Роль государства формировании правовой культуры. Правовая культура как фактор формирования правового государства

26.05.2020 Зарплатная карта

К понятию "правосознание" тесно примыкает понятие "правовая культура", которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.

В юридической науке нет единого понимания термина "культура" вообще, "правовая культура". Так, проф. В.И. Каминская и проф., А.Р. Ратинов, од­ними из первых исследовавшие данную проблему, определяли право­вую культуру как "систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и по­ведении людей".

Профессор В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структуриро­ванию по различным состояниям. По мнению проф. А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, ду­ховным, политическим и экономическим строем качественное состоя­ние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государст­вом и гражданским обществом свобод и прав человека.

По мнению Е.В. Аграновской, правовая культу­ра - это система взглядов, оценок, убеждений, установок относитель­но важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере.

Профессор А.Б. Венгеров пишет, что правовая культура – "более высокая и емкая форма правосознания". Последняя трактовка культуры, как представляется, вообще не может являться научной и правильной, так как затрагивает лишь сферу идеального, игнорирует деятельность и результаты деятельности обладающих правосознанием субъектов.

Как видим, определений понятия "правовая культура" большое количество. Как представляется, исходя из вышесказанного, следует согласиться с позицией канд. юрид. наук И.А.Иванникова, который следующим образом определяет данное понятие: правовая культура - одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Она выражена в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений.



Под правовой культурой предлагается понимать "систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей" (А.Р. Ратинов). В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа "не запрещенное законом дозволено". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю . Гегель указывал на несовпадение "теоретической и практической культуры".

Что касается правовой культуры общества , то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

Вопрос 87. Принцип законности: понятие и содержание.

Законность представляет собой режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения правовых норм всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы всех уровней должны основывать свою деятельность, прежде всего, на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма.

Законность обеспечивает реально достижимую организованность общественной жизни, решение жизненных противоречий и юридических конфликтов в рамках закона. Очевидно, что прочная законность существует там, где существуют развитая правовая система, детальное, упорядоченное, лишенное существенных пробелов и противоречий законодательство, высокий уровень правосознания и юридической культуры.

Основные принципы законности. Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление как с внутренней, так и внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие.

Основными принципами режима законности являются:

1) верховенство закона над всеми другими правовыми актами. Закон обладает высшей юридической силой, стоит на вершине правовой системы страны и все остальные акты должны ему соответствовать, издаваться на основании и во исполнение закона;

2) соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;

3) обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом;

4) всеобщность требования исполнять нормы права. Это требование обращено ко всем без исключения государственным органам, должностным лицам, хозяйственным структурам, общественным объединениям к гражданам. Никто не может поставить себя выше закона, никакие заслуги, чины, служебное положение не могут быть основанием для беззакония;

5) единство законности - понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;

6) решительная и бескомпромиссная борьба с нарушениями норм права и в первую очередь с таким опасным явлением как преступность, неотвратимость наказания за правонарушения;

7) неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного Суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры и т.д.).

8. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть.

9. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

10. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности. Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав. Указанной задаче подчинено все остальное. В ст. 2 Конституции РФ говорится: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

В ст. 18 подчеркивается: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

11. Принцип взаимосвязи законности и культурности. Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Неуважение же законов, их нарушение, правовой нигилизм - это худшее проявление некультурности, отсталости и незрелости государства.

12. Презумпция невиновности. Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда. Излишне говорить, какое значение это имеет для законности, ее состояния, укрепления. Иной подход был бы несовместим с подлинной демократией, свободой личности, правовым государством. Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ, Декларации прав человека и гражданина, в уголовно-процессуальном законодательстве.

Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и к проведению их в жизнь. Главные из них следующие: во-первых, требование точного и неуклонного соблюдения законов теми, кому они адресованы. Во-вторых, требование соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов. В-третьих, законность включает в себя непререкаемость закона, т. е. требование того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал.

Перечисленные требования составляют содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, ц0 не выполняются, то законность будет формальная. Если названные требования проводятся в деле (независимо от того как они выражены и как часто о них говорят), законность будет реальная.

ДОПОЛНЕНИЕ: Гарантии законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. Гарантии законности принято делить на общие и специальные (юридические).

Среди общих условий общественной жизни , создающих благоприятную среду эффективного правового регулирования, можно выделить следующие:

1) экономические гарантии . В число экономических гарантий входят обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, ритмичная работа всего хозяйственного механизма, полная и своевременная оплата труда и т.д.

2) политические гарантии - это развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, обеспечение многопартийности и свободного парламентаризма и т.д.

3) идеологические гарантии предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на его высоком авторитете, на внутреннем согласии людей с нормативным предписаниями. Это развитие правосознания, широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умения использовать правовые нормы в повседневной жизни.

4) социальные гарантии (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности, уверенность граждан в завтрашнем дне) также оказывают существенное влияние на уровень законности.

5) общественные гарантии - это активное привлечение общественности к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений, создание атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или способных переступить требования закона.

