Что такое унитарное государство: примеры стран. Значение слова «унитарный Что такое унитарное государство определение

29.06.2020 Квартплата

форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе суверенных государственных образований (республик, штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т.п.); в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

от франц. "unitaire" - единый) - единое, слитное государство, составные части которого не обладают политической автономией, т.е. признаками государственного суверенитета. Главная особенность У.г. в том, что оно состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих государственно-правовыми признаками (единая конституция и правовая система, единая, или одноуровневая, система власти, единые вооруженные силы, финансовая система, единое гражданство и др.). В У.г. статус административно-территориальных единиц, их границы определяются и изменяются актами центральной власти (при этом может учитываться мнение населения и органов соответствующих территорий). В отличие от федеративного государства, в У.г. все уровни власти включены в единую общегосударственную администрацию (хотя степень централизации и децентрализации функций и полномочий может быть различной). Как правило, в У.г. в административно-территориальных единицах наряду с органами, избираемыми населением (представительная власть и глава администрации), есть назначаемый государством (президентом, правительством, министерством внутренних дел) представитель (правительственный комиссар, префект и др.), который обладает надзорно-контрольными функциями и решает координационные, согласовательные и интегративные задачи. Это - классическая форма. В современном государствоведении она получила название централизованного У.г. - государства, в котором нет места местной автономии (местному самоуправлению). Управление на местах осуществляют назначенные центральной властью чиновники (страны Тропической Африки). Как правило, в У.г. в большинстве случаев у центральной власти существует право на приостановление действия актов органов представительной и исполнительной власти административно-территориальных единиц, которые она находит нецелесообразным, а также на отмену актов этих органов, которые являются незаконными, при условии, что орган сам не отменяет акт. В федеративном же государстве центр может ставить перед субъектом федерации вопрос о нецелесообразности и тем более о незаконности его акта. Вопрос о нецелесообразности акта решает сам издавший его орган. Спор по поводу конституционности или законности акта субъекта федерации передается в конституционный суд или в высший суд общей юрисдикции. Однако и субъект федерации вправе оспаривать конституционность акта органа федерации в федеральных судах. При этом если указанные меры оказываются недостаточными, центральная власть правомочна применить к территории принудительные меры, как то: приостановление деятельности, роспуск органа представительной власти административно-территориальной единицы, смещение с должности главы исполнительной власти, введение чрезвычайного положения на территории административно-территориальной единицы и создание временной администрации. В большинстве федеративных государств центральная власть такими прерогативами не располагает.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "унитарное предприятие"

Большой юридический словарь

унитарное предприятие

по гражданскому законодательству РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В форме У.п. могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество У.п. находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Фирменное наименование У.п. должно содержать указание на собственника его имущества. Органом управления У.п. является руководитель, который назначается собственником (либо уполномоченным собственником органом) и ему подотчетен. У.п. отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Википедия

Унитарное предприятие

Унита́рное предприя́тие - особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Унитарный

УНИТА́РНЫЙ -ая, -ое. [от франц. unitaire из лат. ūnitās - единство, единение] Книжн.

1. Единый; составляющий одно целое. У-ая республика.

2. Направленный к объединению, единству чего-л.; служащий объединению. У-ая теория. У-ые устремления, тенденции. У-ое законодательство.

Унита́рное государство. Такое, в котором регионы не имеют ни политических, ни экономических полномочий. Унита́рное предприятие. Коммерческая организация, собственность которой принадлежит какому-л. государственному или муниципальному органу.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "унитарный" в других словарях:

    - [фр. unitaire Словарь иностранных слов русского языка

    Единый, объединенный, целостный Словарь русских синонимов. унитарный прил., кол во синонимов: 5 единый (32) … Словарь синонимов

    УНИТАРНЫЙ, унитарная, унитарное (от лат. unitus объединенный) (книжн.). Объединяющий, единый. Унитарная конфедерация. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    УНИЯ, и, ж. (книжн.). Объединение, союз. У. государств. ерковная у. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. umitas единство) теория, политика и практика построения государства (движения, партия, организации), территория которого подразделяется (в отличие от федерации) не на федерально государственные, а на административно территориальные… … Политология. Словарь.

