Приостановление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Право рар лишать торговцев алкоголем лицензии наведет порядок на рынке

28.05.2020 Прописка

Александр Хлебников, судья Арбитражного суда Белгородской области.

Лицензирование - одно из эффективных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности, защищающее права граждан и государства в целом. Рассмотрим правовые основания для аннулирования лицензии на алкоголь.

Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании...").

В целях эффективного государственного регулирования в этой области предпринимательской деятельности представляется очень важным точное соблюдение правовых норм, касающихся производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в первую очередь норм Закона N 171-ФЗ, являющегося основным нормативным правовым актом в указанной сфере.

Лицензирование - наиболее распространенный способ обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности. В связи с этим чрезвычайно важно правильно понимать и применять нормы, относящиеся к вопросам лицензирования производства и оборота алкогольной продукции. Тем более что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция по смыслу п. 2 ст. 129 ГК РФ являются продукцией, ограниченной в обороте. От соблюдения норм о лицензировании во многом зависит эффективность государственного регулирования алкогольного сектора экономики.

Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются ст. 20 Закона N 171-ФЗ. В процессе применения правовых норм названной статьи как у лицензирующего органа, так и у субъектов предпринимательства нередко возникают вопросы, связанные с неоднозначным пониманием этих норм.

Несовершенство юридической техники и несогласованность ст. 20 Закона N 171-ФЗ с другими нормами правовых актов о государственном регулировании в данной области порождают вопросы, связанные с неэффективностью системы государственного регулирования в этой сфере предпринимательской деятельности и управления ею.

Разное понимание норм ст. 20 Закона N 171-ФЗ органами государственной власти и организациями часто вызывает необходимость обращения в арбитражный суд, который, выступая в роли арбитра, в принимаемом решении должен обосновывать правильность правовой позиции одного из участников судебного спора. В результате возникает ситуация, когда вместо законодательных органов государственной власти восполнять пробелы и несовершенства законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции вынуждена судебная система РФ. Сказанное в полной мере относится к вопросу аннулирования лицензии на производство и оборот алкоголя.

Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является в числе иных оснований, установленных п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, повторное в течение одного года несвоевременное представление в лицензирующий орган деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В правоприменительной практике нередко возникает вопрос, вправе ли лицензирующий орган аннулировать лицензию по причине повторного в течение одного года несвоевременного представления деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, если несвоевременное представление деклараций не повлекло уменьшения декларируемых объемов производства и оборота алкогольной продукции.

Так, рассматривая подобное дело, Арбитражный суд Белгородской области установил, что согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 приостановление (аннулирование) лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Оценка обстоятельств совершенного правонарушения является прерогативой суда (решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.03.2009 N А08-596/2009-20).

Проанализировав имеющиеся материалы дела и учитывая, что лицензиат несвоевременно представлял декларации по нескольким объектам в течение длительного времени, суд пришел к выводу, что применение к лицензиату в данном случае такой меры, как аннулирование лицензии, отвечает требованиям справедливости и соразмерности, а также является необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации.

Как видим, вопросы аннулирования лицензии не до конца проработаны и требуют серьезного внимания законодателей.

/ от

14 августа было принято Постановление Правительства РФ от 14.08.2012 N 824 “Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке” (далее – Постановление). Постановление наделяет Росалкогольрегулирование полномочиями по аннулированию лицензий во внесудебном порядке. Постановление вступает в силу по истечении семи дней с момента опубликования (на момент подготовки материала документ опубликован не был).

Основания для аннулирования лицензии во внесудебном порядке

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (далее – Закон об обороте алкоголя) устанавливает три случая, когда лицензия может быть аннулирована во внесудебном порядке. Аналогичные основания для аннулирования лицензии повторяются и в Постановлении.

1. Поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) этилового спирта по цене ниже цены, установленной в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона об обороте алкоголя.

Напомним, что минимальная цена для поставки и закупки этилового спирта установлена Приказом Росалкогольрегулирования от 30.05.2012 N 132 “Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) этилового спирта”. Такая минимальная цена (без учета акциза и налога на добавленную стоимость) на этиловый спирт из пищевого сырья составляет 35 руб. за 1 л безводного спирта.

Отметим, что ограничение по минимальной цене закупки или поставки этилового спирта не распространяется на некоторые виды жидкостей: денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головную фракцию этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового спиртов.

2. Поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с п. 5 ст. 11 настоящего Федерального закона.

Напомним, что в Российской Федерации минимальная цена для поставки, закупки и розничной продажи установлена только в отношении алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов. Такая минимальная цена варьируется в зависимости от разновидности алкогольного напитка и его крепости. Минимальные цены установлены Приказом Росалкогольрегулирования от 30.05.2012 N 131 “Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов”.

В соответствии с данным Приказом различаются минимальные цены поставки и закупки алкогольной продукции у ее производителя и у посредников. Например, для водки крепостью 40 градусов минимальная цена закупки и поставки у производителя составляет 101 руб. за 0,5 л, а у посредника – 112 руб. Минимальная цена розничной продажи – 128 руб. за 0,5 л.

3. Нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных п. 2 и абз. 1 п. 5 ст. 16 Закона об обороте алкоголя.

Этими положениями Закона об обороте алкоголя установлен ряд требований и ограничений в отношении розничной продажи алкогольной продукции: требования к месту и времени продажи, к содержанию сопроводительных документов, запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним и др.

За нарушение правил розничной продажи теперь можно будет во внесудебном порядке лишить продавца лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Ранее за нарушение таких требований лицензия аннулировалась в судебном порядке.

Отдельно стоит отметить, что во внесудебном порядке лицензий будут лишать только за нарушение требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных федеральным законодательством. Например, требования о запрете продажи алкогольной продукции в ночное время (с 23 до 8 часов), установленного в абз. 1 п. 5 ст. 16 Закона об обороте алкоголя. Причем субъекты РФ вправе своими актами дополнительно запретить реализацию алкоголя и в иное время, однако только за продажу алкоголя с 23 до 8 часов можно будет аннулировать лицензию во внесудебном порядке.

Внесудебный порядок аннулирования лицензий

Аннулирование лицензий во внесудебном порядке при наличии оснований является обязанностью Росалкогольрегулирования.

Росалкогольрегулирование принимает решение об аннулировании лицензии при условии, что основания для аннулирования были подтверждены вступившими в законную силу постановлениями или судебными актами по делам об административных правонарушениях, вынесенными в отношении лицензиата.

Предоставлять Росалкогольрегулированию информацию о вступивших в законную силу постановлениях или судебных актах должны государственные органы, которые либо составили протокол об административных правонарушениях (для постановлений), либо обратились в суд.

Решение об аннулировании лицензии принимается в течение десяти дней с момента получения постановления или судебного акта. Если же дело об административной ответственности рассматривалось по инициативе Росалкогольрегулирования, десять дней отсчитываются либо с момента вступления в законную силу постановления Росалкогольрегулирования, либо с момента получения судебного акта, для вынесения которого Росалкогольрегулирование обратилось в суд.

Решение об аннулировании лицензии вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 14.08.2012 N 824 “Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке”.

Кepeнcкий И.B.

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2019/12/logoz-300x138.png Адвокаты 2012-09-24 16:58:22 2016-03-19 17:36:51 Аннулирование лицензии на производство и продажу алкоголя без суда

Постановление Правительства РФ от 14 августа 2012 г. N 824
"Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке"

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке.

2. Установить, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке.

Положение
об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 августа 2012 г. N 824)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение устанавливает порядок аннулирования лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - лицензии) по решению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка во внесудебном порядке и распространяется на отношения, участниками которых являются:

а) юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и имеющие лицензии на осуществление одного или нескольких следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции;

перевозка этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

б) сельскохозяйственные товаропроизводители (организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", имеющие лицензию на производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенного вина, игристого вина (шампанского) (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель).

2. Решение об аннулировании лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 1 настоящего Положения, принимается в следующих случаях:

а) осуществление юридическим лицом (организацией), указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящего Положения, поставки (за исключением экспорта), закупки (за исключением импорта) этилового спирта (за исключением биоэтанола) по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон);

б) осуществление юридическим лицом (организацией), указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящего Положения, поставки (за исключением экспорта), закупки (за исключением импорта) и розничной продажи алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона;

в) нарушение юридическим лицом (организацией), указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящего Положения, а также сельскохозяйственным товаропроизводителем (далее - лицензиат) особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2 и абзацем первым пункта 9 статьи 16 Федерального закона;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "г" с 3 июля 2018 г. - Постановление

г) осуществление юридическим лицом (организацией), указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящего Положения, перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом без передачи данных о перемещении такого автомобильного транспорта по территории Российской Федерации, в том числе данных о его текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "д" с 3 июля 2018 г. - Постановление Правительства России от 21 июня 2018 г. N 711

д) передача лицензиатом федеральных специальных марок другому лицу, а также передача юридическим лицом (организацией), указанным в подпункте "а" пункта 1 настоящего Положения, акцизных марок другому лицу;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "е" с 3 июля 2018 г. - Постановление Правительства России от 21 июня 2018 г. N 711

е) использование лицензиатом зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в законную силу решения суда о неправомерном их использовании.

3. Случаи, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, должны быть подтверждены вступившими в законную силу постановлениями или судебными актами по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенными в отношении лицензиата (далее соответственно - постановления, судебные акты).

4. Для подтверждения случаев, указанных в пункте 2 настоящего Положения, копии постановлений, судебных актов направляются (представляются) в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка по истечении 30 рабочих дней после вступления в силу постановления, судебного акта:

органами, должностные лица которых уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за исключением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка), - в отношении постановлений;

органами, по результатам обращения которых в суд принят судебный акт, - в отношении судебных актов.

5. Решение об аннулировании лицензии принимается в течение 10 рабочих дней:

со дня получения копии постановления или судебного акта, представленной в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения;

со дня вступления в законную силу постановления, вынесенного Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка;

со дня получения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка судебного акта (в случае если Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является органом, по результатам обращения которого в суд принят судебный акт).

6. Решение об аннулировании лицензии подписывается руководителем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка или уполномоченным им заместителем руководителя с мотивированным обоснованием решения.

Один экземпляр решения об аннулировании лицензии в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения направляется лицензиату, лицензия которого аннулирована, посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа по адресу электронной почты лицензиата, по которому осуществляется переписка, направление решений, извещений и уведомлений, с использованием электронной цифровой подписи.

8. Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка информирует лицензирующий орган, выдавший лицензию на вид деятельности, предусмотренный абзацем шестым подпункта "а" пункта 1 настоящего Положения, о факте обжалования решения об аннулировании лицензии лицензиатом, в отношении которого принято такое решение.

9. Сведения об аннулированной лицензии не позднее чем на следующий день после дня вступления в силу решения об аннулировании лицензии размещаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

МОСКВА, 16 авг - РИА Новости. Наделение Росалкогольрегулирования (РАР) правом аннулировать лицензии на розничную продажу алкоголя может помочь навести порядок на рынке, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты и представители отрасли. Однако они предсказывают непростую борьбу с нелегальной торговлей и опасаются "подводных камней".

О том, что РАР получило полномочия во внесудебном порядке самостоятельно аннулировать лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу алкоголя, говорится в обнародованном в среду постановлении правительства от 14 августа. Лишиться лицензии магазины могут, в частности, за торговлю в ночное время, без маркировки и документов, а также по цене ниже минимальной, в запрещенных местах или несовершеннолетним покупателям.

Аннулировать лицензию в рознице ранее могли либо региональные чиновники, которые их и выдают, либо суд.

Внимание, есть нюансы

"Мы с пониманием относимся к тому, что у РАР появился такой рычаг регулирования", - сказал агентству "Прайм" исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ритейлеров в РФ, Илья Белоновский. По его мнению, нововведение направлено на обеспечение справедливой конкуренции на рынке розничной торговли алкоголем и в большей степени адресовано отдельным торговым точкам и небольшим сетям, которые практикуют торговлю алкоголем в обход закона. "Крупные розничные компании и так тщательно следят за исполнением норм закона", - добавил Белоновский.

Аннулирование такой лицензии может стоить бизнеса, потому что на алкоголь в небольших магазинах приходится львиная доля продаж, обратил внимание собеседник агентства.

Обеспечение единых правил для всех участников рынка - это один из главнейших вопросов, считает генеральный директор сети "Магнит" Сергей Галицкий.

"И если федеральное ведомство получает такое право (аннулирования лицензий - ред.), то это установит одинаковые правила для всех", - добавил собеседник агентства. В том числе, в борьбе с нелегальным алкоголем "РАР лишним не будет", считает он.

Галицкий указывает также на еще одну важную проблему.