Специальные юридические гарантии - это совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. К такого рода гарантиям относятся:

1) исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации. Пробелы в праве, недостаточно четкое, неполное, противоречивое регулирование способно породить хаос в общественной жизни, факты произвола и их усмотрения в деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц;

2) улучшение качества законодательства, его совершенствование. Законы должны соответствовать реальным условиям жизни, нормам общечеловеческой морали, отражать тенденции общественного развития, быть четкими и доступными. Необходимы постоянное обновление законодательства, отмена или изменение устаревших норм, систематизация нормативных актов, их эффективный учет;

3) установление специальных институтов и процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.), тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел;

4) установление эффективных мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;

5) четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов: суда, прокуратуры, милиции, специальных инспекций, направленная на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности;

6) контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм: деятельность Конституционного Суда, иных судебных, а также прокурорских и следственных органов, контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, совершенствование юридической службы государственных и иных учреждений и организаций.

1. "ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: УЧЕБНИК" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004).

2. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005. - 649 с.

3. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. - 832 с.

Правосознание как сложное структурное явление имеет двойственный характер, обуславливающий его место и роль в процессе создания и реализации норм позитивного права и, в конечном счете, формирования правового государства.

С одной стороны, правосознание является необходимым созидающим фактором при формировании позитивного права. Во-первых, прежде чем получить выражение в юридических нормах, результатах деятельности правотворческих органов, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Сама система позитивного права является продуктом творческой реализации правосознания - в первую очередь правовой идеологии, но в определенной степени и правовой психологии законодателя. Законодатель не является обезличенной субстанцией, хотя имена авторов и традиционно скрываются в идеологических соображениях - законодатель является гражданином, обладающим собственным правосознанием, которое и проявляется в результатах его деятельности. Но, во-вторых, на законодателя прямо и косвенно воздействует и правосознание отдельных групп и индивидов, а также общественное правосознание. Как писал И.А. Ильин , «для того чтобы нормы положительного права подверглись обновлению и исправлению, необходимо, во-первых, чтобы люди в этом действительно нуждались (потребность в реформе), во-вторых, чтобы эта нужда была осознана (выяснение потребности), в-третьих, чтобы сложилось уверенное знание того, что именно и в какую сторону должно быть изменено (составление проекта реформы) и, наконец, в-четвертых, чтобы эта осознанная потребность могла бы побудить уполномоченных создателей права осуществить реформу (предложение, принятие и утверждение проекта)». Поэтому можно сделать вывод, что в уровне связи правосознания законодателя и общества и состоит потенциал эффективности позитивного права, уровень качества правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития.

С другой стороны, правосознание является важнейшим фактором и, более того, первоосновой реализации позитивного права. Правосознание представляет собой, можно сказать, полигон для реализации позитивного права: оно может как осуществлять реализацию позитивного права, игнорируя недостатки законодательства, так и игнорировать позитивное право, не смотря на достоинства законодательства. Само по себе позитивное право не является самодостаточной основой права, правосознание и позитивное право появились одновременно, они взаимодействуют и обуславливают друг друга. От того, насколько система права учитывает общественное правосознание, зависит, в конечном итоге, не только его эффективность, но и жизнеспособность.

Наиболее ярко взаимосвязь правосознания и реализации позитивного права проявляется в переходные периоды, когда по тем или иным причинам меняется политическое и правовое устройство общества. В такие периоды довольно часто возникает несоответствие правовой идеологии и правовой психологии подавляющего большинства людей изменившейся реальности. Такие события неминуемо приводят к неадекватному поведению субъектов права, усугубляющему социально-психологическую дезадаптацию и дезориентацию общества в переходный период.

В российской истории только 20-го века общеизвестны неоднократные случаи таких диспропорций, выражавшиеся, как правило, в гипертрофированном развитии правовой идеологии, сопровождавшемся отставанием правовой психологии. Основная вина за такие события лежит на лицах, контролирующих проведение правовой реформы: правовая идеология является гораздо более восприимчивой к воздействию, нежели правовая психология. Вместе с тем, как уже отмечалось, инертность правового сознания имеет не только негативный характер, поскольку некоторые стереотипы правосознания (в частности, представления об иерархии нормативно-правовых актов, чувство уважения к закону) выполняют активную системосохраняющую роль, обеспечивая в определенной степени эволюционное правовое развитие.

Поэтому такую особенность правосознания и, в первую очередь, психологического правосознания, принципиально важно учитывать при изменении позитивного права. Как отметил В.В.Сорокин, «уважительное отношение к праву может выработаться, когда оно становится частью традиции и в течение длительного времени функционирует в относительно неизменном виде, аккумулируя инновации и развиваясь по пути общественного прогресса. Именно этого не хватает многим переходным правовым системам, которые пытаются решать задачи коренных преобразований посредством разрушения, а не приспособления и постепенного совершенствования правовых институтов» .

