Оформление трудовых отношений с иностранными граж­данами. Особенности трудовых отношений с иностранными работниками Трудовые отношения российских граждан с иностранными работодателями

15.06.2020 Прописка

В чем же состоит основная проблема с юридической точки зрения, которая касается привлечения рабочей силы из-за рубежа? Ответим. Трудовой Кодекс в норме 57 не приводит для пользователя никаких специальных требований, касающихся оформления иностранцев на работу. Поэтому, оставляя «за скобками» регулирование правоотношений с иностранцами в области осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ, Кодекс ничем помочь не может. Зато кадровикам помогает миграционное законодательство, в частности, нормативно-правовой акт высшей юридической силы от 2002 года. Он регулирует правовой статус иностранцев. Трудовые отношения с иностранными гражданами: на что обратить особое внимание?

Нюансы заключения трудового соглашения

Общие положения оформления трудового соглашения ничем не отличаются от привычных правил. В любом договоре должны быть зафиксированы:

  • информация о сторонах заключаемого договора;
  • требования, которые должны отражаться в самом тексте документа – это не что иное, как существенные положения соглашения.

Второе требование, указанное выше, является императивным, поскольку мы знаем, что невключение существенных условий в текст договора влечет ничтожность сделки. Что касается дополнительных условий, которые помогут при возникновении разногласий, то они не должны ухудшить положение иностранного работника по отношению к договорам коллективного содержания и нормативным актам локального назначения. Но если работодатель может, не суетясь (при наличии разрешительной документации), заключить одноименное соглашение с зарубежным работником, то последний (по общему правилу) обязан получить разрешительный документ на работу. И только потом начать свою деятельность.

А что же иностранный работник?

Трудовые отношения с иностранными гражданами определены разрешительным порядком работы на территории РФ. Законом закреплены два основных документа: их должен иметь иностранец и его потенциальный начальник для трудоустройства. Это:
  • разрешительный документ на привлечение и применение иностранной рабочей силы для работодателя;
  • разрешение на работу для работника.

Но если работодатель заключает договор с безвизовым иностранцем, то ему не нужно брать разрешение на привлечение такой категории работников к труду. Отметим и иную сторону: некоторым категориям работников нет надобности получать разрешение на работу. К ним относятся:

  • постоянно или временно живущие на территории нашей страны;
  • являющиеся сотрудниками дипмиссий;
  • обучающиеся в РФ в заведениях профессионального образования и трудящиеся во время каникул;
  • приглашенных в Россию в качестве преподавателей и т.п.;
  • являющиеся сотрудниками иностранных юридических лиц;
  • являющиеся представителями СМИ, аккредитованных в правовом пространстве РФ и т.д.

Полный список представлен в законе

Таким образом, при трудоустройстве работодатель имеет полное право потребовать от иностранца - работника разрешение на труд. Либо тот акт, который подтвердит, что разрешения не нужно. Например, это может быть вид на жительство. В случае невозможности для потенциального работника представить все эти акты, работодатель вправе отказаться от заключения с ним трудового соглашения.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, по сравнению с гражданами РФ, действуют специальные нормы, регулируемые различными законодательными актами. Но и сами по себе иностранцы друг от друга отличаются: порядком въезда в РФ (визовый/безвизовый), правовым статусом, наличием международных соглашений между Россией и страной въезда.

Наглядно представить картину поможет схема 1.

Таблица 1

Что нужно для трудоустройства

Срок пребывания в РФ

Миграционный учет

Постоянно проживающие (обычные) На срок действия вида на жительство с последующим продлением Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения ВНЖ
Временно проживающие (обычные) Разрешительные документы не нужны, но работать можно только в том регионе, где разрешено проживание На срок действия разрешения на временное проживание, не продлевается Самостоятельно регистрируются по месту проживания в РФ. Срок 7 рабочих дней с момента получения РВП
Высококвалифицированные Разрешение на работу (по ходатайству работодателя). Визовым - приглашение на въезд и рабочая виза.

Работник:

Зарплата не менее 167 тыс. в месяц, кроме некоторых категорий у которых меньше

На срок действия разрешения на работу (3года) с последующим продлением Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 90 дней с даты пересечения границы или в течение 30 дней после прибытия в другой субъект РФ
Временно пребывающие:
Визовые Работодатель:

пройти квотирование, получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также приглашение на въезд, рабочую визу и разрешение на работу.

Работник:

Пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

На период действия рабочей визы Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия
Безвизовые Работник:

Получить патент, пройти мед.освидетельствование, подтвердить знание русского языка, основ права и истории РФ, приобрести полис ДМС

До получения патента : не более 90 суток суммарно в течение 180 дней с даты въезда в РФ

После получения патента : на период действия патента

Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 7 рабочих дней с даты прибытия

гр-не Таджикистана - 15 дней с даты въезда в РФ

гр-не Украины - 90 дней с даты въезда в РФ

Граждане из ЕАЭС Разрешительные документы не нужны

Полис ДМС

На срок действия трудового или гражданско-правового договора Принимающая сторона ставит на учет по месту проживания или работы в течение 30 дней с даты прибытия
Беженцы Разрешительные документы не нужны
Временное убежище Разрешительные документы не нужны На период действия статуса с последующим продлением Регистрируются сами по месту проживания или принимающей стороной в течение 7 рабочих дней

Что ждать от проверок ГИТ?

Работодателям, использующим труд иностранных граждан и лиц без гражданства, следует ознакомиться с результатами проверок ГИТ по Санкт-Петербургу за I полугодие 2016 года. Это позволит подготовиться к проверкам и исключить возможные штрафные санкции. За указанный период было проведено 37 проверок по соблюдению трудового законодательства при найме иностранных работников. В результате инспекторы выявили 457 нарушений, из которых 112 (24%) касаются охраны труда, 150 (33%) - оплаты и нормирования труда и 195 (43%) - оформления трудового договора.

