Прием на работу осужденного к исправительным работам. Исправительные работы как вид уголовного наказания Принимаем на работу по направлению уии

04.06.2020 Кредиты

М.Г. Мошкович, юрист

Работа как наказание

Трудовые нюансы исправительных работ

Словосочетание «исправительные работы» невольно вызывает ассоциации с каторжным трудом где-нибудь в Сибири. Тогда как суть этого вида уголовного наказания состоит всего лишь в ежемесячных удержаниях из зарплаты в доход государства на срок не более 2 летч. 2 ст. 50 УК РФ . Если гражданин на момент осуждения трудится у вас, то его рабочее место и будет местом отбывания наказания.

Вам придет извещение от уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) по установленной форм е (далее - Инструкция); приложение № 31 к ней , с приложением копии приговора. Дата получения такого извещения работодателем является датой начала отбывания срока исправительных рабо тч. 2 ст. 42 УИК РФ ; п. 82 Инструкции . Так что даже если вы в курсе вынесенного работнику приговора, до получения этой бумаги делать ничего не нужно. Главное - вовремя отслеживать корреспонденцию, особенно когда она приходит на адрес, отличный от фактического.

Отношения организации и работника

С одной стороны, осужденный сотрудник ничем не отличается от остальных. Он работает так же, как и прежде, а вы ставите ему в табеле те же коды, что и обычному работнику. С другой стороны, есть некоторые особенности.

Предоставление отпусков

Если в период исправительных работ сотрудник собрался в ежегодный основной оплачиваемый отпуск, то такой отпуск полагается ему в сокращенном размере - 18 рабочих дней, в отличие от обычных 28 календарных. Видимо, чтобы быстрее исправился. При этом вы должны согласовать предоставление отпуска с уголовно-исполнительной инспекцие йч. 6 ст. 40 УИК РФ . Адрес и реквизиты УИИ вы узнаете из извещения, присланного инспекцие йп. 73 Инструкции, утв. Приказом Минюста от 20.05.2009 № 142 (далее - Инструкция); приложение № 31 к ней .

Подробнее о методах пересчета рабочих дней отпуска в календарные написано: 2010, № 6, с. 53

Как именно согласовывать предоставление отпуска с УИИ - закон не определяет. Поэтому просто проинформируйте инспекцию письменно о том, что собираетесь предоставить работнику очередной отпуск в такой-то период, и получите ответное письмо об отсутствии возражений. Сделать это нужно до того, как работник уйдет в отпуск. Лучше - сразу после утверждения графика отпусков, а также после его изменения (если даты отпуска осужденного работника были перенесены).

При оформлении отпуска продолжительностью 18 рабочих дней рабочие дни следует пересчитывать в календарные по календарю шестидневной рабочей недели.

Важно понимать, что осуждение работника к исправительным работам не лишает его права на обычный 28-днев -ный отпуск, а просто ограничивает количество дней, которые могут быть ему предоставлены в период наказания. Это нам подтвердили и в Роструде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ По общему правилу ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам в количестве 28 календарных дней. Вместе с тем в период отбывания исправительных работ такой отпуск может быть предоставлен осужденному только в количестве 18 рабочих дней. При этом работник не теряет права на не использованные в связи с отбыванием исправительных работ дни. Они могут быть предоставлены ему по окончании периода исправительных работ либо учтены при выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнени и” .

Исправительные работы назначаются на срок не более 2 летп. 2 ст. 50 УК РФ . Следовательно, по окончании срока отбытия наказания (о чем вас проинформирует УИИ сообщением по установленной форм еп. 95 Инструкции ; приложение № 35 к ней ) работнику можно будет предоставить оставшуюся часть отпуска. Таким образом, вы действуете так, как если бы это был обычный работник, который по своему желанию оформлял отпуск не полностью, а частично.

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ

Время, в течение которого осужденный не работал, в том числе в связи с нахождением в отпуске, в срок отбывания исправительных работ не засчитываетс яч. 3 ст. 42 УИК РФ .

Другие виды отпусков предоставляются осужденным на общих основаниях. Так, не нужно согласовывать с инспекцией:

  • дополнительные ежегодные отпуска - за работу во вредных условиях труда, стаж работы, ненормированный рабочий день и т. д.;
  • учебный отпуск;
  • отпуск без сохранения заработной платы;
  • отпуск по беременности и родам;
  • отпуск по уходу за ребенком.

Период исправительных работ из отпускного стажа не исключаетс яст. 121 ТК РФ .

Нетрудоспособность

Осужденные вправе брать больничный, а также оформлять отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком на общих основания хч. 6 ст. 40 УИК РФ ; статьи 255, 256 ТК РФ . Ставить УИИ в известность об этом не нужно - все будет видно из представленных вами расчетных сведений (см. )п. 67 Инструкции .

Важный момент - при расчете среднего заработка, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, вы берете выплаты работнику в полной сумме, то есть удержания по приговору суда не учитываютс яч. 5 ст. 44 УИК РФ ; п. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ .

Перевод на другую работу

Переводить «исправляющегося» работника на другую работу можно при условии предварительного уведомления УИИ об этомч. 1 ст. 43 УИК РФ . Как видим, о получении согласия тут речи не идет, достаточно просто отправить письмо. Представляется, что информировать лучше о любых переводах - как постоянных, так и временных.

Слово «предварительно» предполагает, что сообщать в УИИ нужно заранее. Но это не всегда возможно. К примеру, трудовое законодательство разрешает временный перевод работника (на срок до 1 месяца) на другую работу в случае производственной аварии, несчастного случая, простоя и т. д.ст. 72.2 ТК РФ Такой перевод оформляется в срочном порядке. Поэтому в подобной ситуации придется отправить уведомление в УИИ и издать приказ о переводе в один и тот же день - другого выхода нет. К тому же конкретных сроков для информирования все равно нет, что нам и подтвердили в Федеральной службе исполнения наказаний.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Пресс-бюро ФСИН России

“ Сроки направления в УИИ предварительного уведомления работодателя о переводе осужденного работника на другую должность нормативно не установлен ы” .

Поощрения и взыскания

Сообщать в УИИ также нужно в случая хч. 1 ст. 43 УИК РФ :

  • поощрения работника (премирования, выдачи грамоты и т. п.ст. 191 ТК РФ );
  • наказания работника (например, вынесения замечания или выговор астатьи 189 , 192 ТК РФ ).

Дисциплинарным наказанием может быть и увольнение работника, но об этом мы расскажем ниже;

  • уклонения работника от отбывания наказания (прогула или появления на работе в состоянии алкогольного или иного опьянени яподп. «г» ч. 1 , ч. 3 ст. 46 УИК РФ ).

Какой-либо специальной формы для этого не установлено, просто направьте письмо в УИИ за подписью руководителя.

