Правила безопасного поведения при неблагоприятных экологических условиях. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке Правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке кратко

26.06.2020 Исковое заявление

В быту чаще всего наблюдается загрязнение воздуха и воды, токсичность стен и мебели от красок, шум, некомфортная температура, пыль, вибрации, излучения. В квартире это вызвано воздействием линолеума, свинцовых белил, синтетических ковров, стиральных порошков, мебелью, в составе которой много полимеров, красок, лака и др., а на улице - главным образом загазованностью, создаваемой выхлопами автомобилей и выбросами промышленных предприятий. Эти неблагоприятные экологические факторы порождаются неграмотностью и ошибками в хозяйственной деятельности, плохо влияют на здоровье людей. Признаками неблагоприятной экологической обстановки являются головная боль, отравления, иные недомогания при пребывании в помещении и на воздухе

В квартире для уменьшения вредного воздействия мебели и бытовой химии, нужно постоянное проветривание, увлажнение воздуха и уборка пыли. Не рекомендуется использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств (вместо бытовой химии) целесообразно применять традиционные средства: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду. Целесообразно иметь в доме больше растений, например, небольших деревьев в кадках.

На улице следует воздерживаться от занятий физической культурой на загазованных территориях. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, стараться делать неглубокие и поверхностные вдохи, дышать носом.

Вода и пища. 80% всех заболеваний связано с грязной водой и загрязненными продуктами. Они в значительной степени загрязняются агропромышленными и хозяйственно-бытовыми отходами, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

Поэтому нужно пользоваться кипяченой, бутылированной водой или пропущенной через фильтры с активированным углем. Тем самым можно уберечь организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру, дизентерию и т.п.), но и от избытка солей, определяющих ее жесткость (кальция и магния). При обеззараживания воды хлорированием могут образовываться опасные яды диоксины. Поэтому, прежде чем использовать эту воду, ее нужно выдержать не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости, послеп чего ее можно кипятить.

Для борьбы с сорняками и болезнями овощей и фруктов используют минеральные удобрения и пестициды, которые нередко приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в продуктах превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, образуя метгемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом - синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки.

Поэтому все фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как часть пестицидов накапливается на поверхности. Когда имеется возможность снять кожицу с них, нужно это сделать. Не следует запекать картофель в кожуре, так как под ней собираются нитраты. При варке картофеля концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте - на 70%, у свеклы - на 50%. Однако варка на пару мало изменяет концентрацию нитратов, а бланширование и тушение практически ее не изменяет. Нитраты легко растворимы в воде, в связи с чем перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 мин.

Шум. Он складывается из многих факторов: работа транспорта, электроприборов, строительной техники, ТВ и др. Шум затрудняет усвоение материала, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда, способен повысить кровяное давление. Высокий уровень шума в домашних условиях препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью - не более 40 дБ.

Для снижения шума стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее время.

Электромагнитное излучение (ЭМИ) - создается высоковольтными линиями электропередач, бытовой и офисной электронной техникой, электросетями жилых и административных зданий, электротранспортом, передающими теле- и радиоцентрами, системами сотовой и спутниковой связи, радиолокационными станциями. И если ЭМИ естественных источников (Космос, Солнце) являются постоянными природными факторами, то взаимодействие человека с искусственным электромагнитным полем стало опаснее в связи с их искусственным происхождением.

Под влиянием ЭМИ у человека отмечаются нарушения нервной системы (памяти, внимания, развиваются стрессовые реакции), изменения белкового обмена, состава крови, иммунитета и др. У беременных женщин могут развиться преждевременные роды, а также патологии новорожденных.

Радиация. Каждый живой организм на земле подвергается воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов). Радиоактивный фон создают и некоторые строительные материалы, а также радиоактивный газ радон, который выделяется из почвы. Этот газ ответственен за три четверти годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон накапливается внутри дома. Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах, при наклеивании обоев.

