Федеральный закон 360 от года. Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

20.05.2020 Осаго

Скорректированы законодательные акты, регулирующие деятельность оценщиков, аудиторов, нотариусов, арбитражных управляющих и др.

В частности, приостановлено действие отдельных норм Закона об оценочной деятельности. Речь идет о принятии решения о проведении государственной кадастровой оценки, формировании перечня объектов недвижимости, подлежащих оценке, отборе исполнителя работ и заключении с ним договора на проведение оценки, определении кадастровой стоимости и составлении отчета об этом, экспертизе последнего, утверждении результатов определения стоимости. В отношении ранее полученных результатов кадастровой оценки с 1 января 2017 г. по 1 января 2020 г. установлены следующие правила.

Если применение кадастровой стоимости предусмотрено законодательством, используется стоимость, действующая на 1 января 2014 г. или 1 января одного из последующих лет, в котором она впервые начала действовать для целей налогообложения. Если кадастровая стоимость, определенная после 1 января 2014 г., меньше той, что действовала на 1 января 2014 г. (или последующего), в котором начала впервые действовать для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость, определенная после указанных дат. Кроме того, установлены правила для случаев, когда после 1 января 2014 г. определена кадастровая стоимость вновь учтенных объектов, ранее учтенных объектов при включении сведений о них в кадастр и объектов, количественные и (или) качественные характеристики которых изменились, а также для определения кадастровой стоимости таких объектов с 2017 г.

Теперь результаты обязательного аудита вносятся в федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Это делает заказчик аудита.

С 3 до 10 млн руб. увеличен минимальный размер страховой суммы гражданской ответственности членов СРО арбитражных управляющих, а минимальная сумма взноса управляющего в компенсационный фонд СРО - с 50 до 200 тыс. руб. Также повышен размер вознаграждения финансового управляющего - с 10 до 25 тыс. руб.

Ряд важных поправок внесен в Основы законодательства о нотариате. Избрание нотариуса депутатом Госдумы, регионального или муниципального органа стало основанием для приостановления его полномочий. Кроме того, нотариусов обязали повышать свою квалификацию. Это нужно делать не реже раза в 4 года. В ЕИС нотариата появится реестр списков участников ООО. Вносить сведения в реестр и выдавать выписки из него уполномочены нотариусы. Закреплены соответствующие нотариальные тарифы и процедура.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования, кроме положений, для которых установлены иные сроки.

Разъяснения к Федеральному закону от 03.07.2016 № 360-ФЗ 06.10.2016 08:10

Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ) внесены дополнения статью 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

В соответствии с данной нормой сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) подлежат внесению членом саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (полное наименование - Единый федеральный реестр http://www.fedresurs.ru/ юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности) с указанием наименования (фамилии, имени и, если имеется, отчества) члена саморегулируемой организации, его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета и, если имеется, идентификационный номер налогоплательщика для физических лиц), контактного адреса для связи с членом саморегулируемой организации, наименования саморегулируемой организации, ее идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер), видов деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в такой саморегулируемой организации.

