Публикация правовых. Как производится официальное опубликование нормативных правовых актов

18.06.2020 Кредитные карты

А.В. ЧЕРВЯКОВСКИЙ, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России Рассматриваются недостатки традиционного способа официального опубликования нормативных правовых актов в печатном виде. Обосновывается вывод о возможном введении официального электронного опубликования данных документов на сайтах органов государственной власти, о введении единого электронного источника опубликования.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 340.131.3

Страницы в журнале: 8-11

А.В. ЧЕРВЯКОВСКИЙ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России

Рассматриваются недостатки традиционного способа официального опубликования нормативных правовых актов в печатном виде. Обосновывается вывод о возможном введении официального электронного опубликования данных документов на сайтах органов государственной власти, о введении единого электронного источника опубликования.

Printed and electronic official publication of normative acts of law

Chervyakovsky A.

In the article the author pays attention to the fact that the traditional way of official publication of the documents in printed form has shortcomings. The author regards it as possible to carry out the official electronic publication of normative acts in sites of the state authorities and to introduce the unified electronic source of publication of the normative acts.

Keywords: official publication, normative acts of law, state authorities, official sites.

Требование официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, закреплено в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Традиционно официальное опубликование осуществляется в печатном виде. Официальное опубликование федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Федерального собрания РФ регламентирует Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» (в ред. от 22.10.1999).

Указанный закон устанавливает три источника официального опубликования: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Парламентская газета». В «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете» также публикуются акты Президента РФ и Правительства РФ.

Зарегистрированные в Минюсте России нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Важно отметить, что далеко не все нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти публикуются в указанных выше источниках официального опубликования. Имеются свои источники у Банка России, Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Не публикуются акты или отдельные их положения, содержащие сведения конфиденциального характера (таких актов достаточно много).

Однако больший массив правовых документов составляют акты, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации. Последние подлежат опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим эти акты. Они, как правило, публикуются в ведомственных изданиях и размещаются на официальных сайтах данных органов власти. Встречаются случаи, когда в официальном источнике публикуется лишь часть нормативного правового акта.

Как отмечает В.М. Хургин, традиционные «бумажные» технологии в современных условиях не могут справиться с возникшими проблемами. С этим следует согласиться, так как действующая система официального опубликования нормативных актов имеет ряд существенных недостатков, которые нашли отражение в литературе. В частности, сложившаяся система официального опубликования не позволяет осуществить поиск необходимой правовой информации. Нормативные правовые акты публикуются в разных источниках официального опубликования. Чтобы гражданин или организация могли познакомиться с текстами правовых актов всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на конкретной территории, он должен иметь доступ к нескольким источникам официального опубликования.

Официальное опубликование в бумажном виде не позволяет познакомиться с актуальной редакцией нормативного правового акта, когда нет единого официального текста нормативного правового акта, в случае внесения в базовый текст каких-либо изменений или дополнений. В настоящее время для российского законотворческого процесса характерно принятие законов, вносящих поправки в уже действующие законы. «Объем принятых законов (федеральных и субъектов Российской Федерации) о внесении изменений в действующие законодательные акты многократно превышает объем самостоятельных (первичных) законов - проектов федеральных законов, подготовленных в виде их полнотекстовых редакций». В официальных источниках публикуются лишь законы о внесении изменений и дополнений, измененный и дополненный закон в актуальной редакции не публикуется.

Решить проблему, по нашему мнению, могло бы создание Свода законов Российской Федерации. Как известно, есть положительный опыт СССР и входивших в него союзных республик, в которых создавались такие своды. В 1990-х годах была начата работа по созданию Свода законов России. Однако объем российского законодательства в настоящее время достаточно велик, что делает практически невозможным осуществить в печатном виде доступную для граждан систематизацию действующих нормативных правовых актов.

