Пользование жилым помещением по договору социального найма. Жилищный кодекс российской федерации 56 жк рф судебная практика

19.05.2020 Кредитные карты

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 55-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

Комментарии к статье

1. Коммент. ст. регламентирует основания и порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Гражданин, состоящий на жилищном учете, может отказаться от поддержки государственных органов или органов местного самоуправления в получении жилья из состава государственного или муниципального жилищного фонда путем подачи соответствующего заявления в орган, осуществивший его постановку на жилищный учет.

Орган, осуществивший постановку гражданина на жилищный учет, может снять гражданина с учета в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регламентированы ст.51 коммент. закона.

Состоящий на жилищном учете гражданин подлежит снятию с учета в связи с выездом для постоянного жительства в другое муниципальное образование. Исключение составляют случаи перемены места жительства в пределах городов Санкт-Петербурга и Москвы.

2. Обеспечение жильем по договору социального найма осуществляется из жилищных фондов конкретных, установленных законом, источников (жилищных фондов муниципальных образований, субъектов РФ и Российской Федерации).

Таким образом, решение законодателя о снятии очередника с жилищного учета в связи с его выездом для постоянного жительства за границы муниципального образования, в котором он состоит на жилищном учете и из состава жилищного фонда которого очередник подлежал бы обеспечению жильем, понятно и оправдано. Исключение составляют случаи перемены места жительства гражданина в пределах субъектов РФ - городов Санкт-Петербурга и Москвы, в которых основные вопросы в жилищной сфере находятся, как правило, в компетенции органов государственной власти данных субъектов РФ.

Другими основаниями для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях является оказание ему содействия в улучшении жилищных условий путем получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, а также предоставления ему земельного участка для строительства жилого дома (см. коммент. к ст.55).

3. Пунктом 6 коммент. ст. установлены такие основания для снятия с жилищного учета, как:

А) выявления в представленных гражданином документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет;

Б) неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

4. Недостоверность представленных гражданином в уполномоченный орган сведений для принятия на жилищный учет может быть определена как:

Ошибка;

Подлог.

Подлог осуществляется, как правило, путем изначального составления документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу (интеллектуальный подлог), а также изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации (материальный подлог). Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

Подлог - наказуемое деяние вплоть до несения уголовной ответственности.

Термин "неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет” может включать в себя как рассмотренные выше ошибку и подлог (служебный), так и иные, часто уголовно наказуемые действия, результатом которых явился факт принятия положительного решения о постановке гражданина на жилищный учет, например:

Получение взятки (денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя;

Халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

И другие.

5. Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях принимается органом, принявшим решение и осуществившим ранее прием гражданина на жилищный учет, не позднее тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения, с обязательным обоснованием и ссылкой на обстоятельства, предусмотренные п.1 коммент. ст.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Yurguru.ru / Жилищный кодекс РФ / Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма / Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищный кодекс РФ. Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.


Статья 56 ЖК РФ Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях - полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег.

Другие статьи Главы 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Статья 56 ЖК РФ. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

Вернуться к оглавлению документа : Жилищный кодекс РФ (с комментариями)

Комментарии к статье 56 ЖК РФ, судебная практика применения

Граждане, принятые на учет до 01.03.2015г. вправе состоять на учете до получения жилых помещений по договору соцнайма

В соответствии со статьей 6 закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации":

"граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ , а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части".

Конституционный Суд РФ в определении от 01.12.2009 N 1549-О-П указал, что положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Обзор практики ВС РФ:

"Обзор практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года:

  1. Решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основание по ст. 56 ЖК РФ
  2. Перечень оснований для снятия с учета нуждающихся в жилье по ст. 56 ЖК РФ является исчерпывающим
  3. Право на предоставление жилья по договору социального найма возникает при условии признания лица не только нуждающимся, но и малоимущим
  4. Нет решения о признании лица малоимущим – основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях
  5. Для подтверждения статуса малоимущих граждан учитывается доход нового члена семьи лица, нуждающегося в жилом помещении
  6. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как не относящиеся к малоимущим лица, принятые на учет до 1 марта 2005 года