Приоритет эволюционного развития правовой системы и осуждение радикальных мер в этой сфере свойственны не только современным российским ученым-правоведам, в полной мере на себе испытавших их губительное воздействие. Такие мысли высказывались и ранее, например, Р. Лукичом; И.А. Ильин считал единственно верным путем ко всем реформам постепенное воспитание правосознания. В современной теории государства и права считается, что новые правовые взгляды должны не привноситься в общество «сверху», а быть объективным отражением назревших потребностей правового развития или, по крайней мере, укладываться в имеющееся правосознание, не противоречить ему радикально. Резкая смена правовых ценностей в условиях предшествующего долговременного их насаждения в обществе вызывает колоссальный социальный шок. Она имеет разрушительный характер и является не только и не столько положительной (устраняя отжившие реликты правосознания), сколько отрицательной, ставя под сомнение привычные духовные ориентиры - справедливость, равенство, свободу. А потеря таких ориентиров правосознания чрезвычайно опасна, поскольку ценностный вакуум в правосознании невозможен: в таких условиях он может заполниться убеждениями и чувствами, не согласующимися с правовой системой организации общества.

Таким образом, законодатель в ходе осуществления своей правотворческой функции должен учитывать не только требования юридической техники и изменения в правовой идеологии, но и реально существующие материальные и духовные потребности и интересы индивидов и социума. Вместе с тем, это не означает, что законодатель должен лишь регистрировать в позитивном праве реально сформировавшиеся особенности правосознания. Законодатель может и должен способствовать его формированию, осуществлять правовое воспитание, формируя органичную правовую культуру.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ

ГАЛИЕВ Фарит Хатипович, КОМАРОВ Сергей Александрович

Аннотация. В статье дается характеристика соотношения правового и неправового государства, роль и значение правовой культуры в государственно-организованном обществе, основанном на праве. Спецификой правовой культуры, отличающей ее от других проявлений культуры вообще, является то, что правовая культура формируется в процессе государственно-правового развития общества и становится одновременно условием и основой формирующегося правового государства.

Annotation. In the article are described the relations between legal and non-legal state, the role and importance of legal culture in state-organized society based on law. The specificity of the legal culture that distinguish it from other manifestations of culture in General, is that legal culture is formed in the process of state-legal development of society and becomes both the condition and the basis for the emerging state of law.

Ключевые слова: правовое государство, правовая культура, правовые установки, правосознание.

Keywords: legal state, legal culture, legal, sense of justice.

В соответствии с Конституцией РФ мы живем в правовом государстве, несмотря на то, что среди ученых на этот счет идут постоянные споры. Разногласия возникают, поскольку нет единого мнения о том, что такое правовое государство; это типологическое явление или нет; можно ли считать Россию правовым государством, или она таковым не является и т. д. В то же время эти споры являются доказательством реальности правового государства, возможности его формирования и существования, ибо в процессе утверждения или отрицания того, что наше государство правовое, обозначаются и конкретизируются характерные черты и функциональные особенности правового государства вообще. Ученые, принципиально занимающиеся проблемами правового государства, утверждают, что оно «в типологическом измерении является самостоятельным типом государства, возникшим на основе новых реалий на определенном этапе общественного развития»1.

В теории государства и права правовое государство в обобщенном виде понимается как правовая форма организации и деятельности политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носи-

1 Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: моногр. М. : Юрли-тинформ, 2015. С. 237

телями прав и свобод человека и гражданина2. Правовое государство - это, с одной стороны, результат реализации права в устройстве государственной власти и в ее функциях, с другой стороны, условие эффективного применения права, внедрения его в жизнь3. По мере реализации в поведении и поступках людей право становится обязательным явлением в их повседневной жизни и культуре. Правовая культура в данном случае может быть обозначена как право, внедренное в жизнь людей. «Опыт развития цивилизованных обществ показывает, что добровольное и сознательное выполнение своих общественных обязанностей есть условие дальнейшего развития демократии, осознание ответственности личности перед обществом, государством своими гражданами является одним из важнейших элементов правосознания, условием высокой реализации прав, свобод и обязанностей личности, ибо уважение к праву, закону должно стать и становится личным убеждением каждой личности, пре-

вращается в привычку, в навык» .

2 Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 677.

3 Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М. : Статут, 2012. С. 3.

4 Комаров С. А. Общая теория государства и права: учеб.

8-е изд., испр. и доп. СПб. : Изд-во Юрид. ин-та, 2012. С. 431.

Точно так же, как понятие «правовая культура» прежде всего означает опосредован-ность определенных элементов культуры правовыми установками, понятие «правовое государство» изначально подчеркивает взаимообусловленность государства и права, взаимозависимость права и государства. В связи с этим Ф.М. Раянов подчеркивает, что понятие «правовое государство» не является отражением специфики какого-то отдельного государства. Оно является критерием для оценки и в то же время результатом всестороннего осмысления практики организации и деятельности многих реальных государств5. «Правовое государство - это современное государство, формирование которого в некоторых странах только начинается, а в некоторых странах оно получило вполне реальные черты»6.

Ф.М. Раянов пишет, что повышение роли и значения права в общественной жизни должно привести к установлению верховенства права над остальными ценностями, что взаимосвязано с существенным осмыслением не только роли и значения права в обществе, но и формированием адекватного современным требованиям правосознания. Последнее является той инстанцией, где формируемое или действующее право оценивается критически, в том числе с позиций разумности,

оптимальности соотношения с нравственностью. В то же время особенности правосознания отражаются в правовой культуре отдельных людей и общества в целом. В связи с этим правовая культура играет основополагающую роль в формировании правового государства.

