Или иной деятельности ст 169. Умышленное посягательство на свободу предпринимательской и иной деятельности

18.06.2020 Наследство

Статья 169 УК предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Законное предпринимательство и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе выбора вида предпринимательской или иной экономической деятельности, не запрещенной законом, выбора его организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости при распоряжении прибылью и самое главное - обязательности государственной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий регистрации.

Дополнительным объектом преступления является конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается. Воспрепятствование может совершаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то, что все основания для данной регистрации имеются.

Регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществляется на основании федеральных законов: от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ.

Государственная регистрация - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.


Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Федеральная регистрационная служба Министерства юстиции РФ, имеющая свои территориальные органы в субъектах Федерации, и главные регистраторы и регистраторы при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций проводит ЦБР и его отделения. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при Правительстве РФ.

Новый закон о государственной регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпринимателей был упрощенный порядок).

Законы определяют исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Соискатели подают в регистрирующий орган заявление по форме, установленной Правительством РФ, и квитанцию об уплате регистрационного сбора. Подписи заявителей должны быть нотариально заверены. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика. Кроме того, для регистрации юридического лица должны быть представлены: документ, подтверждающий оплату (не менее 50%) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов), решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, устав организации с указанием организационно-правовой формы этой организации, вида экономической деятельности, руководящего органа и юридического адреса, а также в установленных законом случаях документ о согласовании с соответствующими органами и (или) органами местного самоуправления вопросов создания юридического лица. В случае регистрации иностранного юридического лица должна быть представлена выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения.

Перечень документов, необходимых для регистрации индивидуального предпринимателя, расширен по сравнению с ранее действовавшим порядком, установленным Указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482. Кроме заявления и квитанции об оплате регистрационного сбора, соискатель представляет копию (нотариально заверенную) основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства. Для несовершеннолетнего заявителя нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Законом.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму, с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя.

Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России; в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) если не истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельностью; д) при наличии решения суда о прекращении предпринимательской деятельности в принудительном порядке; е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в сознательном нарушении сроков регистрации. Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистрации предприятий с иностранными инвестициями - в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБР не более чем в течение б месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности выражается в открытом нежелании выдать лицензию на законных основаниях. Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами экономической деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации устанавливаются единый перечень лицензируемых видов деятельности, единый порядок процесса лицензирования, единые требования и условия для осуществления отдельных видов деятельности. Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство РФ уполномочено определить федеральные органы исполнительной власти, утвердить положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг и выделить виды деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации установлен Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15.08.2000 № 10 и от 18.07.2001 № 14

Закон определяет перечень документов, которые соискатель лицензии должен представить: заявление с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, основного государственного регистрационного номера юридического лица, места его нахождения и вида деятельности, которую соискатель намерен осуществлять. Индивидуальный предприниматель в заявлении указывает данные основного документа, удостоверяющего его личность, место жительства, основной государственный регистрационный номер, записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и вид деятельности. К заявлению прилагаются копии учредительных документов юридического лица, свидетельства о регистрации, а также о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе и квитанция об уплате регистрационного сбора. Не допускается требовать представления документов, не предусмотренных законом.

Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче лицензии и сделать запись в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых документов (ч. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Закон называет только два основания для отказа: а) представление недостоверных или искаженных сведений; б) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не соответствуют лицензионным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям (например, по причине отсутствия средств для проведения экспертизы) является незаконным и может быть основанием привлечения должностного лица к уголовной ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности).

Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сроков (свыше 60 дней) оформления специальных разрешений и является пассивной формой неправомерного отказа, например выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы. Никакое должностное лицо не имеет права ограничивать права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица, если это ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц. Никакие другие ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому предоставление каких-либо льгот или установление преимуществ, например, акционерному обществу (выдача лицензии, предоставление кредитов на льготных условиях) и лишение этих преимуществ муниципального унитарного предприятия образуют признаки данной преступной деятельности.

Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и независимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц возможно только в случаях нарушения правил охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил, техники безопасности и других правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вмешательство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица будет признано неправомерным.

При характеристике объективной стороны указывается дополнительный признак - способ: с использованием служебного положения лица, осуществляющего регистрацию субъектов предпринимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодействующего с предпринимательством в иных формах.

По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями препятствует законной предпринимательской деятельности, и желает действовать таким образом. Мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать власть, месть, но чаще всего корысть.

Субъект преступления - только должностное лицо. Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Но в анализируемой статье имеется в виду специальное должностное лицо, уполномоченное от имени государства на проведение регистрации субъекта предпринимательства или выдачу ему лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской и иной экономической деятельности. Вмешательство в предпринимательскую деятельность может осуществляться и другими должностными лицами.

Часть 2 ст. 169 УК содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.

Первое отягчающее обстоятельство влияет на квалификацию преступления, когда воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжалось уже после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица, отказавшего в регистрации индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу или совершившего другие действия, предусмотренные ст. 169 УК. Такое воспрепятствование имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судебной власти.

Понятие крупного ущерба - второе отягчающее обстоятельство - раскрывается в примечании к ст. 169 УК. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь(например, в виде затрат на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб.

Примечание к ст. 169 УК определяет единые понятия крупного и особо крупного размера, крупного ущерба, дохода или задолженности в крупном размере в отношении и других экономических преступлений, предусмотренных ст. 171, 171¹, 177, 188, 191 и 192 УК. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью признается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным - 1 млн руб. Исключение составляют ст. 174, 174¹, 178, 185, 185¹, 193, 194, 198, 199 и 199¹ УК, в примечаниях к которым установлены другие, строго дифференцированные, определения крупного и особо крупного размера, крупного ущерба.

    Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности - по УК РФ (ст. 169) преступление, посягающее на свободу предпринимательской или иной разрешенной законом деятельности физического или юридического лица, заключающееся: 1) в неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального… … Большой юридический словарь

    ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 22 УК РФ. Данный институт относится к субинституту Преступления в сфере экономики. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства,… … Словарь-справочник уголовного права

    Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью - Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью вид уголовного наказания, заключающийся в ограничениях по службе или в запрете заниматься профессиональной или иной деятельностью. Содержание … Википедия

    Список составов преступлений в РФ - … Википедия

    Отдельные преступления - Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

    Бизнес

    Предпринимательская деятельность - Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными… … Википедия

    Частное предпринимательство - Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными… … Википедия

    Преступления в сфере экономики - предусмотренные УК РФ посягательства на установленный порядок осуществления экономической деятельности. Действующий УК РФ предусматривает несколько групп п. в с. э.: преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой и т.п.) … Большой юридический словарь

    НПА:Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:Раздел II - (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия

ВВЕДЕНИЕ

Уже в наименовании ст. 169 УК РФ законодатель вносит новшества. Так, с вводом в название фразы "иной деятельности" значительно расширяется сфера применения данного закона. С 1 июля 2002 г. ответственность наступает не только за воспрепятствование законной предпринимательской, но и "иной" деятельности.

Под "иной деятельностью" понимается не только предпринимательская, но и всякая другая деятельность общественных, религиозных, кооперативных и других организаций, причем не обязательно имеющих своей главной и экономической целью извлечение прибыли.

Новизной обладает и использование в ч. 1 ст. 169 УК РФ таких фраз, как "государственная" регистрация "юридического лица", и слова "незаконное" ограничение. Следует подчеркнуть, что эти слова напрашивались в текст ч. 1 ст. 169 УК РФ давно: регистрация субъекта хозяйственной деятельности как участника гражданского оборота осуществлялась только государством Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц. (ред. от 23.12.2003) // Российская газета. N 153-154. 10.08.2001.

; указанная госрегистрация производилась не только индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, но и других юридических лиц; ограничение прав и интересов юридических лиц могло быть только незаконным. Поэтому выделение указанных фраз в тексте ч. 1 ст. 169 УК РФ - шаг по совершенствованию уголовного законодательства, базирующегося на нормах гражданского права.

УМЫШЛЕННОЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА СВОБОДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ И ИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Анализируемое преступление - воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности посягает на свободу предпринимательской и иной деятельности, закрепленную в ст. 8 и 34 Конституции РФ. Конструируя ст. 169 УК РФ, законодатель стремился, на мой взгляд, с одной стороны, создать дополнительные гарантии деятельности государства в сфере правового регулирования в экономике, а с другой стороны, защитить конституционные права лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, как хозяйствующих субъектов и как полноправных участников гражданского оборота, - и этим способствовать стабильности национальной экономики.

