Правовой статус несовершеннолетних в рф презентация. Правовое положение несовершенно- летних в сфере гражданских отношений правовое положение несовершенно- летних в сфере гражданских отношений

26.06.2020 Осаго

Цели урока
Используемые средства
Обеспечить усвоение
учащимися основных прав
несовершеннолетних
Презентация Power Point на заданную
тему
Обеспечить понимание
возможности наступления
юридической ответственности
за отдельные виды
правонарушений
Раздаточный материал
Сформировать умение
использовать знания о своих
правах и обязанностях в
обычной жизни
Контрольные тесты, созданные в
Google формах

Документы о правах и
обязанностях детей:
Конституция
РФ
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об основных правах
и гарантиях ребенка в
Российской Федерации»
Уголовный кодекс РФ
Устав школы

Что такое право?
Это совокупность обязательных к
исполнению норм, установленных
государством, регулирующих
общественные отношения.

ребенок
нуждается
в особой
заботе,
потому что он
слабее
взрослых

С рождения дети имеют
право на:
жизнь
имя
равенство
гражданство
семью
защиту
медицинское обслуживание
социальное обеспечение
место жительства

С 6 лет добавляются:
Право:
1. совершать мелкие бытовые сделки,
2. совершать сделки, направленные на
безвозмездное получение выгоды, не требующие
нотариального удостоверения или государственной
регистрации;
3. совершать сделки по распоряжению средствами,
предоставленными родителями или другими людьми

С 10 лет добавляются:
Право:
- на учет своего мнения при решении в семье любого
вопроса, затрагивающего его интересы
- быть заслушанным в ходе любого судебного или
административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени или
фамилии, на восстановление в родительских правах
кровных родителей, на усыновление или передачу в
приемную семью.

С 14 лет добавляются
Право:
1. получить паспорт гражданина РФ
2. самостоятельно обращаться в суд для защиты прав
3. работать в свободное от учебы время с согласия
одного из родителей не более 4-х часов в день с легкими
условиями труда
4. заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их
заменяющих
- самостоятельно распоряжаться своим заработком,
стипендией, иными доходами;
- самостоятельно осуществлять права автора
произведений науки, литературы или изобретения, или
другого результата своей интеллектуальной
деятельности;
- вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

С 16 лет добавляются:
Право:
1. вступать в брак при наличии уважительных причин
с разрешения органа местного самоуправления
некоторых субъектах РФ законом может быть
установлен порядок вступления в брак с учетом
особых обстоятельств до 16 лет)
2. работать не более 36 часов в неделю на льготных
условиях
3. быть членом кооператива
4. управлять мопедом по дорогам, учиться вождению
автомобиля (сдать экзамен можно в 17 лет)
5. быть признанным полностью дееспособным

После 18 лет право на:
Участие
в управлении страной
Заключение брака
С 21 года можно стать
депутатом, с 35 лет
президентом

Административная
ответственность
наступает с 16 лет (до этого возраста
отвечают родители),
НО бывают
наказания:
11 - 14 лет – спецшкола
14 - 18 лет – спецпрофучилище
с 14 лет – исключение из школы

Перечень нарушений:
приобретение, хранение,
употребление наркотических
средств
жестокое обращение с животными
повреждение транспортных средств
повреждение гос.имущества
распитие спиртных напитков
нарушение правил дор.движения
нарушение устава школы

Материальная
ответственность
за причиненный вред
наступает с 14 лет,
имущественную
ответственность несут родители

Уголовная ответственность
наступает с 16 лет, за особо опасные
преступления с 14 лет
К преступлениям относятся:
грабежи, разбои, хищение
умышленное убийство
действия сексуального характера
угон автотранспортных средств
ложное сообщение об акте
терроризма и т.п.

16 летнему каратисту вынесут приговор
Инцидент произошел 10 декабря 2016 года на улице Коминтерна в Сормовском
районе. Подростки встретились, чтобы выяснить отношения из-за девушки.
Парни попросили ее озвучить, с кем из них она хотела бы быть. И когда девушка
вынесла свой "вердикт", ее избранник начал оскорблять оппонента, которым как
раз и был 16-летний подсудимый. В ответ на это парень набросился на своего
обидчика и жестоко избил его. Он нанес ему несколько ударов по голове руками и
коленом. Теперь его осудят за причинение тяжкого вреда здоровью.