Правовая культура является одной из составляющих культуры, которая представляет собой специфический результат становления человечества. Спецификой, отличающей ее от других проявлений культуры вообще, является то, что правовая культура формируется в процессе государственно-правового развития общества и становится одновременно условием и основой формирующегося правового государства. Если, как писал Н.А. Бердяев, человечество обречено культуре8, то государство,

5 Раянов Ф.М., Гарданов А.Ш. Размышления о государстве. Уфа: Башниистрой, 1994. С. 49-50.

6 Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения. С. 237.

7 Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. Уфа: Гилем, 2010. С. 33-35.

8 Бердяев Н. Философия неравенства. Письмо ХШ. О культуре // Судьба России. Сочинения. М. : ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. С. 713.

а тем более правовое государство, обречено правовой культуре и немыслимо без правовой культуры.

При этом становится важным «понимание правовой культуры как специализированной сферы деятельности и рассмотрения права через призму взаимодействия с культурным традиционным порядком, самобытным национальным духом, как связь между частным и целым при анализе связи правовой сферы с традиционной основой и духовными компонентами культуры»9. Правовое государство представляет собой не только единое правовое поле, охватывающее все население страны с присущими ему мировоззрением, стандартами поведения, предпочтениями, но и своеобразное информационное и социокультурное пространство, в котором функционирует множество соционормативных регуляторов. В связи с этим, как подчеркивает Ф.М. Раянов, правовое государство, так же, как и любое иное, не теряет своих возможностей создавать правовые нормы, а кое-где и санкционировать другие отдельные регуляторы, придавать им юридическую силу (обычаев, норм морали, корпоративных норм и т. д.)10.

По нашему мнению, современная Россия является государством в большей мере правовым, чем неправовым, потому что многое в жизни людей регулируется правовыми нормами и принципами. При этом правовые принципы осваиваются населением быстрее, чем правовые нормы11. На наш взгляд, это связано с тем, что система правового регулирования, действующая в правовом государстве и представляющая собой специфическое «энергетическое поле»12, охватывает всю территорию страны, способствуя оптимизации процесса воздействия права на сознание и поведение людей. Примечательно, что «функционирование социальной системы связано с двусторонним процессом: с одной стороны, происходит адаптация человека к законам этой системы и, с другой стороны, социальной системы к потребностям человека. В процессе этого со вре-

9 Право и культура: моногр. / под общ. ред. В. К. Егорова, Ю.А. Тихомирова, О.Н. Астафьевой. М. : Изд-во РАГС, 2009. С. 37-38.

10 Раянов Ф.М. Матрица правового государства и наша юридическая наука // Государство и право. 2006. № 8. С. 46.

11 Галиев Ф.Х. Правовая культура в цифровых показателях // Юридическая мысль. 2012. № 4 (72). С. 36.

12 Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М. : Статут, 1999. С. 384.

менем начинает возрастать роль небиологических механизмов, в частности культуры, с помощью которых решаются задачи, происходит упорядочивание окружающей реальности»13.

Соционормативные регуляторы способствуют реализации этого двустороннего процесса, иначе основным регулятором становится принудительная сила государства. А.В. Васильев пишет, что на практике органы государства не только сами разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, но и создают их путем санкционирования норм морали, нравственности, обычаев, традиций, религиозных норм, правил делового обыкновения, норм общественных и иных организаций, других правил, формирующихся в обществе независимо от государства и ставших привычными и признанными обществом14. По мнению Е.А. Лукашевой, «для характеристики стиля цивилизации следует прежде всего воспроизвести ее социокультурную характеристику, систему нормативов, символов, ценностей. Она охватывает экономические, социальные, государственные, правовые, религиозные, этические, эстетические, научно-технические, традиционные нормы, обычаи, т. е. всю систему социального регулирования общности»15.

Современное общество стремится подчинить действующим в нем социальным нормам поведение и поступки людей, в необходимых случаях обращаясь к государственному принуждению. В то же время сознание человека выбирает социальные нормы, способствующие решению его проблем, в том числе и правовые нормы, при этом в представлениях людей о праве преломляются самые значительные явления, факты и события, связанные с действующим законодательством, существующими в государстве правовыми ценностями и традициями. В правосознании отражаются социально-экономические условия жизни общества, культурно-правовые традиции и сложившийся в государстве правопорядок. Тем не менее для повиновения закону его нужно знать. Только зная и не нарушая законы, люди реализуют

13 Крылов В.В. Глобальные трансформации в контексте синергетической парадигмы // Глобализация и перспективы современной цивилизации / отв. ред. К.Х. Делокаров. М. : КМК, 2005. С. 213.

14 Васильев А.В. Новое в современном понимании права // Модернизация правовой системы России: сб. науч. ст. / под ред. Г. В. Мальцева. М. : Изд-во РАГС, 2011. С. 21.

15 Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: норматив-

но-ценностное измерение. М. : Норма, 2009. С. 88.

свои права и свободы, пользуются возможностями, обеспеченными государством, что становится важным фактором для становления правового государства.

Правосознание позволяет субъекту права более осмысленно подходить к закону, к правовой системе, сложившейся в обществе. В связи с этим важно создание соответствующего современным правовым требованиям и специфике менталитета населения основания для того, чтобы правомерное поведение было приоритетной и предсказуемой формой поведения для всех, и, на наш взгляд, таким основанием является правовая культура общества. Примечательно то, что люди в большинстве случаев свободно и без принуждения выполняют преимущественно требования разрешающего характера. Бесспорно, свобода возможна тогда, когда человек без ущерба для себя и других может что-то делать, когда у него есть возможность выбора, когда он зависит только от своих внутренних убеждений и представлений. В других случаях в людях живет убежденность в том, что все несправедливо, и они стараются восстановить справедливость с позиций своего мировоззрения, доступным им путем и таким образом, на который в данный момент они способны. При этом общее представление о правовом государстве исключает даже малейшие проявления насилия, ибо в правовом государстве право становится мерой социальной справедливости, обеспечиваемой государством. Вообще «история российской цивилизации подсказывает только один вывод: насильственное внедрение новых устоев жизни обрекает все реформы на неудачи»16.

Ф.М. Раянов отмечает, что история человечества до сих пор развивалась на основе культа силы, культа победителя и главное отличие между прошлым человечества и его будущим сводится к тому, что в дальнейшем страны все больше и больше должны отличаться уровнем обеспечения прав и свобод че-ловека17. Большой научный и практический интерес представляют внутренние механизмы, определяющие выбор человеком такой модели поведения, которая не только предполагается

16 Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. С. 249.

17 Раянов Ф.М. Государственно-правовые «болезни»: исторический диагноз. Научно-популярное издание. Уфа: НИИПП, 2005. С. 120-122.

генетикой человека, но и диктуется установками морали, традиций, религии и т. д., что является одним из решающих факторов в становлении и развитии правового государства. Это связано с тем, что правовое государство и правовая культура как научные категории и реальные государственно-правовые явления обусловлены правом, поэтому очевидна необходимость формирования в современном обществе позитивного отношения к праву и к правовым явлениям вообще. При этом «принципы правового государства - это извечная мечта народов, они тесно перекликаются со стремлением людей к устройству справедливого общества, правильного государства»18.

Как отмечается, «нужна научно разработанная система рационального воздействия на волю и сознание человека, на его эмоции, чувства, чтобы способствовать складыванию зрелого позитивного отношения к праву и иным социальным нормам и в конечном счете выработке социально активного поведения, так как достигнутым молжно считать только то, что вошло в культуру, быт, привычки»19.

Г.В. Мальцев писал, что необходимо приостановить процесс расхождения между нормативно-регулятивными системами и восстановить целостность соционормативной культуры общества. Религия, мораль и право, лишенные объединяющего начала и вынужденные в изоляции друг от друга идти к собственным целям, определяемым подчас вне данного времени и культуры, разрушают цивилизацию, теряют в значительной степени свою сущ-

ность, утрачивают постепенно функциональную эффективность20.

При этом очевидно, что «любая национальная правовая система стабильна и эффективна только тогда, если в своих принципах, базовых нормах она является юридическим оформлением исторически сложившихся политических, экономических, социальных, культурных, духовно-нравственных ценностей конкретной страны, нации. Мы должны постоянно помнить об этой истине: и когда принимаем законы, и когда применяем их. Приходится говорить об этом, поскольку не прекращаются попытки навязывания нашему государству правовых установок, подходов, за которыми просматриваются иные, подчас чуждые нам ценности»21. Говоря об этом, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко подчеркнула, что важно внедрить в нашу законодательную работу экспертизу законов на предмет их соответствия нашим историческим, национальным 22

ценностям.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что социокультурное своеобразие, моральные, религиозные, этические нормы, а также традиции и обычаи, обрядовая культура оказывают и будут оказывать прямое или косвенное влияние на правовую культуру правового государства и в обозримом будущем, потому что специфика правового государства и функциональные особенности правовой культуры представляющего такое государство общества взаимообусловлены и взаимозависимы.

Библиографический список

1. Алексеев, С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. -М. : Статут, 1999.

2. Бердяев, Н. Философия неравенства. Письмо Х111. О культуре // Судьба России. Сочинения. - М. : ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.

3. Васильев, А.В. Новое в современном понимании права // Модернизация правовой системы России: сб. науч. ст. / под ред. Г.В. Мальцева. - М. : Изд-во РАГС, 2011.

4. Галиев, Ф.Х. Правовая культура в цифровых показателях // Юридическая мысль. - 2012. -№ 4 (72).

5. Комаров, С.А. Общая теория государства и права: учеб. - 8-е изд., испр. и доп. - СПб. : Изд-во Юрид. ин-та, 2012.

18 Раянов Ф.М. Трудный путь к правовому государству. Уфа: Башкортостан, 1999. С. 72.

19 Комаров С.А. Общая теория государства и права. С. 441.

20 Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М. : Изд-во СГУ, 2008. С. 531-532.

21 Матвиенко В. Правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности // Парламентская газета. 2016. 15 авг. - 4 сент.

22 Матвиенко В. Правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности.

6. Крылов, В.В. Глобальные трансформации в контексте синергетической парадигмы // Глобализация и перспективы современной цивилизации / отв. ред. К.Х. Делокаров. - М. : КМК, 2005.

7. Лукашева, Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. - М. : Норма, 2009.

8. Мальцев, Г.В. Нравственные основания права. - М. : Изд-во СГУ, 2008.

9. Матвиенко, В. Правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности // Парламентская газета. - 2016. - 15 авг. - 4 сент.

10. Право и культура: моногр. / под общ. ред. В.К. Егорова, Ю.А. Тихомирова, О.Н. Астафьевой. - М. : Изд-во РАГС, 2009.

11. Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсе-сянца. - М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2001.

12. Раянов, Ф.М. Государственно-правовые «болезни»: исторический диагноз. Научно-популярное издание. - Уфа: НИИПП, 2005.

13. Раянов, Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: моногр. - М. : Юрлитинформ, 2015.

14. Раянов, Ф.М. Матрица правового государства и наша юридическая наука // Государство и право. - 2006. - № 8.

15. Раянов, Ф.М. Размышления о государстве / Ф.М. Раянов, А.Ш. Гарданов. - Уфа: Башнии-строй, 1994.

16. Раянов, Ф.М. Теория правового государства: проблемы модернизации. - Уфа: Гилем, 2010.

17. Раянов, Ф.М. Трудный путь к правовому государству. - Уфа: Башкортостан, 1999.

18. Яковлев, В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. - М. : Статут, 2012.

Правовая культура - это одновременно:

  • - определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;
  • - состояние процессов правотворчества и реализации права;
  • - специфические способы правовой деятельности;
  • - результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми .

Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистских обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать, в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие, обусловленные правом, юридические ценности. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой культуры красноречиво свидетельствуют такие, например, процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявляется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство законов и основанных на них подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное, нормативное, поведенческое, объективированное - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие .

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Для одного общества определенного времени развития по отношению к каким-то правовым явлениям будут употребляться одни эпитеты, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка будут другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. В том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:

  • - формирование чувства права и законности;
  • - освоение достижений логико-правового мышления;
  • - совершенствование законодательства;
  • - повышение уровня законопроектных работ;
  • - увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;
  • - совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;
  • - разделение власти законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
  • - изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов .

Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в государстве. Эти и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению законов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бурмистров, Виктор Александрович. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Харьков. юрид. ин-т.- Харьков, 1991.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/85-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования . В период глубоких структурных преобразований в экономике, политическом и национально-государственном устройстве советского общества, формирования социалистического правового государства в тэорэтичзоком и практическом отношении огромное значение приобретают вопросы существенного повышения роли права, реализации его норм, незыблемости законности, укрепления гарантий прав и свобод личности, всех иных субзекгов правоотношений. Перестройка вскрыла неспособность административно-командной оиотемн к восприятию новых прогрессивных форм развития, подлинно демократических и гуманных начал организации жизни общества. Отдавая приоритет общечеловеческим интересам и ценностям, обновляющие советское общество радикальные реформы открывают совершенно новыэ исторические перспективы общественного и национально-государственного устройства народов СССР, в котором человеку отводится определяющая меото как высшей ценности цивилизации.

В системе разрабатываемых мэр по правовому обеспечению намеченных реформ в советском общества кроме подготовки новых законодательных актов, важное значение принадлежит и рэшэнию актуальных проблем по формированию высокого уровня социалистической правовой культуры, охватывающей вое важнейшие сферы общественной и государственной жизнедеятельности - ооциально-эконош-ческую, законодатзльную, исполнительно-распорядительную, правозащитную, реализацию норм права, ~ а также общество в целом, его ассоциации, отдельных гравдан.

2 Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для коего мира. И., 1987. С.25.

Актуальность исследования указанной темы обуславливается также и тем, что ранзо научная разработка теоретических вопросов правовой культуры осуществлялась главным образом под углом обеспечения функционирования адмшжотративно-комаадной системы управления, технократических подходов к решению задач экономического и социального развития общеотва, что, как известно, привело к тотальному отчуждению чзловэка от собственности, государственной власти и управления, законодательства, нравственно-духовных ценностей, национальной и мировой культуры. Много новых задач в советской правовой культурологии в настоящее время выдвигается процессами перехода общества к рыночной экономике, практическим созданием социалистического правового государства. В их числе проблемы формирования новой правовой культуры граждан и доляшоотных лиц, деятельности государственных органов и организаций, объединений гравдан и т.д. Несмотря на возрастание количзотва публикаций по вопросам правовой культуры, тем нв менее в советской юридической науке еще не преобладают идеи и принципы нового политико-правового мышления, пока оущэотвует немало положений, продолжающих, как и ранее, служить сохранению господства админиотративно-командной системы. В то же время, появившиеся первые исследования правовой культуры поовящены наиболее общим теорзтико-методологичеокнм аопектам ее развития в оветэ нового мышления и складывающихся в советском обществе новых социально-экономических и политических реалий 1 . Что же ка-

I См.: Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. -Саратов: Изд-во Саратовского унив-та. 1969; Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущнооть, противоречия, прогреоо. - Свердловск: Изд-во Уральского унив-та,

оается изучают роли правовой культуры в становлении Советского правового государства, то данная проблема пока что освещается е научно-публицистических работах юристов, философов, социологов и яурналиотов. Мввду тэм практика формирования законодательных, исполнительных и судебных органов Советского государства вез большз трзбует основательных исследований роли правовой культуры в указанном процессе, И как справедливо отмечается в одной из пооледних работ по данной тема, "... важнейшей гарантией построения правового государства является надлежащая правовая культура /разрядка моя - В.Б./ общества. Б9э нээ нет почвы, на которой бы проросли семена. А значит, и дерзво на вырастет. Трагедия нашей страны - в отсутствии настоящей правовой культуры" 1 .

Кроме того, актуальность изучения данной темы в значительной степени вызвана весьма интенсивной политизацией общества, растущим интересом граждан к самым различным вопрооам советского права, законодательства, что само по себе требует радикального изменения прежних подходов к правовому обучению и правовоспитательной работе. В этой связи выявлены оущэотвенннз про-бзлы в правовой культуре граядан и должностных лиц, явно недостает еэ в организации и деятельности практически во всех государственных органах и общзотвенно-политичеоких ассоциациях трудящихся. Следствием этих и многих других упущений в социальном статуса правовой культуры стало широкое распространение в советском обществе правового нигилизма, проявление неуважительного отношения к законам государства, заметный рост прэступнооти. В обществе, среди граждан пока еще отсутотвузт и то понимание

I Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации /Отпэтст.рэд. В.С.Нерсесянц.-М.: Юрид.лит.,19В9, о.ИЗ.

ценности права и законности в жизни, которое характеризует про- грэсо человеческой цивилизации,

Цвль диссертационного исследования состоит в изучении многофакторной и особой роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства, разработке обоснованных предложений по практическому осуществлении основательной правовой реформы в советском обцротвв, по созданию эффективной системы правового всеобуча и правового воспитания граждан и должностных лиц, преодолению правового нигилизма и устранению непосредственных причин правонарушений и т.д. Важной задачей исследования является также теоретике-прикладная разработка вопросов нерасторжимой сеязи и взаимообусловленности всех ценностей правовой культуры с нравственно-духовными нормами, идеалами и воззрениями социалистического общества, наций и народностей, отдельной личности; рассмотрение правовой культури как системного, комплексного образования, в том числе ее структуры, понятия и функционирования в политико-правовой системе и нравственно-духовной жизни советского общэства.

Вместе с тем, поскольку на процесс формирования правового государства одновременно воздействуют не только позитивные объективные и субъективные факторы общественного развития, но и определенные сдерживающие механизмы и явно нзгативішз явления, в задачу исследования включен анализ вопросов, традиционно относящихся к другим проблемам общетеоретического правоведения. В частности, речь идет об антиподах правовой культу- " ры, или, как считает автор, предметом изучения выступает антикультура как нечто целостное, системное в общественном устройстве, имеющего сбои специфические причины, источники и формы проявления в государственной и общественной ятзне-деятелБности и оказывающего весьма большое влияние на такие от-

рицатзльные качества, какими являются правовой ниги-

лизм, правовое бззкультурье, преступность, безнравственность и т.п.

Методологическую основу исолздования составили идзи а принципи диалектике-материалистического мировоззрения, конкрзтизи-рующие их положения философской мысли, политологии, юридичеокой науки. Анализ поставлзнньа в диссертации вопросов осуществлялся в свете нового политико-правового мышления, ориентацией на гуманитарную миссии обществоведения и приоритет общечеловеческих ценностей. В исследовании применяются различные общенаучные и иные методы социального познания - системным подход, социологический, структурно-функциональный, исторический и логический, сравнительный.

Теоретической основой диссертации являются теоретические исследования и разработки советских ученых-юристов Е.В. Аграновской, С.С. Алзксзана, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, Н.А. Бура, A.M. Васильева, Н.В. Витрука, А.Ф. Гранина, В.Ы. Горшензва, В.Е. Гуляева, В.Д. Зорькина, В.А. Зорьченко, Н.М. Кзйззрова, Д.А. Каримова, Н.И. Козюбры, В.В. Копейчикова, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, А.В. Оболонского, В.В. Оксамитного, М.Ф. Орзи-ха, А.С. Пиголкина, Н.А. Придаорова, П.М. Рабиновича, Ф.М. Ру-динского, Р.К. Руоинова, Б.П. Сальникова, А.П. Свмитко," Э.Ю.Соловьева, Л.К. Суворова, В.А. Туманова, М.В. Цвика, В.А. Чефра-нова, В.Д. Шишкина, Л.С. Явича и др. Кроме того, в диссертации широко использована публицистическая и художественная литература, имеющая непосредственное отношение к проблема советской правовой культуры.