Сейчас действуют также правовые акты, принятые еще до установленного порядка официального опубликования нормативных правовых актов. Отдельные акты министерств и ведомств не были официально опубликованы, в то же время они продолжают действовать. Многие действующие акты, принятые в советский период, также продолжают действовать; при этом даже если они и были официально опубликованы, найти источник данной публикации весьма затруднительно. Данные акты никогда не перепечатывались, и найти их текст можно только в правовых информационных системах. В частности, Верховный суд РФ в своем решении от 11.04.2006 № ГКПИ 06-124 и Кассационная коллегия ВС РФ в определении от 22.06.2006 № КАС 06-194 признали действующим в полном объеме постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 “О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР”», которое никогда не было опубликовано и на момент принятия указанных решений было размещено только в правовых информационных системах «Гарант», «Кодекс» и «КонсультантПлюс.

Появление новых информационных технологий, активное использование сети Интернет поставило перед учеными и практиками вопрос о возможности официального опубликования правовых актов не только в бумажном (печатном), но и в электронном виде. По мнению ряда ученых, решить проблемы недостатков бумажного (печатного) опубликования может придание статуса официального опубликования электронным изданиям и постепенный переход только к электронному официальному опубликованию.

Такая точка зрения находит поддержку в органах государственной власти. Так, в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» сказано, что официальными являются тексты актов Президента РФ и Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Переходят на официальное опубликование нормативных актов в электронном виде органы государственной власти г. Санкт-Петербурга. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2010 № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» официальным опубликованием закона Санкт-Петербурга является первое размещение его полного текста на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет либо первая публикация его полного текста в одном из печатных средств массовой информации, указанных в данном законе. Исключение из правил публикации сделано только для закона о бюджете города (предусмотрена публикация его полного текста в журнале «Вестник Комитета финансов Санкт-Петербурга»). Официальным опубликованием правовых актов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, губернатора Санкт-Петербурга, правительства Санкт-Петербурга, иного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга является первое размещение их полного текста на официальных сайтах в сети Интернет.

Проблема электронного опубликования становится тем более актуальной, что в настоящее время от государственных органов требуется размещать тексты нормативных актов, регулирующих их деятельность, на своих официальных сайтах. Впервые такая обязанность была закреплена в постановлении Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Об этом же свидетельствует и вступивший в силу с 01.01.2010 Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Правительством РФ принято постановление от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Этим постановлением утверждены перечень информации о деятельности Правительства РФ, размещаемой в сети Интернет; перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет.

Многие государственные органы, как федеральные, так и субъектов Российской Федерации, уже имеют свои сайты в Интернете. На сайтах федеральных органов исполнительной власти размещаются нормативные правовые акты данных органов, в том числе признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, опубликованные в ведомственных периодических изданиях. В настоящее время для большинства федеральных органов исполнительной власти источниками официального опубликования являются различные периодические издания, предусматривается также размещение нормативных правовых актов на сайтах соответствующих органов. Ряд государственных органов размещают нормативные правовые акты только на своих официальных сайтах. Так, акты Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница), признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, в соответствии с приказом Росграницы от 15.08.2008 № 78 подлежат опубликованию на официальном интернет-сайте данного федерального агентства (www.rosgranitsa.ru). Зная, с каким трудом государственные органы создают и обеспечивают функционирование своих официальных сайтов, очень трудно положительно ответить на вопрос, будут ли публиковаться на этих сайтах нормативные правовые акты государственных органов в актуальной редакции.

Представляется, что необходим единый электронный орган официального опубликования федерального законодательства. Такой же орган, полагаем, должен быть создан и в субъектах Российской Федерации.

Единый электронный орган официального опубликования нормативных правовых актов функционирует в целом ряде зарубежных государств - Бельгии, Италии, Франции, ФРГ, Эстонии и др. В некоторых странах продолжают параллельно существовать электронные и печатные версии официальных изданий. Э.В. Талапина выделяет следующие обстоятельства, объясняющие «осторожное» отношение зарубежных стран к признанию первичности официального электронного опубликования: традиционная последовательность и постепенность внедрения информационных технологий в деятельность публичной власти; реакция на первичное электронное опубликование как на возможные нарушения принципа открытости информации и обеспечения доступа к ней; опасности, связанные с известными недостатками любых электронных систем; необходимость существенных финансовых затрат на внедрение и обеспечение постоянного бесперебойного функционирования электронного механизма опубликования.

А.Н. Артамонов полагает, что необходимо придать статус источника официального опубликования электронной информационной системе. В настоящее время наибольшей популярностью у государственных органов и граждан пользуются справочные правовые системы, созданные негосударственными организациями. К сожалению, сложилась такая ситуация, когда человек имеет возможность познакомиться с законом с учетом внесенных в него очередных изменений и дополнений лишь на экране компьютера в неофициальной редакции «КонсультантПлюс» или «Гарант». Такая законодательная техника, как отмечают известные ученые, не ориентирована на человека.

В решении Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 21 октября 2005 г., принятого по жалобе, подготовленной юристами ИРСИ, зафиксировано, что размещение федеральными органами исполнительной власти некоторых сведений в информационно-правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант» не является надлежащим исполнением постановления Правительства РФ от 12.02.2003 № 98, нарушает или препятствует осуществлению гражданами своих прав. Компании, распространяющие правовую информацию, предоставляют ее пользователям на коммерческой основе; информация носит платный характер и не может считаться общедоступной. Полагаем, такая позиция суда вполне справедлива.

Нами были проанализированы решения судебных органов, в том числе Верховного суда РФ, в которых затрагиваются вопросы официального опубликования нормативных правовых актов. Нередко судьи отмечают, что размещение нормативных правовых актов в системах «Гарант» и «КонсультантПлюс» позволяет обеспечить возможность населению ознакомиться с содержанием нормативного правового акта.

Указанные выше и иные негосударственные справочные правовые системы, на наш взгляд, не должны относиться и справедливо не относятся к источникам официального опубликования нормативных правовых актов. Вместе с тем следует признать, что коммерческие справочные правовые системы являются одним из самых надежных источников получения правовой информации. Государственные информационно-правовые системы в настоящее время не могут соперничать с ними. Полагаем, что разработчики и владельцы негосударственных правовых систем, понимая, что их правовые системы не являются источником официального опубликования, даже при наличии конкуренции со стороны государственных систем смогут предложить такой набор услуг, который по достоинству оценят их клиенты.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере опубликования нормативных правовых актов, позволяет прийти к следующим выводам. Размещение данных актов в электронном виде в информационных системах и в Интернете - перспективное направление деятельности государства и гражданского общества. Считаем вполне возможным введение официального электронного опубликования нормативных актов на сайтах органов государственной власти. Однако для этого необходимо, чтобы государственные органы помещали информацию о нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность, отвечали на вопросы посетителей сайтов. Полагаем, что в настоящее время нельзя полностью отказываться от сложившейся системы официального опубликования.

Придерживаемся ранее высказанных суждений о том, что государству следует принимать меры по разработке информационно-поисковых экспертных систем, позволяющих пользователю в диалоговой форме получать необходимую ему правовую информацию. Государству нужно расширять сеть центров и пунктов доступа граждан к официальной информации. Их следует организовывать на базе общедоступных библиотек (не только областных, но и прежде всего городских, районных, поселковых), в отделениях почтовой связи ФГУП «Почта России», в государственных и муниципальных учреждениях по оказанию бесплатной юридической помощи, учебных заведениях, учреждениях здравоохранения.

Эффективность электронного и иного официального опубликования возможна только при активной работе по систематизации законодательства. Следует организовать работу по ревизии действующих еще советских и постсоветских нормативных правовых актов; при признании необходимости их действия организовать публикацию в печатных изданиях, а также размещение в сети Интернет на сайтах федеральных органов исполнительной власти.

Библиография

1 См.: Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009).

3 См.: Исаков В.Б. Официальное электронное опубликование как необходимая предпосылка для перехода к системе непрерывной кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 25-26 сентября 2008 г.) / Под ред. В.М. Баранова и Д.Г. Краснова. - Н. Новгород, 2009. С. 254-259; Хургин В.М. Указ. соч.

4 Доклад Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. - М., 2007. С. 339.

5 См.: Исаков В.Б. Указ. соч. С. 262; Хургин В.М. Указ. соч.

6 В настоящее время данное постановление Правительства РФ утратило силу.

9 См.: Поленина С.В., Баранов В.М. Формирование правового пространства России в условиях глобализации: состояние и технико-юридические проблемы совершенствования законодательства (вместо предисловия) // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сб. ст. - М.; Н. Новгород, 2007. С. 11.

