Можно ли военному работать на второй работе. Может ли военнослужащий открыть на себя ИП? Можно ли военнослужащему открыть ИП

17.07.2020 Депозиты

Ответ от 09.04.2014 04:45

1. Понятие гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и особенности его правового статуса.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации относятся не только военнослужащие, но и лица гражданского персонала. В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации насчитывается 800 тыс. работников, которые трудятся в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях и других военных организациях (далее по тексту - воинская часть).

Под гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации понимается личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач.

Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации внутри этой государственной военной организации обладает особым правовым статусом, который принципиально разнится с правовым статусом основной части ее личного состава - военнослужащих. Эти различия их правового статуса присущи всему гражданскому персоналу, в свою очередь, состоящему из лиц, занятых работой по трудовому договору, и из федеральных государственных служащих, чья профессиональная служебная деятельность по трудовому договору относится к федеральной государственной гражданской службе. Названная служба гражданского персонала наряду с военной и правоохранительной службами является видом федеральной государственной службы в Российской Федерации и имеет общие с ними условия.

К федеральным государственным служащим из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации относятся граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы, получающие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета и выполняющие обязанности по обеспечению исполнения полномочий Министерства обороны Российской Федерации или по замещению государственных должностей Российской Федерации.

Конкретные наименования должностей федеральных государственных служащих предусмотрены Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации и Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденных указами Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. соответственно № 32 и № 33. Государственные должности подразделяются на три категории (должности категорий «А», «Б» и «В»), а государственные должности категорий «Б» и «В» федеральной государственной службы классифицируются на пять следующих групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы.

Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих урегулирована не только законодательством о труде, но и Федеральным законом «О государственной службе Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ. Им установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой (внутривидовые особенности государственной службы), так и с трудом других работников из числа гражданского персонала.

Подавляющее большинство гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не относится к федеральным государственным служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Эта часть гражданского персонала не однородна по своему составу и включает: руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. Отдельными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрены особенности труда гражданского персонала воинских частей по сравнению с работниками других организаций.

Помимо Конституции Российской Федерации, правовой статус гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации определен вышеназванными федеральными законами, ТК РФ, другими федеральными законами.

Как предусмотрено ст. 349 ТК РФ, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется законодательство о труде, причем с особенностями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. До настоящего времени какой-либо специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала не принят. В связи с этим условия его труда регулируются не только общими нормами ТК РФ, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, межведомственных постановлений федеральных органов исполнительной власти, но и специальными подзаконными нормативными актами. Последние устанавливают особенности применения норм трудового права к служебной и иной трудовой деятельности гражданского персонала исходя из их специфики. Перечень таких нормативных правовых актов, издаваемых на различных уровнях нормотворческой деятельности, достаточно широк, но большую их часть составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития Российской Федерации и ведомственные нормативные акты Министерства обороны Российской Федерации.

В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговой работах и других видах обслуживающих работ. Для более полной характеристики выполняемых им функций следует учитывать, что гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации прежде всего состоит из некомбатантов, которые в соответствии с международно-правовыми нормами определяются как лица, хотя и принадлежащие к вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. В то же время при захвате неприятелем они, как и комбатанты, признаются военнопленными.

Исключениями из общего правила поручения работникам вспомогательных функций могут быть случаи временного замещения ими вакантных воинских должностей или привлечения их в некоторых воинских частях (по перечням должностей, утверждаемым в особом порядке) в состав боевых расчетов и команд для несения боевого дежурства. Перечень отдельных вакантных воинских должностей, которые на условиях срочного трудового договора могут замещаться гражданским персоналом до момента укомплектования их военнослужащими, утверждается министром обороны Российской Федерации. Такое замещение допускается по приказу командира воинской части только в тех случаях, когда не будет причинен ущерб боевой и мобилизационной подготовке войск, и при отсутствии в подчинении у гражданских специалистов военнослужащих. Причем одновременное совмещение гражданским персоналом служебных обязанностей по воинской должности и иных трудовых обязанностей запрещается.

По сравнению с военнослужащими, добровольно поступившими на военную службу по контракту, гражданский персонал комплектуется на основании заключаемого каждым работником индивидуального трудового договора. Его отличительными чертами являются: детальная правовая регламентация условий труда и его оплаты, допустимая законом альтернативность его условий, четкая определенность порученной трудовой функции, правовая защищенность предусмотренных им прав и обязанностей его сторон, стабильность установленных им трудовых отношений и др.

До недавнего времени в силу требований постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 755 комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации гражданским персоналом осуществлялось исключительно из числа граждан Российской Федерации. Принципиально иная ситуация сложилась после вступления в действие Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ (с 18 ноября того же года), которым внесены изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ст. 15). Согласно этим изменениям иностранные граждане вправе быть принятыми на работу в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований на основании действующего законодательства. Однако в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ данное положение не распространяется на замещение должностей федеральных государственных служащих.

2. Порядок комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации гражданским персоналом. Действующим законодательством установлен единственный способ комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации гражданским персоналом - путем поступления граждан на работу. Прием граждан на работу в воинские части по трудовому договору следует рассматривать как смешанный принцип комплектования, поскольку в большинстве случаев они трудоустраиваются в воинские части, дислоцирующиеся по месту их жительства. Вместе с тем расширение военного присутствия России в странах постсоветского пространства предполагает необходимость применения труда гражданского персонала вне места его постоянного жительства, что соответствует положениям ст. 64 ТК РФ, гарантирующим гражданам право на труд вне зависимости от их места жительства, в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания.

