Правила поведения при криминогенной ситуации. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

05.01.2021 Зарплатная карта

Особую группу негативных воздействий представляют социальные опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Существование этих опасностей связано с состоянием демографических процессов и поведенческими особенностями людей отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. В их число входят войны и военные конфликты, терроризм , криминализация общества, болезни и др.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Криминальный, криминогенный — значит преступный. Соблюдение основных правил безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно и решительно — позволяет уберечь себя от преступлений.

Предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней.

Главное условие безопасности каждого из нас — возможность избежать непосредственного контакта с человеком, который может нанести вам какую-либо травму: физическую, психическую или духовную. Чаще всего преступник наносит своей жертве несколько криминальных травм. Например, желая завладеть имуществом, преступник запугивает жертву, унижает ее и может нанести физическое увечье. Необходимо соблюдать правила безопасного поведения: предвидеть и избегать опасных ситуаций и при необходимости действовать разумно и решительно. Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и маньяков, необходимо соблюдать ряд правил.

1. Не находиться одному на улице в темное время суток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вечером, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или безлюдными улицами.

3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара навстречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не садитесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, если вас даже будут убедительно просить о помощи. В такой ситуации вы можете предложить вызвать милицию, службу спасения или «скорую помощь».

6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сторону, чтобы вас не могли туда втащить.

8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не открывайте дверь незнакомым.

10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуации — столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по которым его можно задержать. В целях безопасности рекомендуем вам: по первому требованию уличного грабителя отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокойно и медленно и быть уверенным в себе. Если возможно, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.

Если в автобусе, трамвае, куда вы вошли, находится пьяная компания, постарайтесь пройти в следующий вагон, не отвечайте и не реагируйте на дерзкие выкрики и обидные реплики, будьте внешне равнодушны.

На улице придерживайтесь середины тротуара или освещенной стороны улицы, избегайте темных переулков, якобы сокращающих ваш путь домой, не держите руки в карманах, сумку, рюкзак старайтесь держать максимально близко к себе.

Необходимо постоянно прокручивать в мыслях опасные ситуации, находя из них достойный выход.

В ситуации с нападением насильника необходимо учитывать то, что насильник, как правило, психологически готов к сопротивлению и это его еще больше возбуждает, активизирует действия, повышает агрессивность. Поэтому необходимо сделать что-нибудь неординарное, чтобы сбить его с толку. Например, заговорить с ним, заявить, что вы больны, к примеру, какой-нибудь венерической болезнью, даже СПИДом, отвлечь внимание: сделать что-либо такое, что наверняка собьет у него желание продолжить свои действия, – вызвать у себя рвоту, начать справлять свои естественные надобности и т. п.

Во-вторых, если вы владеете (основательно) каким-либо приемом, то примените его, если нет, то бейте резко в пах, по глазам (и в глаза – растопыренными пальцами) и т. п., но всегда, особенно в последнем случае, будьте крайне осмотрительны в оценке цели насильника, его личности, действий, так как иногда пассивность, наоборот, может спасть вашу честь и/или жизнь, а активность стоит здоровья.

Нехитрые советы по личной безопасности для девушек

Будьте разборчивы в знакомствах. Избегайте общества малознакомых, а тем более нетрезвых мужчин, особенно после наступления темноты.

В темное время суток старайтесь не ходить по пустынным местам, держитесь подальше от строек, реконструируемых, заброшенных или поставленных под снос зданий, строительных бытовок, открытых подвалов, торговых палаток – от любых помещений, где может затаиться преступник. Будьте осторожны на недостаточно освещенных улицах, избегайте отдаленных участков парков и скверов.

Если вы недавно познакомились с мужчиной, не раскрывайте ему, пока не узнали его получше, все семейные тайны, не приглашайте домой. Постарайтесь, чтобы малознакомые мужчины не провожали вас до дома, а тем более до дверей квартиры – вам и вашим близким может угрожать опасность.

Если вы возвращаетесь поздно и вас не провожает человек, которого вы хорошо знаете и которому доверяете, попросите кого-нибудь из родственников встретить вас на остановке или у дома.

Без крайней необходимости не заходите в телефонные будки в позднее время, когда вокруг нет людей.