10 См., например: Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 30 марта 2010 г. по делу № 50-Г10-7.

11 См.: Исаков В.Б. Указ. соч. С. 260.

12 См.: Червяковский А.В. Информационно-коммуникативные технологии и распространение правовой информации // Интернет и современное общество: Труды X Всерос. объединенной конф. (г. Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 г.). - СПб., 2007. С. 247-249.

Поделитесь статьей с коллегами:

ч.3 ст. 15 Конституции РФ — Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принят Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание:-)


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ.

Все проекты законов вносятся в установленном порядке в Государственную Думу.

Особый порядок установлен только для законопроектов по налогам и сборам и тех, в которых предусмотрены расходы за счет федерального бюджета.

Перед внесением их в Государственную Думу данные законопроекты в обязательном порядке должны получить заключение Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты принимаются в результате правотворчества уполномоченных на это государственных органов.

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда прошло его одобрение обеими палатами Федерального собрания.

Для этого необходимо, чтобы законопроект набрал не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После принятия закона Госдумой, он в течение 5-ти дней направляется на рассмотрение Совета Федерации.

Если за законопроект проголосовало больше половины общего количества голосов членов палаты Совета Федерации или если Совет Федерации по истечении 14 дней не рассмотрел его, данный законопроект считается одобренным Советом Федерации.

Если Совет Федерации отклонил закон, для урегулирования спорных вопросов может быть создана согласительная комиссия. После этого закон повторно рассматривается Госдумой.

Федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании в Госдуме за него проголосовало не меньше чем 2/3 общего числа депутатов.

Датой принятия федерального закона является момент его принятия Государственной Думой в окончательной редакции.

Принятые таким образом федеральный конституционный закон и федеральный закон в течение 14 дней подписывается Президентом РФ, а затем должен быть официально опубликован в течение 7 дней. Акты Палат Федерального собрания должны быть опубликованы не позднее 10 дней с момента их принятия. Международные договоры публикуются одновременно с договорами об их ратификации.

Официальными источниками опубликования указанных актов являются: "Парламентская газета", "Российская газета" (издаются ежедневно), "Собрание законодательства Российской Федерации" (выходит еженедельно) и - с 10 ноября 2011 г. - "Официальный интернет-портал правовой информации" (pravo.gov.ru).



После этого закон считается доведенным до всеобщего сведения.

В дальнейшем принятый закон может печататься в других газетах и журналах, сведения о его принятии могут быть озвучены по телевидению и радио, разосланы по каналам связи государственным органам, организациям и т.п.

Вступление в юридическую силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания происходит единовременно по всей территории России по прошествии 10 дней с даты их официального опубликования.

Однако бывает, что в самих законах устанавливается дата вступления их в силу, в этом случае закон вступает в силу с указанной даты.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 акты Президента (указы и распоряжения) и акты Правительства (постановления и распоряжения) в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию, за исключением тех документов, которые содержат государственную тайну или иные конфиденциальные сведения.

Публикация указанных актов происходит в течение 10 дней с момента их подписания в следующих печатных изданиях: в "Российской газете", «Собрании законодательства Российской Федерации», а также на "Официальном интернет-портале правовой информации".



Кроме того, тексты актов могут быть опубликованы в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны РФ, а также в других печатных изданиях, доведены до сведения граждан по телевидению и радио и т.п.

Вступление в юридическую силу нормативных Актов Президента происходит по всей России единовременно спустя 7 дней с даты их официального опубликования.

Все остальные акты Президента, а также те, которые составляют государственную тайну, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливают правовой статус федеральных органов исполнительной власти, и организаций, вступают в силу спустя 7 дней с момента их первого официального опубликования.

Все другие виды акты Правительства вступают в силу с момента их подписания. Кроме этого в данных документах может устанавливаться иной порядок их вступления в силу.

Для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является обязательным их регистрация в Минюсте РФ, и дальнейшее их официальное опубликование в "Российской газете". Официальное опубликование производится в течение 10 дней после регистрации.

Кроме этого, официальной публикацией считается издание текстов данных актов в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

В уставе каждого муниципального образования содержится указание о том, в каком порядке публикуются, т.е. доводятся до всеобщего сведения муниципальные правовые акты, а также устанавливается порядок вступления их в силу.

