Административно-правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции. Что такое режим КТО? Особенности введения режима контртеррористической операции Особенности правового режима в зоне проведения контртеррористической

18.05.2020 Наследство

  • 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
  • 2.2. Терроризм в современной России
  • 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
  • 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
  • 3.1. Международный терроризм
  • 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
  • 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
  • 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
  • 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
  • Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
  • 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
  • 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
  • 4.4. Борьба с финансированием терроризма
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
  • 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
  • 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
  • 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
  • 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
  • 6.1. Взрывоопасные предметы
  • 6.2. Взрывчатые вещества
  • 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
  • 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
  • 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
  • 6.6. Меры личной безопасности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Противодействие похищениям людей
  • 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
  • 7.2. Меры защиты
  • 7.3. Освобождение
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
  • 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
  • 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
  • 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
  • 8.4. Захват заложников
  • 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
  • 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 9.1. Организация охраны объекта
  • 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
  • 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
  • 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
  • 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
  • 9.6. Защита малых объектов
  • 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Литература
  • I. Нормативно-правовые акты
  • 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
  • II. Литература
  • Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
  • Сущность и типология терроризма (2 часа)
  • Терроризм в России (2 часа)
  • Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
  • Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
  • Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
  • Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
  • Противодействие похищениям людей (2 часа).
  • Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
  • Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции

    Под контртеррористической операцией понимают специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции составляет - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

    Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

    Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

    В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ.

    Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

    Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

    В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

    1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе, транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

    3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

    4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

    5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

    7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

    В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

    К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

    Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

    При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

    Не допускается распространение информации:

    1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

    2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

    3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

    4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

    Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

    Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

    "

    В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии терроризму», при возникновении на определенной территории вводится режим КТО (режим контртеррористической операции).

    В ходе выполнения предусмотренных действий на означенной местности допускается применение ряда ограничительных мер.

    Режим КТО представляет собой специальный который устанавливается с целью пресечения , минимизации его последствий и обеспечения защиты людей на определенной заданной территории.

    Об определении КТО в разных странах

    Федеральный закон РФ трактует КТО, как комплекс специальных, войсковых, оперативно-боевых и прочих действий, предполагающих использование оружия, боевой техники и спецсредств, проводимый для предотвращения террористических актов, обезврежения террористов и защиты населения.

    В законах разных стран:

    • Белоруссии, Украины - «О борьбе с терроризмом»;
    • Казахстана, Таджикистана - «О противодействии терроризму»,-
    • ПМР (Приднестровье), ДНР (Донецкая Народная Республика) - «О противодействии терроризму», - определение КТО несколько различается в формулировках, будучи идентичным по сути.

    О вооруженных столкновениях, называемых: КТО

    Современная история упоминает о сравнительно недавних вооруженных столкновениях. На территориях, где они произошли, в разное время был введен режим КТО:

    • 1999 - 2009 г. г. - ;
    • 2001 - 2014 г. г. - война в Афганистане;
    • 2008 г. - операция «Гартал» в Азербайджане.

    Режим КТО сегодня

    Сегодня существует несколько так называемых «горячих точек», в которых применяется режим КТО:

    • 2009 г. - вооруженное столкновение на Северном Кавказе;
    • 2011 г. - конфликт в Темирском районе;
    • начиная с 2014 года - вооруженный конфликт в Украине (на восточных территориях);
    • начиная с 2015 года - операция российских военных в Сирии.

    Что предусмотрено введением режима КТО?

    В РФ закон предусматривает при введении особого правового режима использование специальных мер:

    • проверку документов у находящихся на означенной территории лиц;
    • ограничение пребывания физических лиц на определенных объектах или территории;
    • принудительную эвакуацию с означенных участков средств транспорта;
    • усиление охраны общественного порядка и особо важных объектов;
    • контроль телефонных разговоров, телекоммуникационной связи;
    • поиск необходимой информации на каналах электронной и почтовой связи;
    • изъятие транспорта, принадлежащего организациям (в срочных случаях - и физическим лицам) для предоставления медицинской помощи, преследования подозреваемых в теракте, если промедление чревато возникновением реальной опасности для чьей-либо жизни или здоровья (данный пункт не касается транспортных средств, которые принадлежат зарубежным и международным организациям, консульствам, дипломатическим представительствам, возмещение связанных в этим расходов устанавливается правительством РФ);
    • временное прекращение производства химических, биологических опасных взрывчатых, радиоактивных веществ;
    • временное прекращение (ограничение) доступа к сетям и средствам связи;
    • временное отселение проживающих на опасной территории лиц, с предоставлением им жилья;
    • необходимые карантинные (санитарные, противоэпидемические, ветеринарные) мероприятия;
    • минимизацию транспортного и пешеходного движения;
    • обеспечение беспрепятственного проникновения компетентных лиц на территории, принадлежащие физическим лицам или организациям;
    • досмотр физических лиц, а также принадлежащих им вещей, на входе (въезде) на территорию КТО, в том числе с использованием необходимых технических средств;
    • введение запрета (ограничения) на торговлю оружием, взрывчатыми и ядовитыми веществами, особого режима продажи лекарств, а также алкогольной продукции.