Увольнение

Увольнение осужденного работника в принципе допускается по любому основанию. Но согласование этого вопроса с УИИ происходит по-разному в зависимости от причины прекращения трудовых отношений:

  • <если> работника увольняют по инициативе работодателя (например, за прогул) или по любому другому основанию, кроме собственного желания, от работодателя требуется только одно - письменное предварительное уведомление УИИ о предстоящем увольнени ич. 1 ст. 43 УИК РФ . По возможности сообщите в инспекцию пораньше, хотя сроков и тут нет;
  • <если> работник хочет уволиться по собственному желанию, то ему необходимо вначале получить в УИИ письменное разрешение по установленной форм еприложение № 33 к Инструкции . Без этого разрешения увольняться он не вправ еп. 3 ст. 40 УИК РФ .

Формально разрешение требуется самому работнику, а не организаци иАпелляционное определение Белгородского облсуда от 18.02.2014 № 33-650/2014 . Однако в Роструде считают, что организация не может уволить осужденного работника без такого разрешения.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Как следует из формы, утвержденной приложением № 33 к Инструкци иутв. Приказом Минюста от 20.05.2009 № 142 , копия разрешения (отказа) УИИ на увольнение осужденного к исправительным работам по собственному желанию направляется в отдел кадров организации, где он работает. Следовательно, работодатель вправе издать приказ об увольнении только после получения копии такого разрешения УИИ” .

Роструд

Аналогичного мнения придерживается и ФСИН.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Увольнение осужденного по собственному желанию без письменного разрешения УИИ будет являться нарушением организацией положений ч. 1 ст. 43 УИК РФ, что влечет ответственность в соответствии с законодательством РФч. 2 ст. 43 УИК РФ ” .

Пресс-бюро ФСИН России

При этом с точки зрения ТК оснований для отказа работнику в увольнении по собственному желанию у работодателя нет. Формально вы не вправе задержать работника больше чем на 2 недел ист. 80 ТК РФ .

Как быть, если работник требует расчета, а копии разрешения УИИ у вас нет? Для начала спросите работника, возможно, он просто забыл, что его надо получать. Если же он не хочет этого делать, сообщите в УИИ, пусть они убеждают своего подопечного. Ведь увольнение по собственному желанию без разрешения - это нарушение условий отбывания наказания, за что осужденного могут наказат ьст. 46 УИК РФ .

По окончании периода исправительных работ нормативный акт требует внести запись в трудовую книжку о невключении этого периода в непрерывный трудовой стаж. На наш взгляд, такое требование противоречит федеральному законодательству, поскольку действующий УИК РФ вопросы исчисления трудового стажа граждан, отбывающих наказание в виде исправительных работ, не регулирует. В других действующих сегодня федеральных законах требования об исключении периода отбывания исправительных работ из непрерывного стажа тоже нет.

Норма п. 2.19 старой Инструкции о порядке ведения трудовых книже кутв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.74 № 162 (утратила силу с 30.11.2003) об исключении времени отбывания наказания в виде исправительных работ из непрерывного трудового стажа базировалась на аналогичной норме ст. 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР (утратил силу с 01.07.97).

Да и само понятие непрерывного стажа, как мы знаем, уже давно устарело. В настоящее время он влияет только на предоставление отдельных льгот, к примеру на продолжительность основного отпуска у спасателе йп. 5 ст. 28 Закона от 22.08.95 № 151-ФЗ , предоставление «северных» льгот и компенсаци йп. 32 Инструкции, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2 . Для пенсии и больничного имеет значение страховой стаж - при его подсчете исправительные работы учитываются как обычный период работ ып. 1 ст. 11 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ ; п. 1 ст. 16 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ . Тем не менее представитель Роструда, к которому мы обратились за разъяснениями, настаивает на необходимости внесения такой записи.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В трудовую книжку работника, отбывшего наказание в виде исправительных работ, необходимо внести запись о невключении периода исправительных работ в непрерывный трудовой стаж, поскольку это требование нормативного правового акта, содержащего нормы трудового прав ап. 22 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225 ” .

Роструд

Запись вносится на основании приказа, который должен издать работодател ьп. 3.3 Инструкции, утв. Постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69 . Что же писать в таком приказе?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ По окончании срока исправительных работ работодатель издает приказ об исключении периода отбывания исправительных работ из непрерывного трудового стажа сотрудника и о поручении работнику, ответственному за ведение трудовых книжек, внести такую запись в трудовую книжку.

Приказ издается в произвольной форме, основание приказа - приговор суда” .

Роструд

Приведем образец заполнения трудовой книжки.

Отметим, что учет непрерывного стажа может быть предусмотрен коллективным договором или локальным нормативным актом для внутренних целей организации - к примеру, для предоставления дополнительных отпусков, доплат и премий. Может ли организация решить в таком случае сама, исключать период исправительных работ или нет? В Роструде считают, что нет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Локальные нормативные акты, принимаемые работодателями, должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным актам, содержащим нормы трудового прав аст. 8 ТК РФ . Исключение периода исправительных работ из непрерывного трудового стажа предусмотрено Правилами ведения и хранения трудовых книже кутв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 № 225 . Таким образом, если работодатель локальным нормативным актом устанавливает какие-либо льготы за непрерывный трудовой стаж, предусмотреть включение в него периода исправительных работ он не вправ е” .

Роструд

Если в вашей организации от непрерывного стажа что-то зависит, то отразите исключение периода исправительных работ в пункте 8 личной карточки работника (унифицированная форма № Т-2).

Отношения организации и УИИ

Как вы уже поняли, назначение исправительных работ вашему работнику вовлекает вас во взаимоотношения с УИИ. В связи с чем эта инспекция будет заглядывать к вам с проверками.

Периодичность проверок зависит от срока исправительных работ, установленных приговоро мп. 88 Инструкции :

  • <если> срок меньше 6 месяцев - один раз в течение этого срока;
  • <если> срок больше - не реже одного раза в 6 месяцев.

Работники УИИ будут проверять правильность удержаний и достоверность переданной вами информации (причины отсутствия на работе, продолжительность отпуска и т. д.п. 89 Инструкции ). К проверке могут привлечь и налоговико вч. 1 ст. 44 УИК РФ .

ВНИМАНИЕ

Уголовно-исполнительная инспекция - это единственный орган, с которым вы общаетесь в связи с осуждением вашего сотрудника к исправительным работам. Писать запросы в суд или отправлять туда какую-либо информацию не требуется.

Отметим, что у вас есть и такие малопонятные обязанности, как проведение воспитательной работы с осужденным и контроль за его поведением на производств еч. 1 ст. 43 УИК РФ ; п. 89 Инструкции . Для этого можно ежемесячно составлять служебные записки. Пишите в них, например, что работник добросовестно исполняет свои трудовые обязанности, соблюдает дисциплину, участвует в общественной жизни и т. п. При необходимости предъявите эти документы инспекции.