Трудоустройство граждан на работу в воинские части осуществляется в форме их прямого (самостоятельного) обращения за работой к работодателю либо через посредника - в органы службы занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации или негосударственные организации по трудоустройству. Порядок содействия занятости населения урегулирован Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ). В соответствии с ним командование воинских частей имеет право на равных основаниях принимать на работу граждан, как самостоятельно обратившихся по поводу трудоустройства, так и прибывших по направлениям органов службы занятости населения. При любой из названных форм трудоустройства порядок приема граждан на работу по трудовому договору в воинские части и условия их трудовой деятельности предусмотрены ТК РФ и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовой договор с гражданским персоналом - это соглашение между воинской частью и работником (федеральным государственным служащим), в соответствии с которым воинская часть поручает ему работу (профессиональную служебную деятельность) по обусловленной трудовой функции, обеспечивает условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами о труде, своевременно и в полном размере выплачивает ему заработную плату (вознаграждение), а другая сторона обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать действующие в воинской части правила внутреннего трудового распорядка.

Участниками (сторонами) указанного соглашения являются работодатель, в качестве которого в Вооруженных Силах Российской Федерации выступает воинская часть в лице ее командира, и работник (федеральный государственный служащий) из числа гражданского персонала.

Порядок приема на работу состоит из двух последовательных этапов действий командира воинской части или по его поручению руководителя кадровой службы: подбора претендента на работу и оформления трудовых отношений с новым работником.

Подбор претендента на работу заключается в определении деловых качеств обратившегося за работой и их соответствия предъявляемым требованиям по вакантной должности. Под деловыми качествами понимается, прежде всего, профессиональная пригодность будущего работника поручаемой трудовой функции, т. е. работе (профессиональной служебной деятельности) по определенной специальности, квалификации или должности (должности федеральной государственной службы).

На данном этапе следует учитывать предусмотренные ст. 64 ТК РФ гарантии приема граждан на работу, запрещающие необоснованный отказ в заключении трудового договора по различным обстоятельствам (например, в зависимости от пола, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного положения, места жительства и др.), не связанным с деловыми качествами претендента на работу. Исключениями признаются случаи, прямо предусмотренные законодательством, в частности, запрет на прием иностранных граждан в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на федеральную государственную гражданскую службу.

В случае отказа в работе командир воинской части по требованию гражданина должен письменно сообщить причины такого отказа, который может быть обжалован в судебном порядке. Нарушение равноправия граждан в области трудовых отношений и, кроме того, отказ в приеме на работу женщин по мотивам, связанным с наличием у них детей или беременности, влечет уголовное преследование по ст.ст. 136 и 145 УК РФ.

В то же время не являются дискриминацией установленные действующим законодательством ограничения при приеме на работу, обусловленные свойственными данному виду труда требованиями или повышенной охраной труда отдельных категорий граждан. В целях охраны здоровья и по другим причинам определены следующие ограничения возможности заключения гражданами трудового договора:

1) возрастные ограничения (ст. 63 ТК РФ), состоящие в том, что по общему правилу прием на работу граждан возможен с 16 лет, а в частных случаях: с 15 лет при получении основного общего образования и оставлении общеобразовательного учреждения; с 14 лет - для выполнения учащимися в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего образовательного процесса; с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, - для участия в создании и исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию в организациях кинематографии, театрах, цирках, концертных организациях. Наряду с этим к государственной гражданской службе могут привлекаться только граждане Российской Федерации не моложе 18 лет;

2) ограничения, связанные с психофизическими возможностями работников (ст. 253 ТК РФ). Женщины и работники до 18 лет не допускаются к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда. Перечни этих работ утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 и № 163. Кроме того, несовершеннолетним не могут поручаться работы, требующие заключения с ними договоров о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ);

3) ограничения, связанные с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также дисквалификацией работника. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается за совершенные преступления приговором суда (ст. 47 УК РФ). В качестве административного наказания (ст. 3.11 КоАП РФ) дисквалификация заключается в лишении судом физического лица на срок от 6 месяцев до 3 лет права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), а также осуществлять управление юридическим лицом в других случаях;

4) ограничения, связанные со спецификой предстоящей работы или профессиональной служебной деятельности. Так, гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; близкого родства или свойства с государственным служащим, если государственная служба одного из них непосредственно подчинена или подконтрольна другому, и в иных случаях.

Требования по вакантной должности, предъявляемые к претенденту на работу, устанавливаются на основании квалификационных требований и тарифно-квалификационных характеристик (требований), а также исходя из разрабатываемых в соответствии с ними в воинской части должностных инструкций. Квалификационные требования по общеотраслевым должностям служащих изложены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям руководителей, специалистов и технических исполнителей, замещаемым гражданским персоналом воинских частей, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, утверждаются приказами министра обороны Российской Федерации104.

Назначение поступающих на государственную должность (в зависимости от ее категории и группы) производится на основании порядка подбора кандидатур, определяемого соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории «А», либо нормативными правовыми актами Российской Федерации, а на государственные должности государственной службы со 2-й по 5-ю группы категории «В» - по результатам предварительно проведенного конкурса.

Целям изучения деловых качеств работника способствует ознакомление с документами, предъявляемыми им при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ): паспортом (или иным документом, удостоверяющим личность); трудовой книжкой; документами воинского учета (для военнообязанных и призывников); страховым свидетельством государственного пенсионного страхования; документами об образовании, квалификации или наличии специальных знаний, если они требуются по работе. В отдельных случаях законом предусматривается представление дополнительных документов. Например, при поступлении на государственную службу гражданин обязан представить личное заявление, медицинское заключение и справку из территориального органа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о предоставлении сведений (декларации) об имущественном положении. Для трудоустройства на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства каждый из них обязан оформить в Федеральной миграционной службе МВД России , а работодатель, кроме того, - получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Истребование от поступающих на работу документов, не определенных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, запрещается.

Для определения пригодности к поручаемой работе несовершеннолетних, федеральных государственных служащих и в других случаях, определенных ст. 213 ТК РФ, за счет средств работодателя производится предварительный медицинский осмотр, а для определения пригодности к отдельным видам деятельности - обязательное психиатрическое освидетельствование.

Если предстоящая работа (профессиональная служебная деятельность) предполагает использование сведений, составляющих государственную тайну, то согласно Закону Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 командир воинской части должен заключить с гражданином договор (контракт) об оформлении допуска к этим сведениям. Это соглашение составляется по типовой форме на основании Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050. В случае положительного результата проверочных мероприятий, осуществленных органами ФСБ России, и приема гражданина на работу данный договор (контракт) является приложением к заключенному в последующем трудовому договору.

Трудовые отношения с работником оформляются трудовым договором, составляемым в письменной форме и в двух экземплярах для каждой из сторон. При фактическом допущении работника к работе командир воинской части обязан оформить этот договор в течение трех последующих дней. В договоре указываются место, дата его заключения, его участники (фамилии, имена, отчества работника и командира воинской части, открытое наименование воинской части) и условия данного соглашения. Эти условия, устанавливающие объем прав и обязанностей сторон, подразделяются на существенные и дополнительные.

К существенным условиям (ст. 57 ТК РФ) относятся: место работы (с указанием структурного подразделения) и дата ее начала; конкретная трудовая функция работника в соответствии со штатным расписанием; права и обязанности сторон договора; характеристика условий труда, льготы и компенсации работнику за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях; особенности режима труда и отдыха работника; условия оплаты его труда; виды и условия социального страхования, связанные с этим трудом.

Дополнительные условия договора устанавливаются по усмотрению сторон и могут предусматривать: срок его действия и обстоятельство (причина), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с законом; испытательный срок до 3 или 6 месяцев (в отношении отдельных категорий работников); обязанности работника по неразглашению охраняемой законом тайны, по отработке после профессионального обучения за счет средств работодателя не менее установленного договором срока; любые иные права и обязанности его сторон, не ухудшающие положение работника по сравнению с нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.

При выборе срока трудового договора с гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации надлежит строго руководствоваться требованиями ст. 58 ТК РФ. В соответствии с ними договоры могут заключаться на неопределенный срок и определенный срок не более 5 лет, если иной срок не установлен федеральными законами. Если по истечении срока договора ни одна из сторон не потребовала его расторжения и работник продолжает работу, такой договор признается заключенным на неопределенный срок.

Срочный трудовой договор оформляется в случаях, если трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Так, на основании ст. 59 ТК РФ такой договор по инициативе его сторон может быть заключен: для замены временно отсутствующего работника, за которым по закону сохраняется место работы; на время выполнения временных (до двух месяцев) и сезонных работ; с лицами, поступающими на работу в воинские части, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы; с лицами, работающими по совместительству и в иных установленных этим и другими законами случаях. В частности, срок действия трудовых договоров федеральных государственных служащих, исполняющих профессиональную служебную деятельность на государственных должностях категории «Б» (например, советники и помощники министра обороны Российской Федерации), ограничен сроком, на который назначаются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А».

Оформление без достаточных оснований срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления работникам прав и гарантий, которые им положены при выполнении работы по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, запрещается. При выявлении подобных случаев в ходе проверки федеральной инспекцией труда или судом в порядке разрешения трудовых споров трудовые договоры признаются заключенными на неопределенный срок.

На основании заключенного трудового договора и в полном соответствии с ним командир воинской части издает приказ о приеме на работу, а работник обязан приступить к работе. Изданный приказ объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания договора. При этом работник обязан приступить к исполнению своих трудовых обязанностей в один из следующих сроков (ст. 61 ТК РФ):

А) со дня, определенного трудовым договором;

Б) на следующий рабочий день после вступления трудового договора в силу - в том случае, когда день начала работы в договоре не указан. По общему правилу трудовой договор вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иные сроки не установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или самим трудовым договором;

В) со дня допущения его к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя).

Если в установленный срок работник не приступил к работе без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор с ним аннулируется.

3. Изменение трудового договора, заключенного с гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации. В процессе трудовой и профессиональной служебной деятельности гражданского персонала внесение изменений в ранее заключенный сторонами трудовой договор возможно в порядке, установленном действующим трудовым законодательством:

1) для изменения его существенных условий (ст.ст. 72-74 ТК РФ);

2) для изменения иных (дополнительных) условий (ст. 57 ТК РФ).

По соглашению сторон трудового договора изменение любых его условий (как существенных, так и дополнительных) допускается в любое время. Законодательством не установлены особые правила и для изменений его условий по инициативе работника, которые возможны с согласия работодателя. В то же время им строго регулируются порядок, виды и причины таких изменений по инициативе работодателя.

По инициативе работодателя изменения существенных условий трудового договора производятся в форме перевода работника на другую работу, который в пределах организации возможен в двух видах: в виде изменения установленной работнику трудовой функции и в виде изменения иных существенных условий договора (при сохранении трудовой функции). В этих случаях обязательно письменное согласие работника, которое также необходимо при его переводе на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией. По общему правилу временный перевод работника по инициативе работодателя на другую работу такого согласия не предполагает.

Под переводом на другую работу понимается изменение ранее определенных сторонами существенных условий заключенного между ними трудового договора.

Поручение другой работы не связано с конкретным рабочим местом, а следовательно, к переводу не относится и не требует предварительного согласия перемещение работника в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение этой организации в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате, когда оно не влечет за собой изменений трудовой функции и существенных условий трудового договора.

Закон различает постоянный и временный переводы на другую работу, и, кроме того, переводы: по соглашению сторон трудового договора или по инициативе одной из них - работодателя, работника, а также третьих лиц, не являющихся стороной договора (например, перевод на более легкую работу по медицинскому заключению); переводы в той же организации (как в пределах одной и той же местности, так и вместе с организацией в другую местность) либо в другую организацию. Каждый из вышеперечисленных видов перевода имеет свои отличительные особенности, предусмотренные трудовым законодательством.

Условия осуществления временного перевода работника в случаях производственной необходимости приведены в ст. 74 ТК РФ. Этот перевод:

Производится по инициативе работодателя, а также без согласия работника, если не поручается работа, требующая более низкой квалификации;

Возможен лишь в пределах той же организации с сохранением прежнего места работы;

Осуществляется в непредвиденных случаях, предусмотренных ТК РФ (например, для замещения отсутствующего работника; для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения их последствий; для предотвращения несчастных случаев, простоя и т. д.);

Влечет изменение трудовой функции. В этом случае новая работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья;

Как правило, допустим на срок до одного месяца неограниченное количество раз в году и лишь в целях замещения отсутствующего работника он не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

Оплата труда при временном переводе производится в зависимости от выполняемой работы, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Определенное сторонами при заключении трудового договора условие о трудовой функции работника среди прочих существенных условий является доминирующим и в дальнейшем неизменным при отсутствии их взаимного согласия. Когда же согласие достигнуто и оформлено в письменной форме, закон позволяет пересмотреть это условие вне зависимости от обстоятельств, вызвавших его изменение, и стороны, проявившей данную инициативу. Напротив, изменение по инициативе работодателя существенных условий трудового договора при сохранении трудовой функции работника должно быть обусловлено, в свою очередь, производственными изменениями - изменениями организационных и технологических условий труда.

В результате изменений договора не должно быть допущено ухудшение положения работника по сравнению с условиями коллективного договора и соглашения. О введении этих изменений работник в письменной форме должен быть уведомлен предварительно за два месяца, если иное не предусмотрено законом. При его несогласии на продолжение работы в новых условиях работодатель также в письменном виде обязан предложить ему другую имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья. В случае ее отсутствия работнику предоставляется любая вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которая может быть поручена с учетом его квалификации и состояния здоровья. При отсутствии и этой работы либо отказа работника от предложенной работы трудовой договор с ним прекращается по п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Иные правовые последствия наступают в ситуации, когда изменения организационных и технологических условий труда могут повлечь за собой массовое увольнение работников. Для сохранения рабочих мест командир воинской части имеет право с учетом мнения выборного профсоюзного органа на срок до полугода ввести режим неполного рабочего времени.

Изменение иных (дополнительных) условий трудового договора на основании ст. 57 ТК РФ производится только по соглашению сторон и в письменном виде.

4. Прекращение трудовых отношений с гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации. Прекращение трудовых отношений возможно при наличии одного из двух юридических фактов - событий (например, смерть работника или работодателя; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений) или действий (например, однократное грубое нарушение работником или руководителем организации трудовых обязанностей).

Трудовой договор может быть прекращен только по основаниям и в порядке, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами. В зависимости от субъектов, на которых они распространяются, все основания прекращения трудовых отношений подразделяются на общие и дополнительные. Их можно классифицировать и по волевому признаку: по договоренности обеих сторон договора (п. 1 ст. 77 ТК РФ), по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ), по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ), по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон договора (ст. 83 ТК РФ).

Общими основаниями прекращения трудового договора являются (ст. 77 ТК РФ):

Соглашение сторон;

Истечение его срока, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются, и ни одна из его сторон не потребовала их прекращения;

По инициативе работника;

По инициативе работодателя;

Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

Отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией;

Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий договора;

Отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

Отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность;

Обстоятельства, не зависящие от воли сторон;

Нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке увольнения работников при передислокации воинских частей и выплате им пособий и компенсаций» от 7 сентября 1992 г. № 1056 приведенное в п. 9 основание не должно применяться в отношении гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, поскольку передислокация воинской части в другую местность рассматривается как ликвидация организации. В этом случае весь персонал по инициативе командира воинской части подлежит увольнению в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ с предоставлением ему установленных законом гарантий и компенсаций. В то же время при изменении подведомственности (подчиненности) воинской части, а равно при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются, что определено ст. 75 ТК РФ. В случае отказа работника от продолжения работы трудовой договор с ним прекращается по п. 6 ст. 77 ТК РФ.

В ст. 81 ТК РФ названы тринадцать общих случаев расторжения трудового договора по инициативе работодателя, а дополнительные основания урегулированы как этим же Кодексом (ст. ст. 278, 307, 312, 336, 347), так и иными федеральными законами. Так, работник-совместитель может быть уволен в случае приема на работу лица, для которого эта работа будет являться основной (ст. 288 ТК РФ). В качестве дополнительных случаев увольнения по инициативе руководителя государственного органа федерального государственного служащего законом названы: достижение им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращение гражданства Российской Федерации; несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для него законом; разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну и др.

Увольнение работника без законного основания или с нарушением установленного порядка прекращения трудового договора по решению суда влечет восстановление его на прежней работе.

Воинская служба является одной из специфических разновидностей государственной службы. Специфика эта обусловлена характером несения воинской службы, готовность военнослужащего с оружием в руках выступить на защиту интересов государства и в этих же интересах жертвовать ради этого собственной жизнью.
Кроме воинской и тесно связанных с ней службой в других военизированных государственных структурах, в той или иной степени подчиняющихся уставам (МВД, ФСБ, МЧС и др.), такая обязанность не предусмотрена больше ни для одной категории государственных или муниципальных служащих.
Специфика такой постановки вопроса накладывает на военнослужащего ряд высоких моральных обязательств, которые воспитывают в нем чувство долга перед Отечеством и готовности в любой момент выполнить поставленную перед ним задачу по защите родины.
Другой отличительной чертой воинской службы является наличие многочисленных запретов и ограничений, которые накладываются на военнослужащего в период прохождения им воинской службы.
Условно все запреты и ограничения могут быть объединены в 4 неравнозначных по объему и характеру воздействия на права личности блока:

Политические запреты и ограничения;
Экономические запреты и ограничения;
Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера);
Запреты и ограничения в сфере средст массовой информации и свободы слова.

Именно в этом порядке мы и рассмотрим их правовую природу и степень воздействия на общегражданские права личности военнослужащего.

Запреты и ограничения на осуществление политической деятельности

Конституция РФ в ст. 55, ч. 3 декларирует, что личность в Российской федерации, ее права и свободы могут быть ограничены только в той мере, которая необходима и достаточна для защиты конституционного строя, безопасности страны, жизни и здоровья других граждан, их законных интересов и прав.
Развивающим и конкретизирующим это положение Конституции, но уже применительно к военнослужащим, является ФЗ «О статусе военнослужащих». В большинстве случаев, запреты и ограничения на осуществление военнослужащим политической деятельности в период прохождения воинской службы не выходит за рамки аналогичных запретов, распространяющихся на всех иных государственных служащих.

Целью этих запретов и ограничений являются:
Обеспечение высокой эффективности несения воинской службы, на которую не могли бы повлиять политические пристрастия отдельных военнослужащих;
Воспрепятствование возможным злоупотреблениям, связанным с характером военной службы в ходе политической борьбы;
Созданию внутри воинских коллективов аполитичной атмосферы, не связанной с ходом политической борьбы в обществе.

Основной задачей запретов и ограничений политического характера является создание в воинской среде нейтральной, аполитичной и подчиняющейся исключительно государственной власти среды, так как основной целью и задачей воинских формирований является защита государства от внешних врагов. ФЗ «Об обороне» прямо запрещает применение воинских формирований Министерства обороны на территории собственного государства для решения политических разногласий или проведения политических или полицейских мероприятий.
Несмотря на существование запрета на участие в политической деятельности, ведению политической агитации и пропаганды, участию в митингах и демонстрациях, состоянию в политических партиях, организациях или объединениях , военнослужащие не лишены права избирать и быть избранными .
Однако, избрание военнослужащего, проходящего воинскую службу, в любой из выборных органов государственной или муниципальной власти автоматически влечет за собой приостановку его воинской службы и прекращение контракта , который был заключен с военнослужащим.
Не лишает этот запрет военнослужащих и права на просмотр телевизионных программ и прослушивание радио передач с предвыборными материалами кандидатов, ознакомления лично во внеслужебной время с политической платформой партий, участвующих в политической борьбе.
Допускается даже участие военнослужащих во внеслужебное время в мирных шествиях и демонстрациях , но при этом строго запрещаются какие либо политические заявления в адрес руководства страны, критика существующего общественного строя или агитация, направленная в пользу конкретной политической партии.

Запреты и ограничения в сфере осуществления предпринимательской деятельности

Государство, заключая контракт с военнослужащим, или призывая гражданина на срочную военную службу, берет на себя обязательства полностью обеспечить ему достойный уровень материального и социального обеспечения, достаточный для удовлетворения его основных жизненных, физических и духовных потребностей.
В этих целях каждый военнослужащий обеспечивается денежным довольствием, льготами по оплате всевозможных коммунальных и иных услуг, пользуется правом на бесплатное лечение, образования, бесплатный проезд к месту службы или отдыха.
Запрет на занятие любыми видами предпринимательской или иной деятельности приносящей доход, и не связанной с непосредственным исполнением обязанностей по службе, является симметричным такому же запрету, распространяющемуся на гражданских государственных служащих.
Цели и задачи, стоящие перед военнослужащими требуют полной концентрации их внимания на задачах воинской службы, а их навыки и умения должны реализовываться исключительно для целей совершенствования своего служебного и боевого мастерства.

Статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащего» прямо устанавливает запрет для военнослужащего заниматься, как в служебное, так и вне служебное время любой оплачиваемой деятельностью, как в порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности, так и работая по найму или гражданско-правовому договору.
Особым видом занятия деятельностью, влекущей возможность получения дополнительного дохода, и так же запрещенной для военнослужащего, является деятельность, связанная с участием в акционерных или иных обществах, право владения ценными бумагами, приносящими доход и участие в торгах на фондовых и иных биржах , на которых обращается иностранная валюта или другие ценные бумаги, подверженные колебаниям курса стоимости. К этому запрету относится и участие в электронных торгах посредством средств коммуникации.
Под запретом для военнослужащих и участие, в каком бы то ни было виде и форме, в азартных играх , независимо от того, в какой форме они проводятся и требуют ли для участия в них непосредственного присутствия военнослужащего. Единственным исключением является участие в государственных лотереях и возможность получения выигрыша по ним, в качестве источника дохода не предусмотренного ФЗ «О статусе военнослужащего».

Довольно спорным и неоднозначным, не нашедшим детального разрешения в действующем военном законодательстве, является вопрос о возможности ведения военнослужащими преподавательской, научной или общественной деятельности некоммерческого характера.
Закон не запрещает военнослужащим заниматься научной и преподавательской деятельностью. Вместе с тем он накладывает прямое ограничение на ведение какой-либо деятельности, приносящей дополнительный доход. В этом и состоит основное противоречие законодательства.
Осуществлять преподавательскую деятельность во время прохождения службы он может либо осуществляя её самостоятельно – (репетирование, оказание консультационных услуг), а это – индивидуальная трудовая деятельность, которой военнослужащему заниматься запрещено. Либо заключив трудовой договор с образовательным учреждением на прочтение лекций, проведение семинаров или занятий в иной форме. Но и заключение такого договора, так же противоречит указанному Федеральному закону. Таким образом, практическая реализация права военнослужащего на ведение научной и преподавательской деятельностью в жизни практически не может быть реализована, если военнослужащий – не работник военного научно-исследовательского или учебного заведения МО РФ.
Число запретов и ограничений в сфере экономической деятельности – наиболее существенный и объемный блок запретов для военнослужащих. Он же наиболее детально регламентирован за уровне законов и ведомственных нормативных актов МО.
Такое «трепетное» отношение государства к недопустимости получения военнослужащими дополнительных доходов связано с его заботой о чистоте рядов кадрового состава вооруженных сил, сантикоррупционной борьбой и исключением возможности коммерческого, служебного подкупа путем предоставления финансовых благ в какой бы то ни было форме.

Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера)

Самым существенным из запретов, нарушающих основные права гражданина, является прямой запрет на участие в забастовках и прекращение работы , как способа урегулирования возникшего конфликта между начальником и подчиненным.
В первом случае, запрещая военнослужащим участвовать в забастовках, законодательство РФ следует в русле общепринятых в мировой практике запретов на появление людей в военной форме в рядах гражданских лиц, выражающих протест против государственного строя или пытающихся решить таким способом свои политические или социальные проблемы.
Основным нормативным актом , в соответствии с которым военнослужащие обязаны сообразовывать все свои действия, и посредством которого должны решать все возникающие конфликтные ситуации является Дисциплинарный Устав ВС .
Именно в ДУ ВС содержится запрет на прекращение исполнения служебных обязанностей в знак несогласия с решением начальника или как средство давления при разрешении конфликтной ситуации.

Довольно редким и специфичным является запрет на принятие наград иностранных государств без разрешения Президента РФ . Как правило, военнослужащие, удостаивающиеся такой чести, либо принимали участие в вооруженных конфликтах на территории других государств, правительство которых приняло решение о награждении, либо оказали услуги иностранному государству при спасении жизни его граждан в экстремальной ситуации.
В большей степени этот запрет относится к высшим чинам МО, которые могут получать иностранные награды в качестве «подарка» во время визита в зарубежное государство, или в ознаменование «заслуг», при заключении выгодных военных контрактов.
Именно поэтому, любой случай награждения иностранной наградой является объектом пристального внимания за обоснованностью такого награждения. Некоторые иностранные награды по своему статусу могут повлечь получение дополнительного денежного вознаграждения или получения ряда пожизненных льгот, которые могут находится в противоречии с действующим военным законодательством РФ.

Еще один запрет – на совместную службу родственников в одном подразделении или в состоянии одного из родственников в подчинении у другого, преследует целью пресечение «кумовства», незаслуженного получения преимуществ и льгот, или ускоренного продвижения по служебной лестнице младшего за счет административного ресурса старшего.
Ничего плохого в создании династий, посвятивших жизнь служению родине нет. Но служба младших поколений должна проходить независимо от заслуг или должностного положения лиц старшего поколения. Так видится в идеале, но не реализуется на практике.
Внук генерала – никогда не станет маршалом, потому что у маршала – есть свои внуки.

Запреты и ограничения в сфере средств массовой информации и свободы слова

Данная группа запретов и ограничений носит весьма чувствительный для личности военнослужащего характер, поскольку не только ограничивает его гражданские права, но и мешает, в некоторых случаях, отстаивать свою позицию при решении личных проблем.
Это относится к прямому запрету на публичную критику действий вышестоящих командиров и начальников . Принимая такое положение вещей военнослужащие, заключающие контракт, изначально признают главенство принципа прямого, непосредственного и беспрекословного подчинения действиям вышестоящего начальника, какими бы абсурдными они не казались. Этот запрет не лишает военнослужащего на право обжаловать неправомерный, с его точки зрения, приказ вышестоящему начальству, но не отменяет обязанности в любом случае его исполнить.
Еще одним из ограничений является запрет на публичную пропаганду своего отношения к той или иной ситуации в стране или на публичную пропаганду религиозных воззрений военнослужащего.
Церковь, являющаяся по статусу общественной организацией, на протяжении всей истории человечества оказывала сильнейшее психологическое воздействие на своих приверженцев и последователей. Не секрет, что на протяжении столетий существовало жесткое, выливавшееся в кровопролитные войны противостояние между представителями различных религий и даже конфессий в рамках одной религии.
На территории РФ проживают и, соответственно служат в армии, представители всех известных мировых религий. И если даже в гражданском обществе признано недопустимым проводит пропаганду, каким либо образом оскорбляющую или умаляющую представителей любой из не православных религий, то в армии это недопустимо вдвойне.

Рассмотренные в статье ограничения и запреты на осуществление определенных видов деятельности во время прохождения воинской службы, в большинстве стран «западной» цивилизации, являются распространенными и опробированными на практике столетиями существования армейских подразделений.
Создавая вооруженные силы, государство ставит перед ними совершенно определенные цели – защиту от внешнего врага. Люди, идущие на службу во имя этой цели, делают это осознанно и по доброй воле. Поэтому они заранее готовы к тому, что их служебная деятельность будет отличаться от работы на «гражданке». Существующие ограничения существенным образом не сказываются на нормальной жизни и адаптации в обществе для большинства военнослужащих и являются неизбежным «злом», которое государство в последствии, по выслуге лет, компенсирует стабильными и довольно высокими пенсиями и другими социальными льготами.

Дополнительное рабочее место позволяет работающему человеку увеличить свои доходы и одновременно расширить или закрепить свои профессиональные навыки. Право на труд закреплено в Конституции РФ (37-я статья).

Военнослужащие также не являются исключением - они тоже ищут дополнительные источники дохода помимо основной служебной деятельности. Но делают это неофициально, без документального оформления, сознательно лишая себя социального обеспечения в виде отчислений в Пенсионный и другие страховые фонды.

Такая позиция обусловлена спецификой военной службы. Основная задача армии - это поддержание и охрана безопасности государства. Такая крайне важная деятельность не подразумевает дополнительную работу в каких-либо государственных организациях или на коммерческих предприятиях.


Специфика служебной деятельности требует от кадрового военного постоянного нахождения в указанной части и подразделении.

Военнослужащий обязан быстро и точно выполнить приказ. От его реакции и самоотверженности зависит очень многое, в том числе, боеспособность подразделения. Очевидно, что нахождение на любой другой работе помимо службы не позволит своевременно выполнить поступивший приказ. Например, если человек занят работой по , он физически не в состоянии вовремя прибыть в часть.

Права на трудовую деятельность для военных лиц отображены в Федеральном законе под номером 76, изданном в мае 1998 года. В частности, десятая статья упомянутого закона уточняет, что работа военных может быть связана только с их профессиональной деятельностью.

Это правило касается, в первую очередь, работ по совместительству в любых , учреждениях и предприятиях.

Человек, находящийся на службе в армии, не может заниматься любой другой трудовой деятельностью даже во внеслужебное время! Об этом говорит ещё один Федеральный закон под номером 53 (37-я статья).

Совместительство

Исходя из вышеуказанных законодательных норм, можно сделать вывод, что совместительство для лиц, находящихся на службе в армии, запрещено.

Кроме того, существует ряд ограничений на разные виды деятельности:

  • Военный не может заниматься любой коммерческой деятельностью (то есть, работать без ), а также не вправе осуществлять такую деятельность через других лиц, используя доверенность.
  • Запрещено использовать своё служебное положение для помощи другим лицам в осуществлении коммерческой деятельности.
  • Служащему в армии нельзя возглавлять любые коммерческие структуры. Единственное исключение - это структуры такого рода, находящиеся в подчинении военного ведомства.
  • Военный не может использовать доверенное имущество и ценности для целей, прямо не связанных с его служебной деятельностью.
  • Также запрещается получать денежные вознаграждения за различную деятельность. Например, получать гонорары за публикации в СМИ и выступления, связанные со служебной деятельностью.
  • Нельзя принимать какие-либо вознаграждения или подарки за исполнение своей служебной деятельности.
  • Запрещено пользоваться своим служебным положением для оказания услуг различным организациям (коммерческим, религиозным, политическим).
  • Нельзя оплачивать заграничные за счёт физических или юридических лиц. Исключение - поездки, осуществляемые по служебным надобностям.

Какая деятельность разрешена?

При всём строгом отношении к служебной деятельности в военной сфере существуют также исключения.

Военнослужащий может заниматься за вознаграждение любой научной, преподавательской или творческой деятельностью .

Единственное требование к таким служащим - это разрешение прямого руководителя на подобную деятельность.

Командир должен решить, будет ли дополнительная деятельность мешать основным служебным обязанностям подчинённого или нет.

Заниматься дополнительной деятельностью разрешается исключительно во внеслужебное время. О начале такой деятельности подавать рапорт не требуется.

А вот работа в военных учебных заведениях может осуществляться даже в служебное время. Преподаватель военного вуза или профессионального учебного заведения обязан подать рапорт, согласовать такую деятельность с непосредственным командиром или командиром полка, и только после этого приступать к преподавательской деятельности.

Ответственность за нарушения

Любые в трудовой сфере караются по закону. Также руководство не одобрит дополнительную деятельность (например, совместительство на должности преподавателя вуза), если она препятствует достойному исполнению основных служебных обязанностей.

Запрет оформляется в письменном виде. К этому документу обязательно прилагаются письменные свидетельства нарушений. Например, доказательства нарушений дисциплины или опозданий на место службы.

В случае нарушения проводится следствие, которое выясняет степень вины и устанавливает, действительно ли дополнительная трудовая деятельность препятствует несению службы.

Также запрет на дополнительную работу с заключением договора может быть наложен судебными инстанциями.

Лицам, служащим в армии, нельзя забывать о том, что получение дополнительной должности по совместительству для них запрещено по закону. А все разрешённые исключения (преподавание, творческая или научная деятельность) требуют ответственности и соблюдения дисциплины на основном служебном месте. Любые нарушения, допущенные на служебном месте, могут быть сочтены командиром за грубое нарушение, несовместимое с дополнительной трудовой деятельностью за вознаграждение.