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.04.2009 n 4980 Решение жилищной комиссии о снятии заявителей (как единой семьи) с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма, признается правомерным, поскольку в настоящее время жилищная обеспеченность заявителей превышает установленную учетную норму площади жилого помещения, то есть отпали основания, в связи с которыми они были поставлены на учет.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 апреля 2009 г. N 4980
Судья: Вайнонен Е.Э.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Лебедева В.И.
судей Савельевой М.Г., Нюхтилиной А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 14 апреля 2009 года дело N 2-377/09 по кассационной жалобе Администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2009 года по иску заявлению К.А., К.Б., К.В., К.Г. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., объяснения представителя Администрации Невского района Санкт-Петербурга Д., действующей на основании доверенности N 031-3 от 12.01.2009 г., К.А., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Заявители К.А., К.Б., К.В., К.Г. обратились в суд, просили признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации Невского района от 28.10.2008 года о снятии их семьи с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, просили обязать Администрацию Невского района Санкт-Петербурга восстановить их семью на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях с присвоением номера очереди, имевшего место до снятия с очереди. При этом, ссылались на то обстоятельство, что снятие с очереди по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилых помещений по договору социального найма, является незаконным.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2009 года заявление К.А., К.Б., К.В., К.Г. удовлетворено.
Суд признал незаконным решение жилищной комиссии Администрации Невского района Санкт-Петербурга от 28.10.2008 года о снятии семьи К-ных с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Суд обязал жилищную комиссию Администрации Невского района восстановить семью К-ных на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях с присвоением номера очереди, имевшего место до снятия с очереди.
В кассационной жалобе Администрация Невского района Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение районного суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, материалов учетного дела N 1-3260, семья К-ных из четырех человек занимает отдельную двухкомнатную квартиру <...>, общей площадью 48,70 кв. м, жилой площадью 28,40 кв. м (л.д. 7). Указанная квартира находится в долевой собственности заявителей на основании договора приватизации от 01.07.2005 г., по 1/4 доли за каждым (л.д. 8 - 10).
К-ны состояли в АНР на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 12.07.1984 г. (л.д. 6).
Решением жилищной комиссии АНР от 28.10.2008 г. семья К-ных снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилых помещений по договорам социального найма (л.д. 12 - 13).
Согласно ст. 55 ЖК РФ граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья. Снять их с учета можно только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими заявления о снятии с учета,
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма,
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование,
4) получения ими в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилья,
5) предоставления гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома,
6) предоставления не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Судом установлено, что К-ны были приняты на учет по предоставлению жилой площади 12.07.1984 г., поскольку занимали одну комнату размером 10,83 кв. м в коммунальной квартире <...> (л.д. 51, 57).
Решением жилищной комиссии Администрации Невского района от 12.03.1997 г. К.Б. и членам его семьи в дополнение была предоставлена комната площадью 17,58 кв. метров в указанной квартире (л.д. 55).
Согласно Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденным решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного Совета профессиональных союзов N 712/6 от 07.09.1987 г., действовавшим на момент принятия на учет К-ных (1984 г.) и на день предоставления второй комнаты (1997 г.), нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь 5,5 кв. метров и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах ЖСК и принадлежащих гражданам на праве личной собственности (п. 16.1).
Пункт 29.1 Правил предусматривал снятие граждан с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п. 12 Правил - 9 кв. метров на человека).
Удовлетворяя заявление, суд принял во внимание, что семья К-ных не была снята с учета в 1997 г. в связи с предоставлением им в дополнение комнаты площадью 17,58 кв. метров в указанной квартире, поскольку доля жилой площади на каждого из них составляла 7,10 кв. метров (28,40 кв. метров: 4 чел. = 7,10 кв. метров), что менее 9 кв. метров на человека. При таких обстоятельствах, в соответствии с выводом суда, поскольку семья К-ных была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном на тот период времени порядке, состояла на указанном учете, и у них не были утрачены основания, которые до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, давали им право на получение жилого помещения по договору социального найма, то они сохраняют право состоять на данном учете по основаниям ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ". Следовательно, снятие заявителей с учета по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований состоять на учете, является незаконным.
Между тем, из содержания ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им по договорам социального найма, снимаются с данного учета в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договору социального найма в Санкт-Петербурге" установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах 9 кв. метров общей жилой площади. Жилищная обеспеченность К-ных на одного человека составляет 12,18 кв. метров (48,70 кв. м: 4 = 12,18 кв. м).
Основания и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения определены в ст. 51 ЖК РФ, в соответствии с которыми состоять на учете имеют граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма... либо собственниками жилых помещений... и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Семья К-ных была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 16.1 "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ленинграде" в связи с тем, что занимала жилую площадь менее 5,5 кв. метров на каждого проживающего.
Указанные Правила... утратили свое действие в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65.
Поскольку в настоящее время жилищная обеспеченность заявителей превышает установленную учетную норму площади жилого помещения, т.е. отпали основания, в связи с которыми они были поставлены на учет, у Администрации Невского района Санкт-Петербурга имелись основания для снятия их с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах решение районного суда не может быть признано правильным.
Поскольку все обстоятельства по делу судом установлены полностью, отменяя решение районного суда, судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворения заявления К.А., К.Б., К.В., К.Г.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2009 года отменить. Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении заявления К.А., К.Б., К.В., К.Г. об оспаривании решения органа государственной власти отказать.