В названии ст. 169 УК РФ заложено словосочетание "предпринимательская и иная деятельность", что устраняет недочеты этой статьи. Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Субъектом предпринимательства могут быть как организации, так и граждане. Последние вправе заниматься такой деятельностью за счет своего труда, без создания в этих целях организации. Гражданин признается лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательской деятельностью, как известно, помимо граждан, индивидуальных частных предпринимателей (ИЧП), с образованием юридического лица или без такового, могут заниматься и юридические лица, причем как коммерческого, так и некоммерческого характера (ст. 50 ГК РФ).

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения в сфере реализации гарантированных Конституцией РФ прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 8).

С объективной стороны это преступление совершается в одной из следующих форм:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

2) уклонение от их регистрации;

3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;

4) уклонение от его выдачи;

5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;

6) незаконное ограничение самостоятельности;

7) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Для квалификации содеянного достаточно совершения хотя бы одного из перечисленных действий (одного бездействия).

Неправомерный отказ в регистрации или выдаче специального разрешения выражается в вынесении должностным лицом необоснованного незаконного решения. При этом состав преступления отсутствует, если запрашиваемая деятельность не подлежит регистрации, лицензированию либо является незаконной.

Уклонение имеет более завуалированный характер и выражается в невынесении без достаточных оснований в установленный срок какого-либо решения (о регистрации, выдаче лицензии или об отказе в регистрации или выдаче лицензии). Уклонение может также выражаться в непринятии документов, подаваемых на регистрацию, получении их должностным лицом без соответствующей регистрации в журнале входящей корреспонденции и невыдаче документа, подтверждающего их прием. В отличие от неправомерного отказа, уклонение имеет длящийся характер.

От уклонения следует отличать ситуации, когда заявление оставлено без движения или рассмотрения, потому что заявителем представлены не все документы или не произведена полная оплата регистрационных действий.

Ограничение прав и законных интересов может выражаться в ущемлении прав и законных интересов предпринимателя, в том, что предпочтение отдается лишь одним из них, кому-то из них создаются благоприятные условий деятельности, а кому-то наоборот и т.п. При этом критерием наличия (или отсутствия) такой дискриминации должна выступать организационно-правовая форма. Чаще всего условия дифференцируются в зависимости от формы собственности организации, что не образует данного состава.

Незаконное ограничение самостоятельности представляет собой вмешательство в деятельность предпринимателя, ограничение свободы выбора контрагентов, принятия кадровых решений, определения ценовой политики, заключения сделок как по кругу лиц, так и по территории или видам товаров.

Иное незаконное вмешательство может выражаться в необоснованном закрытии предприятия, приостановке его деятельности, необоснованном направлении контролирующих и проверяющих организаций и т.п.

Состав преступления сконструирован как формальный, т.е. деяние окончено с момента совершения любого из перечисленных в нем действий (бездействия).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели могут иметь различный характер и, как правило, на квалификацию содеянного не влияют. Некоторые формы преступления, например уклонение, могут служить завуалированным способом вымогательства взятки.

Субъект преступления специальный - должностное лицо, использующее свое служебное положение.

Квалифицирующие признаки I степени (ч. 2 ст. 169 УК) выражаются в совершении того же деяния в нарушение вступившего в законную силу судебного акта либо в причинении крупного ущерба (свыше 1,5 млн руб.).

В первом случае дополнительным объектом выступают интересы правосудия. Субъектом преступления здесь может являться как лицо, которое первоначально отказало в регистрации, выдачи лицензии и т.п., так и лицо, которое не принимало решения по первоначальному регистрационному действию, однако совершило указанные действия вопреки вступившему в законную силу судебному решению.

40. Незаконное предпринимательство. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица.

Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) и незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ).

Незаконная банковская деятельность является частным случаем незаконного предпринимательства. Банковская деятельность - особый вид предпринимательства, обусловленный запретом на ее совмещение с любыми иными видами предпринимательской деятельности, особым органом регистрации и лицензирования, необходимостью лицензирования не только самой деятельности, но и отдельных ее видов (например, осуществления валютных операций; обслуживания населения), повышенными требованиями к уставному капиталу и т.п.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере реализации установленного порядка осуществления предпринимательской (ст. 171 УК) или банковской (ст. 172 УК) деятельности.