    После прекращения действия режима ограничительные мероприятия отменяются.

    Кем вводится режим КТО?

    Федеральным законом РФ определено, что режим КТО может быть объявлен на любой территории, без ограничения ее протяженности.

    Введение особого правового режима, согласно Закону, принимается решением директора ФСБ или руководителями территориальных органов службы.

    Об инциденте на юге Дагестана

    По сообщениям РИА "Новости", режим КТО в Дагестане от начала года в марте вводится в третий раз.

    На фоне обострившегося вооруженного конфликта, мероприятиями КТО охвачен сейчас весь Дербентский район (юг республики). По сообщениям из оперативного штаба, силовики производят поиск боевиков и их пособников.

    В начале года режим КТО действовал в трех районах: Сулейман-Стальском, Хивском, Табасаранском.

    Причиной послужили произошедшие вооруженные инциденты: в январе неподалеку от крепости Нарын-Кала на жителей было совершено вооруженное нападение, через некоторое время боевиками был обстрелян наряд полиции, причем нападавшие скрылись, ранив одного полицейского. В начале февраля в Табасаранском районе был похищен сельский учитель. Во время поисковых работ полицейские вступили с похитителями в перестрелку, последним удалось скрыться. Учителя нашли живым, ему было нанесено

    На мосту неподалеку от села Джемикент подорвал себя смертник, погибли двое силовиков, ранены около 20 человек.

    В перестрелке около деревни Нетюг силовиками были убиты двое боевиков.

    Во время действия КТО полицейскими были проведены паспортные проверки, кроме того, силовики обстреляли находящееся за деревней ущелье.

    Активизацию конфликта в Южном Дагестане связывают с усилением подавления деятельности общины салафитов (представителей радикального течения в исламе). На юге республики сегодня отмечается большая концентрация салафитов, приехавших из других районов.

    Военные столкновения в южных частях республики связывают и с деятельностью ИГ, которая в РФ запрещена судом как

    О вооруженных столкновениях в Кабардино-Балкарии

    По данным РИА "Новости", в Кабардино-Балкарии время от времени вспыхивают вооруженные столкновения с боевиками, сотрудничающими с ИГ.

    С ноября прошлого года неоднократно вводился режим КТО в Нальчике - столице республики. Особый правовой режим действовал на территории, ограниченной несколькими улицами: усиленно охранялся общественный порядок, проводилась проверка документов.

    В ходе проведения КТО силовикам удалось ликвидировать присягнувшего ИГ главаря бандформирования и двоих его пособников.

    Боевики были заблокированы внутри частного дома. В качестве заложницы с ними находилась мать одного из террористов. Полицией были эвакуированы жители, и перекрыто все движение. На предложение сдаться преступники затеяли стрельбу. В конце концов ведущим переговоры удалось освободить заложницу. После завязавшейся пальбы спецназ подорвал здание, преступники погибли во время взрыва.

    В ходе операции был тяжело ранен боец спецназа, которого срочно прооперировали в местном госпитале.

    Ограничения, введенные на время действия конрттеррористической операции, были сняты в связи с ликвидацией опасности для жизни, здоровья, имущества и других охраняемых законом интересов людей.

    1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

    2. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    3. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

    1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

    2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

    3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

    4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

    5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

    6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

    7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

    8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

    9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

    10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

    11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

    12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

    14) ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.

    4. На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных

    Режимы функционирования РСЧС

    Существуют три режима функционирования РСЧС:
    1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
    2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
    3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.


    Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.


    Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
    в режиме повседневной деятельности:
    1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
    2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
    3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
    4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
    5. подготовка населения к действиям в ЧС;
    6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
    7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
    8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
    9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
    10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
    11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;


    в режиме повышенной готовности:
    1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
    2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
    3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
    4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
    5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
    6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
    7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
    8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;


    в режиме чрезвычайной ситуации:
    1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
    2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
    3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
    4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
    5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
    6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
    7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


    При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.


    При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.


    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
    1. локальной - силами и средствами организации;
    2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
    3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
    4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


    При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

    Финансирование РСЧС

    Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.


    Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
    2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
    3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
    4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
    5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
    6. Назовите основные задачи РСЧС.
    7. На каких уровнях действует РСЧС?
    8. Как организован каждый уровень РСЧС?
    9. Назовите координационные органы РСЧС.
    10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
    11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
    12. Что относится к силам и средствам единой системы?
    13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
    14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
    15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
    16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
    17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

    В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона решение о проведении контртеррори­стической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

    Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

      проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

      удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

      усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

      ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, пе­редаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

      использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

      приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

      приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

      временное отселе ни е физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

      введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

      ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

      беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртерро­ристическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

      проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств.

    Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

    Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террори­стического акта, а также лиц, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона, включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество и осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террори­стический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федераций.