Также статьей 12 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ вносятся в статью 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» дополнения устанавливающие, что сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о
2
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
Такие нововведения напрямую касаются саморегулируемых организаций и их членов: индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Так саморегулируемые организации в силу нормы части 4 статьи 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» обязаны проводить аудит бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности саморегулируемой организации. Так же обязательное размещение информации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц о результатах обязательного аудита касается юридических лиц - членов саморегулируемых организаций, которые указаны в части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Полный перечень организаций, которые проводят ежегодный обязательный аудит приводится в приложении к настоящей статье.
Давайте попробуем разобраться в процедурах внесения сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Кто вносит сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц?
В соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» обязанность внесения сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, члены саморегулируемых организаций и саморегулируемые организации самостоятельно осуществляют внесение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
В какой срок должны быть внесены сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц?
Сроки внесения сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц установлены пунктом 3.1. Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о
3
банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178.
Сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением следующих случаев.
В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны будут внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения о членстве в саморегулируемой организации в первый раз не позднее 5 октября 2016 года, так как 1 и 2 октября выпадает на выходные дни.
Впоследствии сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства) в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц вносятся в течение трех рабочих дней с даты, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель узнали о том, что они стали членами саморегулируемой организации. Так как законодательством впрямую такая дата не определена, представляется целесообразным использовать для определения такой даты нормы части 2 статьи 71 и части 4 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», определяющим возникновение прав и обязанностей членов саморегулируемых организаций, а также срок внесения сведений в реестр членов саморегулируемых организаций. При этом необходимо отметить, что срок внесения сведений в реестр членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, в соответствии с частью 14 статьи 558
4
Градостроительного кодекса Российской Федерации равен трем рабочим дням.
Саморегулируемые организации вносят сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц о обязательном аудите в срок не позднее трех рабочих дней с даты получения саморегулируемой организацией аудиторского заключения от организации, проводившей обязательный аудит.
Внесение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц осуществляется на платной основе?
В соответствии с частью 6 статьи 71 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, юридическим лицом, на которого возложена обязанность по внесению соответствующих сведений, осуществляется за плату.
Освобождены от платы за размещение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц органы государственной власти, органы местного самоуправления и Банк России.
В каком порядке осуществляется внесение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц?
Порядок внесения сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц определен статьей 71 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Порядком формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178.
Так, в соответствии с пунктом 2.5. указанного Порядка внесение (включение) пользователями сведений в информационный ресурс осуществляется посредством формирования электронного сообщения с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта в сети «Интернет», на котором размещаются сведения, содержащиеся в Реестре и Реестре сведений о банкротстве, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
5
Оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц является ЗАО «Интерфакс» (Приказ Минэкономразвития России от 21.03.2011 № 121). Реестр создан и уже функционирует по адресу в сети «Интернет» - http://fedresurs.ru. С более подробной информацией о стоимости размещения информации и взаимодействии оператора и пользователей можно ознакомится в разделе Помощь на сайте http://fedresurs.ru (http://www.fedresurs.ru/Help)
Какова ответственность члена саморегулируемой организации за невнесение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц?
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Часть 7 названной статьи КоАП содержит ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом. Меры ответственности данной нормой определены как влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Составление протоколов об административных нарушениях возложено на Росреестр в соответствии с пунктом 10 статьи 28.3 КоАП. Рассмотрение
6
дел об административных правонарушениях по частям 7 и 8 статьи 14.25 отнесено к судьям (мировым судьям) в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КОАП.
Приложение
Организации, обязанные проводить аудит
Нормативные акты, устанавливающие обязанность проведения аудита для отдельных организаций
Организации, обязанные проводить аудит в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
Организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (статья 5)
Застройщики
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
7
недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (статья 20)
Саморегулируемые организации
Федеральные законы:
- от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (статья 12)
- от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 18);

Колов А.Ю.

Семь вопросов к «заморозке» кадастровой стоимости

ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», вводит в действие «заморозку» кадастровой стоимости якобы с 01.01.2017 по 01.01.2020. Комментарии автора закона С. Гаврилова о «заморозке» кадастровой стоимости см. на http://realty.interfax.ru/ru/news/articles/68567. Положения ФЗ №360-ФЗ о «заморозке» вступили в силу с 15.07.2016.

По нашему мнению, статья 19 ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 устанавливает, что в отношении результатов ГКО (государственной кадастровой оценки), полученных в соответствии с ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ»:

С 01.01.2017 по 01.01.2020 подлежит применению кадастровая стоимость, актуальная на 1 января года, в котором впервые стала применяться кадастровая стоимость в налоговых целях, но не ранее 2014 г. Если указанная кадастровая стоимость была снижена, в т.ч. в результате переоценки, то применяется пониженная кадастровая стоимость.

С 01.01.2017 орган кадастрового учета в соответствии со ст. 24.19 ФЗ №135-ФЗ определяет кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов при изменении их количественных и (или) качественных характеристик с учетом результатов ГКО, актуальных на 1 января года, в котором впервые стала применяться кадастровая стоимость в налоговых целях, но не ранее 2014 г. В отношении вышеуказанных объектов, кадастровые стоимости которых были установлены в период с 02.01.2014 по 31.12.2016, перерасчет должен быть произведен не позднее 01.01.2017 с учетом вышеуказанных результатов ГКО. Если перерасчет кадастровой стоимости не влечет уменьшение кадастровой стоимости, то пересчитанная стоимость в ГКН не вносится и не подлежит применению.