Диаграмма 1

По проведенным проверкам было выдано 43 предписания и наложено 226 административных наказаний. Общая сумма штрафов по административным правонарушениям составила 15 358 000 рублей, поэтому работодателям следует уделить особое внимание трудовым договорам с иностранцами, охране труда и оплате труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

При заключении трудовых договоров с такими лицами следует помнить, что на них распространяются не только нормы российского законодательства, но и нормы международных соглашений. В первую очередь, нужно обратить внимание на статьи:

  • ст. 57 ТК РФ: регламентирует содержание трудового договора;
  • ст. 327.2 ТК РФ: раскрывает особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства
  • ст. 327.3 ТК РФ: содержит перечень документов, которые обязаны предоставить иностранцы при приеме на работу.
При заключении или расторжении договора (трудового или гражданско-правового) с иностранным гражданином, не зависимо от его статуса и категории, работодатель (заказчик) обязан уведомить ФМС (а после завершения организационно-штатных мероприятий по упразднению ФМС и передаче полномочий - МВД России). Сделать это нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора.

Сотрудник на патенте

Если организация заключает договор с иностранцем-патентником - желательно заглянуть на сайт https://гувм.мвд.рф/ и проверить, действителен ли патент соискателя. Тем самым вы проявите должную осмотрительность.

Следующий шаг: одновременно с уведомлением о заключении договора желательно направить в территориальный орган ФМС копию трудового (гражданско-правового) договора. Следует отметить, что законодательно данная обязанность возложена на иностранца, но для того, чтобы исключить вероятность аннулирования патента - лучше выполнить эту обязанность вместо него.

Обязательно отслеживайте оплату авансовых платежей по НДФЛ, т.к. в случае пропуска срока оплаты патент становится недействительным, в случае проверки - работодателя могут привлечь к ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ (максимальный размер штрафа должностному лицу - 70 000 руб., организации - до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (если они находятся в СПб или ЛО)).

Ситуация: Как определить крайний срок оплаты авансового платежа? Следует посмотреть на дату выдачи патента (допустим, это 06.02.2016). Значит, крайний срок для оплаты за следующий месяц - 05.03.2016. Если иностранец не приносит квитанции об оплате авансового платежа по НДФЛ, то 06.03.2016 следует отстранить его от работы на срок до 1 месяца. Если документ об оплате так и не появится - трудовые отношения с ним придется прекратить по статье 327.6 ТК РФ.

Не нужно забывать об ограничениях по профессии и территории для патентных иностранцев. Они могут работать только по той профессии и только на той территории, которые указаны в патенте. Действующим законодательством, кроме того, не предусмотрено направление патентников в командировки.

Итог проверок ФМС - административное правонарушение

Итог проверок ФМС - административное правонарушение

Приводим диаграмму, которая показывает количество случаев привлечения к административной ответственности по результатам проверок ФМС России по состоянию на 16.05.2016 г.

Следует отметить, что всего было проведено 238 811 проверок, по результатам которых вынесены решения о привлечении к ответственности за 527 449 административных правонарушений.

Диаграмма 2

Размер административной ответственности за наиболее часто встречающиеся нарушения, приведен в таблице 2. Причем работодателю (заказчику) следует помнить о том, что ответственность возникает за каждого иностранца и по каждому основанию отдельно.

Таблица 2

Административная ответственность за нарушение законодательства при привлечении к труду иностранцев

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 3 ст. 5.27 Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора 10 000 - 5000 - 10000 руб. 50 000 - 100 000 руб.
ч. 1 ст. 5.27 Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде Предупреждение или 1 000 - 5000 руб. Предупреждение или 30 000 - 50 000 руб.
ч. 3 ст. 5.27.1 Допуск к труду работника, не прошедшего:

· обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;

· обязательный предварительный либо периодический медосмотр;

· обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);

· обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 - 25 000 руб.

110 000 - 130 000 руб.
Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний
ч. 4 ст. 5.27.1 Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 - 30 000 руб.

130 000 - 150 000 руб.

ч.4 ст. 18.15 Привлечение к трудовой деятельности без разрешения на работу или патента, не в том субъекте РФ, где выдано разрешение или патент, либо разрешено временное проживание. За не уведомление или несвоевременное уведомление ФМС о заключении/расторжении договора, а также привлечение иностранцев без получения разрешения на привлечение иностранцев в городе Санкт-Петербург или ЛО

35 000 - 70 000 руб.

400 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
ч.5 ст. 18.15 Не уведомление о выплате заработной платы ВКС

35 000 - 70 000 руб.

400 000 - 1 000 000 руб.
ч.3 ст. 18.16 Нарушение правил привлечения иностранных граждан на торговых объектах в Спб и ЛО

45 000 - 70 000 руб.

350 000 - 800 000 руб. 450 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток
ч.1 ст. 18.17 Не соблюдение требований по ограничению кол-ва иностранных работников в определенных отраслях

45 000 - 50 000 руб.

800 000 - 1 000 000 руб. либо приостановка деятельности до 90 суток

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 4

Труд иностранных граждан уже давно не редкость в нашей стране. Их сфера деятельности обширна, в частности, они работают в организациях здравоохранения, образования, культуры и искусства. В большинстве случаев эта категория работников, временно проживающих или временно пребывающих в России, привлекается работодателями к выполнению работ, которые заведомо носят временный характер.

О том, как правильно оформить отношения с иностранцами и отразить их в бухгалтерском и налоговом учете, пойдет речь в данной статье.

Правовое положение иностранных граждан

Трудовая деятельность иностранных работников регулируется ТК РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним иными специальными нормативными правовыми актами.

На основании Закона N 115-ФЗ иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Иностранцы могут находиться в России на условиях:

  • временного пребывания;
  • временного проживания;
  • постоянного проживания.

Иностранные граждане любой категории, законно находящиеся в стране, вправе заключить трудовой договор или гражданско-правовой договор (на оказание услуг или выполнение работ) с физическим лицом или организацией (ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Они пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных Законом N 115-ФЗ.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин

К данной категории относятся лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее оформления, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Временно пребывающий иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Законом N 115-ФЗ или международным договором. В исключительных случаях, когда может быть продлен срок действия визы его или срок временного пребывания, выдается новая виза, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство

Срок временного пребывания иностранного гражданина в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня его въезда в РФ. Решение о продлении срока временного пребывания принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Данный документ содержит следующие сведения:

  • дата и место рождения;
  • номер и дата принятия решения о выдаче разрешения;
  • срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин

К данной категории относятся лица, получившие вид на жительство. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. Действие вида на жительство по окончании его срока по заявлению иностранного гражданина может быть продлено на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Вид на жительство содержит следующие сведения:

  • фамилия, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);
  • дата и место рождения;
  • пол, гражданство иностранного гражданина;
  • номер и дата принятия решения о выдаче вида на жительство;
  • срок действия вида на жительство;
  • наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа установленной формы.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о его выдаче, утверждаются Правительством РФ.

Порядок трудоустройства иностранцев

Работодатель, прежде чем заключить с иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор, должен оформить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Указом Президента РФ от 16.12.1993 N 2146 (далее - Указ N 2146), а также Приказом МВД России от 13.05.2003 N 325 определено, что выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются Федеральной миграционной службой РФ.

За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина в размере 3000 руб. за каждого из них (пп. 12 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Как определено Указом N 2146, разрешения выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения.

Обязательный порядок выдачи разрешений не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством РФ:

  • официально признаны беженцами;
  • постоянно проживают на территории РФ;
  • получили убежище на территории РФ;
  • подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.

Указанный порядок также не применяется к иностранным гражданам:

  • деятелям науки и культуры, работающим на территории РФ в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями;
  • работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории РФ;
  • студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования;
  • корреспондентам и журналистам, аккредитованным в РФ;
  • лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами (п. 18 Положения о привлечении и использовании рабочей силы в РФ Указа N 2146).

Временно пребывающим в России иностранцам требуется еще и разрешение на работу - документ, подтверждающий их право на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности. Оформлением разрешения на работу занимается работодатель. Порядок оформления разрешения регламентирован Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 941. За выдачу разрешения на работу взимается государственная пошлина в размере 1000 руб. (пп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Оформлять разрешение на работу не требуется:

  • сотрудникам дипломатических представительств, работникам консульских учреждений иностранных государств в РФ;
  • работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
  • журналистам, аккредитованным в РФ;
  • обучающимся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющим работы (оказывающим услуги) в течение каникул;
  • обучающимся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающим в свободное от учебы время в составе учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
  • приглашенным в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях (ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Для юридических лиц за нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы предусмотрена административная ответственность - штраф в размере от 100 до 3000 МРОТ (ст. 18.10 КоАП РФ).

Заключение трудового договора

Считается, что трудовой договор, заключенный с иностранцем, временно проживающим или временно пребывающим на территории России, должен быть срочным (поскольку его трудовая деятельность ограничена сроком проживания на территории России или сроком действия разрешения на работу). Согласно ст. 58 ТК РФ срочные трудовые договоры заключаются в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Ситуации, которые дают работодателю право заключить срочный трудовой договор, перечислены в ст. 59 ТК РФ.

Срочный трудовой договор может быть заключен, если поручаемая иностранцу работа:

  • является временной (чтение лекций в учебном заведении),
  • выходит за рамки обычной деятельности учреждения (археологические, реставрационные и иные работы);
  • связана с заведомо временным (до одного года) характером оказываемых услуг;
  • является заведомо определенной, но ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой;
  • связана со стажировкой или профессиональным обучением работника.

Если с иностранцем, временно проживающим или временно пребывающим на территории России, трудовой договор заключен на неопределенный срок, то уволить его на основании истечения срока действия разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешения на работу, визы или разрешения на временное проживание не получится. Трудовой договор в этом случае можно расторгнуть, например, по соглашению сторон (п. 1 ст. 77 ТК РФ).

Оформление приема на работу

При заключении трудового договора иностранный гражданин, поступающий на работу, предъявляет работодателю документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, перевод которых на русский язык заверен нотариусом (иным уполномоченным лицом, государственным или муниципальным органом).

Следует иметь в виду, что работодатель не может принимать от иностранных работников трудовые книжки иностранных государств. Если у такого работника отсутствует российская трудовая книжка, то работодатель обязан завести ему новую трудовую книжку (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования предъявляют только иностранные работники, которые постоянно или временно проживают на территории России (ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Если постоянно или временно проживающий в России иностранец впервые заключает трудовой договор о работе на территории России, то свидетельство государственного пенсионного страхования оформляет работодатель (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

Бухгалтерский учет

Как было отмечено выше, трудовая деятельность иностранцев в России регулируется ТК РФ, следовательно, регулирование трудовых отношений, к которым относятся вопросы оплаты труда, осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях).

Операции по начислению заработной платы отражаются в учете в общем порядке согласно Инструкции N 25н <1>:

  • за счет средств бюджета:

Дебет счета 1 401 01 211 "Расходы по заработной плате"

Кредит счета 1 302 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"

Кредит счета 2 302 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н

Аналитический учет расчетов по заработной плате ведется в Журнале операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям. Аналитический учет расчетов по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат отражается в Журнале по прочим операциям, Карточке учета средств и расчетов.

Расчеты по налоговым платежам учитываются на счете 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты". Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов расчетов в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов.

Порядок исчисления налогов и сборов регламентирует НК РФ, поэтому мы рассмотрим только порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления и перечисления налогов и сборов.

Удержание НДФЛ из заработной платы сотрудника оформляется следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 302 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"

Кредит счета 303 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности на доходы физических лиц"

Перечисление НДФЛ в бюджет отражается следующими проводками:

  • за счет бюджетных средств:

Дебет счета 1 303 01 730 "Уменьшение кредиторской задолженности на доходы физических лиц"

Кредит счетов 1 304 05 211 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по заработной плате",

  • за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности:

Дебет счета 2 303 01 730 "Уменьшение кредиторской задолженности на доходы физических лиц"

Начисление ЕСН отражается следующим образом:

  • за счет бюджетных средств:

Дебет счета 1 401 01 213 "Расходы на начисления на оплату труда"

Кредит счета 1 303 02 730 "Увеличение кредиторской задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ"

  • за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности:

Дебет счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит счета 2 303 02 730 "Увеличение кредиторской задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ"

Перечисление ЕСН в бюджет отражается бухгалтерской записью:

  • за счет бюджетных средств:

Дебет счета 1 303 02 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ"

Кредит счета 1 304 05 211 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по начислениям на оплату труда",

  • за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности:

Дебет счета 2 303 02 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ"

Кредит счета 2 201 01 610 "Выбытие денежных средств с банковских счетов"

Налог на доходы физических лиц

Поскольку иностранные граждане, работая в России, получают вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей либо за выполненную работу, оказанную услугу, согласно пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ с этих доходов нужно удержать НДФЛ.

Обратите внимание: ранее в ст. 11 НК РФ было установлено, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. С 1 января 2007 г. согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 137-ФЗ <2> в ст. 207 НК РФ, резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд. Этот период не прерывается на время выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
<2> Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".

Согласно ст. 6.1 НК РФ течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ. Календарная дата дня отъезда за пределы России включается в количество дней фактического нахождения на ее территории. Указанные даты устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, то в качестве доказательства нахождения на территории РФ могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания, например документы учета рабочего времени. Налоговый статус физического лица должен определяться в каждом налоговом периоде.

Трудно предсказать, будет ли иностранец, приехавший в Россию, считаться налоговым резидентом, то есть пробудет ли он в РФ 183 дня в году и в течение 12 месяцев подряд. Если у учреждения есть основания считать, что к концу года суммарный срок пребывания иностранца превысит указанный срок (например, если с ним заключен трудовой договор на длительное время), удерживать с него налог можно как с резидента, то есть по ставке 13%, которая действует в большинстве случаев. Однако если этот срок окажется меньше, с доходов иностранца удержать НДФЛ нужно будет по более высокой ставке - 30%. Причем следует помнить, что налоговые вычеты, предусмотренные гл. 23 НК РФ, в период применения ставки 30% не действуют.

Когда полной уверенности во времени пребывания иностранного работника на территории РФ у бухгалтера нет, лучше подстраховаться и удерживать НДФЛ с начала года по ставке 30% и потом сделать перерасчет.

Исключения из правил затрагивают граждан Белоруссии и тех иностранцев, которые проживают в России постоянно. Граждане Белоруссии пользуются льготным режимом пребывания и трудоустройства на территории нашей страны. Так, например, на них не нужно получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (п. 1 Решения Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4). Стаж работы белорусов в России, так же как и стаж работы россиян в Белоруссии, учитывается при исчислении пенсии. Кроме того, сохраняются все виды пособий: по нетрудоспособности, беременности и родам, по случаю рождения ребенка, во время отпуска по уходу за ребенком.

Льготы для белорусов есть и в НДФЛ: для них должен применяться льготный режим налогообложения, приближенный к тому, который действует в отношении россиян.

Следует отметить, что доходы иностранных граждан могут быть объектом аналогичных социальных отчислений (налогов, взносов или платежей) в соответствующем иностранном государстве. В связи с этим, очевидно, возникает проблема двойного налогообложения. Решить данную проблему можно путем заключения межправительственных соглашений об избежании двойного взимания социальных налогов и взносов. Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик - иностранец должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Россия заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) (ст. 232 НК РФ).

Единый социальный налог

С 1 января 2003 г. выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства облагаются ЕСН в общеустановленном порядке (независимо от права иностранного работника на медицинское, социальное, пенсионное страхование). При этом взносы в ПФР производятся только на иностранных граждан, имеющих право на пенсию в РФ, то есть постоянно проживающих в России (ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

На выплаты, произведенные в пользу иностранных граждан, временно проживающих на территории России и не имеющих права на пенсию в РФ, взносы в ПФР не начисляются. При этом необходимо учитывать положения п. 2 ст. 243 НК РФ: сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Из этого следует, что сумма исчисленного ЕСН с выплат в пользу иностранных граждан, не имеющих права на пенсионное страхование в РФ, подлежащая уплате в федеральный бюджет, составит 20%.

Таким образом, в 2007 г. налогоплательщикам с доходов указанных иностранных работников (не превышающих сумму в 280 000 руб.) нужно начислять ЕСН:

Взносы в ФСС необходимо начислять при условии, если с иностранным сотрудником заключен трудовой договор. Если он работает по гражданско-правовому или авторскому договору, то делать этого не нужно (п. 3 ст. 238 НК РФ).

Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Нужно ли платить с доходов иностранного работника взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Это зависит от того, на каком основании трудится иностранец в бюджетной организации. Если он работает по трудовому договору, то взносы нужно начислять обязательно. Если с иностранным гражданином заключен гражданско-правовой договор, то взносы надо платить в случае, если это следует из договора между работодателем и работником. Такие правила установлены ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Следовательно, выплаты иностранным гражданам, произведенные в рамках приносящей доход деятельности, подлежат включению в расходы по налогу на прибыль в полном объеме.

Зам. главного редактора журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца. Особенности трудовых отношений с иностранными работниками. Постоянно проживающие в России.

Вопрос: Особенности трудовых отношений с иностранными работниками (не высококвалифицированные специалисты) -Казахстан и Украина.Принимаем работника из Казахстана, в наличии:- вид на жительство, сроком на 5 лет (зарегистрирован в г. Томск);- паспорт гражданина Казахстана;- ИНН и СНИЛС. Нет трудовой книжки и полисов ДМС/ОМС. Принимаем работника из Украины, в наличии:- вид на жительство, сроком на 5 лет (зарегистрирован в г. Санкт-Петербург);- паспорт гражданина Украины;- ИНН и СНИЛС;- Трудовая книжка.Нет полисов ДМС/ОМС и патента.Каких-либо дополнительных обяз. документов для работы не требуется (справок о судимости и т.д.).Вопросы:- уведомлять территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении трудового договора или ГПД.- трудовой договор - срочный или бессрочный исходя из срока вида на жительство.- обязана ли организация заключать договор об оказании медицинских услуг с целью оформления полисов ДМС/ОМС)- важно ли наличие/отсутствие патента для граждан Украины с видом на жительство.- санкции за нарушение/несоблюдение трудового законодательства?

