Жильё в натуре для военнослужащих при увольнении со службы. Право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на жилье Б

17.06.2020 Исковое заявление

Уточнен порядок обеспечения военнослужащих жильем. Федеральные законы от 2 ноября 2013 г. № 298-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и № 297-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", предусматривающие соответствующие поправки, подписаны Президентом РФ.

Так, военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, теперь наделены правом получения жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. Указанные категории лиц смогут получить жилье в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после 1 марта 2005 года. Помимо этого, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы свыше 10 лет, военнослужащие смогут получить жилье по избранному месту жительства. Напомним, что по действующему законодательству указанные граждане имеют право на служебные жилые помещения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ ).

В аналогичном порядке предусмотрено предоставление жилых помещений членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы при ее общей продолжительности 20 лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более, теперь не связывается с условием прохождения военной службы по контракту.

Кроме того, уволенные с военной службы граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, а затем переехавшие на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и принятые на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, получат право на обеспечение жилыми помещениями. Указанные граждане смогут реализовать право на получение жилья:

  • в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма);
  • в форме получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Внесенные поправки направлены на совершенствование норм федеральных законов от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ с учетом норм жилищного законодательства России.

Военнослужащий, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и проходивший ее свыше пяти лет, имеет право на приобретение жилья на общих основаниях вне зависимости от наличия либо отсутствия перерывов в военной службе Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 15 октября 2013 г. N 202-КГ13-9 (Извлечение) Ленинградский окружной военный суд 11 марта 2013 г. отменил в апелляционном порядке решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2012 г. об удовлетворении заявления З., в котором он просил признать незаконными решения начальника Федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ФГУ "ЗРУЖО") о снятии его с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении распределенного жилого помещения, и в удовлетворении заявления З. отказал. Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Военная коллегия Верховного Суда РФ 15 октября 2013 г. отменила апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда и оставила в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда, указав следующее. Согласно материалам дела З. в период обучения в Ульяновском высшем военном инженерном училище 15 сентября 1993 г. заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения и в течение пяти лет после окончания училища. После окончания военного училища заявитель приказом Министра обороны РФ от 20 июня 1997 г. был откомандирован в распоряжение командующего внутренними войсками МВД России, где 11 ноября 1997 г., т. е. до 1 января 1998 г., заключил контракт о прохождении военной службы сроком на пять лет. Из материалов дела также следует, что по истечении срока контракта, 14 ноября 2002 г., З. был уволен с военной службы в запас и вновь поступил на военную службу по контракту 11 июня 2003 г. 16 июня 2009 г. решением жилищной комиссии военной академии связи он на основании рапорта был признан нуждающимся в жилом помещении, однако решениями заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" от 1 и 18 октября 2012 г. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с заключением первого контракта о прохождении военной службы в 2003 году и в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ему было отказано. Признавая незаконными указанные решения начальника ФГУ "ЗРУЖО", суд первой инстанции указал, что первый контракт о прохождении военной службы заявителем был заключен до 1 января 1998 г., а все остальные контракты, в том числе от 11 июня 2003 г., являются последующими, что указывает на его право быть обеспеченным жилым помещением в период военной службы на общих основаниях. Окружной военный суд, принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления, указал, что для предоставления военнослужащим жилых помещений на общих основаниях требуется соблюдение двух условий: заключение ими контракта о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и непрерывное прохождение военной службы свыше пятилетнего срока контракта, установленного ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", тогда как в военной службе заявителя был перерыв. Между тем вывод суда апелляционной инстанции о необходимости непрерывного прохождения военной службы военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 г., для приобретения им права на получение жилого помещения на общих основаниях на законе не основан. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что условиями, в зависимость от которых ставится приобретение военнослужащими права на жилые помещения на общих основаниях, являются начало несения ими военной службы по контракту до 1 января 1998 г. и прохождение военной службы свыше пяти лет. Каких-либо иных условий для предоставления военнослужащим жилья на общих основаниях, в том числе и необходимость непрерывного прохождения военной службы, законодательство не содержит. В суде установлено, что З. заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и срок его военной службы по контракту на момент признания нуждающимся в жилом помещении на общих основаниях составлял более пяти лет, что указывает на распространение на него положений абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Кроме того, согласно абз. 4 и 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей. В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, первый контракт заключают граждане, ранее не проходившие военную службу по контракту. Поскольку З. до повторного поступления на военную службу в 2003 году ранее проходил военную службу по контракту, заключенный им 11 июня 2003 г. новый контракт первым не являлся. В связи с изложенным ссылка заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" в решении от 18 октября 2012 г. на заключение заявителем первого контракта в июне 2003 г. как на основание отказа в предоставлении ему жилого помещения на общих основаниях является ошибочной. Таким образом, суд первой инстанции, признавая незаконными оспариваемые решения заместителя начальника ФГУ "ЗРУЖО" от 1 и 18 октября 2012 г. о снятии З. с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, пришел к правильному выводу о том, что заявитель имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях, а вывод суда апелляционной инстанции об обратном основан на неправильном толковании норм материального права. ______________

Правоотношения, связанные с реализацией права военнослужащих на жилье, закреплены статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».Эта норма определяет формы и порядок жилищного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее – военнослужащие), в зависимости от продолжительности службы и их категорий.Закон предусматривает три основные формы: предоставление денежных средств (субсидии) на строительство или приобретение жилых помещений; предоставление жилых помещений (находящихся в федеральной собственности) в собственность либо по договору социального найма, выделение служебного жилья.Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, реализуют названное право посредством двух первых форм.Служебные жилые помещения на весь период службы предоставляются офицерам, прапорщикам, мичманам, рядовым и сержантам (гражданам Российской Федерации), поступившим на службу после 1 января 1998 года, офицерам, окончившим военные учебные заведения позже указанной даты, а также в закрытых военных городках.В случае отсутствия служебных квартир (комнат) командование арендует жилье для подчиненных либо выплачивает денежную компенсацию за его поднаем в соответствии с порядком и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.На первые пять лет службы за указанными категориями граждан сохраняются право на ранее занимаемое жилое помещение и сохранение очередности на улучшение жилищных условий по месту жительства до службы. По истечении 20 лет военной службы (при увольнении через 10 лет по состоянию здоровья, достижению предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями) названные военнослужащие приобретают право на получение субсидии либо квартиры (в собственность или по договору социального найма) по избранному месту жительства.При наличии у военнослужащих в собственности квартир (жилых домов), независимо от места их нахождения, им на период службы предоставляются исключительно служебные жилые помещения. Однако в случае несоответствия площадей таких квартир (домов) установленным нормам, военнослужащим предоставляются жилые помещения в дополнение к имеющимся в пределах норматива жилищного обеспечения. Помимо указанного, военнослужащие вправе вступать в жилищные строительные кооперативы, получать земельные участки под индивидуальное строительство.Военнослужащие по контракту из числа иностранных граждан на должностях рядового и сержантского состава на весь период службы обеспечиваются помещениями в общежитиях.В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» с 1 января 2005 года предусмотрена еще одна форма реализации названого права военнослужащих контрактной службы – внесение государством ежегодных накопительных взносов для погашения целевого жилищного займа при приобретении квартиры (дома) по системе ипотечного кредитования.Такое право имеют выпускники военных учебных заведений, окончившие их позже 1 января 2005 года (окончившие такие заведения в период с 1 января 2005 года по 1 января 2008 года и получившие первое офицерское звание во время учебы); офицеры, призванные на службу из запаса после 1 января 2005 года; прапорщики и мичманы, имеющие на 1 января 2005 года военную выслугу не менее трех лет; военнослужащие рядового и сержантского состава, заключившие второй контракт о прохождении службы; граждане, получившие первое офицерское звание в связи с назначением на воинскую должность, а также окончившие курсы подготовки младших офицеров после 1 января 2005 года.При этом каждый участник накопительно-ипотечной системы приобретает право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа не менее чем через три года его участия в данной системе.Заместитель начальника организационного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Павел Кочетов

Разница между военнослужащими, заключившими контракт до- и после- 1 января 1998 года заключается в том, что первые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на первые 5 лет службы, после чего вправе получить жилые помещения избранной (кроме военной ипотеки) формы: социальный наем, в собственность, и предоставление жилищной субсидии. Вторые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы, поэтому у них есть некоторые ограничения в части получения жилищной субсидии.

Тема сегодняшней статьи – получение жилищной субсидии военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года. Их права регламентируются абзацем третьим части 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Развернуть: Абзац 3 части 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"

Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Внимание! По состоянию на день публикации!

[свернуть]

Указанные положения условно делят военнослужащих на тех, кто продолжает проходить военную службу, и на тех, кто подлежит увольнению.

Жилищная субсидия для тех, кто продолжает проходить военную службу, предоставляется при одном единственном условии – военнослужащий должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения (решениями Региональных управлений жилищного обеспечения – в МО РФ, и решениями жилищных (жилищно-бытовых) комиссий в других «силовых» министерствах). При этом жилищные субсидии предоставляются «по месту прохождения военной службы».

По мнению жилищных органов и частично – по сложившейся судебной практике, жилищная субсидия может предоставляться либо по месту прохождения военной службы, либо по избранному месту жительства. Военнослужащих принуждают в заявлении о предоставлении жилищной субсидии указывать избранное место жительства. Автор считает это полным абсурдом , и этому абсурду будет посвящена отдельная публикация. Но чтобы избежать неблагоприятных последствий , мы будем следовать этому толкованию закона.

Условия получения Жилищной субсидии для тех, кто увольняется с военной службы, заключаются в следующем:

  • признание нуждающимся в получении жилого помещения жилищными органами;
  • увольнении с военной службы по так называемым льготным основаниям: достижение предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (в календарном исчислении!).
    При этом военнослужащий имеет право на получение жилищной субсидии «по избранному месту жительства».


Эту статью прочитали: 7 069 визитов сегодня: 1

Предисловие

Частенько поступают письма примерно такого содержания.

"Здравствуйте, Сергей.

Случайно попал на Ваш сайт. У меня тоже проблема. И я почему-то уверен, что в нашем государстве ее нужно будет решать через суд. Суть такова.

От сертификата я уже отказался как от ненужной затеи. Хочу получить квартиру, как это делали наши предшественники в старые добрые времена, но конечно уже не от муниципалов, а от МинОбороны, по ФЗ "О статусе.." ст. 15, п. 14 (по пределу по избранному месту жительства для постоянного проживания). Механизмы совершенно не отработаны на эту тему (Постановление 1054 уже не действует), так что придется помучаться.

Жильем по месту службы обеспечен и это затрудняет мое положение, т.к. все нынешнее животрепещущее законодательство для нуждающихся.

Если сможете помочь советом, а именно: как писать рапорт перед увольнением по предельному возрасту (что конкретно в нем указать, например, оставить в списках части до получения жилья или что-то еще); что делать если откажут или будут тянуть с этим вопросом; может есть какие примеры из судебной практики... и т.д.

Прошу прощение за поверхностность изъяснения, т.к. не уверен, что Вы еще занимаетесь помощью. Если будет контакт с удовольствием продолжу основательно. Заранее благодарю".

Разбор полётов

Для начала "обратимся к первоисточникам". Буду приводить основные нормы по рассматриваемой проблеме и по ходу комментировать (цветом выделены ключевые моменты).

Абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих":

"... военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях ".

Выводы

1. Ставшие контрактниками до 1998 года через пять лет службы могут получить жильё по социальному найму, и таким образом при увольнении они будут считаться обеспеченными жильём. Если, конечно, оно соответствует нормам. ...А могут и не получить; в таком случае в период службы они обеспечиваются жильём в общем порядке: общежитие, служебное, поднаём, бомжевание...

2. Если военнослужащему, заключившему контракт до 1998 года, в период военной службы жильё по соцнайму не предоставлено, его могут – в зависимости от благополучного расклада звёзд – предоставить при увольнении. , только соцнайм.

