§1. Понятие "адвокат"

12.06.2020 Осаго

Чтобы лучше понять современное состояние адвокатуры и выявить пути ее развития и этапы реформирования, необходимо изучить историю ее возникновения и развития.

Появление адвокатуры в России связывают с Судебной реформой 1864 г., хотя и до ее проведения судебное представительство на Руси все же существовало.

Историю развития адвокатуры в России можно условно разделить на следующие периоды:

  • – адвокатура России в период до Судебной реформы 1864 г.;
  • – адвокатура России в период с 1864 по 1917 гг.
  • – адвокатура советского периода 1917–1991 гг.
  • – современный период адвокатуры.

Адвокатура России в период до Судебной реформы 1864 года

Первое упоминание о поверенных, являющихся прообразом современного адвоката, в письменной форме содержится в законодательных актах XV в. в Псковской и Новгородских судных грамотах, предусматривавших возможность иметь представителя в судебном разбирательстве.

Судебные представители того времени делились на две группы: первую группу составляли так называемые естественные представители, родственники тяжущихся, вторую – наемные поверенные, которыми могли быть все правоспособные граждане, за исключением облеченных властью и тех, кто стоял на службе, чтобы исключить влияние на суд, их еще называли ходатаями по делам или стряпчими.

По Псковской судной грамоте услугами поверенных могли воспользоваться только женщины, дети, монахи и монахини, старики и глухие, тогда как по Новгородской судной грамоте услугами поверенных мог воспользоваться любой желающий. Положение о поверенных также упоминается в Судебнике 1497 г., в котором было закреплено, что истец или ответчики могли не являться в суд, а приглашать вместо себя поверенных. В Судебнике 1550 г. помимо участия поверенных уже были определены правила проведения судебного поединка и запрет вмешательства в него посторонних под угрозой наказания.

В Соборном уложении 1649 г. царя Алексея Михайловича говорится об институте поверенных как об уже существующем. Но состав наемных поверенных был весьма разнообразен, так как в то время еще не было законодательной регламентации представительства.

Слово "адвокат" как термин в России впервые был употреблен в Воинских уставах Петра I 1716 г. Одна из глав именовалась "Об адвокатах и полномочных" и определила их полномочия и задачи. С этого периода и до Судебной реформы 1864 г. законодатель предпринимал меры по упорядочению деятельности профессиональных ходатаев.

В 1775 г. Екатерина II подписала Указ "Учреждения для управления губерний Всероссийския империи", согласно которому появился институт губернских стряпчих, являющихся помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. К стряпчим не предъявлялось каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза, не была регламентирована и их внутренняя организация.

Только в конце XIX в. судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих. Попыткой отчасти упорядочить участие судебных представителей в коммерческих судах явился Закон от 14.05.1832 об учреждении коммерческих судов. Согласно последнему был создан институт присяжных стряпчих, направленный на упорядочение деятельности судебных представителей в коммерческих судах. Поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих, который вели в каждом коммерческом суде. Для включения в список присяжных стряпчих при коммерческом суде желающие должны были подать в соответствующий суд прошения, а также аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства о звании и поведении, которые сами сочтут нужными. Суд по рассмотрению представленных документов либо вносил лицо в список, либо объявлял претенденту устно отказ без объяснения причин. Лица, внесенные в список, давали присягу по установленной форме. Стряпчие были полностью зависимы от суда: по его усмотрению могли быть допущены к практике, а также исключены из списка без объяснения причин. Установленного числа присяжных стряпчих не было. Они не имели государственного содержания и существовали за счет гонораров. Закон значительно ограничивал права и возможности присяжных стряпчих, практически они по-прежнему оставались в зависимости от судей.

Термин "адвокат" происходит от латинского слова "advocare" - призывать на помощь. Под определением "адвокат" (лат. Advocatus) всегда понимался юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультаций, защиты обвиняемого на суде и т.д.

Понятие "адвокат" состоит из двух частей: первая определяет его правовую (статусную) сторону, вторая - функциональную, т.е.

Предназначение адвоката.

Адвокат - это лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. При этом порядок получения статуса адвоката должен соответствовать Федеральному

закону об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Это вторая часть определения. В ней раскрывается функциональная сторона, во имя которой, по существу, и необходимо соблюдение специальных требований о приобретении статуса адвоката. Таким образом, только в единстве с законностью приобретения статуса адвоката и с независимостью адвоката как советника своего клиента по правовым вопросам и может рассматриваться фигура современного адвоката.

Адвокату запрещено помимо адвокатской заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской или иной творческой деятельности.

