответственности всех граждан и организаций за нарушения норм и правил обеспечения национальной безопасности, за неоказание помощи компетентным органам и структурам. Прямое упоминание об этом дается китайскими законодателями впервые .

Таким образом, можно сказать, что китайское законотворчество с одной стороны является ответом на американское, а также на все действия США в регионе и намечается дальнейшее усиление политической конфронтации, прежде всего, в Южно-китайском море, а также по линии Пекин-Токио и Пекин-Вашингтон. Уже спустя буквально две недели после принятия китайского закона, в Японии нижней палатой Парламента был принят закон, разрешающий использовать Национальные силы самообороны за пределами страны в боевых действиях (до этого страна восходящего солнца участвовала только в гуманитарных миссиях ООН без права использования оружия). Т.е. началась уже давно ожидаемая трансформация правового поля Японии, в сторону отмены пацифистских положений Конституции. Все это свидетельствует о грядущем изменении обстановки в регионе и об усилении эскалации напряженности в сфере военной безопасности в Восточной Азии.

Также принятие закона в КНР имеет и сугубо практическую плоскость. Необходимо было привезти законодательство в соответствие с международным опытом (Китай был чуть ли не единственной страной, где отсутствовали законодательные акты в этой сфере). Июльский 2015 года закон является одним из нескольких по проблемам безопасности, регулирующим различные стороны и аспекты, и которые будут приняты в течение ближайших 2-3 лет.

Помимо всего прочего, принятие Закона о национальной безопасности КНР - это свидетельство превращения Китая в новое качество, в глобального игрока (в законе отмечаются как приоритетные такие сферы, как космос, Арктика и Антарктика) в сфере безопасности, политики, экономики и культуры; в игрока, который не собирается быть статистом, а планирует и дальше увеличивать свою роль и влияние на региональном и международном уровне.

Парламент Китая принял новый закон о национальной безопасности, заменяющий документ 1993 года. Теперь государство будет защищаться не только от попыток госпереворотов, но и от враждебного влияния на экономику, культуру и интернет. Противники закона считают получившийся документ очень размытым, что, по их мнению, оставляет место для произвола чиновников.


Парламент Китайской народной республики (КНР) принял новый закон о национальной безопасности - на смену акту 1993 года. По словам вице-председателя комиссии парламента КНР по юридическим вопросам Чжэн Шуна, Китай «находится под давлением с двух сторон»: «Снаружи мы вынуждены защищать суверенитет страны и интересы ее развития, изнутри - поддерживать политическую защищенность и социальную стабильность».

Предыдущий закон 1993 года касался в основном «попыток свержения правительства и расчленения государства» - он был принят по следам событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь, когда массовые акции протеста против политики Коммунистической партии Китая (КПК) закончились кровавыми столкновениями с полицией и армией. Вместе с этим, в тот период Китай не хотел дополнительно осложнять отношения с Западом и сделал в законе акцент на традиционное понимание безопасности как защиты структур управления.

Отныне же под безопасностью понимается «состояние защищенности политической, экономической, социальной, информационной, культурной, технологической и экологической сфер, а также киберпространства». В тексте закона указано, что для достижения состояния безопасности необходимо сплотиться вокруг КПК, которая способна обеспечить «централизованное, эффективное и авторитетное лидерство».

В тексте не упомянут конкретный орган, ответственный за обеспечение национальной безопасности. По словам старшего научного сотрудника Центра исследований Восточной Азии и ШОС при МГИМО Игоря Денисова, им, скорее всего, станет созданный в 2013 году Совет государственной безопасности. «Си Цзиньпин подчеркивал многократно, что число факторов риска растет, прежняя система государственной безопасности уже не справляется. Именно по этой причине им был создан этот совет. Отсутствие прямых ссылок на него - вопрос бюрократический, а не политический. Его даже в конституции нет, это не государственный, а партийный орган, но возглавит работу точно он»,- заявил эксперт в беседе с “Ъ”.

Принятие закона произошло всего через неделю после вступления в Китае в силу документа о регулировании иностранных неправительственных организаций (НПО) , который вызвал шквал протестов со стороны американских правозащитников и властей ЕС.

Не обошлось без критики и на этот раз. Противники закона считают получившийся документ очень размытым, что, по их мнению, оставляет место для произвола чиновников. Как заявил в интервью изданию Business Insider специалист по Китаю Amnesty International Вильям Ни, формулировки закона позволяют властям вторгаться в частную жизнь людей. «Похоже, цель закона - вернуть государству контроль за теми сферами, в которых пространство личной свободы за последние 30 лет было значительно расширено»,- заявил эксперт.

Повышенное внимание в документе уделено сфере информационной безопасности. Указано, что «государство создает национальную сеть и систему защиты информации», борется с «распространением незаконной и вредоносной информации», «обеспечивает в киберпространстве защиту суверенитета и развития». 10 июня в своей речи глава государственного органа по контролю за интернетом Лу Вэй, комментируя закон, отметил, что «без кибербезопасности никакой национальной безопасности быть не может». Гонконгский филиал Международной федерации журналистов (IFJ) подал в период открытого обсуждения свои поправки с просьбой смягчить формулировки по поводу защиты информации, но услышан не был.