Исключение составляют правовые акты, регулирующие налоги и сборы – их порядок вступления в силу устанавливается Налоговым кодексом РФ.
А также местные акты, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, по общему правилу, вступают в силу с момента их официального опубликования.

4. Принцип равенства прав и свобод человека и гражданина:

Согласно ч. 3 статьи 15 КРФ государство в лице его органов обязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.

Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Конституция и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержащаяся в комментируемом положении гарантия распространяется не только на конституционные, но и на иные права, свободы и обязанности граждан и иных физических лиц, постоянно или временно пребывающих на территории Российской Федерации, на которых в силу ч. 3 ст. 62 Конституции распространяется национальный режим и которые пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданам Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом не имеет значения, осуществляются права, свободы и обязанности человека и гражданина индивидуально или коллективно.

Таким образом, любой нормативный акт может действовать только в том случае, если он опубликован и находится в свободном доступе как информационный ресурс, чем реализуется право граждан на получение правовой информации.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Под общими принципами производства по делам об административных правонарушениях следует понимать те его основополагаю щие начала которые определяют.. законность как принцип производства находит свое отраже ние в том что.. принцип объективной материальной истины как принцип про изводства по делам об административных правонарушениях..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и признаки гражданского общества, его структура
гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к традициям, законам, нравственным

Понятие и виды правовой системы (семьи). Национальная правовая система
Правовая система - взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства. Право - основной институт правовой системы. Оно порождает ряд пр

Конституции Российской Федерации - основной закон государства
Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданс

Предметы исключительного ведения Российской Федерации
Предметы ведения Российской Федерации - объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства - закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Дого

Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ - закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в. - это сфера общественных о

Административная ответственность как вид юридической ответственности и вид административного принуждения
Административная ответственность – применение установленных государством мер административного наказания к гражданам и организациям за нарушение законности и государственной дисциплины. Ад

Действие уголовного закона во времени и в пространстве. Обратная сила уголовного закона
Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законо

Понятие и признаки преступления. Категории преступлений
Преступление - это юридическое понятие, общие признаки которого определены в нормах Общей части Уголовного кодекса. Следует различать понятие преступления от понятия преступности. Преступность – эт

Общие условия уголовной ответственности. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Вменяемость (критерии невменяемости)
Статья 19 УК РФ определяет общие условия уголовной ответственности: «Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодек

Вина в уголовном праве. Формы вины. Невиновное причинение вреда
Вина - отрицательное психическое отношение лица к охраняемым уголовным законом основным социальным ценностям, выраженное в умышленном или неосторожном совершении преступления. Ответственность тольк

Соучастие в уголовном праве. Формы соучастия. Виды соучастников
В уголовном законодательстве вопрос о формах и видах соучастия никогда не решался, в теории уголовного права этот вопрос освещается неоднозначно. Осложняется решение данного вопроса множеством пред

Стадии совершения преступления. Приготовление, покушение, добровольный отказ от преступления
Стадии совершения преступления - это определенные этапы (периоды) в развитии общественно опасного деяния, отражающие разные степени реализации умысла виновного лица. Разграничение между ними проход

Обстоятельства, исключающие преступность деяния, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации
Статья 37. Необходимая оборона(в ред. Федерального закона от 14.03.2002 N 29-ФЗ) 1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при

Назначение наказания (общие начала, обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание)
Необходимо отметить, что только суд может сделать окончательный вывод о виновности или невиновности лица в предъявленном обвинении и только суд может назначить за совершение преступления наказание.

Совокупность преступлений и ее виды. Совокупность приговоров. Назначение наказания при совокупности преступлений и приговоров
Совокупность преступлений - вид множественности. Под совокупностью преступлений понимается одновременное или последовательное совершение двух или более преступлений, предусмотренных статьями или ча

Рецидив преступлений и его виды. Назначения наказания при рецидиве преступлений
Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ч. 1 ст. 18 УК). УК различает рецидив, опасный

Основания освобождения от уголовного наказания. Амнистия. Помилование
На основании основных принципов и норм, установленных в уголовном законодательстве, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовного наказания путем реального отбывания наказани

Судимость и ее правовые последствия
Судимость, вслед за наказанием, представляет собой правовые последствия привлечения лица к уголовной ответственности и осуждения его за совершение противоправного, уголовно наказуемого деяния.