Федеральный закон не ограничивает адвоката территорией, на которой он вправе осуществлять свою деятельность. При этом никто не вправе требовать от адвоката, проживающего на другой территории или внесенного в иной региональный реестр, какого-либо разрешения для выполнения своих обязанностей на "чужой" территории. Это очень важное законодательное установление. Оно дает возможность гражданину приглашать адвокатов из других регионов, быть более защищенным от местного влияния на правосудие и законность.

Федеральным законом предусмотрены ограничения в участии иностранных адвокатов в адвокатской деятельности на территории Российской Федерации. Такое участие адвокатов иностранного государства допускается лишь для оказания юридической помощи по вопросам права данного иностранного государства. Однако даже и в этом случае, если такое участие связано с государственной тайной Российской Федерации, адвокат иностранного государства не может оказывать юридическую помощь на территории нашей страны.

Впервые о поверенных (праобраз современного адво­ката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные, акты XV в.), По Псковской грамоте услугами поверенных мог­ли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и мо­нахи.

Облеченные властью не могли быть поверенными (уже тогда адвокат не мог состоять на государственной служ­бе), чтобы исключить их влияние на суд.

По Новгородской судной грамоте услугами поверен­ных мог воспользоваться любой желающий.

Это положение также закреплено в Судебнике 1497 г., а уже в Судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка и посторонним под угро­зой наказания запрещалось в него вмешиваться.

Соборное уложение 1649 г. развивает права поверен­ных, упоминая о них в нескольких статьях.

Причем во всех этих документах говорится об институ­те поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.

Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.

С этого периода и до судебной реформы 1864 г. зако­нодатель предпринимал меры по упорядочению деятель­ности профессиональных ходатаев, и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:

  1. адвокатура Западного края;
  2. институт депутатов при следствиях;
  3. введение института присяжных стряпчих при ком­мерческих судах в 1832 г.

Рассмотрим эти институты более подробно.

Адвокатура Западного края

Западным краем в Российской империи XIX - начала XX в. именовались девять губерний западной части Ев­ропейской России: 6 белорусских и литовских (Северо­западный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.

В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.

Адвокатура была организована и действовала на осно­ве польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.

Требования к адвокату были следующие:

  • адвокат должен быть природным дворянином;
  • иметь поместье;
  • не быть замеченным ни в каком пороке;
  • знать законы;
  • выполнять данную присягу.

Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов). Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вме­сто себя в суд способных учеников, но под свою ответ­ственность.

Этот институт просуществовал до 1840 г.

Институт депутатов при следствиях

В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, при­надлежавшими по своему званию к какому-либо ведом­ству, то в качестве лиц, их представляющих, могли до­пускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:

  1. первоначальные следственные действия;
  2. исследование происшествия по горячим следам.

Депутаты делились на постоянных и временных.

Постоянные депутаты - депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими струк­турами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для про­ведения определенного следствия и с его окончанием ут­рачивали свои права.

Постоянные депутаты вызывались следователями по­весткой, а временные - через руководство своих ведомств.

Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его кон­ца или прибытия депутата.

Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следстви­ем, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо дей­ствием они имели право изложить своё мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при про­изводстве как уголовных, так и гражданских дел.

Присяжные стряпчие при коммерческих судах

Указом от 14 июля 1809 г. Правительствующего Се­ната была введена обязательная регистрация стряпчих, т.е. профессиональных ходатаев по коммерческим спо­рам. Так как в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество споров по ком­мерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.

Коммерческие суды по закону от 14 мая 1832 г. перво­начально были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и др.).

Согласно закону, поверенными по делам между част­ными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих.

Для внесения в список присяжных стряпчих при ком­мерческом суде желающие должны были подать в соот­ветствующий суд прошения, а также аттестаты, послуж­ные списки и прочие свидетельства.

Суд по рассмотрении представленных документов, сви­детельств и по делам, «в том суде производящимся, вне­ся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа».

Лица, внесенные в список, давали присягу по установ­ленной форме.

Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него ис­ключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения.

Число присяжных стряпчих не определялось. Они не имели государственного содержания и существовали от гонораров.

Однако существовал и официальный институт юрис­консультов. Так, согласно Положению о должности юрис­консульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попе­чения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».

В обязанности юрисконсульта входило:

  • рассмотрение передаваемых на его заключение за­водским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведом­ству императорских заводов;
  • наблюдение за течением дел, возникающих в раз­личных государственных органах по искам заводского ве­домства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;
  • защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, ка­кие установлены законом.

Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данно­му лицу полагалось жалование, размер которого опреде­лял управляющий заводами; количество мест, где мог работать юрисконсульт, не ограничивалось.