Новый документ вместе с законом об иностранных НПО и готовящимся к принятию законом о борьбе с терроризмом составляют триаду законов о безопасности, которую называют одним из главных нововведений лидера КНР Си Цзиньпина. Как отмечает специалист по политике Китая из Университета Глазго Нил Монро, законы являются частью долгосрочного стратегического плана. «Похоже, что власти КНР решили строить авторитарное государство, но управляемое не политикой, как при Мао Цзедуне, а законами. У этого курса две составляющие. Первая - укрепление внутренней и внешней безопасности. Вторая - жесткая борьба с коррупцией, которая идет уже третий год»,- заявил “Ъ” господин Монро.

Михаил Коростиков

Глава I. Общие положения

Статья 1. Данный закон разработан для охраны государственной тайны, защиты национальной безопасности и интересов государства и обеспечения поступательного движения в области реформ, большей открытости и социалистического строительства.

Статья 2. Понятие «государственная тайна» относится к вопросам, оказывающим существенное влияние на государственную безопасность и государственные интересы, определяемыми процессуальными нормами и которые разрешено раскрывать только ограниченному числу людей в течение определенного временного периода.

Статья 3. Государственная тайна находится под защитой законов. Все государственные органы, вооруженные силы, политические партии, предприятия, учреждения и граждане обязаны охранять государственную тайну. Любые действия, ставящие под угрозу или наносящие вред охране государственной тайны, преследуются по закону.

Статья 4. Для обеспечения безопасности государственной тайны и содействия разумному использованию информационных ресурсов, работы по защите государственной тайны (далее именуемые как "секретные работы"), должны осуществляться в соответствии с принципами активного предотвращения утечки информации при уделении особого внимания приоритетам и управлению в соответствии с законодательством. Дела, которые должны быть раскрыты в соответствии законами и административными нормы, должны быть раскрыты в соответствии с законом.

Статья 5. Отдел по охране государственной тайны отвечает за секретные работы в общенациональном масштабе Местные отделения по охране тайны уровня уезда и выше, должны, в рамках своих функций и полномочий, нести ответственность за охрану государственной тайны в районах, находящихся под их юрисдикцией

Статья 6. Государственные органы и учреждения, владеющие государственной тайной (далее именуемые "Органы или учреждения") распоряжаются секретными работами в своих собственных органах или учреждениях. Центральные государственные органы в рамках своих функций и полномочий, администрируют и направляют секретные работы своей системы.

Статья 7. Органы и учреждения, принимают системы отчетности по защите тайны, совершенствуют систему управления защиты секретности, проводят обучение методам защиты секретности, усиливают проверку защиты тайны.

Статья 8. Государство вознаграждает учреждения или частных лиц, добившихся значительных успехов в защите и охране государственной тайны и в совершенствовании методов и мер, и т.д. по защите государственной тайны

Глава II. Область действия и категории государственной тайны

Статья 9. Следующие вопросы, связанные с государственной безопасностью и национальными интересами, должны быть определены как относящиеся к государственной тайне, если распространение информации относительно этих вопросов может нанести ущерб государственной безопасности и
национальным интересам в области политики, экономики, национальной обороны и иностранных дел и т.д. то они должны считаться государственной тайной:
(1) секреты, касающиеся важнейших политических решений о государственных делах;
(2) Секреты, касающиеся строительства национальной обороны и деятельности вооруженных
сил;
(3) секреты, касающиеся дипломатической деятельности и иностранных дел, а также секреты которые должны сохраняться согласно обязательствам, взятым перед зарубежными странами;
(4) секреты, касающиеся национального экономического и социального развития;
(5) секреты, касающиеся науки и техники;
(6) секреты, касающиеся деятельности по охране государственной безопасности и расследования уголовных преступлений, и
(7) другие вопросы, которые относятся к категории государственной тайны отделом по охране государственной тайны
Секреты политических партий, которые в соответствии с положениями предыдущих пунктов должны считаться государственной тайной

Статья 10. Государственная тайна, по степени секретности подразделяется на три уровня: совершенно секретная, секретная и конфиденциальная.
Государственная тайна с грифом «совершенно секретно» -это важнейшая государственная тайна, разглашение которой становится причиной очень серьезного ущерба национальной безопасности и национальным интересам
Государственная тайна с грифом «секретно»- это важная государственная тайна, разглашение которой становится причиной серьезного ущерба национальной безопасности и национальным интересам.
Государственная тайна с грифом «конфиденциальная информация»-это простая государственная тайна, разглашение которой становится причиной ущерба национальной безопасности и национальным интересам

Статья 11. Конкретные сферы и категории государственной тайны, определяются государственным отделом по охране государственной тайны, совместно с министерствами иностранных дел, отделом общественной безопасности, отделом национальной безопасности и другими соответствующими центральными органами.
Конкретные сферы и категории государственной тайны, связанные с военным делом должны быть
определены Центральным Военным Комитетом. Положения, касающиеся сферы охвата и
категории государственных секретов должны доводится до сведения в надлежащем объеме и своевременно корректироваться в соответствии с меняющимися обстоятельствами

Статья 12. Ответственное лицо органа или учреждения, или любое лицо, на которое возложена такая ответственность, - это лицо, отвечающее за засекречивание государственной тайны, и оно несет ответственность за работу по засекречиванию, изменению и рассекречивание государственных тайн в таком органе или учреждении. Если орган или учреждение, засекречивает, изменяет или рассекречивает свои государственные тайны, то лицо, занимающееся этим должно сформулировать конкретное мнение, которое должно быть проверено и одобрено лицом, ответственным за засекречивание государственной тайны

Статья 13. Категории государственной тайны должны быть подчинены органу, занимающимся засекречиванием государственных тайн. Центральный государственный орган или орган уровня провинции или уполномоченный им орган или организация могут засекретить государственную тайну, как тайну максимальной секретности, секретную, и тайну, содержащую конфиденциальную информацию;
и органы на уровня городов, имеющих районное деление и автономных округов или уполномоченные ими органы или организации могут засекретить государственную тайну как тайну, содержащую секретную и конфиденциальную информацию. Конкретные полномочия по засекречиванию государственной тайны и степень полномочий определяются Государственным отделом по охране государственной тайны. Если орган или организация занимаются делом, которое определено вышестоящим отделом в качестве государственной тайны и имеется необходимость засекретить это дело, такая классификация проводится в соответствии с категорией государственной тайны. Если орган или организация более низкого уровня полагают, что соответствующее дело, которым занимается данный орган или организация подпадает под полномочия вышестоящего отдела, то необходимо заранее предпринять соответствующие меры по безопасности, и затем о деле должно быть доложено в вышестоящий отдел для засекречивания; при отсутствии такового вышестоящего отдела, дело должно быть доложено для последующего засекречивания соответствующему отделу или отделу по защите секретности в соответствующем органе власти.
Органы общественной безопасности и государственной безопасности, должны, в пределах своей ответственности, и в рамках своих полномочий определить категорию государственной тайны

Статья 14. Орган или учреждение, должен, в соответствии с положениями касающимися конкретных масштабов и категории государственных секретов, засекречивать государственной тайны, имеющиеся в органах или учреждении, а также определять период сохранения секретности и давать допуск к государственной тайне

Статья 15. Период сохранения государственной тайны, с учетом характера и особенностей этой
государственной тайны, должен быть ограничен необходимым сроком в соответствии с необходимостью обеспечения государственной безопасности и национальных интересов. В случаях, когда период не определен, устанавливаются условия рассекречивания
Если не предусмотрено иное, то период для защиты государственной тайны, содержащей сверхсекретную информацию не должен превышать 30 лет; период защиты государственной тайны содержащей секретную информацию, не должен превышать 20 лет, и период для защиты государственной тайны содержащей конфиденциальную информацию, не должен превышать 10 лет.
Орган или учреждение, должно в соответствии с реальными потребностями, определить конкретный период для защиты тайны, либо дату или условия для рассекречивания. Если орган или учреждение решает, исходя из фактических потребностей, опубликовать информацию, засекреченную в качестве государственной тайны при решении или рассмотрении соответствующего вопроса, то данная информация считается рассекреченной после официальной публикации

Статья 16. Доступ к государственной тайне должен быть ограничен до минимума в соответствии с реальной необходимостью. При возможности, число лиц, допущенных к государственной тайне, должно быть ограничено конкретными работниками, если возможно, или допуск должен быть ограничен конкретными органами или учреждениями, которые в свою очередь должны ограничить число работников, имеющего допуск к государственной тайне. В случае возникновения реальной необходимости для непосвященного персонала получить допуск к государственной тайне, для этого требуется разрешение ответственного лица соответствующего органа или учреждения

Статья 17.Органы и учреждения должны делать пометки "государственная тайна" на бумаге, оптических, электромагнитных и других носителях, содержащих государственную тайну (предметы, содержащие государственную тайну) и на оборудовании и продукции, являющихся секретными
На предметах, не представляющих и не содержащих государственную тайну такие знаки не ставятся Знака, составляющими государственную тайну, не должно быть на тех предметах, которые не относятся к государственной тайне

Статья 18. Категории государственной тайны, период защиты секретности, и степень допуска к государственной тайне должны своевременно изменяться в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Подобные изменения должны производиться тем же органом или учреждением, которое первоначально определило категорию государственной тайны, период защиты секретности и степень допуска к государственной тайне, или соответствующим вышестоящим отделом.
Органы или учреждения или персонал, допущенный к государственной тайне, должны быть своевременно письменно оповещены об изменениях в категории, периоде защиты и степени допуска, если таковые имели место

Статья 19. По истечении периода защиты секретности государственная тайна автоматически рассекречивается Органы и учреждения должны регулярно рассматривать и проверять установленные государственные секреты.
В случае если тема более не хранится в качестве государственной тайны в течение периода защиты секретности в силу корректировки степени допуска к государственной тайне, или при отсутствии необходимости продолжать продолжения сохранения государственной тайны, поскольку ее обнародование не наносит ущерба государственной безопасности и национальным интересам, государственная тайна, своевременно рассекречивается. В случае, если необходимо продление срока защиты секретной информации новый период должен быть установлен до истечения срока действия старого. Вопросы, касающиеся раннего рассекречивания государственной тайны или продления
периода защиты секретной информации, решают орган или учреждения, ранее засекретившие информацию или соответствующий вышестоящий отдел.

