Порядок согласования границ со смежниками. Согласование границ своего участка по новому закону и отношение к соседним

19.05.2020 Взыскание

  1. По-моему, если в суде КИ спросят, почему он не согласовал границу с соседом, хотя тот и живет здесь же, и пользуется землей много лет, и КИ будет объяснять, что сосед не правообладатель, а просто землепользователь, это будет совсем не аргумент:)
  2. Речь не о соседе, который пользуется землей много лет, а о землях общего пользования - улицах, проездах, проходах. Это, как правило, неразграниченная государственная собственность. Вот есть ли у земли, права на которую не зарегистрированы, законные правообладатели, и с кем надо ее согласовывать - с главой администрации, с тем, кому он делегировал права на согласования, и тут потянутся "радости" выяснения отношений с КП, потому как им не нравятся, как происходит делегирования полномочий глав администраций.
  3. ayratus сказал(а):

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    вы не правы. в 221 ФЗ четко сказано, кто и на каком праве должен согласовывать. Нам сейчас дали отказ, что мы не согласовали границу со смежником. мы в заключении все обьяснили сразу. что по той границе участок не сформирован, документов нет на землю никаких - следовательно, это муниципальная земля. по 221 в 39 статье, согласуются только участки с определенным правом и отказ по тому, что мы не выполнили письмо,по которому должны подписывать органы местного самоуправления, которое кстати, написанно юридически не верно и не опубликовано в печатном издании, что делает его ничтожным, совершенно противозаконно. мы подали заявление в суд на отмену решения и на открытую провакацию Росреестра, тк из за отказа начался конфликт с постоянным заказчиком-агенством недвижимости и мы несем убытки. эти козлы уже пропустили одно заседание из за типо уважительной причины: у них реорганизация и все специалисты на обучении. Но мы намеряны довести дело до конца!
    (Добавление)
    кстати, в 221 ФЗ в 39 статье идет речь только об участках, :) а изучив земельный кодекс мы теперь хорошо знаем, что участок появляется, если его границы определены соотвественно законов. а если не определены никак, то есть нет никаких, хотя бы первичных документов, то это не земельный участок, а земли. А земли вообще не согласуются!Наша адвокат потирает руки, уж очень любит выигрывать у госструктур.. моральное удовольствие так сказать..:))

  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ


    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3

    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

  5. Юльчик сказал(а):

    О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3
    10. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    это вы к чему? если к согласованию, то пусть распоряжаются, но по 221 фз 39 статье согласование с 6ними не проводится. тем более участками они станут только после того, как определятся их границы.

  6. ...у соседа, вдоль нашего забора, 2 участка: один в собственности, другой в аренде, так в акте согласования границ за арендный участок расписывался нач. из администрации по земельным вопросам...
  7. Ивановна сказал(а):

    У соседа, вдоль нашего забора, 2 участка: один в собственности, другой в аренде, так в акте согласования границ за арендный участок расписывался нач. из администрации по земельным вопросам...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    если аренда более 5 лет, то расписывается арендатор, если менее, то учсток в гос собственности и по 39 статье 221 закона никто не подписывает.
    (Добавление)

  8. Катерина сказал(а):

    в 221 четко сказано, что согласуются участки, которые находятся в собственности или владении, за исключением муниципальной и федеральной собственности. Мы подали в суд иск именно по поводу незаконных рекомендательных писем, на которых Рореестр пишет незаконные отказы.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Где так сказано?

    1) собственности
    Стоп!!
    открываем ГК РФ:






    Ну и последний пункт:

    Все.

    находящиеся находятся в государственной или муниципальной собственности..." В этом случае нужно быть повнимательней

  9. Согласен с altazir
    Просто бывают случаи, когда у ЗУ есть два правообладателя:
    1. Собственник (государственная собственность);
    2. Землепользователь(ПБП), землевладелец(ПНВ).

    Статья 39 говорит, что не надо согласовывать одновременно с двумя правообладателями. Надо согласовывать только с одним правообладателем из двух:
    1. Если землепользователем является муниципальное/казённое учреждение или орган власти, то согласовываем с только с собственником.
    2. А если землепользователем/землевладельцем является физ или юр лицо, то согласовываем с этим лицом, а с собственником не согласовываем.
    (Добавление)
    Хотя у Катерины случай другой.
    У неё вопрос стоит о том есть ли вообще участок?
    Если участок стоит на кадастре или в ЕГРП или есть в соответствующая запись похозяйственной книге, или где нибудь пылится "жёлтый" документ о предоставлении ЗУ, значит согласовывать границы надо.

  10. turochak_dda
    Ну в итоге что, мой первый пост верный?
    #10
  11. блин господа и дамы ну вы тут намудили:) почитайте внимательней
    Письмо Министерства экономического развития РФ от 19 мая 2009 г. N Д23-1465 "О согласовании местоположения границ земельных участков"

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу согласования местоположения границ земельных участков и сообщает.

    В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство экономического развития Российской Федерации не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

    Однако полагаем возможным отметить следующее.

    Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы.

    Таким образом, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится.

    Одновременно следует учитывать, что согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре.

    При этом права данных лиц на земельные участки должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) либо оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

    Кроме того, в установленных федеральными законами случаях права на земельные участки возникают независимо от факта их регистрации в ЕГРП. Например, наследники являются правообладателями с даты принятия наследства, а собственники помещений в многоквартирном доме - с даты государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка.

    Таким образом, если у правообладателя здания, сооружения, объекта незавершенного строительства не оформлены в установленном порядке права на земельный участок, то в данном случае местоположение границы земельного участка подлежит согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
    19.05.2009
    Заместитель директора
    Департамента недвижимости
    В.В.АНДРОПОВ
    (Добавление)
    все легко и просто нет свидетельства о регистрации права или свидетельства о праве....... значит гуляй Вася пошел согласовывать с местной администрацией и в суде так же ссылаться на это. как вы до сих пор не поймете что объекты недвижимости(дома, здания, сооружения.....) и земельный участок это хоть и является недвижимостью, но это два разных объекта и регистрируются они отдельно друг от друга

    #11
  12. Кос
    Мы в своем МУПе при межевании физлиц поступаем проще и пока отказов не было - согласовываем со всеми смежными землепользователями, именно реально живущими соседями, а за улицы или заброшенные участки подписывает глава сельсовета. Возможно, эта схема не совсем по букве закона, тем не менее, повторю, ЗКП устраивает
    #12
  13. Кос, спасибо, вот это письмо я и искал;)
    А вот КП и пишет отказ в том, что мы не согласуем земли общего пользования. Не знают своих писем, инструкций, и трактуют законы в свою сторону - о чем и разговор::write::
    #13
  14. Подскажите пожалуйста, если смежник - земли общего пользования, с кем подписывать акт согласования границ?
    #14
  15. altazir сказал(а):

    Катерина сказал(а):

    в 221 четко сказано, что согласуются участки, которые находятся в собственности или владении, за исключением муниципальной и федеральной собственности. Мы подали в суд иск именно по поводу незаконных рекомендательных писем, на которых Рореестр пишет незаконные отказы.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Где так сказано?

    1) собственности
    Стоп!!
    открываем ГК РФ:
    Статья 212. Субъекты права собственности
    1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
    2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
    3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
    Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
    4. Права всех собственников защищаются равным образом.

    Из этой и предыдущих статей(не буду хламить, если нужно глянете сами) явно видно, что термин "собственность" является собирательным и включает в себя и собственность граждан и юрлиц, и муниципальную с государственной собственностью.

    Читаем дальше ст. 39 ч. 3 221-ФЗ:
    ...(за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

    Все что находится в скобках - это ограничение при отсутствии которого следующие пункты 2 и 3 данной части просто утратили бы смысл, либо пришлось бы их уточнять как пункт 4.

    3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

    Опять в скобках ограничение, т.е если пользователь попадает в группу указанную в скобках согласование происходит не с ним, а с собственником.
    Ну и последний пункт:
    4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

    В данном пункте в скобках уточняется, что с арендатором согласуется тогда и только тогда, когда участок в аренде сроком более 5 лет и собственник МО, Субъект или РФ, в иных случаях согласуем с собственником.

    Все.
    Вы как я понимаю ошибочно термин "собственность" ограничили до собственности граждан и юрлиц, исключив из понятия государственную и муниципальную собственность. Но при такой трактовке часть 3 ст. 39 вообще получается нелогичной.

    2й вариант Вы прочли: "за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности...", как "за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находятся в государственной или муниципальной собственности..." В этом случае нужно быть повнимательней

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    согласна, мы немного перемудрили. но отказ остается незаконным. Отказывать по письму незаконно, не указывая какую статью 221 или пункт 412 мы нарушили. В нашем случае соседа просто нет, это земли, а не сформированный участок и по 221ФЗ пока он не станет участком -согласованию не подлежит. У нас если соседний участок межеванный ругаются в Росреестре местные, если мы опять его согласуем, тк говорят, что он уже согласован, когда межевался сосед. И получается, что если аренда менее 5 лет, но участок по любому межеванный сейчас и не согласуем. Единственный случай согласования КУИ получается, если он отмежеван невернои получается накладка, мы вынуждены исправить кадастровую ощибку в определении поворотных точек и тогда должны согласовывать с КУИ. Но это редкая ситуация и мы только пару раз с этим сталкивались.
    А вот у нас такой еше вопрос. Собственник соседнего участка умер давно, в наследство никто не вступил, мы брали справку в администрации об этом, что наследники не обьявились и подписывали у главы поселения, раньше все проходило, а теперь пошли отказы, что не согласована граница. Приходится давать обьявление в газету, зная заранее, что никто не обьявится, потому что некому.. бред какой то.. Сейчас у всех такая ерунда творится?

На чтение 5 мин. Просмотров 6 Опубликовано 21.11.2019

Споры с соседями относительно площади владений или иные ситуации могут привести к возникновению потребности в согласовании границ земельных участков. Процедура должна выполняться в соответствии с действующим законодательством. По ее итогу составляется акт – документ, подтверждающий, что стороны согласны на установление границ участков.

Что представляет собой процедура согласования границ участка земли?

Согласование–разновидность кадастровых работ. Оно входит в состав процедуры межевания.

Потребность в проведении манипуляции может возникнуть в следующих ситуациях:

Границы участка должны в обязательном порядке быть согласованы с лицами, которые владеют смежным отрезком земли, внесенными в Государственный кадастр недвижимости. Это значит, что в процедуре принимают участие владельцы соседних участков. Ответственность за ее проведение возлагается на лицо, которое инициировало начало манипуляции.

Перед тем, как приступать к согласованию границ участков, нужно ознакомиться с требованиями действующего законодательства.

Они закреплены в:

  • ФЗ 221;
  • Приказе Минэкономразвития №412.

Результатом проведения процедуры становится составление акта. Он должен быть оформлен в обязательном порядке. Если бумага отсутствует, процедуру согласования легко признать незаконной.

Кто может инициировать согласование границ земельного участка?

Потребность в определении точных границ участка может возникнуть у лиц, владеющих землей или получивших право на нее.

В геодезическую организацию могут обратиться следующие категории лиц:

  • владельцы участка, обладающие правом на него в соответствии с документацией;
  • наследники земли, получившие право на ее использование по закону или завещанию;
  • хозяева помещений в многоквартирных домах, желающие получить придомовую территорию в совместную собственность.

От типа собственника земли зависят особенности проведения процедуры.


Если уточнить границы хотят владельцы участка или лица, получившие его в наследство, им предстоит взаимодействовать с хозяевами смежных территорий. Граждане, выполняющие аналогичную манипуляцию в отношении земли, находящейся под многоквартирным домом и рядом с ним, должны будут выполнять согласование с муниципальными властями.

Проведение согласования границ земельного участка

Если у человека возникла потребность в проведении согласования границ земельных участков, он должен обратиться в геодезическую организацию. Начать процедуру можно и при помощи посещения регионального отдела кадастра и картографии.

Получив заявку от гражданина, его специалисты предложат кандидатуру инженера для осуществления манипуляции. Поговорив с ним, человек сможет узнать все особенности проведения процедуры и получить рекомендации к ее выполнению.

Эксперты советуют провести предварительную беседу с соседями. Обычно они тоже заинтересованы в осуществлении манипуляции и не будут препятствовать в ее проведении.

Затем необходимо подать заявление в геодезическую организацию.

Для выполнения манипуляции потребуется осуществить перечень действий, в список которых входят:

  1. Обсуждение основных особенностей действия и выбор даты проведения согласования.
  2. Подписание договора. Чтобы сотрудники организации начали работу, потребуется внести авансовый платеж или предоставить сумму, взимаемую за выполнение действия, полностью.
  3. Оповещение владельцев смежных участков. Действие должно быть выполнено минимум за 30 суток до проведения процедуры. Факт сообщения информации нужно зафиксировать документально. Для этого владельцы соседних участков должны оставить подписи на соответствующем извещении, содержащим подробную информацию о предстоящей процедуре.
  4. Посещение инженером участка. Работник организации встретиться с соседями, имея на руках уже готовый план межевых линий. Затем будет подписан акт согласования. В зависимости от сложившейся ситуации может быть проведена беседа с каждым собственником отдельно.
  5. Вложение оформленного акта в дело.

Если присутствуют разногласия с соседями, осуществить манипуляцию будет сложнее. Однако эксперты советуют попытаться договориться и решить спорные моменты. Если человек понимает, что конфликта не избежать, лучше привлечь к осуществлению процедуры опытного юриста, специализирующегося на земельных правоотношениях .

Видео сюжет расскажет, что делать, если соседи отказались от подписания акта согласования границ земельного участка

Подготовка извещения

Основными бумагами, которые в обязательном порядке должны быть оформлены при согласовании границ участков, являются извещение и акт. Изначально человеку придется подготовить первый документ. Его необходимо передать владельцам смежных участков.

Выполнить действие можно с помощью:

  • отправки сообщения на электронный адрес;
  • личного сбора подписей;
  • подачи объявления в местное печатное издание;
  • отправки заказным письмом.

Закон допускает возможность сообщения о планируемом согласовании границ с помощью подачи объявления в местную газету. Однако перечень случаев использования способа ограничен. Использование подобной формы извещения соседей возможно, если уведомление о получении заказного письма так и не пришло, или местоположение владельца смежного участка неизвестно . Аналогичное правило применяется и в случае, если с отрезком земли граничат более 5 участков одновременно.

Когда можно не проводить согласование границ земельных участков?

Не всегда границы земель необходимо согласовывать. Существует перечень типов участков, в отношении которых выполнять действие не нужно. К ним относятся земли лесных массивов и участки, расположенные недалеко от границы государства.

Не нужно выполнять согласование и в случае, если земля имеет сельскохозяйственное назначение и находится в пользовании ряда коренных народов, перечень которых закреплен в нормативно-правовых актах, регламентирующих процедуру. Чтобы заранее уточнить необходимость в проведении манипуляции, нужно обратиться к действующему законодательству или воспользоваться помощью опытного юриста.

В государственном кадастре недвижимости существует такой термин, как определение границ земельного участка. В данной статье речь пойдет именно об этом.

Нормами действующего федерального законодательства предусмотрено, что согласованию заинтересованными лицами подлежит расположение границ землевладения, которое представляет собой границу иной, соседней земли, и именно это расположение определяется путем определения координат поворотных точек. Это и дает основание для согласования границ землевладения.

Кто проводит согласование границ земельного участка

Согласование земельных границ осуществляет кадастровый инженер в ходе исполнения работ, связанных с оформлением межевого плана. В дальнейшем данный документ предоставляется заявителем или его представителем в уполномоченный орган для осуществления кадастрового учета.

Помните, что границы землевладения возможно согласовать лишь при уточнении места их расположения. Именно кадастровый инженер ответственен за соблюдение порядка согласования расположения границ.

Процедура согласования границ земельного участка с соседями

Вышеуказанное мероприятие подразделяется на несколько этапов:

  • Подготовка. При осуществлении указанного этапа специалист выявляет круг заинтересованных лиц, которые будут участвовать в процедуре, определяет, каким образом будет проходить согласование (при помощи проведения собрания или в персональном порядке), а также доводит сведения до надлежащих субъектов о предстоящем собрании. Уведомить о названном мероприятии кадастровый инженер может вручением извещения, направления или опубликования в тридцатидневный срок до даты начала собрания. При отказе заинтересованного лица от принятия указанной бумаги его считают уведомленным законным способом;
  • Согласование границ. Специалист, ответственный за исполнение мероприятия, должен удостовериться в полномочиях заинтересованных лиц либо их поверенных, обеспечить право на изучение проекта межевых работ, и подробным образом разъяснить его суть, обозначить землевладельцам или их поверенным подлежащее согласованию расположение границ земли непосредственно на месте;
  • Завершающий этап. Кадастровым инженером осуществляется подготовка акта согласования расположения границ земли. Данный документ исполняется на обороте чертежа конкретной территории. Если вы собираетесь произвести согласование земельных границ, обратите внимание на обратную сторону акта о согласовании. Если чертеж объекта не отображен, рекомендуется его не подписывать. Границы считают согласованными, если в акте о согласовании расположения земельных границ проставлены все подписи, а также в ситуации, когда заинтересованным лицом в обозначенный период времени не был подписан акт по согласованию или не заявлено письменного несогласия.

Извещение о проведении согласования границ земельного участка

Законодателем разработан особый алгоритм уведомления заинтересованных лиц в отношении проведения собрания. Кадастровый инженер извещает их по почте, вручает лично под расписку, либо опубликовывает информацию при помощи СМИ.

Документ, извещающий о проведении собрания предоставляется, публикуется или отправляется не позже, чем в тридцатидневный срок до момента, когда собрание будет проведено. Это объясняется тем, что заинтересованным лицам надлежит изучить проект межевого плана, чтобы в будущем подписать соответствующую бумагу или выразить свое несогласие.

При отказе владельца соседней земли от принятия вышеуказанной бумаги, такое лицо принимается извещенным законным путем.

Кадастровым инженером подводятся итоги процедуры посредством акта согласования расположения земельных границ, который должен находиться на обратной стороне чертежа конкретного объекта.

При согласовании границ либо проставлении своей подписи на акте согласования удостоверьтесь в наличии чертежа земельного участка на обороте акта. Если его нет, рекомендуется воздержаться от подписания подобного документа.

Что делать, если соседи не согласны с границами участка

При несогласии владельцев соседних земель с определением границ, они должны написать и представить ответственному специалисту перечень своих обоснованных возражений в отношении их расположения.

Кадастровый инженер при этом обязан зафиксировать возражения в приложении к межевому плану.

Поэтому при согласовании либо отказе в этом, данное обстоятельство следует проверять. Разрешение любых спорных ситуаций, которые возникают при исполнении данной процедуры, происходит при помощи норм земельного законодательства, действующих на территории нашей страны.

Что делать, если соседи отказываются подписывать акт согласования границ

Если вы хотите отмежевать свой участок и определить его границы, а владелец смежной земли не соглашается на подписание акта по согласованию расположения земельных границ или уклоняется от его подписания, обращайтесь с исковым заявлением в судебные органы.

Осуществление защиты гражданских прав возможно только теми способами, которые установлены законом. При неверном выборе способа защиты прав на землю возможен отказ в иске по формальному основанию. В подобных случаях верный выбор заявления, который необходимо подавать в суд, зависит от того, является ли ваш сосед владельцем самостоятельной смежной земли или он – один из собственников общего с вами землевладения. Оба случая нужно рассмотреть более подробно.

Если сосед имеет в собственности отдельную смежную землю, к примеру, при соседнем жилом объекте, то верным будет обращение в судебные органы с исковым заявлением об установлении границ вашего землевладения.

К искам о правах на недвижимость относятся иски об установлении границ землевладения. Конфликт между владельцами соседних земель о расположении земельных границ – это спор о праве на недвижимость, и он должен разрешаться посредством подачи в государственный орган искового заявления об установлении границ земельного участка.

Обращение с указанным требованием является индивидуальным методом защиты нарушенного права, направленным на ликвидацию неопределенности прохождения границы земли и урегулирование конфликта о принадлежности определенной части участка. В рамках подобного требования устанавливаются смежные границы между территориями. Происходит это на основании координат поворотных точек.

При обнаружении ошибок в определении координат границ соседней земли, допущенных при размежевании вашей земли, которые уже внесены в ЕГРН, заявите в рамках искового заявления об установлении границ вашего участка, дополнительные требования о признании недействительным и исключении из сведений ЕГРН описания расположения границ земли соседа.

Вторая ситуация имеет место в случае, когда ваша земля и участок соседа, с которым возникли разногласия, находятся при одном жилом доме. Во время земельной реформы собственникам одного домовладения и правоустанавливающей документации на землю оформлялись с обозначением конкретных размеров земли в квадратных метрах или долях гектара.

Согласно действующим правовым нормам, общий участок земли под одним домовладением считается принадлежащим по праву общей долевой собственности, несмотря на первоначальную фиксацию долей в единицах площади. В подобных условиях способ защиты прав на недвижимость будет иным. Требовать установления либо изменении земельных границ в таких обстоятельствах неверно.

Собственники часто решают разногласия по поводу прохождения границ между участками в порядке согласования границ при межевании земельного участка. Для их разрешения необходимо определить границы наделов. Порядок согласования границ мы расскажем в этой статье.

Решение вопроса о границах

Для того чтобы согласовывать границы, потребуется личное присутствие владельца надела или его представителя. Представитель действует на основании доверенности, заверенной в нотариальной конторе.

Алгоритм, как провести межевание

  • Собрать документы, подтверждающие, что земля принадлежит вам на законных основаниях.

Например, права владения подтверждает договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве собственности и другие документы. Не забудьте оформить доверенность, если ваши интересы будет защищать представитель.

  • Подписать с кадастровым инженером соглашение об оказании услуг. Инженер составляет акт, который является основанием для регистрации в кадастре недвижимости. Согласовывает с владельцами наделов процедуру межевания.
  • Подождать, пока будет изготовлено межевое дело.

Инженер подготавливает этот документ в электронном виде. Для заверки проставляется усиленная электронная цифровая подпись.

Совет. Если вам нужно получить межевое дело в бумажном виде, рекомендуем обговорить этот пункт в соглашении. Соглашение конкретизирует, в каком виде кадастровый инженер подготавливает межевое дело.

  • Оплатить пошлину.

Триста пятьдесят рублей нужно уплатить, чтобы зарегистрировать право владения на землю (подпункт 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса).

  • Передать пакет документов для регистрации специалистам подразделения Росреестра.

Вы можете передать документы лично или направить по почте ценным письмом. Если вам удобнее обратиться в электронном виде, воспользуйтесь сайтом gosuslugi.ru. Также для приема документов работают специалисты многофункциональных центров государственных услуг.

Квитанция об оплате не является обязательным документом для регистрации. Но мы рекомендуем представить этот документ. Государственные служащие могут отказать в регистрации, если в системе не будет информации, что вы оплатили пошлину. Поэтому во избежание досадных недоразумений доказательство оплаты лучше приложить к документам.

  • Обратиться в Росреестр для получения подтверждающих документов.

Закон отводит на процедуру регистрации десять дней. Срок отсчитывается с даты, проставленной на штампе о приеме документации. При подаче документов через многофункциональный центр государственных услуг срок увеличивается до двенадцати рабочих дней.

Порядок определения границ

  1. Подписание соглашения.

Кадастровый инженер начинает свою работу после того, как вы подписали договор подряда и оплатили его услуги.

3 фактора, от которых зависит цена на услуги кадастрового инженера:

  • место, где расположен участок;
  • сложность рельефа;
  • время для осуществления работ.

Стоимость услуг начинается от шести тысяч рублей. Если процедура касается земель сельскохозяйственного назначения, то разметка одного гектара будет стоимость порядка двенадцати тысяч рублей.

  1. Перед тем, как провести работы, рекомендуем ознакомиться с вопросом о цене. Инженеры, работающие в государственных структурах, руководствуются специальной методикой. В основе определения стоимости лежит сложность работ и стоимость одного нормочаса. Частные структуры используют свои алгоритмы расчетов, поэтому обращение к ним обойдется вам дороже.
  2. Сообщение соседям о согласовании границ смежных наделов.

Без подписи соседей работы провести нельзя. Такое правило установил закон (пункт 10 статьи 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности»). Письменное сообщение о работах направляется собственникам смежных наделов за тридцать дней до начала проведения работ.

Порядок извещения владельцев смежных наделов

3 основных пункта извещения:

  • место и время проведения собрания;
  • информация о кадастровом инженере с указанием контактов для связи (электронная пота, номер телефона);
  • алгоритм ознакомления с межевым планом.

Закон перечисляет остальную информацию, которая указывается в уведомлении. Соседи получат основание для судебного оспаривания работ, если у них будут возражения против итогов согласования.

Часто происходит так, что соседи не знают об утверждении границ, хотя закон установил правило и предписывает обязательную форму уведомления. Формально порядок для согласования границ при межевании земельного участка не нарушается. На практике работы часто осуществляются без согласования. Ситуация возникает, потому что неизвестны адреса проживания соседей. Если нет информации, куда направлять извещения, сведения публикуются в местной прессе. Поскольку местные газеты читают далеко не все владельцы, начинаются злоупотребления. Появляется возможность прирезать к своему участку соседнюю площадь. Поэтому суды рассматривают так много споров о земельных границах, определенных без согласования.

  1. Выезд инженера на место.

После того, как уведомления направлены, инженер выезжает на место и производит замеры площади надела. Точки координат определяются специальным оборудованием. Сведения, полученные инженером, проводившим работы, согласовываются с заинтересованными лицами. Работы с наделом ведутся на протяжении двух недель. Для подсчета общего срока сюда добавляется тридцать дней на извещение других владельцев, а также время для составления межевого дела. Заполнение межевого дела составляет приблизительно полтора месяца, при условии, что документация будет корректно оформлена.

  1. Согласование плана.

Это важный момент в проведении работ. Соседи должны дать свое заключение о границах. Согласие смежных владельцев нужно, чтобы избежать судебных споров о местах прохождения границ.

4 основных пункта межевого плана:

  • место прохождения границ земельного надела и соседской земли;
  • алгоритм для исчисления площади;
  • информация об ограничениях на территории участка;
  • информация об изменении границ земли во время проведении работ.

Согласовательный акт

Акт согласования в обязательном порядке прилагается к межевому делу. Документ имеет юридическую силу, когда в нем проставлены подписи всех лиц, имеющих интерес по рассмотренному вопросу. Когда другие заинтересованные лица согласия не выразили, но и мотивированный отказ не написали, считается, что они согласны с актом.

Важно! Межевой документ должен содержать уведомления об отправке извещений лицам, имеющим интерес по делу.

Инженер, которого вы выбрали проводить работы, обязательно включает письменные возражения в акт, если они имеются у соседей. Ошибочное межевание земельного участка и согласование приводит к тому, что сотрудники кадастровой палаты отказываются утверждать границы.

Решение разногласий, возникших при утверждении границ

Если работы проведены некорректно, рекомендуем обратиться с заявлением об устранении ошибок в кадастровую палату. Информация о том, что возражения сняты, заносится в согласовательный акт. Когда вопрос об определении границ мирно решить не получилось, остается обращаться с исковым заявлением в суд. Предупредим, что при подаче иска возникают сложности с оплатой пошлины. Когда требования носят неимущественный характер, размер платежа составит триста рублей. Но судья может отказаться принять иск, указав на то, что заявлены требования об имуществе. По имущественным спорам размер платежа напрямую зависит от цены имущества. По этой причине рекомендуем уточнить сумму пошлины в суде.

3 важных нюанса, которые включаются в иск:

  • указать границы, существующие на местности больше пятнадцати лет;
  • указать ответчиком владельца соседнего участка, третьим лицом будет орган регистрационного учета, а также инженер, производивший замеры;
  • четко сформулировать требования. Суть требований зависит от обстоятельств дела. Вы можете заявить требования о признании границ технической ошибкой. Второй вариант – это заявить прошение об определении места, где проходит граница с соседской землей.

Исковое заявление судья оставит без движения, если не приложена квитанция об оплате государственной пошлины или отсутствуют копии иска по числу участвующих лиц. Для подтверждения требований рекомендуем приложить копию межевого дела, а также документы, подтверждающие права на участок. Иски принимают суды по месту, где находится земельный надел.

Совет. Если вы потратились на юриста, просите в иске компенсировать расходы на представителя. Затраты компенсирует проигравшая сторона.

Определение границ без участия соседей

Закон определил случай, когда согласования с соседями не потребуются. Решения судов нужно обязательно исполнять, гласит статья 13 Гражданского процессуального кодекса. После того, как вы получили судебное решение, нужно обратиться к специалистам кадастровой палаты. Нужно подать заявление об уточнении границ участка, утвержденных решением суда. Кадастровая палата обязательно должна выполнить решение суда. Одобрение владельцев смежных участков получать не требуется.

Заключение

Земля остается предметом споров. Решение вопроса о границах потребует расходов. Цена вопроса зависит от стоимости услуг кадастровых инженеров, территории, где расположен участок, сложности рельефа и других факторов.

Сориентируем по срокам работ. Много времени измерения не отнимут. За две недели работы выполняются необходимые измерения. К срокам добавляется время на извещение соседей, которое составляет тридцать дней. Если возникают разногласия с другими заинтересованными лицами, вопрос об определении границ окончательно решится в суде.

На практике при уточнении местоположения границ участков многие землепользователи сталкиваются с рядом проблем, вытекающих либо из несогласия смежных землепользователей подписать Акт согласования, либо из отсутствия сведений о собственниках смежных земельных участков, а также некоторыми другими проблемами. О том, на что необходимо обратить внимание при согласовании местоположения границ земельных участков и как обезопасить себя от действий недобросовестных смежных землепользователей, читайте в материале.

В соответствии с положениями п. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

К примеру, собственник не имеющего координат земельного участка хочет присвоить ему в ЕГРН координаты либо хочет изменить местоположение границы своего земельного участка с участком смежного землепользователя. В этом случае согласование местоположения границ осуществляется только с лицами, обладающими смежными земельными участками.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Форма и состав межевого плана в целом, а также акта согласования местоположения границ земельных участков утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - приказ Минэкономразвития № 921). В Акте согласования местоположения границ в обязательном порядке указываются сведения о лице, участвующем в согласовании, его подпись, дата согласования и иные сведения (см. бокс «Фрагмент из утвержденной формы межевого плана»).

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (п. 2 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности). Под заинтересованным лицом, участвующим в согласовании, стоит понимать смежного землепользователя, обладающего земельным участком на праве:

    собственности,

    пожизненного наследуемого владения,

    постоянного (бессрочного) пользования,

    аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Как правильно согласовать местоположение границ земельного участка?

В соответствии с п. 7 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Оба указанных способа согласования местоположения границ предполагают обязательное участие заинтересованных лиц. Вне зависимости от избранного кадастровым инженером способа собственнику участка необходимо обратить внимание на следующее. При согласовании местоположения границ важно убедиться, что смежный землепользователь действительно является заинтересованным лицом в понятии Закона о кадастровой деятельности, то есть обладает земельным участком на одном из четырех вышеуказанных оснований. Для этого необходимо проверить документы - основания возникновения права у смежного землепользователя. Стоит также помнить о том, что фактические границы земельного участка могут не соответствовать имеющимся документам либо юридическим границам (занесенным в ЕГРН).

Приведем основные спорные ситуации, которые могут возникнуть на стадии согласования местоположения границ земельных участков:

    земельный участок смежного землепользователя не имеет установленных координат, а по имеющимся документам определить местоположение его границ не представляется возможным;

    земельные участки по документам не являются смежными (например, согласно генеральному плану ДНП между земельными участками проходит дорога);

    местонахождение смежного землепользователя неизвестно;

    смежный землепользователь отказывается подписать Акт согласования.

Как правило, идентификацией правообладателя смежного участка занимается кадастровый инженер, привлеченный к выполнению кадастровых работ. И все же мы рекомендуем проверять полученную от кадастрового инженера информацию. В противном случае существует риск согласовать местоположение границ с лицом, не являющимся заинтересованным лицом (владельцем смежного земельного участка), что может привести в последующем к возникновению судебных земельных споров.

Несмотря на то что многие земельные участки не оформлены государством надлежащим образом и не поставлены на кадастровый учет, распоряжение ими и согласование осуществляется соответствующим органом государственной власти (местного самоуправления) в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Предположим, к земельному участку примыкают земли, не имеющие границ, кадастрового номера (например, дорога). В этом случае согласовывать местоположение границ возможно с органом государственной власти (местного самоуправления) соответствующего субъекта, в пределах которого расположен земельный участок.

В случае когда собственник смежного земельного участка (земель) неизвестен, за информацией можно обратиться к Администрации субъекта (района, поселения) либо в правление некоммерческого объединения, если земельный участок расположен в границах садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения.

При отказе в согласовании местоположения границ смежным землепользователем на основании п. 1 ст. 64 ЗК РФ спор подлежит рассмотрению в судебном порядке.

Согласование границ через публикацию в официальных источниках

При проведении кадастровых работ может выясниться, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе заинтересованного лица либо кадастровым инженером получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения. В этом случае извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ может быть опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования (п. 8 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности). Как правило, это означает публикацию о проведении собрания в газете муниципального образования.

Если заинтересованные лица не явились на собрание, местоположение границы с такими лицами считается согласованным. В этом случае кадастровый инженер в состав межевого плана включает соответствующую страницу печатного издания с публикацией о проведении собрания заинтересованных лиц.

Таким образом, достаточным условием для публикации извещения о проведении собрания заинтересованных лиц в печатном издании является отсутствие сведений об адресе заинтересованного лица в ЕГРН. С учетом того обстоятельства, что сведения об адресах заинтересованных лиц в ЕГРН в подавляющем большинстве случаев отсутствуют, а печатные издания муниципальных образований по объективным причинам большинством жителей муниципальных образований не изучаются, возникает возможность для злоупотребления правом.

Например, собственник земельного участка находится в конфликте со смежным землепользователем. При производстве кадастровых работ собственник земельного участка узнает, что сведения об адресе смежного землепользователя в ЕГРН отсутствуют. Поскольку конфликт может стать основанием для отказа смежного землепользователя в подписании Акта согласования местоположения границ, кадастровым инженером публикуется информация о проведении собрания в печатном издании. Смежный землепользователь не знакомится с указанным печатным изданием, в результате фактически может произойти захват части его территории, а формально местоположение смежной границы земельных участков будет считаться согласованным.

Суды признают, что такое согласование посредством публикации в печатном издании является надлежащим (см. бокс «Судебная практика»).

Чтобы пресечь возможные действия недобросовестных смежных землепользователей по согласованию местоположения границ посредством публикации извещения о проведении собрания заинтересованных лиц в печатном издании, правообладателю необходимо уточнить, имеются ли в ЕГРН применительно к конкретному земельному участку сведения о почтовом адресе и адресе электронной почты, и внести их при необходимости. Прежде всего, данная ситуация касается лиц, местоположение границ земельных участков которых не установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства (земельные участки «некоординированные»).

Существуют также иные случаи, при которых допускается опубликование извещения о проведении собрания в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов соответствующего муниципального образования, но эти случаи не слишком распространены на практике (п. 8 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности):

смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

Как обезопасить себя правообладателю земельного участка, если смежный землепользователь обратился для подписания Акта согласования местоположения границ?

Согласно п. 4 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

В соответствии с п. 87 приказа Минэкономразвития № 921, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок в письменной форме представили обоснованные возражения о местоположении границ земельного участка, содержание таких возражений указывается кадастровым инженером в Акте согласования. Представленные в письменной форме возражения включаются в Приложение. При наличии обоснованных возражений о местоположении границ такие возражения должны быть сняты либо путем изменения местоположения границ и проведения повторного согласования местоположения границ (отдельной характерной точки или части границ), либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для разрешения земельных споров.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность подачи возражений в случае несогласия с предлагаемым расположением общей границы земельного участка со смежным землепользователем. Также законодательством устанавливается, что возражения должны быть обоснованными.

Важно, чтобы возражения были переданы кадастровому инженеру в официальном порядке: либо лично, с отметкой и подписью кадастрового инженера о получении, либо направлены заказным письмом с описью вложения на почтовый адрес кадастрового инженера. Несмотря на то что напрямую законодательством такая возможность не предусмотрена, на практике возражения о местоположении границ подаются также в Росреестр по месту нахождения земельного участка, в отношении которого ведутся кадастровые работы.

Согласно положениям п. 5 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.

Поскольку в Акте согласования местоположения границ указываются только координаты, а не точное фактическое местоположение границ, целесообразным будет требовать установить границы на местности. Это позволит заинтересованному лицу обезопасить свою территорию от передачи ее части лицу, выполняющему кадастровые работы в отношении своего земельного участка.

Фрагмент из утвержденной формы межевого плана

Обозначение части границы

Горизонтальное проложение (S), м

Кадастровый номер смежного земельного участка

Сведения о лице, участвующем согласовании

Подпись и дата

Способ и дата извещения

от т.

до т.

Фамилия и инициалы

Реквизиты ­документа,

удостоверяющего личность

подтверждающего полномочия представителя

Судебная практика

Судебный акт

Выдержка из судебного акта

Определение Ленинградского областного суда от 04.02.2015 № 33-624/2015

Согласование местоположения границ земельного участка проводилось на местности. Извещение о проведении собрания опубликовано в газете «Выборг» от <...> года.
В обоснование заявленных исковых требований истцы сослались на то, что формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <...> осуществлена с нарушением требований действующего законодательства, поскольку они не уведомлялись о проведении собрания.
Однако данные доводы опровергаются материалами дела, так, из извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, опубликованного в газете «Выборг» <...>, следует, что собрание заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ спорных участков состоится <...> в 13 часов по адресу: <...>.
Анализируя представленные документы, в том числе и материалы землеустроительного дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии надлежащих доказательств, с достоверностью свидетельствующих о нарушении прав истцов в результате межевания земельных участков ответчика

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.11.2016 № Ф02-5727/2016 по делу № А19-13892/2015

Суды пришли к правильному выводу, что публикация извещения о согласовании границ земельных участков в газете «Областная» является надлежащим извещением, поскольку данное издание является официальным печатным изданием субъекта Российской Федерации - Иркутской области

Постановление АС Московского округа от 06.04.2016 № Ф05-3685/2016 по делу № А40-76831/2015

Кассационная коллегия отмечает, что в материалах межевого плана имеется выпуск газеты Правительства Москвы «Тверская 13», в которой было опубликовано извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка по адресу: <...>, однако общество возражений относительно местоположения земельного участка не заявляло