Ответ:

  1. Да, несмотря на то, что оба иностранца имеют вид на жительство (т.е. являются постоянно проживающими иностранцами), необходимо уведомить УФМС о факте заключения трудового договора. Уведомление о заключении договора (трудового или ГПХ) необходимо направить в УФМС в течение 3-х рабочих дней с даты заключения соответствующего договора. Также в срок 3 рабочих дня с даты расторжения трудового договора направьте уведомление об этом в УФМС.
  2. В Письме от 22.10.2013 N МС-3/46033 ФМС России указали, что Закон N 115-ФЗ не содержит специальной нормы, определяющей срок трудового договора с иностранцем. Трудовые отношения регулируются Трудовым кодексом. Именно этим нормативным актом следует руководствоваться при решении вопроса о сроке трудового договора с работником-иностранцем. В статье же 327.1 ТК РФ говорится, что «Между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 настоящего Кодекса , - срочный трудовой договор.» Т.е. то, что вид на жительство имеет срок действия, не основание для заключение срочного трудового договора.
  3. Постоянно проживающие иностранцы являются застрахованными по ОМС наряду с сотрудниками, которые являются гражданами РФ. Предприятие - работодатель уплачивает за таких иностранцев страховые взносы на ОМС. Никаких договоров со страховыми компаниями организация - работодатель заключать не должна, так же как и получать для иностранцев страховые полисы ОМС. Иностранец должен сам обратиться в страховую компанию для оформления полиса ОМС.
  4. Постоянно проживающим иностранцам, в т.ч. и гражданам Украины, не требуется для трудоустройства какое-либо разрешение на работу или патент.
  5. Вы не указали, ответственность за какие именно нарушения в сфере трудового законодательства Вас интересуют. Все типы нарушений в области привлечения к работе иностранных граждан приведены в таблице (рекомендация №3). Например, за не уведомление УФМС о заключении трудового договора с иностранцем организацию могут оштрафовать на сумму от 400 000 рублей до 800 000 рублей за каждого иностранного гражданина, принятого с нарушением. Оштрафуют о должностное лицо - штраф составит от 35000 рублей до 50000 рублей.

Обоснование

Постоянно проживающие в России

Иностранных граждан, имеющих статус постоянно проживающих , принимают на работу без специальных разрешений, в том числе и без разрешения на работу или патента. То есть в том же порядке, который установлен и для российских граждан . При этом о приеме на работу постоянно проживающих иностранцев необходимо уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России. Это следует из пункта 8

Для подтверждения своего статуса такие иностранцы должны предъявить работодателю вид на жительство, оформленный на бланке по образцам , утвержденным приказом ФМС России от 5 июня 2008 г. № 141 .

Этот документ выдают территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России, при этом в паспорте (документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина) делается соответствующая отметка (п. и Административного регламента, утвержденного ).

Максимальный срок действия вида на жительство - пять лет. По заявлению обладателя этот срок может быть продлен еще на пять лет. Об этом сказано в пункте 3 статьи 8 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, пунктах и Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215 .

Ситуация: нужно ли уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД России о найме и увольнении иностранца, временно или постоянно проживающего в России

Да, нужно.

Принимая на работу иностранца, временно или постоянно проживающего в России, организация должна уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора. Помимо этого, ГУ по вопросам миграции МВД России необходимо уведомить и о расторжении договора с таким иностранцем.

Указанные уведомления необходимо направить не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения трудового или гражданско-правового договора. Формы уведомлений о заключении и расторжении договора, а также порядок подачи этих документов утверждены приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 .

Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Уведомления можно подать как на бумаге (лично или по почте), так и в электронной форме, в том числе через портал госуслуг . Если уведомление о заключении (расторжении) договора подано непосредственно в территориальный орган ФМС России, выдается справка о приеме уведомления.

Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

Прием на работу

После того как оформите все необходимые разрешительные документы, заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор.

Наряду с общими сведениями в трудовых договорах иностранцев в зависимости от их статуса необходимо указывать следующие дополнительные сведения:

Также в трудовом договоре с временно пребывающим иностранцем нужно указать основание оказания такому сотруднику медицинской помощи в период действия его трудового договора. В частности, следует указать реквизиты полиса ОМС, договора (полиса) ДМС либо заключенного работодателем и медицинской организацией договора о предоставлении иностранцу платных медицинских услуг. При этом полис ДМС или договор о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранцу первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Трудовые договоры с иностранными гражданами можно заключать как бессрочные, так и срочные (ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ).

О том, какие документы иностранцы должны предъявлять работодателю при заключении трудовых договоров, см. Как оформить прием сотрудника на работу .

Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, оформите трудовую книжку (ч. 4 ст. 65 , ТК РФ).

Ситуация: нужно ли заново оформлять трудовую книжку сотруднику-иностранцу из ближнего зарубежья или продолжать вести ту, которую он предъявил при приеме на работу

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда и где выдана трудовая книжка сотруднику-иностранцу. Если ее завели еще в СССР, то нужно продолжать ее заполнять. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов. Серии трудовых книжек, которые выпускались в России (СССР) в этот период, приведены в таблице .

Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно. Аналогичная точка зрения приведена в письме Роструда от 15 июня 2005 № 908-6-1 .

Медицинское страхование

Ситуация: нужно ли оформить полис обязательного медицинского страхования сотруднику-иностранцу при приеме его на работу

Нет, не нужно.

Иностранцы, находящиеся на территории России, могут иметь статус:

Иностранные граждане, постоянно и временно проживающие на территории России (за исключением высококвалифицированных специалистов), а также граждане государств Евразийского экономического союза являются застрахованными лицами (п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 , ). На выплаты таким сотрудникам организация начисляет страховые взносы на обязательное медицинское страхование. А значит, в отношении них организация является страхователем. Однако полисы обязательного медицинского страхования сотрудники получают самостоятельно. Для получения полиса иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию (при ее отсутствии - в территориальный фонд) заявление о выборе страховой медицинской организации (). Выдача полисов происходит в соответствии с Правилами , утвержденными .

Иностранным гражданам со статусом постоянно проживающих на территории России полис выдают сроком действия до конца календарного года. Временно проживающим на территории России иностранным гражданам полис выдают до конца календарного года, но не более срока действия разрешения на временное проживание. Временно пребывающим в России гражданам государств Евразийского экономического союза полис выдают сроком действия до конца календарного года, максимум на срок действия трудового договора (п. 31.1 , , 33.1 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 № 158н).

Кроме того, факт постановки иностранца на учет в налоговой инспекции проверяет Главное управление по вопросам миграции МВД России после принятия к рассмотрению документов на оформление разрешения на работу или патента. При отсутствии таких сведений в государственной информационной системе миграционного учета ГУ по вопросам миграции МВД России направляет в налоговую сведения о постановке иностранца на миграционный учет. Далее инспекция ставит иностранца на налоговый учет и направляет сведения об этом в Главное управление по вопросам миграции МВД России не позднее дня, следующего за днем постановки иностранца на учет. Об этом сказано в пункте 7 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ.