На всякий случай обращаю внимание: нигде в законе не сказано, что ставшие контрактниками до 1998 года имеют безусловное право на жильё при увольнении, даже если прослужили 10 и более лет. Просто есть ещё такие, кто уверен в обратном. У данной категории военнослужащих право на жильё возникает только при увольнении по "льготной формуле": 10 лет выслуги + одно из трёх оснований (ОШМ / болезнь / пердельный возраст:). Даже выслуга 20 и более лет не имеет никакого значения: не имеешь одно из оснований, – жильё при увольнении не положено. Т.е. при выслуге 20 лет и более, увольняясь не по "льготной формуле", военнослужащий, заключивший контракт до 1998 года, не имеет права на жилое помещение. Такие дела. (Можете доказать обратное?). Другой вопрос, что в жизни такое почти не встречается, но тем не менее...

"Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации".

Здесь обязательно надо отметить, что данная норма появилась в законе лишь в 1998 году, при выходе его в новой редакции, с введением такой категории военнослужащих, как "обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями" (см. ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" 1993 года – там такой категории нет).

Выводы

1. Заключившим контракт после 01.01.98 жильё может быть предоставлено только в собственность. Этой льготы нет у военнослужащих, заключивших контракт до 01.01.98 г. (кроме случаев получения жилья через ГЖС).

2. Военнослужащий (по совокупности нормы ст. 23 и указанной здесь – независимо от времени заключения контракта, до или после 01.01.98) имеет право при увольнении получить жильё в том населённом пункте, в котором захочет. В любом. Главное здесь – увольняться по "льготной формуле".

3. Интереснейший момент, о котором сегодня никто не задумывается: если увольняемым с военной службы по трём льготным основаниям предоставляют жильё в собственность лишь в самый момент увольнения , то лицам с 20 "календарями" жильё в собственность обязаны предоставить прямо в период службы. Причём в любом избранном населённом пункте! Круто!!!

(В третьем выводе – розыгрыш: таких военнослужащих не существует в природе; живьём на них можно будет взглянуть лишь в январе 2018 года (либо раньше на то количество лет, сколько прослужил до заключения контракта). По смыслу данной нормы под лицами "обеспечиваемыми на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями" понимаются именно те, кто заключил контракт начиная с 01.01.98. Кто повёлся? – признавайтесь:).

Следующее. Абз. 1 п. 2 ст. 15:

"Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти".

П. 14 ст. 15:

"Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов . Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства".

Выводы

1. Квартирное довольствие как в период, так и при увольнении с военной службы, возложено исключительно на Минобороны, в т.ч. и при перемене места жительства. Так что жильё в любом случае можно будет получить только через свою в/ч.

2. Сначала уполномоченным органом решается вопрос о предоставлении жилья, затем, при оформлении документов на его получение, – снятие с регистрации и сдача жилья по прежнему месту жительства. Напоминаю, что под моментом получения жилого помещения сегодня подразумевается заключение договора социального найма жилого помещения, в то время как по старому ЖК считалась выдача ордера.

Особое мнение

Сертификат – действительно – затея не из лучших. Тем не менее, на периферии берут даже их, потому что уверены, что ничего другого в ближайшие годы не светит. Поступают по известной поговорке: лучше синица в руках, чем утка... т.е., чем журавль в небе. Это городские зажрались: им только в натуре подавай, и только в Арбатском военном округе:). (Порядок получения и реализации ГЖС определён соответствующим постановлением Правительства РФ. Разговор по этому вопросу будет вынесен в отдельную тему). Главное здесь помнить, что участие в программе ГЖС – исключительно добровольное.

"Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более".

Абз. 2 п. 1 ст. 23:

"Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона".

Выводы

1. Если военнослужащий согласен уволиться с последующим обеспечением его жильём (такое тоже бывает, – мало ли, у кого какие обстоятельства), то из списков очередников на квартиру его не исключат, если он сам об этом специально не попросит. Т.е. по умолчанию командование обязано оставить военнослужащего в очереди, соответственно, в рапорте об этом указывать не обязательно. По закону. А в жизни – требуют. Так что, лучше написать, – до военных без рапорта плохо доходит... :)

Если военнослужащий согласен исключиться не только из списков части, но из списка очередников, то жилья он уже вообще не получит (потому что целиком и полностью соглашается в том, что ему ничего не нужно).