Вышеуказанная статья порождает, как минимум, семь вопросов, на которые мы последовательно постараемся ответить.

1. Не противоречит ли «заморозка» кадастровой стоимости НК РФ?

Коллизии между ФЗ №360-ФЗ и НК РФ нет. Кадастровую стоимость, определенную по правилам ст. 19 ФЗ №360-ФЗ, в налоговых целях можно применять. Вопросы «актуальности» (периода действия кадастровой стоимости) - это сфера действия законодательства об оценочной деятельности в РФ. Согласно ст. 24.11 ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ» внесение результатов определения кадастровой стоимости в ГКН является частью ГКО. Внесение таких результатов предполагает и определение начала действия кадастровой стоимости. См., в частности, п.25 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития от 16.12.2015 №943. НК РФ (ст.391, 375, 403) предписывает применять кадастровую стоимость, актуальную на 1 января налогового периода. В налоговых целях, как правило, учитываются данные ГКН/ЕГРН, а какие данные должны быть в ГКН/ЕГРН – это лежит за рамками налогового права.

2. Чем руководствоваться при определении кадастровой стоимости?

Видимо, в налоговом споре при определении кадастровой стоимости нужно руководствоваться данными ГКН/ЕГРН. Между тем в гражданско-правовом споре при определении кадастровой стоимости, нужно руководствоваться непосредственно ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 и нормативно-правовым актом, утвердившим результаты ГКО.

Налоговая база по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц должна определяться как кадастровая стоимость по данным ГКН/ЕГРН: данная норма прямо закреплена в ст. 391, п. 1 ст. 403 НК РФ. В НК РФ нет прямого указания на то, что налоговую базу по налогу на имущество организаций (кадастровую стоимость) нужно учитывать по данным ГКН/ЕГРН. Статьи 378, 391, 403 НК РФ устанавливает правило об изменении кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц) вследствие исправления технической ошибки, удовлетворения заявления комиссией или судом об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. В первом случае изменения учитываются в налоговой базе с момента образования ошибки. В последнем случае сведения о кадастровой стоимости, установленной решением «комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания». Согласно ст. 24.20 ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 «сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения в ГКН, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей». Пункт 28 Пост. Пл. ВС РФ от 30.06.2015 №28 гласит: «Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в ГКН. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в ГКН (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)».

Судебная практика противоречива. Одни суды считают, что в налоговом споре руководствоваться нужно данными ГКН, возражения на наличие ошибок в ГКН по существу не рассматриваются. См.: См.: Пост. Арбитражного суда Московского округа от 14.09.2015 по делу №А41-67819/14 (в споре по взиманию земельного налога); Пост. ФАС ВСО от 30.09.2013, 3ААС 29.05.2013 по делу №А33-20800/2011 (в споре по взиманию земельного налога); Апелляционное определение Челябинского областного суда от 08.08.2016 по делу №11а-11661/2016 (в споре по взиманию земельного налога и налога на имущество физических лиц); Пост. АС Московского округа от 12.09.2016, Пост. 9ААС от 22.03.2016 по делу № А40-228942/15-20-1918; Пост. Московского округа от 06.10.2016, пост. 9ААС от 23.05.2016, решение АС Москвы 18.02.2016 по делу №А40-228947/2015 (в споре о взимании налога на имущество организаций).

Есть и противоположная позиция: в налоговом споре руководствоваться нужно нормативно-правовым актом, утвердившим результаты ГКО; факт внесения/невнесения результатов ГКО в ГКН, или внесение некорректных данных не имеет существенного значения для рассмотрения налогового спора. См.: Пост. ФАС ЗСО от 14.07.2014, Пост. 8ААС от 19.03.2014 по делу №А75-4073/2013 (в споре по земельному налогу); В Пост. 9ААС от 22.03.2016 по делу № А40-154791/15, Пост. 9ААС от 22.03.2016 по делу № А40-154791/15; Пост. 9ААС от 13.07.2016 по делу № А40-226186/15, Пост. АС Московского округа от 10.06.2016 по делу № А40-184954/2015 (в споре по налогу на имущество организаций).

Также отметим и Пост. Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 №15534/13 по делу №А07-20211/2012. По мнению ВАС РФ, новую кадастровую стоимость для целей определения арендной платы необходимо определять «с момента вступления в силу нормативно-правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель».

3. Какова судьба ГКО, начатой в 2016 г.?

ГКО по «старому» (по ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998) может быть закончена, но в таком случае она может привести к снижению платежей в бюджет.

ФЗ №360-ФЗ вводит запрет на заключение после 14.07.2016 государственными органами договоров с независимыми оценщиками на проведение ГКО. Согласно ст. 18 ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 «приостановить действие ст. 24.12-24.17 ФЗ от 29.07.1998 №135 «Об оценочной деятельности в РФ» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим законом». Вышеуказанные статьи касаются принятия решения органом государственной власти о проведении ГКО, формирования соответствующего перечня, отбора исполнителя работ и заключения с ним договора, а также утверждения органом государственной власти результатов ГКО.

Статья 20 ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 прямо устанавливает то, что по договорам заключенным до 15.07.2016, отчет оценщика должен составляться, постановление об утверждении результатов оценки должно приниматься по нормам ст. 24.15 и 24.17 ФЗ от 29.07.1998 №135, т.е. по «приостановленным» нормам. ГКО должна быть завершена по «старому» закону не позднее до 1.01.2020. См. ч.5 ст.24 ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016 «О ГКО». В ряде субъектов РФ такие договоры были заключены, и ведутся работы по определению кадастровой стоимости, в т.ч. в Москве, Владимирской области, Тюменской области, Ямало-Ненецкого АО и др. Проекты отчетов см.: http://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO.

Утвержденные в 2016 г. результаты ГКО подлежат включению в ГКН, если они применительно к ст. 19 ФЗ №360 должны применяться в 2017 г. Такие результаты могут применяться, если они ведут к снижению размера платежей.

Такое ГКО влияет на срок последующего ГКО по «новому». ГКО по ФЗ №237-ФЗ проводится не чаще 1 раза в 3 года (в городах федерального значения - не чаще 1 раза в 2 года) и не реже 1 раза в 5 лет. Периодичность рассчитывается, исходя из даты принятия акта об утверждении результатов ГКО по ФЗ №135-ФЗ. См. ст.11, 24 ФЗ №237-ФЗ.

4. Имеет ли место мораторий на ГКО по «новому»?

Отсутствует мораторий с 01.01.2017 по 01.01.2020 на государственную кадастровую оценку (ГКО) по «новому» (по ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016 «О ГКО»). В частности, исполнительные госорганы власти Омской области планирует провести ГКО по «новому» уже в 2017 г. См.: http://sroroo.ru/roffices/news/385/1733364/.

Согласно ст. 24 ФЗ №237-ФЗ «О ГКО» решение о дате перехода к проведению ГКО по «новому» и принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Невозможность проведения ГКО «по новому» носит временный и технический характер. По «новому» закону оценка производится не независимым оценщиком, а государственным бюджетным учреждением, учредителем которого является госорган субъекта РФ. Учреждения пока еще не созданы. ФЗ №327-ФЗ «О ГКО» (ст.7, 10) установлены требования к работникам такого учреждения, непосредственно осуществляющим оценку. В частности, необходимо наличие высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в областях, перечень которых устанавливается Минэкономразвития РФ. Последним вышеуказанный перечень пока не установлен.

5 Распространяется ли «заморозка» на результаты ГКО по «новому»?

«Заморозка» кадастровой стоимости, введенная ФЗ №360-ФЗ, не распространяется на результаты ГКО, которая будет проводиться по «новому» (по ФЗ №237-ФЗ «О ГКО»).

Во-первых, этот вывод зиждется на дословном толковании. Статья 19 ФЗ №360-ФЗ предусматривает: «Установить, что в отношении результатов ГКО, полученных в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года…».

Во-вторых, толкование необходимо производить в соответствии с конституционными принципами равенства, соразмерности, справедливости. Применение «самой низкой кадастровой стоимости» в течение длительного времени (3 лет), на наш взгляд, будет нарушать «разумное равновесие», о необходимости соблюдения которого говорится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 №15-П. В-третьих, толкование необходимо осуществлять с учетом позиций комитетов Федерального собрания РФ: ФЗ №360-ФЗ содержит переходные положения, принятые в целях реализации ФЗ №237-ФЗ от 07.07.2016 «О ГКО». См.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=985767-6&02. По нашему мнению, «заморозка», по сути, стимулирует субъекты РФ в кратчайшие сроки провести ГКО по «новому», которые хотят повысить доходы соответствующих бюджетов за счет налоговых поступлений.

6. В каком порядке следует защищать свои права?

Существует три основных способа оспаривания кадастровой стоимости: 1) заявление в комиссию; 2) заявление в суд о признании недействительным решения комиссии об удовлетворении заявления об оспаривании кадастровой стоимости; 3) административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или/и об исправлении ошибки. Иные способы не исключаются. В большинстве случаев, обжалование решения комиссии об отклонении заявления об оспаривании кадастровой стоимости не является эффективным способом защиты права. Согласно п. 26 Пост. Пл. Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления». При этом суд «не разрешается вопрос об установлении рыночной стоимости такого объекта»: Опр. Верховного Суда РФ т 14.10.2015 №-АПГ15-18.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016. См. ч.7 ст.24 ФЗ №237-ФЗ.

Можно попытаться защитить свои права путем подачи заявления в орган кадастрового учета о внесении изменений в ЕГРН применительно к ст.1 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ст. 61 ФЗ от 13.07.2015 №218 (исправление ошибок в ЕГРН). Как правило, основания для обжалования решения органа кадастрового учета об отказе исправить ошибку в ЕГРН будут отсутствовать, так она должна производиться не на основании заявления правообладателя, а решения суда. Пункт 6 ст. 61 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает: «В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда». См. также Решение ВАС РФ от 28.06.2012 №ВАС-4569/12, пост. Пр. ВАС РФ от 20.10.2010 № 6200/10, от 22.03.2011 № 14765/10, от 15.12.2011 №12651/11.

7. Могут ли органы власти оспаривать кадастровую стоимость, несмотря на «заморозку»?

Органы государственной власти или местного самоуправления - бюджетополучатели земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций – вправе оспаривать в суде решение комиссии о существенном снижении кадастровой стоимости. По сути, в таких делах оспаривается ошибка комиссии. Ошибка может, в частности, заключаться в том, что кадастровая стоимость в размере рыночной была установлена на основании отчета оценщика, не соответствующего федеральным стандартам оценки. Наличие ошибки говорит об отсутствии экономической основы для налогообложения, нарушает «разумное равновесие» между интересами налогоплательщика и фискальными органами. Это недопустимо. См.: Пост. Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 №15-П, Пост. Пр. ВАС от 11.02.2014 по делу №А33-11257/2012.

По ФЗ №135-ФЗ вышеуказанные органы вправе производить оспаривание кадастровой стоимости путем подачи заявления в комиссию об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и аналогичного административного искового заявления в суд. Их требования подлежат удовлетворению, если они докажут ошибку. Невозможность исправления ошибки приводила бы к нарушению «разумного равновесия» между интересами налогоплательщика и фискальными органами, а также к взиманию налогов без должного экономического основания. Это не допустимо. По-видимому, органы государственные власти и местного самоуправления - бюджетополучатели земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций – не вправе в период действия моратория производить оспаривание кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ путем подачи заявления в комиссию об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной и аналогичного иска в суд. По смыслу ФЗ №360-ФЗ применение более высокой кадастровой стоимости в результате переоценки недопустимо. Следовательно, в удовлетворении соответствующего заявления должно быть отказано на основании того, что заявление не направлено на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя. Обратимся к Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263. Он предусматривает ограниченный перечень оснований для отказа в удовлетворении требований. В него не входит вышеуказанное основание. Коллизия между Порядком Минэкономразвития РФ и ФЗ №360-ФЗ должна разрешается в пользу ФЗ, как более высокого по юридической силе акту.

Основные выводы следующие.

1. Статья 19 ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 устанавливает, что в отношении результатов ГКО (государственной кадастровой оценки), полученных в соответствии с ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ»:

С 01.01.2017 по 01.01.2020 подлежит применению кадастровая стоимость, актуальная на 1 января года, в котором впервые стала применяться кадастровая стоимость в налоговых целях, но не ранее 2014 г. Если указанная кадастровая стоимость была снижена, в т.ч. в результате переоценки, то применяется пониженная кадастровая стоимость. - Орган кадастрового учета в соответствии со ст. 24.19 ФЗ №135-ФЗ определяет кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов при изменении их количественных и (или) качественных характеристик с учетом результатов ГКО, актуальных на 1 января года, в котором впервые стала применяться кадастровая стоимость в налоговых целях, но не ранее 2014 г. 2. В отношении вышеуказанных объектов, кадастровые стоимости которых были установлены в период с 02.01.2014 по 14.07.2016, перерасчет должен быть произведен не позднее 01.01.2017 с учетом вышеуказанных результатов ГКО. Если перерасчет кадастровой стоимости не влечет уменьшение кадастровой стоимости, то пересчитанная стоимость в ГКН не вносится и не подлежит применению. 3. Вышеуказанные положения (п.1, 2) не применяются к результатам ГКО, которая будет проводиться по «новому» (по ФЗ №237-ФЗ «О ГКО»). Причем она может быть проведена в некоторых субъектах уже в 2017 г. 4. ГКО по «старому» (по ФЗ №135-ФЗ) может быть закончена, но в таком случае она может привести к снижению платежей в бюджет.

5. Видимо, в налоговом споре при определении кадастровой стоимости нужно руководствоваться данными ГКН/ЕГРН. Между тем в гражданско-правовом споре при определении кадастровой стоимости, вероятно, нужно руководствоваться непосредственно ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 и нормативно-правовым актом, утвердившим результаты ГКО.

6. Существует три основных способа оспаривания кадастровой стоимости: 1) заявление в комиссию; 2) заявление в суд о признании недействительным решения комиссии об удовлетворении заявления об оспаривании кадастровой стоимости; 3) административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или об исправлении ошибки.

7. Органы государственной власти или местного самоуправления - бюджетополучатели земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций – вправе оспаривать в суде решение комиссии, если комиссия установила кадастровую стоимость с ошибкой. По ФЗ №135-ФЗ вышеуказанные органы вправе производить оспаривание кадастровой стоимости путем подачи заявления в комиссию об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и аналогичного административного искового заявления в суд.

По-видимому, органы государственные власти и местного самоуправления - бюджетополучатели земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций – не вправе в период действия моратория производить оспаривание кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ путем подачи заявления в комиссию об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной и аналогичного иска в суд.

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 360-ФЗ О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений

Учитывая, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" в состав выплатного резерва включается сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого устанавливается накопительная пенсия, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", за исключением средств пенсионных накоплений, за счет которых установлена срочная пенсионная выплата, сумма накопленного результата инвестирования средств пенсионных накоплений отражается бухгалтерской записью 6 таблицы 2 Положения Банка России N 502-П.



При определении кадастровой стоимости используется метод массовости, в применяемом подходе не должны учитываться уникальные особенности объектов.

Именно поэтому 1 кв.м. земли под Вашей бытовкой может стоить столько же сколько и 1 кв.м. под элитным торговым центром Вашего соседа, а 1 кв.м. Вашего домика из соломы - соответствует стоимости 1 кв.м. особняка барина.

По общему правилу, данный вид стоимости завышен и не соответствует рыночной!

Внимание!!! Скачать отчет с расчетом удельного показателя стоимости Вашего об ъекта можно в открытом доступе используя сервис , однако данный документ имеет очень большой объем!

Когда определяется кадастровая стоимость?

Согласно действующему Законодательству об оценочной деятельности

1. В городах федерального значения - каждые 2-5 лет.

Внимание!!! Последняя кадастровая стоимость в Москве определялась по состоянию на 01.01.2018г. и утверждена с 01.01.2019г.

2. В остальных регионах - каждые 3-5 лет.

Внимание!!! Последняя кадастровая стоимость в Московской области в отношении земельных участков определялась по состоянию на 01.01.2018 г. и утверждена с 01.01.2014г., в отношении остальных объектов недвижимости - утверждена с 01.01.2019г.

В 2018 году кадастровая оценка впервые проводилась специально созданными Государственными Бюджетными Учреждениями (ГБУ)! В Москве кадастровая оценка проводится в 2020 году. Она будет утверждена и применяться для целей налогообложения с 01.01.2021 года.

Куда обратиться чтобы оспорить кадастровую стоимость?

К нам! А мы в свою очередь обратимся:

1. В Комиссию при Минимуществе или Управлении Росреестра Вашего региона. Информацию о работе, решения, порядок подачи документов, график приема и другую полезную информацию Вы можете увидеть в открытом доступе на сайте территориального подразделения, например Москвы и Московской области .

Внимание!!! Комиссия для юридических лиц - уже НЕ обязательный досудебный порядок!

2. В суд, подготовив необходимый пакет документов и административное исковое заявление (с 15.09.2015г.).

Внимание!!! При выборе юриста для представления Ваших интересов в суде - обратите внимание куда он планирует подачу Ваших документов! В связи с тем, что до "6" августа 2014 года подведомственность данного вида споров принадлежала Арбитражному суду, некоторые юристы с отсутствием практики в данной области руково дствуются информацией из Картотеки арбитражных дел не разобравшись в действующем Законодательстве!

Сейчас документы подаются в суд согласно подведомственности, установленной п.15 ст. 20 КАС РФ.

Как изменить кадастровую стоимость?

1. Установить вместо кадастровой рыночную стоимость, подготовив соответствующие доказательства. При этом сама кадастровая стоимость предметом спора не являются.

2. Доказать искажение данных о Вашем объекте, используемых при кадастровой оценке.

3. Оспорить в судебном порядке действия (бездействие) Комиссии.

Какие документы необходимы для установления кадастровой стоимости равной рыночной?

1. Для первичного обращения к нам:

Кадастровый паспорт или правоустанавливающий/правоудостоверяющий документ (сканированная копия).

2. Для оценщиков (копии нужно заверять )

На землю:

  • Свидетельство о праве/договор аренды с приложениями.

На здание:

  • Свидетельство о праве.
  • Технический паспорт или выписка из технического паспорта.
  • Кадастровый паспорт/кадастровая выписка.
  • Сведения по обременениям (залог, аренда, иное).
  • Сведения о кадастровой стоимости (справка).

От бухгалтерии:

  • Величина балансовой и остаточной стоимости (на момент определения стоимости).

От ООО:

  • Устав.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (при наличии).
  • ОГРН (форма № Р51001 или форма № Р57001).
  • Протоколы, решения, или выписки из протоколов о создании ООО, утверждении Устава, назначении руководителя.
  • Список участников.

От АО:

  • Выписка из реестра акционеров на текущую дату.
  • Протокол (выписка из протокола) общего собрания (высшего органа управления) с решением об избрании Совета директоров (наблюдательного совета) правления (дирекции) с указанием состава и срока избрания, решение об их утверждении.
  • Положение об исполнительном органе и подтверждающие полномочия документы (протоколы, приказы).

3. Для юристов:

  • См. п.2.
  • Выписка(и) из ЕГРП.
  • Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ, заверенный у нотариуса.
  • Доверенность.

4. Для подачи административного искового заявления:

  • Выписка(и) из ЕГРП.
  • Отчет об оценке объекта (на бумажном и электронном носителях).
  • Доверенность.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины (с печатью банка).

За какой период возможно оспорить кадастровую стоимость?

Законодателем прописан срок давности целых 5 лет с момента внесения в ГКН кадастровой стоимости! Однако в случае внесения новых результатов, либо изменения стоимости по иным основаниям, пропадает и право на оспаривание.

Также стоит учитывать, что установленная рыночная стоимость подлежит применению с "01" числа года, в котором подавалось соответствующее заявление, а если сведения об изменении объекта недвижимости вносились позже - то с момента внесения таких сведений.

В случае оспаривания действий Комиссии срок предъявления требований истекает через 3 месяца после вынесения решения (ст. 219 КАС).

Внимание!!! Чтобы понизить налоговые (арендные) платежи за 2018 год, необходимо успеть подать заявление именно в этом году!

Как определяется рыночная стоимость?

Рыночную стоимость может определить любой независимый оценщик, соответствующий требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.

При определении стоимости используются различные подходы, учитывающие индивидуальные особенности в отличие от кадастровой стоимости. Несмотря на независимость оценщика в выборе способов и методов оценки, компетентные органы как правило требуют применения сравнительного и доходного подходов.

При сравнительном подходе используются аналогичные объекты со схожими характеристиками.

При доходном подходе рассчитывается доход, который возможно получить.

Методы проведения оценки подробно описаны в законодательстве об оценочной деятельности, в том числе в соответствующих федеральных стандартах, правилах, ФСО.