При этом следует отдавать себе отчёт в том, что такая дополнительная деятельность не может финансироваться за счёт иностранных граждан или фондов, а также лиц, не имеющих гражданства, но проживающих на территории РФ. Исключение представляют случаи работы по международному договору, если он не противоречит законодательству РФ.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Очень часто военнослужащим приходится неофициально подрабатывать, чтобы содержать семью, платить за квартиру (если не возможен поднаем)...

Но работать неофициально это одно, а когда есть документы и "капает" гражданский стаж, платятся налоги и отчисления в пенсионные фонды это совсем другое, поэтому многим хочется оформить свои трудовые отношения с работодателем официально - завести трудовую книжку или сделать запись в существующей (), оформить трудовой договор, получать "белую" зарплату и платить отчисления и налоги.

Попытаемся ответить на так волнующий военных вопрос - можно ли официально устроиться на работу одновременно с прохождением службы .

Главным руководящим документом в этом вопросе для военнослужащих является Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" () который гласит:

1. Военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением

Педагогической,

Научной

И иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Военнослужащие не вправе

Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего ,

А также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение.

3. Кроме того военнослужащие не вправе

Получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами.

Эти же пункты напрямую относятся и к совместительству (как известно Совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ))

Т.е. военные не вправе совмещать службу с гражданской подработкой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном ТК РФ, в т.ч и по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам.

Этот запрет также следует из юридическим выраженного требования ст. 37 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы. А т. к. нахождение на военной службе является непрерывным для военнослужащего, начинаясь с моментом поступления и оканчиваясь моментом увольнения с нее, запрет на работу является исключительным и распространяется и на внеслужебное время.

Таким образом у военнослужащего желающего работать на гражданке не так много выходов и очень важно при этом избежать дисциплинарной и иной ответсвенности.

Снижение среднего значения армейской зарплаты в последние годы заставило многих военнослужащих задуматься над поиском неофициальной работы по совместительству без записи в трудовую книжку. Но закон запрещает работать военным в большинстве профессиональных областей.

Есть ли у военнослужащих совместительство?

Согласно законодательству военнослужащие могут работать лишь в данных сферах: педагогической, научной, творческой. Дополнительное трудоустройство военного лица, даже с записью в трудовую книжку, не должно препятствовать исполнению основных армейских обязанностей.

Работа военнослужащего по совместительству — положения закона

Право на работу и ответственность военнослужащих в трудовых взаимоотношениях описаны подробно в законах. Основным регламентирующим документом является Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ , в статьях которого содержаться нормы о том, где может работать военнослужащий. Также в нем указываются его права при трудоустройстве по совместительству на контрактной основе и ограничения по источникам дохода.

Работа по совместительству для военнослужащих по контракту

Работать в гражданских и коммерческих компаниях военнослужащему по контракту очень сложно, ведь существует ряд преград при приеме на гражданское предприятие:

  • Закон обязывает служащего по контракту получить согласие руководителя на труд по совместительству.
  • Максимальное время, которое человек может работать вне армии — 4 рабочих часа в день.
  • Армейские учения и командировки, которые могут неожиданно возникать, не позволяют иметь регулярный дополнительный доход в рамках российского права.
  • Нельзя работать в структурах, которые финансируются международными, иностранными компаниями и организациями.
  • Подработка армейцев предполагает ответственность и заключение специфических гражданско-правовых договоров определенных видах деятельности.

Вышеописанные преграды не являются большой проблемой для реализации служащим по контракту человеком своего права дополнительно работать, но отпугивают потенциальных работодателей.

Трудовая книжка военнослужащего по совместительству

Кадровикам в армии трудовая книжка гражданина для учёта стажа особо не нужна. Все служебные записи, касающиеся армейской службы, фиксируются в военном билете контрактника. Но если человек хочет работать по совместительству в гражданской сфере, предприятие может затребовать его трудовую книжку. Существует два решения проблемы:

  • Как исключение, трудовую книжку может заполнить кадровая служба армейской части.
  • Вписывание в трудовую книжку записи о прохождении службы по контракту кадровиками самого гражданского предприятия. Делается это на основании выписки из военного билета.

В любом случае, в трудовой книжке должна быть указана информация об армейской службе и работе по совместительству.

Военный стаж при совместительстве

Учёт военного стажа по закону производится по особому порядку и зависит от характера армейской службы, поэтому его отображают только в военном билете и личной карточке военнослужащего. В трудовой книжке при совмещении армейской службы по контракту с гражданской работой отображаются лишь записи, но они не учитываются в военном стаже.
Согласно закону, право работать вне армейской части не позволяет получать общий и военный стаж одновременно.

Нужен ли военный билет при работе по совместительству

Военный билет для совместителя не обязателен для предъявления на дополнительную работу. Чтобы начать работать на предприятии достаточно будет предъявить выписку из него, заверенную в военной части. Помимо воинского билета, необходимо предоставить кадровикам разрешение непосредственного командира на трудоустройство вне армейской части.

Ответственность военнослужащего за работу по совместительству

Служащие по контракту, незаконно устроившиеся работать без записи в трудовую книжку, являются нарушителями норм закона и права. За такой проступок, армейцы подлежат общей административной и уставной дисциплинарной ответственности.

Уровень дисциплинарной ответственности за нарушение устава определяет командир — в каждом случае отдельно. В результате выявления нарушения может быть вынесен обычный выговор, с занесением в трудовую книжку. Также могут быть и другие виды дисциплинарных взысканий, более серьёзные: понижение в звании, увольнения из армии.

Работодатель не несёт ответственность за приём военнослужащего на работу только в том случае, если служащий по контракту скрыл своё армейское место работы. Поэтому оформлять контрактников на работу необходимо с обязательным соблюдением всех нюансов трудового права.