По результатам проверки УИИ составляет акт. В случае обнаружения серьезных нарушений со стороны организации материалы могут быть направлены в прокуратур уп. 92 Инструкции . Неудержание процентов (о которых мы расскажем на ), а также невыполнение других обязанностей перед УИИ (о которых мы рассказали выше) может рассматриваться как неисполнение приговора суда. За злостные нарушения директора организации могут привлечь к уголовной ответственности и наказат ьч. 2 ст. 43 УИК РФ ; ст. 315 УК РФ :

  • <или> штрафом до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты за период до 18 месяцев;
  • <или> лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
  • <или> обязательными работами на срок до 480 часов;
  • <или> принудительными работами на срок до 2 лет;
  • <или> арестом на срок до 6 месяцев;
  • <или> лишением свободы на срок до 2 лет.

Понятие «злостность» в законе не расшифровано, но обычно под ним понимается неоднократность нарушения, игнорирование письменных предупреждений УИИ и т. п. Разовые ошибки вряд ли повлекут столь серьезные последствия. Тем не менее лучше их не допускать.

Для работодателя-ИП ответственности нет.

По закону отбытие исправительных работ возможно только по основному месту работы, то есть там, где лежит трудовая книжка. Если осужденный работает у вас неполный рабочий день - это не проблема. А вот если он числится совместителем, то отбывать исправительные работы он у вас не может, даже если другой основной работы у него нет. По закону УИИ должна в таком случае направить гражданина на работу в одну из организаций в районе места его жительства, включенных органом местной власти в специальный перечен ьч. 1 ст. 39 УИК РФ ; ч. 1 ст. 50 УК РФ .

Но если ваше руководство хочет оставить этого работника у себя, выход есть. Нужно перевести его на основную работу до того, как его поставят на учет в УИИ (это происходит после вступления приговора в законную силу, когда инспекция получит документы из судапп. 7 , 16 Инструкции ). В таком случае инспекция согласует с властями вопрос о том, чтобы работник отбывал наказание у вас

Трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере трудовой деятельности. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ является основополагающим нормативным актом в этой сфере и основным источником российского трудового права. Нормы ТК РФ, касающиеся запрещения дискриминации в сфере труда, запрещения принудительного труда, социального партнерства в сфере трудовых отношений, трудового договора, времени труда и времени отдыха, ответственности работника и работодателя, и подобные являются обязательными для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В Трудовом кодексе Российской Федерации содержится легальное определение трудовых отношений. Согласно ст. 15 ТК РФ это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовые отношения возникают на основе соглашения между работником и работодателем, то есть на основе трудового договора.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работниками считаются все лица наемного труда, а также работающие участники акционерных обществ, товариществ, производственных кооперативов.

Работающий собственник предприятия может быть и его работником.

Работодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо (любой гражданин вправе заключить трудовой договор с няней, домработницей и т.д.). Индивидуальные предприниматели после достижения 16 лет полностью дееспособны и выступают в качестве работодателей на равных правах с юридическими лицами.

Нормы трудового законодательства распространяются на всех работников и работодателей, заключивших трудовой договор. Они должны применяться всеми работодателями (и юридическими, и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

На дистанционных работников также распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом установленных особенностей.

Все работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства.

Трудовое законодательство не распространяется на следующих лиц (если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

  • военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • членов советов директоров и наблюдательных советов (за исключением лиц, заключивших с организацией трудовой договор);
  • лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера. Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ или другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • других лиц, если это установлено федеральным законом.

Отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются нормами трудового законодательства в той части, которая не урегулирована специальным законом.

Трудовой договор является центральным институтом трудового права. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).

В определении заложены признаки, позволяющие отграничить трудовой договор от гражданско-правового договора, связанного с трудом (подряда, авторского, возмездного оказания услуг). По трудовому договору работник выполняет трудовую функцию, то есть работает по конкретной специальности, квалификации, должности, а по гражданско-правовому договору, связанному с трудом, трудящийся (исполнитель, подрядчик) выполняет индивидуальное задание, при котором оговаривается конечный результат труда (построить дом, написать книгу). Трудовой договор имеет личный характер в силу того, что выполнение трудовой функции возможно только лично работником, поскольку трудовой способностью может распорядиться ее обладатель. В процессе выполнения трудовой функции работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. В случае нарушения правил работодатель может применить к нему дисциплинарное взыскание. В гражданско-правовых договорах в случае невыполнения условий наступает гражданско-правовая ответственность. В трудовом договоре обязанность обеспечивать необходимые условия труда лежит на работодателе. В гражданско-правовых договорах подрядчик либо исполнитель организует работу сам, выполняет ее на свой риск. Существует специфика вознаграждения за труд. Так, в трудовом договоре оно выплачивается в форме заработной платы по заранее определенным нормам и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Являясь центральным институтом трудового права, трудовой договор объединяет нормы права, регламентирующие порядок возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения, т.е. прием на работу, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод и увольнение работников.

Последние статьи:

Согласно предложенному Минюстом проекту поправок в Закон о занятости самозанятые - это физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность по оказанию услуг другим физлицам, направленную на систематическое получение прибыли, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору.

Многие хоть раз слышали (хочется думать, что не в свой адрес) сакраментальную фразу о том, что, мол, если еще раз, то прощаемся. Многие произносили ее сами. Между тем простая, казалось бы, процедура увольнения сотрудника, пусть даже и провинившегося, изобилует различными тонкостями и подвохами. Так что вершитель судеб (работодатель) завтра может оказаться в роли оправдывающегося, а его "жертва" - в роли охотника. Разберем несколько сложных моментов.

С точки зрения социального аспекта такая форма работы, как самозанятый, фрилансер, в последние годы приобрела широкое распространение на практике, хоть и законодательством, понятно, не регулировалась. Однако такая форма не является традиционной для нашего государства. С советских времен люди привыкли работать на предприятиях, в коллективе, состоять в профсоюзе, принадлежать к определенной группе.

Сельское хозяйство обычно ассоциируется с золотыми полями и сытыми коровами на зеленых лугах. При этом редко кто задумывается о том, насколько агросектор может быть опасен для работы: тяжелый физический труд, "опасная" техника и т.п. нередко приводят к профессиональным заболеваниям и несчастным случаям на производстве. И зачастую причиной является халатность работодателя. Анализ судебных споров показывает, что наиболее часто причиной обращения в суд на предприятиях агросектора становится получение травмы, по примерным оценкам автора, до 60% споров связано именно с этим.