Принудительные меры медицинского характера, их виды и основания применения
Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законодательством меры государственного принуждения, которые назначаются судом к лицам, совершившим общественно опасные де

Клевета и оскорбление, как самостоятельные составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации
Группа преступлений против чести и достоинства личности включает два состава: клевету и оскорбление. Согласно части 1 статьи 129 УК РФ «клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, по

Нарушение правил охраны труда
В ст. 37 Конституции РФ говорится, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены". Нарушение этого права может повлечь уголовную ответственност

Условия и порядок заключения брака. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданско

Расторжение брака в судебном порядке. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. Признание брака недействительным
В судах общей юрисдикции рассматриваются дела о расторжении брака, если: супруги имеют общих несовершеннолетних детей; отсутствует согласие на развод одного из супругов;

Установление происхождения детей. Установление отцовства в судебном порядке
Происхождение ребенка от родителей, не состоящих в браке, может быть установлено в органах ЗАГС путем подачи об этом родителями совместного заявления. Установление отцовства возможно и на основан

Права и обязанности родителей по воспитанию детей. Защита родительских прав
Закон устанавливает права и обязанности родителей в отношении детей. При этом и мать, и отец обладают равными правами и обязанностями: они должны содержать своих несовершеннолетних детей, а также н

Основания и последствия лишения родительских прав. Ограничение родительских прав
СК РФ определил основы правовой защиты детей от насилия в семье. Способы воспитания, которые выбирают родители, должны исключать грубое, жестокое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинс

Гарантии и компенсации, связанные с расторжением трудового договора
Выходное пособие - гарантийная выплата, производимая работнику за время, когда он не исполняет свои трудовые обязанности в связи с расторжением трудового договора по основаниям, указанным в законе.

Защита трудовых прав работника. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на индивидуальные и коллективные споры (с исполнением установленных федеральным законом способов разрешения), включая забастовку.

Предмет, метод и принципы гражданского права
Гражданское право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, 1) регулирующих имущественные отношения; 2) и связанные с ними и личные неимущественные отношен


Источники гражданского права: Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Иные нормативно-правовые акты Международные акты Гражданские права и обязанности принадл

Гражданские правоотношения
Гражданское правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого, выступая как юридическ

Для обеспечения соблюдения норм права необходимо, чтобы они стали известны всем. Это относится не только к законам, но и к подзаконным актам, которые также затрагивают значительное число граждан или групп населения.

В основе этого правила - презумпция, согласно которой объективная невозможность узнать содержание нормативных актов логически должна освобождать от обязанности их выполнения.

Право на информацию о новых законах и иных нормативных актах - это одно из признанных международным сообществом прав человека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации.

Проблема доступности, открытости законодательства приобретает особое значение еще и потому, что в качестве «информаторов» по законодательству сегодня все чаще выступают различного рода коммерческие структуры, которые далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах. Более того, нередко под видом законов они воспроизводят даже не самые последние их проекты. В их публикациях встречаются неточности и ошибки.

Для того чтобы все нормативные акты были доведены до сведения граждан, которых они непосредственно или косвенно касаются, в законодательстве предусматриваются нормы по опубликованию юридических актов.

При публикации нормативного акта указываются его реквизиты: -

наименование; -

дата принятия; -

должностное лицо, его подписавшее; -

дата подписания; -

регистрационный номер.

Для законов и подзаконных актов обязательным способом предания гласности является публикация, т. е. распространение актов при помощи СМИ. В настоящее время их чаще всего печают в официальных сборниках документов.

На этот счет установлены следующие правила.

Указы должны быть доведены до всеобщего сведения путем опубликования в течение 10 дней после их подписания.

Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всех граждан через СМИ безотлагательно.

Ведомственные акты официально публикуются в течение 10 дней после их регистрации.

