Подборки из журналов бухгалтеру. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им

12.06.2020 Наследство

Круг субъектов, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, довольно широк. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» такая экспертиза проводится:

  • - прокуратурой РФ;

Данный перечень субъектов не исчерпывающий. В ст. 5

указанного Закона приводится еще одна категория субъектов антикоррупционной экспертизы - институты гражданского общества и граждане, которые могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Однако из этой же статьи следует, что проводящее антикоррупционную экспертизу лицо должно быть аккредитовано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

Проведение экспертизы первой категорией субъектов (прокуратурой РФ, федеральными органами исполнительной власти в области юстиции и органами, организациями и их должностными лицами) является обязательным. Производство же независимых антикоррупционных экспертиз обязательным не является, оно осуществляется по инициативе независимого аккредитованного эксперта.

Таким образом, субъектами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов являются:

Рассмотрим каждую из этих категорий субъектов подробнее.

Прокуратура РФ согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

  • - прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
  • - государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
  • - социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Исходя из этого, объектом антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры, являются нормативные правовые акты и их проекты, касающиеся вопросов, перечисленных в указанной выше норме. В иных случаях проведение антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры является факультативным. В случаях необязательного производства экспертизы по ее результатам прокуратура направляет информацию в органы, принявшие акты, содержащие корруп- циогенные факторы, а в случае несоответствия анализируемых ими актов федеральному законодательству приносит протесты.

Правовой основой для производства антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры являются положения, закрепленные Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», Методикой, утвержденной постановлением № 96.

В случае необходимости, если специальных знаний работника прокуратуры недостаточно, проводящий антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта или его проекта может привлекать лингвистов, экономистов или специалистов, обладающих иными специальными знаниями. Привлекаемые на основании поручения органа прокуратуры эксперты по результатам исследования готовят заключение.

Органы прокуратуры, помимо проведения собственной антикоррупционной экспертизы, осуществляют проверку исполнения законодательства об организации проведения такой экспертизы правотворческими органами. Целью проведения проверок является наличие (отсутствие) распорядительных документов по организации проведения антикоррупционной экспертизы, вопросам мониторинга применения принятых нормативных правовых актов, а также целый ряд иных имеющих значение для выявления коррупциогенных факторов и нарушений законодательства о противодействии коррупции обстоятельств .

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

  • - проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
  • - проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов поправок Правительства РФ к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;
  • - нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;
  • - нормативных правовых актов субъектов Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • - Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  • - Правилами, утвержденными постановлением № 96";
  • - Методикой, утвержденной постановлением № 96;
  • - Регламентом Министерства юстиции РФ ;
  • - приказом Минюста России от 8 сентября 2011 г. № 310 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Минюста России» .

Организация работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований возложена на территориальные органы Минюста России и проводится в соответствии с приказом Минюста России от 1 апреля 2010 г. № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований» .

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу только в отношении принятых ими нормативных правовых актов и их проектов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится правотворческим органом при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в отношении всех собственных нормативных правовых актов (и их проектов). Именно это положение обусловливает мнение ряда ученых о том, что антикоррупционная экспертиза является разновидностью правовой экспертизы . Исходя из этого, антикоррупционную экспертизу могут проводить только органы, организации и должностные лица, наделенные полномочиями по принятию нормативных правовых актов, - федеральные органы государственной власти и управления (например, различные министерства и ведомства), органы государственной власти субъектов Федерации (например, структурные подразделения правительства субъекта), органы местного самоуправления, а также должностные лица указанных выше органов.

Правотворческие органы проводят антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, и в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением № 96.

Из данного положения существует несколько исключений. Во-первых, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Во-вторых, эта норма согласуется с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . В соответствии с этим Законом полномочия по отмене, приостановлению или изменению муниципального правового акта могут реализовываться не только органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, но и в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц также иными органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к чьим полномочиям на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта. В-третьих, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, чьи полномочия при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

В случае выявления в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, кому переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.

Если обнаруженные в нормативных правовых актах кор- рупциогенные факторы не могут быть устранены органами, организациями, должностными лицами, поскольку не входят в их компетенцию, они должны проинформировать о выявленных коррупциогенных факторах органы прокуратуры.

Институт независимой антикоррупционной экспертизы образуют нормы федеральных законов «О противодействии коррупции» (ст. 6) и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ст. 5), а также ряд норм постановлений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти, законов и подзаконных актов субъектов Федерации.

Правилами, утвержденными постановлением № 96, установлено: независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В настоящее время порядок аккредитации независимых экспертов определен Административным регламентом Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 27 июля 2012 г. № 146 (далее - Административный регламент).

Действовавшее ранее Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциоген- ность, утвержденное приказом Минюста России от 31 марта 2009 г. № 92, утратило силу.

Согласно п. 1 Административного регламента он определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - аккредитация), порядок отказа в аккредитации, приостановления аккредитации и ее аннулирования, а также определяет условия аккредитации и порядок взаимодействия между структурными подразделениями Минюста России, его должностными лицами, взаимодействия Минюста России с заявителями при предоставлении государственной услуги.

Пунктом 2 Административного регламента установлены обязательные требования к лицам, желающим получить аккредитацию. Заявителем может быть:

  • 1) гражданин РФ, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет;
  • 2) юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее трех работников, удовлетворяющих требованиям, установленным подп. 1 настоящего пункта.

Административный регламент содержит исчерпывающий перечень необходимых для аккредитации документов, а также способ и порядок их представления в Минюст России как для физических, так и для юридических лиц. Информация об аккредитации размещается на сайте: http://www.minjust.ru.

Вместе с тем А. В. Кудашкин в качестве самостоятельного субъекта антикоррупционной экспертизы выделяет неаккредитованные институты гражданского общества (общественные организации и объединения) и граждан , которые не получили официальный статус независимых экспертов. Автор отмечает: «Отличие статуса гражданского общества и граждан как субъектов антикоррупционной экспертизы от статуса независимых экспертов заключается в том, что заключения первых не должны в обязательном порядке рассматриваться разработчиками нормативных правовых актов, они также не имеют права на ответ на направленное по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы заключение» .

С нашей точки зрения, исходя из анализа норм современного российского законодательства в области антикоррупционной экспертизы, представление данной категории граждан в качестве субъектов антикоррупционной экспертизы - вопрос спорный. Существует позиция, что неаккредитованные в качестве независимых экспертов граждане или общественные организации и объединения имеют право изложить свои замечания в отношении проекта нормативного правового акта, дать его оценку на этапе общественного обсуждения, однако при этом субъектами антикоррупционной экспертизы они не являются.

Необходимо отметить: наименование группы лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу на добровольной основе, как независимые эксперты, не совсем удачно, поскольку дает основание полагать, что иные эксперты - зависимые. Хотя из толкования положений закона становится очевидно: под независимостью экспертов понимается отсутствие какого-либо отношения к нормативному правовому акту или его проекту, являющемуся объектом экспертизы, или к органу, принявшему такой нормативный правовой акт (проект). Таким образом, в качестве независимых экспертов не могут выступать лица, которые участвовали в разработке или принятии проекта нормативного правового акта.

Любая экспертиза должна быть объективной и независимой. В связи с этим можно согласиться с предложением о переименовании независимой антикоррупционной экспертизы, назвав ее иначе, например общественной .

Таковы группы субъектов, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

Рассмотрим требования, предъявляемые к эксперту и уровню его компетенции, использовав для этого положения теории судебной экспертизы.

Компетенция эксперта (от лат. «competo» - соответствовать, быть годным) может рассматриваться в двух аспектах . Во-первых, это круг полномочий, права и обязанности, определенные процессуальными кодексами и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Во-вторых, комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного рода, вида.

Различают объективную компетенцию, т. е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт, и субъективную - степень, в которой конкретный эксперт владеет этими знаниями. Субъективную компетенцию часто называют компетентностью эксперта. Она определяется его образовательным уровнем, специальной экспертной подготовкой, стажем экспертной работы, опытом решения аналогичных экспертных задач, индивидуальными способностями.

Полагаем, вопрос компетенции антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов разработан пока явно недостаточно. Говоря о компетенции эксперта, проводящего такую экспертизу, следует указать: для производства данного рода исследований, на наш взгляд, требуются следующие специальные знания:

В настоящее время, как было указано выше, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (их проектов) проводится:

  • - прокуратурой РФ;
  • - федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;
  • - органами, организациями, их должностными лицами.

Таким образом, антикоррупционная экспертиза пока производится юристами, не имеющими, как правило, экспертной подготовки. Более того, согласно Административному регламенту, который определяет порядок получения аккредитации, отказа в аккредитации и ее аннулирования, для получения аккредитации юридическое лицо представляет в Минюст России:

  • - заявление об аккредитации;
  • - заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • - копию документа государственного образца о наличии ученой степени работника, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица (при наличии);
  • - заверенные копии документов государственного образца о высшем профессиональном образовании указанных сотрудников организации;
  • - заверенные копии трудовых книжек указанных сотрудников организации;
  • - заверенные копии документов, удостоверяющих личности указанных сотрудников организации;
  • - заявление о согласии работника юридического лица, изъявившего желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, на обработку его персональных данных и внесение этих данных в государственный реестр независимых экспертов, размещенный на официальном сайте Минюста России.