Перевод сотрудника в другой регион возможен только при наличии его письменного согласия. По-другому в рамках правового поля действовать не получится. Можно, конечно, задействовать административный ресурс и устроить строптивому работнику, отказавшемуся переезжать на новое место работы, "веселую трудовую жизнь". Но это уже будет совсем другая история.

Нередко возникают ситуации, когда организация принимает решение принять на работу осужденного человека. У бухгалтера нередко могут возникнуть сомнения относительно порядка приема работника и пакета необходимых документов. Физическое лицо может быть приговорено к разного рода работам, среди которых различают обязательные, исправительные и принудительные. В статье расскажем про прием на работу осужденных, рассмотрим разные ситуации.

Порядок приема осужденного сотрудника

Порядок приема осужденных сотрудников отличается от любого другого приема пакетом документов, а также процедурой оформления, которая основана на положениях трудового законодательства нашей страны и определяет заключение трудового договора и подписание приказа, а также необходимость сделать в трудовой книжке работника соответствующую запись о приеме.

Уголовно-исполнительная инспекция вправе самостоятельно определить, в какой структуре осужденный гражданин будет отрабатывать свое наказание: государственной или коммерческой. Если принято решение направить работника в негосударственную компанию, в общем случае, порядок принятия в организацию осужденного сотрудника включает в себя несколько этапов:

  • Инспекция информирует гражданина о том, что свое наказание он будет отрабатывать в организации, в связи с чем, физическому лицу следует явиться в компанию.
  • Осужденный сотрудник, взяв с собой предписание, должен явиться в выбранную инспекцией компанию и передать руководителю этот документ.
  • Компания рассматривает предложение и принимает решение о приеме на работу осужденного сотрудника.

На этом пункте хотелось бы остановиться подробнее. Организация имеет право отказать в приеме на работу осужденному сотруднику, но только в том случае, если причина отказа веская и логически обоснованная. Трудовое право устанавливает ответственность за беспочвенные отказы в трудоустройстве.

Важно! Если уголовной исполнительной службой получен отказ, она вправе передать документы в прокуратуру для детальной проверки.

  • Бухгалтер компании заполняет отрывной талон и отправляет его в уголовно-исполнительную инспекцию.
  • В случае если решение о приеме осужденного сотрудника в организацию положительное, то инспекция передает в компанию документы, характеризующие решение суда. К ним относятся решения, постановление суда и иные аналогичные документы с указанием продолжительности работ.
  • Бухгалтерия производит оформление работника в штат в соответствие с нормами права и заполняет отрывной талон для инспекции, в котором прописывает должность, а также номер и дату приказа о приеме на работу.

Начисление и выдача заработной платы производится в порядке, действующем для иных категорий граждан. Читайте также статью: → « ». Тем не менее, правом предусмотрено перечисление части денежного вознаграждения за труд в государственную казну в размере от 5 до 20 процентов.

Особенности приема к обязательным работам

Одной из разновидностей исправительного наказания отечественных граждан являются обязательные работы. Обязательные работы могут быть назначены тем физическим лицам, которые нанесли вред чужому имуществу или здоровью третьих лиц. В большинстве случаев к такому наказанию могут приговорить:

  • За отказ в погашении штрафов;
  • Негативное воздействие на окружающую среду;
  • Нарушение порядка поведения при массовом скоплении людей или при проведении массовых мероприятий;
  • Блокировка движения разных видов транспорта.

Тем не менее, не каждому человеку может быть вменено такое наказание. К категории лиц, не подлежащих обязательным работам, относятся:

  • Инвалиды первой группы;
  • Беременные женщины;
  • Женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет;
  • Не трудоустроенные официально лица.

Обязательные работы характеризуются выполнением общественно-полезной работы абсолютно бесплатно в соответствие с уголовным правом. Работа эта должна выполняется в свободное время осужденного. Однако в том случае, если такой работник уклоняется от выполнения обязательных работ, суд может рассмотреть возможность замены меры наказания на более суровые, такие как принудительные работы или лишение свободы.

Особенности приема осужденных до 18 лет

Основным фактором, отличающим прием сотрудников младше 18 лет, является ограничение по срокам отработки. Общий период принуждения к труду (обязательному, исправительному или принудительному) не может быть более 160 часов. Помимо этого закон строго регулирует ежедневный норматив выполнения осужденным трудовых обязанностей. Читайте также статью: → « ». Для каждой возрастной группы предусмотрен разный предельный промежуток времени ежедневно для выполнения вмененных обязанностей.

  1. Для подростков в возрасте от 14 до 15 – до двух часов в день;
  2. Для подростков в возрасте от 15 до 16 – до трех часов в день;
  3. Для подростков от 16 лет и старше – до четырех часов ежедневно.

Перевод осужденных на другую должность

Если компания принимает решение о переводе на другую должность сотрудника, выполняющего обязательные или исправительные работы, она непременно должна уведомить об этом инспекцию. Получение какого-либо согласия со стороны государственных органов не требуется, достаточно простого информирования. Что касается сроков передачи этой информации, то четко этот вопрос не рассматривается.

Соответственно, если перевод производился не спонтанно, а аргументировано, уведомить органы необходимо заранее. В некоторых случаях это невозможно в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств. Тогда бухгалтерия должна отправить сообщение в инспекцию и создать приказ о переводе от одной даты.

Досрочное прекращение исправительных работ

Самостоятельно принять решение об увольнении осужденный не может. Для этих целей необходимо получить разрешение инспекции, осуществляющей надзорную деятельность за гражданином. Решение этого государственного органа должно быть передано в компанию в письменном виде.

Если срок выполнения исправительных работ подошел к концу на основе вынесенного решения суда, надзорная инспекция должна отправить информационное письмо о прекращении удержаний в пользу государства части заработной платы работника.

На практике может возникнуть ситуация, когда период, установленный судом для выполнения работ, прекращается досрочно. В этом случае, государственный орган уведомляет компанию об этом не позднее, чем на следующий рабочий день после получения такой информации. Это событие обязательно должно быть отражено в трудовой книжке работника.

Бухгалтер при этом должен сделать в ней запись о том, что период выполнения работ не может быть включен в непрерывный трудовой стаж работника.

Отчисления из заработной платы

Закон требует, чтобы при назначении виновным гражданам исправительных или обязательных работ, из полученного ими дохода было произведено удержание части средств в пользу государства. В расчет принимаются все полученные работником доходы за исполнение ими трудовых обязанностей, включая оклад, премии и иные выплаты. При этом не учитываются доходы осужденного, относящиеся к категории социальных пособий, такие как пенсии, например.

Удержания денежных средств в пользу государства производятся только в том случае, если речь идет об исправительных или принудительных работах. Это связано с тем, что при наказании в виде обязательных работ не производится выплата заработной платы. Таким образом, в связи с отсутствием источника средств, невозможно и удержание.