    унитарный - ая, ое. unitaire adj. Объединенный, единый, составляющий единое целое. Унитарная республика. БАС 1. Один автор представил в цензуру французскую грамматику, составленную им для итальянцев, Цензору показалось возмутительным это слово (как признак… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (франц. unitaire, от лат. unitas – единство) объединённый, единый, составляющий одно целое … Большая советская энциклопедия

    Прил. 1. Составляющий одно целое; объединенный, единый. 2. Направленный к объединению, единству; объединяющий. 3. Основанный на централизованном руководстве административно территориальными единицами и на отсутствии обобособленных образований… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Унитарный, унитарная, унитарное, унитарные, унитарного, унитарной, унитарного, унитарных, унитарному, унитарной, унитарному, унитарным, унитарный, унитарную, унитарное, унитарные, унитарного, унитарную, унитарное, унитарных, унитарным, унитарной … Формы слов

    Унитарный - (от фр. unitaire, лат. unitas единство) единый, объединенный, составляющий одно целое … Начала современного естествознания

    унитарный - Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где unitaire «единый» < лат. unitas «единство», суф. производного от unus «один» … Этимологический словарь русского языка

Книги

  • Унитарный империализм. Том 1 , Арриго Черветто. В течение нескольких лет, последовавших за 1989 г., изменилась политическая география Европы, а, следовательно, и мира. Многие мифы потерпели крах. Изменения показались многим комментаторам…

Унита́рное госуда́рство - форма государственного устройства, при котором его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единые правовая система и конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств унитарные, прежде всего Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия и др.

Основные признаки унитарного государства

  1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  2. Единые для всей страны высшие органы власти;
  3. Единая система законодательства;
  4. Единое гражданство;
  5. Единая денежная единица;
  6. Составные части унитарного государства несуверенны.

Виды унитарных государств

Иногда выделяют:

  • унитарные государства без автономий (никакие административные единицы не имеют своих законов) - Польша, Швеция, Норвегия, Исландия, Ирландия, Португалия, Венгрия, Румыния, Болгария.
  • унитарные государства с отельными автономиями (отдельные административные единицы могут иметь законы) - Дания (Фарерские острова и Гренландия), Финляндия (Аландские острова), Польша в 1921-1939 гг. (Силезия), Литва в 1923-1939 гг. (Мемельланд), Франция (Корсика), Великобритания (Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия)
  • государства состоящие из самоуправляемых регионов (децентрализованные государства) (все высшие административные единицы (области, земли и т. д.) имеют свои законы) - Германия в 1919 - 1933 гг. и 1949 - 1952 гг. (ГДР), Испания, Италия

Современные суверенные унитарные государства



Современные унитарные государства на карте мира
  1. Албания
  2. Андорра
  3. Беларусь
  4. Болгария
  5. Ватикан
  6. Великобритания
  7. Венгрия
  8. Греция
  9. Дания
  10. Ирландия
  11. Исландия
  12. Испания
  13. Италия
  14. Латвия
  15. Литва
  16. Лихтенштейн
  17. Люксембург
  18. Македония
  19. Мальта
  20. Молдавия
  21. Монако
  22. Нидерланды
  23. Норвегия
  24. Польша
  25. Португалия
  26. Румыния
  27. Сан-Марино
  28. Сербия
  29. Словакия
  30. Словения
  31. Украина
  32. Финляндия
  33. Франция
  34. Хорватия
  35. Черногория
  36. Чехия
  37. Швеция
  38. Эстония
  1. Азербайджан
  2. Армения
  3. Афганистан
  4. Бангладеш
  5. Бахрейн
  6. Бруней
  7. Бутан
  8. Восточный Тимор
  9. Вьетнам
  10. Грузия
  11. Израиль
  12. Индонезия
  13. Иордания
  14. Йемен
  15. Казахстан
  16. Камбоджа
  17. Катар
  18. Киргизия
  19. Китай
  20. Кувейт
  21. Ливан
  22. Мальдивы
  23. Монголия
  24. Мьянма
  25. Саудовская Аравия
  26. Северная Корея
  27. Сингапур
  28. Сирия
  29. Таджикистан
  30. Таиланд
  31. Туркменистан
  32. Турция
  33. Узбекистан
  34. Филиппины
  35. Шри-Ланка
  36. Южная Корея
  37. Япония
  1. Алжир
  2. Ангола
  3. Бенин
  4. Ботсвана
  5. Буркина-Фасо
  6. Бурунди
  7. Габон
  8. Гамбия
  9. Гвинея
  10. Гвинея-Бисау
  11. Джибути
  12. Египет
  13. Замбия
  14. Зимбабве
  15. Кабо-Верде
  16. Камерун
  17. Кения
  18. Конго (Браззавиль)
  19. Конго (Киншаса)
  20. Кот-д’Ивуар
  21. Лесото
  22. Либерия
  23. Ливия
  24. Маврикий
  25. Мавритания
  26. Мадагаскар
  27. Малави
  28. Марокко
  29. Мозамбик
  30. Намибия
  31. Нигер
  32. Руанда
  33. Сан-Томе и Принсипи
  34. Свазиленд
  35. Сейшелы
  36. Сенегал
  37. Сомали
  38. Сьерра-Леоне
  39. Танзания
  40. Тунис
  41. Уганда
  42. Центральноафриканская Республика
  43. Экваториальная Гвинея
  44. Эритрея
  45. Южно-Африканская Республика

