Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим. Порядок дисциплинарного взыскания государственных служащих Дисциплинарный проступок государственного гражданского служащего

07.06.2020 Материнский капитал

В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих наступает за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок – это ««нарушение дисциплины (воинской, трудовой, служебной и пр.), заключающееся в противоправном виновном превышении прав, неисполнении или ненадлежащем исполнении работником возложенных на него обязанностей, влекущее дисциплинарную ответственность» .

Дисциплинарный проступок, как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего, закреплен в качестве правового основания для применения мер ответственности Федеральным законом от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В трудовом праве под дисциплинарным проступком признается противоправное, виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей .

Однако считаем, что действующее в настоящее время в сфере государственно-служебных отношений законодательство не упоминает о юридическом составе дисциплинарного проступка. В свое время в теории права было высказано мнение, что «состав правонарушения – научная абстракция, необходимая и достаточная для привлечения к юридической ответственности» . В административной науке под составом проступка предлагается понимать совокупность установленных законом элементов, характеризующих деяние, как дисциплинарный проступок . Считаем, что общей теорией права вопросы вины, действий или бездействий были достаточно изучены. Практически все исследования объекта дисциплинарного проступка государственного служащего в советский период связаны с понятием государственной дисциплины. Однако Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» таким понятием не оперирует, так как оно заменено на понятие служебной дисциплины.

Существует мнение, что в качестве «объекта, на который непосредственно посягает тот или иной дисциплинарный проступок, выступают конкретные правомочия (их неосуществление или превышение) или обязанности (их неисполнение или ненадлежащее исполнение)» .

Считаем, что подобная позиция не достаточно обоснованна, так как определив общий объект нарушения как комплекс правоотношений, в качестве непосредственных объектов дисциплинарных проступков государственных служащих могут выступать отдельные элементы таких отношений: нарушение служебного распорядка, должностного регламента, права и обязанности сторон служебного контракта, интересы работодателя государственного органа и т.п. Об этом писал и В.А.Козбанеко: «объектом дисциплинарного проступка являются интересы службы в конкретном государственном органе, т.е. точное соблюдение и исполнение гражданским служащим требований законов, иных нормативных правовых актов, должностного регламента, служебного распорядка, а также служебного контракта» .

Объективная сторона дисциплинарного проступка государственного гражданского служащего – это противоправное деяние, посягающее на служебную дисциплину. До настоящего времени идут споры о том, является ли дисциплинарный проступок противоправным, поскольку термин противоправность справедливо использовать при посягательстве на нормы законов и нормативных актов. Служебная дисциплина же напрямую связана не с выполнением законом, а часто подзаконных актов и актов внутреннего служебного распорядка. В данном споре относительно противоправности дисциплинарного проступка гражданского служащего, необходимо отметить, что речь в первую очередь идет о нарушении служебной дисциплины, о невыполнении обязанностей, прямо прописанных в федеральном законе и предусмотренных административным правом. Поэтому считаем, что дисциплинарный проступок государственного гражданского служащего – это противоправное деяние, которое выражается в форме действия, так и бездействия.

Таким образом, объективную сторону нарушения служебной дисциплины характеризуют:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

б) противоправность неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей;

в) вред для общественных отношений в связи с исполнением государственной службы;

г) причинная связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей и наступившим вредом.

Особо хотелось бы отметить такую объективную сторону дисциплинарного проступка как исполнение неправомерного поручения, так как гражданский служащий не вправе исполнять данное ему такое поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, которое является, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Однако, действующая редакция Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ставит служащего в двоякое положение: неисполнение поручения руководителя является дисциплинарным проступком, и исполнение ненадлежащего поручения также является основанием дисциплинарной ответственности. Считаем, что в такой ситуации госслужащий вряд ли будет противоречить своему руководителю. Ранее действовавшая редакция Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», предполагала, что в случае если такое решение подтвердит вышестоящий руководитель, то непосредственно госслужащий отвечать за его законность не будет. Это представляется справедливым и предлагаем считать в качестве дисциплинарного проступка только неинформирование вышестоящего органа о сомнениях в неправомерности полученного поручения.

Субъективной стороной дисциплинарного проступка в государственном аппарате является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение государственного гражданского служащего к своему противоправному деянию и к его возможным вредным последствиям. Прежде всего, в качестве такого признака выступает вина.

Долгое время в теории административного права существовали споры о необходимости включения данного признака в понятие дисциплинарного проступка государственного гражданского служащего. Еще недавно исследователи относили к недостаткам законодательства о государственной службе отсутствие прямого указания в правовых нормах на виновный характер поведения служащего .

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» при определении должностного проступка такой признак как вина государственного служащего был упущен. Действующий Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» снял все существующие вопросы и ввел в понятие дисциплинарного проступка государственного гражданского служащего признак вины совершенного деяния.

Таким образом, действующее административное законодательство рассматривает вину обязательным составным элементом субъективной стороны всех дисциплинарных проступков. Для института дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего форма вины не имеет принципиального значения. Применять меры воздействия можно и при умышленном, и при неосторожном поведении. А вот при выборе дисциплинарного взыскания такой учет бывает необходим. Считаем, что во всех случаях необходим учет степени вины государственного гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок.

В зависимости от формы вины дисциплинарные проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение гражданского служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если гражданский служащий не предвидит вредных последствий своего поведения, однако может и должен предвидеть их наступление

В определении составом наиболее тяжелых дисциплинарных проступков требование вины также нашло отражение. Это неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя; предоставление гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта (статья 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Таким образом, проверка уважительности причины нарушения служебной дисциплины также относится к характеристике субъективной стороны дисциплинарного проступка. Безусловно, что установить закрытый перечень уважительных причин нельзя, поэтому в каждом конкретном случае они решаются исходя из обстоятельств дела.

К другим немаловажным характеристикам субъективной стороны дисциплинарного проступка относятся мотив и цель неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими. Представителю нанимателя это помогает выяснять смысл неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовой обязанности, отношение виновного к допущенному нарушению и с максимальной эффективностью использовать воспитательное воздействие дисциплинарной ответственности.

Таким образом, для наступления дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих необходимо наличие всех элементов дисциплинарного проступка, нормативное понятие которого требует своей корректировки и уточнения. В это связи считаем в части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понятие дисциплинарного проступка гражданского служащего изложить в следующей редакции: «За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, ограничений, и запретов, а также требований к служебному поведению, как во время службы, так и вне ее, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания».

Толстопятенко Т.П., Федотова И Г Юридические понятия и категории в английском языке. Толковый словарь Дубна Издательство Феникс, 2008. С. 176.

Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России/ B.H. Толкунова, K.H. Гусов. М.: Юристь. 1996. С.289.

Юридический состав правонарушения. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.,2000. С.585.

См., например: Шушпанов С.А. Должностной проступок как основание дисциплинарной ответственности государственного служащего: Автореф. дне..канд. юрид. наук. Саратов,2002. С.17.

В юридической практике известны четыре вида ответственности: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная. Как правило, уголовная ответственность пугает больше всего, так как ее последствия – тюрьма и конфискация имущества.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Материальная и административная выражается в форме уплаты штрафов, а дисциплинарная «ставит крест» на работнике как должностном лице. Как итог – понижение по должности, отсутствие карьерного роста и порицание сослуживцев.

Что это такое

Дисциплинарные взыскания– это мероприятия по наказанию провинившегося лица, с которым заключен служебный контракт или трудовой договор. Дисциплинарное взыскание выносится в том случае, если суть вины доказана и очевидна для представителя нанимателя.

Причиной к инициированию процедуры может быть не только явное опоздание, прогул, но и невыполнение должностных обязанностей или ненадлежащее исполнение таковых. Единственное условие: данная нагрузка предварительно оговаривается в должностной инструкции, согласовывается с наемным работником под подпись.

Термин «дисциплинарное взыскание» описан в Трудовом Кодексе. Согласно статье 192 существует три вида должностных порицаний:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Увольнение.

Для обоснованности действий работодателя нужно доказать вину нарушителя дисциплины. Если эти факты задокументированы, то начинается процедура объявления взыскания.

Чтобы было все законно, данный спорный вопрос может решиться на комиссии по индивидуальным трудовым спорам.

Дисциплинарные взыскания государственных служащих явно не отличаются от общепринятых. Правда, к ТК РФ здесь учитывается Закон о государственной службе № 79-ФЗ. Данный регламент увеличивает меры ответственности служащего в несколько раз.

Ведь статус государственного исполнителя требует соблюдения запретов и ограничений, антикоррупционного законодательства.

Виды ответственности

В статье 57 Федерального закона описывается 4 вида дисциплинарных взысканий, налагаемых на госслужащих. Сюда входят:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • Увольнение.

Для обывателей неясна грань между выговором/ замечанием и предупреждением/увольнением. Кажется, что эти меры наказания дублируют друг друга. Но законодатель четко определяет, что указанные «дисциплинарки» располагаются в списке от меньшей меры ответственности до более крупных и судьбоносных мероприятий.

С одной стороны, замечание рассматривается как скорее устное порицание. С другой стороны, выговор по статье не посулишь даже своему врагу.

Устное замечание все-таки оформляется в письменном виде. Перед началом разбирательства виновное лицо предупреждается о начале служебной проверки. С этого времени у него есть право давать устные и письменные объяснения.

Если нарушивший должностную инструкцию, трудовой договор и иные Правила отказывается в даче пояснений, то об этом факте составляется акт.

Замечание, как и выговор, объявляется приказом начальника. С тех пор официальная бумага подшивается в личное дело сотрудника. И нужно не забывать, что после второго дисциплинарного взыскания в течение года последует увольнение.

Предупреждение о неполном должностном соответствии – это угроза к увольнению. Как правило, работник «при исполнении» предупреждается в том, что он будет понижен по должности.

Ему будет предлагаться другие вакантные ставки, соответствующие его уровню образования и квалификации. Но что произойдет, если у работодателя не будет свободных вакансий? Тогда нерадивому сотруднику придется покинуть место работы.

Увольнение как один из видов дисциплинарной ответственности налагается в тех случаях, когда нарушение спровоцировало конфликт интересов, полное искажение данных, ошибки-расхождения в документах на 20 и более процентов, искажающие достоверные данные.

Увольнение из-за нарушения должностных инструкций производится по нескольким основаниям (статьям):

Видео: Процедура

Служебная дисциплина на рабочем месте

Различные виды дисциплинарных взысканий стимулируют к грамотной работе госслужащих, ответственному подходу при принятии решений, которые входят в их компетенцию. Также они призывают к соблюдению норм общественного порядка и к дисциплине.

Четкие нормы распределения рабочего времени описываются в ТК и любое их неприятие может повлечь карательные меры со стороны вышестоящего начальства.

Служебная дисциплина регламентируется статьей 56. С точки зрения законодателей, это – обязательное условие для эффективного труда. Распорядок дня, перерывы на обед обсуждаются на уровне руководства и профсоюзных объединений, если таковые имеются, и закрепляются нормативными актами.

Естественно, что наряду с кнутом должен существовать и пряник. Поэтому в законодательстве предусматриваются различные виды поощрений.

Формы поощрения определяются самостоятельно представителем нанимателя (работодателя) и могут выглядеть следующим образом:

  • Награждение Благодарственной грамотой и выплата единовременного поощрения;
  • Присвоение почетных званий;
  • Награждение знаками отличия, орденами, медалями;
  • Вручение ценного подарка;
  • Иные формы поощрения.

Поощрения и награждения имеют психологический мотив, побуждают к положительным эмоциям. В тоже самое время, дисциплинарные виды ответственности говорят об обратном. Работодатель как бы косвенно сообщает, что он не доволен работой работника, его должностными и личностными характеристиками.

Ведь государственная служба – это то место занятости, где должны работать те, кто может подать хороший пример для других граждан России. Здесь должны работать «лучшие из лучших», настоящие профессионалы с безупречной автобиографией и исполнительским поведением.

Порядок применения дисциплинарных взысканий государственных служащих

Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентируется в статье 58 Закона о госслужбе.

Процедура делится на несколько этапов:

  • 1 этап. Требование написать письменное пояснение по нарушению.
  • 2 этап. Составление акта, если работник отказывается дать письменные и устные объяснения.
  • 3 этап. Проведение служебной проверки. При инициировании служебного расследования учитывается все обстоятельства: 1) тяжесть и степень вины; 2) умышленные или неумышленные действия; 3) события, которые отягчают положение и степень вины госслужащего; 4) факты, которые смягчают меры ответственности нарушителя.
  • 4 этап. Объявление дисциплинарного взыскания в виде акта (приказа), где указаны основания его применения.
  • 5 этап. При желании сотрудника происходит оспаривание правомерности возложенного должностного взыскания. Это действие инициируется в суде или обсуждается комиссией по индивидуальным трудовым спорам, которая создана при органе государственной власти.
  • 6 этап. Снятие должностного взыскания.

Сроки применения

Закон о государственной службе защищает лиц, замещающих должности госслужбы. Поэтому для объявления замечания, выговора и иных мер дается всего лишь один месяц. Эти 30 дней отсчитываются с момента документальной фиксации проступка (акта проверки).

Если работодатель (представитель нанимателя) не уложился в данный срок, то пусть пеняет на себя.

Иной порядок существует по проверкам финансово-хозяйственной деятельности. Если организацию проверил аудит, произошла ревизия, то для объявления дисциплинарного взыскание дается 2 года. В этот период не входят время, потраченное на судебные разбирательства.

Здравствуйте, Юрий!

Приказ о дисциплинарном взыскании можно обжаловать в комиссии государственного органа по служебным спорам, также вы имеете право обратиться в суд. Возможно проступок не значителен по отношению к виду наказания. Все действия работодателя можно обжаловать. Дополнительные санкции, которые могут к вам применить, могут быть указаны в локальных, внутренних документах организации.

Работодатель может уволить работника в следующих случаях:Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:
2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:
а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;
4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.
5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

1. Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:
1) комиссией государственного органа по служебным спорам;
2) судом.

Должностные обязанности – все обязанности, которые возлагаются на гражданского служащего в связи с замещением данной должности, включая соблюдение ограничений.

Виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

*за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В зависимости от последствий :

а. формальные – последствия не важны;

б. материальные – по последствиям.

Повышенная ответственность за некоторые материальные проступки руководителей.

81.Правовой статус полномочного представителя Президента.

Виды полномочных представителей:

а) в федеральном собрании РФ;

б) в федеральном округе;

в) в Конституционном суде.

Полномочный представитель – должностное лицо, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, которое обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель :

1) является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента;

2) назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ;

3) непосредственно подчиняется Президенту

4) назначается на должность на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.

Задачи :

а. организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом;

б. организация контроля за исполнением в федеральном округе решений ФОИВ;

в. обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента;

г. представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе.

Функции :

1. обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

2. анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе;

3. организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов;

4. согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа;

5. организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства;



6. согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта;

7. принимает участие в работе органов государственной власти субъектов, а также органов МСУ, находящихся в пределах федерального округа;

8. вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов.

Права :

2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов;

3) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента;

4) организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента;

5) право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

84.Понятие, виды, принципы государственной службы.

Государственная служба :

а) организационно-функциональная основа государства , осуществляющая функции и задачи государства;

б) в правовом смысле – комплексный институт, объединяющий нормы всех отраслей права в части, касающейся государственной службы;

в) в организационном смысле – организованная государством система осуществления его задач и функций государственными служащими:

1. узкий смысл – выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах;

2. широкий смысл - выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (школы, учреждения).

ФЗ «О системе государственной службы».

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

2. федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

3. субъектов РФ;

4. органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

5. лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

6. лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственный орган – органы государственной власти, иные государственные органы, замещаемые государственными должности, которые устанавливаются :

а. Конституцией, ФЗ;

б. Конституциями (уставами), законами субъектов.

Признаки (критерии):

1) осуществление на профессиональной основе (профессия граждан);

2) служебная деятельность (подчинена обеспечению исполнения полномочий определённых в законе субъектов, содержание – функциями и полномочиями для должности);

3) разнородность субъектов ;

4) признание государственными служащими всех лиц, занимающих государственные должности;

5) дифференциация должностей на государственные и негосударственные.

Виды :

1. гражданская;

2. военная;

3. правоохранительная.

Закон о системе государственной службы закрепляет принципы :

1. федерализма – обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2. законности – строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания публичных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и организаций;

3. приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4. равного доступа граждан к государственной службе – исключение дискриминации (требования к кандидату – характер должностных обязанностей);

5. единства правовых и организационных основ государственной службы , предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6. взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы ;

7. открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих;

8. профессионализма и компетентности государственных служащих;

9. защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

85.Административно-правовой статус предприятий и учреждений.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус :

1. относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности – взаимодействие с ОИВ;

2. относящиеся к государственным предприятиям и учреждениям;

3. относящиеся к муниципальным предприятиям и учреждениям;

4. относящиеся к негосударственным предприятиям и учреждениям.

Всех форм собственности · Устанавливаются в качестве принципов: а) запрет на вмешательство государства в производственно-хозяйственную деятельность; б) государственную регистрацию предприятий; в) обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчётности, предоставления информации, необходимой для налогообложения. · Предприятия обязаны соблюдать предписаниязаконодательства о защите окружающей среды, режиме природопользования и другие правила. · Контроль за соблюдением – уполномоченные государственные органы, которые могут применять меры принудительного воздействия. · Иногда требуется разрешение на занятие определённым видом деятельности.
Государственные и муниципальные предприятия · Собственник таких предприятий – государство. · Ведение государственных органов: 1) создание предприятий; 2) определение предмета и целей деятельности; 3) утверждение устава; 4) управление; 5) назначение на должность и снятие с неё руководителей. · Некоторые виды деятельности – только государственные предприятия – производство оружия, боеприпасов, изготовление и реализация наркотических средств. · Должностные лица предприятий – полномочия государственно-властного характера. · Государственные предприятия (и муниципальные) – унитарные предприятия. · Особенности статуса унитарных предприятий: а) создаются на базе государственной или муниципальной собственности; б) осуществляют деятельность для удовлетворения потребностей в областях, определённых ФЗ. · Виды: а) на праве хозяйственного ведения (государственные предприятия); б) на праве оперативного управления (казённые предприятия). · Законодательное закрепление положения: а) ГК РФ; б) ФЗ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. · Учреждение: а) уполномоченными органами государственными и МСУ; б) федеральные – ФОИВ; в) федеральные казённые – Правительство РФ. · Создание – в установленных ФЗ случаях (необходимость производства продукции, которая изъята из оборота). · Учредитель определяет в уставе – специальную гражданскую правоспособность. · Унитарное предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом без согласия собственника. · Собственник унитарного предприятия – право на получение части прибыли. · Собственник имущества казенного предприятия: а) право изымать у казенного предприятия излишнее (неиспользуемое) имущество; б) доводить обязательные заказы; в) утверждать смету доходов и расходов. · От имени РФ или субъекта собственник – органы государственной власти РФ или субъектов. · Руководитель унитарного предприятия – единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником и может действовать от имени предприятия без доверенности. · Действия: 1) представление интересов; 2) утверждение структуры и штата; 3) осуществление приёма на работу; 4) издание приказов; 5) организация выполнения решений собственника. · Контроль за деятельностью унитарного предприятия – орган, реализующий полномочия собственника. · Администрация унитарного предприятия – функции оперативного управления. · Управленческие полномочия – отношения внутри предприятия. · Полномочия собственника унитарного предприятия: а) по вопросам организационной деятельности; б) полномочия, реализуемые по инициативе предприятия (получение согласия); в) полномочия по осуществлению контроля.
Государственные корпорации · Создаются для осуществления социальных, управленческих или иных социально-полезных функций. · Создание – ФЗ. · Виды: а) отраслевые; б) межотраслевые; в) для определённых задач. · Органы управления: а) наблюдательный совет (высший); б) правление (коллегиальный исполнительный); в) генеральный директор – возглавляет правления и руководит деятельностью корпорации. · Издаваемые корпорацией НПА – обязательны для ФОИВ, органов государственной власти субъектов и МСУ.
Негосударственные предприятия · Действуют в пределах административно-правового режима, предусмотренного для всех предприятий. · Роль государства – установление правовых норм и контроль за их соблюдением (не решает конкретных вопросов). · При преобразовании государственных учреждений у государственных органов сохраняется специальное право на участие в управлении ими. · Они назначают своих представителей в совет директоров, наделённых правом вето (одно из их преимущественных прав) при принятии решений о: а) внесении изменений и дополнений в устав; б) ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии; в) изменении уставного капитала; г) заключении определённых сделок.

86.Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.

Формы деятельности органов исполнительной власти – внешнее выражение видов их деятельности , предусмотренных нормами АП, совершаемые в целях осуществления возложенных на них задач , функций , полномочий .

Суть исполнительно-распорядительной деятельности требует :

а. официального оформления действий (для обеспечения определённости в деятельности);

б. создание правовых предпосылок законности деятельности.

Основные формы деятельности – в правовых актах, устанавливающих компетенцию (только в её пределах может действовать).

Формы деятельности:

1) издание правовых актов;

2) проведение организационных мероприятий;

3) осуществление материально-технических мероприятий.

*существует ещё множество классификаций (эта советская).

Также форма деятельности предполагает реализацию органами управления правоспособности, предусмотренной другими отраслями права .

В зависимости от последствий (формы действий):

1. правовые формы действий – действия, влекущие правовые последствия :

а) издание правовых актов – осуществление государственного управления;

б) издание плановых актов, целевых программ – теоритические обоснования основных направлений в содержании государственной деятельности;

в) издание административных и гражданских договоров;

г) заключение международных договоров;

2. неправомерные формы действий – непосредственно не влекут последствий, могут лишь инициаторами или предпосылками совершения действий, которые повлекут последствия :

а) организационные мероприятия;

б) проведение совещаний;

материально-технические операции.

88.Администрация Президента РФ: понятие, основы правового положения.

89.Компетенция РФ в области законодательства об административных правонарушениях.

Законодательство – совместное субъектов и РФ.

Принцип : законы и иные НПА субъектов принимаются в соответствии с ФЗ и не могут им противоречить.

Субъекты – остаточная компетенция .

Форма законодательства:

а. федеральное – закон;

б. субъектов – закон, иные НПА (форма может быть конкретизирована законом).

*законы субъектов должны соответствовать КоАП, в случае противоречия используется КоАП.

Состав законодательства об административных правонарушениях:

а) КоАП (дополнительные законы на федеральном уровне должны вносить изменения в кодекс – самостоятельно не действуют);

б) принимаемые законы субъектов, соответствующие КоАП.

Закон, регулирующий административную ответственность – КоАП (5 разделов).

Ведение РФ (по КоАП) – установление:

1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2. перечня видов административных наказаний и правил применения;

3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (при нарушении ФЗ);

4. порядка производства по делам;

5. порядка исполнения постановлений о наложении взысканий.

КоАП определяет :

1) в соответствии с законодательством о судебной системе – подсудность дел;

2) в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних – подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних;

3) в соответствии с установленной структурой ФОИВ – подведомственность ФОИВ.

Обратная сила :

а. присутствует – закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, иным образом улучшающий положение лица;

б. отсутствует – закон устанавливает или отягчает ответственность, иным образом ухудшает положение лица.

*производство по делу – на основании закона, действующего во время производства по делу.

90.Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.

Черты правового положения ФОИВ до реформы 2004 :

1. самостоятельность всех органов в организационно-правовом отношении;

2. Правительство – координация подведомственных ФОИВ, блоки могли курироваться замами;

3. в деятельности руководствовались всеми НПА ;

4. ведали комплексами и отдельными функциями;

5. концентрация всех функций в одном органе;

6. совпадение основных форм деятельности.

Специфические черты :

1. министерство – ФОИВ, выполняющее все функции, делились: отраслевой и общей компетенции;

2. государственный комитет , федеральная комиссия – ФОИВ, осуществляющие межотраслевую координацию;

3. федеральная служба РФ, агентство , надзор – ФОИВ, осуществляющие специальные функции в установленной сфере.

Согласно при заключении трудового договора работник не только приобретает определенный перечень прав, но и несет ряд обязанностей, например, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину и т.д. Неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком (), за совершение которого налагается дисциплинарное взыскание. Рассмотрим их виды и особенности применения.

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право наложить дисциплинарное взыскание. Однако при этом необходимо обязательно учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Поэтому следует внимательно отнестись к процедуре наложения дисциплинарного взыскания, т.к. следствием неточного или неправильного оформления документов, обосновывающих применение дисциплинарного взыскания, как правило, является возникновение трудового спора.

В случаях, когда в действиях работодателя работник усматривает нарушение своих трудовых прав, он имеет право обратиться с заявлением в государственную инспекцию труда без какого-либо ограничения по срокам. А за решением индивидуальных трудовых споров - в комиссию по трудовым спорам и (или) в суд в сроки, установленные законодательством (ст. 386 и 392 ТК РФ).

Статьей предусмотрен несложный порядок применения дисциплинарных взысканий за подобные нарушения. Вместе с тем далеко не всем работодателям при этом удается избежать ошибок и нарушений в установленной законодательством процедуре. Причем в большинстве случаев работодатели не учитывают тот факт, что основными критериями законности наложения дисциплинарного взыскания являются последовательность действий работодателя и наличие в полном объеме всех документов, подтверждающих факт дисциплинарного поступка, а также свидетельствующих о правомерности действий работодателя при применении этого взыскания.

Виды дисциплинарных взысканий и особенности применения

Действующим законодательством, а именно - , регламентировано, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ данный перечень не является исчерпывающим, т.к. федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

К примеру, Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, может быть вынесено предупреждение о неполном должностном соответствии.

Законодательством четко определено, что не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Из чего следует, что существуют два вида дисциплинарной ответственности: общая, предусмотренная ТК РФ, и специальная, которую несут работники в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

Поэтому организации самостоятельно никаких дополнительных дисциплинарных взысканий устанавливать не могут (предусмотренный перечень является исчерпывающим), однако на практике, ссылаясь на ст. 192 ТК РФ, часто выносят работникам дисциплинарное взыскание: "строгий выговор" или "выговор с предупреждением", хотя таких категорий ТК РФ не предусмотрено, так же как и применения различных штрафов, лишения надбавок и доплат. Аналогично незаконным будет, к примеру, перевод работника в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую должность.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 193 ТК РФ).

Кроме того, при наложении дисциплинарного взыскания должна учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Однако, как показывает практика, применяемые работодателями меры дисциплинарного воздействия не всегда объективно соотносятся с совершенным поступком. Как следствие - при разрешении трудовых споров судом признается необоснованность принятого работодателем решения.

Имейте в виду, что при рассмотрении дел суды руководствуются тем, что работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника и его отношение к труду.

Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен (п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", далее - Постановление N 2).

Судебная практика. Так, суд, разрешая спор о восстановлении на работе, пришел к выводу о том, что мера дисциплинарного воздействия, примененная в отношении истицы, не соответствует тяжести проступка, который предполагается ответчиком, является несправедливой и необоснованной. При этом суд посчитал, что ответчиком не представлено доказательств того, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения соразмерно тяжести совершенного, по мнению ответчика, проступка. Решением суда истица восстановлена на работе, с ответчика в ее пользу взысканы средний заработок за время вынужденного прогула и сумма возмещения морального вреда (решение Дзержинского районного суда г. Перми от 22.01.2014 по делу N 2-133-14).

При применении работодателем дисциплинарного взыскания также следует учитывать уровень вины работника, в том числе: причинен ли им какой-либо вред, какие внешние факторы побудили работника к определенному поступку, имел ли место умысел в его действиях. Не менее важно принимать во внимание общую характеристику работника: опыт, достижения, личные и деловые качества, профессионализм, состояние здоровья.

В любом случае решение о наложении дисциплинарного взыскания, предусмотренного ТК РФ, принимает работодатель, имеющий на это оговоренное законодательством право, а не обязанность. Поэтому в некоторых случаях вполне уместно ограничиться устным предупреждением, личной беседой и т.д.

Также следует понимать, что дисциплинарные взыскания могут налагаться руководителями и другими должностными лицами, наделенными соответствующими полномочиями на основании документов (устава организации, локального нормативного акта и др.).

Специальная ответственность, предусмотренная положениями и уставами о дисциплине, применяется в отношении всех работников, которые подпадают под их действие. В то же время непосредственные работодатели самолично не имеют права вносить в них какие-либо дополнения и изменения. Отличием этих нормативных актов является наличие более строгих мер взысканий для отдельных категорий работников. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", а именно - Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ.

Последовательность действий при применении дисциплинарных взысканий

Порядок применения дисциплинарных взысканий регламентирован ст. 193 ТК РФ, где изложено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Но письменное объяснение, как правило, предоставляется по факту каких-либо обстоятельств, поэтому, несмотря на то, что ТК РФ не содержит требования о документировании факта нарушения, делать это необходимо, т.к. со дня обнаружения проступка начинает течь срок, отведенный работодателю на применение дисциплинарного взыскания.

Факт дисциплинарного проступка работника может быть зафиксирован путем составления служебной или докладной записки должностного лица, которому подчинен работник, независимо от того, наделено это лицо правом наложения взысканий или нет. Безусловно, в оптимальном варианте работника с ней лучше ознакомить под личную подпись, тем самым дополнительно подкрепив законность своих действий.

Также факт дисциплинарного проступка может быть зафиксирован в форме:

Акта (отсутствия на рабочем месте, отказа от прохождения медицинского обследования и т.д.);

Заключения комиссии (по результатам служебного расследования).

Если у работника запросить письменное объяснение в устной форме, то может возникнуть ситуация, когда работник станет отрицать то, что работодатель выполнил свою обязанность, предусмотренную ст. 193 ТК РФ, и действительно затребовал письменное объяснение. Поэтому объяснение по обстоятельствам совершенного работником нарушения рекомендуется требовать в письменной форме. Для предоставления письменного объяснения работнику законодательством РФ предоставлены два рабочих дня.

Некоторые работодатели допускают ошибку и издают приказ о наложении дисциплинарного взыскания в день истребования письменного объяснения, чего делать не следует, т.к. это действие работодателя может быть оспорено работником в суде.

Каких-либо специальных требований к объяснению работника, за исключением письменной формы и сроков предоставления, ТК РФ не предусмотрено, поэтому оно может быть составлено произвольно в виде объяснительной записки в адрес работодателя.

Обратите внимание, что это право, а не обязанность работника. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Скорее, такая норма предусмотрена для того, чтобы дать ему возможность изложить собственный взгляд на событие, пояснить причины дисциплинарного проступка, привести аргументированные факты в свою защиту. Это одна из гарантий того, что наложение взыскания будет правомерным.

Если по истечении двух рабочих дней объяснение работником не предоставлено, то при твердом намерении применить по отношению к работнику дисциплинарное взыскание следует составить акт об отказе работника дать объяснение, с которым работник должен быть ознакомлен под личную подпись (при отказе от ознакомления делается соответствующая отметка в этом же документе).

В п. 23 Постановления N 2 разъяснено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказывать наличие законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Поэтому при наложении дисциплинарного взыскания необходимо проверить следующие обстоятельства:

Является ли дисциплинарный проступок основанием для наложения дисциплинарного взыскания;

Действительно ли отсутствуют уважительные причины для невыполнения или ненадлежащего выполнения трудовых обязанностей;

Связаны ли виновные противоправные действия (бездействие) работника с исполнением его трудовых обязанностей;

Предусмотрены ли определенные трудовые обязанности каким-либо локальным нормативным актом или иным документом и ознакомлен ли с ним работник под личную подпись;

Предусмотрена ли мера дисциплинарного взыскания, применяемая к работнику, законодательством РФ;

Соблюдены ли сроки и порядок наложения дисциплинарного взыскания;

Имеет ли должностное лицо, подписывающее приказ (распоряжение) о привлечении к дисциплинарной ответственности, право применить по отношению к работнику дисциплинарное взыскание;

Принято ли во внимание предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий применение дисциплинарного взыскания может быть правомерным.

Сроки применения дисциплинарного взыскания

О применении дисциплинарного взыскания издается приказ (распоряжение) работодателя, который содержит сведения о конкретном дисциплинарном проступке работника. Работник должен быть ознакомлен с этим приказом (распоряжением) под личную подпись. Отказ от подписи следует зафиксировать в соответствующем акте.

Согласно ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Днем обнаружения проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю работника стало известно о совершенном проступке, что подтверждено соответствующим документом (служебной или докладной запиской, актом, заключением комиссии и пр.).

В обозначенный срок для применения дисциплинарного взыскания не включается период, когда работник отсутствовал на работе в связи с болезнью или находился в отпуске (очередном, учебном, оплачиваемом или без сохранения заработной платы - п. 34 Постановления N 2), а также время, необходимое для учета мнения представительного органа работников. Здесь речь идет о мотивированном мнении представительного органа работников при расторжении трудового договора. Отсутствие на работе по другим основаниям не прерывает течения указанного срока.

При длительном прогуле, когда доподлинно не известно о причине отсутствия работника и он может не знать о наложении взыскания, месячный срок целесообразно начать исчислять с последнего дня прогула, со дня, предшествующего появлению сотрудника на работе.

В любом случае применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев со дня совершения проступка не допускается, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - по прошествии двух лет со дня его совершения (ст. 193 ТК РФ). В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе увольнения, допустимо также, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания. При этом необходимо иметь в виду, что работодатель вправе применить к сотруднику дисциплинарное взыскание и тогда, когда он до совершения проступка подал заявление о расторжении трудового договора по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения об увольнении (п. 33 Постановления N 2).

На практике работодатели нередко применяют к работникам дисциплинарные взыскания, когда срок их применения уже истек, тем самым допуская нарушение законодательства РФ, что приводит к признанию дисциплинарного взыскания незаконным.

Судебная практика. Работница обратилась в суд с иском к работодателю о признании незаконным приказа о наложении на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора и его отмене.

Суд пришел к выводу, что привлечение к дисциплинарной ответственности работницы произведено с нарушением установленного законом месячного срока. Доказательств приостановления данного срока по основаниям, указанным ч. 3 ст. 193 ТК РФ, в материалах дела не имелось и суду они представлены не были. К доводам ответчика о том, что им соблюден шестимесячный срок привлечения истицы к ответственности, суд отнесся критически, поскольку положения ч. 4 ст. 193 ТК РФ применяются в случаях, когда дисциплинарный проступок не мог быть обнаружен в течение месяца, установленного ч. 3 ст. 193 ТК РФ для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

В связи с этим суд принял решение признать незаконным и отменить приказ о наложении на работницу дисциплинарного взыскания в виде выговора, взыскать в пользу работницы денежные средства в счет возмещения морального вреда (решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края г. Лермонтова от 09.02.2012 по делу N 2-19/2012).

Обратите внимание: сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (ст. 66 ТК РФ).

Понятие дисциплинарного проступка

Думаем, не лишним будет разъяснить, что является дисциплинарным проступком, поскольку практика показывает, что работодатели нередко толкуют его ошибочно. Итак, дисциплинарный проступок - это виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, регламентов, положений, технических правил, иных локальных нормативных актов, приказов, иных организационно-распорядительных документов работодателя и т.д.).

Виновным считается только такое неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, когда деяние работника носит умышленный или неосторожный характер. Неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от сотрудника (скажем, из-за отсутствия необходимых материалов, нетрудоспособности, недостаточной квалификации), не может рассматриваться как дисциплинарный проступок. Например, законодательством РФ не предусмотрено право работодателя без согласия работника досрочно отозвать его из отпуска, поэтому отказ работника (независимо от причины) от выполнения распоряжения работодателя о выходе на работу до окончания отпуска нельзя рассматривать как нарушение трудовой дисциплины (п. 37 Постановления N 2).

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей. Так, не может считаться дисциплинарным проступком отказ работника выполнить общественное поручение или нарушение им правил поведения в общественных местах.

К нарушениям трудовой дисциплины, являющимися дисциплинарными проступками, п. 35 Постановления N 2 отнесены, среди прочего:

а) отсутствие работника без уважительных причин на работе либо рабочем месте.

При этом необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник должен находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

Судебная практика. Директор учреждения пояснил, что работник в указанное в приказе об увольнении время не находился на рабочем месте, которое представляет собой его кабинет.

Учитывая положения должностной инструкции работника, представленной в суд ответчиком, суд принял пояснения истца о том, что служебный кабинет не являлся его единственным рабочим местом. Отсутствие в течение некоторого времени работника на рабочем месте, которое не является для него единственным, не является прогулом. Возможность нахождения работника в других помещениях организации-работодателя, а также за пределами территории учреждения может быть обусловлена его служебными обязанностями.

Таким образом, суд пришел к выводу о необходимости признания приказа об увольнении незаконным и удовлетворении требования работника о восстановлении на работе (решение Ленинского районного суда г. Костромы от 26.05.2010 по делу N 2-568/2010).

б) отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 162 ТК РФ), т.к. в силу трудового договора работник обязан выполнять определенную этим договором трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).

При этом следует иметь в виду, что отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 74 ТК РФ;

Судебная практика. Воспитатель МДОУ за отказ работать по сменному графику с другими группами детей и в другом здании после применения дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговора была уволена с работы по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Суд пришел к выводу, что дисциплинарные взыскания, включая увольнение с работы, незаконны и подлежат отмене. Решением суда иск воспитателя к МДОУ об отмене дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и возмещении морального вреда удовлетворен в полном объеме (решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 02.12.2011 по делу N 2-467/2011).

в) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе.

Также нарушением трудовой дисциплины следует считать и отказ работника без уважительных причин от заключения договора о полной материальной ответственности за сохранность материальных ценностей, если выполнение обязанностей по обслуживанию материальных ценностей составляет для работника его основную трудовую функцию, что оговорено при приеме на работу, и в соответствии с действующим законодательством с ним может быть заключен договор о полной материальной ответственности (п. 36 Постановления N 2).

Обратите внимание, что применение дисциплинарного взыскания может быть признано законным в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения работником трудовых обязанностей только тогда, когда с каждым из локальных актов, устанавливающих соответствующие обязанности, он был ознакомлен под личную подпись, т.к. такое требование предусмотрено ст. 22 ТК РФ.

Поэтому суды нередко отменяют дисциплинарные взыскания работодателей из-за отсутствия ознакомления работника с документом, который он нарушил.

Судебная практика. В ходе заседания судом выяснено, что при устройстве на работу сотрудник подписал только трудовой договор и договор о полной материальной ответственности. Должностная инструкция была утверждена лишь в 2012 году, а дисциплинарное взыскание наложено за дисциплинарные проступки, совершенные работником в 2011 году.

Суд пришел к выводу, что при применении дисциплинарного взыскания в виде выговора работодатель не мог руководствоваться должностной инструкцией, поскольку при заключении трудового договора работник не был с ней ознакомлен, а его должностные обязанности не были установлены. Сославшись на письмо Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0, суд указал, что должностная инструкция - это не просто формальный документ, а акт, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности и ответственность работника.

Решением суда привлечение работника к дисциплинарной ответственности было признано незаконным (определение Самарского областного суда от 30.07.2012 по делу N 33-6996).

Увольнение как мера дисциплинарного взыскания

Самой строгой, крайней мерой дисциплинарного взыскания является увольнение. Так, в случаях применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения работниками часто оспариваются действия работодателя, если:

Для отсутствия в рабочее время на работе имели место уважительные причины;

Работник не ознакомлен под личную подпись с приказом об увольнении или другими локальными актами работодателя;

Не соблюден порядок, предусмотренный ст. 193 ТК РФ, в том числе нарушены сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности;

Работник уволен за нарушение, за которое ему уже выносилось дисциплинарное взыскание (обратите внимание, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание, т.е. нельзя за одно нарушение одновременно объявить сотруднику выговор и уволить его).

Для примера рассмотрим подробнее одно из оснований увольнения работников, относящееся к дисциплинарным взысканиям. Так, при увольнении за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), должны быть соблюдены следующие условия:

Работник без уважительных причин допустил неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей;

За неисполнение трудовых обязанностей ранее (не позднее календарного года) уже имело место дисциплинарное взыскание (издан приказ);

На момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей предыдущее дисциплинарное взыскание не было снято или погашено;

Работодатель учел предшествующее поведение сотрудника, его предыдущую работу, отношение к труду, обстоятельства и последствия проступка.

Работодатели часто допускают ошибку, считая, что одного только вынесенного ранее дисциплинарного взыскания достаточно для последующего увольнения сотрудника.

Судебная практика. Судом установлено, что работник был уволен с занимаемой должности по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение им без уважительной причины трудовых обязанностей. При этом в приказе работодателем не указано, за какое именно нарушение трудовых обязанностей применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения (какие трудовые обязанности были вновь не исполнены). Названный приказ содержит лишь ссылки на ранее примененные дисциплинарные взыскания.

В результате суд пришел к выводу, что работник был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения за те же действия, за которые ранее он уже привлекался к дисциплинарной ответственности. А поскольку работодатель не доказал, какой новый дисциплинарный проступок (совершенный после того, как к работнику было применено дисциплинарное взыскание) послужил основанием к увольнению истца, у работодателя отсутствовали основания для расторжения с ним трудового договора по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Довод работодателя о своем праве уволить работника по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ при наличии двух дисциплинарных взысканий, не дожидаясь совершения им нового дисциплинарного проступка, является ошибочным, основанным на неправильном толковании нормы п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. По смыслу указанной нормы для увольнения работника по этому основанию должен быть повод в виде дисциплинарного проступка, совершенного работником после применения к нему дисциплинарного взыскания.

В настоящем случае работодатель произвел увольнение работника за те же проступки, за которые ранее к нему уже были применены дисциплинарные взыскания в виде замечаний и выговора. При таких обстоятельствах увольнение работника по данному основанию не могло быть признано законным, и он подлежал восстановлению на работе (решение Мещанского районного суда г. Москвы от 16.01.2013 по делу N 2-512/2013).

Таким образом, при выявлении ошибок, допущенных работодателем, государственная инспекция труда может привлечь работодателя к административной ответственности, а по решению суда работник может быть восстановлен на работе, причем с работодателя в пользу работника могут быть взысканы средний заработок за время вынужденного прогула, а также сумма возмещения морального вреда. Поэтому при принятии решения о наложении на работника дисциплинарного взыскания следует соблюдать все предусмотренные законодательством условия и четко следовать установленной процедуре.