Что же касается исправительных и принудительных работ, то отчисления в государственный бюджет производятся в фактически установленной решением суда сумме, но в пределах от 5 до 20 процентов от заработка.

Отпуск при исправительных работах

Несмотря на то, что исправительные работы являются разновидностью мер воздействия на нерадивых граждан, осужденным к таким видам работ физическим лицам трудовое право предоставляет право на ежегодный отпуск. Длительность такого времени отдыха составляет не более восемнадцати рабочих дней и может быть предоставлена сотруднику при согласовании с уголовно-исполнительной инспекцией. Все остальные виды отпусков, определенных трудовым кодексом, должны быть оформлены работнику в общем порядке.

Непосредственно в день расчета с сотрудниками по заработной плате бухгалтерская служба компании, в которой отрабатывает приговор суда осужденный, должна произвести перевод денежных средств на счет уголовно-исполнительной инспекции. В том случае, когда организацией не было произведено перечисление средств в бюджет, инспекция вправе:

  1. Подать документы в судебные инстанции о взыскании долга;
  2. В нотариальные органы, обращение в которые позволит УИИ взыскать сумму не перечисленную в казну.

Прекращение срока выполнения исполнительных работ, как в установленное время, так и досрочно, предполагает возмещение гражданину всех излишне удержанных из его доходов сумм. Читайте также статью: → « ». Для этого инспекция анализирует полученные ей средства и производит перечисление средств со своего счета на счет компании. В зависимости от того, работает ли физическое лицо в компании или нет, передать денежные средства можно либо лично, либо воспользовавшись услугами почты.

На какой срок принимаются осужденные

Срок приема зависит вне сомнения от решения суда и от категории выполняемых осужденным работ:

п/п Вид наказания для осужденного Продолжительность
1 Обязательные работы Предусматриваются период выполнения работ от 60 до 480 часов
2 Исправительные работы Могут быть назначены продолжительностью от двух месяцев до двух лет
3 Принудительные работы Предусматриваются на срок от 2 месяцев до 5 лет

Ответственность работодателя при приеме осужденного сотрудника

Прием на работу осужденного сотрудника требует от работодателя ответственного отношения. На компанию в этом случае возлагаются такие обязанности, как:

  • Своевременное и достоверное перечисление средств сотрудника, направленных на пополнение государственной казны;
  • Сотрудничество с инспекцией в области перевоспитания осужденного сотрудника;
  • Информирование инспекции обо всех важных событиях, касающихся трудовой деятельности осужденного.

Если работодатель или ответственный сотрудник компании не исполняют добросовестно свои обязанности в области контроля над осужденным и прочее, законом предусмотрено суровое наказание для должностных лиц и финансовых ресурсов организации.

п/п Вид воздействия на компанию
1 Штраф в пределах 200000 рублей;
2 Лишение возможности занимать определенные должности или вести определенные виды деятельности в течение пяти лет;
3 Обязательные работы продолжительностью до 248 часов;
4 Принудительные работы продолжительностью до двух лет;
5 Арест на полгода;
6 Лишение свободы в период до двух лет.

Рейтинг самых задаваемых вопросов

Вопрос №1. Проводятся ли проверки организаций, принявших на работу осужденных сотрудников?

Да, проводятся. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль над соблюдением правовых норм компаниями и организовывает проверки один раз в полгода.

Вопрос №2. Можно ли уменьшить величину перечисления в бюджет части заработной платы?

Такое возможно в том случае, если осужденный обратится в суд и сообщит о сложном материальном положении.

Вопрос №3. Может ли осужденный на исправительные работы оформить больничный лист?

Да, может. Такой работник имеет право на такие же пособия, что и иные граждане.

Вопрос №4. С какой даты ведется отсчет отбывания наказания осужденного сотрудника?

Если сотрудник имеет основное место работы, началом выполнения работ является время получения из инспекции документов. Если же осужденный официально не трудоустроен, датой отсчета будет выход на работу.

Вопрос №5. Можно ли отказать в приеме осужденного сотрудника?

Возможно, но лишь опираясь на профессиональные качества. Иначе компания может стать участником разбирательств в суде.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

    Р.Ф. ГАЛИЕВА

    На современном этапе развития правового государства заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказаний. Одним из таких видов наказаний являются исправительные работы. Статьей 50 УК определено, что исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и назначаются осужденному, не имеющему основного места работы.
    Определяя наличие основного места работы, исходят из положений Трудового кодекса РФ. В силу ст. 16 ТК трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Согласно ст. 66 ТК работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае когда работа у данного работодателя является для работника основной. Следовательно, для констатации места основной работы требуется трудовой договор и факт установления местонахождения трудовой книжки. Для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, местом работы принято считать место их регистрации. Выполнение работ по совместительству либо по гражданско-правовому договору не препятствует применению исправительных работ.
    Данный вид уголовного наказания является довольно распространенным и традиционным для отечественного уголовного права, хотя на протяжении истории его отдельные элементы, да и название неоднократно менялись. В дореволюционной России широко практиковались принудительные (каторжные) работы без изоляции осужденного от общества со ссылкой либо высылкой. Уголовное законодательство первых лет советской власти содержало: 1) ссылку, соединенную с принудительными работами; и 2) исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного. В последующем УК РСФСР 1960 г. в качестве самостоятельного вида наказания закрепил исправительные работы без лишения свободы, отбываемые по месту прежней работы осужденного либо в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, но в районе места жительства осужденного.
    УК РФ 1996 г. первоначально предусматривал, что исправительные работы отбываются осужденным по его основному месту работы. Но в 2003 г. данный вид наказания был отменен. Вместо него ввели исправительные работы в районе жительства осужденного на местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В результате законодательная реформа ущемила права лиц, имеющих постоянное рабочее место, превратив исправительные работы в наказание для безработных осужденных, а это, как правило, лица, утратившие навыки работы, зачастую без определенного места жительства. Но ведь даже советская власть с ее жестким плановым ведением народного хозяйства не смогла организовать надлежащее исполнение ими наказания. Сегодня в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, согласно которому предлагается ввести в УК ст. 50.1, позволяющую применить новый вид наказания, - исправительные работы в местах, определяемых органами исполнения наказания, а также расширить применение ст. 50 УК за счет распространения ее действия на лиц, как имеющих, так и не имеющих основного места работы.
    Практика показывает, что нарушение порядка и условий отбывания данного наказания работающими не очень велико. Это означает, что вынесение судами наказания к такого рода правонарушителям предпочтительнее, чем не имеющим постоянного места работы.
    Подыскание органами местного самоуправления свободных мест для осужденных и сейчас непросто, учитывая, что эти же органы обязаны изыскивать дополнительные рабочие места еще и для лиц, осужденных к обязательным работам. Налицо конкуренция исполнения двух альтернативных сходных видов наказания. Кроме того, даже при возможности предоставления такой работы - она будет низкооплачиваемой.
    Поскольку отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, то данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособному гражданину. Срок наказания у взрослых и несовершеннолетних лиц различен: у первых он составляет от двух месяцев до двух лет, у подростков - до одного года (ст. 88 УК).
    Исправительные работы отбываются в районе места жительства осужденного. Если им является муниципальное образование без районного деления (сельские поселения, небольшие города), то выполнять исправительные работы осужденный будет на территории данного муниципального образования. Когда речь идет о муниципальных образованиях с районным делением, местом исправительных работ может быть организация, являющаяся юридическим лицом, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность в том районе города, где проживает осужденный. К сожалению, законодатель не уточняет, речь идет о работодателях, зарегистрированных в налоговых инспекциях соответствующих районов либо фактически осуществляющих деятельность на этих территориях, поскольку зачастую место их регистрации не совпадает с местом фактического нахождения. На практике применяют оба варианта.
    Для организации отбывания наказания в виде исправительных работ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, куда включают списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым могут быть направлены осужденные для заключения трудовых договоров. Наряду с этим в них содержится указание, что осужденные могут направляться к любым другим работодателям или искать работу через службу занятости и самостоятельно. Так, Постановлением главы Екатеринбурга от 08.10.2009 N 4464 "Об утверждении Перечней объектов для выполнения осужденными исправительных и обязательных работ и делегировании администрациям районов города Екатеринбурга некоторых полномочий", как и в Постановлении главы городского округа Богданович от 05.02.2007 N 135 "Об исполнении наказания в виде обязательных, исправительных работ на территории городского округа Богданович", в данный Перечень включены не только муниципальные и государственные организации, но и организации с частной формой собственности (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью).
    Перечень предприятий для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, утвержденный Постановлением главы муниципального образования г. Алапаевск от 10.10.2006 N 1140, содержит список из 15 конкретных организаций, зарегистрированных в форме различных обществ, 10 муниципальных предприятий и органов управления, городского учреждения "Центр занятости населения" с указанием их адресов. Правда, пункт "индивидуальные предприниматели" не поименован, в связи с чем явка к ним осужденного может стать для них неожиданностью.
    Напротив, в Постановлении администрации г. Нижнего Тагила Свердловской области от 13.04.2009 N 441 "Об утверждении Перечней обязательных работ, объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ и мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории города Нижнего Тагила", как и в Постановлении главы муниципального образования г. Сухой Лог от 30.01.2004 N 156-ПГ "Об определении мест отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы", упомянуты индивидуальные предприниматели, к которым могут направляться лица для выполнения исправительных работ.
    В Постановлении главы городского округа Заречный от 04.10.2006 N 756-П "Об исполнении наказания в виде исправительных работ на территории округа Заречный" не только содержится конкретный перечень организаций, которые могут являться местом отбытия наказания, но и предоставляется возможность для самостоятельного трудоустройства лицам на предприятиях, не включенных в утвержденный Перечень, по заявлению осужденных, подтвержденному разрешением администрации городского округа Заречный по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
    Таким образом, место отбывания наказания может быть у любого работодателя - физического лица и юридического лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 11 ТК). На каждого из них распространяются конституционные гарантии и положения трудового законодательства.
    Указанные нормативные акты принимаются органами местного самоуправления согласно ст. 39 УИК. Полномочие издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, предусмотрено ст. 5 ТК. Оно оспариванию не подлежит. Другой вопрос: а должны ли органы местного самоуправления заниматься вопросами исполнения данных наказаний, относится ли к их компетенции и функциональным обязанностям осуществление соответствующей государственной уголовно-исполнительной деятельности? Думается, нет.
    Но назрела необходимость в законодательном порядке закрепить квотирование рабочих мест для осужденных к исправительным работам, предусмотреть систему льгот в целях обеспечения заинтересованности работодателей в приеме на работу данной категории лиц. Соответственно внести дополнение в ст. 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", включив в перечень лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, осужденных к исправительным работам.
    К сожалению, даже работодатели, включенные в перечень решением органов местной власти, отказывают в приеме на работу, а органы местного самоуправления порой не во всех случаях согласуют с самими работодателями включение их в соответствующий документ. Уголовно-исполнительные инспекции далеко не всегда предварительно согласуют с работодателями само направление к ним осужденных лиц. Возникает обоснованный вопрос: вправе ли орган местного самоуправления без согласия работодателя включать его в нормативный акт, устанавливающий перечень мест отбывания наказания в виде исправительных работ, и может ли работодатель обжаловать такой акт в суде? Безусловно, да. Но есть ли в этом резон? Поскольку здесь принципиальным является другой вопрос, а именно: обязан ли работодатель заключать трудовой договор с каждым осужденным, направленным уголовно-исполнительной инспекцией, если у него есть свободная вакансия, на занятие которой кандидат согласен и соответствует по своим деловым качествам, или работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора?
    Явившийся к работодателю осужденный прибывает к нему именно для отбывания наказания: его место работы определено не им, а органом местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекцией, отказаться от предложенной работы он не может, прекратить трудовые отношения по собственному желанию также не вправе. Более того, если осужденный самостоятельно заключает трудовой договор, работа по такому трудовому договору может быть не засчитана в срок наказания, а он сам признан уклоняющимся от отбывания наказания в виде исправительных работ. В качестве примера можно привести Определение Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 22.02.2006 по делу N 22-1809/2006. В нем, в частности, указывается, что осужденного Б. нельзя считать приступившим к отбытию наказания в виде исправительных работ, назначенного ему приговором суда, поскольку он трудоустроился самовольно, без направления инспекции к индивидуальному предпринимателю, не включенному в перечень предприятий, определяемых постановлением главы Екатеринбурга для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ.
    Действующим законодательством специально не урегулирован вопрос заключения трудового договора с лицами, направленными для отбывания наказания в виде исправительных работ. Ни в ТК РФ, ни в других нормативных актах, содержащих нормы трудового права, нет отдельной статьи, положения, которые бы регулировали этот вопрос. А следовало, быть может, пойти по примеру регулирования трудовых отношений с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, где заключение трудового договора без предписания военного комиссариата не допускается (ст. 14 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе").
    А пока заключение либо незаключение трудового договора с осужденным, имеющим направление уголовно-исполнительной инспекции к конкретному работодателю, решается на основе общих норм главы 11 ТК. Поскольку в силу ст. 40 УИК сам осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы, то, следовательно, незаключение трудового договора возможно только в случае отсутствия вакансии либо отказа работодателя от заключения трудового договора. При наличии вакансии, на занятие которой претендует осужденный, отказ работодателя в заключении трудового договора допустим только в соответствии с требованиями ст. 64 ТК и не может быть необоснованным, т.е. иметь место по дискриминационным основаниям (ст. 3 ТК), женщинам в связи с наличием детей, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.
    Возникает вопрос, что относится к деловым качествам работника и в какой мере привлечение к уголовной ответственности влияет на их оценку. К сожалению, в ТК нет статьи, раскрывающей понятие "деловые качества". Ответить на него попыталась судебная практика в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Существующие сегодня нормы ст. 3 и ст. 64 ТК с учетом положений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда гласят, что отказ работодателя в заключении трудового договора, основанный только на том, что потенциальный работник привлечен к уголовной ответственности, будет признан незаконным, а значит, и необоснованным.
    Работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора лицу, осужденному к исправительным работам, как и иному лицу, привлеченному к уголовной ответственности, лишь потому, что лицо осуждено, если по своим профессионально-квалификационным и личностным качествам оно может выполнять имеющуюся у работодателя работу. В то же время законодатель не предусматривает обязанности для работодателя заключать трудовой договор с каждым обратившимся кандидатом, заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, что нашло подтверждение и в Определении Конституционного Суда от 24.06.2008 N 351-О-О.
    Случаи правомерного отказа в приеме на работу, предусмотренные ТК, не всегда стыкуются с положениями УИК, где карательные элементы исправительных работ проявляются в следующем: 1) принудительное привлечение к труду на определенный срок; 2) обязательность труда для лиц, не имеющих основного места работы; 3) отбывание в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание; 4) невозможность осужденного отказаться от предложенной работы, переквалификации; 5) препятствие в продвижении по последующей службе; 6) ежемесячное удержание в доход государства от 5 до 20% заработка осужденного (п. 16 Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20); 7) запрет перемены места работы и увольнения по собственному желанию без письменного разрешения уголовной исполнительной инспекции; 8) сокращение ежегодного очередного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней, у несовершеннолетних до 21 рабочего дня и предоставление его по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 40 УИК). Указанные трудоправоограничения распространяются только на место работы, назначенное для отбывания исправительных работ. Это довольно серьезные ограничения для осужденного, связанные с его трудовой деятельностью. Они не касаются работы по совместительству и других видов работ, выполняемых осужденным в этот период.
    Вместе с тем исправительные работы могут назначаться учащимся, зачастую у осужденных нет документов, указанных в ст. 65 ТК, отсутствует желание трудиться, добровольность волеизъявления для заключения трудового договора (ст. 56 ТК), напротив, есть обязанность в силу обвинительного приговора приступить к работе. В связи с чем представляется, что для допуска осужденного к работе будет достаточно оформить приказ о приеме следующего содержания: "Принять с такого-то числа в соответствии с приговором (наименование) суда от такого-то числа на такую-то должность осужденную к исправительным работам Ф.И.О.".
    При назначении и отбывании осужденными исправительных работ следует принимать во внимание и ряд других законодательных запретов на прием на работу определенных категорий граждан, установленных ТК: например, недопустимо принимать женщин на работу, связанную с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 253), лиц до 18 лет на работы, связанные с переноской и перемещением тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 265 ТК), непрохождение лицом обязательного медицинского освидетельствования (ст. 266 ТК) и др.
    Так, возможность гражданина быть работником связывается с достижением им определенного возраста, при котором он юридически признается обладающим способностью к регулярному труду и способностью отвечать за свое поведение и отношение к труду.
    Согласно Конвенции МОТ N 138 (1973) "О минимальном возрасте для приема на работу" возраст, с наступлением которого физическое лицо признается обладающим общей трудовой правосубъектностью, не должен быть ниже 15 лет или возраста получения обязательного школьного образования. С наступлением этого возраста физическое лицо признается обладателем права самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду. Действующее российское законодательство о труде, допуская в порядке исключения возможность приема на работу учащихся по достижении ими 14 лет с согласия одного из родителей (усыновителей или попечителя), отступает от международных норм.
    Кроме того, надо учитывать принятую на 86-й сессии Международной конференции труда 18.06.1998 Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Она обязывает государства - члены МОТ, независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции, соблюдать, содействовать применению и претворять добросовестно принципы основополагающих прав, в частности запрещение детского труда, т.е. лиц, возраст которых ниже 15 лет.
    Видимо, этим обусловлено включение в ТК РФ нормы, устанавливающей три возрастные категории лиц, с которыми допускается заключение трудового договора: общий - с лицами, достигшими 16-летнего возраста, и два специальных: 15 лет - для лиц, получивших к этому возрасту основное общее образование, 14 лет - для учащихся.
    Время, в течение которого осужденный не работал, не засчитывается в срок наказания практически независимо от причин отсутствия этого лица на рабочем месте. Единственное исключение из данного правила закреплено в ч. 3 ст. 72 УК, согласно которой время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.
    В этой связи хотелось бы обратить внимание на дискуссионность ч. 3 ст. 42 УИК, которая устанавливает, что время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Мнения ученых относительно приведенной формулировки расходятся. Одни считают, что законодатель допустил техническую ошибку и текст следует читать не иначе, как "время, в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается". Другие полагают, что эта норма должна звучать следующим образом: "Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ засчитывается". Третьи отмечают непоследовательность законодателя, поскольку данная редакция статьи неоднократно менялась за последнее время.
    В срок наказания засчитывается время, в течение которого осужденный: а) работал и из его заработка производились удержания; б) официально был признан безработным.
    Часть 6 ст. 40 УИК закрепляет возможность предоставления осужденному в период отбывания исправительных работ работодателем по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней. Другие трудовые отпуска осужденному предоставляются на общих основаниях. Необходимо сказать о том, что принятие УИК РФ происходило в период действия прежнего законодательства о труде, а именно КЗоТ РСФСР 1971 г.
    С 01.02.2002 вступил в силу ТК РФ, в ст. 115 которого введено понятие ежегодного основного оплачиваемого отпуска и закреплена его минимальная продолжительность - 28 календарных дней (в отличие от 24 рабочих дней по КЗоТ РСФСР). Он предоставляется всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от вида трудового договора и от того, является ли работа основной или по совместительству, занят работник полное или неполное рабочее время. Очевидна несогласованность положений УИК и ТК РФ, к тому же УИК определяет отпуск в рабочих днях, а ТК - в календарных.
    Этот момент представляется важным, поскольку при исчислении отпуска в календарных днях в расчет берутся и выходные дни, а при определении продолжительности отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю без учета выходных дней, т.е. 18 рабочих дней, установленных ч. 6 ст. 40 УИК, будут соответствовать трем рабочим неделям. При пересчете трех недель на календарные дни с учетом действующего трудового законодательства продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных к исправительным работам составит 21 календарный день.
    Для устранения отмеченного несоответствия и принимая во внимание, что ныне действующее трудовое законодательство оперирует термином "ежегодный основной оплачиваемый отпуск", предлагается в ч. 6 ст. 40 УИК заменить термин "ежегодный оплачиваемый отпуск" на "ежегодный основной оплачиваемый отпуск", при этом сделав его продолжительность как для всех работников 28 календарных дней.
    В данном аспекте следует также сказать о несовершеннолетних лицах, осужденных к исправительным работам, к которым применяются, что и к взрослым осужденным, положения, ограничивающие их право на отдых. В то время как ТК содержит нормы, закрепляющие социальную защиту работающих лиц, не достигших совершеннолетия, закрепляя в ст. 267 ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам до 18 лет продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время года. Значит, ежегодный основной оплачиваемый отпуск для подростков, установленный ТК, на три дня превышает аналогичный отпуск взрослых лиц. Сложившееся соотношение, вероятно, можно было бы перенести и в область уголовно-исполнительных правоотношений, предоставив работающим несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам, ежегодный основной оплачиваемый отпуск равным 31 календарному дню.
    Кстати, с 01.01.2011 незначительно, но изменились правила предоставления отпуска. Теперь работник обязан ежегодно использовать по крайней мере две недели отпуска, а оставшиеся его дни в течение 18 месяцев с начала года, за который отпуск был предоставлен. Во-вторых, срок в 6 месяцев, ранее обязательный, чтобы получить отпуск на новом месте, сегодня является максимальным - устроившись на новую работу, осужденный должен будет уйти в отпуск не позднее чем через полгода.
    Требует корректировки и ч. 5 ст. 44 УИК, которая определяет особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы. Она устанавливает, что пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. В то время как ст. 183 ТК гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом, в частности Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Помимо того, с 1 января наступившего года изменился порядок расчета выплат по больничным листам. Если до 2011 г. средний заработок рассчитывался за последний год перед уходом на больничный, то теперь учитываются два предшествующих календарных года. При этом для расчета берется количество календарных, а не реально отработанных дней.
    В юридической литературе на протяжении последних десяти лет доказывается, что система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК, к сожалению, не несет карательного содержания, заложенного в них. Это в первую очередь касается обязательных и исправительных работ. Правда, в отличие от первых, исправительные работы являются более строгим видом наказания и назначаются только в качестве основного вида наказания: а) по основаниям, предусмотренным ст. 64 или ст. 80 УК, или б) взамен штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты. Но, как свидетельствует практика, большинство осужденных к исправительным работам все-таки уклоняются от их отбывания. Может показаться странным, но уклоняться от отбывания исправительных работ осужденным выгодно. Теоретически даже в случае, если они будут определены на максимальный срок в два года, в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК исправительные работы могут быть заменены на 8 месяцев лишения свободы (240 дней исправительных работ разделим на 3 дня лишения свободы). Отбывать лишение свободы они будут в колонии-поселении, на них будет распространяться закон об условно-досрочном освобождении. Это значит, что они могут через четыре месяца быть освобождены в соответствии со ст. 79 УК.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

у нас в администрации возник вопрос. У нас принято Постановление от 04.06.2015 г. № 74 "Об определении видов обязательных работ и объектов для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ". Перечень учреждений, предоставляющих рабочие места содержит: Администрацию гп. Куминский и наше подведомственное учреждение МКУ "Центр культуры и молодежи". Полгода у нас работала гражданка на исправительных работах с удержанием в доход государства 5 %, работала за счет средств Центра занятости района по трехстороннему соглашению, по данной программе можно оплачивать исправительные работы только 6 месяцев. Теперь Уголовно-исполнительная инспекция требует трудоустроить ее до 31.12.2015 г. на оплачиваемые работы, но у нас не предусмотрены денежные средства на оплату таких работников, не находящихся в штате. ВОПРОС: Как нам поступить, на нас хоятят подать заявление в Прокуратуру, за нарушение УК и УИК РФ. Можем мы отменить наше Постановление, т.к. денежных средств на оплату у нас нет. Как правильно и законно поступить в этом случае, обязана Администрация предоставлять такие рабочие места и как планировать ден. средства???

Ответ

Ответ на вопрос:

Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

При трудоустройстве гражданина, направленного в организацию для выполнения исправительных работ, необходимо оформить те же , что и приеме обычного сотрудника. Следует помнить, что с осужденным в случае назначения наказания в виде исправительных работ необходимо заключить срочный трудовой договор, например, со следующей формулировкой «... до отбытия наказания в виде исправительных работ, установленного приговором такого-то суда от такой-то даты» ( , ).

Таким образом, осужденный к исправительным работам принимается в штат организации, с ним заключается трудовой договор, ему выплачивается зарплата, предоставляется отпуск, хотя и по другим правилам. Соответственно, должность, на которую принимается осужденный, должна быть предусмотрена штатным расписанием .

В связи с этим, сотрудница, направленная к Вам на исправительные работы, должна быть принята на должность, предусмотренную штатным расписанием, и зарплата ей должна выплачиваться из фонда оплаты труда организации.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Какие документы необходимо оформить, если в организацию направлен гражданин для выполнения исправительных работ

Нина Ковязина , заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Если в организацию направлен гражданин для выполнения исправительных работ, при его трудоустройстве необходимо оформить те же , что и приеме обычного сотрудника. Следует помнить, что с осужденным в случае назначения наказания в виде исправительных работ необходимо заключить срочный трудовой договор, например, со следующей формулировкой «... до отбытия наказания в виде исправительных работ, установленного приговором такого-то суда от такой-то даты» ( , ).*

Кроме того, помимо оформления обычного комплекта документов, работодателю следует заполнить и направить в уголовно-исполнительную инспекцию к предписанию о явке на работу, о приеме осужденного на работу, а также ежемесячно предоставлять в уголовно-исполнительную инспекцию необходимые . Такие правила установлены Инструкции, утвержденной .

2. Нормативная база: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

Глава 7. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Статья 39. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 01.02.2005 N 1-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

Статья 40. Условия отбывания исправительных работ

1. Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

(в ред. Федерального закона от 01.02.2005 N 1-ФЗ)

2. Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

3. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

4. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

5. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

6. В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Статья 42. Исчисление срока исправительных работ

1. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

2. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ)

4. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 09.01.2006 N 12-ФЗ)

5. В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 09.01.2006 N 12-ФЗ)

6. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов.

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.06.2009 N 106-ФЗ.

Статья 43. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам

1. На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.

2. Неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.

3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

4. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ)

5. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 273-ФЗ)

6. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.

7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

1. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:

а) неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

(п. "а" в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ;

г) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

2. За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 01.02.2005 N 1-ФЗ)

3. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

4. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

5. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с частью четвертой статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.