Прав ли ученик?
Ученик: Марья Ивановна!Я к Вам на уроки
ходить не буду. Зачем мне химия, если я
шофером буду? Да и не нравится мне у
Вас на уроках. Мне не интересно.
Учитель: Как ты смеешь со мной так
разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть
право свободно формулировать взгляды
по всем вопросам, меня касающимся. А
Ваше преподавание меня знаете как
касается, меня за Вашу двойку знаете как
наказали?

Мы часто сердимся на
учителей, но нельзя
заявлять о своих
правах в таком
тоне, чтобы
пострадала
репутация
другого человека.

В школе
На перемене в одной из школ между
подростками Ивановым(14 лет) и
Петровым (13 лет) на почве личных
неприязненных отношений
произошла ссора, последний
причинил Иванову телесные
повреждения. Что будет с детьми и
кто будет отвечать за увечья?

В действиях Петрова усматриваются
признаки состава преступления,
предусмотренного статьей 116 УК РФ
(побои), однако по данному факту в
возбуждении уголовного действия
будет отказано в связи с тем, что
Петров не достиг возраста, с
которого наступает уголовная
ответственность. А вот в действиях
родителей усматривается состав
административного
правонарушения, который влечет за
собой штраф. При этом ребенка
ставят на учет в милиции.



Гражданское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: "малолетний" - в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет - и "несовершеннолетний" - в возрасте от 14 до 18 лет.


Гражданское законодательство признает субъектом гражданского права каждого человека независимо от его возраста и состояния здоровья. Таким образом, несовершеннолетний, как и любой другой гражданин, обладает правосубъектностью, т.е. признается субъектом гражданских правоотношений.




Ст. 18 ГК РФ, где предусматривается, что гражданин может: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.




П П раво наследования имущества Ст ГК РФ детей наследодателя относит к числу наследников первой очереди. К наследованию по закону могут быть призваны не только дети наследодателя, родившиеся до его смерти, но и те, которые были зачаты при жизни, но родились в течение 300 дней после его смерти (п. 2 ст. 48 СК РФ). Несовершеннолетние дети относятся к группе наследников, имеющих право на так называемую обязательную долю в наследственном имуществе, - при наличии завещания несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону (ст ГК РФ).


Наряду с гражданскими правами граждане (в том числе несовершеннолетние) также могут иметь любые не противоречащие закону гражданские обязательства. При этом способность своими действиями (лично) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает лишь с достижением определенного возраста, поскольку для выполнения этих действий необходимо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь жизненный опыт, т.е. необходимы психическое здоровье человека и его возрастная психологическая зрелость.


Полная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законом имущественные и личные неимущественные права, принимать на себя и исполнять любые обязанности, т.е. реализовать принадлежащую ему правоспособность в полном объеме. Согласно п. 1 ст. 21 ГК РФ такая дееспособность возникает по достижении 18-летнего возраста.


Закон предусматривает два исключения приобретения полной дееспособности до 18 лет Во-первых, лицо, вступившее в порядке исключения в брак до достижения 18 лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Во-вторых, несовершеннолетний, достигший 16 лет, согласно ст. 27 ГК РФ может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качестве предпринимателя. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, именуемое эмансипацией (от лат. emancipatio), что означает освобождение от зависимости, производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.




Дееспособность малолетних регулируется ст. 28 ГК РФ. По общему правилу сделки за них и от их имени могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Самостоятельно малолетние вправе совершать следующие сделки: 1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.






Самостоятельно несовершеннолетние вправе: 1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (например, доходами от предпринимательской деятельности, дивидендами по ценным бумагам, гонорарами за использование произведений науки, литературы или искусства и т.п.); 2) осуществлять права автора результата интеллектуальной деятельности (заключать авторские договоры, требовать выдачи патента на изобретение и т.п.); 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; 4) заключать все сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние.


По достижении 16 лет несовершеннолетний может являться членом кооператива. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет считаются деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Однако, если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред в соответствующей части должен быть возмещен его родителями (усыновителями, попечителем), если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст ГК РФ).


Если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет совершил сделку, выходящую за пределы его дееспособности, без письменного согласия его законных представителей или их последующего одобрения, то такая сделка может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя несовершеннолетнего (ст. 175 ГК РФ). Однако, если такая сделка полностью отвечает интересам несовершеннолетнего, она может быть признана действительной при последующем одобрении ее законными представителями.


Ограничение дееспособности Согласно п. 4 ст. 26 ГК РФ при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.