Трудно объяснить установление различных сроков для опубликования нормативных актов, ведь смысл этого мероприятия идентичен во всех случаях. Более того, как мы убедимся чуть позднее, даже источники опубликования некоторых видов нормативных актов совпадают. Вот почему в литературе неоднократно высказывалось мнение привести законодательное закрепление сроков опубликования к единому знаменателю1. Более того, в некоторых государствах эта идея реализована и практика показала эффективность этого шага.

Идея комплексного урегулирования вопросов опубликования актов разной юридической силы в одном акте (законе) находит воплощение и в практике отдельных субъектов РФ. Например, Законом Воронежской области от 7 июля 2006 г. № 86-03 «О порядке опубликования, вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и порядке опубликования иной официальной информации» урегулирован порядок опубликования не только законов, но и других актов, принятых областной Думой, а также администрацией области.

На сегодняшний день все они имеют бумажную форму.

Электронные носители пока в этом качестве не используются. Это дело будущего2. Здесь тоже не наблюдается единообразия. 1

Как отмечает В. Б. Исаков, опубликование нормативных актов в бумажном виде в современных условиях все более демонстрирует свои недостатки (недостаточный динамизм, трудности хранения и поиска нормативных актов, экономические и экологические ограничения, неопределенность правового статуса печатного документа, неидентичность различных версий официальных текстов и др.). Он делает вывод: официальное опубликование в электронном виде - исторически неизбежный этап в развитии государства. См.: Исаков В. Б. Официальное экстренное опубликование как необходимая предпосылка для перехода к системе непрерывной кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2009. С. 254-262.

Законы публикуются в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Указы Президента РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

Постановления Правительства РФ имеют тот же источник официального опубликования - «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ведомствами.

Неоднократно в юридической литературе высказывалось предложение о целесообразности установления единого печатного органа официального опубликования нормативных правовых актов разных уровней. Это позволило бы сконцентрировать нормативный материал и облегчить адресатам пользование им. Кроме того, можно было бы уменьшить расходы на их издание. Тем самым был бы облегчен процесс их учета и систематизации. Целесообразность создания единого органа официального опубликования подтверждает и положительный опыт его функционирования в целом ряде зарубежных государств - Италии, Франции, ФРГ и др.

В принципе «Собрание законодательства Российской Федерации» как официальный источник практически приближается к тому, чтобы быть единым источником опубликования федеральных нормативных актов. Но, пожалуй, один из самых сложных вопросов создания единого органа опубликования нормативных актов - следует ли помещать в него ведомственные акты. Это позволит достичь интеллектуального удобства в пользовании, но тогда объем «Собрания законодательства Российской Федерации» значительно возрастет, что, скорее всего, усложнит физическое пользование этим изданием.

На федеральном уровне, равно как и на уровне отдельных субъектов РФ, для оперативного доведения правовой информации до широких слоев населения практикуется опубликование нормативных правовых актов в массовых периодических изданиях, кото рым придается статус официального источника опубликования. В России, например, это «Российская газета». Следует, однако, учитывать, что в СМИ целесообразно публиковать не все, а лишь наиболее важные нормативные акты, требующие широкого обнародования. Помещение иных многочисленных актов со всеми их реквизитами в периодическом издании неизбежно приведет к его перегрузке обязательными публикациями.

Помимо официального опубликования нормативных правовых актов, существуют другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в официальных изданиях могут быть обнародованы по радио и телевидению, а также в Интернете. Акты, не имеющие общего значения, подлежат рассылке определенному кругу органов и организаций. Все нормативные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, переданы по каналам связи и др. Ничто не мешает их опубликовать и в виде отдельного издания. Однако эти варианты опубликования не признаются официальными.

Заслуживает особого внимания вопрос о языке официального опубликования нормативных правовых актов, который имеет значение прежде всего для республик в составе Российской Федерации. Не случайно он затрагивается специальным законодательством об опубликовании нормативных правовых актов и законами о языках, принятыми на федеральном и республиканском уровнях.

Здесь действует следующее правило.

Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории РФ, так и на государственных языках республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с Законом от 20 октября 1992 г. № 11 «О языках народов Республики Хакасия» тексты законов и других правовых актов, принятых высшими органами государственной власти Республики, публикуются на двух языках - русском и хакасском. В Законе от 10 июня 1992 г. № 221 -XII «О языках народов Республики Бурятия» установлено, что тексты законов и постановлений органов государственной власти Республики публикуются на бу рятском и русском языках. Что касается документов местных органов власти и управления, то они принимаются и объявляются или на русском, или на бурятском языке - в зависимости от контингента населения. В местностях компактного проживания других национальностей (эвенки, татары, немцы и др.) наряду с государственными языками может использоваться язык большинства населения данной местности.

Такой подход, когда в качестве государственного на территории республики действуют одновременно несколько языков, дает больше возможностей для преодоления возникающих языковых коллизий и поэтому представляется наиболее целесообразным. Вместе с тем реализация нормы о необходимости опубликования нормативных правовых актов, изложенных на разных языках, весьма непроста (особенно в условиях многонациональной республики). Сказывается недостаточная подготовленность материальной, организационной и лингвистической баз.

Конечно, вопросы официального опубликования нормативных правовых актов могут решаться субъектами РФ неоднозначно. Но в любом случае при информационном обмене в сфере законодательства необходимо исходить из проблемы «взаимоотношения языков» в рамках единой Федерации.

Ограничительные грифы

Существует категория нормативных актов, на которые требование обязательного опубликования не распространяется. К ним относятся законы, другие нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Это делается, как правило, в интересах обороны или государственной безопасности страны.

Очевидно, что какие-то нормативные правовые акты должны оставаться «закрытыми» даже в условиях демократического правового государства. Однако при этом важно не допускать необоснованного присвоения ограничительных грифов. Результатом чрезмерной засекреченности правовых актов может стать такое нежелательное явление, как «отчуждение от права». Необходимо также учитывать, что присвоения ограничительного грифа в ряде случаев требует не весь акт, а лишь определенная его часть (статья, пункт, абзац). Значимость вступления нормативных актов в силу

М. С. Студеникина отмечает, что нормы права, устанавливающие порядок вступления законов в силу, позволяют избежать неоправданных задержек с их опубликованием28. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные органы, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировав тем самым его реализацию. К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.

Поскольку момент вступления нормативных актов в силу напрямую связывается с их опубликованием, следует выяснить, когда же таковой наступает. В Институте законодательства и сравнительного правоведения комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка "со дня опубликования" предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу; формулировки "после дня официального опубликования" и "после опубликования" означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования».

Способы вступления нормативных актов в силу

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами.

Первый способ. В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь. На сей счет установлены следующие правила: -

законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования; -

указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования; -

постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования; -

ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Практика свидетельствует, что это общее правило мало используется.

Второй способ. Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие. Например, Уголовный кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс РФ был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ. Вступление закона в силу со дня его официального опубликования стало приоритетным способом в последнее время. Но объяснить эту тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адресованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают 100 статей и более.

Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо дейст- вий. Отлагательное условие для вступления закона в силу - довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что гл. 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными. Безусловно, М. С. Студеникина права, когда утверждает, что «в законодательной деятельности абсолютным должно быть правило - закон может приниматься только тогда, когда для этого созрели все условия. Если же этого нет, то работа на "опережение" в законотворчестве, под каким бы предлогом она ни проводилась, не может поощряться. Само же последующее использование в такой ситуации приемов отсрочки введения в действие уже принятых законов должно признаваться нелегитимным»29.

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момента вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.

Литература

Бахрах Д. Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени //Журнал российского права. 2003. № 5.

КузякинД. А. Проблемы вступления в силу законов // Журнал российского права. 2005. № 10.

Ласточкина М. Л., Тихомирнова Н. Ю. Официальное опубликование нормативных актов и вступление их в силу // Законодательство. 2004. Нояб.

Студеникина М, С. Вступление закона в силу: правовое регулирование и практика //Журнал российского права. 2000. № 7.

Еще по теме § 1. Опубликование нормативных актов:

  1. 14. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. I. Понятие систематизации нормативно-правовых актов. Учет, инкорпорация и консолидация как основные виды систематизации нормативно-правовых актов
  3. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ И АКТОВ ИНЫХ ОРГАНОВ
  4. §3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ -