Конспект урока теория раскольникова и ее развенчание. Как развенчивается в романе «Преступление и наказание» теория Родиона Раскольникова? (Теория Родиона Раскольникова и её развенчание) (Достоевский Ф

21.05.2020 Осаго

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности.

Георгий Тараторкин

I. Достоевский – создатель социально‑психологического романа.

II. Теория «сильной личности».

1. Философская идея Родиона Раскольникова.

2. Убийство старухи‑процентщицы – самопроверка героя.

3. Отношение Раскольникова к совести.

4. Крушение теории Раскольникова.

Ф. М. Достоевский – создатель социально‑психологического романа. Писатель глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества, для разных социальных групп. Изображая жизнь современной ему России, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи и имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романа нашли отражение злободневные явления общественной жизни середины 60‑х годов, эпохи реакции, наступившей после разгрома революционно‑демократического движения, эпохи бурного развития капитализма в России. Развитие буржуазных отношений обостряет социальные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превращать их в оружие для достижения своих целей.

Теория Раскольникова, главного героя романа, возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их – в социальной несправедливости. Что делать? Смириться? Бороться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность.

Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников пришел к мысли, что не только исторический прогресс, но и всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счет кого‑то, на чьих‑то страданиях, жертвах и крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что все человечество подразделяется на две категории, на два разряда.

Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, «твари дрожащие», и есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории» Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Мир так устроен, что развитие общества совершается за счет угнетения «тварей дрожащих» «наполеонами».

Идея Раскольникова далеко не наивна. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам: «…Вошь ли я, как все, или человек? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…». И он уверяет себя, что является необыкновенным человеком, прирожденным «властелином судьбы». Власть ему нужна, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, все страдающее человечество. Убийство вредной, жадной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном случае своей страшной теории. Обосновывая убийство, герой заявляет: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Его теория заключается в том, что если в душе человека есть холодный расчет, то он может совершить безнаказанно преступление. Совесть, душа – все это бред, выдумки слабовольных людей. Это и была его главная ошибка.

На практике теория Раскольникова потерпела крушение. После убийства старухи он потерял контроль над собой. У Раскольникова сработал инстинкт самосохранения, появилось дивное желание вырваться на свободу. Вместо одного убийства он совершил три: убил ни в чем не повинную Елизавету, а вместе с ней и ее нерожденного ребенка. А ведь на убийство старухи он шел отчасти ради нее. Раскольников был уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого он испытывает муки: и от того, что не сумел «стать над всем муравейником», и от того, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, с Разумихиным, что чувствует кровь на своих руках. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. Он говорит: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку».

Герой оказался не в силах освободиться от нравственного закона. В образе Раскольникова Достоевский казнит попытку отрицания совести, нравственных законов человечества и всем содержанием романа показывает, что все люди подвластны этим законам, они перед ними равны. Описывая муки Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли о неприкосновенности, о святости любой человеческой личности, показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, повернув его на путь справедливости, он все же неизбежно принесет зло и себе, и другим.

Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым.

II. Мотивы преступления Раскольникова.

1. Характеристика главного героя.

2. Идея защитить «униженных и оскорбленных».

3. Теория «сильной личности».

III. Наказание Раскольникова.

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Что заставило Раскольникова совершить убийства, каковы мотивы преступления? Читая роман, мы шаг за шагом следим за тем, как и почему созревает идея убийства, но и в конце романа не получаем простого, односложного ответа. В основе романа лежит психологическая и философская тайна.

Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок, строен». В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа Разумихин, Соня, Дуня любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. И вот такой человек совершает чудовищное преступление. Как, почему это могло случиться?

Нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения. Он перестает посещать университет, потому что нечем платить за обучение. Ему приходится избегать хозяйку, так как накопился долг за комнату. В довершение ко всему он узнает, что его любимая сестра Дуня, чтобы помочь брату, собирается выйти замуж за развратного Лужина. «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» – восклицает Раскольников, отказываясь принять жертву сестры. Перед его глазами постоянно встают картины нищеты и унижения. То он выслушивает исповедь Мармеладова, то сам видит то, о чем рассказывает Мармеладов, то встречается с бедной обманутой девочкой, то, проходя по окраинам Петербурга, сталкивается с теми, кто пытается совершить самоубийство. Все страдания человеческие проходят через его сердце, поэтому психика героя надломлена, отличается болезненностью, а сознание его постоянно раздваивается. В душе героя поднимается протест, «бунт» против несправедливых условий.

Но «бунт» Раскольникова не согласуется с человеческой моралью. Не зная, как выйти из своего трудного положения, он замышляет убийство старухи‑процентщицы. Ему кажется, что, убив никому не нужную, жадную старушонку, он выступает в защиту попранной справедливости, проверяет свою силу в борьбе за благородные цели. Поэтому он решается на преступление. Но никакая, даже самая светлая, идея не стоит человеческой жизни.

Но есть еще другая причина, толкнувшая героя на преступление. Размышляя о жизни в своей каморке, он приходит к теории, которая чудовищна по своей сути, но имеет стройный и убедительный вид. Родион Раскольников пишет статью, в которой высказывает мысль, что люди делятся на два разряда: на «материал» и на «необыкновенных» людей, которые способны сказать новое слово в истории. Последних очень мало, и они имеют право властвовать над людьми, они могут переступить закон. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет. Они не останавливаются ни перед преступлением, ни перед великой кровью, чтобы совершить задуманное. По его мнению, это вечный закон: «кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властен». Раскольников считает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, так как он убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. Он убежден в непогрешимости своей теории, считает, что она открывает выход из всех жизненных тупиков. Не зная, с чего начать действовать, Раскольников решил проверить себя, к какому разряду людей он принадлежит: «тварь ли я дрожащая или право имею». Все доброе, чистое, человеческое восстает в Раскольникове против убийства, но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают «некоторые случайности», и он решается совершить убийство.

Совершив преступление, Раскольников продолжает верить в свои идеи, хотя он и испытывает муки совести. Он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть». Душевные муки героя становятся все напряженнее, они идут по множеству направлений, но каждое заводит в тупик. Он старается не думать о своей матери и сестре, потому что тогда нужно будет решать вопрос, куда отнести их по его теории, к какому разряду людей. Ведь, по его теории, они должны быть отнесены к низшему разряду, а значит, и на их головы может опуститься чей‑то топор. Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он – не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного преступления – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Теория «сильного человека» не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для «жизни по совести».

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хочет избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление.

«Двойники» Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Двойственность – характерный прием изображения у Достоевского.

II. «Двойники» Раскольникова.

1. Лужин – носитель «теории разумного эгоизма».

2. Образ Свидригайлова.

III. Значение «двойников» для отображения противоречивого характера Раскольникова.

Перефразируя известную мысль Ф. Достоевского «человек есть тайна», можно сказать, что и роман «Преступление и наказание» – тайна. Сложным является образ Раскольникова, в котором уживаются человек и убийца: один стремится помогать, спасать униженных и оскорбленных людей, а другой, рассудительный, цинично анализирует поступки первого. Психологию Раскольникова писатель раскрывает через сознание его «двойников» и антиподов. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные – антиподы. К «двойникам» Раскольникова относятся Лужин и Свидригайлов.

Петр Петрович Лужин – «деловой человек», надворный советник, «служит на двух должностях и имеет свой капитал». Так пишет о Лужине мать Раскольникова и представляет его Дуниным женихом. Из этого письма мы также узнаем, что цель женитьбы Лужина на Дуне «…взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение, потому что… муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа на своего благодетеля». Поняв сущность Лужина, Раскольников восклицает: Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!»

В основе жизненной позиции Лужина лежит теория «разумного эгоизма». Девиз его жизни: «возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Лужин отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспевании».

В расчетах Лужина уловимы интонации голоса Раскольникова. Оба они находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор. Раскольников полагает: никчемная старуха все равно умрет; Лужин же, подкладывая в карман Сони банкноту в сто рублей и обвиняя ее в воровстве, считает, что падшая Соня все равно рано или поздно украдет.

Правда, идея Лужина не приводит его к топору, но Раскольников, прошедший такой путь в реальности, может легко предположить, что будет в дальнейшем: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». По своей сути Лужин – хищник, для которого все средства хороши, для которого не существует ни моральных норм, ни угрызений совести; он оставляет за собой право решать участь другой личности. Являясь «двойником», Лужин очищает «теорию» Раскольникова от сострадания и альтруизма.

Образ Свидригайлова еще больше показывает ложность «теории» Раскольникова. Аркадий Иванович Свидригайлов, как и Раскольников, тоже «переступил», между этими героями возникает таинственная страшная связь. Раскольников в этом аморальном человеке, как в кривом зеркале, видит самого себя. Да и сам Свидригайлов утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягода», что между ними «есть общая точка». Образ Свидригайлова помогает автору показать, что даже человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полнейшей беспросветности, когда жить уже больше невозможно. Но Свидригайлов переступил не только через чужую жизнь, он преступил через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. О нем говорили, что он отравил свою жену Марфу Петровну, что он истязал и довел до самоубийства своего слугу Филиппа, что жестоко оскорбил глухонемую четырнадцатилетнюю девочку, и она повесилась. Но на счету Свидригайлова немало и добрых поступков: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спасает от сводни свою невесту‑девочку. Но добро, совершаемое Свидригайловым, не может оправдать преступления минувшего, оно не способно возродить его больную душу. Муки совести не покидают его, а погубленные им люди появляются во снах. Да и Раскольникову он говорит: «Не думай, что ты убил и на этом все кончено, убитый тобой человек живет в тебе, не отпустит тебя ни на шаг…». Жизненный итог Свидригайлова – самоубийство. Смерть Свидригайлова – гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.

Таким образом, образы Лужина и Свидригайлова демонстрируют то, к чему может привести на практике осуществление индивидуалистической теории Раскольникова о «вседозволенности» личности. Так, «теория» Лужина сопоставлена с «теорией» Раскольникова, нравственная позиция героя сопоставляется с моралью Свидригайлова.

Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Тема самопожертвования в романе Достоевского «Преступление и наказание».

II. Женские образы романа «Преступление и наказание».

1. Соня Мармеладова.

2. Дуня Раскольникова.

3. Образ Лизаветы.

III. Роль женских образов в романе.

Особое место в романе «Преступление и наказание» занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. «Вечная Соня» – назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других. В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Лизавета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ивановны, и Дуня, сестра Раскольникова. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит» – эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского.

Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. Замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью. Автор изображает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка: «Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком…». Но «…несмотря на свои восемнадцать лет» Соня нарушила заповедь «не прелюбодействуй». «Ты тоже преступила…. смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою» – говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телом, а не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее. Достоевский не показывает Соню «промышляющей», но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны. И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки‑ребенка – наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги: «Я не тебе поклонился, а всему страданию человеческому поклонился». Соня всегда готова прийти на помощь. Раскольников, разорвав все отношения с людьми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и «нести свой крест».

Дуня Раскольникова – вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по‑прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по‑прежнему она не в состоянии была чем‑то помочь брату. В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительными, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жалобы. Раскольников ясно понимает это: «…Сонечкин жребий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным».

В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, думает Раскольников. Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на большого ребенка. Лизавета – покорная раба своей сестры Алены. Автор отмечает: «Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная».

В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: «Верная Лизавета! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими…» Особенно остро это ощущение духовного родства Сони и Лизаветы дано в сцене признания: «Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы увидел лицо Лизаветы». Лизавета стала «Соней», такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.

И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизавета, взаимодополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования.

Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского.

II. Внимание и сострадание к «маленьким людям».

1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова.

2. Беды и несчастья петербургского «дна».

3. Шанс на прощение.

4. Тяжелая участь Катерины Ивановны.

5. Чистая, невинная душа Сони Мармеладовой.

6. Вера – утешение и возвышение над тяготами жизни. III. Всеобъемлющая любовь – выход из духовного тупика.

Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм. Так проникать в сокровенные уголки человеческой души, освещать «потемки» этих душ светом великого евангельского человеколюбия не умел ни один писатель.

С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представителей «дна». К ним принадлежит семья Мармеладовых. Именно Семен Захарыч Мармеладов «посылается» Раскольникову в момент его лихорадочных раздумий над своей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить болезненную уверенность Родиона в своей правоте. И именно Соня Мармеладова до последних страниц романа сопровождает Раскольникова с единой целью – разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение.

"Преступление и наказание" - роман идеологический, его сюжет связан с античеловеческой идеей, возникшей в воспаленном мозгу главного героя произведения, бывшего студента Родиона Романовича Раскольникова. Человек добрый и чуткий к чужим страданиям, оказавшись в безжалостном Петербурге в бесчеловечных условиях, размышляя о жизни, он создает теорию, по которой все люди делятся на два разряда: "тварь дрожащая", или собственно материал, создающий себе подобных и привыкший к послушанию, и необыкновенных людей, которые призваны повелевать первыми и усилиями которых движется мир, прогресс. Раскольников считает, что все они преступники, то есть преступают ранее установленные законы. Развивая эту мысль, Раскольников утверждает, что они могут разрешить себе "кровь по совести", если потребуется устранить мешающие препятствия.

Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.

Это ведет сразу к нескольким трагедиям: невольному убийству Лизаветы, о которой сказано мимоходом, что она постоянно беременна, смерти матери, узнавшей после суда, что сын - преступник, и к глубокому кризису в душе Раекольникова ("Я не старуху убил, я себя убил!"). Это главное развенчание теории. Вся античеловеческая сущность ее раскрыта Достоевским в сопоставлении преступления Раскольникова с преступлениями Лужина и Свидригайлова.

Лужин тоже вооружен своей теорией, расчетом, из которого следует, что если каждый будет сам заботиться о своем благополучии, то жизнь улучшится, настанет пора "всеобщего преуспевания". Раскольников оспаривает эти выводы, утверждая, что тогда выходит, "что людей можно резать". Здесь он наталкивается на противоречие. Ненавидя Лужина, не принимая его взглядов, он чувствует близость своих убеждений с принципами этого человека.

То же самое происходит и во взаимоотношениях Раскольникова со Свидригайловым. Тот знает, кто убил старуху, и говорит Раскольникову: "Мы с вами одного поля ягоды". То есть, идя на преступление ради людей, Раскольников встал в один ряд с Лужиным, скрывающимся в Петербурге после какой-то аферы, и Свидригайловым, совершившим массу преступлений, продиктованных не теорией, а лишь испорченностью собственной натуры.

Свидрйгайлов, как и Раскольников, мучится своими преступлениями. Он кончает жизнь самоубийством, не выдержав сделки с совестью. А Раскольников не собирается этого делать. Даже признавшись в своем преступлении, он еще не разочаровался в теории. Кроме того, украв деньги, он никому не помог, а Свидрйгайлов делает это как бы вместо него: устраивает в приют детей Мармеладовых, завещает некоторую сумму Дуне и Соне. Благодаря этому Соня и смогла покончить со своим прошлым, поехать вслед за Раскольниковым на каторгу. И опять противоречие в теории: Раскольников хотел спасти детей Мармеладовых, а убивает, возможно, будущую мать, Лизавету. Хотел защитить сестру и Соню, а поднял руку против такой же беззащитной. Достоевский ставит этих трех женщин в один ряд. Значит, одно преступление ведет за собой другие. Прекрасной цели нельзя достичь дурными средствами.

Самым главным обвинением теории является сопоставление преступления Раскольникова с "преступлением" Сони. Она, переступив через свою честь, возвысила себя, потому что ее цель - помочь детям. А Раскольников, осуществив свой замысел, принес горе не только себе, но и любимым людям. Соня, несмотря на пережитые страдания, способна любить. Даже Свидрйгайлов испытывает глубокое чувство к Дуне, и это спасает его. Раскольников же смог полюбить только на каторге, когда отказался от своей теории. Для Достоевского, верящего в огромную животворящую силу любви, это очень важно. В эпилоге романа герой возрождается к новой жизни любовью, начинает понимать ложность своей теории. Последствия этой идеи, завладей она всеми людьми, обрисованы в последнем сне Раекольникова: мир превратился бы в "мировую язву" и вымер. Это ли не полное развенчание теории?

35. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 23)Вариант 1

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и ми­ровой литературы как гениальный художник, гуманист, исследова­тель человеческой души. С присущей ему правдивостью и трагич­ностью писатель показал, как калечит души людей социальная не­справедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманные отношения между людьми, стра­дающий за «униженных и оскорбленных».

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - это повествование о том, «как долго и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась душа человека между совестью и разумом, добром и злом. Это была упорная, изнурительная борьба, и в конце ее наступа­ет признание совести, истины, очищение и обновление человека».

На страницах романа автор подробно исследует теорию Родио­на Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовалась давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: «Цель оправдывает сред­ства». Это высказывание является сутью теории Раскольникова.

По теории Раскольникова, все люди делятся на два разряда. Одни, люди «обыкновенные», обязаны жить в смирении, повиновении и послушании, они не имеют права переступать юридические зако­ны, потому что они обыкновенные. Это «твари дрожащие», «мате­риал», «не люди», как называет их Раскольников.

Другие же - «необыкновенные» - имеют право переступать за­кон, совершать всякие злодеяние, бесчинства, преступления имен­но потому, что они необыкновенные. Раскольников говорит о них как о «собственно людях», «наполеонах», «двигателях истории че­ловечества». Раскольников считает, что низший разряд существует для того, чтобы производить «себе подобных». А «сверхчеловеки» -это люди, имеющие «дар или талант», которые могут сказать в своей среде новое слово. «Первый разряд - господин настоящего, а вто­рой - господин будущего», - говорит Раскольников.

Раскольников доказывает, что «необыкновенные люди» могут и должны «переступать законы», но только ради идеи, «спаситель­ной для человечества».

Разумеется, создавая свою теорию, себя Раскольников причис­лял заочно к «людям». Но ему нужно проверить это на практике. Тут и «подворачивается» старуха-процентщица. На ней он хочет про­верить свой расчет, свою теорию: «Одна смерть и сто жизней вза­мен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».

Итак, не обладая необходимым материальным состоянием. Рас­кольников решает убить ростовщицу и получить таким образом сред­ства для достижения своей цели. Но согласно теории героя романа, он имеет право «переступить», если исполнение его идей (спаси­тельной, возможно, для человечества) потребует этого.

Раскольников вначале (до преступления) искренне верит, что пре­ступление его будет совершено «во имя спасения человечества». По­том он признается: «Свобода и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником! Вот цель!..» Впослед­ствии он объясняет Соне: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Он жаждал попасть в число тех, кому «все позволено»: «кто много посмеет». Вот последнее, определяющее его цель признание: «Не для того я убил, чтобы матери помочь. Вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем че­ловечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного... Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Результат и средства преступления не совпали с высокими це­лями, которые он провозглашал. «Цель оправдывает средства», - вот казуистика Раскольникова. Но у героя не было такой правой цели. Здесь цель не оправдывает средства, а указывает на неправильность, негодность таких средств и результатов, как убийство. Теория Роди­она Раскольникова сломалась, рухнула.

Достоевский не согласен с философией Раскольникова. По мне­нию автора, вседозволенность страшна, антигуманна и поэтому не­допустима.

Немецкий философ Фридрих Ницше создал теорию «белокурых бестий», «чистокровных арийцев». «Люди делятся на «господ» и «ра­бов», - говорил он, - и господам - «сильным личностям», «сверхчело­векам» - все дозволено». Следуя такой теории, эти «сверхчеловеки» вправе не считаться с законом, с моралью, уничтожать и подавлять всех, кто становится на их пути. Позднее теория Ницше послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла множество несчастий, бедствий всему человечеству.

Античеловечность теории Раскольникова не вызывает сомнения. Ясно и очевидно, что никакая цель не может оправдывать средства, и тем более, «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл чело­веческой жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступле­ния нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольни­ков - человек, по христианским понятиям являющийся глубоко греш­ным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских за­поведей, а человек, который в своей гордыне смог их переступить, по религиозным понятиям способен на все.

Достоевский не согласен с философией Раскольникова, автор заставляет своего героя самого в ней разубедиться. Как же Расколь­ников смог постичь ошибочность собственной теории и возродить­ся к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретения счастья - краеугольный ка­мень философии Достоевского. Писатель, веря в искупительную очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изу­мительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.

Проводником философии Достоевского в романе «Преступле­ние и наказание» является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.

Вариант 2

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, - это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он совершил его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то предписание.

В трактире Раскольников подслушал рассуждения студента о том, что во имя высоких целей старуху-процентщицу можно убить. Но возникло непредвиденное обстоятельство - роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Убив старуху, он перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее, Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свид-ригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить..." В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя. Задача писателя заключается в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Реальная жизнь победила теорию. Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Рас-кольникова звучат не очень убедительно.

Но все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман "Преступление и наказание".

“Преступление и наказание” - роман идеологический, его сюжет связан с античеловеческой идеей, возникшей в воспаленном мозгу главного героя произведения, бывшего студента Родиона Романовича Раекольникова. Человек добрый и чуткий к чужим страданиям, оказавшись в безжалостном Петербурге в бесчеловечных условиях, размышляя о жизни, он создает теорию, по которой все люди делятся на два разряда: “тварь дрожащая”, или собственно материал, создающий себе подобных и привыкший к послушанию, и необыкновенных людей, которые призваны повелевать первыми и усилиями которых движется мир, прогресс. Раскольников считает, что все они преступники, то есть преступают ранее установленные законы. Развивая эту мысль, Раскольников утверждает, что они могут разрешить себе “кровь по совести”, если потребуется устранить мешающие препятствия.

Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.

Это ведет сразу к нескольким трагедиям: невольному убийству Лизаветы, о которой сказано мимоходом, что она постоянно беременна, смерти матери, узнавшей после суда, что сын - преступник, и к глубокому кризису в душе Раскольникова (“Я не старуху убил, я себя убил!”). Это главное развенчание теории. Вся античеловеческая сущность ее раскрыта Достоевским в сопоставлении преступления Раскольникова с преступлениями Лужина и Свидригайлова.

Лужин тоже вооружен своей теорией, расчетом, из которого следует, что если каждый будет сам заботиться о своем благополучии, то жизнь улучшится, настанет пора “всеобщего преуспевания”. Раскольников оспаривает эти выводы, утверждая, что тогда выходит, “что людей можно резать”. Здесь он наталкивается на противоречие. Ненавидя Лужина, не принимая его взглядов, он чувствует близость своих убеждений с принципами этого человека.

То же самое происходит и во взаимоотношениях Раскольникова со Свидригайловым. Тот знает, кто убил старуху, и говорит Раскольникову: “Мы с вами одного поля ягоды”. То есть, идя на преступление ради людей, Раскольников встал в один ряд с Лужиным, скрывающимся в Петербурге после какой-то аферы, и Свидригайловым, совершившим массу преступлений, продиктованных не теорией, а лишь испорченностью собственной натуры.

Свидрйгайлов, как и Раскольников, мучится своими преступлениями. Он кончает жизнь самоубийством, не выдержав сделки с совестью. А Раскольников не собирается этого делать. Даже признавшись в своем преступлении, он еще не разочаровался в теории. Кроме того, украв деньги, он никому не помог, а Свидригайлов делает это как бы вместо него: устраивает в приют детей Мармеладовых, завещает некоторую сумму Дуне и Соне. Благодаря этому Соня и смогла покончить со своим прошлым, поехать вслед за Раскольниковым на каторгу. И опять противоречие в теории: Раскольников хотел спасти детей Мармеладовых, а убивает, возможно, будущую мать, Лизавету. Хотел защитить сестру и Соню, а поднял руку против такой же беззащитной. Достоевский ставит этих трех женщин в один ряд. Значит, одно преступление ведет за собой другие. Прекрасной цели нельзя достичь дурными средствами.

Самым главным обвинением теории является сопоставление преступления Раскольникова с “преступлением” Сони. Она, переступив через свою честь, возвысила себя, потому что ее цель - помочь детям. А Раскольников, осуществив свой замысел, принес горе не только себе, но и любимым людям. Соня, несмотря на пережитые страдания, способна любить. Даже Свидригайлов испытывает глубокое чувство к Дуне, и это спасает его. Раскольников же смог полюбить только на каторге, когда отказался от своей теории. Для Достоевского, верящего в огромную животворящую силу любви, это очень важно. В эпилоге романа герой возрождается к новой жизни любовью, начинает понимать ложность своей теории. Последствия этой идеи, завладей она всеми людьми, обрисованы в последнем сне Раекольникова: мир превратился бы в “мировую язву” и вымер. Это ли не полное развенчание теории?


Ф.М. Достоевкий – великий русский писатель. Его произведения читают не только в России, но и далеко за рубежом. Роман «Преступление и наказание» - один из самых известных.

Главный герой романа – Родион Романович Раскольников, «бывший студент». Живет он в одном из домов Петербурга, в маленькой душной «каморке», больше похожей на шкаф, сундук или гроб.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Из-за нехватки денег он был вынужден бросить учебу. Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, и Дуня, его сестра, тоже находятся в бедственном положении. Всё это навело Раскольникова на создание некой новой теории, которую он впоследствии изложил в статье «О преступлении». Согласно этой теории все люди делятся на две группы: «обыкновенные» («твари дрожащие») и «необыкновенные». «Обыкновенные» представляют собой не что иное, как просто материал. Они должны жить в смирении, безропотно подчиняться всему и всем. А «необыкновенные» - это люди, которые «имеют право». Они могут позволить себе всё, даже «кровь по совести», если цель оправдывает средства.

Создав эту теорию, главный герой стал постоянно задумываться о том, кто же он сам: «…Тварь я дрожащая или право имею?...» . Именно эти мысли привели Раскольникова к решению об убийстве старухи-процентщицы. Этим преступлением Родион прежде всего хотел доказать достоверность своей теории, убедиться, что он не «бесполезная вошь», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Главный герой был уверен, что в данном случае цель оправдывает средства. По его мнению, убийство этой жалкой и вредной старухи принесет людям только пользу. «Одна смерть и сто жизней взамен», - так рассуждал Родион.

Однако, совершив убийство, Раскольников перестал ощущать свою исключительность. Героя начала мучать его собственная совесть. Он стал чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Между ним и окружающим миром возникла непреодолимая пропасть. Спустя некоторое время Родион начал понимать, что его теория терпит крушение. Убив старуху, а вместе с ней и ни в чем неповинную Лизавету, он осознал, что преступление не принесло счастья ни ему самому, ни окружающим. Украденные деньги, которые так и остались лежать под большим камнем, не принесли никому добра. Самые близкие для Раскольникова люди, Пульхерия Александровна и Дуня, стали для него словно чужими. Чувствуя кровь на своих руках, он уже не мог общаться со всеми как прежде.

Дальнейшее разрушение «теории исключительности» происходит после знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой. Причину своего страшного поступка он объясняет ей так: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Теперь Родион чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а прежде всего себя, свою душу, божественное начало. Раскольников больше не может жить по своей теории, поэтому сам идет и сознается в содеянном.

Окончательный крах теория претерпевает во время последнего сна Раскольникова, который он видит во время пребывания на каторге. После этого начинается физическое и духовное исцеление героя.

Таким образом, показывая несостоятельность теории Раскольникова, Достоевский хотел доказать, что идеи, противостоящие извечным человеческим ценностям, никогда не смогут найти себе места в этом мире. «Нельзя прийти к добру дорогою зла» - сказал выдающийся русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Обновлено: 2018-08-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.