Латинская Америка

  1. Антигуа и Барбуда
  2. Багамы
  3. Барбадос
  4. Белиз
  5. Боливия
  6. Гаити
  7. Гайана
  8. Гватемала
  9. Гондурас
  10. Гренада
  11. Доминиканская Республика
  12. Колумбия
  13. Коста-Рика
  14. Никарагуа
  15. Панама
  16. Парагвай
  17. Сальвадор
  18. Сент-Винсент и Гренадины
  19. Сент-Люсия
  20. Доминика
  21. Суринам
  22. Тринидад и Тобаго
  23. Уругвай
  24. Эквадор
  25. Ямайка
  1. Вануату
  2. Кирибати
  3. Маршалловы острова
  4. Науру
  5. Новая Зеландия
  6. Палау
  7. Папуа-Новая Гвинея
  8. Самоа
  9. Соломоновы Острова
  10. Тонга
  11. Тувалу
  12. Фиджи

Ссылки

Теория государства и права Теория государства Теория права Межотраслевые институты Правовые семьи

Происхождение государства Государство Государственная власть (Законодательная Исполнительная Судебная) Форма государства Форма правления Государственное устройство Политический режим Функции государства Механизм государства Типология государств Политическая система

Регуляторы общественных отношений Право Сущность права Правопонимание Функции права Принципы права Источники права Правовое регулирование Система права Норма права Правотворчество Юридическая техника Нормативно-правовой акт Систематизация нормативных актов Юридические документы Правоотношение Юридические факты Презумпции Фикции Реализация права Юридическая коллизия Толкование права Правовое поведение Правонарушение Юридическая ответственность Законность Правопорядок Правосознание Правовая культура Правовой нигилизм Правовой идеализм Правовая система

Права человека Правовое государство Разделение властей Гражданское общество

Романо-германская Англосаксонская Традиционная Семьи религиозного права (Мусульманское Церковное Каноническое Еврейское Индуистское) Скандинавская Социалистическая Философская

унитарное государство это:

унитарное государство унита́рное госуда́рство форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.). * * * УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО УНИТАРИЗМ (фр. unitarism) - форма государственного устройства (см. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО), территориальной организации государства. Территория унитарного государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области). Государство считается унитарным, если большинство его частей не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные образования, в том числе имеющие многие атрибуты собственной государственности. Примером является наличие в составе унитарной Украины Республики Крым. Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Различают два вида унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу децентрализованных относят государств, в которых региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). К централизованным относят государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

Энциклопедический словарь. 2009.

Унитарное государство

Основная статья: Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» - единство) - простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаковсуверенитета.

[править]Отличительные признаки унитарного государства

1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4. Наличие единого гражданства.

[править]Виды унитарных государств

§ Простое унитарное государство - в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

§ Сложное унитарное государство - имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

§ Территориальная автономия - определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

§ Экстерриториальная автономия - право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлена этническим меньшинствам, проживающим в различных частях страны, а не на определённой территории (Хорватия, Македония).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

§ Централизованное унитарное государство - строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).

§ Децентрализованное унитарное государство - органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

[править]Регионалистское государство

Основная статья: Регионалистское государство

Регионалистское государство (также региональное) - сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы наделены довольно широкими полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма кфедерализму, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. ВЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе - губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется Конституционным судом.

[править]Федерация

Основная статья: Федерация

Федерация (от лат. «foederatio» - объединение, союз) - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

[править]Отличительные признаки федеративного государства

1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру - верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

[править]Виды федераций

По способу образования субъектов федерации выделяют:

§ Территориальная федерация (административная) - федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).

§ Национальная федерация - федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).

§ Национально-территориальная федерация (смешанная) - федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

§ Конституционная федерация - федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).

§ Договорная федерация (союзная) - федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

§ Смешанная федерация (конституционно-договорная) - государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

[править]Конфедерация

Основная статья: Конфедерация

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») - временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объдинённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789) , Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации

1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

4. Нет единого гражданства конфедерации;

5. Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen - управление) - совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

6. - И. И. Санжаревский

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система , которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим , представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

2.8. Правовое государство и его признаки

Правовое государство - способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:

Права и свободы человека;

Равенство всех перед законом;

Принцип разделения властей;

Разрешение конфликтов через справедливый суд.

Термин "правовое государство" произошёл от нем. Rechtsstaat; в англо-саксонской терминологии аналогом "правового государства" является англ. Rule of Law - "господство права".

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:

Наличие развитого гражданского общества;

Действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

Правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;

Возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;

Ограничение государственной власти.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям.

Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение - упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, обеспечение реализации судебных решений было не очень эффективным, императоры стояли выше закона.

Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н.э., однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров. Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить.

Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Смысл теорий права Нового времени - оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж. Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVII - XVIII века).

У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу.

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенства закона) имели место в Статусе Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статуса канцлер Лев Сапега (1557-1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статусы разделял государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную.

Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека.

Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были немецкие юристы Г. Еллинек и Л. Штейн. Термин Rechtsstaat введён в научный оборот Кантом. Среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и другие. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие.

Полное достижение принципов правового государства является идеалом, который недостижим, но к которому нужно стремиться. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а так же в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили и некоторых других. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере.

По Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством, однако многие утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Основные признаки правового государства:

1) Верховенство (господство, приоритет) права

В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона

Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. (Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство).

3) Разделение властей

Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Права и свободы человека

Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства

Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 - 1907 начался переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового государства. Однако после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х - начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление. Статья 1 Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерация демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Однако следует различать концепцию правового государства, официально признанные принципы правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов, законы (даже хорошие, правовые) не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников. Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Недостаточно развито гражданское общество, невысока правовая культура в обществе, имеет распространение правовой нигилизм граждан.

Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления.

Таким образом, идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.

Что такое унитарное государство?

Арсений захаров

Унитарное государство – целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.
Признаки унитарного государства: единые система власти, система законодательства, денежная единица, финансовая, налоговая, кредитная системы, гражданство, вооруженные силы, атрибуты государства (флаг, герб, гимн) ; составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.
Большинство современных государств – унитарные. Это сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Унитарные государства небольшие по территории и имеют мононациональный состав (Франция, Швеция, Италия) .

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства - субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

Против шерсти не гладить!

(от лат. unitas - единство) - одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико-правовой статус входящих в государство составляющих частей.
Унитарное государство характеризуется следующими чертами: единой конституцией, системой органов государственной власти, управления, судебной системы, единым гражданством. Оно практически не предоставляет входящим в него территориально-политическим образованиям самостоятельности, автономии. Политическое управление осуществляется из центра с применением довольно жестких методов и средств. Демократия как способ осуществления народовластия провозглашается, но для его реализации практически нет никаких условий. Всякая попытка модернизации системы регионального и местного управления подавляется центральными органами государственной власти как несоответствующая общим установлениям. Пресс несвободы, жесткой централизации, всеохватного контроля за всеми сторонами общественно-политической жизни на местах сковывает инициативу, порождает безответственность мест, ибо критерием их деятельности считается верность центральным властям и безропотное проведение центральной политики теми средствами и механизмами, которые указывает центр. Поэтому унитарное государство и его центральные государственно-политические органы формируют послушных, нетворческих, безынициативных руководителей и управленцев, которые не способны самостоятельной политической деятельности. В целом унитарное государство сдерживает социальный прогресс, поэтому ему на смену приходят более совершенные формы государственного устройства.
В России осуществляется переход от унитарного централизованного государства к федеративному. Этот процесс сопровождается многими противоречиями, трудностями, сохранением в новом становящемся качестве государственного устройства старых унитарных механизмов действия, стереотипов и шаблонов.

Кинев евгений

Андорра
Беларусь
Болгария
Ватикан
Великобритания
Венгрия
Греция
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Латвия
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Македония
Мальта
Молдавия
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Сан-Марино
Сербия
Словакия
Словения
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швеция
Эстония

Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Восточный Тимор
Вьетнам
Грузия
Израиль
Индонезия
Иордания
Иран
Йемен
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
Кувейт
Лаос
Ливан
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Оман
Саудовская Аравия
Северная Корея
Сингапур
Сирия
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония

Алжир
Ангола
Бенин
Ботсвана
Буркина Фасо
Бурунди
Габон
Гамбия
Гана
Гвинея
Гвинея-Бисау
Джибути
Египет
Замбия
Зимбабве
Кабо-Верде
Камерун
Кения
Конго (Браззавиль)
Конго (Киншаса)
Кот-д’Ивуар
Лесото
Либерия
Ливия
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Марокко
Мозамбик
Намибия
Нигер
Руанда
Сан-Томе и Принсипи
Свазиленд
Сейшелы
Сенегал
Сомали
Сьерра-Леоне
Танзания
Того
Тунис
Уганда
Центральноафриканская Республика
Чад
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Южно-Африканская Республика
Латинская Америка
Антигуа и Барбуда
Багамы
Барбадос
Белиз
Боливия
Гаити
Гайана
Гватемала
Гондурас
Гренада
Доминиканская Республика
Колумбия
Коста-Рика
Куба
Никарагуа
Панама
Парагвай
Перу
Сальвадор
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Люсия
Доминика
Суринам
Тринидад и Тобаго
Уругвай
Чили
Эквадор
Ямайка
Океания
Вануату
Кирибати
Маршалловы острова
Науру
Новая Зеландия
Палау
Папуа-Новая Гвинея
Самоа
Соломоновы острова
Тонга
Тувалу
Фиджи

Термин "унитарное государство" происходит от латинского слова "unitas", что переводиться как один, единственный.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедеративных государственных союзов.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Административно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает разное число ступеней, звеньев. Обычно это области, провинции, губернаторства и т.д., на которые непосредственно делится территория государства; районы, уезды, округа и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины - как низовая единица.

После второй мировой войны в ряде стран наметились два направления изменений в территориальном делении. Во-первых, стали создаваться крупные единицы, охватывающие несколько областей - регионы. Они создаются не актами центральных органов, а снизу, путем соглашений, и их создание, прежде всего, преследует цель экономической координации различных частей страны. Такие объединения, каждое из которых охватывает несколько штатов, играют значительную роль в Бразилии.

Вторая тенденция связана с опытом заокеанских стран (прежде всего США), где уже давно создавались специальные округа (по вопросам образования, водоснабжения, санитарии и др.). Управление этими округами специализировано, осуществляется назначаемыми ими, избираемыми по конкурсу чиновниками (агентствами), являющимися профессионалами в данной области.

Особое положение занимают столицы государств или столичные округа (столица с прилегающими окрестностями). Нередко полномочия избираемого в столице муниципалитета ограничены по сравнению с другими местными представительными органами (Вашингтон в США и др.). Такие ограничения означают большой контроль со стороны центра и в ряде стран преследуют цель уменьшить роль населения столицы в событиях, которые могут произойти вследствие противостояния различных социальных и политических группировок. Центром таких событий, оказывающих решающее влияние на политику государства, обычно оказывают столицы.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решает переданные им в ведение вопросы. Чаще всего - это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители, назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

· национальным (Франция, Эстония, Япония);

· многонациональным (Китай, Афганистан);

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих признаков:

1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства, компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые обычаи).

2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.

3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам.

На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.

5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальное единицы не имеют правового статуса, так как они все равны и не обладают суверенитетом (как субъекты федерации).

7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы.

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; создаются координационные органы. Все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации.

8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты, издаваемые государственной властью, так же нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии со своей компетенции).

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к прогрессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Итак, подводя итог, еще раз заметим, что унитарному государству свойственны:

1) единство и однородность территории;

2) отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государств в Государстве);

3) деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

4) административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

5) наличие только одной общегосударственной конституции;

6) наличие единой системы законодательства;

7) наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

8) парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

9) органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

10) единое гражданство для всей страны;

11) единая денежная система.