24 апреля 2013, 15:52

Оформление правового статуса советской адвокатуры производилось на фоне массовых репрессий 1937-1939 годов, и участие адвокатов в политических процессах было полностью исключено. В общеуголовных делах главенствовал принцип «объективного вменения», заключающийся в отсутствии субъективной стороны состава преступления в действиях лица, то есть отношения подозреваемого к совершенному преступлению. Огромной популярностью пользовались тезисы А.Я.Вышинского "Признание есть царица доказательств" и "Если закон устарел, необходимо его подвинуть".

Понятие адвокат появилось в СССР с принятием Положения об адвокатуре в 1939 году, которое утвердила единственную форму объединения адвокатов - общественную организацию. Также в этом году Наркоматом юстиции была установлена такса по оплате труда адвокатов. Первичным звеном адвокатуры являлась юридическая консультация, заведующий которой отчитывался за работу консультации перед Президиумом коллегии адвокатов, откуда и получал зарплату. Руководство всеми коллегиями осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

С началом Великой отечественной войны в стране было введено чрезвычайное военное положение Указом Президиума Верховного совета СССР 22.06.1941 года, по которому все функции в области обороны, обеспечения общественной и государственной безопасности возлагались на высшее командование войсковых соединений, что минимализировало участие адвокатов в рассмотрении уголовных дел. Также Указом 22.06.1941 года было утверждено Положение о военных трибуналах, которые рассматривали дела по истечению двадцати четырех часов после вручения лицу обвинительного заключения. Адвокаты участвовали в процессах исключительно после получения извещения из суда накануне заседания. Очень много адвокатов ушли на фронт. По некоторым категория дел юридическая помощь оказывалась бесплатно.

После окончания войны роль адвокатов в судах вновь начала набирать обороты.

В 1947 году была создана Межреспубликанская коллегия адвокатов, которая осуществляла свою деятельность в закрытых административных территориальных образованиях, в военных городках, группировках советских войск заграницей, на секретных военных объектах.

С середины XX века адвокаты получили право представлять интересы несовершеннолетних и инвалидов с момента предъявления обвинения. Также сразу на помощь адвокатов могли рассчитывать люди, которые не говорили на языке судебного разбирательства.

Адвокату в СССР отводилась роль статиста, который выполнял волю партии по укреплению социалистической законности в стране. Он был полностью зависим от райкома партии, управления юстиции и прокуратуры.

С наступлением "Хрущевской оттепели" стала изменяться позиция законодателя по отношению к законам, дискриминирующим права адвокатов как участников процесса по

уголовным, политическим делам.

Новое положение об адвокатуре РСФСР было приято в 1962 году. Адвокатской деятельностью могли заниматься только лица, состоящие членами коллегии адвокатов. Советы министров и депутатов трудящихся могли отчислить адвоката в течение месяца после его назначения.

Принятие закона «Об адвокатуре в СССР» 1979 года и положения «Об адвокатуре в РСФСР» 1980 года являлись значительным толчком для развития советской адвокатуры, связанным с либерализацией общества. Хотя по-прежнему допускалось вмешательство государственных органов в деятельность адвокатуры.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА

История адвокатуры

Выпускная квалификационная работа

Научный руководитель: Допущена к защите

Зав. кафедрой, профессор, « » 2004г.

д.ю.н., Кучерена А.Г.

Зав. кафедрой

Москва 2004

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. История русской адвокатуры………………………………………….6

1.1. Судебное представительство в России до судебной реформы 1864г……6

1.2. Организация адвокатуры по судебным уставам 1864г…………………..12

Глава 2. Правовое положение адвокатуры в СССР…………………………..28

2. 1. История развития организации адвокатуры в СССР с 1917-1939г.г……28

2. 2. Организация адвокатуры в период с 1939-1992г.г………………………36

Глава 3. Основы адвокатской деятельности в современный период………..46

3.1. Правовое положение адвоката в соответствии с Федеральным

законом «Об адвокатской деятельности и адво-катуре в РФ»………………46

3.2. Перспективы Кодекса профессиональной этики адвоката………………69

Заключение……………………………………………………………………….74

Библиография……………………………………………………………………79

Введение

Гражданское общество невозможно представить без такого правового ин-ститута как адвокатура.

Происходящая в России демократизация политичес-кой и экономической системы, конституционное провозг-лашение правового социального государства вызывает не-обходимость коренной реорганизации форм и методов де-ятельности правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интере-сов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование адвокатуры — института гражданс-кого общества, который теснейшим образом связан с ох-раной прав и законных интересов физических и юриди-ческих лиц.

Чтобы разобраться в сложных процессах, происходящих в сегодняшней адвокатуре, и познать ее внутренние закономерности, нуж-но свободно ориентироваться в социально-политической ситуации, изменениях в экономике, государстве и праве.

Делать серьезные выводы по вопросам и проблемам адвокатуры на основе анализа только сегодняшних реалий неверно. Более точно и четко понять состояние современной адвокатуры можно путем изуче-ния ее зарождения, развития и преобразований. Исторический обзор основных принципов адвокатуры позволяет видеть ее не только в ста-тике, но и в динамике. Прошлое адвокатуры раскрывает многие важ-ные свойства ее современного положения. Использовав метод кон-кретно-исторического подхода к социальному явлению, можно объек-тивно разобраться в сути адвокатуры, во всей ее полноте и сложнос-ти. Поэтому знание ее истории является надежным способом понима-ния современной адвокатуры.

Наиболее важные положения и выводы исторического аспекта про-блем адвокатуры иллюстрируют те или иные нормы прошлой адвокат-ской жизни, часто помогают понять основные институты современной адвокатуры, ее проблемы и противоречия, искать пути разумного выхо-да из сложнейшей ситуации, сложившейся сегодня в адвокатуре.

Институт адвокатуры в нынешних условиях построения в России правового демократического государства становится одним из важнейших элементов пра-возащитной системы соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе путем взаимодействия органов адвокатского само-управления с государственными органами, должностными лицами и гражданами.

После принятия и вступления в действие Федерального закона «Об адвокатс-кой деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на обновленной, реформи-рованной, независимой адвокатуре целиком и полностью лежит защита лиц, попав-ших в сферу деятельности правоохранительных органов, представляющих и защи-щающих интересы государства, в целях недопущения правовых ошибок.

Есть как минимум две причины, почему для нас интерес-на история становления адвокатуры в России. Первая — многие институты дореволюционной адвокатуры России сохранились на последующих этапах правового реформиро-вания в советский и постсоветский периоды. Вторая — се-годня именно адвокат стал ключевой фигурой судебной системы, поскольку, с одной стороны, именно он пользуется наибольшим доверием общественного мнения, и, с другой стороны, с введением суда присяжных и арбитражных судов роль адвоката реально неизмеримо возросла.

В настоящей дипломной работе будет рассмотрена история судебного представительства в России, начиная с первого дошедшего до нас русского рукописного памятника обычного права - Рус-ской правды, возникновение и развитие в результате Великой судебной реформы 1864г. компетентной, самоуправляемой организации адвокатов, а также ее организация в советский период и первое десятилетие современной России. Следует сразу пояснить, что понятие «адвокат» в России стало широко использоваться с 1864 г. Однако законодательно оно было оформлено в 1939 г. Положением об адвокатуре в СССР. Ад-вокат в различные периоды истории имел разнообразные официальные названия, как-то: «пособник» по древнерусским законам, «судебный стряпчий», «присяжный поверенный» до октябрьского переворота 1917 г., «правозаступник» в годы Гражданской войны, «ЧКЗ» (член коллегии защитников) до 1939 г. Поэтому в дипломной работе наряду с официальным употреблени-ем терминов, соответствующих тому или иному историческо-му отрезку времени, используется и общепринятое понятие «адвокат».

Методологической основой исследования являются формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и иные научные методы, которые позволили комплексно исследовать указанную выше проблему.

Нормативную базу дипломной работы составили Конституция Российской Федерации и законодательство об адвокатуре.

Теоретической основой дипломного исследования послужили труды таких российских ученых-правоведов, как: Васьковский Е.В., Кучерена А.Г., Лубшев Ю.Ф., Плетнев В.Ю., Хаски Ю., Черкасов Н.В. и др.

Глава 1. История русской адвокатуры

1.1. Судебное представительство в России до судебной реформы 1864

Старейший правовой памятник древней Руси - Русская правда X-XII веков не содержит упоминания о судебном представи-тельстве. Поэтому в таком процессе господствовал принцип личной явки стороны. Вместе с тем, на наш взгляд, нельзя сде-лать однозначный вывод об отсутствии в принципе судебного представительства. Не будучи определенным законодательно, можно предположить, что он существовал в форме обычая.

Впервые о поверенных (прообраз современного адво-ката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные акты XV в.). По Псковской грамоте услугами поверенных мог-ли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и мо-нахи.

Облеченные властью не могли быть поверенными (уже тогда адвокат не мог состоять на государственной служ-бе), чтобы исключить их влияние на суд.

По Новгородской судной грамоте услугами поверен-ных мог воспользоваться любой желающий.