2. Если военнослужащий признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то его нельзя уволить (исключить из списков части), если он сам об этом специально не попросит.

Особое мнение

При наличии жилья по месту службы по установленным нормам, военнослужащего беспрепятственно увольняют с военной службы, независимо от желания получить таковое по другому избранному месту жительства. В законе нигде не сказано, что если захочется получить жильё в другом населённом пункте, то при этом автоматически считаешься нуждающимся в улучшении жилищных условий. Единственной нормой, однозначно регулирующей данный вопрос, является вышеуказанная (абз. 2 п. 1 ст. 23), а она говорит об обратном: только в случае, если признан нуждающимся. С другой стороны в похожих по содержанию нормах (все приведены выше) есть небольшие "зацепки", позволяющие предположить наличие права на получение жилья по новому избранному месту жительства, даже независимо от того, что уже обеспечен по установленным нормам по месту службы.

Именно по этой проблеме – получение жилья в новом избранном месте жительства – "работали" постановление Правительства 1998 года № 1054, а также ФЗ "О статусе" в прежней редакции, которыми органам местного самоуправления было предписано ставить на учёт нуждающихся военнослужащих из других населённых пунктов. Данное постановление на сегодняшний день фактически не работает (в связи с соответствующими изменениями ФЗ "О статусе", т.к. было издано в его развитие), хотя и не отменено.

Особое мнение

Здесь же надо сказать, что даже жилищники и юристы не знают толком (не все, конечно), – положено жильё или нет в случае, если военнослужащий обеспечен по месту службы, но хочет при увольнении получить в новом избранном. Сюда же относятся и ситуации, когда необеспеченный жильём военнослужащий, заключивший контракт до 01.01.98, с выслугой 20 лет и более, увольняемый не по "льготной формуле", хочет получить жильё. И это тот самый случай, когда можно со всей силы "тянуть одеяло на себя", не стесняясь и грубо работая локтями. Особо помогает здесь тупоголовость и боязливость кадровиков, реально занимающихся вопросами увольнения. Если они не уверены в своей правоте, даже несмотря на положительное мнение юристов, то будут откладывать дату увольнения до бесконечности.

Примеры для закрепления

А. Обеспечен жильём по установленным нормам по месту службы

Дата заключения контракта не имеет значения. Увольнение по "льготной формуле", либо при выслуге 20 и более лет. Под предлогом желания получить жильё в другом населённом пункте можно попытаться остаться в списках части, либо в списках очередников. Со всеми вытекающими...

Будем говорить так: это не совсем логично, но почти законно. Не логично, – потому что по жилищному законодательству обеспечиваются лишь нуждающиеся, признанные таковыми. Законно, – потому что имеется теоретическое право на перемену места жительства при увольнении. Вот ключевые моменты данного вопроса.

Б. Жильём не обеспечен, признан нуждающимся, состоишь в очереди

Контракт после 01.01.98

1. Выслуга менее 20 лет. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, оставление в очереди при воинской части не положено.

2. Выслуга 20 лет и более. Положено жильё в собственность в любом населённом пункте независимо от места службы и от того будешь ли дальше служить или увольняться (по месту службы всё равно обязаны обеспечить хотя бы служебным). Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

3. Выслуга 10 лет и более. Увольнение по одному из трёх льготных оснований. Положено жильё в собственность. Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

Контракт до 01.01.98

4. Выслуга менее 10 лет. Увольнение по любому основанию. Жильё не положено, оставление в очереди не положено.

5. Выслуга от 10 до 20 лет. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, оставление в очереди не положено.

6. Выслуга 20 лет и более. Увольнение по любому основанию, кроме трёх льготных. Жильё не положено, но можно остаться в очереди при воинской части.

7. Выслуга 10 лет и более. Увольнение по одному из трёх льготных оснований. Положено жильё по социальному найму. Если избрано увольнение без предоставления жилья, то можно остаться в очереди при воинской части.

Если есть, что сказать – в комментариях. Вопросы и обсуждение – .