Информационной базой диссертации послуетіла. действующая система советского законодательства и практика его применения. Кроме того, при рассмотрении отдельных аспектов правовой куль-

туры и ее роли в формировании правового государства в диссертации использованы такке и проекты законов СССР, принятые Верховным Советом Союза ССР в первом чтении; Указы Президента СССР, другие политические и правовые акты советских государственных органов, международно-правовые документы. Б качестве информационной и эмпирической базы в диссертации попользованы данные социологических исследований общественного мнения граждан, проживающих на территории Крымокой облаоти.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые в юридичеокой наука предпринимается попытка комплексного рассмотрения правовой культуры в контексте ев роли в формировании социалистического правового государства.

По-новому, с учетом перестроечных процессов в советском правоведении ооващаптоя вопросы понимания правовой культуры как специфического способа общения и сотрудничества субьвктов политической и правовой жизни общвст ва, выраженного в различных формах правомерного поведения /поступков, деяте лености/ и мышления /сознания/, основанного на свободном выборе гарантированных законами правовых средств достижения намеченных целей.

Сформулированы новые положения о структуре правовой культуры, включающей вое правовые ценности общества, созданные им в течение длительной эволюции, сохраняющихся и развивающихся л современный исторический период и выступающих важным условием становления социалистического правового государства.

Новым в диссертации является исследование противостоящих правовой культуре факторов, в совокупности образующих а н т и -г. ультуру в общественном и государственном устройства и оказывающих разрушающее воздейстлие на правопорядок, реот.і законности, дисциплину.

В светз нового политико-правового мшшэнкя в диссертации впервые рассматриваются вопрооц органичэской овязц и взаимодай-отвия правовой культуры и законотворчества, с качоством законов СССР; высокого профессионализма лиц, деятзльность которых связана с реализацией права, а также непосредственно составляет содержание работы по обеспечению законности, прав и свобод лич-нооти, тінх субъектов общественных огяошэний. В диссертации по-новому изложены и нэкоторыз другиз аапекты рассматриваемой темы -гарантии осуществления в правовом государстве правового статуса личности, прав человека и т.д.

На защиту выносятся следующие, тлеющие теоретическое и прикладное значение для раскрытия действительной роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства, положения, выводы и практические рекомендации:

обоснование возможности рзапьного формирования социалистического правового государства лишь в условиях существования надлежащей, высокого уровня правовой культуры граждан, должностных лиц, деятельности государственных органов, общественно-политических организаций, предприятий, учреждений;

необходимость коренной реорганизации системы юридического всеобуча и правовоспитательной работы, существенного обновления их методологии и методики, содержания, методов и форм, материальной и технической оснащенности с целью создания благоприятных условий для формирования в советском обществе правовой культуры, которая адекватно выражала бы ценности праиа, его социальное предназначение, споообствовала бы глубокому и правильному осознании субъектами правовой действительности;

рассмотрение роли правовой культуры в формировании социалистического правового государства в контексте настоятельной потребности качественного улучшения профессионализма должност-

ных лиц и иных работников советских правоохранительных органов, несущих главное бремя и прямые обязанности по обеспечению конституционного режима законности, безопасности личности и государства;

понятие и анализ антикультуры как социально-правового антипода нравственности, духовности и правовой культуры общества; за основных компонентов и свойственных им признаков, истоков и условий воспроизводства, в особенности их функционирование в период кризисных ситуаций в жизни общества, его пврэхода к новым социально-экономическим и национально-государственным структурам;

принципиальные по значению положения о системе гарантий осуществления правового статуса личности, о соотношении прав и обязанностей, свободы и ответственности, фундаментальной роли в правовом статусе прав человека; новых конституционных и иных гарантиях, обеопечивающих социально-правовую защищенность граждан в процессе перехода к рыночной экономике и радикального обновления национально-государственного устройства СССР.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы могут быть использованы на различных стадиях законотворчэского и праворзализующэго процесса в государстве; для подготовки рекомендаций по укреплению законности и правопорядка в обществе; в развитии болзе эффективных методов и форм организации юридического всеобуча в стране, существенного улучшения правовоспитательной работы и повышения уровня правовой культуры советских граждан и должностных лиц; в преподавании курсов "Теории государства и права" и "Истории политических и правовых учений".

Апробация результатов исследования . Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории государства и права Харьков-

ского юридического института им. Ф.З. Дзержинского. Основные теоретические положения и выводы опубликованы в семи работах; докладывались на научно-практической конференции "Диалектика развития межнациональных отношений в СССР в современных условиях" /Сімферополь, 1990 г./; отражены в аналитических документах ло проблемам гармонизации межнациональных отношений в Крыму /Симферополь, 1990 г./, в методических материалах по организации правового возобуча в Крымской области /Симферополь, 1990 г./. Результаты диссертационного исследования использовались при освещении различных вопросов права, законности и правопорядка в периодической печати /Известия Советов народных депутатов СССР, 1990 г., 20 июля; в областных газетах "Крымская правда", "Советский Крым" /с 1986 г. по 1990 г./ и др./; в процессе подготовки политических и правовых документов, связанных о восстановлением исторической справедливости и прав депортированных народов Крыма, а также повышением государственно-правового статуса Крыма в период обновления национально-государственного устройства Союза ССР.

Структура работы . Диссертация состоит из введения, трэх глав, включающих семь параграфов, заключзния и списка использованной литературы.