Срок ограничения дееспособности несовершеннолетнего устанавливается судом, в противном случае ограничение действует до достижения несовершеннолетним 18 лет либо до отмены ограничения судом по ходатайству тех лиц, которые обращались с заявлением об ограничении.






Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).






Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Ее сущность состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо - опекун. Опекуны полностью заменяют своих подопечных в имущественных отношениях, они являются их представителями в силу закона.


Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо - попечитель помогает осуществлять принадлежащие частично дееспособному лицу права и исполнять обязанности путем дачи согласия на совершение такими лицами сделок и других юридически значимых действий (помимо сделок, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно).


Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Выполнение функций в области опеки и попечительства возлагается на отделы (управления) образования. Наиболее важные вопросы (например, издание постановления о назначении конкретного гражданина опекуном или попечителем) решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).






В ст. 37 ГК РФ закреплены общие правила по управлению имуществом ребенка. Родители (заменяющие их лица) не могут без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать и давать согласие на совершение сделок по отчуждению его имущества, в том числе по обмену и дарению этого имущества, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или залог; сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих ребенку прав либо уменьшение размера принадлежащего ему имущества. Без согласия органа опеки и попечительства нельзя также осуществить раздел его имущества либо выдел из него доли.


Особое значение для охраны имущественных прав ребенка любого возраста имеют ограничения родительских правомочий при отчуждении принадлежащего ребенку приватизированного жилья или его части. Родитель не вправе совершать сделки со своими несовершеннолетними детьми, за исключением передачи им имущества в дар или в безвозмездное пользование.




По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления, в данном случае орган опеки и попечительства) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или иного указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст ГК РФ). Такой договор заключается в письменной форме.


В доверительное управление передаются недвижимое имущество и наиболее ценные виды движимого имущества. Договор доверительного управления заключается лишь при необходимости постоянного управления имуществом. Выбор конкретного лица, с которым будет заключен данный договор, - задача органа опеки и попечительства. В договоре должны оговариваться те действия, которые управляющий будет совершать с вверенным ему имуществом в течение определенного срока. Доверительный управляющий не вправе использовать то, что ему передано, в своих интересах. Вопросы оплаты труда управляющего и ее размеры также должны быть оговорены в тексте договора.




Жилищное законодательство довольно подробно регламентирует жилищные отношения с участием несовершеннолетних, предусматривая как меры их непосредственной защиты, так и порядок восстановления прав несовершеннолетних по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.


Право на жилище имеет две составные части: во-первых, обязанность государства содействовать тому, чтобы каждый гражданин, в том числе и несовершеннолетний, был обеспечен жильем для постоянного проживания; во-вторых, гарантированная государством возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по различным правовым основаниям.


В ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержится норма о том, что несовершеннолетние лица могут приобретать занимаемое жилое помещение в собственность (совместную, долевую) наряду с другими лицами, проживающими в этом жилом помещении.


Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия законных представителей и органов опеки и попечительства. Если ребенок находится в детском доме или ином воспитательном учреждении, его администрация, родители, усыновители либо опекун над его имуществом обязаны в течение 6 месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность.






Вне очереди жилое помещение по договорам социального найма предоставляется: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ст. 57 ЖК РФ).


Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает для него возможность вести самостоятельный образ жизни (ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").


При вселении ребенка в жилое помещение не требуется согласия наймодателя, нанимателя, а также граждан, постоянно проживающих в жилом помещении. Вселение несовершеннолетних лиц в жилое помещение допускается без учета требований законодательства о норме общей площади жилого помещения на одного человека (ст. 679 ГК РФ). Не требуется согласия других членов семьи на вселение к родителям, проживающим в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищных фондов, их детей, не достигших совершеннолетия (ст. 70 ЖК РФ).


Следует отметить, что возможности ребенка самостоятельно приобретать и осуществлять жилищные права, а также создавать для себя обязанности и исполнять их ограничены. За малолетних в возрасте до 14 лет осуществляют жилищные права и несут обязанности их законные представители (родители, усыновители, опекуны, приемные родители, учреждения, являющиеся опекунами).



1. Право на жизнь;

2. Право на имя;

3. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

4. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

5. Право на самостоятельное обращение в орган опеки, попечительства за защитой своих прав;

6. Право быть заслушанным в ходе судебного или административного заседания;

7. Право жить и воспитываться в семье;

8. Право на имущественные права;

9. Право на гражданство;

10. Право на использование совершенными услугами здравоохранения;

11. Право на отдых и досуг;

12. Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни;

13. Право на защиту от экономической эксплуатации;

14. Право на защиту от незаконного употребления наркотических и психотропных веществ;

15. Право на образование;

16. Право на совершение мелких бытовых сделок;

17. Право быть членом и участником детского общественного объединения;

18. Ответственность в виде помещения в специальное учебно – воспитательное учреждение открытого типа;

19. Право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах;

20. Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение;

21. Право давать согласие на изменение своего гражданства;

22. Право отмены усыновления;

23. Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;

24. Право без согласия родителей распоряжаться своим заработком и иными доходами;

Класс: 7

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Сформировать у учащихся навыки работы с различными источниками информации.

Задачи:

  1. формировать умение извлекать необходимую информацию из исторического источника;
  2. учить логически излагать свои мысли, делать выводы на примере работы с документом;
  3. дать характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка.
  4. ознакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: мультимедиасистема.

УМК: учебник обществознания А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Доброе утро.

«Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей». Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием обществознания, тем самым оставить как можно больше следов. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.

Прежде чем преступить к изучению нового материала, мы с вами повторим домашнее задание.

II. Повторение ранее изученного:

На прошлом уроке мы с вами узнали, что взаимоотношения гражданина и государства определены Конституцией. Дети и подростки до достижения совершеннолетия не имеют полного статуса гражданства и не обладают правом голосовать и избираться в государственные органы управления. Во всем остальном, они в полной мере пользуются предоставленными им правами и выполняют конституционные обязанности. Права человека охраняются и закреплены в ряде международных документов.

Сейчас приступаем к выполнению заданий:

  1. Заполните пропуски в схеме (Слайд 2)
  2. Установите соответствие: (1В3, 2А1, 3Б2) (Слайд 3)
  3. Соотнесите виды прав человека и их проявление: (Слайд 4)
  • ГРАЖДАНСКИЕ …имеет право на жизнь (ст.20)
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ …имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации…(ст.32)
  • КУЛЬТУРНЫЕ …имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры…(ст.44)
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ …право частной собственности охраняется законом (ст.35)
  • СОЦИАЛЬНЫЕ …имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…(ст.41)

III. Изучение нового материала:

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Итак, на предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо.

Почему? Как вы думаете?

А теперь подумайте, какая у нас будет сегодня тема урока?

А кто знает, с каким документом мы будем работать?

Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока: "Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка" (Слайд 5)

Цель нашего урока: Научиться работать с различными источниками информации, применять знания на практике. (Слайд 6)

Мы должны с вами сегодня:

  • познакомиться с Конвенцией о правах человека;
  • выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети;
  • продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы

2. История принятия Конвенции о правах ребенка. (Слайд 7)

Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом…

Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 гг. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной.

Ребята, а вам знакомо понятие ратификация?

Ратификация - процесс придания юридической силы документу (например, договору).

Применительно к международным договорам ратификация выступает, таким образом, одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием.

А что же такое конвенция?

Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших.

Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права.

3. Изучение Конвенции о правах человека.

У вас на парте лежат выдержки из конвенции о правах ребенка, скажите из каких частей она состоит?

Конвенция о правах ребенка состоит из: (Приложение 1 )

Преамбулы (вступительная статья к документу)

  • Часть I (собственно статьи)
  • Часть II
  • Часть III (специальные статьи для стран участниц Конвенции).

Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком?

Какие же виды прав содержит в себе Конвенция?

Работа с текстом Конвенции. Данные заносим в таблицу. (Слайд 8) (Приложение 2 )

Итак, мы с вами выяснили что, согласно Конвенции, ребенком признается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Следовательно, современный подросток с позиций международного права может рассматриваться как ребенок. Он является человеком и юным гражданином своего государства. Это значит, что основные права человека (взрослого) должны принадлежать ребенку, но в разном объеме и в разной степени (Слайд 9, 10,11).

А сейчас давайте поможем литературным героям которые попали в трудные ситуации. Перед вами задача ее нужно решить, опираясь на статьи конвенции о правах ребенка.