Статья 20. В случае, когда какой-либо орган или учреждение не может четко определить, или испытывает сомнения при определении, является ли тот или иной вопрос государственной тайной, либо в том, к какой категории его следует отнести, то определение произведет Государственный отдел по охране государственно тайны, либо отдел по охране тайны уровня провинции, автономного региона или муниципального образования, находящегося в непосредственном подчинении Центрального Правительства

Глава III. Положения о секретности

Статья 21. Изготовление, получение и отправка, передача, использование, реферирование, сохранение обслуживание и уничтожение носителей государственной тайны должны осуществляться в соответствии с положениями о государственной тайне. Предметы государственной тайны, содержащие сверхсекретную информацию должны храниться на аппаратуре или оборудовании, соответствующем установленным государством стандартам по защите секретной информации, для управления указанными аппаратами или оборудованием должны быть назначены специалисты, воспроизводство и извлечение такого не предмета не должно производиться без разрешения органа или учреждения, первоначально засекретившего государственную тайну или его вышестоящего отдела; должен быть назначен персонал, отвечающий за получение, отправку, доставку или ношение таких предметов, и должны быть предприняты необходимые меры по безопасности.

Статья 22. Исследования, разработки, производство, транспортировка, использование, хранение, и уничтожение оборудования и продукции, относящейся к категории государственной тайны, должны осуществляться в соответствии с положениями о государственной тайне.

Статья 23. Защита компьютерных информационных систем для хранения и обработки государственных секретов (далее в тексте "информационные системы, связанные с секретностью) должна осуществляться в той мере, в которой они имеют отношение к секретам. Информационная система, связанная с секретностью должна быть оснащена секретной аппаратурой и оборудованием в соответствии с государственными стандартами секретности. Такая секретная аппаратура и оборудование должны планироваться, конструироваться и вводиться в эксплуатацию одновременно с информационной системой, связанной с секретностью. Информационная система, связанная с секретностью не вводится в эксплуатацию до прохождения инспекции

Статья 24. Органы и учреждения должны укреплять управление информационными системами, связанными с секретностью, ни одна организация или частное лицо не вправе совершать следующие действия:
1. Подсоединять содержащий секретную информацию компьютер или содержащее секретную информацию запоминающее устройство к Интернету или к другим общественным информационным сетям;
2. Обмениваться информационными сообщениями между информационными системами, связанными с секретностью, и Интернетом или другими общественными информационными сетями не приняв при этом мер защиты;
3. Использовать несекретные компьютеры или не связанные с секретностью запоминающие устройства для обработки информации, относящейся к государственной тайне;
4. Демонтировать или изменять защитную программу или программу управления связанными с секретностью информационными системами без разрешения; или
5.Дарить, продавать, выбрасывать или изменять цель использования секретного компьютера или связанного с секретностью запоминающего устройства, которое больше не используется, и которое не обрабатывалось с использованием технологий безопасности.

Статья 25. Органы и учреждения должны укреплять управлениями предметами, содержащими государственную тайну, и ни одна организация или частное лицо не вправе совершать следующие действия:
1. Нелегально приобретать или хранить носители секретной информации;
2. Покупать, продавать, передавать или частным образом уничтожать какие бы то ни было носители секретной информации;
3.Передавать предметы, содержащие государственную тайну через каналы, не имеющие защиты безопасности, такие, как обычная почта и экспресс-доставка;
4.Посылать по почте или отгружать предмет, содержащий государственную тайну, за пределы Китая; и
5. Вывозить или передавать любой носитель секретной информации за пределы Китая без разрешения соответствующих органов.

Статья 26. Запрещается незаконное воспроизведение, запись или хранение государственных секретов. Государственная тайна не может передаваться через Интернет или любые иные общественные информационные сети, либо через проводные или не проводные средства связи без каких либо мер зашиты.
Не допускается упоминание государственной тайны в частных контактах или корреспонденции.

Статья 27. При редактировании, публикации, распечатывании и распространении газет, журналов, книг, аудио и видеозаписей и электронных публикаций, при производстве и трансляции аудио программ, телевизионных программ и фильмов, при редактировании и публикации информации через Интернет, сети мобильной связи или любые иные общественные информационные сети или средства, следует соблюдать соответствующие меры, касающиеся безопасности, с тем, чтобы не допустить утечки государственной тайны.

Статья 28. Операторы и провайдеры услуг Интернета или других общественных информационных сетей должны оказывать содействие в расследовании случаев, касающихся утечки секретных сведений, составляющих государственную тайну, проводимых органами общественной безопасности, органами национальной безопасности и органами прокуратуры; при обнаружении, что информация, передаваемая через Интернет или любые иные информационные сети, касается утечки секретных сведений, составляющих государственную тайну, операторы и провайдеры должны немедленно прекратить передачу такого сообщения, сохранить соответствующие записи и сообщить о случившемся в органы общественной безопасности, органы государственной безопасности или административные отделы по защите секретности; по требованию органов общественной безопасности, органов государственной безопасности или административных отделов по защите секретности, информация, разглашающая государственную тайну, должна быть уничтожена.