Навигация:

Предоставление жилых помещений по договору социального найма направлено на реализацию одного из основных прав, предусмотренных Конституцией РФ, - права граждан на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

По договору социального найма жилое помещение предоставляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Однако следует учитывать, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Причем их правовое положение как очередников отличается по сравнению с теми гражданами, которые были поставлены на учет после 1 марта 2005 г. Для первых не имеет значения изменение их материального положения, для последних это обстоятельство предусмотрено в качестве самостоятельного основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (п. 2 ч. 1 ст. 56)

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Каждому субъекту Российской Федерации предстоит принять законы, устанавливающие порядок признания гражданина малоимущим, определить иные категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения могут быть предоставлены по договору социального найма. На органы местного самоуправления возложена обязанность по установлению учетных норм обеспеченности жилыми помещениями, исходя из которых граждане должны признаваться нуждающимися в улучшении жилищных условий, и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Поскольку ЖК РФ исключил первоочередное предоставление жилых помещений, жилые помещения могут быть предоставлены только в порядке очередности исходя из времени постановки на учет и включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма допускается в исключительных случаях, связанных со стихийным бедствием или чрезвычайной ситуацией, аварийным состоянием жилого помещения. Другие случаи предоставления жилых помещений во внеочередном порядке могут быть установлены федеральными законами.

Те граждане, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий (ст. 53 ЖК РФ). К числу таких действий нормативные акты субъектов Российской Федерации относили, к примеру, обмен жилой площади, изменение порядка пользования жилым помещением, расторжение брака, вселение других лиц, а также отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли .

Жилищный кодекс РФ (ст. 53)

Решение органа местного самоуправления о предоставлении гражданину жилого помещения является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный этим решением. По ранее действовавшему законодательству договор найма жилого помещения заключался на основании ордера, который содержал все необходимые сведения для заключения договора: фамилия, имя, отчество лица, которому выдан ордер, состав членов семьи, включенных в ордер (фамилия, имя, отчество, родственное отношение), адрес и характеристика предоставляемой жилой площади - размер общей и жилой площади. С учетом того, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма заменяет собой ордер, оно должно содержать все эти сведения, необходимые при заключении договора социального найма.

Федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации могут быть определены иные категории граждан, помимо малоимущих, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма. Для таких категорий граждан правила постановки на учет и предоставления жилых помещений могут быть предусмотрены этими законами (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (ч. 3 ст. 49)

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

По общему правилу предметом договора социального найма должно быть изолированное жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Помещения вспомогательного характера, а также общее имущество в многоквартирном доме не могут быть самостоятельным предметом такого договора. Комнаты по договору социального найма могут быть переданы только в случае освобождения их в квартирах коммунального заселения.

Согласно п. 4 ст. 59 ЖК РФ такая комната заселяется на общих основаниях по договору социального найма только в том случае, если другие наниматели и (или) собственники, проживающие в коммунальной квартире, не имели оснований для предоставления им этой комнаты по договору социального найма либо она не передана им по договору купли-продажи.

