Система и полномочия органов государственного экологического управления. Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды Государственные органы экологического управления общей компетенции

14.05.2020 Для бизнеса

Система и полномочия органов государственного экологического управления

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды относятся: обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; разработка утверждение и обеспечение реализации...

Система и полномочия органов государственного экологического управления

Под управлением понимается организаторская деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды.

Виды экологического управления:

Государственное

Муниципальное

Общественное

Производственное

Полномочия органов управления:

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;

контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

3. К вопросам местного значения городского округа относятся:

организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

5. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды

1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Система органов управления.

I Органы общей компетенции:

Правительство РФ

Администрация субъектов РФ

II Специальной компетенции.

1) Министерство природных ресурсов и экологии

a. ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)

b. ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

c. ФА водных ресурсов

d. ФА по недропользованию

2) Министерство сельского хозяйства

a. ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору

3) Министерство здравоохранения и социального развития

a. ФС по надзору и защите прав потребителей и благополучия человека

b. ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

4) Министерство экономического развития

a. ФС государственной регистрации, кадастра и картографии

b. ФА по управлению государственным имуществом

Подчиняются Правительству: ФА по рыболовству, ФА лесного хозяйства, федеральное космическое агентство, Ростехнадзор.

Подчиняются Президенту: МВД, МЧС, ФСБ, Минюст, Минрегион.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39582. Проект электрификации телятника на 25 голов с разработкой навозоудаления в ЗАО «Красный холм» РМО 578.63 KB
В последнее время принят ряд указов, законов, нормативных актов, которые создают благоприятные условия для развития всех форм хозяйствования на селе в условиях рыночных отношений. Реализация этих решений по выходу с/х из кризиса основана на введении новых форм организации производства
39583. Организация водоохладительной установки АВ-30 1.38 MB
Повышение производительности труда в сельском хозяйстве а следовательно и эффективности производства возможно лишь при условии максимальной механизации и автоматизации при неуклонном сокращении доли ручного труда. Сокращение доли тяжёлого и малоквалифицированного физического труда непременное условие экономического роста. Рост технической и энергетической вооруженности сельскохозяйственного труда развитие научных исследований с использованием современной научной аппаратуры достижений полупроводниковой микроэлектроники и...
39584. Политическая социализация личности 273.14 KB
Личность -одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.
39585. Социальная зрелость личности 79 KB
Ницше Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. И потому ее роль в исследовании социализации личности очень велика: вклад криминологии в данную проблематику состоит в том что эта наука создает модель социально НЕзрелой личности прогнозирует возможные ошибки воспитания и их последствия. Многие науки не обходят стороной социальную зрелость личности а для такой относительно новой области человекознания как акмеология от греч.
39586. Модернизация систем автоматизации контроля электрических машин 1.96 MB
Программное обеспечение системы адаптировано для целей обучения основам спектрального анализа и ознакомления с обучающимися алгоритмами искусственного интеллекта. Программа проста в освоении и не требует специальных навыков.
39587. Барабаны ленточных конвейеров 16.6 KB
Тяговые свойства приводного барабана повышают путем увеличения натяжения ленты или угла обхвата лентой приводного барабана использования высокофрикционных футеровок с продольными или шевронными ребрами что способствует самоочищению.Футеровки устанавливаются при помощи специальных клеев на барабаны конвейеров футеровочные пластины значительно уменьшают сход ленты и ее проскальзывание а также попадание груза на поверхность барабана что существенно улучшает работу конвейеров и повышает их техникоэкономические показатели.Рифленая...
39588. Лента конвейерная 109.87 KB
Тяговым каркасом резинотканевой ленты рис. Резинотросовые ленты рис. имеют тяговый каркас состоящий из стальных тросов уложенных в один ряд параллельно друг другу вдоль ленты с обеих сторон покрытый резиной. Количество прокладок может быть от 3 до 10 в зависимости от условий эксплуатации свойств транспортируемого груза ширины прочности и жесткости ленты.
39589. Натяжные устройства ленточного конвейера 34.2 KB
Грузовые натяжные устройства делятся на грузовые тележечные и грузовые вертикальные рамные. Каждое из названных натяжных устройств состоит из натяжной тележки или натяжной рамы и грузового устройства. Грузовые устройства могут быть без полиспаста с полиспастом или грузолебедочные.
39590. Приводы ленточного конвейера 152.77 KB
Приводы ленточного конвейера выполняютсяоднобарабанными с одним или двумя двигателями рис. 1;двухбарабанными с близко расположенными друг около друга приводными барабанами рис. 2 а 3 и с раздельным расположением приводных барабанов на переднем и заднем концах конвейера рис. 3 3;трехбарабанными с близко расположенными друг около друга барабанами рис.
  • 8. Экологическое законодательство.
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.

