Перечень сведений подлежащих засекречиванию в органах. Сведения, составляющие государственную тайну

14.05.2020 Исковое заявление

Перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в ст.5 Закона РФ «О государственной тайне». К ним относятся:

1. Сведения в военной области:

О планах строительства Вооружённых сил РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, и т.д.;

О разработке, технологии, производстве, об объёмах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов;

О тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники;

О дислокации, назначении, степени готовности, защищённости режимных и особо важных объектов;

О дислокации, действительных наименованиях, о вооружении, численности войск.

2. Сведения в области экономики, науки и техники:

О содержании планов подготовки РФ и её отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения к военной технике, об объёмах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

Об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

О силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищённости объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в целях обеспечения безопасности государства;

Об объёмах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

О достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное и экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

Об объёмах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объёмах других стратегических видов полезных ископаемых РФ.

3. Сведения в области внешней политики и экономики:

О внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести урон безопасности государства;

О финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщённых Указателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

О лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

Об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны;

О системе президентской, правительственной, в том числе кодированной и засекреченной связи;

О методах и средствах защиты секретной информации.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

О состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Наличие у должностных лиц и граждан допуска к более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Закон определяет и особые случаи допуска к государственной тайне. Например, особый порядок допуска к государственной тайне установлен для парламентариев федерального уровня (членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных Законом РФ «О государственной тайне». Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае её разглашения, о чём у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путём установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:

1) признание его судом недееспособным или рецидивистом;

2) нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления;

3) наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

4) наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну (согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социально развития);

5) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников ха границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

6) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

7) уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращён по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

Расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

Однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

Возникновения обстоятельств, являющихся согласно Закона РФ «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора, если такие условия предусмотрены в трудовом договоре. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Правоведение. Шпаргалка Афонина Алла Владимировна

86. Законодательство РФ о государственной тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О государственной тайне», Законе РФ «О безопасности», положениях других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

ГК РФ предусматривает, что защита коммерческой тайны осуществляется способами, которые предусмотрены ГК РФ и другими законами. Один из этих способов: возмещение причиненных убытков.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.

Существует конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют согласно ст. 5 Закона о государственной тайне:

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ.

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 №121-ФЗ)1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов,

Из книги Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве автора Решетникова И. В.

4.1.18. Дела о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне (п. 12 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) По делам о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с прекращением

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

«О ПЕРЕЧНЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ» В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (Собрание законодательства

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну 1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 231. Незаконное собирание с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну "Умышленные действия, направленные на получение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, с целью разглашения либо иного

Из книги Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г автора Автор неизвестен

Статья 422. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, или утрата документов либо материалов, содержащих такие сведения 1. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И ЗА УТРАТУ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ Указ Президиума Верховного Совета СССР 9 июня 1947 г («Ведомости Верховного Совета СССР» 1947 г. № 20) (Извлечение) В целях установления единства в

Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, РАЗГЛАШЕНИЕ КОТОРЫХ КАРАЕТСЯ ПО ЗАКОНУ Постановление Совета Министров СССР 8 июня 1947 г («Известия Советов депутатов трудящихся СССР» № 134 от 10 июня 1947 г.) Совет Министров СССР постановил:Установить

Из книги Адвокатская тайна автора Цыпкин Альтер Львович

69. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.Под законностью отнесения сведений к

Из книги Экзамен на адвоката автора

7. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну Объектом преступления, предусмотренного ст. 183 УК, являются общественные отношения, обеспечивающие охрану коммерческой, налоговой и банковской тайны.Предметом

Из книги Врачебная тайна. Вопросы и ответы автора Аргунова Юлия Николаевна

Законодательство об адвокатской тайне Вопрос об адвокатской тайне регламентируется в законе, устанавливающем обязанность адвоката хранить тайну, или устраняющем адвокатскую тайну из процесса или, наконец, в установлении санкции за разглашение тайны.В дореволюционном

Из книги автора

Вопрос 350. Разглашение государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Статьей 283 УК (разглашение государственной тайны) предусмотрена ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была

Из книги автора

В каких случаях требуется согласие гражданина на передачу сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам? Передача таких сведений возможна как с согласия гражданина, так и без такого согласия.В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона об охране здоровья с письменного

Из книги автора

В каких случаях допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина? Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в случаях, строго оговоренных в ч.

Из книги автора

Какими правилами в отношении сведений, составляющих врачебную тайну, руководствуются органы власти при рассмотрении обращений граждан? В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской

Из книги автора

Когда наступает уголовная ответственность за собирание или распространение сведений, составляющих врачебную тайну? Уголовную ответственность (в отличие от дисциплинарной и административной ответственности) влечет не только незаконное разглашение врачебной тайны, но

Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Информация тесно связана с ее носителями - материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» - первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Принятие по этому вопросу открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, - еще один штрих в развитии российской демократии, в повышении роли закона в административно-правовом регулировании.

Можно назвать такие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим - режим секретности.

Секретность - важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений - это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного ее ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Практика учит, что режим секретности может быть использован для ограничения демократических институтов, усиления власти государственного аппарата. Засекречивание - любимое «лакомство» бюрократии: чем больше секретности, тем больше власть чиновников. Используя секретность, бюрократия может манипулировать широкими массами, скрывать истинные результаты своей деятельности, свои ошибки и преступления, ограничивать или вообще не допускать контроля за власть имущими. Любое необоснованное расширение режима секретности усиливает власть аппарата, ограничивает демократию. Поэтому режим секретности - передовая линия борьбы демократии и тоталитаризма, а его реальное состояние отражает результаты этой борьбы.



Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами России, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне.

Как и вся иная деятельность исполнительной власти, деятельность по обеспечению секретности должна быть эффективной: основанной на принципах целесообразности, законности, оперативности.

Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, защиты государственной тайны, рассекречивания.

Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

Не подлежат засекречиванию сведения о:

Чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;

Состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;



Привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

Фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;

Размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

Состоянии здоровья высших должностных лиц России. Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.

Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Президент утверждает Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

Государственные органы, руководители которых наделены правом засекречивать информацию, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Основанием для засекречивания является соответствие информации перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Уполномоченному должностному лицу направляются предложения о засекречивании, оно принимает решение о необходимости делать это и степени секретности. При засекречивании, помимо прочих обстоятельств, необходимо учитывать реальную возможность сохранить тайну и экономическую целесообразность (соответствие расходов на обеспечение тайны и пользы от этого, влияние засекречивания на экономические связи и т. д.).

На основе Перечня органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений государственной тайне, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В них включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены ука-
занные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти.

Немаловажным вопросом формирования перечней сведений, подлежащих засекречиванию, является установление степени секретности конкретных сведений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от сентября 1995 г. № 870 утверждены «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности». Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и являются обязательными для исполнения органами государственной пласта, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими перечня сведений, подлежащих засекречиванию, а также другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями при подготовке предложений о включении в перечень сведений, собственниками которых они являются. В соответствии с Правилами:

Перечни сведений, подлежащих засекречиванию, должны определять степень секретности конкретных сведений (группы сведений), а его структура - учитывать ведомственную или отраслевую специфику;

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений;

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (на момент написания учебника такие показатели не были разработаны ни в одном из органов государственной власти);

Разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти определяется Перечнем, сведений, отнесенных к государственной тайне, опубликованным в открытой печати;


Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные;

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей;

к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Разработку перечня сведений, подлежащих засекречиванию организуют руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Они несут персональную ответственность за; принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Для разработки проекта Перечня создается экспертная комиссия, в состав которой включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну

В ходе подготовки проекта Перечня экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом Российской Федерации «О государственной тайне*, проводят анализ всех видов деятельности соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечислим принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания.

Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям ст. 5 и ст. 7 Закона Российской Федерации «О, государственной тайне» и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне, и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограниченийна распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего перечня. Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких органов государственной власти, устанавлива­ется по взаимному согласованию между ними.

В перечень сведений, подлежащих засекречиванию, могут быть включены материалы, которые получены (разработаны) другими Органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, не состоящими в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти, утверждающему Перечень. Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию между органом государственной власти, разрабатывающим перечень, и собственником сведений.

Проект Перечня, разработанный экспертной комиссией, пред­ставляется на утверждение руководителю органа государственной власти, наделенному полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого Перечня. Утвержденные перечни в целях координации работ по защите государственной тайны направляются в Межведомственную комиссию.

После утверждения перечни доводятся:

До заинтересованных органов государственной власти в полном объеме либо в части, их касающейся;

Предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения органов государственной власти, в части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего перечень;

Предприятий, учреждений и организаций, участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком этих работ.

Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Российской Федерации, передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет. Пересмотр перечней осуществляется в том же порядке, что и их разработка.

Предложения по внесению в перечни дополнений и изменений направляются руководителям органов государственной власти, утвердившим эти перечни, которые, обязаны в течение трех месяцев организовать проведение экспертизы поступивших предложений и принять соответствующее решение.

Если принятие указанных предложений влечет за собой изменение Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, руководители органов государственной власти направляют проект соответствующего решения с обоснованием в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны для проведения экспертной оценки и принятия решения.

Таким образом, предприятие при определении состава и степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, руководствуются развернутыми перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. Такие перечни или выписки из них направляются на предприятие органами государственной власти в интересах которых предприятие выполняет работы.

Особенности засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, определяются Инструкцией, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г, № 3-1, содержание которой в книге рассматриваться не будет.

Определение состава информации, составляющей коммерческую тайну контрагентов, является тривиальной задачей, так как в соответствии с п. 5 части первой ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» материальные носители (документы), содержащие такую информацию, должны обозначаться грифом «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являюще­гося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Аналогично, носители служебной информации ограниченного распространения (СИОР), полученные от органов государственной власти, или других организаций, имеют пометку «Для служебного пользования».

Различные виды профессиональной тайны, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, относятся к наиболее неопределенной части информации которая может быть отнесена к составу защищаемой. Необходимые нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок обращения с такой информацией, в настоящее время только разрабатываются. По всей видимости, по аналогии с другими видами информации ограниченного доступа меры по ее защите, должны определяться собственником (владельцем) таких информационных ресурсов, который, передавая информацию контрагентам должен соответствующим образом ее обозначать

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей - это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей - снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.