  • для временно пребывающих иностранцев - сведения о разрешении на работу или патенте;
  • для временно проживающих иностранцев - сведения о разрешении на временное проживание;
  • для постоянно проживающих иностранцев - сведения о виде на жительство.

Административная ответственность за нарушение трудового и миграционного законодательства

Вид нарушения Наказание , Основание Область нарушения

Работодатель привлек к работе иностранного гражданина (лицо без гражданства), не имеющего необходимого разрешения на работу или патента.

Работодатель привлек к работе иностранного гражданина или лицо без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности). Такое же наказание предусмотрено за привлечение иностранца (лица без гражданства) к работе вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание

ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ Работа с иностранцами

повышенные размеры штрафов

Примечание к ст. 18.15 КоАП РФ
Работодатель привлек к работе иностранного гражданина (лицо без гражданства) без разрешения на привлечение иностранных сотрудников (если такое разрешение необходимо)

Для граждан - штраф от 2000 до 5000 руб.

Для должностных лиц - штраф от 25 000 до 50 000 руб.

ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ

Для организаций и предпринимателей - штраф от 250 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Внимание! Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предусмотрены повышенные размеры штрафов

Работодатель заключил или прекратил трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранным гражданином (лицом без гражданства) без уведомления или с нарушением порядка и формы уведомления территориального органа Главного управления по вопросам миграции МВД России

Для граждан - штраф от 2000 до 5000 руб.

Для должностных лиц - штраф от 35 000 до 50 000 руб.

ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ

Для организаций и предпринимателей - штраф от 400 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника принятого с нарушениями

Внимание! Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предусмотрены повышенные размеры штрафов

ч. 1-3 ст. 18.15 КоАП РФ, в Москве или Санкт-Петербурге (в Московской или Ленинградской области)

Для граждан - штраф от 5000 до 7000 руб.

Для организаций и предпринимателей - штраф от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

Работодатель не уведомил Главное управление по вопросам миграции МВД России или его территориальный орган об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированному специалисту

Для должностных лиц - штраф от 35 000 до 70 000 руб.

Для организаций и предпринимателей - штраф от 400 000 до 1 000 000 руб.

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

Работодатель нарушил правила привлечения иностранных граждан (лиц без гражданства) к работе на торговых объектах

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

Организация (предприниматель), управляющая торговым объектом, предоставила торговое место (другое помещение) работодателю, который использует труд иностранных граждан (лиц без гражданства) без необходимых разрешений на привлечение и использование иностранцев, разрешений на работу или патентов

Для должностных лиц - штраф от 45 000 до 50 000 руб.

Для предпринимателей - штраф от 350 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Для организаций - штраф от 450 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

Работодатель совершил нарушения, предусмотренные ч. 1-2 ст. 18.16 КоАП РФ, в Москве или Санкт-Петербурге (в Московской или Ленинградской области) Для должностных лиц - штраф от 45 000 до 70 000 руб. ч. 3 ст. 18.16. КоАП РФ
Для организаций и предпринимателей - штраф от 450 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями Примечание к ст.18.16 КоАП РФ
Работодатель привлек иностранного гражданина (лицо без гражданства) к деятельности, заниматься которой иностранцам (лицам без гражданства) запрещено (
Работодатель как принимающая сторона не поставил иностранного гражданина (лицо без гражданства) на миграционный учет, при условии что такие действия не содержат признаков нарушения по Уголовного кодекса РФ

Для должностных лиц - штраф от 40 000 до 50 000 руб.

ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ
Работодатель не принял меры по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина (лица без гражданства) в период его пребывания в России
Работодатель предоставил заведомо ложные сведения о цели пребывания в России иностранного гражданина (лица без гражданства) при оформлении документов для въезда

Для должностных лиц - штраф от 45 000 до 50 000 руб.

Для организаций - штраф от 400 000 до 500 000 руб.

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника, принятого с нарушениями

Иностранец, который приехал в Россию для работы в безвизовом порядке и указал в миграционной карте цель визита «работа», не обратился в течение 30 календарных дней со дня въезда за получением трудового патента в Главное управление по вопросам миграции МВД России Штраф от 10 000 до 15 000 руб.
Организация, ее должностные лица или предприниматель не выполнили в установленный срок или ненадлежащим образом выполнили законное предписание государственного инспектора по труду или иного должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением трудового законодательства

Для должностных лиц - штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей - штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Для организаций - штраф от 100 000 до 200 000 руб.

ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ Выполнение предписаний контролирующих органов
Работодатель привлек к работе (в т. ч. по гражданско-правовому договору) государственного или муниципального служащего, замещающего либо замещавшего определенные должности , с нарушением порядка уведомления о таком привлечении представителя нанимателя (работодателя) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (уведомления о наличии другого гражданства либо вида на жительство или документа о праве на постоянное проживание в иностранном государстве Для граждан - штраф от 500 до 1000 руб. Двойное гражданство

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

"Кадровик. ру", 2010, N 10

ОФОРМЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАНЦАМИ

При заключении трудового договора с иностранными гражданами у работодателей возникает множество вопросов. Когда оформлять договор - до получения разрешения на работу или после? Должен ли он быть срочным или заключенным на неопределенный срок? В какой валюте установить заработную плату? Ответы диктуются законодательством, и отходить от этих требований достаточно рискованно: штрафные санкции за нарушение миграционного законодательства составляют от 250 тыс. до 800 тыс. руб.

Заключение трудового договора

до получения разрешения на работу

Если вы планируете долгосрочные отношения с иностранцем и готовы оформить для него разрешение на работу, рекомендуем заключить трудовой договор до того, как он обратится в Федеральную миграционную службу. В соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) разрешение на работу выдается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год с даты въезда в Российскую Федерацию. Таким образом, если сначала заключить трудовой договор и только после этого получить разрешение на работу для иностранного гражданина, можно значительно сэкономить время работников организации, занимающихся подобными вопросами, а следовательно, и финансовые средства. Также это удобно, если вы не в первый раз вступаете в трудовые отношения с конкретным работником, уверены в нем и не хотели бы проходить одну и ту же процедуру дважды.

