Какие выделяют нормы и что они регулируют. Социальные нормы

25.05.2020 Взыскание

В зависимости от объема нормативности нормы права подразделяются на две большие группы: 1) отправные (исходные, первичные, учредительные); 2) нормы-правила поведения, непосредственно регулирующие поведение индивидов, организаций.

I. Исходные (отправные первичные) нормы отличаются наиболее общим характером, выполняют особую роль в правовом регулировании. Их назначение в том, что они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Специальное юридическое значение этих отправных регуляторов в определении целей, задач, принципов, пределов, направлений правового регулирования, закреплении правовых понятий, категорий.

Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-начала, нормы-принципы, учредительные нормы и нормы-дефиниции.

1. Нормы-начала - предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и т.д. Они содержатся в Основном законе страны, иных федеральных законах, в частности, закрепляющих положение личности в обществе. Например, в ст. 2 Конституции РФ утверждается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

2. Нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие, закрепляющие определенные исходные правовые идеи, отправные начала (принципы) правового регулирования. Например, принцип равенства, предусмотренный ст. 19 Конституции РФ.

3. Учредительные нормы содержат положения статутного характера (статус должностного лица, правовой режим регулирования в той или иной сфере и др.). В качестве примера разновидности учредительных норм назовем ст. 80 Конституции РФ. Здесь сказано: «Президент Российской Федерации является главой государства».

4. Нормы-определения (дефиниции) содержат определения правовых категорий и понятий: преступления, вины, соучастия – в уголовном праве; правоспособности, дееспособности, сделки, обязательства, неустойки, договора, юридического лица и др. – в гражданском праве. Примером могут также служить нормы-определения, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где содержатся понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение» и др. Дефинитивные нормы выполняют в основном ориентирующую функцию в правовом регулировании. Как правило, эти нормы содержатся в общей части кодифицированного акта (кодекса), хотя они есть и в его особенной части. Нормы-дефиниции вносят ясность в действующее законодательство и способствуют его правильному применению, поскольку содержат концентрированную информацию о явлениях государственно-правовой действительности.

5. Нормы-цели – определяют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность государственных органов. Назовем в этой связи ст. 1 Конституции РФ, указывающую на то, что наше государство является правовым.

II. Нормы-правила поведения – нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права и обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Эти нормы составляют абсолютное большинство во всех отраслях права. В основу классификации норм-правил поведения могут быть положены различные критерии.

1. По предмету правового регулирования (отраслевому признаку) различаются нормы государственно-правовые (конституционные), административные, гражданско-правовые, трудовые, уголовно-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и нормы других отраслей права.

2. По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы содержатся в большинстве нормативных правовых актов, оказывают регулятивное воздействие путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей. Это в основном нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного права. Назовем в этой связи нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д. Существенно то, что такие нормы регламентируют правомерное поведение субъектов права.

Охранительные нормы - рассчитаны на отклоняющееся от нормы поведение (неправомерное), предусматривают отрицательную реакцию на него. Имеется в виду применение к правонарушителю мер юридической ответственности, мер защиты субъективных прав (обобщенно - санкций). Эти нормы позволяют учитывать разнообразные особенности правонарушений (степень и форму вины правонарушителя, последствия деяния и др.), влияющие на вид юридической ответственности, ее объем. Охранительные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных правовых норм. Традиционно к охранительным нормам относят нормы уголовного, уголовно-процессуального законодательства. Примером таких норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказание за совершение преступления.

3. В зависимости от особенностей предписаний, содержащихся в регулятивных нормах, выделяют нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Здесь различие основано на том или ином правовом акценте: на предоставлении права, на возложении обязанности или на установлении запрета.

Управомочивающие юридические нормы содержат положение, предоставляющее субъекту права возможность совершить определенные юридически значимые действия в целях удовлетворения своих законных интересов. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 38 Семейного кодекса РФ, «раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов». Характерно, что в тексте нормативных правовых актов управомочивающие нормы распознаются по таким формулировкам, как «может», «вправе», «имеет право», «разрешается».

Обязывающие юридические нормы устанавливают для субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия, предписывают активное правомерное поведение. Например, в ст. 57 Конституции РФ утверждается: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы…». Обязывающие нормы нередко формулируются посредством таких слов, как «обязан», «должен», «необходимо» , что предполагает совершение активных действий (например, уплачивать квартирную плату и др.).

Запрещающие юридические нормы устанавливают для субъектов права запрет на совершение тех или иных противоправных действий (проступки и преступления). Такие нормы свойственны прежде всего уголовному и административному праву, имеют место и в других отраслях права. Например, п. 4 ст. 19 ГК РФ запрещает приобретать права и обязанности под именем другого лица. Об установлении запретов сигнализируют такие слова нормативных актов, как «запрещается», «не вправе», «не допускается», «не может быть» . Так, в ч. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ сказано: «Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов».

4. По кругу субъектов различают общие юридические нормы и специальные. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и т.п. Это нормы, содержащиеся в законах о гражданстве, о выборах и т.д. Специальные нормы, в отличие от общих, отличаются более конкретизированной направленностью. Они распространяют свое действие только на определенные категории лиц (студенты, военнослужащие, несовершеннолетние, пенсионеры и т.д.). Специальные нормы действуют и в отношении четко определенного круга организаций (коммерческие и некоммерческие организации и др.). С этой точки зрения общая норма ( ст. 91 Трудового кодекса РФ) устанавливает для всех работников нормальную продолжительность рабочего времени не более 40 часов. Очевидно, что специальная норма (ст. 92 ТК РФ) предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (16 часов в неделю для работников в возрасте до 16 лет).

5. По степени обязательности (характеру предписания, содержащегося в норме) нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы (от лат imperativus – повелительный) содержат строго определенные категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения, предписывают только один способ действия. В основе этих норм – учредительные и в значительной мере обязывающие предписания. Здесь отчетливо определены: субъект властвующий (государство, его органы и др.) и субъекты подвластные (лица физические, юридические, нижестоящие органы государственной власти и др.). Такие отношения характерны для конституционного, административного, уголовного, налогового, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права. Например, в части 2 ст. 50 Конституции РФ закреплено: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона». Эта норма содержит императивное установление. Или: в части 1 ст. 298 УПК РФ предписано «приговор постановляется судом в совещательной комнате». В части 3 ст. 345 того же кодекса содержится следующее положение: «все находящиеся в зале суда выслушивают вердикт стоя».

Императивными могут быть и предписания иных отраслей права. Например, в соответствии со ст. 67 Трудового кодекса РФ, «трудовой договор заключается в письменной форме». Существенно то, что эти нормы не допускают никаких отступлений от своих требований. Все эти нормы повелевают адресатам действовать строго в соответствии с их предписаниями.

Диспозитивные нормы закрепляют границы допустимого поведения, в рамках которых субъектам права предоставлена возможность выбрать вариант возможного поведения из нескольких, возможность решить самим вопрос относительно спорных прав и обязанностей и др. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы в основном свойственны гражданскому праву, которое предусматривает равноправие субъектов, их автономность, возможность соглашения сторон. Показательны в этой связи нормы гражданского права, раскрывающие порядок заключения сделок. Диспозитивные нормы также предусмотрены конституционным, семейным, трудовым и иными отраслями права. В части 2 ст. 45 Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Здесь очевиден диспозитивный момент – различные способы защиты прав и свобод, соответствующие предписаниям закона. Обратим внимание и на ч. 1 ст. 187 УПК РФ, согласно которой допрос производится по месту производства предварительного следствия (императивная норма). Вместе с тем, следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (диспозитивная норма).

6. По специфике правового регулирования различают материальные нормы права и процессуальные нормы.

Материальные нормы права непосредственно предоставляют, закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Эти нормы имеют своим предметом воздействия именно общественные отношения, а не процедуру их реализации. Они непосредственно регулируют взаимоотношения граждан между собой и с государственными и общественными организациями. Материальные нормы права определяют структуру, компетенцию государственных органов и должностных лиц, их взаимоотношения с иными субъектами права и т.д. Соответственно можно сказать, что материальные нормы как бы образуют первый слой права. Судя по названию, данные нормы закреплены в материальных отраслях права – конституционном, административном, гражданском, трудовом, земельном и др.

Процессуальные нормы права, в отличие от материальных, непосредственно не регулируют ни экономических, ни политических, ни управленческих отношений. Они предусматривают, закрепляют процедурные предписания, которые регламентируют порядок, правила реализации материальных норм. Имеются в виду, прежде всего, нормы гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права, процессуальные нормы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Эти нормы регулируют порядок рассмотрения гражданско-правовых споров в суде, ведения уголовного процесса, рассмотрения дел об административных правонарушениях и др. Особенность в том, что процессуальные нормы касаются не всех субъектов права, а только участников того или иного процесса и лиц, причастных к нему.

7. В зависимости от сферы действия нормы права подразделяются на общефедеральные и др.

- общефедеральные - действуют на территории всего государства;

- региональные - действуют на территории субъектов РФ или в пределах определенного региона, например на Крайнем Севере;

- нормы права местного самоуправления;

- локальные нормы права, действующие на территории определенного предприятия, учреждения, организации.

В юридической литературе выделяют и такие виды правовых норм, как коллизионные, поощрительные, рекомендательные и др.

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Поощрительные нормы – это предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Назначение этих норм – воздействовать на поведение людей посредством использования средств морального или материального стимулирования (объявление благодарности, выдача премии и др.).

Рекомендательные нормы не обязывают своего адресата совершить определенные конкретные действия или не совершить. Они предоставляют возможность самому субъекту определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант. Такие нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

Страница 2 из 5

2. Классификация (виды) юридических норм

Все юридические нормы специализированы, т.е. выполняют какую-то одну “свою” строго заданную юридическую операцию:
- одни нормы закрепляют общие положения (нормы-принципы);
- другие вводят запреты (запрещающие нормы);
- третьи устанавливают порядок проведения тех или иных процедур (процессуальные нормы) и т.д.
Существует много различных классификаций юридических норм в зависимости от оснований, от целевой направленности, от характера имеющихся в них предписаний и т.д.
По функциям нормы делятся на отправные и нормы правил поведения.
Отправные (исходные, учредительные) нормы имеют наиболее общий характер. Они определяют начальные основы правового регулирования общественных отношений и закрепляют принципы, институты или наиболее важные понятия государственно-правовых явлений. Состоят, как правило, из одной диспозиции (правила).
Различают несколько видов отправных норм:
- нормы-начала - это положения, которые содержатся в актах конституционного характера и закрепляют основы конституционного строя. Например в Конституции РФ есть предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни и др. (ст. I Конституции Российской Федерации: “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”);
- нормы-принципы - это нормы права, в которых выражаются и закрепляются правовые принципы, определяющие основания реализации правовых институтов, а также основы деятельности государственных органов. Есть общеправовые принципы, есть принципы для определенных отраслей и даже правовых институтов. Например, “обвиняемый не должен доказывать свою невиновность”;
- нормы-дефиниции также не регулируют напрямую общественные отношения, но содержат указание на сущность и содержание наиболее ключевых правовых категорий и явлений. Нормы- дефиниции служат для правильного единообразного истолкования права, например для определения преступления в уголовном праве, проступка в административном и др.
Выделяют две разновидности норм-дефиниций: номинальные (нормы, определяющие значение слова, термина, обозначающие определенное понятие) и реальные нормы-дефиниции (нормы, не только определяют значение конкретного термина, понятия, но и раскрывают его содержание путем указания на имеющиеся существенные признаки и его особые свойства).
Нормы правил поведения -- это нормы, непосредственно регулирующие поведение людей. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, вид и меру реакции государства по отношению к тем или иным поступкам или действиям субъектов.
Нормы правил поведения бывают двух типов:
- регулятивные - регулируют нормальное, нужное обществу и людям поведение; определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия;
- охранительные - действуют в случаях, когда имеет место правонарушение; определяют условия применения к правонарушителю мер и государственно-принудительного воздействия и содержание этих мер.
По форме выражения предписания, содержащегося в норме, они делятся на уполномочивающие, обязывающие и запрещающие.
Уполномочивающие нормы права - это нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершения определенных положительных действий, влекущих юридические последствия, и содержащие в своем тексте такие слова, как “вправе”, “имеет право”, “может” и т.п. (например: “Каждый человек имеет право на жизнь”, “Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения” и др.).
Обязывающие нормы права - это нормы права, предписывающие лицам необходимость совершения определенных положительных действий, требующие активного обязательного поведения (например: приобрести билет, вернуть долг и т.д.) Для этих норм характерны слова: “обязан”, “должен” (“Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого- либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу” (п. 1 ст. 227 ГК РФ).
Запрещающие нормы права - это юридические нормы, которые указывают на недопустимость совершения субъектами права действий, названных в них, на обязанность воздерживаться от их совершения. В данных нормах могут присутствовать слова “запрещается”, “не вправе”, “не может быть”: “Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя” (п. 3 ст. 302 ГК РФ).
По методу правового регулирования (“как?”) нормы делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.
Императивные нормы права - это строго обязательные для исполнения нормы права, которые содержат властные предписания, не допускающие никакой иной трактовки и отступлений от их требований (“Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, иначе, как в случае и в порядке, установленных законом” (п. 1 ст. 22 ГК РФ).
Диспозитивные нормы права - это нормы права, предоставляющие субъектам возможность по своему усмотрению решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей в рамках общих требований закона, зафиксированных в данных нормах (“если иное не предусмотрено законом или договором”). Наиболее наглядно диспозитивные нормы проявляются в гражданском, трудовом и договорном праве. Например: “Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования” (ч. 2 ст. 273 ГК РФ).
Поощрительные нормы - предписания о представлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения субъектов права за активную общественно полезную деятельность (нормативные положения об орденах, медалях, премиях).
Рекомендательные нормы - устанавливают варианты и стили наиболее желательного с точки зрения общества и государства регулирования общественных отношений (наименьшая свобода предпринимательства, освобождены многие сферы государственной опеки и рекомендованы вместо императивных).
По предмету правового регулирования (“что?”) бывают нормы конституционного права, административного права, уголовного, гражданского и многих других отраслей права. Их объединяет качественная однородность регулируемых общественных отношений, они в своей совокупности и составляют содержание соответствующей отрасли права.
По степени полноты изложения нормы делятся на бланкетные и отсылочные нормы.
Бланкетные нормы права - это нормы права, действие которых основывается на содержании специальных норм и правил, зачастую технико-правового характера, закрепленных в иных источниках (технических правил, правил техники безопасности и многие др.).
В частности к бланкетным нормам относятся: нарушение правил несения боевого дежурства, обеспечивающего территориальную безопасность государства (ст. 340 УК РФ), нарушение правил несения пограничной службы (ст. 431 УК), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергии (ст. 215 УК РФ), незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220 УК РФ), перевозка, сбыт, хранение, ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222 УК РФ) и др.
Отсылочные нормы права это такие нормы права, которые непосредственно указывают на другие правовые нормы этого же нормативно-правового акта, как на условие своего действия.
По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов есть нормы абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.
Абсолютно-определенные нормы - это нормы, в которых в данных нормах условия и права звучат категорично и исчерпывающие (например, предписания в уголовно-процессуальном кодексе об удалении из зала судебных заседаний свидетелей, находящихся до их допроса).
Относительно-определенные нормы не столь категоричны в своих предписаниях и предоставляют субъектам права определенную свободу выбора того или иного варианта поведения.
Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов поведения, условий действий.
По степени распространенности требований в отношении определенных субъектов: общие и специальные.
Общие нормы права - это нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной территории (местности) государства.
Специальные нормы права - это нормы права, действующие в отношении определенной категории лиц.

Все нормы права можно поделить на две группы:

1) отправные (исходные, первичные, учредительные) - опре­деляют исходные начала, основы правового регулирования обще­ственных отношений, его цели, задачи, принципы, методы; закре­пляют правовые категории и понятия;

2) нормы - правила поведения - нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений.

Рассмотрим их подробнее.

Виды отправных норм права:

а) нормы-принципы - предписания, выражающие и закрепляю­щие принципы права. К таковым относятся, например, нормы, содержащиеся в законах о Конституционном Суде или о Высшем Арбитражном Суде РФ, где закрепляются принципы независимо­сти судей, подчинения их только закону;

б) нормы-определения (дефиниции) - предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий. Они могут как содер­жаться в различных статьях того или иного нормативного акта, так и составлять отдельную статью. Примером могут служить нормы- определения, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона от 6 дека­бря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где закрепляются понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение» и др.;

в) нормы-цели. Они определяют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность как государствен­ных органов, так и всего государства. Примером такой нормы мож­но считать ст. 1 Конституции РФ, указывающую на то, что наше государство является правовым;

г) нормы-расчеты. Они содержат определенные количественные показатели, расчеты. Примером таких норм может служить закон о бюджете, в котором содержатся статьи - показатели доходов и расходов, предельный размер дефицита бюджета и т.д.;

д) нормы-начала - конституционные положения, закрепляю­щие основы экономического, политического и государственного устройства;

е) нормы-констатации. Они содержат определенные сведения о нормативно-правовом акте. К таковым можно отнести ч. 1 ст. 1 УК РФ, в которой говорится о предмете Кодекса. В некоторых слу­чаях в статьях содержатся декларативные, программные, социаль­но-политические, нравственные положения, призванные обосно­вать необходимость соответствующего нормативного правового акта.

Классификация норм - правил поведения может быть различ­ной.

По назначению выделяют:

Нормы материального права, регулирующие экономические, политические, социальные, идеологические и иные мате­риальные отношения. С их помощью регулируются взаимо­отношения граждан между собой и с государственными и общественными органами и организациями. Материальные нормы права регулируют деятельность государственных ор­ганов, политических партий и общественных объединений. К нормам материального права относятся, например, нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админи­стративного права;

Процессуальные нормы права не регулируют материальных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. В целом процессуальные нормы носят процедурный характер и слу­жат формой реализации норм материального права. Про­цессуальные нормы содержатся в основном в таких отра­слях права, как гражданское процессуальное право, арби­тражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право.

Имеются они и в других отраслях права.

В зависимости от методов правового реіулирования нормы права делятся:

На императивные (содержащие властные предписания);

Диспозитивные (содержащие свободу усмотрения). Диспо­зитивные нормы предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению;

Поощрительные (стимулирующие социально полезное пове­дение);

В зависимости от характера содержащихся в нормах права пред­писаний (т.е. по характеру регулирования правил поведения) раз­личают:

а) управомочивающие нормы права. Они предоставляют воз­можность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъек­тов. При изложении данных норм обычно употребляются выра­жения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т.п. Упра­вомочивающие нормы, например, пронизывают вторую главу Конституции РФ, посвященную правам и свободам человека и гражданина;

б) обязывающие нормы права. Они обязывают субъекта права совершить определенные действия. В случае отказа лица совер­шить эти действия наступают негативные для него юридические последствия. При их изложении могут употребляться глаголы «дол­жен», «обязан» и т.п.;

в) запрещающие нормы права. Они устанавливают обязанность не совершать определенные действия, запрещают определенные варианты поведения. При их изложении обычно используются гла­голы «воспрещается», «запрещается», «не допускается». К запре­щающим нормам относятся нормы уголовного права, значитель­ная часть норм административного права.

Содержатся такие нормы и в других отраслях права. Так, в кон­ституционном праве России имеются нормы, которые запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, расовой, националь­ной и религиозной розни (ст. 13 Конституции РФ).

В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права под­разделяются на нормы: конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных от­раслей права.

В зависимости от сферы действия:

Общефедеральные (действуют на территории всего государ­ства);

Региональные (действуют на территории субъектов РФ или в пределах определенного региона, например на Крайнем Севере);

Нормы права местного самоуправления",

Локальные (действуют на территории конкретного предпри­ятия, учреждения, организации).

В зависимости от круга лиц, на которых распространяется дей­ствие норм права, они подразделяются:

На общие (охватывают всех лиц, проживающих на данной территории);

Специальные (регулятивное воздействие распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, напри­мер на ветеранов, военнослужащих).

В зависимости от функций нормы права бывают:

Регулятивные - направлены на урегулирование правомер­ного поведения (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нор­мы конституции, закрепляющие права и обязанности гра­ждан, президента, правительства);

Охранительные - направлены на защиту нарушенных субъек­тивных прав. Охранительные нормы предусматривают отри­цательную реакцию государства на неправомерное поведение.

Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д.

Норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Нормы могут быть техническими (например, нормы техники безопасности), естественными (экологические, медицинские нормы) и социальными.

Понятие социальной нормы

— общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

  • обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;
  • моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;
  • нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;
  • правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;
  • эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;
  • — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;
  • религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;
  • корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в . В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

Система социальных норм

Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, санитарии и гигиены, грамматики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

Становится очевидным, что технические нормы — это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

Столь же важно в современном мире соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, и отдельной личностью.

Это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму).

Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов (относятся к тем, кого это касается), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

  • правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;
  • правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);
  • не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря названным свойствах социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Виды социальных норм

Все социальные нормы, действующие в , подразделяются но двум основным критериям:

  • способу их формирования (создания);
  • способу обеспечения их действия (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой или внутренним убеждением.

Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

— правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные и иные нормы. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

- исходные нормы - определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, зада-чи, пределы, направления.

К ним относятся:

Декларативные нормы - провозглашающие принципы,

Дефинитивные - содержащие юридические понятия и др.;

- общие нормы содержатся в общей части любой от-расли права и регулируют видовые общественные отно-шения;

- специальные нормы присущи отраслям права и ре-гулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве. Они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Свое логическое развитие и конкретизацию эти нормы получают в иных нормах - правилах поведения, что не исключает их прямого действия (например, нормы конституционного права). Эти нормы называют еще нетипичными. Нетипичные нормы обеспечивают действие типичных норм.

В составе исходных (нетипичных) норм можно выделить: нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-начала это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Основном законе государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и, прежде всего, - в нормах-принципах.

Нормы-принципы - законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательстве, становится нормой-принципом.

Определительно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка - в административном законодательстве, отдельных видов сделок в гражданском законодательстве и т.д. Эти нормы выполняют, главным образом, направляющую функцию в механизме правового регулирования; именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия.

Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия.

Общие нормы - это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, нормы гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты.


В отличие от них, специальные нормы - это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности, т.е. обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности особенную часть той или иной отрасли права.

2. По характеру содержащихся в юридических нормах правил поведения или по форме предписания

Различия здесь проводятся в зависимости от того, что устанавливают право-вые нормы: обязанность, право, или запрет.

По этому основанию выделяются:

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных.

Два первых вида (обязывающие, разрешающие-управомочивающие,) наиболее типичны для гражданского законодательства. Запрещающие нормы наиболее характерны для уголов-ного и административного законодательства.

3. По предмету правового регулирования или по отраслям права

Для юридических норм характерна системность. Это значит, что они существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в составе право-вых институтов и отраслей права. В связи с этим выделяются нормы конституци-онного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других от-раслей права.

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов

Абсолютно определенные нормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответствен-ности за нарушение этих прав и обязанностей. При этом уточнение предписания данного вида нормы не допускается.

Относительно определенные нормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, под-разделяются на ситуационные и альтернативные.

Ситуационные допус-кают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации.

Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение. Например, неосторож-ное убийство наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или исправитель-ными работами на срок до 2-х лет.

5. По функциям права

Это деление юридических норм связано с существованием регулятивной и охранительной функции права.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений.

Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т. е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером.

Вообще-то, едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. Вместе с тем, в одних нормах - на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих - акцент делается на запрете определенного поведения.

Поэто-му лучше, если регулятивные нормы называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предостав-ляющие участникам общественных отношений права и возлагаю-щие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регла-ментируют меры юридической ответственности и другие прину-дительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирова-ние поведения людей осуществляется как бы косвенно.

6. По специализации норм права

Между юридическими нормами существует своего рода разделение труда. Они специализируются на выполнении какой-то одной, "своей" юридической функции. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

В отличие от обыкновенных регулятивных и охранительных норм, специали-зированные нормы носят дополнительный характер, поскольку они не содержат в себе определенных правил поведения. Эти нормы при организации общественных отношений как бы подключаются к обыкновенным нормам, образуя с ними единый регулятор.

Де-финитивными нормами называются нормы, которые со-держат легальное (позитивно-правовое) определение тех или иных юридических понятий или явлений.

Оператив-ные - направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.

К коллизионным нормам относятся такие нормы, ко-торые содержат правило разрешения противоречий между различными позитивно-правовыми положениями.

7. По времени действия

· Постоянные - нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права;постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного. Они действуют до тех пор, пока не будут отменены новыми нормами права, пришедшими им на смену.

· Временные - нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств. Эти нормы действуют только в течение того времени, которое определено в данном нормативном акте. После этого они теряют свою юридическую силу.

· Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.

8. По юридической силе нормативно-правовых актов

В зависимости от этого критерия юридические правила поведения подразде-ляются на нормы законов (основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства и т.д.)

9. По характеру правовой нормы

Одной из наиболее простых и наиболее распространенных классифика-ций норм права является их подразделение в зависимости от характера ре-гулируемых ими отношений на нормы материального и нормы процессу-ального права.

Материальные нормы призваны регулировать общественные отношения во всех сферах жизни. На их основе складываются все многообразные отношения субъектов, определяются их права и обязанности, устанавливаются конкретные правоотношения.

Материальные нормы права:

~ регулируют экономические, политиче-ские, социальные, идеологические и иные материальные отношения;

~ опре-деляют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности.

~ регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями.

~ опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц.

~ определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

~ устанавливают не только статус, суборди-нацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.

Процессуальные нормы регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему.

Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулиру-ют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных от-ношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нор-мами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отрас-лях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессу-альное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в ряде других отраслей права.

10. По степени определенности или способу изложения

♦ прямого изложения - в самой норма содержатся все необходимые сведения, полностью определяющие требования законодателя к регулируемому обществен-ному отношению;

♦ бланкетные (представляют собой такие правила поведения, дей-ствие которых основывается на содержании специфических правил). Примером может служить норма права, предусматривающая уголов-ную ответственность за нарушение должностным лицом правил по технике безопасности и т.п.;

♦ отсылочные (отсылают к другой статье данного уголовного за-кона, в которой дается описание соответствующего вида преступле-ния, или к другому нормативному акту).

11. По субъектам правотворчества

1) нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами - к ним относится подав-ляющее большинство правовых норм);

2) нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

12. По кругу лиц и территории действия

» По кругу лиц (по субъектам) на которых распространяется действие норм права, нормы подразделяются на общие, специальные иисключительные .

Общие нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. В данной классификации нормы имеют совершенно иное понятие. В частности, общие нормы имеют равное отношение ко всем субъектам права (например, конституционно-правовые нормы) независимо от пола, профессии, возраста, состояния здоровья и других обстоятельств.

Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц. Специальные нормы рассчитаны на определенный круг субъектов - несовершеннолетних, студентов, работников правоохранительных органов, военнослужащих, курсантов и т.д. К исключительным нормам относятся нормы, делающие исключения из общих правил, а также имеющие отношение только к отдельным субъектам права (например, нормы дипломатического иммунитета, иммунитета депутатов парламента, в условиях чрезвычайного положения).

» В зависимости от сферы или территории действия нормативных актов заключенные в них нормы могут распространять свое действие как на территорию всего государства (нормы федеральных законов), так и на определенную его часть (нормы актов субъ-ектов федерации, местных органов власти).

13. По методам правового регулирования или по способу установления правил поведения

· Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регули-руемом поведении, характерны для публичного права;

Императивные нормы не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения. Они действуют независимо от усмотрения субъектов пра-ва. Императивные нормы могут устанавливать запреты, обязывания, или дозволе-ния.

· Диспозитивные нормы предполагают свободу выбора поведения, характерны для гражданско-правовых от-ношений;

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим опреде-лять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Они устанавливают пра-вила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения.

- Факультативные нормы - позволяют при определенных усло-виях отступать от главного варианта поведения, избирая второ-степенный (запасной).

14. По месту действия

» нормы международного права;

» общенационального (внут-ригосударственного) права;

» региональные или территориальные

» местные или локальные

15. По сфере общественных отношений

♦ публичного права;

♦ част-ного права.

16. По способу реагирования со стороны государства

В особую группу можно выделить нормы поощрительные и карательные.

Поощрительные - нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Тако-вые находят даже в уголовном праве.

Карательные - нормы, предполагающие неблагоприятные последствия для нарушителей предписаний правовой нормы невозможно.

17. По месту и роли в правовой системе:

Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов.

Данные нормы:

Закрепляют основы общественно-политического строя;

Закрепляют права исвободы граждан;

Закрепляют основы политической системы;

Закрепляют основы правовой системы.

Регулятивные нормы выполняют функции правил пове-дения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возло-жения на них обязанностей.

Данные нормы могут быть:

♦ управомочивающие - предоставляют субъектам право-отношения право на совершение положительных действий;

♦ обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;

♦ запрещающие - устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в дейст-вие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм.

Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера.

Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-опреде-лений и объясняют содержание тех или иных понятий.

Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

18. По иным основаниям

В современной юридической науке некоторые ученые выделяют еще один вид правовых норм — «каучуковые» нормы, т. е. нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл («добрая совесть», «добрые нравы», «разумный срок» и т. п.). Недавно такие нормы появились в российском гражданском праве. Содержание «каучуковых» норм определяется судом в каждом конк-ретном случае в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность в отношениях между субъектами и рас-ширяет правомочия суда. Однако, как показывает практика и история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм

12. Понятие и виды форм и источников права.

Применительно к юридическим явлениям понятие "источник права" имеет три смысла:

1) источник в материальном смысле (общественные отношения, которые нуждаются в правовом урегулировании);

2) источник, в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правоотношение и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле (форма внешнего выражения, закрепления норм права).

Форма права - это способ внешнего закрепления и выражения правовых норм (юридических правил поведения).

Понятие «форма права» и «источник права» в формально-юр. смысле тождественны.

Виды формы права

1. Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в результате многократного повторения определенных действий.

На ранних этапах развития государства правовой обычай являлся важнейшим источником права. Государство санкционирует (путем общей отсылки к обычаю в тексте НПА; путем восприятия обычаев правоприменительной практикой) только те обычаи, которые характеризуются единообразием, многократностью применения и соответствуют гос. политике. Совокупность правовых обычаев, существующих в государстве, образуют обычное право.

2. Правовой прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Это - правоприменительное (а не правотворческое) решение. Оно используется в дальнейшем при решении аналогичных дел.

Прецедентное право развито в странах с англо-саксонской системой права (Англия, США, Канада, Австрия,…).

В России и других странах континентальной (романо-германской) правовой системы оно не применяется, так как не обеспечивает единства законодательства, единообразного его применения.

3. Нормативно-правовой акт - это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Нормативно-правовой акт является основным источником права в странах романо-герм. правовой семьи.

Он наиболее полно и оперативно отражает изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивает необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

4. Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Например, Федеративный договор 1992 г., коллективный договор (в трудовом праве). Его следует отличать от индивидуального договора, который источником права не является.

5. Религиозные тексты (каноническое право) - на определенных этапах развития общества и государства религиозные тексты признавались в качестве источников права. Религиозные тексты являются важнейшими источниками права в государствах, входящих в семью религиозного права.

В основе мусульманского права лежат 4 источника:

а) Коран - священная книга, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

б) Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных посредниками;

в) Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

г) Кияс - рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.

В советских государствах они источниками права не являлись.

6. Юридическая наука (правовая доктрина) - это правовые позиции, разъяснения, даваемые крупными учеными юристами в своих трудах, на основе которых выносятся решения по конкретным юр. делам. В формально-юр. смысле источником права не является, но играет большую роль в правотворчестве и правоприменительной деятельности, разрабатывая практические рекомендации, направленные на ее совершенствование.

7. Правосознание - правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, на основе которых выносится решение по конкретному делу. Как правило источником права не является, но играет большую роль в правоприменительной деятельности.

13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке органом законодательной власти или на всенародном референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) закон - это нормативно-правовой акт;

2) закон принимается высшим законодательным (представительным) органом государственной власти или народом (референдумом);

3) закон принимается по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;

4) законы принимаются в особом законодательном порядке.

5) закон обладает высшей юридической силой:

a. все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону;

b. законы не подлежат контролю со стороны какого-либо органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный Суд может признать закон неконституционным, но отменить его может только законодательный орган;

6) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства.

Виды законов:

1) по юридической силе:

Конституция (основной закон),

Конституционные (ФКЗ),

Обыкновенные (ФЗ);

2) по субъектам законотворчества:

Принятые народом на референдуме

Принятые законодательным органом

3) по принципу федерализма

Федеральные,

Законы субъектов Федерации.

Отличия ФКЗ и ФЗ:

1. по предмету правового регулирования

ФКЗ принимается только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Все остальные - ФЗ.

2. По порядку принятия

3. По праву-вето президента РФ

Оно не распространяется на ФКЗ

4. По юр. силе - ФКЗ обладают большей юр. силой чем ФЗ.

Подзаконные нормативно-правовые акты - принятые на основе и во исполнение закона НПА, обладающий меньшей юридической силой чем закон.

Виды подзаконных нормативно-правовых актов:

1) акты палат Федерального Собрания

2) указы Президента РФ

3) постановления Правительства РФ

4) акты высших должностных лиц субъектов РФ (указы, постановления)

5) акты гос. органов субъектов РФ (постановления Зак.Собрания или правительства)

6) местные - это нормативно-правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления;

7) локальные (внутриорганизационные) - это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, и распространяются на членов этих организаций.

14. Действие нормативных правовых актов во времени.

Любой нормативно-правовой акт действует во времени, пространстве и по кругу лиц. Установление пределов действия нормативно-правового акта необходимо для правильной реализации норм права.

Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу.

Нормативно-правовые акты вступают в действие

1. В порядке, установленном этим актом (или спец. актом о введении в действие данного акта)

· с момента принятия (подписания) (в отношении подзаконных НПА, не затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина),

· с даты, указанной в нем,

· поэтапно,

· иногда - с момента получения адресатом (подзаконные ведомственные акты).

· С наступлением обстоятельств, предусмотренных актом.

2. По общему правилу - по истечении нормативно-установленного срока послетдня первого официального опубликования полного текста (если в НПА не установлен порядок вступления в силу)

§ ФКЗ, ФЗ и акты палат Фед. Собрания - вступают в силу по истечении 10 дней с момента опубликования (Российская газета, Собрание законодательства РФ, Парламентская газета)

§ акты Президента и Правительства - через 7 дней (Российская газета, Собрание законодательства РФ)

§ акты федеральных ОИВ - 10 дней с официального опубликования (Бюллетень НПА).

Нормативно-правовой акт прекращает свое действие:

1 - по истечении срока, на который он был принят;

2 - в результате отмены (прямой или косвенной);