Статья 29. Орган или организация должны соблюдать правила касающиеся секретности при подготовке информационных выпусков и при покупках, связанных с созданием, товарами и услугами, имеющих отношение к государственной тайне.

Статья 30. В случае, если необходимо предоставить секретную информацию, составляющую государственную тайну в рамках контрактов и сотрудничества органа или учреждения с иностранными государствами, или если назначенному из-за рубежа или нанятому из-за рубежа лицу нужно узнать секретную информацию, составляющую государственную тайну в виду реальной необходимости, то орган или учреждение должно сообщить об этом в соответствующий полномочный отдел Госсовета или соответствующий полномочный отдел при народном правительстве провинции, автономного региона или муниципального образования, находящегося в непосредственном подчинении Центрального правительства, и заключить с другой стороной соглашение о конфиденциальности.

Статья 31. В том, что касается проведения встреч и других мероприятий, касающихся государственной тайны, то учреждение-спонсор предпринимает меры безопасности, дает участникам инструкции по безопасности и разрабатывает специальные требования относительно безопасности.

Статья 32. Орган или учреждение должно создать свой сектор, касающийся наиболее конфиденциальной информации, составляющей государственную тайну или относительно большое число секретной или конфиденциальной информации, составляющей государственную тайну, в качестве основного отдела по защите государственной тайны, создать специальное место для производства, хранения и охраны предметов, содержащих государственную тайну в качестве базы их основного местоположения и использовать необходимые технические средства или оборудование для защиты, в соответствии с положениями, касающимися секретности и государственными стандартами

Статья 33. Запретные военные зоны и места, которые не разрешается открывать для публики по причинам государственной секретности должны быть защищены мерами безопасности, и никто не может решить открыть их для публики или увеличить площадь, открытую для публики без разрешения соответствующих органов.

Статья 34.Предприятия или учреждения, занятые производством, воспроизведением, техническим обслуживанием или уничтожением предметов, содержащих государственную тайну, компоновкой информационных систем связанных с секретностью, такими как научные исследования в области вооружений и их производство, являются объектом проверок секретности или мер безопасности со стороны Госсовета. Конкретные меры будут разработаны Госсоветом.
При назначении предприятия или государственного учреждения на одну из работ, о которых говорится в предыдущем параграфе, орган или организация заключает с предприятием или учреждением соглашение о конфиденциальности, устанавливает требования для защиты секретов и предпринимает меры по конфиденциальности.

Статья 35. Исходя из характера государственной тайны, персонал, занимающий посты, связанные с секретностью (далее в тексте - секретный работник) подразделяется на секретных работников, посвященных в тайну высшей степени секретности, секретных работников, посвященных в важную тайну, и секретных работников, посвященных в обычную тайну, управление этими работниками разделено.
При назначении или принятия секретного работника на работу, проводится предусматриваемая соответствующими положениями проверка.
Секретный работник должен иметь высокую политическую сознательность, твердый характер и обладать необходимой квалификацией для занятия данной работой. Законные права и интересы секретных работников защищены законом.

Статья 36. До того, как занять должность секретный работник должен пройти курс обучения соблюдению секретности, усовершенствовать знания и навыки, касающиеся защиты секретности, подписать обязательство о конфиденциальности и строгом соблюдении правил и инструкций, касающихся секретности и обещании сохранять государственную тайну.

Статья 37. Секретный работник может выехать из Китая только с разрешения соответствующих отделов. Если соответствующие органы считают, что выезд секретного работника из Китая нанесет ущерб государственной безопасности или серьезно ущемит интересы государства, то секретному работнику не будет позволено покинуть Китай.

Статья 38.Секретный работник подвергается контролю в течение некоторого времени после оставления им своей должности или работы.
В течении указанного периода, секретный работник должен выполнять свои обязательство по сохранению тайны в соответствии с положениями и не должен наниматься на работу в нарушение положений или разглашать государственную тайну каким бы то ни было иным образом.

Статья 39. Орган или организация должны создавать и совершенствовать систему управления секретными работниками, конкретизировать права секретных работников, их должностные обязанности и требования к ним, постоянно контролировать и проверять исполнение секретными работниками своих обязанностей.

Статья 40. Официальные лица, работающие на правительства всех уровней и другие граждане, в случае обнаружения разглашения государственной тайны или опасности ее разглашения должны немедленно принять меры по исправлению ситуации и немедленно сообщить об этом в государственные органы и подразделения, последние, получив таковые сообщения, должны незамедлительно отреагировать на них.

Глава IV. Надзор и управление

Статья 41.Государственный административный отдел по охране государственной тайны должен, согласно законам и административным правилам разработать правила по защите секретности и разработать стандарты по защите государственной тайны.