Если у вас нет выхода и вы возвращаетесь поздно одна, проявляйте максимальную осторожность во дворе, в подъезде, при входе в лифт. Не заходите в подъезд, если рядом с ним или внутри находятся незнакомые мужчины. Лучше дождаться, когда подойдет кто-то из соседей по дому, попросите проводить вас до дверей квартиры.

В любое время суток не заходите в лифт с незнакомым мужчиной. Если вы дожидаетесь лифта, а в стороне стоит неизвестный мужчина, который не собирается подниматься наверх, не теряйте бдительности – он может в последний момент перед закрытием дверей заскочить в лифт. Лучше всего при постороннем не заходить в лифт, а дождаться других жильцов.

Если на вас напали в лифте, кричите, стучите по стенкам, нажмите кнопку вызова диспетчера, оказывайте сопротивление всеми доступными способами.

Не садитесь в прицепные вагоны трамвая, в вагоны электропоездов, если в них нет других пассажиров. В позднее время всегда садитесь в первый вагон. Избегайте «левых» машин.

Старайтесь не оставаться в одиночестве на даче или в садовом домике, особенно в периоды, когда основная масса дачников и садоводов находится в городе.

Насилие может спровоцировать ваш внешний вид, одежда. Это не означает, что вы должны одеваться в некрасивую, немодную одежду. Но если вам предстоит поздно возвращаться домой, не останавливайте свой выбор на одежде, которая подчеркивает вашу фигуру, излишне обнажает тело.Вообщепривыборе одежды всегда учитывайте свои планы на день – к сожалению, в криминогенную ситуацию можно попасть не только поздно вечером.

Если на вас напали, решайте по обстоятельствам – оказывать сопротивление или нет, но, если это возможно, щипайтесь, царапайтесь, кусайтесь, рвите волосы, бейте насильника ногами, используйте имеющиеся у вас в руках предметы, например, зонтик. Старайтесь привлечь внимание людей.

Если вы подверглись насилию, не стесняйтесь, немедленно обратитесь в милицию.

К сожалению, в современном обществе жизнь и здоровье человека подвергаются различного рода опасностям, в том числе и криминогенным. К таковым относятся криминализация общества, военные конфликты, терроризм, и т.п. Специалисты считают, что гораздо проще предупредить опасность, нежели действовать в условиях реального риска. Поэтому для широкого ознакомления специалистами разработаны правила поведения в ситуациях криминогенного характера, соблюдение которых каждому позволит избежать беды. Всю опасность, которой может подвергаться человек, невозможно предвидеть. И все же соблюдение приведенных общих правил позволит ему намного обезопасить свое здоровье и жизнь.

Как не превратиться в жертву хулиганов, маньяков, грабителей

Чтобы избежать участи жертвы уличных преступников:

— следует не пребывать в одиночестве на улице в темное время суток;

— при выборе маршрута домой отдавать предпочтение людной дороге;

— не разговаривать на улице с незнакомцами;

— следует двигаться по тротуару лицом по направлению к движению транспорта. В случае, если вблизи приостанавливается подъехавшая машина, быстро переместиться на противоположную сторону тротуара

— нельзя соглашаться садиться в машину к незнакомцу, заходить в незнакомый дом даже под предлогом предоставления помощи;

— поздним вечером, заходя в свой подъезд, следует убедиться в отсутствии преследователей;

— ни в коем случае нельзя заходить в лифт с незнакомцем. Нельзя стоять перед дверью лифта в ожидании: злоумышленник может туда втолкнуть. Ожидать нужно немного в стороне;

— при обнаружении преследования необходимо звонить в двери соседям и звать на помощь. Необходимо любым способом стараться обратить на себя внимание — можно разбить стекло или кричать: «Пожар!»;

— нельзя открывать дверь незнакомцу, если в этот момент больше в квартире никого нет;

— оказавшись в опасности, необходимо попытаться запомнить приметы преступника, по требованию сразу отдать деньги, не вступать в спор. В контакте с преступником следует не выказывать страха.

Как не стать жертвой давки в толпе

В случае пребывания в толпе в момент опасности есть риск оказаться раздавленным натиском поддавшихся панике людей. Чтобы этого избежать, необходимо:

— оценить ситуацию, составить план;

— если увлекла толпа, нужно застегнуть все пуговицы, спрятать или выбросить все мешающее движению. Следует пытаться не упасть, двигаться нужно, отклонив корпус назад, сцепив руки на груди и расставив локти;

— при падении следует попытаться подняться непременно (поджав ноги, рывком, по ходу движения), при невозможности — уткнуть голову в колени и закрыть ее руками.