    В настоящее время система органов государ­ства, осуществляющих функции в сфере приро­допользования и охраны окружающей природ­ной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы ор­ганов государственного экологического управле­ния - органы общей и специальной компетенции.

    К числу первых относятся высшие государст­венные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, со­здании организационных и правовых основ природоохранительной деятель­ности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные ад­министрации), которые выполняют функции государственного регулирова­ния и контроля в области природопользования и охраны окружающей при­родной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

    Органы специальной компетенции - это государственные органы, специ­ально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполня­емых функций и задач.

    К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей сре­ды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государствен­ный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).

    МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные ор­ганы, являются установление лимитов природопользования и предоставле­ние лицензий на пользование природными объектами.

    Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологичес­кой безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуще­ствляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране зако­нодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:

    Осуществлять разработку и реализацию целевых экологических про­грамм;

    Принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей при­родной среды;

    Организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу;

    Осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;

    Согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов;

    Проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды;

    Проводить обязательную сертификацию на соответствие экологичес­ким требованиям;

    Ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осу­ществляемую с нарушением экологических норм и правил;

    Рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;

    Предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологи­ческими правонарушениями.

    Другая группа органов государственного экологического управления осу­ществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хо­зяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохра­нения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

    В число органов специальной компетенции входят также некоторые орга­ны, которые выполняют лишь отдельные функции в сфере экологического уп­равления. Например, Федеральный горный и промышленный надзор Рос­сии - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей сре­ды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплек­сов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.

    Структура и компетенция рассматриваемых органов специального управ­ления определяются законодательством: Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. № 651 и по­ложениями о соответствующих органах, утвержденными постановлениями Правительства РФ, например, Положением о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды (утв. Пост. Правительства РФ от 26 мая 1997 № 643), Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России (утв. Пост. Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173), Положением о го­сударственной санитарно-эпидемиологической службе РФ (утв. Пост. Прави­тельства РФ от 30 июня 1998 № 680), Постановлением Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контро­лю и регулированию использования объектов животного мира и среды их оби­тания» от 19 января 1998 г. и др.

    Исходя из Конституции РК и компетенции государственных органов наиболее значимы следующие вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности:

    • - определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны ОПС и обеспечение экологической безопасности;
    • - планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ;
    • - учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастров и осуществление их мониторинга;
    • - утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выброс вредных веществ и пр.;
    • - выдача разрешений на природопользование, сброс, захоронение вредных веществ;
    • - формирование и расходование экологических фондов.
    • - государственный экологический контроль и государственная экологическая экспертиза;
    • - решение об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств;
    • - привлечение к ответственности за правонарушения, предъявление исков в суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
    • - организация заповедного дела, ведение Красной книги, экологическое образование и воспитание;
    • - международное сотрудничество.

    Государственное управление в сфере экологии есть исполнительно-распорядительная деятельность соответствующих государственных органов, которая направлена на обеспечение рационального природопользования и охраны природной среды.

    Комплекс задач, стоящих перед государством в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, решается органами государственного управления обшей и специальной компетенции.

    К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Парламент, Правительство, местные представительные органы.

    Органы представительной власти по своему назначению выполняют руководящую роль в охране природы и рациональном природопользовании. Так, Парламент Республики Казахстан занимается нормотворчеством, то есть законодательным выражением экологической политики государства, определяя основные направления деятельности исполнительной власти. Именно поэтому представительные органы власти не принимают непосредственного участия в правоприменительном процессе. Их цель -- создание экологического права, той правовой базы, которая обеспечила бы охрану окружающей природной среды и рациональное природопользование.

    Центральное место в правоприменительном процессе принадлежит органам и должностным лицам исполнительной власти. Исполнительная власть представляет сложную и разветвленную систему. И именно в этой системе механизм применения экологического законодательства проявляет уровень своей эффективности. В республике наблюдается процесс укрепления исполнительной власти, поэтому роль Президента в механизме правоприменения чрезвычайно велика.

    Полномочия Президента по управлению в области охраны природы достаточно широки. Он утверждает государственные программы, издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. На сегодняшний день с момента существования института президенства принято более ста указов и постановлений Президента по вопросам охраны природы и рациональному природопользованию.

    В целях совершенствования структуры органов управления охраной окружающей природной среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов Республики Казахстан Президент постановил сформировать на республиканском, областном и районном уровнях единую вертикальную систему органов госуправления и контроля за сохранением и оздоровлением окружающей природной среды, воспроизводством и рациональным использованием природных ресурсов государства.

    Пределы общей компетенции Правительства в области охраны природы и рационального природопользования определены в Конституции Республики Казахстан, в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Конституционного закона, "О Правительстве" от 18 декабря 1995 года.

    Деятельность Правительства связана с определением и решением наиболее важных общих мер и установлением основных направлений в данной области, разработкой и реализацией государственной экологической программы, определением экологических нормативов, лимитов использования природных ресурсов. Содержание этих правомочий составляет сущность государственных экологических мер. Большое значение в регулировании экологических отношений имеют нормативные акты, издаваемые Правительством Республики Казахстан.

    Государственные органы специальной компетенции в соответствии с положениями о них, утвержденными Правительством либо отдельным принятым правительственным актом, специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции.

    По объему и характеру компетенции эти государственные органы подразделяются на три вида: межотраслевые, отраслевые, функциональные .

    Межотраслевые органы выполняют блок природоохранительных задач. К ним относится Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан (МинООС). По выполняемым функциям министерство это имеет ряд особенностей. Первая из них -- комплексное выполнение контрольно-инспекционных функций. Другая особенность заключается в том, что МинООС относится к числу хозяйственных министерств, оно не ведает управлением использования природных ресурсов. Отсюда вытекает третья особенность -- функция государственного экологического контроля находится, как и должно быть, в отрыве от руководства эксплуатацией природных ресурсов.

    Правовой статус министерства складывается из следующих функций: координационной, регулятивной, контрольно-инспекционной, разрешительной, информационной, международной. Координацией охраны природных объектов занимаются специально уполномоченные органы, а также все другие министерства и ведомства, связанные с использованием природных ресурсов и воздействием на природную среду.

    При регулировании природопользования МинООС утверждает нормы и правила использования природных ресурсов, правила ведения хозяйственной деятельности, которая оказывает влияние на окружающую природную среду. Эти нормы и правила имеют обязательное юридическое значение для всех природопользователей, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

    Координация тесно связана с регулятивной функцией, в процессе которой МинООС издает нормативные акты по охране и рациональному использованию природной среды, обязательные для всех природоохранительных органов и природопользователей.

    Контрольно-инспекционная деятельность министерства выполняется непосредственно его аппаратом или через территориальные органы. Сущность этой деятельности состоит в выдаче разрешений на пользование, в государственной экологической экспертизе, руководстве и ведении заповедного дела в республике.

    Разновидностью контрольно-инспекционной функции министерства является разрешительная. В рамках этой функции и в пределах своей компетенции МинООС и его органы выдают разрешения на выбросы, сбросы вредных веществ, их захоронение, пользование растительным и животным миром; определяют нормативы, лимиты, условия природопользования, разрабатывают стандарты, регламентирующие природоохранную деятельность.

    Важное значение, в деятельности министерства, имеет информационная функция. Совместно с другими органами МинООС обеспечивает функционирование экологических информационных систем. МинООС обязано выдавать своевременную и правдивую информацию о состоянии окружающей среды и ее изменениях под воздействием хозяйственной деятельности. Министерству как головному органу комплексной охраны природной среды принадлежит ведущая роль в руководстве охраной природно-заповедного фонда, организации экологического образования и воспитания, развитии международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

    К государственным органам специальной компетенции, осуществляющим отраслевые функции управления в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, относятся также органы государственного управления в сферах земельных отношений, охраны недропользования, водных ресурсов и сельского хозяйства.

    Отраслевое управление в области охраны природы и, прежде всего, использования природных ресурсов строится в основном по признаку его объектов. Права и обязанности органов государства в области управления природными ресурсами определяются законодательными актами, а также положениями, утвержденными Правительством, которые регламентируют их деятельность. В своей деятельности эти органы обязаны придерживаться тех нормативных актов, которые издает МинООС, потому что они обязательны для всех природоохранных органов и природопользователей.

    К функциональным органам относятся Министерство внутренних дел, Таможенный комитет, Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору. Эти органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов. Например, в составе государственных органов экологического управления и контроля особое место принадлежит Министерству внутренних дел, которое обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, силами вневедомственной милиции охраняет природные объекты, ведет борьбу за соблюдение санитарных правил и оказывает содействие в государственной охране окружающей природной среды. Таможенный комитет выполняет природоохранные функции путем принятия мер по борьбе с незаконным вывозом сырья, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также незаконным ввозом товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды.

    Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору в числе других задач, обусловленных его статусом, организует и осуществляет государственный горный надзор за соблюдением правил пользования недр, безопасного ведения работ, предупреждения и устранения их вредного воздействия на население, окружающую среду, народное хозяйство.

    Управление в области охраны природы и использования природных ресурсов на региональных уровнях. Компетенция местных органов государственного управления включает в себя важные вопросы, влияющие на экологическую ситуацию области, района, города. Местные представительные органы Республики Казахстан имеют право утверждать обязательные правила, предусматривающие административную ответственность за их нарушения по охране и содержанию земель, лесов, водных ресурсов, уникальных объектов природы; санитарной очистке территорий, содержанию и защите зеленых насаждений; застройке территории населенных пунктов. Данные правила являются экологическими, и за их нарушение по действующему законодательству предусмотрена административная ответственность. Правила, которые принимают маслихаты, не должны противоречить действующему законодательству.

    Кроме того, применительно к окружающей среде можно обратиться к институту прав потребителей. Все мы потребляем воздух, воду и другие продукты среды. Их качество непосредственно влияет на абсолютные и неотчуждаемые права человека. Специфика данного института (прав потребителей) при соответствующем правовом, экологическом воспитании состоит в том, что в каждом из нас формируется ответственное отношение к среде обитания, условиям проживания. К тому же права потребителя имеют достаточно эффективные способы зашиты (внесудебные и судебные).

    Функции регулирования использования природных ресурсов относятся к специально созданным для этих целей комитетам РК находящихся в разных министерствах: в Министерстве сельского хозяйства (МСХ РК) - Агентство по управлению земельными ресурсами, Комитет по водным ресурсам (Комводресурсы), Комитет лесного, охотничьего, рыбного хозяйства (Комлесохотрыбхоз);

    Комитет геологии, охраны и использования недр Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.

    Агентство по гидрометеорологии и мониторингу природной среды МинООС РК имеет свою специфику: ее основная функция состоит в сборе и передаче информации о состоянии и изменениях в окружающей среде. Другая специфическая особенность Казгидромета в том, что он не имеет карательных функций: то есть не может наказывать отдельных граждан или предприятия и организации за загрязнение природной среды.

    Департамент санитарно-эпидемиологической службы Комитета здравоохранения Республики Казахстан - выполняет ряд эколого-санитарных функций - разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы (СанПиН), ведет надзор за их выполнением, в частности в отношении атмосферного воздуха и воды.

    Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС) - его основная функция состоит в принятии чрезвычайных мер по ликвидации последствий экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, авариями или катастрофами.

    В отношении использования земельных ресурсов следует назвать Агентство по управлению земельными ресурсами. Он осуществляет следующие функции: ведет учет земель, государственный земельный кадастр, регулирует предоставление и изъятие земель, контролирует использование и охрану земель, руководит землеустроительной службой РК и решает иные вопросы.

    Названные министерства и ведомства проводят свою работу через территориальные (административные или бассейновые) подразделения.

    В составе государственных органов экологического управления и контроля особое место принадлежит МВД РК. По Положению о министерстве, другим нормативным документам МВД РК обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспорта, силами вневедомственной охраны охраняет особые природные объекты, ведет борьбу за соблюдением санитарных правил и других требований.

    Многие министерства и ведомства выполняют свои специфические задачи, одновременно решая связанные с ними те или иные вопросы охраны природной среды.

    В Парламенте РК действуют комитеты по природным ресурсам и природопользованию, по экологии и здравохранению.

    Наличие перечисленных выше государственных органов, занимающихся различными вопросами природопользования и охраны окружающей среды, не исключает широкого участия общественности в решении этих проблем. Углубление экологического кризиса, развитие гласности и демократии послужили мощным импульсом развития экологического движения. Практика общественных экологических движений в РК выработала несколько организационных форм:

    • - добровольные общества и союзы,
    • - иные самодеятельные неправительственные организации (НПО), в том числе: клубы, патрули, дружины,
    • - коммерческие и частные организации по оказанию экологических услуг;
    • - зеленое движение: охватывает широкий круг вопросов от охраны природы до возрождения национальных и исторических ценностей

    Экологические организации содействуют решению природоохранительных задач, пропагандируют соответствующие знания, решают вопросы экологического воспитания, образования и контроля. Они вправе обращаться с требованиями о прекращении экологически вредной деятельности и возмещении причиненного вреда в административные органы и суд. Закон обязывает государственные органы оказывать всемерное содействие деятельности экологических организаций и принимать необходимые меры по выполнению их предложений и законных требований.

    Государственное экологическое управление осуществляют различныегосударственные органы, наделенные разной компетенцией ифункционирующиена различных уровнях. Их можно подразделить наорганы общей и специальной компетенции.

    К органам государственнойвласти общей компетенции на федеральном уровне относиться

    Правительство Российской Федерации. Правительство РФ обеспечиваетпроведение единой государственной политики в области охраныокружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организуетдеятельность по охране и рациональному использованию природныхресурсов, регулированию природопользования (ст. 14,18).

    Деятельность органов общей компетенции сопряжена с проблемой разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и природопользование отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст. 5-10 устанавливает общие критерии такого разграничения. Решение данного вопроса осуществляется в рамках заключаемых договоров и соглашений о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

    Государственные органы специальной компетенции в законодательстве определяются как федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Структура указанных органов определена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Функциями по управлению природопользованием, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обладают следующие министерства, службы и агентства:

    · Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 17.01.2015) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"



    Министерство является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по выработке государственной политикии нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования,воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водныеобъекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в областилесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежныхс ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе, в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потреблении, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ей Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

    · Федеральная служба по надзору в сфере природопользование (Росприроднадзор). Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370"

    Росприроднадзорявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничение негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами «за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

    · Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 17.01.2015) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"

    Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных о ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

    · Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов"

    Росводресурсыявляетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции пооказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом всфере водных ресурсов. Росводресурсы организует: территориальноеперераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсовподземных водных объектов; осуществление мер по предотвращениюнегативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношенииводных объектов, находящихся в федеральной собственности ирасположенных на территориях двух и более субъектов РоссийскойФедерации; осуществление мероприятий по охране водоемов, которыеполностью расположены на территориях соответствующих субъектовРоссийской Федерации и использование водных ресурсов которыхосуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, всоответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством

    Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей,предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществлениемер по ликвидации последствий указанных явлений.

    · Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральном агентстве лесного хозяйства"

    Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Рослесхоз осуществляет установление возрастов рубок; рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других категорий; отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и др.

    · Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию"

    Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Роснедра организует: государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами и др.

    · На уровне субъектов существуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, чаще всего это управления вышеперечисленных органов. Систему государственных органов исполнительной власти субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды составляют министерства, комитеты, департаменты в составе правительства субъекта.

    Традиционно федеральные органы исполнительной власти в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности по объему и характеру полномочий подразделяются на три группы:

    ü Комплексные;

    ü Отраслевые;

    ü Функциональные.

    Комплексные выполняют все задачи или блок природоохранных задач:

    1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 17.01.2015) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации";

    2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 20.01.2015) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

    3. Государственная противопожарная служба в структуре МЧС России. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (ред. от 24.12.2014) "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы";

    4. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 17.01.2015) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";

    5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

    Отраслевые органы сосредотачивают внимание на охране отдельных природных объектов:

    1. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Министерства сельского хозяйства. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору";

    2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Министерства экономического развития. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии";

    3. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) Министерства сельского хозяйства. Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральном агентстве по рыболовству";

    4. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Министерства транспорта.Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта".

    Функциональные органы выполняют одну или несколько функций в отношении всех природных ресурсов:

    1. Министерство Внутренних дел РФ (МВД России). Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 20.01.2015) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации";

    2. Пограничная служба Российской Федерации ФСБ РФ. Приказ ФПС РФ от 11.09.2000 N 455 "Об утверждении Положения об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации";

    3. Министерство энергетики РФ (Минэнерго России). Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 (ред. от 27.12.2014) "О Министерстве энергетики Российской Федерации";

    4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 17.01.2015) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";

    В настоящее время система органов государ­ства, осуществляющих функции в сфере приро­допользования и охраны окружающей природ­ной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы ор­ганов государственного экологического управле­ния - органы общей и специальной компетенции.

    К числу первых относятся высшие государст­венные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, со­здании организационных и правовых основ природоохранительной деятель­ности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные ад­министрации), которые выполняют функции государственного регулирова­ния и контроля в области природопользования и охраны окружающей при­родной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

    Органы специальной компетенции - это государственные органы, специ­ально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполня­емых функций и задач.

    К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей сре­ды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государствен­ный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).

    МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные ор­ганы, являются установление лимитов природопользования и предоставле­ние лицензий на пользование природными объектами.

    Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологичес­кой безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуще­ствляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране зако­нодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:



    Осуществлять разработку и реализацию целевых экологических про­грамм;

    Принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей при­родной среды;

    Организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу;

    Осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;

    Согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов;

    Проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды;

    Проводить обязательную сертификацию на соответствие экологичес­ким требованиям;

    Ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осу­ществляемую с нарушением экологических норм и правил;

    Рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;



    Предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологи­ческими правонарушениями.

    Другая группа органов государственного экологического управления осу­ществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хо­зяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохра­нения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

    В число органов специальной компетенции входят также некоторые орга­ны, которые выполняют лишь отдельные функции в сфере экологического уп­равления.