Статья 42. Государственный административный отдел по охране государственной тайны должен, согласно законам выполнять работу, касающуюся распространения знаний о защите тайны, проводить проверку защиты тайны, проводить расследования и наказывать за случаи, включающие технологии защиты тайны и разглашение тайны, направлять и контролировать работу, касающуюся секретности, в органах и организациях.

Статья 43. В случае обнаружения Государственным административным отделом по охране государственной тайны какого-либо несоответствия относительно засекречивания, изменения или рассекречивания государственной тайны, он немедленно извещает соответствующий орган или организацию о необходимости сделать исправления.

Статья 44. Когда Государственный административный отдел по охране государственной тайны проверяет орган или организацию на предмет соблюдения ей (им) правил безопасности, то соответствующий орган или организация должны оказывать ему содействие. В случае обнаружения Государственным административным отделом по охране государственной тайны скрытой угрозы разглашения государственной тайны в органе или организации, то отдел требует от органа или организации принять меры и сделать исправления в определенный для этого срок; отдел приказывает органу или организации приостановить использования любой аппаратуры, оборудования или места, где имеется скрытая угроза разглашения тайны; отдел вносит предложения в соответствующий орган или организацию о наложении дисциплинарных взысканий на секретных работников, серьезно нарушающих положения касающихся защиты тайны и отстранения их от должностей, связанных с секретностью; если обнаружено, что данные работники подозреваются в разглашении государственной тайны, то отдел контролирует или направляет проведение соответствующим органом или организацией соответствующего расследования и наложения соответствующего. Если работники подозреваются в совершении уголовного преступления, то дело передается в соответствующий орган юстиции для разбирательства.

Статья 45. Отделы по охране секретности должны брать контроль над незаконно приобретенными или удерживаемыми предметами, содержащими государственную тайну, обнаруженными при проверках секретности.

Статья 46. В случае, когда органу, при рассмотрении случая, где имеет место подозрение в разглашении государственной тайны, необходимо определить, является ли соответствующий вопрос государственной тайной или к какой категории он относится, то это определение делается Государственным административным отделом, или отделом по охране тайны соответствующий провинции, автономного региона или муниципального образования, находящегося в непосредственном подчинении Центрального правительства.

Статья 47. В случае если орган или организация не накладывают предусмотренных законом административных мер на лицо, нарушающее положения о секретности, то соответствующий административный отдел по охране тайны вносит предложение об исправлении, и в случае отказа исправить положение, передает предложение в вышестоящий орган или надзорный орган для разбирательств с руководителями, несущими ответственность и лицами, несущими прямую ответственность такого органа или организации, как это предусмотрено законом

Глава V. Юридическая ответственность

Статья 48. В случае любого из следующих действий в нарушение положений данного Закона, налагаются предусмотренные законом дисциплинарные взыскания; если же в действии имеется состав преступления, то применяется предусмотренное законом уголовное наказание:
1. Незаконное приобретение или удерживание носителя государственной тайны;
2. Приобретение, продажа, передача, или тайное уничтожение любого носителя государственной тайны;
3. Пересылка любого носителя государственной тайны обычной почтой, экспресс почтой или любым иным каналом, не имеющим гарантий безопасности;
4. Посылка любого носителя государственной тайны за пределы территории Китая почтой или грузом или перевозка или пересылка любого носителя государственной тайны за пределы территории Китая без разрешения соответствующих властей;
5. Незаконное копирование, запись или хранение каких либо государственных секретов;
6. Ссылка на любую государственную тайну при частном контакте или в переписке;
7.Передача какой либо государственной тайны через Интернет или любую иную общественную сеть связи или по проволочной или радиосвязи без мер предосторожности;
8. Подсоединение какого либо связанного с секретностью компьютера или запоминающего устройство к Интернету или любой другой общественной информационной сети;
9. Обмен сообщениями между связанными с секретностью информационными системами и Интернетом и иными общественными информационными сетями без принятия мер предосторожности;
10. Хранение или обработка информации, содержащей государственную тайну путем использования какого-либо компьютера или запоминающего устройства, которое не является секретным компьютером или запоминающим устройством;
11. Демонтаж или изменение технической программы безопасности или программы управления связанной с секретностью информационной системы без разрешения; или
12. Презентация, продажа, выбрасывание любого связанного с секретностью компьютера или запоминающего устройства, которые более не используется, но не прошли обработку технологией обеспечения безопасности, или использование такой аппаратуры в любых иных целях. В случае если совершение вышеуказанных поступков не является преступлением и не является поводом для наложения дисциплинарных взысканий, отдел по защите секретности должен заставить орган, под чьим наблюдением находятся такие лица, заняться этим вопросом.

Статья 49. В случае, если орган или организация нарушает положения данного Закона, что приводит к возникновению серьезных последствий, включая разглашение тайны, соответствующий орган или организация налагает дисциплинарные взыскание на лицо, являющееся прямым руководителем и лиц несущих прямую ответственность; в отношении лиц, к которым дисциплинарные меры не применимы, административный отдел по охране тайны должен заставить отдел, которому подчинено такое лицо, разобраться с ним. В случае если, в нарушение положений данного Закона, орган или организация не засекречивают дело, которое должно быть засекречено, или засекречивают дело, которое не должно быть засекречено, что ведет к серьезным последствиям, соответствующий орган или организация налагает дисциплинарные взыскание на лицо, являющееся прямым руководителем и лиц несущих прямую ответственность.