"Ни одна нормальная, в здравом уме, розничная сеть не хочет, чтобы продавцы продавали алкоголь несовершеннолетним. Но когда у нас каждый день работает 20 тысяч, мы физически не можем каждого из них контролировать", - поясняет он. И если кто-то из кассиров вдруг нарушил правило, то от этого страдает компания, а не конкретный продавец, подчеркивает глава "Магнита".

Директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) отмечает, что наделение дополнительными полномочиями РАР является логичным шагом в рамках ужесточения государственного регулирования алкогольного рынка. "Это очередной сигнал, что с алкоголем надо работать очень аккуратно. Мы уже давно поняли, что ужесточение регулирования алкогольного рынка - это неизбежность, это государственная политика. И мы ее разделяем, считаем, что все участники рынка должны быть дисциплинированными и должны правила выполнять", - прокомментировал он.

"В теории все звучит достаточно логично. Посмотрим, как это будет реализовываться на практике, не создаст ли это каких-то нерыночных препятствий, подводных камней", - продолжил Сусов.

"Любое дополнительное регулирование несет с собой дополнительную коррупционную составляющую", - добавил председатель координационного Совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев, заметив, что в нововведении видит и позитивную сторону - оно направлено на борьбу с теневым рынком. "Сети как федеральные, так и крупные региональные, предельно осторожны и аккуратны в плане исполнения законодательства. На нарушениях в виде продажи алкоголя ночью или продажи несовершеннолетним мы никогда не будем зарабатывать. Это теневой бизнес, который ведут палатки и маленькие магазины", - пояснил Пономарев.

Однако он не уверен, что дополнительные полномочия у РАР приведут в "обелению" таких коллег. "Там подпольная торговля ведется на доверии - в палатках круглосуточно отпускают алкоголь знакомым, это явление в России существует повсеместно. Я не уверен, что РАР имеет необходимый механизм, чтобы отслеживать подобную теневую торговлю", - подытожил он.

"Розница должна бояться"

Государство последовательно проводит реформу на алкогольном рынке, напоминает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Так, по его словам, в 2009-2010 годах была проведена реформа в сегменте производства, импорта и дистрибуции алкоголя, в результате которой произошло укрупнение рынка и сокращение вдвое его участников. Затем началась реформа в сегменте розницы. "Для того, чтобы с розницей разобраться идет процесс укрупнения. За 2012-2013 годы количество точек по продаже пива сократится раза в четыре, наверное, потому что с 1 января оно уйдет из киосков и будет продаваться только в магазинах. Само количество магазинов, я думаю, сократится раза в 1,5 раза из-за ряда ограничений (установленных законом о госрегулировании алкогольного рынка), плюс вводится декларирование, с которым не все справятся", - пояснил он.

Вместе с тем доля нелегальной водки остается высокой: по итогам 2011 года в легальной рознице было продано 55% легальной водки, 45% - нелегальной. "Переломить ситуацию пока не удается. Местные органы власти, местные контролирующие органы не справляют с вытеснением нелегальной водки, магазины по-прежнему продолжают ее продавать", - констатирует он.

"Поэтому возможность лишения лицензии в досудебном прядке, я думаю, будет очень позитивной мерой. Розница должна бояться. Если более менее какой-то порядок навели в сегменте производства, дистрибуции и импорта, то в сегменте розницы его навести пока не удается", - считает эксперт.

Приструнить нарушителей могут помочь выездные проверки. "Сразу за день обошли 100 торговых точек, увидели нелегальную продукцию - сразу лишили лицензии. Несколько таких показательных поездок, я думаю, дадут очень неплохой эффект", - добавляет он.

Хотя это, к сожалению, не значит, что весь нелегальный алкоголь уйдет с рынка - он перейдет в альтернативный сектор продаж (торговля с рук, увеличение спроса на алкогольные аптечные настойки, самогон и т.д.). "Потому что потребности в нелегальной продукции у потребителя есть, все-таки она дешевле", - признает Дробиз.

Крупные производители алкоголя тоже считают усилений полномочий РАР "больше плюсом, чем минусом" для рынка. "На рынке еще много заводов, которые по документам работают с минимальными объемами, а на самом деле - в полную мощь, поставляя на рынок контрафактный алкоголь. Если этот факт вскрывается, то все равно судебные разбирательства затягивают процесс, а в это время этот может продолжать производство. Так что усиление полномочий профильного ведомства может заставить "левых" производителей алкоголя лишний раз призадуматься", - сказал агентству представитель крупной алкогольной компании.