Под воздействием неблагоприятной окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации, мутагенез), которые, как правило, вызывают развитие злокачественных образований, наследственных заболеваний и врожденных уродств. Мутагенным действием обладают ионизирующие (например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи) и неионизирующие (например, токи сверхвысокой частоты) излучения, различные природные и получаемые искусственно химические соединения. Ухудшение экологии приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам.

Для защиты организма желательно, если есть возможность, поменять район проживания; необходимо также повысить защитные силы путем длительного применения природных и искусственных антиоксидантов, обладающих способностью связывать образующиеся в организме свободные радикалы, разрушающие животные клетки. Это витамины А, С, Е и наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах.

Загрязнения окружающей природной среды нарастают. Тем более важно снизить их отрицательное влияние, внося соответствующие изменения в образ жизни, в культуру экологической безопасности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» Городское поселение Скоропусковский Сергиев Посадского района Московской области 14 ноября 2014 года «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке». Презентацию к открытому уроку подготовил учитель ОБЖ высшей квалификационной категории Хазов А.И. Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда... Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Сент-Экзюпери Антуан де

Цель урока: Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру

Загрязнение воды Загрязнение воздуха Загрязнение почвы

Неблагоприятная экологическая обстановка это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье

Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом.

Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов. Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации

Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам

Физкультминутка

Физкультминутка «Половинки» Повторяй за нами!

Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов.

Варианты поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки: 1.Увеличить в ежедневном рационе содержание витаминов А, С и Е. 2. Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. 3.Уметь в повседневной жизни избегать места, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы. 4. Регламентировать время проводимого за компьютером и телевизором, использования мобильного телефона.

Игра «Исключи лишнее» 1 2 3 4 5

Экологическая культура Отсутствие вредных привычек Здоровое и сбалансированное питание с витаминами и микроэлементами Ответственность за сохранение окружающей среды Соблюдение установленных норм времени проведения за компьютером и телевизором Умение избегать места, где концентрация вредных веществ превышает ПДК

ВЫВОД: Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: 1. Соблюдать экологическую культуру 2 . Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. 3. Бережно относиться к своему здоровью

Что нового Вы узнали на уроке?

Мое настроение Пессимист Оптимист

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

Открытый урок

На тему:

«Правила безопасного поведения

при неблагоприятной

Экологической обстановке».

Открытый урок подготовил:

Учитель ОБЖ

I квалификационной категории

Хазов А.И.

г. Сергиев Посад.

Цели урока:

Образовательные – закрепить у учащихся знания в области экологической культуры, сформировать понятия «мутагены», «свободные радикалы», дать представление о положительном влиянии на здоровье витаминов.

Развивающие:

Продолжить развитие умений проводить наблюдения и самонаблюдения.

Учить работать с разными информационными источниками;

Сформировать потребность к получению знаний об окружающей среде и способах защиты организма при неблагоприятной экологической обстановке;

Аналитические:

- анализировать последствия загрязнения окружающей среды, влияние на здоровье и причины их возникновения.

Воспитательные

Сформировать понимание значения экологии в здоровье и жизни человека;

Воспитать культуру поведения на природе, стремление к здоровому образу жизни, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Задачи урока:

Актуализировать и развить знания о воздействии состояния экологии на организм человека;

Продолжить формирование убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек;

Продолжить формировать информационную и коммутативную компетентность.

Основные методы и приёмы : выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, игровые приёмы

Формы работы:

  • самостоятельная работа с источниками информации (иллюстрации, текст);
  • работа в группах;
  • игра.

1.Оборудование. Персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме, ватман для составления проектов, фломастеры, клей, ножницы, заготовки для экологической газеты, линейки, карандаши, ластики.

Эпиграф урока:

« Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету » Сент - Экзюпери Антуан де

(слайд 1)

Ход урока.

I Организационный момент.

Весь класс поделен на 3 команды по 5-6 человек.