Информация, которая используется оценщиком должна быть достоверной, достаточной, допустимой, проверяемой, обоснованной и однозначной, что является весьма расплывчатыми понятиями.

По состоянию на какую дату необходимо определить рыночную стоимость?

Дата определения рыночной стоимости - это дата определения кадастровой стоимости.

Исключение: в случае изменения стоимости в результате изменения характеристик. В этом случае рыночная стоимость должна определяться на дату внесения изменений в ГКН. Но: при изменении характеристик не влияющих на изменение стоимости - момент определения не меняется.

Датой определения кадастровой стоимости считается дата формирования перечня, даже если объект и не был в него внесен, но является учтенным.

Внимание!!! Не путайте дату определения, утверждения и применения!
Подмена данных понятий является основной ошибкой оценщиков и причиной для отказа в удовлетворении заявленных требований!

Реально ли оспорить кадастровую стоимость?

Да, конечно!

Мы является ведущим экспертом по вопросу комплексного сопровождения, предлагая Вам оптимальный вариант решения вопроса как в Комиссиях при Управлениях Росреестра г. Москвы и Московской области, так и в Московском городском и Московском областном судах!

Доверяя нам решение Ваших проблем, Вы не тратите время и нервы, а занимаетесь текущими задачами. Мы сделаем все за Вас!

Как внести новые сведения в ГКН?

Данные об установленной вместо кадастровой рыночной стоимости передаются без Вашего участия! Решение Комиссии направляют в орган кадастрового учета, который в свою очередь вносит соответствующие изменения. Срок направления сведений о новой стоимости согласно действующему законодательству - 5 рабочих дней, однако на практике он не соблюдается.

Вновь внесенные данные учитываются при исчислении земельного налога.

Как менял Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядк установления кадастровой стоимости?

Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в законную силу с 15.07.2016 г.
Статьями 18, 19, 20 вышеуказанного закона внесены изменения относительно установления кадастровой стоимости на объекты недвижимости.
..."Статья 18

Приостановить действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом..."
(*Статья 24.12. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.
Статья 24.13. Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Статья 24.14. Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки.
Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.
Статья 24.16. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости.

Таким образом, ст. 18 №360-ФЗ приостанавливала мероприятия по проведению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки.

"...Статья 19

1. Установить, что в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года:
1) в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.."

Таким образом, п.1.1 ст.19 №360-ФЗ устанавливал действительность в период с 2017 по 2020г. кадастровой стоимости, которая действовала по состоянию на 01.01.2014г., а если для целей налогообложения кадастровая стоимость стала действовать позже – кадастровой стоимости, действовавшей на 01.01. того года.

...."2) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.."

Таким образом, п.1.2 ст.19 №360-ФЗ устанавливал исключение, действующее в период с 2017г. по 2020г., согласно которому для целей налогообложения применяется наименьшая кадастровая стоимость, которая была когда-либо установлена в период с 01.01.2014г. (если налог от кадастровой стоимости стали платить позже – то с 01.01 того года) и далее.

....."2. В случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (*Статья 24.19. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик) без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения..."

Таким образом, п.2 ст.19 №360-ФЗ обязывал провести пересчет до 01.01.2017г. той кадастровой стоимости, которая была установлена на вновь учтенные/измененные объекты без учета кадастровой стоимости 2014г. (либо кадастровой стоимости 01.01 года, в котором она начала действовать для целей налогообложения) с использованием данной кадастровой стоимости (если налог от кадастровой стоимости стали платить позже, либо кадастровая стоимость стала действовать позже – то с 01.01. того последующего года).

"....3. Кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" после 1 января 2017 года, определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения..."

Таким образом, п.3 ст.19 №360-ФЗ устанавливал, что на вновь созданные либо видоизмененные объекты после 01.01.2017г. применяется кадастровая стоимость 2014г. (в случае если налог от кадастровой стоимости стали платить позже – 01.01 последующего года).

"...Статья 20

Установить, что в отношении договоров на проведение работ по определению кадастровой стоимости, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат применению статьи 24.15 и 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" до исполнения соответствующих обязательств сторонами таких договоров..."

(*Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости
Статья 24.17. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости).

Таким образом, ст.20 №360-ФЗ устанавливал, что по заключенным договорам на кадастровую оценку работы продолжаются и отчеты утверждаются без экспертизы СРО.