Объективная сторона этих преступлений может выражаться в любой из следующих форм:

1) осуществление без регистрации предпринимательской (ст. 171), банковской (ст. 172) деятельности или отдельных банковских операций (ст. 172);

2) осуществление без специального разрешения (лицензии) предпринимательской (ст. 171), банковской (ст. 172) деятельности или отдельных банковских операций (ст. 172), когда такое разрешение (лицензия) обязательно.

Регистрация предпринимательской или банковской деятельности является юридическим фактом, с которым связывается появление нового хозяйствующего субъекта: индивидуального предпринимателя, коммерческой организации - юридического лица, банковского учреждения, обладающих обособленным имуществом и способных участвовать в коммерческом обороте.

Если без регистрации осуществляются запрещенные виды деятельности (торговля оружием, наркотическими средствами; эксплуатация проституции; содержание притонов, подпольных казино и т.п.) это не образует состава данного преступления, а квалифицируется по специальным нормам УК.

Помимо двух альтернативных форм совершения этого преступления, объективная сторона содержит также альтернативные криминообразующие признаки: причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 169 УК крупный размер должен превышать 1,5 млн руб. В первом случае состав преступления материальный, а при извлечении дохода формальный.

В состав причиненного при незаконном предпринимательстве или незаконной банковской деятельности ущерба принято включать и суммы неуплаченных налогов (поскольку с незарегистрированной деятельности таковые уплачиваться не могут). Дополнительная квалификация при этом по ст. 199 УК не требуется. Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 235 УК РФ. В том случае, когда осуществление такой деятельности без разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в ст. 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб либо извлечен доход в крупном или особо крупном размере, действия лица квалифицируются по ст. 171 УК.

Обязательным признаком материального состава преступления является причинная связь.

Субъективная сторона при причинении ущерба может характеризоваться прямым или косвенным умыслом, а при извлечении дохода - только прямым.

Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При осуществлении зарегистрированной предпринимательской деятельности без лицензии в качестве субъекта выступает руководитель организации.

Квалифицирующие признаки и в том, и в другом составе характеризуются совершением преступления организованной группой или извлечением дохода в особо крупном (более 6 млн руб.) размере.

Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173 УК РФ) .

Основным непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения в сфере реализации установленного порядка создания и реорганизации юридического липа. Дополнительным объектом могут признаваться имущественные права и законные интересы отдельных граждан, предприятий, организаций или государства в целом. Статья 50 ГК РФ дифференцирует юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.

Объективная сторона преступления выражается в образовании (создании, реорганизации) юридического лица через подставных лиц. Помимо создания или реорганизации юридического лица, объективная сторона преступления может выражаться в представлении регистрирующему органу данных, повлекших внесение в Единый государственный реестр юридических лиц измененных сведений о подставных лицах (об уступке доли, увеличении чьей-либо доли, включении в состав организации новых учредителей (участников) ит.п.).

Законодатель указывает в качестве своеобразного способа совершения этого преступления - образование юридического лица через подставных лиц. Согласно примечанию к ст. 173.1 УК под подставными понимаются лица, «которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в Единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом».

По законодательной конструкции состав преступления формальный, однако момент его окончания в законе точно не определен. Исходя из необходимости толковать все сомнения в пользу виновного, следует признать моментом окончания этого преступления государственную регистрацию. Поэтому действия, предшествующие регистрации (введение в заблуждение подставных лиц, подписание у них документов якобы другого содержания или по другому решению учредителей, представление документов в регистрирующий орган и т.п.), непосредственно направленные на регистрацию юридического лица с использованием подставных лиц, но не завершенные ею по не зависящим от виновного обстоятельствам, квалифицируются как покушение.

Субъективная сторона посягательства - прямой умысел.

Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При реорганизации в этом качестве нередко выступает руководитель юридического лица или его заместитель.

Квалифицирующими признаками законодатель называет:

а) совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения и (или)

б) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 173 УК).

Использование лицом своего служебного положения может выражаться во влиянии на принимаемое другими участниками организации решение посредством их обмана, уговора, подкупа, запугивания и т.п.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ).