Учитель:

Ребята, на прошлом уроке мы изучили вопросы загрязнения окружающей природной среды, их виды, значение знания вами понятия ПДК в дальнейшей вашей жизни. Для проверки и закрепления знаний параграфа 4.1,сейчас, я вам раздам тестовую работу. На выполнение задания отводится 8 минут.

Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:

Собираю тестовые работы и формулирую тему урока, его цели.

« Формировать навыки безопасного поведения в экологически-неблагоприятной обстановке через знания вариантов поведения и экологическую культуру».

(слайд 2)

II. Основная часть.

Учитель:

Ребята, сейчас каждая группа получит файл в котором находятся картинки различных видов загрязнения. На листах ватмана Вам необходимо определив вид загрязнения приклеить в столбик по группам и подписать вид загрязнения. После выполнения задания от каждой команды выходит один представитель обосновывает проект группы. На выполнение работы отводится 4 минуты.

Учащиеся: Выполняют проект.

Учитель: Так время истекло, представитель каждой команды с проектом выйти к доске.

Учащиеся: (Защищают свой проект)

Учитель:

Подвожу итоги. В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все иллюстрации можно разделить на группы:

  • загрязнение почвы
  • загрязнение воды
  • загрязнение воздуха (слайд 3).

Все молодцы. Так что же такое неблагоприятная экологическая обстановка? (слайд 4). Правильно ребята, давайте запишем в рабочих тетрадях определение « это загрязненная окружающая среда, вызванная деятельностью человека и отрицательно влияющая на его здоровье»

Под влиянием воздействия окружающей среды в организме могут происходить изменения генов (мутации). Этот процесс называется мутагенезом. (слайд 5).

Мутагенез (от мутации и …генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений – мутаций. Основа мутагенеза – изменения в молекулах нуклеиновых кислот, хранящих и передающих наследственную информацию .(слайд 6)

Процесс мутации в условиях загрязнения окружающей среды ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из под контроля. Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства (слайд 7).

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Мутагены- это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения – мутации. (слайд 8)

Попав в организм мутаген испытывает влияние множества веществ- компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген.

Постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам

(слайд 9)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд 11-28

Продолжаем работу. Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов . (слайд 29)

Ребята, кто из вас помнит определение – «свобоный радикал», к какой науке он относится? Правильно, это наука – химия.

СВОБОДНЫЙ РАДИКАЛ , короткоживущая (менее 1мс) молекула, которая имеет непарный ЭЛЕКТРОН и, таким образом, вступает в кратковременные связи с другими молекулами. Возникающие как побочные продукты химических процессов в КЛЕТКЕ, свободные радикалы могут привести к необратимым изменениям в организме и поразить даже те клетки, которые вырабатывают защитные энзимы. Считается, что они играют ведущую роль в процессе старения организма и в возникновении ряда заболеваний, включая рак и сердечнососудистые болезни.

Учитель:

Какие мы можем выработать варианты поведения в условиях неблагоприятной обстановки ? (слайд 30) Ребята, я дам вам конверт в котором вы найдете 10 вариантов. Вам в течении 5 минут необходимо отобрать только правильные варианты. Учащиеся: (Защищают свой проект)

От каждой команды выходит один учащийся и прикрепляет на доске предложения команды.

Учитель: Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

Открываю в презентации правильные варианты. (слайд 30)

Учитель: У Вас на столе лежит конверт в котором 5 цифр. Мы сыграем в игру

(слайд 31) «Исключи лишнее» В течении 1 минуты вам необходимо выбрать правильный вариант

Учащиеся: Показывают варианты ответов.

Учитель: Подвожу итоги, оцениваю работу группы бонусными фишками.

Учитель: Ребята теперь нам необходимо сформулировать понятие «экологическая культура» Время работы 5 минут.

Каждая группа получает 5 стандартных листов и формулирует. Передает по команде учителя для взаимной проверки

Учитель: Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

Открываю слайд 32 с определением экологической культуры.

Учитель: Молодцы ребята. Нам осталось сделать вывод по теме.

Для обеспечения здоровья в неблагоприятных экологических условиях человеку необходимо: (слайд 33) Слушаю мнения учащихся.

В основном правильно ребята. Смотрим правильное определение. (слайд 33)

1. Соблюдать экологическую культуру

2 . Вносить посильный вклад в сохранение окружающей природной среды.

3. Бережно относиться к своему здоровью

Учитель : Молодцы! Запишите сделанный вывод

Подвожу итоги , оцениваю работу группы бонусными фишками .

III . Домашнее задание, рефлексия.

Рефлексия (обобщение и подведение выводов).

Что вы узнали полезного для себя?

Какие вопросы вызвали наибольшие трудности?

Домашнее задание .

  1. Изучите § 4.2 учебника и ответьте на вопросы.

Учитель: Мы с Вами хорошо поработали. Вы молодцы. Полученные знания активно внедряйте в свою жизнь

Какое у Вас настроение? (слайд 35-37)

Выставляю оценки за урок.


Неблагоприятная экологическая обстановка порождается хозяйственной деятельностью людей и оказывает вредное воздействие, прежде всего, на них самих, на животный и растительный мир и на окружающую среду в целом.

Признаками неблагоприятной экологической обстановки являются загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью.

Наше здоровье в немалой степени зависит от чистоты воздуха, которым мы дышим. Однако в результате хозяйственной деятельности человека окружающая воздушная среда постоянно загрязняется вредными веществами: газами, среди которых наиболее широко распространены окись углерода, диоксид серы и окислы азота; парами углеводородов и кислот; металлами; разнообразной пылью, имеющей органическое и неорганическое происхождение. На рис. 3.21 показано загрязнение атмосферы работающим предприятием.


Рис. 3.21.

При большом содержании в воздухе газов и пыли (сажи) и застое воздуха над промышленным районом образуются смоги. Особенно опасен смог в случае загрязнения воздуха сернистым газом. Он поражает органы дыхания человека и уменьшает их сопротивляемость действию других вредных примесей в воздухе (дыма, грунтовой, асфальтовой и асбестовой пыли).

Не менее серьезную опасность для здоровья человека представляет и домашний воздух. По данным ученых, сравнивавших воздух в квартирах с загрязненным городским воздухом, оказалось, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее. Это вызвано воздействием свинцовых белил, линолеума, пластика, синтетических ковров, стиральных порошков, мебели, в составе которой много синтетического клеящего вещества, полимеров, красок, лака и др.

Поэтому для уменьшения вредного воздействия воздуха прежде всего дышите носом. Слизистая оболочка носа с множеством ресничек подобно влажной щетке собирает большую часть вредной пыли, микробов, не пропуская их в легкие. Воздерживайтесь от занятий оздоровительным бегом на городских улицах. Вблизи автомагистралей и заводов, где концентрация вредных веществ в воздухе особенно велика, вдохи старайтесь делать неглубокие и поверхностные. Сельским жителям в дни агрохимической обработки полей нужно как можно реже появляться на улице и закрывать окна и двери домов.

В быту не рекомендуется также использовать краску, содержащую свинец. В качестве чистящих средств целесообразно применять традиционные: мыло, буру, питьевую и кальцинированную соду. Не рекомендуется пользоваться мебелью, изготовленной из прессованных плит, содержащих формальдегид. Если же в доме имеются прессованные плиты, например, в настиле полов, панелей и т.п., то для уменьшения вредного действия формальдегида целесообразно покрыть поверхность плит естественным уплотнителем (герметиком), а также выращивать в доме как можно больше растений и почаще проветривать помещения.

В не меньшей мере здоровье человека зависит и от чистоты используемой им воды. Так, 80% всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой. Тем не менее, в настоящее время водная среда в значительной степени загрязняется агропромышленным комплексом, хозяйственно-бытовыми и промышленными предприятиями, сбрасывающими в воду свои отходы, среди которых нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли различных металлов, сернистые соединения, аммиак, фенолы, синтетические смолы и т.д.

Поэтому пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания (холеру, дизентерию и т.п.), но и от избытка солей кальция. Однако для обеззараживания (очищения) воды ее хлорируют, а порой даже гиперхлорируют. При хлорировании воды в ней могут образовываться диоксины - опасные яды. Поэтому, прежде чем кипятить чай или готовить пищу, следует воду из-под крана выдержать не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости. Если же вы сразу поставите водопроводную воду кипятить, то хлор при быстром нагревании воды успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде.

Один из эффективных способов удаления диоксинов, фенола и других вредных веществ из питьевой воды - пропускание ее через активированный уголь (в самодельных или промышленно изготавливаемых фильтрах типа "Родник").

На здоровье человека в огромной мере влияет и качество продуктов, употребляемых им в пищу. Однако загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами, а также повсеместная химизация сельского хозяйства отрицательно сказываются на качестве продуктов питания. Чрезмерные дозы минеральных удобрений и пестицидов (химических веществ для борьбы с сорняками и возбудителями болезней), используемых при выращивании корнеплодов, овощей и фруктов, приводят к тому, что содержание нитратов и ядохимикатов в них нередко превышает предельно допустимые концентрации. Проникая в кровь, нитраты соединяются с гемоглобином, при этом образуется метагемоглобин, который теряет свойства переносчика кислорода. В результате у человека наступает кислородное голодание, сопровождающееся цианозом - синюшностью кожи и слизистых, анурией, увеличением печени и селезенки. В тяжелых случаях возможен смертельный исход .

Поэтому корнеплоды, фрукты и овощи перед употреблением нужно тщательно мыть, так как значительная часть пестицидов накапливается на поверхности. В тех случаях, когда имеется возможность снять кожицу с овощей или фруктов, нужно это сделать, особенно если вы не знаете, в каких условиях выращен этот продукт. Не следует также запекать картофель в кожуре, так как под ней собираются нитраты. В картофеле при варке концентрация нитратов снижается на 80%, в моркови и капусте - на 70%, в свекле - на 50%. Однако варка на пару мало изменяет концентрацию нитратов, а бланширование и тушение практически ее не изменяет. Нитраты легко растворимы в воде, поэтому перед употреблением овощей целесообразно нарезать их мелкими кубиками и 2-3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5-10 мин.

Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10-12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью - не более 40 дБ. Предельное значение шума, не вызывающее вредных последствий, - 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120-125 дБ. А только за последнее десятилетие шум в крупных городах России вырос в 10-15 раз.

Шумовая "симфония" города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самыми мощными аккордами звучит в ней движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума.

Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле "рок", слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно-сосудистой системе. Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда.

Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт.

Статистика свидетельствует, что у рабочих, постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность.

На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больших ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физическим - почти на треть.

Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, на шумных производствах целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шумопоглощающим материалом, например пенопластом. Если вы живете в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И, конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.

Вредное воздействие на человеческий организм оказывает и электромагнитное излучение (ЭМИ) - процесс образования электромагнитного поля (ЭМП), представляющего собой особую форму материи из взаимосвязанных электрического и магнитного полей.

Общеизвестно, что человек и окружающая среда находятся под постоянным воздействием электромагнитных полей, создаваемых как естественными, так и техногенными источниками электромагнитного излучения (ЭМИ). И если электромагнитные поля естественных источников (Космос, Галактика, Солнце и др.) являются постоянными природными характеристиками среды обитания человека, то электромагнитные поля, создаваемые техногенными источниками, используемые как в экономических, так и в военных целях, оказывают, как правило, либо побочное, либо прямое негативное влияние на человека.

Проблема взаимодействия человека с ЭМП техногенного характера существенно осложнилась в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием радиосвязи, радионавигации, телевизионных систем, массовым распространением бытовых электро- и электронных приборов, широким внедрением компьютерной техники.

Всемирной организацией здравоохранения официально введен термин "электромагнитное загрязнение среды", что отражает новые экологические условия, сложившиеся на Земле в плане воздействия ЭМИ на человека и все элементы биосферы.

Источниками электромагнитного загрязнения среды являются высоковольтные линии электропередачи, бытовая и офисная электро- и электронная техника, электросети жилых и административных зданий, электротранспорт, передающие теле- и радиоцентры, системы сотовой и спутниковой связи, радиолокационные станции, радиочастотное (электромагнитное) оружие.

Под их влиянием у человека может произойти нарушение функций нервной системы (нарушается память , появляется склонность к развитию стрессовых реакций), изменение белкового обмена, состава крови, образование в организме антител, направленных против собственных тканей, потеря устойчивости к некоторым физическим факторам и др.

Специфическое воздействие на различные системы и органы человека могут оказывать ЭМП таких источников, как системы сотовой связи, ЭВМ, радиочастотное оружие. Так, при длительном пользовании сотовым телефоном негативному воздействию могут подвергнуться такие системы и органы человека, как головной мозг, хрусталик глаза, внутреннее и среднее ухо, щитовидная железа, кожа лица и ушной раковины. При работе ЭВМ возможны различные заболевания кожи лица, а также заболевания зрительных органов - так называемый компьютерный зрительный синдром. При длительной систематической работе с ЭВМ возможно появление близорукости.

Уровень электрических полей, излучаемых школьными компьютерами, не соответствует требованиям СанПиН на 55% рабочих мест, уровень электромагнитных полей - на 67%, а уровень электростатического потенциала - на 95%. Непрерывная длительность занятий с ПЭВМ не должна превышать для учащихся: 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, для учащихся 6-7-х классов - 20 мин, для учащихся 8-9-х классов - 25 мин, для учащихся 10-11 классов на первом часу занятий - 30 мин, на втором часу - 20 мин. В средних специальных учебных заведениях длительность работы на ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять: для учащихся первого курса не более 30 мин в день, для учащихся второго и третьего курсов не более 1 ч в день при сдвоенных уроках: 30 мин на первом уроке и 30 мин на втором с интервалом в работе на ПЭВМ не менее 20 мин, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе на ПЭВМ составляет 1 ч, для студентов старших курсов - 2 ч с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15-20 мин.

Мы живем в мире, полном естественной радиоактивности. Каждый из нас ежесекундно подвергается массированному воздействию ионизирующих излучений из космоса, а также излучений, исходящих из природных радиоактивных элементов (радионуклидов).

Радиоактивный фон создают некоторые строительные материалы. Радиоактивный фон может также создаваться радиоактивным газом радоном, который выделяется из почвы. Этот газ ответственен за 3/4 годовой дозы облучения, получаемой населением от земных источников радиации. Основную часть дозы человек получает в закрытом непроветриваемом помещении. Концентрация радона в закрытом помещении в 8 раз выше, чем в наружном воздухе. Просачиваясь из грунта через фундамент и пол или высвобождаясь из материалов, используемых в строительных конструкциях, радон скапливается внутри дома. В результате в доме могут накапливаться довольно высокие уровни радиации.

Уменьшить воздействие радона можно при хорошей вентиляции вашего дома. Количество радона существенно уменьшается после заделки щелей в полах и стенах. Кроме того, эмиссия радона убывает примерно в 10 раз при облицовке стен различными пластиковыми материалами, даже при наклеивании обоев. Однако если вы живете в районе с повышенной радиацией, то самое лучшее, что можно сделать, - это поменять место жительства.

Изменения, происходящие в окружающей среде в результате жизнедеятельности человека, непосредственно влияют на состояние его здоровья. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить изменения генов 1 (мутации). Этот процесс называется мутагенезом, он постоянно происходит в организме. В условиях нарастающего загрязнения окружающей среды он ускоряется и с определенной для каждого конкретного случая вероятностью может выйти из-под контроля.

Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом (от лат. cancer - рак). Если мутация произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося зародыша, то такая «вышедшая из-под контроля» клетка может привести к развитию у ребенка наследственного заболевания или врожденного уродства.

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов.

Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации. Мутагенным действием обладают ионизирующие (например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи) и неионизирующие (например, токи сверхвысокой частоты) излучения, различные природные и получаемые искусственно химические соединения. Установлено, что ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, но всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами. Мутагены способствуют образованию в организме свободных радикалов.

Попав в организм, мутаген испытывает влияние множества веществ - компонентов пищи, гормонов, продуктов обмена веществ, ферментов. Одни из них усиливают действие мутагена, другие уменьшают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, локализуя их вредное воздействие. Однако постоянное ухудшение экологической обстановки приводит к снижению защитных свойств организма и его способности сопротивляться мутагенам.

В нашем организме на биохимическом уровне постоянно протекают тысячи различных реакций. Во многих из этих реакций в процессах окисления участвуют свободные радикалы. В клетках организма всегда присутствует какое-то количество свободных радикалов. Свободные радикалы - активные соединения кислорода, молекулы со свободным электроном, обладающие повышенной способностью к взаимодействию с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для осуществления нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

Однако когда их становится много в организме, нарушается естественный окислительно-восстановительный процесс. В результате свободные радикалы начинают взаимодействовать не с теми молекулами, с которыми это необходимо для нормальной жизнедеятельности клетки. В результате клетки начинают хуже работать, а это способствует развитию различных заболеваний (нарушения работы сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания).

Установлено, что образование излишнего количества свободных радикалов происходит при загрязнении окружающей среды. Этому способствует попадание в легкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли. Усиленному образованию свободных радикалов способствует ионизирующее излучение и попадание внутрь организма различных химически опасных веществ.

Организм обладает немалыми возможностями для борьбы со свободными радикалами, но до определенного уровня. Когда экологическая обстановка ухудшается и растет уровень загрязнения окружающей природной среды, то для усиления возможностей организма противостоять этому ему необходима помощь извне, определенное увеличение в организме веществ (антиоксидантов), которые помогали бы ему локализовать действия излишних свободных радикалов.

К таким веществам относятся некоторые витамины и микроэлементы. В последнее время медики пришли к выводу, что из множества антиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма от излишнего количества свободных радикалов, особенно важны витамины А, С, Е.

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения (сливочное масло, яичный желток, печень). Во многих растительных пищевых продуктах (морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и др.) содержится каротин. В организме из каротина образуется витамин А. Он обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в молодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое). Витамин Е является антиокислителем, препятствующим развитию процесса образования в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани.

Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения (плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды). Он участвуют в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей.

    Запомните!
    Все витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что предпочтительнее наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах

Приведем набор наиболее доступных продуктов растительного происхождения, содержащих витамины А, Е, С.

Отметим, что значительного снижения уровня загрязнения окружающей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать. Тем более важно снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека, внося соответствующие изменения в свой образ жизни, повысив общую культуру в области экологической безопасности.

В этой связи можем предложить вам на ваше решение три варианта поведения в повседневной жизни в условиях не совсем благоприятной экологической обстановки.

Первое направление - это расширение возможностей вашего организма противостоять различным опасным для здоровья веществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в различных пределах в ежедневном пищевом рационе продуктов, содержащих витамины А, С и Е.

Витамин А - бета-каротин играет большую роль в антиоксидантной защите клеток. Бета-каротин способен нейтрализовать активные формы кислорода и тем самым защитить от разрушения иммунные клетки. Не менее важен в системе защиты и витамин С (аскорбиновая кислота), который защищает нас от рака. Кроме того, витамин С предотвращает разрушение ферментов 2 свободными радикалами.

Витамин Е, присутствуя в организме в достаточном количестве, защищает клеточные мембраны от действия свободных радикалов. Он останавливает цепную реакцию окисления, вызванную свободными радикалами, и тем самым продлевает жизнь клеток.

Второе направление - это желание каждого человека внести посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого прежде всего необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с дома (квартиры), улицы и города, где вы живете. Посмотрите другими глазами на среду, непосредственно окружающую вас, и определите, соответствует ли ее гигиеническое состояние нормам здорового образа жизни. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, окурки и другие бытовые отходы на улицах, в скверах и парках, в местах временного отдыха на природе (лесная поляна, берег водоема и др.) - все это дело наших рук. Похоже, мы привыкли жить в своих отходах, но надо понять, что наше здоровье напрямую зависит от чистоты дома, наших улиц и городов.

    Запомните!
    Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедеятельности вокруг.

Если вы будете внутренне не способны выбросить под ноги пустую пластиковую бутылку, упаковку из-под продуктов и т. д., то с большой вероятностью во взрослой жизни не допустите сбрасывания промышленных отходов в атмосферу и в воды, нарушая соответствующие запреты.

    Внимание!
    Кроме привычки поддерживать доступными способами чистоту окружающей среды, необходимо воспитывать в себе экономное отношение в расходовании в быту электроэнергии, воды и газа. Это тоже способствует сохранению окружающей природной среды, так как если снижается потребление, то снижается производство, а значит, и выбросы.

Если вы прониклись чувством ответственности за сохранение окружающей среды, постарайтесь в этом убеждать окружающих. Это необходимо для того, чтобы сохранить нашу планету Земля для следующих поколений; так как для этого нужны усилия всех живущих на ней людей.

Третье направление - это умение в повседневной жизни избегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установленные нормы.

Это должен знать каждый

  • Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных объектов, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми.
  • Не следует ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали.
  • Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке, сквере или лесопарке.
  • Купаться можно только в установленных местах, где состояние воды проверено и не опасно для здоровья.

Особо хочется подчеркнуть необходимость воспитания в себе невосприятия наркотических веществ (курение, употребление алкоголя и наркотиков).

О том, что это наносит непоправимый вред здоровью, слышали все. Беда в том, что в настоящее время сформировался не свойственный здоровому человеку стиль поведения. Банка пива и сигарета стали основными атрибутами этого стиля. Конечно, каждый человек волен выбрать свой стиль поведения сам, но в то же время каждому индивидуально придется расплачиваться своим здоровьем за него. За все приходится платить. В обстановке, когда окружающая природная среда постоянно загрязняется различными вредными веществами и факторами, добровольно усугублять обстановку, отрицательно влияющую на здоровье, разумный человек не должен. Но выбор за вами.

    Запомните!
    Начать курить просто, бросить трудно (почти невозможно).

В заключение отметим, что все человечество ищет пути, как предотвратить экологический кризис и сохранить планету Земля для будущих поколений людей. Будем надеяться, что разум победит. Но в то же время и каждый из вас не должен оставаться сторонним наблюдателем. Каждый должен стремиться охранять окружающую природную среду и бережно относиться к своему здоровью как к личной, так и к общественной ценности.

Вопросы

  1. Какое влияние оказывает загрязнение окружающей среды на биохимические процессы, происходящие в организме человека?
  2. Какие вещества способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов в организме человека?
  3. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные возможности организма при неблагоприятной экологической обстановке?
  4. Какие правила поведения в повседневной жизни способствуют сохранению окружающей природной среды?
  5. Какие меры безопасности целесообразно соблюдать в местах с неблагоприятной экологической обстановкой?

Задание

Подберите по своему вкусу набор продуктов, в которых присутствуют витамины А, С, Е. Вместе с родителями продумайте, как разумно внедрить их в рацион питания. Свои пожелания по использованию витаминов и оценку их влияния записывайте в дневник безопасности.

1 Ген - единица наследственной информации.

2 Ферменты - специальные биологические катализаторы, присутствующие в живых организмах и способные во много раз ускорять протекающие в них химические реакции.