О правилах поведения при террористическом акте

К сожалению, в современном обществе людям угрожает опасность особого масштаба – терроризм, жертвами которого становятся невинные люди. Эта агрессия способна посеять в обществе тотальную панику и ужас. Среди ее самых распространенных видов: взрывы в людных местах, отравления, пожары, угон самолетов, похищение и убийства, захват заложников.

Специалисты разработали для широкого применения правила поведения при угрозе террористического акта, а также рекомендации для обеспечения максимальной защиты людей в условиях его непосредственного проведения.

При угрозе взрыва

— каждый должен быть предельно осторожным. При обнаружении подозрительных личностей или предметов следует, не поддаваясь панике, звонить в спецслужбу;

— взрывоопасными и вызывающими подозрение могут оказаться незнакомые детали в машине или во дворе, также взрывные устройства цинично могут быть устроены в детских игрушках, в банках из-под пива, в пакетах с молоком, во всевозможных свертках;

— следует обратить внимание на натянутые провода, выглядывающий из-под автомобиля шнур, неизвестного происхождения грязные следы и т. п. Нельзя проходить мимо свежей кучи земли, должны быть подозрительными следы непредвиденного ремонта у дверей квартиры, незнакомая коробка (сумка) рядом смашиной, жильем и т. п.

При взрыве

— нужно успокоиться и оценить обстановку;

— передвигаться с осторожностью, не касаться поврежденных конструкций, электропроводов, не разжигать огонь, не включать свет — может взорваться просочившийся из поврежденных труб и скопившийся газ;

— в случае задымления следует прикрыть рот и нос смоченным в воде платком;

— необходимо проверить систему связи;

— при эвакуации следует взять одежду, документы, деньги, закрыть двери и окна, позвонить в спецслужбы или милицию, сообщить соседям, помочь выбраться наружу больным и инвалидам;

— если эвакуация невозможна, нужно с балкона или в окно звать на помощь.

При захвате в заложники

Чтобы не подвергаться лишнему риску, следует:

— избегать контакта с преступниками. Всем своим видом демонстрировать миролюбие и покладистость;

— не пытаться освободиться, если при захвате этого не получилось;

— не паниковать;

— использовать малейшую возможность дать знать о своем местонахождении родственникам и компетентным органам;

— не поддаваться на провокации, не смотреть в глаза захватчикам, на все спрашивать у них разрешения, стараться быть неприметным;

Исключить необдуманные действия – это черевато излишним риском для окружающих.

При силовом освобождении (штурме)

Следует укрыться за предметами, чтобы защититься от пуль;

— по возможности лечь на землю;

— удалиться от входных дверей, окон;

— выполнять все распоряжения командира спецподразделения;

— не касаться оружия террористов, чтобы не быть принятым за одного из них;

— следует постараться предотвратить попытки террористов выдать себя за заложников;

— помнить, что успех освобождения заложников в большой мере зависит от их умения держать себя в руках, ориентироваться в непростой обстановке

При перестрелке

Как обезопасить себя мирному жителю, оказавшись в перестрелке:

— удалиться от окон, даже если стрельба происходит на большом расстоянии от дома. Желательно, спрятаться в ванной, лечь там на пол;

— при пожаре и продолжении стрельбы следует ползком удалиться из горящей комнаты, закрыть за собой дверь, спрятаться в какой-нибудь нише;

— на улице можно укрыться за выступом здания, ступенями, памятником и п. К укрытию следует добираться ползком, ни в коем случае не перебежками, так как есть риск быть принятым за противника;

— автомобиль не может быть надежным укрытием из-за наличия бака с горючим и тонких стенок, но хоть какое-нибудь укрытие лучше его полного отсутствия.

О правилах поведения при землетрясении

Современный научно-технический прогресс, к сожалению, обеспечил возможность при проведении террористических актов использовать средства огромной разрушительной силы. Последствия их применения могут быть сравнимы с последствиями природных катаклизмов, таких, например, как землетрясение.

Для собственной защиты, для защиты жизни и здоровья окружающих нужно помнить о правилах безопасного поведения во время землетрясения:

— перекрыть газ, воду и свет;

— если землетрясение слабое, переждать его на месте, при сильном (свыше 5 баллов) следует встать в наиболее безопасное место (у дверного проема, в углу, у внутренней стены), или лечь на полу в ванной;

— держаться на расстоянии от массивной мебели, не использовать лифт, сторониться оборванных проводов, разрушенных зданий;

— при обрушении здания нужно как можно скорее, захватив все необходимое, покинуть его. При этом исключается использование лифта;

— следует пресекать панику, давку, подбадривать присутствующих;

— на улице нельзя находиться вблизи рушащихся зданий;

— необходимо укрыть собой детей;

— оказавшись заваленным, следует не паниковать, а, оказав себе медицинскую помощь, ждать спасателей. Необходимо осмотреться, поискать выход, а также предмет, которым можно было бы дать сигнал.

К сожалению, никто на земле не застрахован от бедствий. Безопасность и сохранность жизни и здоровья участников любой чрезвычайной ситуации, а тем более криминогенной, во многом зависит от их умения не поддаваться панике, вовремя сориентироваться и помочь себе и окружающим. В сложившейся политической обстановке в мире, а также в условиях повышенной криминализации общества иметь представление о правилах поведения в сложных жизненных обстоятельствах следует каждому.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева

Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних

Компьютерная версия урока.

план-конспект урока в 10-м классе

Цели урока:

    Изучить законодательство

    Дать учащим­ся понятие об уголовной ответственности несовершеннолетних.

    Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

    Виды наказаний, назначаемых несовершен­нолетним

    Показать, что главной целью ответственно­сти несовершеннолетних являются меры воспи­тательного воздействия.

    Научить учащихся, как не стать жертвой преступления

    Показать пути и готов­ность к принятию самостоя­тельных решений.

Учебные вопросы:

    Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Задачи:

    познакомить учащихся с особенностями уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

    ознакомить обучающихся с основными видами наказаний несовершеннолетних

    рассказать об основных правилах поведения в ситуациях криминогенного характера

Место проведения урока – класс информатики.

Материальное обеспече­ ние : персональный компьютер, видеопроектор, Уголовный кодекс Российской Федерации, учебник ОБЖ 10 класс

Состав участников: учащиеся образовательного учреждения

Тип урока: урок развивающего обучения на основе содержательной интеграции.

Интеграция : ОБЖ- обществознание- право

ХОД УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

(проверка готовности к уроку, цели, задачи, тема урока ).

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА: (видеоурок)

Первый учебный вопрос.

Основные положения Уголовного кодекса Российской Федерации

Начинаю урок с сообщения о том, что количество преступлений, особенно со­вершенных несовершеннолетними, ежегодно ра­стет. Многие правонарушители сознаются, что преступления могло бы и не быть, если бы они знали, что за такое деяние последует уголовная ответственность. По российскому законодатель­ству, совершеннолетними признаются граждане, достигшие восемнадцати лет. Именно с этого воз­раста гражданин несет полную ответственность перед законом. Законом установлено, что уголов­ная ответственность за все виды правонаруше­ний наступает с 16-летнего возраста. Есть пере­чень преступлений, за которые уголовная ответ­ственность наступает с 14-летнего возраста.

Лицо считается достигшим соответствующе­го возраста не в день своего рождения, а после ноля часов следующих за ним суток.

Особенность ответственности несовершеннолет­них, совершивших преступления, состоит в том, что им могут быть назначены не только меры наказания, но и принудительные меры воспитательного харак­тера. Это полностью соответствует «Минимальным стандартным правилам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», при­нятым Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. Согласно названному документу, суд должен принимать во внимание не только обстоятельства и тяжесть преступления, но и особенности личности правонарушителя и обстоятельства дела.

Преступления разного рода, разной меры тяжести - от мелкой кражи и вплоть до убийства, совершают, к сожалению, не только матерые уголовники, криминальные элементы, но и совсем молодые люди, несовершеннолетние, даже дети. Наказание за их преступления предусмотрены Уголовным кодексом (УК) Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января 1997 года.

На этом уроке мы познакомимся с основными положениями Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Задачами Уголовного Кодекса являются:

охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Уголовный Кодекс устанавливает основания и принципы уголовной ответственности для граждан Российской Федерации.

Согласно российскому уголовному праву , человек подлежит уголовной ответственности и наказанию за свои деяния, если они были осознаны им, т.е. когда он был способен регулировать свое поведение с ясным сознанием и проявлением воли. Человек не может быть привлечен к уголовной ответственности, если он действовал против своей воли, т.е. под влиянием физического принуждения, либо непреодолимой силы. Итак, основанием для уголовной ответственности является совершения деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом.

«Состав преступления» - это совокупность признаков, указанных в уголовном законе, характеризующих конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления.

Общественная опасность - это способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы. В случае наличия всех признаков состава преступления, для совершенного преступного деяния, оно является необходимым и достаточным условием для привлечения лица к уголовной ответственности.

В Уголовном Кодексе преступление определяют, как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания. Уголовному наказанию подлежит только преступное поведение, выразившееся в конкретном противоправном действии, при этом не подлежат уголовной ответственности антиобщественные свойства личности, ее помыслы и убеждения.

Под преступным поведением понимается сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках способных руководить ими. Бездействие – пассивная форма преступного поведения, которая в отличии от действия – малейшего движения,- заключается в воздержании от всякого движения, то есть в невыполнении лицом того действия, которое оно должно и могло бы выполнить.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом, подразделяются:

преступления малой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Это такие преступления, как оставление в опасности (ст. 125), оскорбление (ст. 130) и т.д.

преступления средней тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Это, например, доведение до самоубийства (ст.110), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), незаконное предпринимательство (ст.171) и др.

тяжкие преступления - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Это, например, нарушение правил безопасности

под преступным поведением понимают сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими. Бездействие -пассивная форма преступного поведения, которая в отличие от действия - малейшего движения транспорта (ч.З ст.263).

особо тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание лишение свободы свыше десяти лет или более строгое наказание. К этой группе преступлений относят, например, убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105) или бандитизм (ст.209).

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости. В этом случае лицо не осознает фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) из-за хронического или временного психического расстройства, а также возможного слабоумия или иного болезненного состояния психики. Однако, лица, совершившие преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежат уголовной ответственности. Ведь при совершении преступного деяния они сохраняют контакт с окружающей средой, и их действия носят мотивированный характер. Уголовный Кодекс устанавливает возраст, по достижении которого несовершеннолетний может подлежать уголовной ответственности, -16 лет, а в отдельных случаях - 14 лет.

В связи с этим ПОМНИТЕ! Состояние алкогольного опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством.

Умышленное преступление - преступное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом, когда лицо сознает и желает наступления последствие своего преступления.

Преступление, совершенное по неосторожности - преступное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Как правило, это происходит из-за переоценки своих возможностей (показать силу, ловкость, знание и т.д.) или в силу
сложившихся обстоятельств, в которых совершается преступление (ночное время, отсутствие людей и т.д.).

Однако запомним, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, а также происхождения, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. Любой человек, совершивший преступление, подлежит уголовной ответственности. При этом не имеет значения занимаемая должность или социальное положение лица, совершившего преступление, или его личных качеств.

На данном занятии вы получили первые представления об основных положениях Уголовного Кодекса Российской Федерации, и узнали, что понимается под составом преступления и какие меры наказания предусмотрены Уголовным Кодексом для граждан Российской Федерации и особенно несовершеннолетних.

Вопросы для закрепле­ния:

1. Совокупность каких признаков определяют состав преступления?

2. Что понимается под преступным поведением человека?

3. Какие лица не подлежат уголовной ответственности?

Второй учебный вопрос.

Особенности уголовной ответственности для несовершеннолетних

Наша жизнь во многом зависит от знаний об уголовной ответственности Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет:

- за убийство (ст. 105);

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст112);

- похищение человека (ст. 126);

- изнасилование (ст. 131);

- насильственные действия сексуального характера (ст. 132);

- кражу (ст. 158);

- грабеж (ст. 161);

- разбой (ст. 162);

- вымогательство (ст. 163);

- неправомерное овладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);

- терроризм (ст. 205);

- захват заложника (ст. 206);

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);

- вандализм (ст. 214);

- хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226);

- хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

В Уголовном кодексе есть самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88):

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- арест;

- лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Для трудны подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции обязательных работ), Арест назначается не совершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

Несовершеннолетним мужского пола осужденным впервые к лишению свободы, также несовершеннолетним женского пола воспитательницы колониях общего режима;

Несовершеннолетним мужского поларанее отбывавшими лишение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.

Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему. В системе воспитательных мер воздействий для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено
освобождение от уголовной ответственности. Оно используется, если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия:

- предупреждение;

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- возложение обязанности загладить причиненный вред;

- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например, запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания, вне дома после определенного времени суток.

Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они, прежде всего, в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Итак, в дополнение к знаниям основных положений Уголовного Кодекса Российской Федерации, вы получили представление об особенностях уголовной ответственности для несовершеннолетних.

Вопросы к занятию:

1. С какого возраста по российскому уголовному праву наступает уголовная ответственность?

2. За какие преступления может привлекаться несовершеннолетний, достигший 14-ти лет?

3. В каких случаях может применяться наказание в виде ареста?

4. Назовите принудительные меры воспитательного воздействия?

Третий учебный вопрос.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Не будет большим преувеличением сказать, что не меньшее количество жертв, чем войны, эпидемии, стихийные бедствия, приносит человечеству преступность, преступные элементы, криминал. Криминальный, криминогенный - это и означает преступный. Для начала, мы поговорим о том, как обезопасить себя от нападения, грабежа и насилия, т.е. о правилах поведения в ситуациях криминогенного характера.

Жизнь и опыт людей показывают, что соблюдение основных правил безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно и решительно - позволяют уберечь себя от возможных опасностей криминального характера.

Статистика преступлений говорите многоликости криминальных ситуаций. Вместе с тем их можно разделить по месту совершения: например, в доме и вне вашего жилища, а также по целям: это преступления против личности или с целью овладения имуществом. Назовем некоторые экстремальные ситуации криминального характера. Это, прежде всего, жилище и его защита. Здесь применяются: запоры окон и дверей, балконов, охранная сигнализация, информационная безопасность и страхование имущества. К зоне повышенной криминальной опасности относятся вокзалы, парки, стадионы, пляжи и другие места скопления людей. Опасны ситуации, связанные с
применением оружия, в том числе и провокационные, а также захваты и угоны транспортных средств. Во всех этих ситуациях необходимо знать правила поведения при контакте с террористами и преступниками. Дать какие-либо конкретные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно, но предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней. Прежде всего, следует быть внимательным, научиться замечать мельчайшие детали, анализировать критическую ситуацию, т. е. научиться чувствовать, откуда и в какой момент может появиться преступник. Если, все же, вы столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить приметы, по которым его можно будет задержать и вести следствие:

запомните, как он был одет и какой примерно его возраст;

какие волосы на голове, длинные они или короткие, какого цвета или он лысый;

цвет глаз, глубоко они сидят или навыкате;

какого размера у него рот, нос и уши;

особенности лица: шрамы, усы, борода и т.д.;

наличие на теле татуировки, на каком месте и что на ней изображено.

Выработайте у себя привычку внимательно осматриваться, попадая в новое место. Категорически стоит отказаться, особенно девушкам, от вечерних прогулок через пустыри или заброшенные строительные площадки. Лучше сделать крюк и пройти по людной улице, чем сэкономить десять минут и стать жертвой преступников. Если все же возникла необходимость пройти по безлюдному участку, то подождите, пока появятся люди из метро или автобуса. В крайнем случае, попросите кого-нибудь вас проводить, но при этом будьте особо осторожны. Избегайте помощи лиц в состоянии опьянения, неопрятно одетых и ведущих себя развязно. Лучше всего обратиться к милиционеру, военному или человеку, гуляющему с собакой.

При движении в ночное время держитесь подальше от зданий, чтобы из-за угла или из подворотни кто-то неожиданно не выскочил. Если впереди на пустынной улице стоит автомобиль с людьми, лучше обойти его стороной.

При подходе к дому убедитесь, кто заходит вместе с Вами в подъезд - житель дома или подозрительный попутчик, преследователь. Не следует входить в лифт вместе с незнакомыми людьми, особенно с пьяными или возбужденными. При ожидании лифта опасно стоять напротив дверей, нужно отойти чуть в сторону, чтобы вас не могли втолкнуть силой. Если вас преследуют на лестнице, то не стесняйтесь, звоните в двери соседей и зовите на помощь громкими криками «Пожар». Возможен приход незваных гостей в Вашу квартиру. Поэтому никогда не открывайте дверь, если не знаете, кто звонит, особенно если вы дома одни. Мы считаем, что в своем жилище живем как в крепости, однако, к сожалению, это не всегда так, и у себя дома мы можем подвергаться нападениям преступников. Чтобы не допустить злоумышленников в свое жилище, необходимо поставить надежные двери, решетки на окнах и охранную сигнализацию.