Статья 50. В случае, если какой либо оператор, или провайдер услуг Интернета, или любой иной общественной информационной сети нарушает положения Статьи 28 данного закона, то соответствующий орган общественной безопасности или орган государственной безопасности и соответствующий отдел информационной отрасли должны, в соответствии со своими функциями и обязанностями, назначить ему наказание в соответствии с законом.

Статья 51. Работник отдела по защите секретности, который злоупотребляет своей властью, халатно относится к своим обязанностям, извлекает личную выгоду и совершает мошеннические действия в при исполнении своих административных функций, подвергается дисциплинарным взысканиям; если же в действии имеется состав преступления, то такой работник несет уголовную ответственность.

Глава VI. Дополнительные положения

Статья 52. Центральный Военный Комитет должен разработать правила секретности для Народно-Освободительной Армии Китая в соответствии с данным Законом.

PRINCIPLES OF NATIONAL SECURITY IN THE PEOPLE"S REPUBLIC OF CHINA

Alexander Mantsurov

candidate of law science associate professor in department of administrative law and administrative performance of the interior Russian Federation Far East Home Ministry law institute,

Russia, Khabarovsk

АННОТАЦИЯ

Предметом исследования являются нормативные правовые акты КНР. Объектом исследования являются закономерности и тенденции развития общественных отношений, складывающиеся в КНР в процессе обеспечения национальной безопасности страны. Автор подробно рассматривает некоторые положения Закона КНР «О национальной безопасности». Подробно рассматриваются основные принципы, на которых основывается деятельность по обеспечению национальной безопасности. Проводится анализ законодательно установленных принципов.

ABSTRACT

Subject of research are the normative legal acts of the People"s Republic of China. Object of research are patterns and trends of development of public relations in China in the process of ensuring the national security of the country. The author examines some of the provisions of the People"s Republic of China Law “On national security”. Examines in detail the basic principles on which the activities to ensure national security. The analysis of the statutory principles.

Ключевые слова: национальная безопасность, разведка, органы государственной безопасности, органы общественной безопасности, КНР, Россия, военная безопасность.

Keywords: national security, intelligence, state security organs, public security organs, China, Russia, military security.

Каждый вид деятельности государства, который осуществляется тем или иным органом базируется на совокупности определенных принципов. Именно они выступают в качестве основных идей, руководящих положений, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Сфера обеспечения национальной безопасности государства не является исключением. Рассмотрим на каких же принципах основывается обеспечение национальной безопасности Китайской Народной Республики (далее КНР, Китай). Деятельность соответствующих субъектов, отвечающих за обеспечение национальной безопасности КНР, в частности органов государственной безопасности (Министерство государственной безопасности КНР), органов общественной безопасности (Министерство общественной безопасности КНР) и других основывается на определенных принципах, в соответствии с которыми органы, обладающие установленными законом правомочиями, обеспечивают национальную безопасность.

Как отмечает профессор В.М. Редкоус, «в административно-правовом обеспечении национальной безопасности большое значение имеет правильная выработка правовых принципов обеспечения безопасности, деятельности органов безопасности, осуществления конкретных специальных видов деятельности, так как принципы вносят устойчивость в правовое регулирование и позволяют выработать правильные, отвечающие российскому законодательству решения в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации» .

Наиболее полно и подробно принципы и содержание деятельности по обеспечению национальной безопасности Китая отражены в Законе КНР «О национальной безопасности» . Китайским законодателем установлены следующие принципы обеспечения безопасности:

  • централизованная политика в области обеспечения национальной безопасности;
  • ответственность центральной руководящей организации в области национальной безопасности;
  • совершенствование стратегии национальной безопасности;
  • законность;
  • системность и комплексность обеспечения национальной безопасности;
  • приоритет предупредительных мер в целях обеспечения национальной безопасности;
  • международное сотрудничество в области обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с Законом КНР «О национальной безопасности» ведущую роль в обеспечении национальной безопасности играет Коммунистическая партия Китая (далее КПК). Именно на основе решений, принимаемых КПК, создается централизованная, эффективная, авторитетная система в области обеспечения национальной безопасности государства. На 3 пленуме 18 созыва Центрального комитета КПК 12 ноября 2013 года было принято решение о создании Комитета государственной безопасности Китая. Главная задача настоящего комитета – контроль всех силовых структур государства, включая полицию, армию, вооружённую полицию, а также Министерство иностранных дел КНР. Комитет государственной безопасности является координационным органом ЦК КПК по решению и обсуждению вопросов национальной безопасности и подотчётен непосредственно Политбюро и ПК Политбюро ЦК КПК . Безусловно данный орган несет ответственность за принятие решений и координирование работы в области национальной безопасности, а также проведение исследований для принятия решений и руководства реализацией стратегии национальной безопасности и соответствующих важнейших направлений работы и политики, координирование и согласование важнейших вопросов и основной работы в области национальной безопасности, а также продвижения правового строительства в области национальной безопасности. Это положение является одним из важнейших принципов обеспечения национальной безопасности.