Физическое лицо предоставляет такие же документы. Исходя из этого перечня, становится очевидно, что к эксперту в области антикоррупционной экспертизы предъявляются довольно мягкие требования: достаточно иметь высшее образование и работать в данной сфере.

Практика показывает: когда экспертизы на коррупционность нормативных актов производятся подобным образом, успех достигается далеко не всегда и допускается довольно много ошибок. Причина здесь зачастую не в некомпетентности юристов, не в том, что они не воспользовались какой-то справочной литературой. Она заключается в следующем: для ответов на возникающие вопросы недостаточно найти нужный нормативный акт и изучить его; во многих случаях необходимо провести исследование, основанное на специальных знаниях, т. е. воспользоваться подходами, разработанными в общей теории экспертизы, владеть технологиями экспертного исследования, обладать специфической экспертной подготовкой. Отнюдь не каждый человек может быть экспертом и успешно осуществлять исследовательскую деятельность данной направленности. Практическая исследовательская и интеллектуальная деятельность эксперта в процессе производства судебной или несудебной экспертизы требуют от эксперта наглядно-образного, развитого экспертного мышления, способности охватить имеющуюся информацию в едином целом, преобразовывать и систематизировать знания, мысленно моделировать процесс исследования, прогнозировать обстоятельства, которые будут иметь место в будущем, - причем все это в соответствии с нормами действующего законодательства. Таким образом, эксперт, помимо специальных знаний и умения применять их на практике, должен обладать эвристическим, логическим и критическим мышлением.

Для разрешения вопросов экспертизы необходимо применить целый ряд частнонаучных методов, таких как, например, моделирование, логико-семантические и логико-структурные методы анализа, структурно-функциональный анализ, метод сравнительно-правового анализа, конкретно-социологические методы, ситуационный анализ; метод экспертного прогнозирования, метод экспертных оценок и др. Без специальной подготовки владеть этими методами в полном объеме невозможно.

При наличии у эксперта только филологического образования представить себе успешное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов без наличия системных знаний в области юриспруденции нельзя. Анализ текста нормативного правового акта в отрыве от регулируемых им отношений будет бесполезен и заранее обречен на неудачу. Аналогичные примеры демонстрирует практика проведения судебных экспертиз, когда эксперт при наличии лишь базового образования и без знания положений теории судебной экспертизы представляет в суд заключение, являющееся недопустимым доказательством в соответствии с требованиями процессуального закона. Но, помимо облечения исследования в необходимую форму, необходимо полное последовательное проведение такового исследования. Здесь решающим фактором является наличие специальных знаний, достаточность которых позволит успешно разрешить поставленные задачи.

Иными словами, антикоррупционная экспертиза должна проводиться экспертами, компетентными в области юриспруденции, правовой лингвистики и отраслях знаний, соответствующих предмету правового регулирования нормативного правового акта, а также смежных областях. Однако требования, которые предъявляются Минюстом России к кандидатам при аккредитации в качестве независимых экспертов, во-первых, занижены, а во-вторых, сформулированы неполно и неконкретно (с точки зрения обеспечения необходимой компетенции).

Возникает вопрос: кто же может в настоящее время квалифицированно выполнять подобные экспертизы? Единство интегрированной природы всех видов судебных экспертиз позволило создать предпосылки для выработки единого подхода к подготовке судебных экспертов разных специализаций в рамках вузовского образования. С этой целью разработан Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 «Судебная экспертиза» , предусматривающий унифицированный подход к изучаемым общепрофессиональным дисциплинам и дифференцированное определение дисциплин специализации в зависимости от родов судебных экспертиз.

В учебных планах кроме дисциплин традиционного юридического цикла предусматривается изучение теории судебной экспертизы, экспертных технологий, основ криминалистических, компьютерно-технической и автороведческой экспертиз, экспертизы устной речи (фоноскопической), технической экспертизы документов, судебного речеведения, лингвистической конфликтологии и многие другие. Студенты также овладевают современными компьютерными средствами поддержки принятия экспертных решений. Неотъемлемую часть подготовки квалифицированных специалистов - судебных экспертов составляют и обязательные практические занятия под руководством ведущих экспертов-практиков.

Юридико-лингвистическая экспертиза нормативных актов и их проектов, которая опирается на новую отрасль знания - правовую лингвистику, уже активно развивается. Подготовка специалистов в области правовой лингвистики уже более семи лет осуществляется в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина (МГЮА) в рамках магистерской программы.

Юридико-экономическая экспертиза как вид антикоррупционной экспертизы только зарождается, но также может опираться на разработки судебных экономических экспертиз, а их подготовка может идти на базе магистерской программы по судебной финансово-экономической экспертизе, реализуемой в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина (МГЮА).

Однако наиболее полноценная подготовка экспертов антикоррупционной экспертизы, способных осуществлять комплексный юридико-лингвистический и юридико-экономический анализ, может быть достигнута при реализации специализированной магистерской программы подготовки юристов, разработка которой в настоящее время осуществляется в рамках соответствующей НИР в названном вузе.

Наиболее подходящей для производства антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов является специализация «судебно-речеведческие экспертизы». Выпускники обладают комплексными юридическими и лингвистическими знаниями и навыками производства экспертиз, объектом которых является слово: звучащее, напечатанное или написанное, отображенное на любом носителе и распространяемое любым способом, включая массовую коммуникацию в Интернете. Они могут еще на этапе прочтения рукописи осуществлять экспертно-лингвистический и юридический мониторинг текстов, т. е. заниматься экспертной профилактикой, снижая тем самым возможность рисков коррупционности нормативных актов.

Таким образом, выпускники Института судебных экспертиз Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) обладают практически всеми необходимыми специальными знаниями, умениями и навыками и после небольшой стажировки вполне могут выполнять антикоррупционные экспертизы правовых актов и их проектов, а также заниматься разработкой специфических методик экспертного исследования этих объектов.

Следовательно, наиболее полно требованиям компетенции отвечают эксперты двойной - юридико-лингвистической - компетенции. Думается, наличие у эксперта только базового филологического образования не позволит ему в полной мере провести исследование нормативного правового акта или его проекта в целях выявления в нем коррупциогенных факторов.

Нельзя не согласиться с Н. Ф. Бодровым, который, обращаясь к разработанным положениям теории судебной экспертизы, отмечает: отнюдь не каждый человек может быть экспертом и успешно осуществлять исследовательскую деятельность данной направленности. Практическая исследовательская и интеллектуальная деятельность эксперта в процессе производства судебной или несудебной экспертизы требуют от него наглядно-образного, развитого экспертного мышления, способности охватить имеющуюся информацию в едином целом, преобразовывать и систематизировать знания, мысленно моделировать процесс исследования, прогнозировать обстоятельства, которые будут иметь место в будущем, причем все это в соответствии с нормами действующего законодательства. Все это означает, что эксперт, помимо специальных знаний и умения применять их на практике, должен обладать эвристическим, логическим и критическим мышлением .

О необходимости подготовки экспертов, производящих антикоррупционные экспертизы, неоднократно упоминалось в литературе. Например, Т. Я. Хабриева заостряет внимание на задаче организации обучения государственных служащих, независимых экспертов, а также иных лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу, и отмечает: с этой целью разработана базовая учебная программа «Коррупция: причины, проявления, противодействие» .

Многолетний опыт подготовки судебных экспертов в Минюсте, МВД России и других ведомствах показывает, что единая программа обучения, так же как и единая методика экспертизы, - это только первый шаг. Необходима разработка серии специальных программ для подготовки и повышения квалификации именно экспертов антикоррупционной экспертизы с учетом характера специальных знаний - вида антикоррупционной экспертизы. Классификация этих экспертиз становится неотложной задачей.

См.: Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 72«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционнойэкспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовыхактов» // СЗ РФ. 2010. № 9. Ст. 964. Российская газета. 2012. 29 авг. См.: Бодров Н. Ф. Указ. соч.

  • См.: Хабриева Т. Я. Указ. соч.
    • Федеральный портал проектов нормативных правовых актов

    Проблема противодействия коррупции является общегосударственной задачей. Каждое государство принимает определенные меры, которые направлены на снижение влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности общества.

    Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов. При этом данная экспертиза проводится: как по отношению законодательных актов; так и по отношению правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и различные распоряжения.

    Вопросы антикоррупционной экспертизы получили свое регулирование как на международном, так и на государственном уровне.

    На уровне международных отношений данный вопрос получил свое регулирование в Конвенции ООН против коррупции.

    Что же касается федерального уровня регулирования, то вопросы антикоррупционной экспертизы и правила ее проведения получили свое регулирование в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный закон регулирует порядок проведения экспертизы. Кроме вышеуказанного закона было принято также соответствующее Постановление Правительства РФ, которое посвящено методике и правил проведения экспертизы.

    Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством.

    В частности, в качестве принципов можно отметить:

    • обязательность проведения экспертизы;
    • проведения оценки нормативно-правовых актов во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами;
    • обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов;
    • требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу;
    • обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере.

    1. Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно-правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке.

    При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате в результате проведения данной экспертизы.

    2. Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно-правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений.

    При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение.

    3. Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными.

    Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания.

    4. Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере.

    Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов.

    5. Принцип обязательности сотрудничества государственные органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.

    Антикоррупционная экспертиза она имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве.

    В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.

    Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:

    • выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;
    • проведение оценки принятия подобного проекта;
    • выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.

    Методика проведения антикоррупционной экспертизы была разработана Правительством РФ. Понятие «методика» включает в себя не только способы осуществления данной экспертизы, но и перечень субъектов, объектов экспертизы, их полномочия и т.д.

    Согласно действующему законодательству антикоррупционная экспертиза проводится:

    • как государственными;
    • так и независимыми экспертами.

    Соответственно существуют следующие виды экспертизы:

    • государственная;
    • независимая.

    Экспертиза может проводиться:

    • прокуратурой;
    • министерством юстиций;
    • другими органами и их служащими;
    • независимыми экспертами.

    В соответствии с действующим законодательством государственные органы, организации и учреждения должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами.

    Например, Минобрнауки РФ и БГТУ им. В.Г. Шухова проводят экспертизу тех правовых актов, которые были ими приняты.

    Процесс проведения антикоррупционной экспертизы регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

    • Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
    • Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции»;
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

    Данные документы тщательно регламентируют порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов. Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры.

    Вместе с проектом правового акта также публикуются сроки осуществления независимой экспертизы. При этом законодательство гласит, что данный срок не может быть менее 7 дней. Но экспертам может также быть предоставлен более долгий промежуток времени.

    Подробности Категория: Подборки из журналов бухгалтеру Опубликовано: 11.03.2015 00:00

    Общие принципы проведения антикоррупционной экспертизы

    В последние годы разработке российского антикоррупционного законодательства уделяли повышенное внимание. В результате был принят Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ). Он основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Также Закон №273-ФЗ закрепляет основные меры по коррупции, одной из которых является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

    Для реализации положений Закона № 273-ФЗ в части проведения антикоррупционной экспертизы был принят Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Закон № 172-ФЗ). Он устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов для выявления в них коррупциогенных факторов* и их последующего устранения.

    * (Сноска) Коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов или их проектов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования, тем самым создающие условия для проявления коррупции.

    Основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов закреплены Законом № 172-ФЗ:

    • обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
    • оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
    • обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
    • компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов;
    • сотрудничество федеральных органов иных госорганов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

    Кто вправе проводить антикоррупционную экспертизу

    Проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов Законом № 172-ФЗ обязаны прокуратура РФ, Минюст России, а также органы (федеральной исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления, а также иные госорганы), организации, их должностные лица. Они должны руководствоваться методикой, которая определена Правительством РФ.

    Прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по следующим вопросам:

    • права, свободы и обязанности человека и гражданина;
    • государственная и муниципальная собственность, государственная и муниципальная служба, бюджетное, налоговое, лесное, водное, земельное, природоохранное законодательство, законодательство о лицензировании, а также законодательство, регулирующее деятельность госкорпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Россией на основании федерального закона;
    • социальные лицам, которые замещают (замещали) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

    Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу в следующих направлениях:

    • проекты федеральных законов, указов президента РФ и постановлений правительства РФ, которые разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями - при проведении их правовой экспертизы;
    • · проекты поправок правительства РФ к проектам федеральных законов, которые подготовлены федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями - при проведении их правовой экспертизы;
    • · нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, а также уставы и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их
    • · нормативные правовые акты субъектов РФ - при их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ

    Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Если в нормативных актах (проектах) обнаружатся коррупциогенные факторы, но устранить их не в компетенции проверяющих, они информируют об этом органы прокуратуры.

    Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, которые были приняты реорганизованными или упраздненными органами и организациями, должны проводить органы и организации, которым переданы соответствующие полномочия, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Если соответствующие полномочия никому не передавались, экспертизу проводит орган, к компетенции которого относятся функции по выработке государственной и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. Если проверяющий орган или организация выявит там коррупциогенные факторы, то принимается решение о разработке проекта нормативного правового акта, который исключит эти факторы (ст. 3 Закона № 172-ФЗ).

    Методика проведения антикоррупционной экспертизы

    Прокуратура, Минюст, органы, организации и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика).

    Так, в Методике выделено два вида коррупциогенных факторов:

    • правоприменитель получает необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованно применять исключения из общих правил;
    • содержит неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

    К первому виду коррупциогенных факторов относятся:

    • широта дискреционных полномочий, то есть отсутствуют или не определены сроки, условия или основания принятия решения, есть дублирование полномочий органов государственной власти или местного самоуправления (их должностных лиц);
    • определение компетенции «вправе», то есть органы государственной власти или местного самоуправления (их должностные лица) получают возможность по собственному усмотрению совершать действий в отношении граждан и организаций;
    • выборочное изменение объема прав, когда органы государственной власти или местного самоуправления (их должностные лица) получают возможность по своему усмотрению необоснованно устанавливать исключения из общего порядка для граждан и организаций;
    • чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, то есть в нормативном акте присутствуют бланкетные и отсылочные нормы, которые приводят к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
    • принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, когда нарушаются компетенции органов государственной власти или местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
    • заполнение законодательных пробелов подзаконными актами при отсутствии соответствующих полномочий, то есть попытка установить общеобязательные правила поведения в подзаконном акте при отсутствии самого закона;
    • отсутствие или неполнота административных процедур, то есть отсутствует порядок совершения органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
    • отказ от конкурсных (аукционных) процедур, когда предоставления права (блага) закрепляется в административном порядке.

    Ко второму виду коррупциогенных факторов можно отнести:

    • завышенные требования к лицу, которые предъявляются для реализации принадлежащего ему права, то есть устанавливаются неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям;
    • злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами), то есть отсутствует четкая регламентация прав граждан и организаций;
    • юридико-лингвистическая неопределенность, когда употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера.

    Если в нормативных правовых актах (проектах) выявили коррупциогенные факторы, последующие действия будут такими:

    • прокурор требует изменить нормативный правовой акт или обращается в суд в порядке, который предусмотрен процессуальным законодательством РФ;
    • заключение, которое составляется по итогам антикоррупционной экспертизы, - при Минюстом России, а также органами, организациями, их должностными лицами.

    В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Заключение носит рекомендательный характер и должно быть в обязательном порядке рассмотрено соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

    Независимая антикоррупционная экспертиза

    Институты гражданского общества и граждане могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов (ч. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ). Для этого юридические и физические лица должны быть Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы. Чтобы обеспечить возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов различных нормативных актов, инициаторы их разработки должны в течение рабочего дня, в который документы были направлены на согласование, разместить их на сайте regulation.gov.ru (п. 5 Правил проведения антикоррупционной экспертизы). При этом необходимо указать даты начала и окончания приема заключений по результатам экспертизы. Указанный порядок распространяется на проекты:

    • федеральных законов (ФЗ);
    • указов президента РФ;
    • постановлений правительства РФ;
    • концепций и технических заданий на разработку проектов ФЗ;
    • официальных отзывов и заключений на проекты ФЗ.

    Если проект затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливает правовой статус организаций или имеет межведомственный характер, разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru. При этом необходимо указать даты начала и окончания приема заключений по результатам экспертизы.

    Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении. В нем должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Такое заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

    Результаты экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Минюстом РФ. Юридические и физические лица, аккредитованные в качестве экспертов, направляют в бумажном или электронном виде:

    • Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы передаются в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные госорганы, органы местного самоуправления и организации, которые разработали соответствующий документ;
    • Копии заключений передаются в Минюст РФ или его территориальный орган.

    Органы государственной власти, чьи нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации, должны разместить на своих адрес электронной почты, который предназначен для получения заключений независимой антикоррупционной экспертизы, и в течение уведомить о нем Минюст РФ.

    Если заключение независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует утвержденной форме, ведомство возвращает его не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин (постановление Правительства РФ от 27 марта 2013 года № 274).

    Проекты актов, которые перечислены в п. 5 Правил (федеральных законов, указов президента, постановлений правительства), вносятся президенту РФ и (или) в правительство РФ вместе с заключениями независимой антикоррупционной экспертизы. При этом должны соблюдаться положения ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - заключение независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и должно быть рассмотрено органом, организацией или должностным лицом, которым оно адресовано, в течение 30 дней со дня получения.

    Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96
    "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

    В соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые:

    Правила ;

    методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

    2. Признать утратившими силу:

    постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1240);

    постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1241).

    Правила
    проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
    (утв. постановлением

    С изменениями и дополнениями от:

    1. Настоящие Правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

    2. Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, в отношении:

    а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

    б) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

    в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

    г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    3. Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам правовой экспертизы либо в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме , утверждаемой Министерством.

    3.1. Разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и документов, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 2 настоящих Правил, разрешаются в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент Правительства), для рассмотрения неурегулированных разногласий по проектам актов, внесенным в Правительство Российской Федерации с разногласиями.

    Разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, разрешаются в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

    4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.

    5. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

    Проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.

    В случае если проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации регулируют отношения, предусмотренные пунктом 60.1 Регламента Правительства, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

    В случае если в отношении проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации необходимо проведение процедуры раскрытия информации в порядке, установленном Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения", заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.

    При этом повторное размещение проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым

    6. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

    Проекты указанных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций размещаются на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.

    В случае если проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируют отношения, предусмотренные пунктом 3.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии.

    В случае если в отношении проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти необходимо проведение процедуры раскрытия информации, предусмотренной Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы направляются в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.

    При этом повторное размещение указанных проектов нормативных правовых актов на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном абзацами первым и вторым настоящего пункта, требуется только в случае изменения их редакции по итогам публичных консультаций или общественного обсуждения.

    7. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме , утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 274 Правила дополнены пунктом 7.1

    7.1. Юридические лица и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, направляют на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа:

    а) заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:

    проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации - в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, являющиеся разработчиками соответствующих проектов;

    нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проектов указанных нормативных правовых актов - в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, являющиеся разработчиками соответствующих документов;

    б) копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы:

    проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, подлежащих внесению в Правительство Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и их проектов - в Министерство юстиции Российской Федерации;

    нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - в соответствующие территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 274 Правила дополнены пунктом 7.2

    7.2. Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в течение 7 дней информируют об этом Министерство юстиции Российской Федерации. При этом федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом и организацией указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа.

    В случае изменения адреса электронной почты, предназначенного для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, федеральный орган исполнительной власти, иной государственный орган и организация, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, не позднее следующего дня после его изменения размещает информацию о новом адресе электронной почты на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в течение 7 дней со дня изменения адреса электронной почты информирует об этом Министерство юстиции Российской Федерации.

    7.3. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, поступившие в федеральный орган исполнительной власти, нормативные правовые акты которого подлежат государственной регистрации, регистрируются в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти.

    Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ (за исключением случаев, когда в заключении отсутствует информация о выявленных коррупциогенных факторах, или предложений о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов), в котором отражается учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы и (или) причины несогласия с выявленным в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенным фактором.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 274 Правила дополнены пунктом 7.4

    7.4. В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме , утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, возвращают такое заключение не позднее 30 дней после регистрации с указанием причин.

    8. Проекты нормативных правовых актов, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил, вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы при условии соблюдения положений части 3 статьи 5 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

    Методика
    проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
    (утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96)

    С изменениями и дополнениями от:

    1. Настоящая методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

    Настоящей методикой руководствуются независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

    2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

    3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

    а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

    б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

    в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);

    г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

    д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

    е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

    ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2015 г. N 732 пункт 3 дополнен подпунктом "и"

    и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

    4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

    а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

    б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

    в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

    Антикоррупционная экспертиза в современном российском государстве является обязательной процедурой, которая способствует пресечению различных злоупотреблений и коррупции, повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению законности и правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных интересов.

    Понятие антикоррупционной экспертизы

    Антикоррупционная экспертиза представляет собой деятельность уполномоченных субъектов по проверке нормативных предписаний действующего законодательства РФ и проектов нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупциогенных факторов, обеспечения законности и правопорядка. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон N 172-ФЗ) проведение экспертизы является обязательным, поэтому при уклонении соответствующего государственного или муниципального органа от такой экспертизы с заявлением в суд о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ее провести может обратиться прокурор (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 05.09.2012 по делу N 33-2692/2012, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.04.2013 N 33-3658/2013, А-63).

    Основания и порядок ее проведения предусмотрены Законом N 172-ФЗ. Экспертизе подлежат как проекты нормативных правовых актов, так и сами нормативные правовые акты (ч. 1 ст. 1 Закона N 172-ФЗ). При этом проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не исключает обязанности провести также и экспертизу нормативного правового акта (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 17.04.2013 N 33-1366).