Основной непосредственный объект рассматриваемых преступлений - общественные отношения в сфере реализации установленного порядка проведения финансовых операций и совершения сделок, исключающего вовлечение в хозяйственный оборот и участие в нем денежных средств и имущества, добытых преступным путем.

Дополнительный объект - имущественные интересы физических и юридических лиц.

Предметом преступления являются денежные средства и иное имущество, приобретенные преступным путем.

Денежные средства могут быть выражены в российской или в иностранной валюте, в наличной или безналичной форме.

К иному имуществу в силу ст. 128 ГК в частности относятся вещи, ценные бумаги, имущественные права. Имущество может быть как движимым, так и недвижимым; это и старинные монеты, произведения культуры и искусства, антиквариат, ювелирные изделия, украшения и т.п. Разновидностью имущества может выступать и само предприятие как единый имущественно-хозяйственный комплекс.

Имущество, включая денежные средства, должно быть получено преступным путем (хищение, торговля оружием, наркотиками, эксплуатация проституции и т.п.). При этом наличия преюдициального приговора не требуется - достаточно установить в ходе расследования сам факт преступного происхождения имущества и осведомленность об этом виновных лиц.

Применительно к ст. 174 УК речь идет об имуществе, заведомо добытом преступным путем другими лицами (не принимавшими непосредственного участия в преступлении, результаты которого легализуются), а в ст. 174.1 - о легализации имущества, добытого в результате преступления самим виновным (участником предикатного преступления).

С объективной стороны легализация выражается в совершении сделок или финансовых операций с указанным имуществом.

По законодательной конструкции составы преступлений формальные.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели - придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

При отсутствии такой цели состав данного преступления отсутствует. Это означает, что виновный не просто распоряжается имуществом, добытым преступным путем, как своим собственным, а стремится придать преступно приобретенному видимость законно полученного (по наследству, в результате дарения или безвозмездного пользования и т.п.).

Субъект преступления специальный. В соответствии со ст. 174 это лица, которые не принимали непосредственного участия в легализуемом преступлении, а согласно ст. 1741, наоборот, лица, принимавшие участие в предикатном (легализуемом) преступлении.

Для вменения ст. 174 УК лицу, совершившему финансовые операции и другие сделки, должно быть достоверно известно, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путем. Знание о преступном характере приобретения имущества не означает, однако, что лицу, легализующему это имущество, должны быть достоверно известны все обстоятельства такого приобретения.

Если лицом был заключен договор купли-продажи в целях легализации имущества, полученного им в результате преступления, и покупатель, осознавая указанное обстоятельство, приобрел это имущество для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению им, то действия покупателя надлежит квалифицировать по ст. 174 УК, а действия продавца - по ст. 174.1 УК (п. 14 пост. № 32 Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»).

Квалифицирующим признаком I степени (ч. 2 ст. 174, ч. 2 ст. 1741 УК) выступает крупный размер, который должен превышать 1,5 млн руб. При совершении продолжаемого преступления крупный размер исчисляют исходя из всех входящих в объективную сторону преступления финансовых операций или сделок по легализации.

В качестве квалифицирующих признаков II степени установлены совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 3 ст. 174, п. «а» ч. 3 ст. 1741 УК) и лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 3 ст. 1741 УК).

Квалифицирующие признаки III степени имеют место, когда преступление совершено организованной группой (п. «а» ч. 4 ст. 174, п. «а» ч. 4 ст. 1741 УК) или в особо крупном размере (п. «б» ч. 4 ст. 174, п. «б» ч. 4 ст. 1741 УК).

Особо крупный размер формализован в примечании к ст. 174 УК и должен в обоих случаях превышать 6 млн руб.

Законное предпринимательство и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе выбора вида предпринимательской или иной экономической деятельности, не запрещенной законом, выбора его организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости при распоряжении прибылью и самое главное - обязательности государственной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий регистрации.

Непосредственный объект - общественные отношения , складывающиеся в связи с осуществлением законной предпринимательской деятельности .

Дополнительным объектом преступления является конституционное право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается. Воспрепятствование может совершаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности : а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

При характеристике объективной стороны указывается дополнительный признак - способ: с использованием служебного положения лица, осуществляющего регистрацию субъектов предпринимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодействующего с предпринимательством в иных формах.

А)Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то, что все основания для данной регистрации имеются.

Регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществляется на основании федеральных законов: от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ.

Государственная регистрация - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму, с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя.

Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России; в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) если не истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельностью; д) при наличии решения суда о прекращении предпринимательской деятельности в принудительном порядке; е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.

Б) Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в сознательном нарушении сроков регистрации. Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистрации предприятий с иностранными инвестициями - в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБР не более чем в течение б месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

В) Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности выражается в открытом нежелании выдать лицензию на законных основаниях. Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами экономической деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации устанавливаются единый перечень лицензируемых видов деятельности, единый порядок процесса лицензирования, единые требования и условия для осуществления отдельных видов деятельности. Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство РФ уполномочено определить федеральные органы исполнительной власти, утвердить положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг и выделить виды деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче лицензии и сделать запись в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых документов (ч. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Закон называет только два основания для отказа: а) представление недостоверных или искаженных сведений; б) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не соответствуют лицензионным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям (например, по причине отсутствия средств для проведения экспертизы) является незаконным и может быть основанием привлечения должностного лица к уголовной ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности).

Г) Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сроков (свыше 60 дней) оформления специальных разрешений и является пассивной формой неправомерного отказа, например выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности.

Д) Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы . Никакое должностное лицо не имеет права ограничивать права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица, если это ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц. Никакие другие ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому предоставление каких-либо льгот или установление преимуществ, например, акционерному обществу (выдача лицензии, предоставление кредитов на льготных условиях) и лишение этих преимуществ муниципального унитарного предприятия образуют признаки данной преступной деятельности.

прямым умыслом . Лицо осознает, что своими действиями препятствует законной предпринимательской деятельности, и желает действовать таким образом. Мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать власть, месть, но чаще всего корысть.

Субъект преступления - только должностное лицо . Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Но в анализируемой статье имеется в виду специальное должностное лицо, уполномоченное от имени государства на проведение регистрации субъекта предпринимательства или выдачу ему лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской и иной экономической деятельности. Вмешательство в предпринимательскую деятельность может осуществляться и другими должностными лицами.

По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, формальный . Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности.

Квалифицированные составы. Часть 2 ст. 169 УК содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.

Первое отягчающее обстоятельство влияет на квалификацию преступления, когда воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжалось уже после судебного решения , определившего неправомерность действий должностного лица, отказавшего в регистрации индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу или совершившего другие действия, предусмотренные ст. 169 УК. Такое воспрепятствование имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судебной власти.

Понятие крупного ущерба - второе отягчающее обстоятельство - раскрывается в примечании к ст. 169 УК. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, в виде затрат на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб.

Отличие от злоупотребления должностными полномочиями.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169) представляет собой не что иное, как злоупотребление должностными полномочиями. Нормы, содержащие составы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности и злоупотребления должностными полномочиями, соотносятся между собой как специальная и общая . При наличии признаков воспрепятствования уголовная ответственность наступает по ст. 169 УК. Следует, однако, заметить, что сфера уголовно наказуемого по ст. 169 шире сферы применения ст. 285 УК по воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности.

Обязательными условиями привлечения к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями выступают: последствие - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и специальный мотив - корыстная или иная личная заинтересованность . Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности - формальный состав и наказуемо вне зависимости от мотива . Таким образом, в конкуренцию со ст. 285 УК вступает лишь воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, причинившее существенный вред правоохраняемым интересам и совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности. Воспрепятствование без перечисленных признаков со ст. 285 не конкурирует, поскольку не подпадает под уголовно наказуемое должностное злоупотребление.

В то же время возможны ситуации, когда деяния, совершенные должностным лицом при воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, выходят за рамки ст. 169 УК. Не охватывается ею, например, оказание давления руководителем лицензионной палаты местной администрации на руководителя экспертной группы с целью получения отрицательного экспертного заключения о возможности осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности. Руководитель лицензионной палаты должен привлекаться к уголовной ответственности за неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности - по ст. 169 УК; за злоупотребление должностными полномочиями, выразившееся в оказании давления на руководителя экспертной группы (в форме отдачи распоряжений, приказа, угрозы неприятностями по службе и т.п.), - по ст. 285 УК при наличии вышеназванных признаков этого преступления (последствия и специального мотива) и за подстрекательство к совершению руководителем экспертной группы служебного подлога - по ст. ст. 33 и 292 УК.

Незаконное предпринимательство.(ст. 171 УК РФ) Отграничение от уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

Непосредственным объектом здесь являются отношения, регулирующие занятие предпринимательской деятельностью.

Объективная сторона преступления характеризуется пятью формами преступной деятельности: а) осуществление предпринимательской деятельности без регистрации; б) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации; в) представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения; г) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно; д) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

А) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации как первая форма преступной деятельности будет иметь место, когда индивидуальный предприниматель или коммерческая организация уклоняются от регистрации, имея для этого все возможности. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Статья 171 УК имеет в виду те виды предпринимательства, которые могут быть зарегистрированы и осуществляться на законных основаниях, но виновные уклоняются от этой обязанности. В случаях, когда предприниматель занимается запрещенной законом экономической деятельностью, его ответственность наступает не по ст. 171 УК, а по другим статьям УК. Например, незаконное изготовление оружия, боеприпасов, взрывных устройств, комплектующих деталей, взрывчатых веществ влечет уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - по ст. 228 УК.

Возможны три варианта поведения виновных лиц: а) индивидуальный предприниматель или коммерческая организация полностью уклоняются от регистрации, не намереваясь ее осуществить, хотя имеют право на регистрацию; б) хозяйствующие субъекты представили заявление и все необходимые документы в орган юстиции и, не дожидаясь получения регистрационного свидетельства, начали экономическую деятельность; в) предпринимательская деятельность продолжается после аннулирования регистрационного свидетельства или получения отказа в регистрации решением органа, выдавшего его, или суда. При всех вариантах поведения предпринимательство будет незаконным.

Б) Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации . Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Если юридическое лицо, имеющее специальную правоспособность для осуществления лишь определенных видов деятельности (например, банковской, страховой, аудиторской), занимается также иными видами деятельности, которыми оно в соответствии с учредительными документами и имеющейся лицензией заниматься не вправе, то такие действия, сопряженные с неправомерным осуществлением иных видов деятельности, должны рассматриваться как незаконная предпринимательская деятельность без регистрации либо незаконная предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно.

В) Представление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем . Регистрирующий орган был введен в заблуждение представленными документами, фальсификация которых была обнаружена позднее, например документ об уплате регистрационного сбора оказался поддельным.

Г) Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) означает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеют регистрационное свидетельство на право ведения предпринимательской деятельности, но не имеют специального разрешения (лицензии) на тот вид экономической деятельности, который они осуществляют, когда такая лицензия обязательна (ст. 49 ГК РФ). Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относит к лицензируемым видам деятельности такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Закон перечисляет 125 видов деятельности, на осуществление которых получение лицензии является обязательным.

При выполнении преступной деятельности в данной форме тоже возможны три варианта поведения, как и при первой форме.

Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 235 УК РФ.

В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части статьи 171 УК РФ.

Д) Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий означает, что у предпринимателя имеются регистрационное свидетельство и лицензия на определенный вид предпринимательства, но он нарушает условия и требования, установленные в лицензии. Закон указывает общие и специальные требования. Общими требованиями являются: а) предпринимательство должно осуществляться только в том виде деятельности, на который лицензия получена; лицензия выдается на один вид деятельности; б) лицензия выдается определенному индивидуальному предпринимателю или руководителю (собственнику) юридического лица; в) нельзя передавать лицензию другим лицам; г) соблюдать законы Российской Федерации и правила противопожарной, технической, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности. Специальные требования установлены в отношении специальных знаний предпринимателя или лиц, которые будут выполнять техническую часть деятельности, наличия помещения, оборудования, технических средств и других особенностей конкретной предпринимательской деятельности. Отступления от этих требований могут быть признаны преступными, но, как представляется, не во всех случаях, а только при нарушении основных условий лицензирования. В иных случаях лицензия может быть просто отозвана в административном порядке, что и делается на практике.