Находясь в общественных местах, необходимо вести себя осторожно - не вступайте в споры и ссоры, не пытайтесь усмирить опасно ссорящихся людей. В магазине не пересчитывайте крупные деньги, не афишируйте дорогостоящие вещи.

В общественном транспорте также необходимо соблюдать ряд правил - не садитесь поздно вечером в пустой автобус или троллейбус, а если садитесь, то ближе к водителю, не держите деньги и документы в заднем кармане брюк.

Никогда не пейте предложенных посторонними людьми воду, пиво, водку, т.к. в них могут быть подмешены снотворные или наркологические вещества.

На этом занятии Вы узнали, что жизнь и здоровье часто зависят
от соблюдения основных правил безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Проявление бдительности, предусмотрительности позволит уберечь себя от преступных посягательств во многих случаях.

Вопросы для закрепле­ния:

1. Приведите примеры экстремальных ситуаций криминального характера.

2. Какие особенности безопасного поведения в ночное время?

3. Особенности безопасного поведения в общественных местах и на транспорте?

Объясняю непонятные вопросы.

Подводя итоги урока, крат­ко останавливаюсь на особен­ ностях уголовной ответственности несовершеннолетних и правилах поведения в ситуациях криминогенного характера .

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА:

Домашнее задание:

- выучить записи в тетради

- и зучить статьи 87-96 Уголовного кодекса Российской Федерации

- прочитать Смирнов А. Учебник ОБЖ 10 класс, страница 23-28

Итоги урока: какие моменты урока были наиболее трудны, в чем состоит трудность. Ответы на вопросы. Отметки обучающимся.

Руководитель занятия:

учитель

преподаватель ОБЖ МОУ СОШ № 7 И.П.Иванов

Конспект урока ОБЖ в 10 классе.

Тема: Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Цель урока: Повторить правила поведения в криминогенной ситуации.

Объяснить и закрепить правила поведения при

террористическом акте.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по карточкам: определение сторон света по часам.

    Изучение нового материала.

Фронтальная беседа.

– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?

– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?

– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание

преступников и хулиганов.

– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?

– Как вести себя на улице в тёмное время суток?

– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.

– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?

Криминальный, криминогенный - значит преступ­ный. Жизнь показывает, что соблюдение основных пра­вил безопасного поведения: предвидеть опасности, из­бегать их по возможности, действовать грамотно и ре­шительно - позволяет уберечь себя от преступлений.

Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и манья­ков, необходимо соблюдать ряд правил.

1. Не находиться одному на улице в темное время су­ток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вече­ром, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или без­людными улицами.

3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара на­встречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сади­тесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, ес­ли вас даже будут убедительно просить о помощи. В та­кой ситуации вы можете предложить вызвать мили­цию, службу спасения или «скорую помощь».

6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сто­рону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.

8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не от­крывайте дверь незнакомым.

10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуа­ции - столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по кото­рым его можно задержать. В целях безопасности реко­мендуем вам: по первому требованию уличного граби­теля отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокой­но и медленно и быть уверенным в себе. Если возмож­но, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.

В настоящее время, к сожалению, особую опас­ность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличает­ся разнообразием методов и приемов и в первую оче­редь вызывает у людей страх и панику. Жертвами ста­новятся безвинные люди.

Распространенными терро­ристическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, челове­ку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терро­ризмом подтверждает правильность таких рекоменда­ций.

Терроризм - угроза обществу.

Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении фи­зических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объ­ектов, создающие опасность гибели людей.

Терро­ризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.

Терроризм как явление политической жизни прак­тически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степе­ни от терроризма пострадали люди во всех уголках зе­мли.

Практическое занятие.

Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

(Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Зада­ча: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

(Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурно­му учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки - на­клонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(За­ложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить за­ложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.

Эпизод пятый.

(При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания за­щитными повязками, изготовленными из подручных материалов - из шар­фов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)

    Подведение итогов урока.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать ученику, если он заметил такого человека? Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет? Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации? Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы - ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?

5. Домашнее задание: 1.2 ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию сообщение на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних».