Основные направления развития государственной. Основные направления реформирования государственной службы в российской федерации

13.05.2020 Прописка

Основные тенденции развития государственной службы. На пороге XXI века государственная служба стала одним из главных институтов развитых, правовых государств, строят гражданское общество. Значительное расширение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления в большинстве развитых стран сопровождается повышением роли государственного аппарата в комплексном регулировании экономических, политических, социальных, правовых и других процессов в целях обеспечения стабилизации общественных отношений. Актуальным становится развитие не только социального, но и политического партнерства.

В современных условиях глобализации Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации экономического развития и решения экологических, социальных и других проблем развитые страны уделяют большое внимание совершенствованию системы государственного управления, определяющими составляющими которой являются государственный аппарат и государственная служба.

Перестройка государственной службы и в развитых странах мира была вызвана ростом недовольства населения относительно содержания и качества деятельности государственных учреждений. Она осуществляется сегодня с помощью ведущих специалистов в сфере менеджмента с учетом лучших моделей в этой отрасли в мировом масштабе.

В сфере государственной службы реформирование направлено на обеспечение ее результативного, экономического и эффективного функционирования. Это означает необходимость функционирования государственной службы в режиме достижения поставленных целей с минимальными затратами. Большинство административных реформ в развитых странах в данном направлении были подчинены решению именно этого важного задания. Несмотря на растущую заинтересованность общества в других ценностях государственной службы, таких как чувствительность, к общественным потребностям, равенство и справедливость со всеми гражданами, включение граждан в процесс принятия решений и т.п., результативность и эффективность остаются главной целью и критериями оценки функционирования государственной службы.

Проблема повышения результативности и эффективности государственной службы традиционно решается с помощью совершенствования формальной организации. Основные организационные принципы в этом отношении такие:

  • -целевая организация функционирования и соответствующая ей структура министерств, департаментов, агентств и других органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • -сочетание однотипной деятельности в единых подразделениях органа;
  • -соответствие и сочетание власти (полномочий) и собственности;
  • -обеспечение единоначалия в том смысле, что каждая группа подчиненных имеет одного руководителя;
  • -ограничения количества подчиненных, которые подчиняются одному руководителю;
  • -использование принципа управления по отклонениям, то есть действия руководства должны иметь опережающий характер и направлены на восстановление нормального протекания управленческого процесса в случае появления отклонений;
  • -обеспечение цепи команд сверху вниз и ответственности снизу доверху.

Эффективность функционирования государственной службы в значительной степени зависит от качества персонала. В связи с этим особое внимание в западных странах уделяется привлечению лучших кандидатов на каждую должность государственного служащего, отбора их на конкурсной основе и обеспечению продвижения кадров на основании служебных заслуг. К сожалению, в нашей стране это не всегда так.

Главная задача государственной службы заключается в результативному и эффективному обеспечении комплексной взаимосвязано деятельности, направленной на выработку и претворение в жизнь государственной политики и решений, осуществление регулятивных и обслуживающих функций в интересах всего общества или его отдельных сегментов.

Изменение структуры федеральных органов исполнительной власти является лишь шагом в решении задачи повышения эффективности системы государственного управления современной России. Не менее важно изменение идеологии управления. В России исторически относились к социальной сфере по остаточному принципу.

Сегодня опыт и практика развитых стран мира (доклады, подготовленные по решению Экономического и Социального Совета ООН), свидетельствуют, что на смену одержимости макроэкономическими показателями приходит понимание необходимости интеграции социальной и экономической политики.

Причем социальные аспекты и учет человеческого фактора выходят на первое место при принятии экономических решений и рассматриваются как один из ключевых политических факторов государственного развития. А рост ВВП и укрепление финансовой системы являются лишь инструментом для повышения уровня и качества жизни населения.

В этой связи в Российской Федерации, наряду с экономической политикой, в настоящее время на ведущее место должна выйти социальная политика государства. Социальная сфера, к которой традиционно государство относилось по остаточному принципу, должна рассматриваться как фактор национальной безопасности.

Государственное управление социально-экономическими процессам назначает целенаправленное воздействие на естественные и общественные процессы для обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы.

Его сущность находит отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых (и инвестиционных) доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др.

Органы государственного государственного управления обеспечивают обширным нормальное функционирование управлении денежной системы. обширным Монополией государства для является организация служебным денежного обращения. государственного Изменяя количество основы денег, обращающихся ставки на национальном административные рынке, государство общества влияет на фонд условия функционирования справедливости денежной системы. административные Важная роль в системы данном вопросе направление отводится Центральному справедливого банку Российской новой Федерации, который военнослужащих располагает обширным Важная набором инструментов (учетные управлении ставки, операции с обеспечению ценными бумагами, вопросе резервы, административные Вооруженных ограничения) для граждан активного воздействия стабилизирует на состояние формируется денежного рынка.

операции Государство играет Идет главенствующую роль в бумагами национальной обороне, компактной государственном управлении, гарантии функционировании энергетической и для коммуникационной систем, системы охране общественного ограничения порядка, т.е. удовлетворяет социальные спрос на охране товары и услуги нормальное коллективного пользования. повышение Важное направление количество деятельности государственного осуществлении управления - укрепление рынка обороноспособности страны и приоритет модернизация Вооруженных бумагами сил. Оснащение Органы армии современной активного новой техникой и управления оружием, осуществление обширным перехода к профессиональной Изменяя армии - компактной, удовлетворяет мобильной и боеспособной - Оснащение приоритет развития укрепление страны. Государственный товары оборонный заказ формируется улучшает и стабилизирует укрепляет деятельность оборонных административные предприятий, поддерживает системы занятость, доходы социальной населения и платежеспособный обороне спрос. Государство обеспечивает укрепляет социальные предпринимательству гарантии военнослужащих: накопительно увеличивает денежное прав довольствие, повышает совершившему пенсии военным переход пенсионерам, обеспечивает обширным военнослужащих постоянным и профессиональной служебным жильем. В защищенности настоящее время небо осуществляется переход к услуги обеспечению жильем государства на плановой направлено основе по укрепляет накопительно-ипотечной системе, Государственный формируется специализированный ставки жилищный фонд - денежной служебный.

Реформирование который судебной системы осуществлении направлено на модернизация формирование основы и занятость гарантий справедливого и оборонный гуманного общества, оборонный повышение уровня Важная социальной защищенности Государственный граждан, защиту системе прав собственности и количество эффективное содействие в ценными осуществлении справедливости новой предпринимательству. Идет процесс гуманизации Уголовного кодекса РФ - осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при наличии отягчающих обстоятельств. Расширен перечень видов наказания, которые являются альтернативой лишению свободы, в том числе кратные штрафы, исправительные работы, принудительные работы, все чаще применяются залоги или домашние аресты. Наряду со смягчением многих норм Уголовного кодекса была ужесточена уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как терроризм, пособничество терроризму, насилие над детьми, педофилия, растление несовершеннолетних, иные насильственные преступления. Государство осуществляет реформу правоохранительной системы, повышающую законность и гарантирующую защищенность в стране.

Антикоррупционная деятельность нарушения государства реализуется в сфере разработке законодательства, ответственности присоединении к международным функций конвенциям в этой конкуренции сфере, установлении собраний норм и процедур. РФ Например, к данной основе деятельности относятся расширяются представление декларации о комиссиями доходах и имуществе за государственными служащими, дать увольнение в связи с позицию утратой доверия в их случае совершения результаты ими правонарушений Вводится коррупционной направленности. бесконтактным Государство, в свою гарантии очередь, контролирует данной сведения, содержащиеся в относятся декларациях, а результаты сфере проверок рассматриваются главы специальными комиссиями, режиме которые устанавливают избирателей степень ответственности декларации за нарушения.

порядка Все направления должности деятельности осуществляются субъектов на фоне собраний модернизации политической больше системы с целью Наиболее дать гражданам выборности больше возможностей реализации влияния на Например политику государства, значимые на принятие международным любых решений, институт затрагивающих их направления права и интересы. СМИ Для этого Интернет повышается качество Для народного представительства, гражданам стимулируется развитие государственные политической конкуренции. формирования Наиболее значимые ими меры - введение политику нового порядка Партиям формирования Совета законодательства Федерации на меры основе выборности, сведения снижение до 5% направленности проходного барьера избирателей на выборах в оказании Государственную Думу правонарушений РФ. Вводится барьера институт отрешения Интернет от должности Все главы муниципалитета. введение Парламентские партии органах получили гарантии многие равного освещения имуществе своей деятельности в законодательных государственных СМИ. не Ведутся также от прямые трансляции в позицию сети Интернет партиям заседаний Государственной качество Думы РФ и Государственной законодательных собраний в оказании регионах. Это, направленности безусловно, повышает том открытость деятельности от депутатов и позволяет государственные партиям в режиме затрагивающих онлайн доносить сети свою позицию законодательных до избирателей. получили Партиям, не устанавливают представленным в законодательных партии органах, дана безусловно возможность периодически Государственной выступать в Государственной РФ Думе РФ и в принятие парламентах субъектов формирования Федерации.

В рамках ими совершенствования системы трансляции государственного администрирования должности осуществляется переход к безусловно бесконтактным технологиям до документооборота при позицию реализации государственных депутатов функций и оказании деятельности публичных услуг нового населению, расширяются сети возможности граждан РФ получать многие Государственной государственные и муниципальные выборах услуги дистанционно, в том числе через использование интернет-портала. Граждане смогут общаться с органами власти в режиме реального времени, экономить, соответственно, и время, и деньги, не говоря уже о том, что электронные технологии обеспечивают лучшую прозрачность, крайне необходимую для противодействия коррупции.

Одно из главных направлений деятельности государства - совершенствование управления социальной сферой. Большие изменения предусматриваются в поддержке семей с тремя и более детьми, а также учителей, врачей, молодых инженеров и ученых. Предполагается разработать систему льготной ипотеки для улучшения жилищных условий для них. Органами государственного управления реализуются программы "Доступная среда" для инвалидов. Они нацелены на устранение сложностей с передвижением инвалидов, на их трудоустройство и обеспечение доступности образования.

Государство берет на себя ответственность за развитие тех областей человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе: наука, образование, культура, искусство, здравоохранение и т.д. Органами государственного управления реализуется национальная инициатива "Наша новая школа", формируется новая система поиска и поддержки юных талантов, подготавливается переход к практически ориентированной модели образования в средней и старшей школе. В системе высшего образования предполагается создание сети современных вузов, отвечающих мировым стандартам как по качеству образования, так и по уровню проводимых научных исследований. Социальная сфера рассматривается органами государственного управления как мощный фактор модернизации экономики.

Государство осуществляет деятельность по предотвращению социальных конфликтов и нестабильности в обществе. Принципы свободной конкуренции и свободного рынка в чистом виде, без соответствующей корректировки, осуществляемой прежде всего государством, способствуют реализации интересов одних субъектов за счет других, выигрыш одних является проигрышем для других. Такое положение становится фактором социальных конфликтов и нестабильности в обществе, а это всегда крайне неблагоприятно отражается на состоянии отдельных предприятий, отраслей экономики страны в целом.

Безусловным приоритетом государственного управления остается гармонизация межнациональных отношений. В России живут представители разных национальностей и конфессий - всего более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Граждане страны не поддерживают экстремизм и идеологии, основанные на ненависти к людям, и это отражается в мерах по воспитанию толерантного отношения, усилению воспитательной работы в учреждениях образования, организации дней национальной культуры в регионах и муниципальных образованиях.

Необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Органами власти создаются условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий. Работа по пресечению межнациональной розни - постоянный приоритет государственного управления, так как в противном случае создается угроза благополучию граждан и единству страны.


Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы и обобщения.

Государственное управление можно определить, как исполнительную деятельность по практической организации различных общественных процессов во всем обществе. Именно исполнительной деятельностью здесь управление является потому, что оно направлено в первую очередь на исполнение и претворение в жизнь различных законов.

Государственное управление характеризуется структурностью, которая представляет собой структуру государственных органов исполнительной власти, практически осуществляющими государственное управление в определенных сферах жизни государства.

Практическое значение форм управления заключается в том, что посредством использования их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет обществ

Методы государственного управления - средства и способы практической реализации функций исполнительной власти, характеризующиеся следующими особенностями:

Выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти, публичный интерес;

Являются средством реализации, закрепленной за ними компетенции;

Выбор зависит от особенностей управляемого субъекта;

Выражаются в нормативных или индивидуальных правовых актах управления.

С помощью методов управления можно улучшить государственное управление посредствам научного подхода в организации управления, применения качественной работы исполнительных органов, организации эффективного функционирования всех подсистем. Если, мы качественное будем использовать все вышеперечисленное, то сможем добиться положительных результатов. В целях реализации стратегического управления на государственном уровне необходимо помимо повышения эффективности системы государственного управления, совершенствовать муниципальное управление.

Главной стратегической задачей современного государственного управления является установление местного самоуправления как самостоятельного института. Местное самоуправление является условием для эффективного функционирования муниципальных образований, определяющим стратегические направления местного развития.

Осознание российской политической элитой взаимосвязи между перспективами экономического роста и качеством государственного администрирования, а также курс на укрепление «вертикали» власти стали ведущими факторами, определяющими дальнейшие усилия по проведению административной реформы.

Главный вопрос современной России – ее становление как динамично развивающегося государства. Достижение этой цели невозможно без эффективного функционирования системы управления страной. Начальный этап реформ – освобождение экономики от тотального государственного управления, приватизация государственной собственности, создание федеративного устройства страны с расширением самостоятельности субъектов Федерации, повышением авторитета местных сообществ. И сегодня задача государства организовать государственное управление, соответствующее по динамизму и эффективности стоящим перед государством задачам.

Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:

  • · сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • · оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • · оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  • · рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • · повышение эффективности использования заемных средств.

До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.В действующем законодательстве отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств. Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы координации действий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики. Существует необходимость законодательного реформирования системы управления государственным долгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

  • · разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
  • · разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
  • · разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;
  • · создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
  • · разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
  • · разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. ФЗ от 03.12.2012 №216 « О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» определены основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг. В статье 1 данного закона сказано:

  • 1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):
  • 1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 12 865 925 621,0 тыс. рублей;
  • 2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. рублей;
  • 3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 6 600 552 240,0 тыс. рублей;
  • 4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США, или 53,0 млрд. евро;
  • 5) дефицит федерального бюджета в сумме 521 414 553,7 тыс. рублей.
  • 2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 73 993,0 млрд. рублей и 82 937,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) и 5,0 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года):
  • 1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 063 419 918,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 15 615 507 439,0 тыс. рублей;
  • 2) общий объем расходов федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 207 001 486,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 355 175 037,2 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 15 626 283 594,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 781 314 179,7 тыс. рублей;
  • 3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 7 590 290 071,4 тыс. рублей и на 1 января 2016 года в сумме 8 313 703 485,0 тыс. рублей;
  • 4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 75,8 млрд. долларов США, или 60,6 млрд. евро, и на 1 января 2016 года в сумме 83,8 млрд. долларов США, или 67,0 млрд. евро;
  • 5) дефицит федерального бюджета на 2014 год в сумме 143 581 568,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 10 776 155,0 тыс. рублей.

Уральская Модель ООН

УИУ РАНХиГС при Президенте РФ

Экономический и Социальный Совет

Доклад Эксперта

«Государственное управление в сфере осуществления целей устойчивого развития до 2030 года»

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ.. 3

I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5

II. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 15


ВВЕДЕНИЕ

25 сентября 2015 года 193 страны приняли 17 глобальных целей, которые необходимо достичь к 2030 году. Цели и задачи отличаются комплексностью и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития. С этого момента Экономический и Социальный Совет (далее, - ЭКОСОС) ведет целенаправленную работу по достижению целей устойчивого развития мирового сообщества. ЭКОСОС как один из комитетов ООН ведет деятельность по трем аспектам устойчивого развития – экономическому, социальному, экологическому – и представляет собой некую платформу для интеграции государств с целью выработки мер в отношении устойчивого развития и последующей исполнительной деятельности.

В рамках предстоящего заседания ЭКОСОС будут рассмотрены только некоторых из 17 целей, а именно:

Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах;

Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства;

Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте;

Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех;

Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех;

Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций;

Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними;

Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов;

Обеспечение рациональных моделей потребления и производства;

Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития.

Таким образом, вопросы экологии (изменение климата, сохранение и использование мировых водных ресурсов, защита и восстановление экосистем суши и почвы, обеспечение доступа к современным источникам энергии), обеспечения гендерного равенства, а также содействия построения миролюбивых и открытых обществ не будут вынесены на обсуждение.

Цели, представленные на рассмотрение странам-участницам ЭКОСОС в рамках предстоящих заседаний, невозможно достичь самостоятельно ни одному из существующих государств, поэтому предлагается вынести на совместное обсуждение возможность международного сотрудничества и взаимодействия, а также разработки рекомендаций для формирования общих принципов осуществления государственного управления по указанным направлениям.


I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Государственное управление представляет собой целенаправленное и регулирующее воздействие органов власти на общественные процессы, на поведение и деятельность социальных групп и последующее управление с целью реализации общественных потребностей, интересов и целей в соответствии с возможностями общества, посредством рационального использования всех видов ресурсов и инновационных технологий. При этом государственное управление не является статичной системой, как и само государство в целом. Причинами современных изменений являются интеграционные процессы, высокая скорость развития технологий и качественное изменение общества и его потребностей; выделяют следующие тенденции развития современных обществ:

Усложнение взаимодействия посредством усиления взаимозависимости между людьми, социальными группами как внутри государства, так и между странами;

Стремление к свободе – человек отказывается от пассивной роли потребителя, он - активный субъект потребительского рынка, оказывающий влияние на товаропроизводителей;

Переход от индустриального общества к обществу услуг;

Ускорение социально-экономического развития в результате ускорения научно-технического прогресса предопределяет «скорость» экономических и социальных преобразований в современном обществе и его сферах.

Сформулированные закономерности повлияли на природу государственного управления, что привело к корректировке вектора развития государственного аппарата и осуществляемых им функций исполнения, управления, контроля – все это характерно для большинства стран мира.

Государства отходят от классических принципов управления, происходит постепенная трансформация базовых принципов с учетом изменения общей конъектуры. Каждый государственный орган стремится к сокращению сложности, упрощению организационных структур и управленческих процедур, автономизации операционных единиц, децентрализации процесса принятия решений для все более полного удовлетворения потребностей общества. В процессе управления наблюдается обратный узкой специализации процесс: переход от разделения труда в управлении к широкой профессионализации, активному задействованию творческого потенциала человека.

Возвращаясь к вопросу об автономизации. Правительства государств и федеративных единиц стремятся внедрить электронный документооборот, и перевести в Интернет-пространство взаимодействие с гражданами. Повсеместно вводится «Электронное правительство» (в каждой стране данная структура имеет свое название, но в рамках данного доклада и заседаний возможно использование данного единого обозначения) с целью предоставления государственных и муниципальных услуг через Интернет, что позволит гражданину с минимальными временными затратами получить желаемый результат. Между государственными органами создаются некие «межведомственные шлюзы» для сбора информации от органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне. Система электронного межведомственного взаимодействия включает в себя информационные базы данных об используемых органами и организациями программных и технических средствах, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Она позволяет федеральным, региональным и местным (при двухуровневой организации – федеральным и региональным) органам власти в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг. Такой метод взаимодействия удобен как для потребителя, то есть гражданина и (или) организации, так и для органов власти. При таком подходе создается общая «транспортная» среда для обмена информацией между ведомствами, удостоверяющими центрами, другими организациями, участвующими в оказании услуг.

Также, преобразуется восприятие государства в обществе. Роль «пассивного надзирателя» сменяется ролью активного субъекта организации, регулирования и координации социальных отношений. Государство – это уже не «машина для подавления», а социальная организация, важнейшими функциями которой являются социальная защита населения от всевозможных рисков, социальная помощь нуждающимся и поддержка при определенных условиях, а также социальное обслуживание граждан. Здравоохранение, социальные гарантии и медицинское обслуживание на достойном проживания уровне – «пакет» услуг, которые рассматриваются как государством, так и отдельно взятым гражданином как наиболее значимое и приоритетное направление деятельности.

При этом важным вектором реформирования государственного управления является развитие совместного управления в области целеполагания, поскольку сложным социальным системам не представляется возможным навязывания целевых решений. Такое решение согласуется с социумом, при этом общество берет на себя ответственность за исполнение указанного решения. Это и есть сохранение базового принципа общественного договора, «заключенного» между государством и обществом. На практике это выражается в проведении заседаний и встреч с представителями общественности (малый и средний бизнес, фонды поддержки слабозащищенных слоев населения и т.д.) для обсуждения законодательных проектов и инициатив.

Инновационное развитие и процесс глобализации во многом вынуждает руководство государств менять тактику поведения, чтобы сохранить лидирующие позиции по ключевым показателям: ВВП, технологическая оснащенность и инновационность, удельные вес на международном рынке отечественной продукции. Поэтому, государственное управление во многом направлено на развитие системы образования и создания условий для наращивания инновационного потенциала государства. Осуществляется тесное взаимодействие государственных органов с бизнесом и научным сообществом (научно-исследовательские центры, институты, университеты, академии наук и пр.) для осуществления масштабных проектов. В данном случае государственное вмешательство минимально: регулирование соблюдения законодательства и предоставление различных льгот.

Волков А.А., ФСО России

Основные направления развития Государственной системы правовой информации

Позиция ФСО России в том, что на ближайшее десятилетие мы ставим перед собой задачу по развитию Государственной системы правовой информации (ГСПИ). Именно так сформулировано мероприятие в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Исполнителем мероприятия, как уже отмечалось, определена ФСО России.

На наш взгляд, ГСПИ будет состоять из набора функциональных подсистем, каждая из которых будет представлять собой сложную самостоятельную систему, функционирующую по единым нормативно-организационным и технологическим принципам, а именно, подсистем:

информационно-правого обеспечения правотворческого процесса органов государственной власти различных уровней;

ведения банков правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления на технологической основе ИПС «Законодательство России»;

хранения правовой информации в электронном виде;

доступа к официальной правовой информации.

ГСПИ может быть условно централизованной и иметь два уровня управления:

федеральный, объединяющий системы правовой информации федеральных органов государственной и исполнительной власти,

региональный, объединяющий типовые системы правовой информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации с входящими в каждый субъект органами местного самоуправления.

Для разработки каждой из подсистем есть свои реальные предпосылки, которые сами по себе являются предметом для обсуждения и детального анализа. Очень кратко рассмотрим эти подсистемы.

Подсистема информационно-правового обеспечения правотворческого процесса органов государственной власти различных уровней.

На наш взгляд, создаваемые средства информационно-правового обеспечения правотворческого процесса должны в себя включать:

средства интеграции в электронный документооборот, обеспечивающий участникам правотворческого процесса возможность коллективной работы над проектами правовых актов, быстрого поиска необходимых документов, контроля за прохождением проектов правовых актов;

программные средства, позволяющие вести сравнительный анализ нормативных правовых актов разного уровня;

в перспективе - программные средства экспертных систем, позволяющие комплексно оценивать актуальность и непротиворечивость проекта правового акта в процессе его подготовки;

массивы правовых документов, необходимых участникам правотворческого процесса для принятия и реализации нормативных актов;

развитые средства телекоммуникаций, обеспечивающие прямой доступ к информационно-правовым ресурсам всех участников правотворчества на каждой стадии процесса;

средства комплексной информационной безопасности.

Следует отметить, что в 2010 году был завершен ряд проведенных по заказу ФСО России ОКР по созданию первой очереди перечисленных средств в интересах Аппарата Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и органов государственной власти регионов страны. Мы намерены приступить в ближайшее время к их практическому внедрению.

Идея официального опубликования правовых актов в электронном виде не нова. Начиная с 1998 года, по нашей инициативе она проходила «обкатку» публичностью. И надо признать, что в тех технологических условиях вряд ли была бы успешно реализуема. В 2008 году эта идея по заказу ФСО России была научно проработана, сформулирована и обоснована творческим коллективом под руководством В.Б. Исакова и И.Л. Бачило в рамках НИР «Официоз».

В самом сжатом виде идея выглядит следующим образом.

Должна создаваться единая система, охватывающая официально публикуемые правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных государственных органов, на территории всей страны. Конечный состав участников (субъектов) системы будет насчитывать десятки тысяч абонентов и охватывать вертикаль власти от Президента Российской Федерации до руководителя муниципального образования.

Создание этой системы позволит обеспечить официальное электронное опубликование всех видов правовых актов в соответствии с едиными требованиями, а также обеспечить беспрепятственный доступ юридических и физических лиц к любому правовому акту независимо от места нахождения пользователя, уровня и формы искомого правового акта.

На наш взгляд, в системе электронного опубликования должны быть реализованы самые жесткие требования по обеспечению достоверности публикуемых документов, а также по обеспечению комплексной информационной безопасности. ФСО России намерена применять максимально возможные средства и технологии в данных вопросах.

И это только организационно-техническая сторона вопроса. В отдельной плоскости лежат вопросы организационно-правового характера. Поэтому одна из важнейших и масштабных задач заключается в том, чтобы определить направления формирования правовой базы, т.е. разграничить предметы правового регулирования, определить их содержание и правовую форму регулирования соответствующих отношений.

Естественно, реализация этих предложений выходит далеко за рамки компетенции ФСО России, но в данном случае именно ФСО России выступает инициатором изложенных изменений, затрагивающих вплотную как систему государственного управления, так и взаимоотношения между государством и обществом.

Следует отметить, что озвученная идея давно уже выскочила за рамки ФСО России и работавшего над НИР творческого коллектива. Более того, она уже овладевает умами региональных властей. Как часто уже бывало, регионы не ждут импульсов от федерального центра и на свое разумение двигаются в данном вопросе.

Задача центра, на наш взгляд - дать органам власти типовые организационно-правовые механизмы и единые технологический и технический инструментарии.

Посему нами начато движение одновременно по трем направлениям:

проведение соответствующей ОКР;

отработка с применением имеющихся технологий обеспечения информационной безопасности практических мероприятий по официальному опубликованию в электронном виде правовых актов Президента Российской Федерации;

практическая отработка аналогичных технологий в Ленинградской области.

Основное предназначение подсистемы ведения банков правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и подсистемы хранения правовой информации в электронном виде состоит в:

обеспечении единых технологий ведения эталонных банков органов государственной власти и местного самоуправления силами самих этих органов;

обеспечении гарантированного хранения официальных правовых актов в электронном виде (включая правовые акты федерального уровня ограниченного доступа), комментариев к ним;

обеспечении надежного хранения правовой информации в электронном виде продолжительностью не менее 50 лет;

обеспечении устойчивого функционирования дублирующего узла правовой информации и инфраструктуры государственного хранилища официальной правовой информации в электронном виде, в том числе в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях.

И, наконец, подсистема доступа к официальной правовой информации должна стать единым объединяющим инструментом в рамках ГСПИ.

Наиболее перспективным и динамично развивающимся способом публичного доступа к информации является Интернет. Мы считаем, что необходимое объединение информационно-правовых ресурсов и сервисов федерального, регионального и местного уровня, негосударственного сектора, а также информации о них возможно через Официальный интернет-портал правовой информации.

Официальный интернет-портал правовой информации призван обеспечивать:

оперативный широкий и безусловно свободный доступ к государственным информационно-правовым ресурсам, а также доступ к иным информационно-правовым ресурсам;

реализацию основного способа доступа к системе официального опубликования в электронном виде;

оперативное оповещение о событиях в сфере права и в области правовой информатизации России;

возможность обратной связи с пользовательской аудиторией посредством использования интерактивных сервисов;

возможности создания, хранения и управления сайтами заинтересованных структур в области правовой информатизации;

необходимый уровень информационной безопасности.

С 28 марта с.г. Официальный интернет-портал правовой информации нами введен в постоянную эксплуатацию в сети Интернет по адресу pravo.fso.gov.ru. Нашими партнерами в рамках портала стали коллеги по правовой информатизации из негосударственного сектора.

В то же время внутренние технологические потребности ГСПИ потребуют продолжить развитие наших корпоративных защищенных систем передачи данных «Паутина» и «Атлас» с учетом перспектив перехода на использование средств единой мультисервисной сети специальной связи.

В заключении необходимо отметить следующее. Во всей ГСПИ будут действовать единые нормативные и технологические механизмы. В том числе, требования и меры информационной безопасности, включая обеспечение достоверности и целостности правовой информации с использованием электронно-цифровой подписи через инфраструктуру корпоративных удостоверяющих центров ГСПИ. Проведение единой государственной политики в ходе развития ГСПИ должно оптимизировать и унифицировать имеющиеся технологии в правовой сфере. И как следствие, укрепить правовые механизмы функционирования российского государства и общества.