Нанимателям и (или) собственникам, проживающим в коммунальной квартире, освободившаяся комната на основании их заявления может быть передана по договору социального найма, только если, во-первых, они признаны или могут быть признаны малоимущими, во-вторых, нуждающимися в жилых помещениях (ч. 1 ст. 59 ЖК РФ) или их обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления (ч. 2 ст. 59 ЖК РФ). При отсутствии указанных лиц жилая комната может быть передана по договору купли-продажи гражданам, имеющим обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (ч. 3 ст. 59 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (п. 4 ст. 59)

1. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

2. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

3. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

4. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Договор социального найма заключается в письменной форме и по общему правилу вступает в силу с момента подписания. По его условиям наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение. Фактическая передача его должна осуществляться на основании акта передачи жилого помещения. Исключительно важное значение имеет норма ст. 64 ЖК РФ.

Жилищный кодекс РФ (ст. 68)

Судебная практика

Судебная практика еще при разрешении дел о приватизации жилых помещений гражданами исходила из того, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"").

Теперь подходы судебной практики в части соблюдения жилищных прав граждан при смене собственника жилищного фонда получили свое законодательное закрепление.

Отказ в постановке на учет, снятие с учета и предоставление жилого помещения могут быть оспорены в судебном порядке. В связи с различной правовой природой этих дел оспаривание отказа в постановке на учет и снятии с учета следует рассматривать по правилам производства главы 25 ГПК как жалобу на решения или действия должностных лиц местного самоуправления. В то же время оспаривание решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения конкретным гражданам со стороны других лиц - это спор о праве, который должен рассматриваться по правилам искового производства.

По договору социального найма жилое помещение передается нанимателю для использования его по целевому назначению в качестве жилья. Но в определенных пределах ему принадлежит право распоряжения предоставленным в пользование жилым помещением. Согласно ст. 67 ЖК РФ наймодатель наделен рядом полномочий по вселению в занимаемое жилое помещение других лиц, сдаче его в поднаем, поселению временных жильцов, осуществлению обмена, а также иных полномочий, предусмотренных как ЖК РФ, так и другими федеральными законами.

Жилищный кодекс РФ (ст. 67)

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, предоставлена ли им жилая площадь одновременно с нанимателем или они вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.

К членам семьи нанимателя ст. 69 ЖК РФ относит проживающих с ним совместно супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов семьи и ведут с ним общее хозяйство. Иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения в исключительных случаях в судебном порядке.

Жилищный кодекс РФ (ст. 69)

1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

3. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

4. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Иные лица, которые по закону могут быть признаны в исключительном случае членами семьи нанимателя, - это прежде всего неусыновленные дети мужа или жены нанимателя, их родители, лицо, находящееся с нанимателем в фактически брачных отношениях.

Вопрос, связанный с судебным признанием их членами семьи нанимателя, не требует отдельного рассмотрения: он должен решаться судом в процессе рассмотрения спора по существу о признании за этими лицами права на жилое помещение нанимателя.

В силу ст. 70 ЖК РФ вселение нанимателем своего супруга, детей и родителей производится с согласия в письменной форме членов его семьи, в том числе временно отсутствующих. Вселение других лиц производится с письменного согласия членов семьи нанимателя, в том числе отсутствующих, и наймодателя. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов семьи, если после их вселения общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. В случае же вселения к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласия членов семьи нанимателя и наймодателя.

Жилищный кодекс РФ (ст. 70)

Причины, по которым член семьи нанимателя не согласен на вселение в жилое помещение других лиц, не имеют правового значения. Согласие члена семьи на вселение других лиц по своей природе является сделкой, и отказ от ее совершения не может быть оспорен в судебном порядке.

Напротив, отказ наймодателя на вселение нанимателем лиц в качестве членов своей семьи может последовать только в случаях, прямо предусмотренных законом, за рамками которых отказ наймодателя должен признаваться судом недействительным.

Один из самых спорных и неясных вопросов в судебной практике связан с определением момента возникновения права пользования жилым помещением лица, вселенного в качестве члена семьи нанимателя.