    Основания проведения антикоррупционной экспертизы

    Экспертиза проводится прокурорами в ходе осуществления своих полномочий, Минюст России выполняет ее при проведении правовой экспертизы и мониторинга применения нормативных правовых актов, органы, организации и их должностные лица в соответствии с данным Законом. У каждого органа имеется свой правовой акт о проведении антикоррупционной экспертизы. Например, МВД РФ проводит экспертизу на основании своего Приказа от 24.02.2012 N 120, Госкорпорация "Росатом" - на основании Приказа Госкорпорации "Росатом" от 20.09.2013 N 1/2-НПА "Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Госкорпорации "Росатом".

    Соответственно, основаниями для ее проведения являются поступление обращений в прокуратуру, поступление проекта нормативного правового акта на регистрацию, подготовка локальных актов в организациях. Экспертизу нормативных правовых актов тех органов и организаций, которые были упразднены или реорганизованы, проводят их правопреемники, которым были переданы соответствующие полномочия.

    Институты гражданского общества и граждане проводят экспертизу в порядке и сроки, которые определяют самостоятельно по своему усмотрению. В случае если в процессе проведения экспертизы возникшие разногласия не были разрешены, они могут быть переданы на рассмотрение суда. Так, например, прокурор оспаривал в суде областной закон, которым было предусмотрено представительство интересов субъекта РФ в коммерческих организациях. Однако суд заявленное требование отклонил, сославшись на то, что поведение представителей государственных органов не может быть произвольным, оно определяется соответствующими директивами и доверенностью уполномоченного органа исполнительной власти, поэтому признаков коррупции в таком законе нет (Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2015 N 47-АПГ15-6).

    Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

    Порядок проведения экспертизы различается в зависимости от того, кто ее проводит. Так, например, прокуратура вносит представление об устранении нарушений в соответствующие органы и организации. Прокуратура предлагает способ устранения или вправе обратиться в суд (ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

    Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу при анализе проектов нормативных правовых актов, которые ему представляют на регистрацию. Порядок ее проведения установлен Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

    Другие органы и организации проводят экспертизу в соответствии со своими нормативными правовыми актами и локальными актами.

    По результатам проведения антикоррупционной экспертизы ее результаты отражаются в соответствующих требованиях и заключениях.

    На лицо, которому внесено требование, возложена обязанность лишь рассмотреть требование в установленный десятидневный срок и о результатах рассмотрения незамедлительно сообщить прокурору. При этом само по себе несогласие прокурора с содержанием ответа не может служить безусловным основанием для привлечения лица к административной ответственности (Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 12.10.2015 N 44га-74/2015).

    Экспертизу по своей инициативе могут также проводить институты гражданского общества и граждане, однако их заключения носят всего лишь рекомендательный характер (ст. ст. 4 - 5 Закона N 172-ФЗ).

    Методика проведения антикоррупционной экспертизы

    Методика проведения антикоррупционной экспертизы основана на применении таких ключевых принципов, как: обязательность ее осуществления, оценка проверяемых нормативных положений во взаимосвязи с иными предписаниями, обоснованность, объективность и проверяемость результатов, компетентность проверяющих лиц, сотрудничество государственных и муниципальных органов и их должностных лиц (ст. 2 Закона N 172-ФЗ). Экспертиза проводится независимыми экспертами, аккредитованными при Минюсте России, проекты нормативных правовых актов размещаются на сайте www.regulation.gov.ru (п. п. 3 - 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96). Однако Законом не допускается передача полномочий по проведению экспертизы коммерческим организациям (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2016 N Ф06-3170/2015 по делу N А49-4024/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 25.05.2016 N 306-КГ16-1833 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).

    Коррупциогенные факторы

    В данном качестве выступают положения нормативных правовых актов и их проектов в том случае, если они устанавливают для правоприменителей широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (ст. 1 Закона N 172-ФЗ). В такой ситуации закладывается риск возникновения коррупции, который должен быть исключен путем проведения экспертизы. Коррупциогенными факторами также являются нормативные положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.

    Более развернутое определение коррупциогенных факторов можно найти в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96. В частности, это такие факторы, как: широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, отказ от конкурсных (аукционных) процедур, нормативные коллизии и др.

    Во всех указанных случаях закладывается риск возникновения коррупции, создаются условия для ее появления, которые должны быть исключены путем проведения экспертизы.

    (Бычков А.И.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)