Это положение также закреплено в Судебнике 1497 г., а уже в Судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка и посторонним под угро-зой наказания запрещалось в него вмешиваться.

Соборное уложение 1649 г. развивает права поверен-ных, упоминая о них в нескольких статьях.

Причем во всех этих документах говорится об институ-те поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.

Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.

С этого периода и до судебной реформы 1864 г. зако-нодатель предпринимал меры по упорядочению деятель-ности профессиональных ходатаев, и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:

1) адвокатура Западного края;

2) институт депутатов при следствиях;

3) введение института присяжных стряпчих при ком-мерческих судах в 1832 г.

Рассмотрим эти институты более подробно.

Адвокатура Западного края

Западным краем в Российской империи XIX — начала XX в. именовались девять губерний западной части Ев-ропейской России: 6 белорусских и литовских (Северо-западный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.

В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.

Адвокатура была организована и действовала на осно-ве польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.

Требования к адвокату были следующие:

— адвокат должен быть природным дворянином;

— иметь поместье;

— не быть замеченным ни в каком пороке;

— знать законы;

— выполнять данную присягу.

Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов). Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вме-сто себя в суд способных учеников, но под свою ответ-ственность.

Этот институт просуществовал до 1840 г.

Институт депутатов при следствиях

В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, при-надлежавшими по своему званию к какому-либо ведом-ству, то в качестве лиц, их представляющих, могли до-пускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:

1) первоначальные следственные действия;

2) исследование происшествия по горячим следам.

Депутаты делились на постоянных и временных. Постоянные депутаты — депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими струк-турами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для про-ведения определенного следствия и с его окончанием ут-рачивали свои права.

Постоянные депутаты вызывались следователями по-весткой, а временные — через руководство своих ведомств.

Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его кон-ца или прибытия депутата.

Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следстви-ем, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием они имели право изложить свое мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при про-изводстве как уголовных, так и гражданских дел.

Присяжные стряпчие при коммерческих судах

Указом от 14 июля 1809 г. Правительствующего Се-ната была введена обязательная регистрация стряпчих, т.е. профессиональных ходатаев по коммерческим спо-рам. Так как в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество споров по ком-мерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.

Коммерческие суды по закону от 14 июля 1832 г. перво-начально были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и др.).

Согласно закону, поверенными по делам между част-ными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих.

Для внесения в список присяжных стряпчих при ком-мерческом суде желающие должны были подать в соот-ветствующий суд прошения, а также аттестаты, послуж-ные списки и прочие свидетельства.

Суд по рассмотрении представленных документов, сви-детельств и по делам, «в том суде производящимся, вне-ся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа».

Лица, внесенные в список, давали присягу по установ-ленной форме.

Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него ис-ключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения.

Число присяжных стряпчих не определялось. Они не имели государственного содержания и существовали от гонораров.

Однако существовал и официальный институт юрис-консультов. Так, согласно Положению о должности юрис-консульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попечения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».

В обязанности юрисконсульта входило:

— рассмотрение передаваемых на его заключение за-водским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведом-ству императорских заводов;

— наблюдение за течением дел, возникающих в раз-личных государственных органах по искам заводского ве-домства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;

— защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, ка-кие установлены законом.

Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данно-му лицу полагалось жалование, размер которого опреде-лял управляющий заводами; количество мест, где мог работать юрисконсульт, не ограничивалось.

Н.В. Черкасова в свой монографии «Формирование и раз-витие адвокатуры в России 60-80-е годы XIX века», исследуя вопрос организационной формы представительства до судеб-ной реформы 1864 г., указывает: «По сути дела судебное пред-ставительство существовало не в качестве юридического ин-ститута, а лишь в качестве обычно правового. Судебное пред-ставительство оставалось судебной профессией. Каких-либо требований в виде образовательного или «нравственного цен-за» к поверенным не предъявлялось. Не существовало и их внутренней организации».

По мнению Е.В. Васьковского, «...история нашей древней адвокатуры - в сущности история ябедничества».

Следует заметить, что цари, от Петра Великого до Нико-лая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца.

Петр I считал ходатаев ябедниками, товарищами воров и душегубцев. По его мнению, адвокат своими пространными ходатайствами больше утруждает судью и запутывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению. В указе Елизаветы Петровны 1752 г. говорилось: «К крайнему неудовольствию нашему слышим разорение и притеснение наших подданных от ябедников». Екатерина II и Николай I считали адвокатов главными виновниками французской революции и гибели мо-нархии и резко отрицали саму идею адвокатуры западного ти-па. В одном из своих писем Екатерина II писала: «Адвокаты и прокураторы у меня не законодательствуют и никогда законо-дательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут сле-довать моим началам».

Между тем является очевидным несостоятельность «вред-ного» политического влияния адвокатуры на жизнь страны, поскольку адвокатура - институт юридический, а не политический и преследует те же задачи, что и суд. Поэтому политиче-ское значение адвокатуры «не больше того, какое имеет пра-вильно организованный, беспристрастный и независимый суд».

В течение всего этого периода представители были аморф-ной группой без соответствующего профессионального обуче-ния, организации и названия. Адвокатской практикой занима-лись в основном государственные служащие невысокого ранга в свободное время или находясь в отставке. Будучи сведущи-ми в тонкостях бюрократических процедур и языка и занимая относительно скромное место в государственной машине, эти малые функционеры-адвокаты были вполне естественным, хо-тя и жалким заменителем настоящих адвокатов-профессиона-лов.

К середине ХIХ века уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс - самый древний, естественный и единственный способ судопроизводства. «Но необходимое ус-ловие введения состязательного процесса, как неоднократно повторялось в судебных записках, - есть учреждение сословия судебных поверенных».

1.2. Организация адвокатуры по судебным уставам 1864г.

В обществе и государстве назрела необходимость проведения судебной реформы. Подготовка к ней началась еще в первой половине XIX в. А к 1858 г. обсуждения судебной реформы вышли за пределы министерских кабинетов и перешли да страницы печатных изданий. В ходе этого процесса рождались новые идеи и взгляды.

В сентябре 1858 г. начальник II отделения Имперской канцелярии граф Н.Д. Будалов подал императору доклад «Об установлении при-сяжных стряпчих». То есть об учреждении адвокатуры. Вопрос об адвокатуре как социальном институте очень активно дискутировался в обществе.

Судебное представительство было известно в России еще с очень давних времен, однако настоящей адвокатуры тогда еще не было. Это объяснялось тем, что верховенство следственного процесса делало фигуру адвоката практически излишней. Официально признавались лишь ходатаи и поверенные. Они обычно были юридически неподго-товленными, а порой и просто неграмотными, часто ставили своей целью не помочь правосудию, а запутать дело, чтобы выиграть его любым путем.

Такая «профессия» была весьма непопулярной. В ходе же подго-товки реформы складывалось однозначное общественное мнение об упразднении подобного рода судебных представителей. Еще со вре-мен Екатерины II, напуганной французской революцией, в руководст-ве которой адвокаты занимали видное место, у российских императо-ров сложилось резко отрицательное отношение к идеям об адвокату-ре.

Поэтому проект Н.Д. Будалова можно рассматривать как серьез-ный поворот в сторону преодоления отрицательного отношения госу-дарственной власти к адвокатуре.

Для подготовки судебной реформы в 1861 г. Н.Д. Будаловым была образована комиссия. Результатом ее работы стали «Основные поло-жения преобразования судебной части в России», утвержденные Александром II 29 сентября 1862 г. Эти «Положения» состояли из трех частей, посвященных, соответственно, судоустройству, граждан-скому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались следую-щие институты: отделение суда от администрации; выборный миро-вой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; прин-цип состязательности.

Такое начало «Основных положений», как образование судебной части в России, легло в основу учреждения «Судебных установле-ний», принятых затем 20 ноября 1864 г. в виде закона. Им впервые в России учреждается адвокатура (присяжные поверенные), «без кото-рых решительно невозможно будет введение состязания в граждан-ском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью рас-крытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиня-емым перед судом».

Адвокатура, созданная в ходе этой судебной реформы, стала быст-ро завоевывать себе общественный авторитет. Современники поража-лись обилию талантливых адвокатов, их популярности у народа, рос-ту числа «выигранных дел». Демократическое движение 60-х годов вовлекло в адвокатуру многих свободомыслящих, одаренных и обра-зованных юристов, которые по своим убеждения вынуждены были служить самодержавию, но втайне надеялись использовать судебную власть как легальную возможность обличения пороков существовав-шего строя. Адвокатура стала весьма престижной и высокооплачива-емой сферой деятельности.

Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной власти. В законе определены условия, которые предъявля-лись к присяжным поверенным. Фактически они совпадали с требо-ваниями, предъявлявшимися к судьям.

Наряду с высшим юридическим образованием для присяжного поверенного требовался пятилетний стаж работы по юридической специальности. Но введены и ограничения. Присяжными поверенными, в частности, не могли быть:

а) лица, не достигшие 20-летнего возраста;

б) иностранцы;

в) граждане, объявленные несостоятельными должниками («банкротами»);

г) люди, состоявшие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные долж-ности без получения жалованья;

д) граждане, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишен-ные духовного сана по приговорам духовного суда;

о) лица, состоявшие под следствием за преступления или проступ-ки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, а также те, которые были под судом за такие действия и не оправданы судебными приговорами;

ж) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ или дворянских собраний по приго-ворам тех сословий, к которым они принадлежат;

з) те, кому по суду были воспрещены хождения по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных заседателей.

Для лиц нехристианских вероисповеданий (т.н. «иноверцев») поступление в адвокатуру было ограничено рядом дополнительных условий.

В каждом округе судебной палаты был учрежден совет присяжных поверенных, дана детальная регламентация его деятельности.

Совет присяжных образуется в каждом округе судебной палаты для «правильного и успешного надзора» за всеми присяжными пове-ренными. Он совмещал обязанности административного и судебного характера. Осуществлял наблюдение за точным исполнением присяж-ными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей.

Установлен порядок образования совета. Он мог создаваться при наличии не менее 20 присяжных поверенных округа судебной пала-ты. Число членов совета — «не менее 5 и не более 15, по решению об-щего собрания».

Предусматривалась ежегодная отчетность совета о его деятельно-сти перед общим собранием, а также устанавливались полномочия общего собрания.

Предусматривалась возможность избрания отделений совета присяжных при окружном суде. Это делалось в тех случаях, когда в ка-ком-либо городе, в котором хотя и не было судебной палаты, работа-ло более 10 присяжных поверенных.

В 1889 г. в рамках судебной контрреформы было приостановлено создание отделений присяжных поверенных. И в тех местностях, где не было советов присяжных поверенных, контроль заих деятельнос-тью возлагался на судебные органы.

«Шаг этот — весьма прискорбный, — писал И.Я. Фойницкий, — ибо для суда, своими занятиями обремененного, надзор за присяжны-ми поверенными и охранение достоинства этого института гораздо труднее, чем для членов совета из среды самих присяжных.., но в кор-не нарушает независимость адвокатуры и задерживает ее естествен-ное развитие».

Предусматривалось и правовое положение совета присяжных поверенных. Так, к обязанностям и правам совета присяжных поверен-ных относились:

а) рассмотрение прошений желающих «приписаться» к числу присяжных поверенных, или выйти из этого звена, и сообщение су-дебной палате о приписке их или отказе в этом;

б) рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных, наблюдение за точным исполнением ими законов и установленных пра-вил;

в) назначение поверенных по очереди для безвозмездного хожде-ния по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;

г) определение количества вознаграждения поверенному по таксе, в случае несогласия по этому предмету между ним и тяжущимся, или когда не было заключено между ними письменного условия;

д) определение взыскания с поверенных как по собственному предусмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет.

Кроме того, совет присяжных поверенных имел право подвергать их дисциплинарным наказаниям:

1) предостережение;

2) запрещение отправлять обязанности поверенного в продолже-нии определенного советом срока, но не более 1 года;

3) исключение из числа присяжных поверенных;

4) предание уголовному суду в случаях, особенно важных. Специально оговаривалось и то обстоятельство, что исключенные из числа присяжных поверенных лишаются права поступать в это зва-ние во всем государстве. Если присяжному поверенному запрещалось два раза временно отправлять его обязанности, в случае его новой ви-ны, которую совет признает заслуживающей такого же взыскания, он исключается советом из числа поверенных.

Ни одно из упомянутых взысканий не может быть назначено сове-том без предварительного истребования от провинившегося объясне-ний в определенный советом срок. При отказе предоставить объясне-ния или из-за неявки его в назначенный срок без уважительных при-чин совет заочно выносит постановление на основании имеющихся у него сведений и известных ему обстоятельств.

Никакое постановление совета присяжных поверенных не может иметь силы, когда в нем участвовало менее половины членов совета. При равенстве голосов голос председателя дает перевес тому мне-нию, которое им принято. Но взыскания могут быть определены со-ветом только по числу двух третей голосов.

На все постановления совета, кроме предостережения или выгово-ра, могли быть принесены жалобы в судебную палату, в двухнедель-ный срок со времени объявления этих постановлений. Протесты про-куроров допускались в тот же срок. Определения палаты по этим жа-лобам и протестам были окончательными.

Все постановления относятся в равной мере как к советам, так и к отделениям совета присяжных поверенных. В последнем случае об-жалование производится в местный окружной суд.

Был определен и порядок поступления в число присяжных пове-ренных. «Желающий должен подать о том прошение в совет поверен-ных». К прошению прилагались все документы, необходимые для ус-тановления в том, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные. После того как совет при-сяжных поверенных принял решение о принятии данного лица, тот должен дать присягу по правилам своего вероисповедания. Интере-сен и сам текст присяги:

«Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед святым его Евангелием и Животворящим Крестом Господним Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, ис-полнять в точности и по крайнему моему разумению законы империи, не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ос-лаблению православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц де-ла которых будучи на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном су-де его. В удостоверение сего целую слова и крест спасителя моего. Аминь». Принятие лиц нехристианских вероисповеданий допускалось лишь с разрешения Министерства юстиции.

Были описаны права и обязанности присяжных поверенных. Они «могут принимать на себя хождение по делам во всех судебных мес-тах округа судебной палаты, к которой они приписаны» (ст.383). При-сяжный поверенный, назначенный для производства дела советом, не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоста-вив достаточных для этого причин. Присяжный поверенный также не может действовать в суде в качестве поверенного против своих близ-ких родственников. Он не может также быть поверенным в одно и то же время у обеих спорящих сторон. Переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой. Обязывали присяж-ного поверенного не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела.

Положения Судебных Установлений свидетельствуют о том, что присяжные поверенные не были государственными служащими. По-этому на них не распространялось чинопроизводство. Не имели они и права на служебные знаки отличия. Присяжные поверенные — это установленные в государственных интересах лица свободной профес-сии. Они были независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел, подчинялись только для них предусмот-ренному особому дисциплинарному порядку.

Предусматривалась и ответственность присяжных поверенных. Она могла быть уголовной, дисциплинарной и гражданской.

Уголовная ответственность наступала при совершении умыш-ленных действий во вред своим доверителям. Например:

а) злонамеренное превышение пределов полномочий и злонаме-ренное вступление в сношение или сделки с противниками своего до-верителя во вред ему;

б) злонамеренная передача или сообщение противнику своего доверителя документов.

Присяжные поверенные подлежали также уголовному наказанию за оскорбление суда или участвующих в деле лиц (в судебных речах или бумагах).

Дисциплинарная ответственность наступала при нарушениях профессиональных обязанностей, не дающих основания для уго-ловного преследования, а также при несоблюдении адвокатской этики.

Гражданская ответственность предусматривалась при соверше-нии действий, сопряженных с нанесением материального ущерба до-верителю, а также небрежным исполнением своих обязанностей (про-пуск процессуальных сроков и т.п.).

Введение в действие судебных уставов обнаружило явно недостаточное количество присяжных поверенных. Вследствие этого образовалась своеобразная, не упорядоченная законом, частная адво-катура в лице всевозможных ходатаев по делам, как правило, граж-данским. Возникла необходимость в ее законодательной регламен-тации.

Присяжными поверенными не могли быть:

1) лица, не достигшие 25 лет;

2) иностранцы;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должнос-ти без жалованья;

5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограниче-нию прав состояния, а также священнослужители, лишенные духов-ного сана по приговорам духовного суда;

6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влеку-щие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, которые находясь под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;

7) исключенные из службы по суру или из духовного ведомства за пороки или же из обществ и дворянских собраний по приговорам тех же сословий, к которым они принадлежат;

8) те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а так-же исключенные из числа присяжных поверенных.

По толкованию Сената, не могли быть присяжными поверенными, а также их помощниками, лица женского пола. Это была явная дискриминация.

Следует признать неправильным и то, что российское законодательство, в отличие от иностранного, не разрешило профессорам, ведущим курс юридических наук, заниматься адвокатской практикой, приравнивая их к лицам, состоящим на государственной службе.

Профессор Фойницкий выступал против такого положения. Он утверждал, что «в адвокатском труде профессора юридических факуль-тетов находили бы богатый практический материал для теоретичес-кой подготовки, что содействовало бы сближению между школой и жизнью».

Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение любых дел, как уголовных, так и гражданских. Но ни в одних, ни в других делах они были не единственными правозащитниками. В гражданских процессах, кроме них, вести дела тяжущихся могли также частные поверенные, а в уголовных делах — и близкие родственники.

Кроме того, по делам, находящимся в производстве мировых су-дей, к ведению дел допускались все правоспособные граждане, но не более как по трем делам в течение года в пределах одного и того же мирового округа.

По уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых либо по соглашению с ними, либо по назначению председателя суда.

В уголовных делах, подлежащих ведению общих судебных учреж-дений, часто практиковалось назначение официальных защитников. По просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоящих при суде присяжных поверенных, а за недостатком этих лиц — из кандидатов на судебные должности людей, известных пред-седателю по своей благонадежности.