Нарукавные повязки службы корабельных нарядов. Сигнальные флаги Нарукавная повязка дежурного на флоте

13.05.2020 Зарплатная карта

СВОД ВОЕННО-МОРСКИХ СИГНАЛОВ

Комплект сигнальных книг Военно-Морского флота.

  • - сборник сигналов для переговоров между кораблями и с береговыми сигнальными станциями различных государств...

    Словарь военных терминов

  • - повторение сигналов, передаваемых флажными, светосигнальными и радиотехническими средствами для подтверждения их получения или передачи на другие корабли...

    Словарь военных терминов

  • - сборник буквенных и. цифровых условных знаков, принятый в ВМФ для передачи донесений, распоряжений, оповещений и других сообщений...

    Словарь военных терминов

  • - 1) таблица для преобразования открытых текстов команд-распоряжений и кратких донесений в условный вид; документ скрытого управления войсками. Разрабатывается штабом соединения...

    Словарь военных терминов

  • - система буквенных, цифровых и иных условных знаков, принятая в ВМФ и в органах морской охраны ПС РФ, для передачи донесений, распоряжений, оповещений и других сообщений...

    Пограничный словарь

  • - сигнальная книга, заключающая в себе собрание визуальных и звуковых сигналов, а также свод радиосигналов. Служит для переговоров между собой судов различных стран...

    Морской словарь

  • - 1...

    Телекоммуникационный словарь

  • - морской сборник сигналов для связи между морскими судами, а также судами и береговыми объектами. Устанавливает порядок сигнализации. Принят в 1965, вошел в силу с 1969...

    Большой энциклопедический словарь

  • - собрание законов и законоположений, регламентировавших деятельность военно-морского ведомства и ВМФ России в последней четверти 19 - начале 20 в. Издавался в 1887-1915...

    Морской словарь

  • - повторение сигналов вслед за поднявшим сигнал кораблем. Р. С. бывает общее или производится специально назначенными кораблями...

    Морской словарь

  • - система буквенных и цифровых условных знаков принятая в ВМФ для передачи донесений, распоряжений, оповещений и других сообщений...

    Морской словарь

  • - процесс преобразования аналоговых и/или дискретных сигналов. может осуществляться аналоговыми и дискретными методами.По-английски: Signal processingСм. также: Обработка данных Сигналы  ...

    Финансовый словарь

  • - соответственно полной обособленности управления морским ведомством, у нас принята система такой же полной обособленности и морского законодательства от законодательства военного, т. е. касающегося сухопутной...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сборник сигналов для переговоров между морскими судами, между судами и береговыми сигнальными станциями различных государств...

    Большая Советская энциклопедия

  • - сигнализация,...

    Словарь синонимов

"СВОД ВОЕННО-МОРСКИХ СИГНАЛОВ" в книгах

Последние действия германских военно-морских сил

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Последние действия германских военно-морских сил В последний период войны немецкому флоту приходилось в усложнившихся условиях и с большими потерями продолжать выполнение своих задач по охране судоходства вдоль всего побережья, находившегося во владении Германии, -

Глава VIII Авиация военно-морских сил

Из книги Воздушная мощь автора Эшер Ли

Глава VIII Авиация военно-морских сил Нетрудно понять, что коммунистические государства в решении проблемы строительства военно-морской авиации должны исходить из стратегических потребностей, в корне отличных от потребностей западных стран. Маршал Британских

ГЛАВА VIII Авиация военно-морских сил

Из книги Воздушная мощь автора Ли Эшер

ГЛАВА VIII Авиация военно-морских сил Нетрудно понять, что коммунистические государства в решении проблемы строительства военно-морской авиации должны исходить из стратегических потребностей, в корне отличных от потребностей западных стран. Маршал Британских

Призраки и военно-морских училищах

Из книги Привидения среди нас автора Ильин Вадим

Призраки и военно-морских училищах Через несколько месяцев после описанных выше событий стоявший в карауле у оружейного склада курсант Военно-морского училища имени адмирала П. С. Нахимова увидел в осенних сумерках человека, одиноко бредущего по усыпанной опавшими

4.1. Оборона военно-морских баз и островов

Из книги «Черная смерть» [Советская морская пехота в бою] автора Абрамов Евгений Петрович

4.1. Оборона военно-морских баз и островов Балтийский флот являлся для немецкого командования серьезной противоборствующей силой, способной помешать осуществлению военно-политических замыслов Германии по разгрому советских войск в Прибалтике и захвату Ленинграда и

Глава 5 В Военно-Морских силах республики

Из книги Канарис. Руководитель военной разведки вермахта. 1935-1945 гг. автора Абжаген Карл Хайнц

Глава 5 В Военно-Морских силах республики Капповский путч не прошел для Канариса бесследно. Если до сих пор, несмотря на безусловную интеллигентность, у него еще порой проявлялись остатки лейтенантского легкомыслия, совершенно не соответствующего ни его 33-летнему

Реорганизация военно-морских сил Германии

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Реорганизация военно-морских сил Германии Надводные корабли немецкого флота постепенно были переведены в норвежские базы. Отсюда они могли противодействовать вторжению союзников в Норвегию, которого так опасался Гитлер, и наносить удары по арктическим конвоям,

№171 Тезисы доклада начальника Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевича в РВС СССР «О мобилизационной готовности Военно-морских сил РККФ»

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№171 Тезисы доклада начальника Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевича в РВС СССР «О мобилизационной готовности Военно-морских сил РККФ» №96/сб/сс1 апреля 1927 г.Сов. секретноМобилизация боевого ядра Военно-морских сил РККАа) Сравнительно незначительное мобилизационное

Словарь военно-морских терминов и сокращений

Из книги Смерть у пирса автора Шигин Владимир Виленович

Словарь военно-морских терминов и сокращений АСО – аварийно-спасательный отделБЗО – боевое зарядное отделениеБПЛ – бригада подводных лодокБЧ – боевая частьБЧ-5 – электромеханическая боевая частьВВД – воздух высокого давленияВСОН – вспомогательное судно особого

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

ФЛАГИ ВОЕННО-МОРСКОГО СВОДА СИГНАЛОВ СССР

Международный свод сигналов

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

§ 8. Международный свод сигналов

Из книги Морские катастрофы автора Сидорченко Виктор Федорович

§ 8. Международный свод сигналов МСС был принят Международной морской организацией в 1965 г., введен в действие с 1 апреля 1969 г. и предназначен для поддержания связи в случаях бедствия или возникновения опасности для мореплавания, особенно когда в общении возникают

Группировка военно-морских сил

Из книги Нокдаун 1941. Почему Сталин «проспал» удар? автора Суворов Виктор

Группировка военно-морских сил Черноморский флот - командующий вице-адмирал Ф. С. Октябрьский, член Военного совета дивизионный комиссар Н. М. Кулаков, начальник штаба контр-адмирал И. Д. Елисеев - в своей главной базе - Севастополе имел линкор, 5 крейсеров, 2 лидера, 10

СЛОВАРЬ ВОЕННО-МОРСКИХ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ

Из книги Отсеки в огне автора Шигин Владимир Виленович

СЛОВАРЬ ВОЕННО-МОРСКИХ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ АСО - аварийно-спасательный отдел.БЗО - боевое зарядное отделение.БПЛ - бригада подводных лодокБЧ - боевая часть.БЧ-5 - электромеханическая боевая часть.ВВД - воздух высокого давления.ВСОН - вспомогательное судно особого

§ 3. Классификация кораблей военно-морских сил

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

§ 3. Классификация кораблей военно-морских сил Корабли военно-морского флота входят в систему вооруженных сил государств, имеющих границы, проходящие по водным пространствам. Основной задачей военноморских сил является защита интересов своей страны на водных

Для обозначения цифр существуют специальные флаги. Они использовались в таком виде и в Российской империи (таблица 1901 года), и в СССР, используются и поныне.

1 - бело-синий треугольный флаг с двумя косицами;
2 - синий треугольный флаг с белым кругом; (в таблице 1901 года этому флагу указано дополнительное значение «Прошу крепость не салютовать»).
3 - треугольный флаг из красной, белой и синей вертикальных полос;

4 - красный треугольный флаг с белым крестом;
5 - треугольный флаг из вертикальных жёлтой и синей полос;
6 - флаг, разделённый по-диагонали на красный и жёлтый треугольники;

7 - флаг из вертикальных красной, белой и синей полос;
8 - флаг из четырёх красных и белых прямоугольников;
9 - белый флаг с синим крестом;

0 - флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольники.

Правда, в таблице сигнальных флагов за 1911 г. нами обнаружена совершенно другая система цифровых флагов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Следующая группа флагов - дополнительные и специальные. Ниже представлены флаги ВМФ СССР:

Дополнительные (заменяющие) флаги использовались для замены буквенных или цифровых флагов, когда чтобы набрать требуемый сигнал не хватало имеющихся комплектов буквенных или цифровых флагов. Первый дополнительный флаг заменял первый буквенный или цифровой флаг в сигнале, второй дополнительный заменял второй флаг в сигнале и т.д.

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии"). На фото реального сигнального флага "гюйс" производства 1956 года [https://meshok.net/... ] видно, что серп и молот в центре звезды отсутствует;
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом .
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом .
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В учебнике "Сигнальное дело" (1939), "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) и др. сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом .
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос [судя по некоторым фотографиям, синяя полоса должна быть несколько шире]; В Российской империи вопросительный флаг был другим. В таблице 1901 году значение "Вопрос. Что случилось?" приписано флагу, соответствующему букве "Е" - жёлтому с продольной синей полосой и косицами. В таблице 1911 года вопросительный флаг - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг (либо шлюпочный флаг поднимается вместе с каждым сигналом для шлюпок, выше других сигнальных флагов). На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". В начале 20 века в Шлюпочной сигнальной книге было 15 или 16 флагов. В учебнике "Сигнальное дело" 1939 года упоминались 17 флагов: "А", "Б,", "В", "Г", "Д", "Е", "З", "К", "Л", "М", "Н", "П", "С", "Т", "Ц", "Телеграфный", "Ответный вымпел". В 1940 году речь шла уже 48 флагах.

    Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале – позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле [без какого-либо дополнительного сигнала] обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных – "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
    • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
    • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
    • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
    • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
    • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
    • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
    • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
    • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
    • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
    • - белый флаг с красным треугольником сверху;
    • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
    • - белый флаг с чёрным ромбом;
    • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
    • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
    • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
      ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
    • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

      Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
      Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
      Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
      "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
      "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
      "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
      "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

      Сигналы шлюпок


      Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
      - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
      - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

      Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
      А - «Не согласен, не разрушаю»
      Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
      В - «Курс ведет к опасности»
      Г - Брандвахтенный
      Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
      Е - «Что случилось?»
      Ж -
      З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
      И -
      К - «Не могу управляться»
      Л - «Держать левее»
      М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
      Н - «Грузу или имею боевой запас»
      О -
      П - «Держать правее»
      Р -
      С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
      Т - «Так держать»
      У -
      Ф - Отменительный
      Х - «Конец учения или занятия»
      Ч - «Человек за бортом»
      Ш -
      Щ -
      Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
      Ы -
      Ь -
      Э -
      Ю -
      Я -
      Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
      0 - «Начало шлюпочных гонок»
      «Норд» - Румб норд
      «Зюйд» - Румб зюйд
      «Ост» - Румб ост
      «Вест» - Румб вест
      «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
      «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
      «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

      В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

      Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

    К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота" (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов (видимо, заменяющих). С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций».

    Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году британским министерством торговли была разработана "Система кодовых сигналов для торгового флота" из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году "Система кодовых сигналов..." была переименована в Международный свод сигналов (INTERCO). Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Обозначения Международного свода сигналов - МСС-65 или ICOS-69.

    Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов. Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой "YV1". Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы

    Военно-морской флот имеет свою систему сигналов. Флаги военно-морского свода сигналов СССР.

    Подъем и спуск флагов расцвечивания. При торжественном подъеме Военно-Морского флага России поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Стеньговые флаги поднимаются на стеньгах всех мачт; при этом поднятые на них флаги должностных лиц должны располагаться ниже стеньговых флагов. Расцвечивание кораблей флагами производится между клотиками мачт и от последних к штевням корабля. От форштевня до клотика фок-мачты поднимаются треугольные флаги, между клотиками мачт - прямоугольные, от клотика, грот- или бизань-мачты к ахтерштевню - треугольные и прямоугольные с косицами. При расцвечивании не употребляются: - Государственный флаг - флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск; - гюйс; - флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел; - иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц; - флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э Исполнительный, 3, 4, 7, 9. Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.

    Источники: Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г. Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др. Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г. В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г. Военно-морской флот использует для передачи между кораблями донесений, распоряжений, оповещений систему сигналов. Среди них видную роль занимают флажные сигналы. Передача сигнала осуществляется подъёмом на рее одного или нескольких флагов. Сигнальные флаги изготовляются из шерстяной материи - флагдука. Каждый корабль ВМФ имел на борту специальные сигнальные книги (Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов. Двухфлажный и трёхфлажный своды сигналов появились еще во времена Российской империи (3-хфлажный - ок.1904 г.). Свод военно-морских сигналов состоял из нескольких разделов: "общие сигналы", "Географические наименования", "Наименования кораблей, частей, соединений, учреждений, воинских званий и должностей", "Таблицы времени, угловых мер, линейных мер, чисел и их долей". В каждом разделе содержалось множество трехфлажных сигналов и их расшифровка. Так как множество сообщений военного флота не должны быть понятны противникам, то и книги, содержащие расшифровку флажных сигналов были секретными. Например, т.н. "Боевой эволюционный свод сигналов" (БЭС), "Свод эволюционных сигналов" (СЭС). Отдельные трёхфлажные сигналы могут образовавать "фразу", когда такие сигналы поднимаются одновременно на нескольких фалах. Чтение такой фразы начинается с сигнала на фале правого нока верхнего рея, затем - левого нока верхнего рея, затем - правого нока нижнего рея, затем - левого нока нижнего рея, затем - фала, расположенного между правым ноком нижнего рея и мачтой... и т.д. На кораблях, оснащенных штагкарнаком (т.е. леером между фок-мачтой и грот-мачтой) сигнальные фалы крепятся к штагкарнаку. При этом первым фалом считается ближний к фок-мачте фал, а последним - более удаленный от фо-мачты фал. Соответственно происходит и чтение поднятых на этих фалах сигналов. Для переговоров с иностранными судами или гражданскими судами используется Международный свод сигналов. В Российской империи, а затем и в СССР существовали буквенные сигнальные флаги, 10 цифровых флагов, 4 дополнительных и 13 специальных флагов (количество флагов по данным на 1992 год). Эта же система с незначительными изменениями воспринята и ВМФ России. Сигнальные флаги использовались военными кораблями СССР в качестве "флагов расцвечивания", то есть декорировали корабль в торжественных случаях. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита:

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать: - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале – позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля. - перед сигналом флагами, без позывных – "сигнал предназначен для всех шлюпок". Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге": А - «Не согласен, не разрушаю» Б – «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа». В – «Курс ведет к опасности» Г – Брандвахтенный Д – «Да. Согласен. Разрешаю» Е – «Что случилось?» Ж – З – «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить» И – К – «Не могу управляться» Л – «Держать левее» М – «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов» Н – «Грузу или имею боевой запас» О – П – «Держать правее» Р – С – «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф». Т – «Так держать» У – Ф – Отменительный Х – «Конец учения или занятия» Ч – «Человек за бортом» Ш – Щ – Ъ – «Флагман (командир) показывает курс» Ы – Ь – Э – Ю – Я – Цифры – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 0 – «Начало шлюпочных гонок» «Норд» - Румб норд «Зюйд» - Румб зюйд «Ост» - Румб ост «Вест» - Румб вест «Телеграфный» - «Имею важное поручение» «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял» «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок» В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых). Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.