Деяние, выраженное в любой из пяти форм незаконной предпринимательской деятельности, будет признано преступным при наличии хотя бы одного из двух условий: а) если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству; б) было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Под доходом в статье 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов , связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Понятие крупного ущерба или дохода в крупном размере определяется в примечании к ст. 169 УК - свыше 250 тыс. руб. Совершение тех же действий при отсутствии указанных условий влечет административную ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ, а в отношении юридических лиц, представивших в регистрирующий орган документы, содержащие заведомо ложные сведения, - по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом . Лицо осознает, что занимается незаконной предпринимательской деятельностью, и желает осуществлять ее. Мотивы не указаны в законе, но они всегда являются корыстными.

Субъект преступления - лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении организацией (независимо от формы собственности) незаконной предпринимательской деятельности ответственности по статье 171 УК РФ подлежит лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации. Если лицо (за исключением руководителя организации или лица, на которое постоянно, временно или по специальному полномочию непосредственно возложены обязанности по руководству организацией) находится в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые осуществляют свою деятельность без регистрации, с нарушением правил регистрации, без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением лицензионных требований и условий или с предоставлением заведомо подложных документов, то выполнение этим лицом обязанностей, вытекающих из трудового договора, не содержит состава преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ.

По конструкции состав сформулирован двумя способами. Если в характеристику объективной стороны включить причинение крупного ущерба , то такой состав следует считать материальным . Преступление будет считаться оконченным с момента причинения крупного ущерба. В том случае, если объективная сторона преступления будет характеризоваться извлечением дохода в крупном размере , то такой состав следует признать формальным и преступление будет считаться оконченным с момента получения такого дохода.

Часть 2 ст. 171 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой; б) если деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Размер особо крупного дохода определен в примечании к ст. 169 УК - свыше 1 млн. руб.

Если при занятии незаконной предпринимательской деятельностью лицо незаконно использует чужой товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходные с ними обозначения для однородных товаров и при наличии иных признаков преступления, предусмотренного статьей 180 УК РФ, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 171 и 180 УК РФ.

Если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляются производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 171 и 171.1 УК РФ.

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающими требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями статьи 171 и статьи 238 УК РФ.

Если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с несанкционированными изготовлением, сбытом или использованием, а равно подделкой государственного пробирного клейма, действия лица надлежит квалифицировать по совокупности преступлений: по статье 171 УК РФ, а также по статье 181 УК РФ как совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.

В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье 171 УК РФ не требует.

Отличие от уклонения от уплаты налогов.

С одной стороны, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) является общей нормой по отношению к уклонению от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) или с физического лица (ст. 198 УК РФ). Поэтому при установлении факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов действия лица должны квалифицироваться по ст. 198 или ст. 199 Кодекса во избежание назначения двойного наказания за одно и то же действие.

С другой стороны, содержание нормы, сформулированной в ст. 171 УК РФ, значительно сужает объем понятия "незаконное предпринимательство". Это не позволяет определять данные составы как общий и специальный по отношению друг к другу, то есть объем одного состава не перекрывается объемом другого. К тому же и субъектный состав правоотношений в этих случаях различается существенно: в случаях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов одной из сторон правоотношений выступают фискальные органы, а в случае незаконного предпринимательства - органы управления специальной компетенции, не относящиеся к фискальным, а также фискальный орган при осуществлении государственной регистрации и ведения единого госреестра. Следовательно, при наличии в действиях лица признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 (199) УК РФ, их следует квалифицировать по совокупности. Это подтверждает п. 2 постановления N 23, в котором Пленум ВС РФ указывает, как квалифицировать действия физлица, которое приобрело имущество и сдает его в аренду, не уплачивая при этом налоги.

Подчеркнем еще раз, мотивы совершения незаконного предпринимательства могут быть самыми различными, и не всегда они связаны именно с уклонением от уплаты налогов. Поэтому, на наш взгляд, в подобного рода делах решающим должен быть субъективный фактор. Если будет установлено, что виновный занимался незаконной предпринимательской деятельностью именно с целью неуплаты налогов и других обязательных выплат, то только тогда может идти речь о поглощении составом незаконного предпринимательства состава преступления по ст. 198, 199 УК РФ. В этом случае можно согласиться с мнением о том, что причинение ущерба государству вследствие неуплаты налогов и других обязательных платежей является одним из возможных последствий таких действий, полностью охватывается составом незаконного предпринимательства и дополнительной квалификации по ст. 198, 199 УК РФ не требуется.