Принцип совершенствования стратегии национальной безопасности выражается в первую очередь регулярным принятием Белой книги «Национальная оборона КНР». В мае 2015 года Государственным советом КНР была выработана и опубликована очередная Белая книга . Настоящий документ содержит следующие разделы: обстановка в сфере национальной безопасности; задачи и стратегические миссии армии; стратегия активной обороны; формирование и развитие военных сил; военная подготовка; сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности.

Конституцией Китая признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета КНР, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. Одним из важнейших общеправовых принципов, лежащих в основе всех без исключения отраслей права, является принцип законности. Применительно к исследуемой тематике следует заметить, что указанный принцип содержится во всех важнейших нормативных правовых актах, которыми устанавливаются основы национальной, общественной, военной, политической, экономической, культурной и иных видов безопасности.

Законность как принцип обеспечения безопасности выражается в соблюдении всеми субъектами таких отношений законодательства в сфере обеспечения всех видов безопасности, а также иного законодательства. Вместе с тем состояние законности в сфере обеспечения национальной безопасности зависит от различных факторов экономического, управленческого, правового характера. К таким факторам можно отнести высокий уровень преступности в государстве, неконтролируемую миграцию, недостатки действующего законодательства и другие. Представляется, что выделение такого принципа, как системность и комплексность обеспечения национальной безопасности обусловлено прежде всего положениями Закона КНР «О национальной безопасности». Системность и комплексность обеспечения национальной безопасности должна быть согласована с социально-экономическим развитием государства. Работа по защите национальной безопасности должна проводиться при едином плане мероприятий в области внутренней и внешней безопасности, территориальной безопасности и безопасности населения, традиционной и нетрадиционной безопасности, личной и коллективной безопасности.

Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения национальной безопасности рассматривается через призму применения мер административного принуждения. Актуальность введения данного принципа в систему принципов обеспечения национальной безопасности подтверждается тем фактом, что законодательная деятельность государства в сфере обеспечения национальной безопасности направлена в первую очередь на предупреждение общественно опасных деяний.

Китайская Народная Республика исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по предупреждению и, пресечению актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Китая. Вместе с тем действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня таких мероприятий, которые могут применяться для обеспечения национальной безопасности. Приведем в качестве примера ряд нормативных правовых актов, которые содержат настоящие меры: Закон КНР от 27 декабря 2015 года «О борьбе с терроризмом» , Закон КНР от 1 ноября 2014 г. «О контрразведке» и другие.

Принцип международного сотрудничества заключается во взаимном доверии, взаимной выгоды, равенства, согласованности с правительствами иностранных государств и международными организациями в области обеспечения национальной безопасности.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что деятельность органов национальной безопасности основывается на совокупности рассмотренных принципов, от соблюдения которых зависит безопасность государства и общества в целом, их дальнейшее развитие, а также их защита от внешних и внутренних угроз. Законодательное закрепление основных принципов не только позволило упорядочить процесс обеспечения национальной безопасности, но и предопределило конкретные направления деятельности, то есть функции органов национальной безопасности.

Список литературы:

  1. Редкоус В.М. Особенности административно-правового обеспечения национальной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2010. № 8.
  2. 中华人民共和国国家安全法(2015年7月1日第十二届全国人民代表大会常务委员会第十五次会议通过中华人民共和国主席令第二十九号公布) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.mps.gov.cn. О национальной безопасности: Закон КНР (принят на 15-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 1 июля 2015 г., обнародован Указом Председателя КНР от 1 июля 2015 г. № 29) / пер. А.Ю. Манцурова.
  3. 中国共产党第十八届中央委员会第三次全体会议通过了2013年11月12日 «中共中央关于全面深化改革若干重大问题的决定». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://cpc.people.com.cn. Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам о всестороннем углублении реформ: 3 пленум 18 созыва Центрального комитета КПК от 12 ноября 2013 г. / пер. А.Ю. Манцурова.
  4. 中国的军事战略(2015年5月). 中华人民共和国国务院新闻办公室. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.gov.cn. Военная стратегия Китая (май, 2015): Информационное бюро Государственного совета КНР / пер. А.Ю. Манцурова.
  5. 中华人民共和国反恐怖主义法 (2015年12月27日第十二届全国人民代表大会常务委员会第十八次会议日中华人民共和国主席令第36号公布通过,自2016年1月1日起施行)– [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.mps.gov.cn. О борьбе с терроризмом: Закон КНР (принят на 18-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 27.12.2015 г., обнародован Указом Председателя КНР от 27 декабря 2015 г. № 36; вступает в силу с 1 января 2016 г.) / пер. А.Ю. Манцурова.
  6. 中华人民共和国反间谍法(2014年11月1日第十二届全国人民代表大会常务委员会第十一次会议通过)– [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.mps.gov.cn. О контрразведке: Закон КНР (принят на 11-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 01.11.2014 г., обнародован Указом Председателя КНР от 01.11.2014 г. № 16) / пер. А.Ю. Манцурова.