Трудовой договор должен соответствовать требованиям ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации, т. е. в нем следует соблюсти все обязательные условия. Одним из них является дата начала трудовых отношений. И хотя законодательством установлены четкие и краткие сроки выдачи разрешений на работу, не рекомендуем рассчитывать ее строго с момента подачи документов в ФМС: велика вероятность того, что разрешение в этот срок получить не удастся. Поэтому дату начала трудовых отношений лучше указать "с запасом" - на пять - семь дней позже предполагаемой даты выдачи разрешения. Также необходимо отразить в договоре тот факт, что трудовые отношения с работником начнутся только в случае получения разрешения. Вот примерная формулировка: "Настоящий трудовой договор вступает в силу 10 октября 2010 г. и заключается на срок _____. Обязательным условием вступления трудового договора в силу является получение разрешения на работу на Муртазина К. Е. В случае отсутствия разрешения на работу на Муртазина К. Е., оформленного в соответствии с требованиями законодательства, настоящий трудовой договор аннулируется".

Важно: работодатель обязан уведомить о трудовом договоре налоговый орган в десятидневный срок (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ), ФМС и органы занятости - в течение трех рабочих дней с даты его заключения (ч. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Это надо сделать не тогда, когда сотрудник по согласию с ФМС приступил к работе, а сразу после заключения трудового договора независимо от того, получено ли разрешение.

Заключение трудового договора

после получения разрешения на работу

Как быть, если вы не готовы оформить разрешение на работу для иностранного гражданина, прибывшего в РФ, в порядке, не требующем получения визы, или если вы привлекаете к труду иностранцев, которым для въезда в страну виза необходима? В таком случае трудовой договор заключается при наличии законным образом оформленного разрешения на работу и разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Сотрудник приступит к трудовой деятельности в срок, определенный сторонами, а учитывать в договоре дополнительные условия и обязательства не понадобится.

Такое оформление трудовых отношений позволит в течение первых 90 суток проверить соответствие иностранного работника занимаемой должности, если он прибыл в РФ в безвизовом порядке. Сначала ему будет выдано разрешение на работу на 90 суток, и только после заключения трудового договора этот срок может быть увеличен. Если сотрудник не пройдет испытание в 90-дневный срок, работодатель может не оформлять разрешение на работу в дальнейшем и прекратить трудовые отношения с ним.

Срочность трудовых отношений

Составляя трудовой договор с иностранцем, необходимо учитывать требования не только миграционного, но и трудового, налогового и валютного законодательства РФ. Миграционная служба требует заключать срочные трудовые договоры на период действия разрешения на работу, аргументируя это невозможностью осуществлять без него трудовую деятельность. Но срочность трудового договора определяется ст. 59 ТК РФ. В соответствии с указанной статьей срочный трудовой договор заключается в следующих случаях:

На время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;

На период выполнения временных (до двух месяцев) работ;

Для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

С лицами, направляемыми на работу за границу;

Для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;

С лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы;

С лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

Для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;

В случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях;

С лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы;

С гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

В других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

Разрешение на работу или разрешение на привлечение и использование иностранных работников не является основанием для заключения трудового договора на определенный срок. Более того, в случае незаконного заключения срочного трудового договора к работодателю - юридическому лицу могут быть применены следующие санкции: штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Если работник был уволен в связи с истечением незаконно установленного срока действия трудового договора, он может быть восстановлен по решению суда с выплатой среднего заработка за весь период с даты увольнения до даты восстановления. Таким образом, если нет законных оснований для заключения трудового договора на определенный срок, указанных в ст. 59 ТК РФ, отношения оформляются на неопределенный срок.

Когда срок действия разрешения на работу истекает, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, расторгается в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с истечением срока действия специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Точка зрения. Екатерина Рощупкина, эксперт Национального союза кадровиков

Не соглашусь с категоричностью утверждения, что с иностранными работниками нельзя заключать срочный трудовой договор, поскольку нет соответствующих оснований. Основание есть, и оно определено п. 2 ч. 1.1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которому разрешение на работу выдается на срок действия заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год с даты въезда в Российскую Федерацию. И данное основание перечислено среди прочих в ст. 59 ТК РФ, определяющей причины срочности трудовых отношений: срочный трудовой договор заключается в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Кроме того, по истечении срока действия разрешения на работу увольнение производится на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с истечением срока действия специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Так, если мы имеем право делать отсыл при расторжении трудовых отношений на иные федеральные законы, почему бы при определении срочности трудовых отношений не сослаться на тот же федеральный закон, который и определяет исключительную срочность трудовых отношений? Тем более точную дату окончания трудовых отношений мы можем установить: год с даты въезда в Российскую Федерацию. Ко всему прочему по общим правилам прекращения срочного трудового договора он расторгается в связи с истечением его срока. Иначе он будет считаться заключенным на неопределенный срок, а это недопустимо, так как иностранный работник в период, когда срок разрешения на работу истек (а новое разрешение, допустим, еще не оформлено), не имеет права осуществлять трудовую деятельность на территории РФ. Учитывая все вышесказанное, на мой взгляд, с иностранным работником безбоязненно можно заключать срочные трудовые договоры на срок действия разрешения, поскольку есть основание, указанное в ст. 59 ТК РФ.

Выплата заработной платы: валюта и условия

В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательным условием трудового договора является вознаграждение. Некоторые работодатели устанавливают для зарубежных сотрудников заработную плату в иностранной валюте, особенно в том случае, если для въезда этих работников в РФ потребовалась виза.

В ст. 11 ТК РФ указано, что нормы Кодекса распространяются, в частности, на отношения с иностранными сотрудниками. Статья 131 ТК РФ устанавливает выплату заработной платы только в рублях. Неисполнение данной нормы влечет наложение административных штрафов на работодателя. Очевидно, что независимо от пожеланий работника заработная плата устанавливается и выплачивается в рублях.

Это надо знать. Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Статьи 10 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяют, что при расчетах с нерезидентом использовать наличные рубли можно только в случаях, прямо предусмотренных данным Федеральным законом. В соответствии с этими статьями заработная плата иностранному работнику может перечисляться только на расчетный счет или банковскую карту. Тем не менее действие норм трудового законодательства распространяется и на отношения с иностранцами, а в ст. 136 ТК РФ установлено, что заработная плата выплачивается сотруднику в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный им счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. Таким образом, если работник возражает против перечисления зарплаты на банковскую карту, он имеет право получать ее в кассе организации.

В указанных нормативных актах закреплены два противоположных положения. Какое из них применять - решать работодателю. Но смягчающее обстоятельство есть: проверки юридических лиц на соответствие требований валютного законодательства проводятся гораздо реже, чем проверки по соблюдению трудового законодательства.