IV. Закрепление изученного на уроке:

Литературно-правовая викторина.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была нарушена, если бы подобное проходило в наши дни? (Слайд 12)

(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Слайд 13)

(Согласно Конвенции, Ребенком является каждое Человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью конвенции он нарушает? (Слайд 14)

(Ст.16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию”)

4. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право нарушено? (Слайд 15)

(Ст11. Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается ст. и 16, выдержка из которой цитировалась ранее)

  1. Познакомьтесь с сокращенным перечнем прав ребенка (по Конвенции о правах ребенка)
  • Право на равенство ст.2.
  • Право иметь семью ст.5.
  • Право на получение информации ст. 13.
  • Право на свободу мнения ст.14.
  • Право на защиту от всех форм насилия ст.19.
  • Право на образование ст.28.
  • Право на отдых и досуг ст.31.
  • Право не принимать участие в военных конфликтах ст38.
  1. Рассмотрите схематические рисунки, изображающие права ребенка (Приложение 3 )
  2. Соотнесите права ребенка с подходящими изображениями.

Результаты занесите в таблицу.

1 2 3 4 5 6 7 8

Вывод: таким образом, подводя итог нашему уроку, мы можем сделать вывод: что подросток является гражданином своего государства, обладает неотъемлемыми правами, закрепленными за ним Конституцией государства и международными правовыми актами. В нашей стране международная Конвенция о правах ребенка закреплена в гражданском, семейном и трудовом законодательстве.

V. Домашнее задание (Слайд 16)

Ребята обычно оценки за урок ставлю вам я, сегодня попробуйте сами оценить свою деятельность (листы самооценки).

И в заключение хотела бы привести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» (Слайд 17)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Особенности правового статуса несовершеннолетних 9 класс Автор учительница Бакрчинской СОШ Тетюшского района РТ Саттыева Светлана Назифовна

2 слайд

Описание слайда:

Особенности правового статуса несовершеннолетних Согласно российскому законодательству, несовершеннолетним является лицо в возрасте от 14 до 18 лет (ребенок в возрасте до 14 лет – малолетний).

3 слайд

Описание слайда:

В силу возраста, психологических и физиологических особенностей несовершеннолетних требуются особые меры охраны и защиты их прав. Как граждане РФ обладают всей совокупностью прав и свобод Однако не могут самостоятельно отстаивать свои интересы не обладают полной гражданской дееспособностью

4 слайд

Описание слайда:

Дееспособность Дееспособность несовершеннолетних определяется статьёй 26 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5 слайд

Описание слайда:

Гражданский кодекс РФ статья 26 Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: Распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; Осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; В соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; Совершать мелкие бытовые сдельки и иные сдельки.

6 слайд

Описание слайда:

От имени малолетних сделки могут осуществлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны) Родители, усыновители, опекуны несут имущественную ответственность за детей по всем сделкам и отвечают за вред, причинённый малолетними. Суд по ходатайству законного представителя может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, в случае если на эти доходы несовершеннолетний покупает алкогольные напитки, сигареты, наркотики и т.д.

7 слайд

Описание слайда:

Условия эмансипации Эмансипация – объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным.

8 слайд

Описание слайда:

Трудовое право Продолжительность рабочей недели установлена для несовершеннолетних работников до 16 лет – 24 часа; несовершеннолетних от 16 до 18 лет – 35 ч. (у совершеннолетних работников рабочая неделя составляет 40-41 ч.). Несовершеннолетнему работнику в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день.

9 слайд

Описание слайда:

Трудовое право Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. (Трудовой кодекс РФ ст.269) При несоблюдении этого требования несовершеннолетний работник подлежит восстановлению на работе с оплатой времени вынужденного прогула и вынесением по требованию работника решения о возмещении ему денежной компенсации морального вреда, причинённого указанными действиями. Размер компенсации определяется судом.

10 слайд

Описание слайда:

Возраст, с которого наступает ответственность Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 – летнего возраста. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за наиболее тяжкие преступления. Особенность уголовной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что им могут быть назначены не все виды наказаний, предусмотренных уголовным законодательством.

11 слайд

Описание слайда:

Уголовный кодекс РФ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ (извлечение) Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, под­лежат уголовной ответственности за убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похище­ние человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132). кражу (ст. 158), грабёж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умыш­ленное уничтожение или повреждения имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая ст. 167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте тер­роризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных ве­ществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267)

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Принудительные меры воспитательного воздействия Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности. Это возможно в тех случаях, если исправление подростка может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Проверь себя 1.Восстановите правильную последовательность расширения дееспособности гражданина РФ. а) исполнение конституционной обязанности по защите Отечества б) совершение мелких бытовых сделок в) несение полной уголовной ответственности г) осуществление права авторства д) избрание в Государственную Думу Ответ:

16 слайд