Дорожно транспортная экспертиза. Сложности дорожно-транспортной экспертизы

02.06.2020 Взыскание

За время вождения любой автолюбитель, так или иначе, сталкивался с опасностью ДТП или даже являлся его непосредственным участником. Даже при соблюдении всех правил дорожного движения ни один водитель не может быть полностью защищен от подобных происшествий. И далеко не всегда виновником обязан быть один из водителей.

Только что же делать в тех случаях, когда и целостность дорожного полотна в целом. Уже на месте происшествия это может быть очевидным, однако не всегда можно так просто доказать собственную правоту. Именно для этого и назначаются дорожно-транспортные экспертизы. А в нашей статье мы расскажем о ней подробнее и о тех вопросах, которые можно с помощью нее решить.

Дорожно-транспортная экспертиза – это одна из разновидностей расследования, проводимого экспертами, на основе имеющихся данных о требуемом предмете выяснения. В данном случае изучению подлежат причины, которые повлекли за собой ДТП, связанные непосредственно с дорожными условиями.

Подобную процедуру называют по-разному: экспертиза состояния дороги, дорожная экспертиза, экспертиза дорожных условий и прочие смежные с этим формулировки. Однако все это представляет собой выяснение одинаковых по факту . Так же проводится и судебная дорожно-транспортная экспертиза, когда ведется разбирательство по происшествию.

Дорожно-транспортная экспертиза является одной из многочисленных разновидностей инженерных экспертиз. Все они характеризуются тем, что помимо оценки общего состояния объектов, так же они производят диагностику составляющих. По этому принципу производится диагностика дорожного полотна, обустройства и общих условий.

Что именно помогает узнать

Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:

  • Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
  • Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
  • Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
  • Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
  • Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
  • Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
  • Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
  • Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
  • Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.

Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.

Помните, что для успешного проведения дорожно-транспортной экспертизы Вам потребуется предоставить максимально полную информацию. В данном случае будут полезны все фото и видео материалы, которые было сделаны в момент ДТП. Чем более исчерпывающей будет информация, тем более точной будет сама дорожная экспертиза.

Как и когда производится

В первую очередь следует отметить тот факт, что время проведения экспертизы и ее специфика зависит напрямую от того является ли она частной или нет. То есть можно условно разделить проводимые дорожно-транспортные экспертизы на два вида :

  1. Частные независимые экспертизы. Подобная дорожная экспертиза может быть проведена в самое ближайшее после аварии время. Услуга не бесплатна, включая и сам вызов эксперта по факту происшествия. Оплата производится обычно тем участников аварии, кто заказывает процедуру. Следует помнить, что проведение дорожно-транспортной экспертизы не запрещено. То есть Вы можете собрать необходимые доказательства своей невиновности предварительно. Помимо прочего, эксперту будет проще восстановить ситуацию «по горячим следам»;
  2. Судебные дорожно-транспортные экспертизы. Подобная дорожная экспертиза назначается исключительно в суде, после подачи соответствующего ходатайства (прошения) о ее необходимости. Она довольно часто используется в судебном процессе для происшествия, если ранее точное определение не было возможным. Судебную экспертизу имеет право проводить только определенный назначенный специалист, который является экспертом-автотехником требуемого разряда.

Если у частной больше возможностей собрать требуемую информацию самостоятельно, то специалист судебной экспертизы вынужден будет в основе своей опираться на имеющиеся документы. Именно для этого потребуется предоставить информацию в полном объеме.

Так же мы настоятельно рекомендуем Вам воспользоваться бесплатной консультацией автоюриста. Подобные дела рассматриваются довольно часто, и он сможет подсказать, как лучше поступить в Вашей ситуации. Судебная практика отлично поможет Вам сориентироваться в ситуации, чтобы выйти победителем из процесса.

20.04.2018 17:44:51 сайт

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия – законодательно установленное наименование группы исследований, известных в народе как дорожно-транспортная экспертиза. Принадлежит мероприятие к классу инженерно-транспортных или автотехнических экспертиз.

Специфика процедуры

Объектом дорожно-транспортного исследования является дорога и близлежащая территория, на которой произошла авария, наезд, поломка транспортного средства.

Целью экспертизы является идентификация ДТП, выявление факторов, приведших к нему, а также:

    выяснение соответствия характеристик дорожного полотна и оснащения его дорожными знаками;

    выявление корректность дорожной разметки;

    расчет имеющейся обзорности и сопоставление ее с нормативными актами;

    изучение организации движения на момент происшествия;

    определение возможности предотвращения аварии ее участниками.

Помимо этого исследования, применяют другие виды автодорожного исследования, тем самым полностью раскрывая картину происшествия.



Разрешаемые вопросы

В зависимости от возникшей ситуации, эксперту адресуют перечень вопросов:

    Была ли достаточная обзорность на месте происшествия для всех участников?

    Корректно ли расставлены дорожные знаки, соблюдено ли расстояние от предупреждающего знака до объекта, указанного на нем?

    На сколько испорчено дорожное полотно?

    Имеются ли выбоины, колейность на дороге? Каковы их параметры?

    Возможно ли изменение траектории движения одного из водителей при попадании в выбоину или яму?

    Могли ли ограждающие приспособления повлиять на ход ДТП (предотвратить его при правильных действиях водителя или, наоборот, привести к столкновению с авто)?

    Как правильно должно быть обустроено дорожное полотно и прилегающая местность?

    Присутствует ли и корректна ли разметка дороги?

    Имеются ли светофоры на участке, осуществлена ли видимость их для всех участников дорожного движения?

    Были ли проведены меры по ликвидации деятельности погодных условий и других авто (убран ли снег, очищен ли участок от жидкостей)?

    Что послужило причиной аварии (исключены ли дорожные условия)?

    Соблюдены ли были правила дорожного движения водителями и пешеходами (выясняется при результатах трасологической экспертизы и показаний свидетелей)?

    Могло ли состояние дороги привести к заносу?

    Послужила ли выбоина, яма поломке ТС и его элементов?

    Как именно необходимо было действовать пешеходам и водителю для предотвращения ДТП?

    Послужили ли дефекты асфальта, гравийной дороги причиной поломки авто?

    Имели ли право грузовые, сельскохозяйственные машины и дополнительное оборудование передвигаться по данному участку?

    Имеются ли на дороге уклоны, незафиксированные дорожными знаками?

Возможны и другие вопросы, в зависимости от специфики ситуации.

Виды процедуры

Исследование подразделяют на судебное и внесудебное. Судебная экспертиза возможна только по назначению судебного органа или обращения заинтересованных лиц через суд, следственный орган.

Мероприятие проходит с участием сотрудников экспертно-криминалистических отелов МВД, государственных и федеральный учреждений. Оплачивает его государство или виновная сторона.

Внесудебное или независимое исследование проводят в досудебный период или в случае отказа от привлечения ГИБДД, суда. Заинтересованные лица обращаются в коммерческую организацию, специализирующуюся на экспертизе и ждут результата. Оплата происходит по договоренности между участниками происшествия. Если с заключением участники аварии согласны и не против возмещения ущерба пострадавшей стороне, вопрос закрывается.

ДТП с летальным исходом или причинению тяжкого вреда здоровью водителям, пассажирам или пешеходам, исследует только судебная экспертиза. Но при том есть вариант воспользоваться услугами частных учреждений.

Кто проводит экспертизу?

Человек, отвечающий за исследование участка, на котором произошло происшествие должен иметь помимо специализации «судебный эксперт» дополнительное высшее образование на автомобильно-дорожном факультете по направлению «Организация и безопасность движения».

Руководитель экспертизы должен иметь практические знания и квалификацию инженера по организации дорожного движения.


Этапы исследования

В случае разбирательств нюансов ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД, назначается судебная дорожно-транспортная экспертиза, для этого составляют ходатайство, или суд выносит постановление.

Если необходима только частная экспертиза, составляют заявку.

В документе, независимо от его назначения, кроме сведений заявителя (участников ДТП), указывают следующее:

    Проблему (произошедшая авария, наезд);

    Задачи к исследованию;

    Дополнительные сведения;

    Список документов.

Если предполагается судебное исследование, сотрудники ГИБДД, суд передают для изучения материалы дела. Если проводится независимое мероприятие, требуется предоставить:

    Справку о совершенном наезде, аварии (выдает автоинспектор на месте ДТП);

    Сведения об авто (техническая документация);

    Водительское удостоверение заявителя;

    Схему ДТП;

    Протоколы проведенных опросов свидетелей, участников аварии;

    Заключения других экспертиз, если они имеются.

Для инициации процедуры в частной организации необходимо составить договор. В нем указывают начало процедуры, сроки и стоимость работ. Критерии оговариваются в индивидуальном порядке и зависят от сложности процедуры, объема материалов.

Эксперт получает доступ к месту происшествия, ТС, вправе проводить опросы участвующих лиц, запрашивать дополнительную документацию.

Этапы исследования такие:

    Изучение документов, проверка их корректного заполнения.

    Анализ полученных сведений от свидетелей и водителя.

    Осмотр участка происшествия.

    Сопоставление полученных данных.

    Составление заключения.

Заключение или отчет эксперта – полноценный документ, имеющий юридическую силу, поэтому важно его правильность заполнения.

Он должен иметь:

    Список, предоставленных документов и материалов;

    Описание проблемы со слов заказчика;

    Вопросы, поставленные перед экспертом;

    Начало и место проведения мероприятия;

    Акты и протоколы исследования;

    Окончание процедуры;

    Подпись и печать организатора исследования.

Отчет нумеруют и прошивают. Используют его в суде, страховой компании и других инстанциях.


Срок действия заключения о дорожно-транспортной экспертизе не ограничен законодательно. Но при результативном оспаривании информации, зафиксированной в отчете, его аннулируют.

  • Глава 4. Судебный эксперт, его процессуальный статус и компетенция
  • Обязанности и ответственность судебного эксперта
  • Независимость судебного эксперта
  • Права судебного эксперта
  • Подготовка судебных экспертов и повышение их квалификации
  • Глава 5. Классификация судебных экспертиз
  • Глава 6. Руководитель судебно-экспертного учреждения, его функции и полномочия
  • Глава 7. Система государственных экспертных учреждений России
  • Глава 8. Назначение судебной экспертизы Назначение судебной экспертизы в гражданском процессе
  • Назначение судебной экспертизы в арбитражном процессе
  • Назначение судебной экспертизы по уголовным делам
  • Назначение судебной экспертизы по делам об административных правонарушениях
  • Глава 9. Стадии судебно-экспертного исследования. Заключение эксперта
  • Глава 10. Особенности назначения и производства судебных экспертиз в отношении живых лиц
  • Глава 11. Оценка заключения судебного эксперта следователем и судом
  • Глава 12. Допрос эксперта, участие в нем специалиста
  • Глава 13. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного и налогового контроля
  • Глава 14. Внесудебное использование судебно-экспертных методик
  • Глава 15. Информатизация и компьютеризация судебно-экспертной деятельности
  • Раздел II. Основные классы и роды судебных экспертиз Глава 16. Судебные трасологические экспертизы
  • Судебные трасологические экспертизы следов человека
  • Судебные трасологические экспертизы следов животных
  • Судебные механоскопические экспертизы
  • Глава 17. Судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений
  • Глава 18. Судебная фототехническая экспертиза
  • Глава 19. Судебная портретная экспертиза
  • Глава 20. Судебно-баллистическая экспертиза
  • Глава 21. Судебная экспертиза холодного оружия
  • Глава 22. Судебно-техническая экспертиза документов
  • Глава 23. Судебные речеведческие экспертизы
  • Судебная автороведческая экспертиза
  • Судебные лингвистические экспертизы письменных и устных текстов
  • Судебная почерковедческая экспертиза
  • Глава 24. Судебная фоноскопическая экспертиза
  • Глава 25. Судебные экспертизы веществ и материалов
  • Судебная экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий
  • Судебная экспертиза объектов волокнистой природы
  • Судебная экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов
  • Судебная экспертиза стекла и изделий из него
  • Судебные экспертизы металлов и сплавов (металловедческие экспертизы)
  • Судебная экспертиза полимерных материалов и изделий из них
  • Судебная экспертиза наркотических средств и психотропных веществ
  • Судебная экспертиза парфюмерных и косметических средств
  • Глава 26. Судебные экспертизы пищевых продуктов и напитков
  • Глава 27. Судебная пожарно-техническая экспертиза
  • Глава 28. Судебная электротехническая экспертиза
  • Глава 29. Судебная дорожно-транспортная экспертиза*(273)
  • Глава 30. Судебная взрывотехническая экспертиза
  • Глава 31. Судебная строительно-техническая экспертиза
  • Глава 32. Судебные компьютерно-технические экспертизы
  • Глава 33. Судебная инженерно-технологическая экспертиза
  • Глава 34. Судебно-экономические экспертизы
  • Судебно-бухгалтерская экспертиза
  • Судебная финансово-экономическая экспертиза
  • Судебная инженерно-экономическая экспертиза
  • Глава 35. Судебно-товароведческая экспертиза
  • Глава 36. Судебно-медицинские экспертизы
  • Судебная экспертиза трупа
  • Судебно-медицинская экспертиза живых лиц
  • Судебно-медицинская экспертиза объектов биологического происхождения
  • Судебно-медицинская молекулярно-генетическая экспертиза вещественных доказательств
  • Судебно-медицинская экспертиза по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников
  • Глава 37. Судебно-психиатрическая экспертиза
  • Глава 38. Судебно-психологическая экспертиза
  • Глава 39. Судебно-биологические экспертизы Судебно-ботаническая экспертиза
  • Судебно-зоологическая экспертиза
  • Судебно-биологическая экспертиза запаховых следов человека (судебно-биологическая ольфакторная экспертиза)
  • Глава 40. Судебно-почвоведческие экспертизы
  • Судебная экспертиза почвенных наслоений на объекте-носителе
  • Судебная минералого-почвоведческая экспертиза
  • Судебная землеустроительная и судебная эколого-почвоведческая экспертиза
  • Глава 41. Судебная агротехническая (агробиологическая) экспертиза
  • Глава 42. Судебная ветеринарная и ветеринарно-токсикологическая экспертиза
  • Глава 43. Судебная экологическая экспертиза
  • Литература Литература общего характера
  • Судебная трасологическая экспертиза
  • Судебная фототехническая экспертиза
  • Судебная портретная экспертиза
  • Судебная баллистическая экспертиза
  • Судебная экспертиза холодного оружия
  • Судебно-техническая экспертиза документов
  • Судебные речеведческие экспертизы
  • Судебная фоноскопическая экспертиза
  • Судебные экспертизы веществ и материалов
  • Судебные экспертизы пищевых продуктов и напитков
  • Судебная пожарно-техническая экспертиза
  • Судебная электротехническая экспертиза
  • Судебная дорожно-транспортная экспертиза
  • Судебная взрывотехническая экспертиза
  • Судебная строительно-техническая экспертиза
  • Судебные компьютерно-технические экспертизы
  • Судебно-экономические экспертизы
  • Судебно-товароведческая экспертиза
  • Судебно-медицинские экспертизы
  • Судебно-психиатрическая экспертиза
  • Судебно-психологическая экспертиза
  • Судебно-биологические экспертизы
  • Судебно-почвоведческие экспертизы
  • Судебная минералого-почвоведческая экспертиза
  • Судебная ветеринарная и ветеринарно-токсикологическая экспертиза
  • Судебная экологическая экспертиза
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение)
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)
  • Глава 29. Судебная дорожно-транспортная экспертиза*(273)

    Целями судебной дорожно-транспортной экспертизы являются установление технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно-транспортного происшествия, психофизиологического состояния водителя и участников дорожно-транспортного происшествия (ДТП)*(274) .

    Судебная дорожно-транспортная экспертиза подразделяется на следующие виды:

    1) судебная экспертиза технического состояния транспортных средств (автотехническая экспертиза);

    2) судебная экспертиза механизма дорожно-транспортного происшествия;

    3) судебная автодорожная экспертиза (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП);

    4) судебная инженерная экспертиза психофизиологического состояния водителя.

    I. Вопросы, разрешаемые судебной экспертизой технического состояния транспортных средств (автотехнической экспертизой).

    1. Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?

    2. Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?

    3. Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?

    4. Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и проч.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?

    5. Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?

    6. Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?

    7. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать ДТП?

    8. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства? Каково качество произведенного ремонта автомашины? Каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой)?

    Ряд вопросов решаются комплексно с участием эксперта-металловеда. К ним относятся следующие:

    1. Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?

    2. Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?

    3. Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?

    4. Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?

    Судебные автотехнические экспертизы часто смешивают с оценкой повреждений транспортных средств и стоимости восстановительного ремонта. Однако это далеко не одно и то же. Эта путаница обусловлена тем обстоятельством, что многие фирмы, производящие оценку, именуются "независимой экспертизой". Как указывалось выше*(275) , судебная экспертиза обладает рядом отличительных признаков. Оценка повреждений производится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Оценка производится вне связи с процессуальной процедурой и оформляется отчетом или актом за подписью руководителя организации, производящей оценку. Этот документ может быть приобщен к делу в качестве письменного доказательства, но никак не в качестве заключения эксперта.

    II. Вопросы, разрешаемые судебной экспертизой механизма дорожно-транспортного происшествия.

    1. Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания) транспортного средства)?

    2. Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?

    3. За какое время данное транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?

    4. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены, и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?

    5. Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?

    6. Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?

    III. Вопросы, разрешаемые судебной автодорожной экспертизой (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП).

    1. Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП? Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?

    2. Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?

    3. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и т.п.) и других особенностей?

    4. Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе: отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и проч.)?

    IV. Вопросы, разрешаемые комплексной судебной медицинской, психологической и инженерной экспертизой психофизиологического состояния водителя и других участников ДТП.

    1. Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?

    2. Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?

    3. Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП? Мог ли водитель предотвратить ДТП?

    Объектами судебной дорожно-транспортной экспертизы могут быть как само место ДТП, так и транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, мопеды, автобусы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы, их части (узлы, детали, обломки).

    Результативность судебной дорожно-транспортной экспертизы определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов, к которым относятся протоколы осмотров места ДТП, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами, а также сведения:

    а) о состоянии проезжей части дороги, ширине и типе покрытия, наличии тротуаров, обочин, кюветов, наличии и величине ям, выбоин, уклонов и проч.;

    б) о техническом состоянии и типе транспортного средства, его загруженности, координатах места ДТП, длине следов колес и их характере;

    в) о положении транспортных средств относительно друг друга, о контактировавших частях транспортных средств;

    г) о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя;

    д) о применении водителем экстренного торможения, о расстоянии, пройденном транспортным средством после появления помехи, в том числе в заторможенном состоянии;

    е) о наличии или отсутствии обозначенного пешеходного перехода в зоне видимости водителем участка ДТП, о расстоянии, пройденном пешеходом по проезжей части до места наезда, и о том, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству;

    ж) о действиях пешехода перед его выходом на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, резко изменил направление движения).

    Естественно, все эти данные предоставляются в тех случаях, когда они могут быть установлены следствием или судом без экспертного исследования.

    Судебные дорожно-транспортные экспертизы являются весьма распространенными и выполняются практически во всех государственных экспертных учреждениях, однако многочисленность ДТП и сложность этого рода экспертиз являются предпосылками выполнения большого количества этих экспертиз в негосударственных экспертных учреждениях и частными экспертами. Дорожно-транспортные происшествия относятся к числу наиболее частых инцидентов и для выяснения их обстоятельств, которые необходимы при разрешении споров, особенно теперь, в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"*(276) , потребность в подобных экспертных исследованиях существенно возросла.

    Рассмотрим случай назначения такой экспертизы по гражданскому делу. Водитель А., управляя автомобилем "ВАЗ-2115", на нерегулируемом перекрестке в результате несвоевременного торможения столкнулся с автомобилем "Ниссан Микра" водителя Ф., двигающегося справа. В результате осмотра места происшествия сотрудники ГИБДД установили, что видимость у водителя А., управлявшего автомобилем "ВАЗ-2115", была ограничена в условиях сумерек, когда было совершено ДТП, разросшимися кронами лип на перекрестке. Однако в материалах предварительной проверки было указано, что А., заметив автомобиль Ф., не начал своевременного торможения. Поэтому Ф. обратилась с исковым заявлением в суд о возмещении ущерба А. В суде А. утверждал, что начал торможение, как только увидел автомобиль Ф., и ходатайствовал о назначении судебной дорожно-транспортной экспертизы, на разрешение которой предлагал вынести вопрос: мог ли А. провести полное торможение автомобиля с места, где он заметил автомобиль Ф.?

    Эксперт пришел к заключению, что полная остановка автомобиля была невозможна. Ущерб водителю Ф. был возмещен трестом по озеленению, который нарушил соответствующие нормы содержания зеленых насаждений.