Социальные гарантии

Работодатель, привлекающий к трудовой деятельности иностранцев, прибывших в порядке, требующем получения визы, гарантирует им материальное, медицинское и жилищное обеспечение. Данное требование установлено ч. 5 ст. 16 Закона N 115-ФЗ: приглашающей стороной предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Предоставление указанных гарантий иностранным гражданам и лицам без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации устанавливается соответствующим Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167.

Согласно п. 3 Положения гарантией материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации является отражение в трудовом договоре работника следующих условий:

а) о предоставлении приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации;

б) об обеспечении приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

в) об обеспечении приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или о предоставлении иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;

г) о жилищном обеспечении приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае если приглашающая сторона (в данном случае - работодатель) не обеспечит соблюдение данных требований, впоследствии ФМС может отказать ему в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Гражданско-правовой или трудовой договор?

При заключении трудового договора с иностранцем необходимо учитывать, что на него распространяется действие ограничений и гарантий, регламентируемых трудовым законодательством. Сверхурочные работы иностранного сотрудника не могут превышать 120 часов в год, ночная работа оплачивается в повышенном размере, ежегодный оплачиваемый отпуск должен составлять не менее 28 календарных дней, в установленных законом случаях предоставляется дополнительный отпуск и т. д. Это не всегда выгодно работодателю, и здесь решением проблемы может стать гражданско-правовой договор.

Понятие гражданско-правового договора определяется ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации: это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание конкретного условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК РФ).

К гражданско-правовым договорам, на основании которых возможно привлечение физических лиц для участия в текущей деятельности организации, относятся:

Договор подряда (бытовой, строительный, на выполнение проектных или изыскательских работ, для государственных или муниципальных нужд);

Договор возмездного оказания услуг;

Договор поручения;

Договор комиссии;

Агентский договор.

При заключении гражданско-правовых договоров сторонам следует согласовать ряд обязательных условий. В частности, необходимо определить конкретный вид работы или характер услуги, подлежащих выполнению по заданию организации. Также должны быть предусмотрены точная сумма вознаграждения либо порядок ее расчета, исходя из выполненного объема работы, затраченного времени и т. д.

В процессе исполнения договора гражданско-правового характера требуется вести учет объема работ (услуг) и времени их выполнения (оказания). Промежуточный и/или окончательный результат работы (услуги) определяется в двустороннем акте исходя из установленной договором формы учета (перемещенный вес, затраченное время на оказание услуги, реализованное количество товара и т. п.). Расчеты по указанным договорам производятся на основании результатов, отраженных в двустороннем акте.

В таблице приведена сравнительная характеристика трудового и гражданско-правового договоров.

Сравнительная характеристика

трудового и гражданско-правового договоров

Характеристики

Трудовой договор

Гражданско-правовой договор

Регулируется
законодательством

Трудовым

Гражданско-правовым

Отношения сторон

Основаны на принципе
подчинения одной стороны
другой

Основаны на принципе
равенства

Характер работы

Сотрудник должен
подчиняться определенному
режиму, соблюдать
установленный распорядок
работ и т. д.

Исполнитель самостоятельно
организует свой труд, а
заказчик не вправе
вмешиваться в его
хозяйственную деятельность

Социальное
страхование

Работодатель в любом случае
обязан оплачивать
социальное страхование
работника и его труд
независимо от конечных
результатов

Гражданские отношения
регулируются иначе, чем
трудовые: они не связаны с
социальными гарантиями для
работника и ограничениями
для работодателя.
Начисляются не все
страховые взносы. Например,
отчисления в Фонд
социального страхования не
производятся

Ответственность
за результаты
работы

Риск по выполнению работы и
его срокам берет на себя
работодатель. Сотрудник
несет дисциплинарную
ответственность

Исполнитель берет на себя
риск невозможности
завершения работы и
представления конечного
результата

Оплата
результатов
работы

Оплата труда соответствует
системе, принятой в
организации

Заказчик оплачивает только
конечный результат работы
(возможны предоплата или
выплата вознаграждения
частями), который должен
соответствовать условиям
договора, и не несет иных
имущественных обязанностей
в отношении исполнителя

Отношение к
организации

Работник зачисляется в
штат, постоянный состав,
трудовой коллектив
организации, соблюдает
правила внутреннего
трудового распорядка и т. д.

Исполнитель не зачисляется
в штат организации и не
обязан подчиняться
внутренним локальным
нормативным актам, в
частности правилам
внутреннего трудового
распорядка. Однако в
гражданско-правовом
договоре могут быть
предусмотрены обязательства
подрядчика соблюдать
определенные правила,
например по охране труда

Режим труда,
трудовая
дисциплина

Работник исполняет
распоряжения администрации
организации, соблюдает
дисциплину труда, находится
в штате организации

Подрядчик в штат не
включается, выполняет
работу чаще всего за свой
счет и самостоятельно

Оформление
отношений

Прием на работу оформляется
трудовой книжкой, приказом
о приеме, трудовым
договором

Отношения оформляются
гражданским договором. По
результатам работы
составляется акт сдачи -
приема

Срочность
отношений

Трудовой договор
заключается на определенный
срок только в случаях,
установленных
законодательством

Срок отношений определяется
сторонами

Расторжение
договора в
одностороннем
порядке

В одностороннем порядке -
только со стороны
работника, а в случаях,
предусмотренных ст. 81 ТК
РФ, - со стороны
работодателя с соблюдением
требований законодательства

Возможно в одностороннем
порядке как со стороны
подрядчика, так и со
стороны заказчика

На практике в некоторых организациях зачастую путают трудовой договор с гражданско-правовым или целенаправленно пытаются "подменить" один на другой. Здесь необходимо помнить: если в судебном порядке будет установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства (ч. 4 ст. 11 ТК РФ). Также следует помнить о том, что даже при заключении гражданско-правового договора с иностранным работником работодатель обязан уведомить о заключенном договоре и привлечении иностранных работников к труду соответствующие органы: ФМС, налоговый орган, службу занятости, инспекцию по труду (п. 4 ч. 8 ст. 18, ч. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

С. Шнайдер

Подписано в печать

  • Кадровое делопроизводство

Ключевые слова:

1 -1