Ответственность нарушения в информационной сфере. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

25.03.2021 Квартплата

Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина


Реферат на тему: Ответственность за нарушения в

сфере Информационного права.

Выполнил: Ст-т, гр,№ 405, Багарян Арам.А

Проверил: преподаватель Горинов Юрий Александрович


г. Москва 2004


1) Введение.

2) Конституционная гарантия свободы информации.

3)Основные понятия.

4) Анализ ст. ст. КоАП, Уголовного кодекса РФ.

6)Список литературы.


1)Введение.

В основе деятельности информационного общества лежат: информация, информационные ресурсы и информационные продукты. В этой связи основным назначением информационного права, которое является правовым фундаментом общества, является регулирование тех отношений, кот возникают при обращении информации.

В настоящее время, в период передовых технологий, когда именно информации является тем двигателем общества, она может нести серьёзную угрозу как отдельным индивидам так и неограниченному кругу лиц. Поэтому информация должна быть защищена от неправомерного посягательства, незаконного сбора, хранения, оборота.

Подробное понимание правила поведения и ответственности в правоотношениях, где одним из главных элементов является информация, дает нам Законодательство РФ.


2) Конституционная гарантия свободы информации.

Конституция ст. 29.ч 4. Гарантируемая свобода информации реализуется различными способами: устно, письменно, через средства массовой информации и иными законными способами.

Наиболее распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются средства массовой информации, под которыми в соответствии с Законом "О средствах массовой информации" понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должны предоставляться средствами массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций и в иных формах, что конкретизировано в Федеральном законе от 15 декабря 1994 г. (13 января 1995 г.) N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170).

Вопросы пользования информационными ресурсами и реализация права на доступ к информации в них регулируются Федеральным законом от 25 января 1995 г. (20 февраля 1995 г.) N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609).

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации, как отмечается в Законе , являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. При этом Закон устанавливает перечень информации, которую запрещено относить к информации с ограниченным доступом. Среди ее видов: законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Граждане наряду с другими пользователями (органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Такое право на доступ к информации является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Что же касается информации о самих гражданах, то не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Персональные данные не могут быть использованы для причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации их прав и свобод. Ограничение прав граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Отказ гражданам в доступе к информационным ресурсам по вопросам деятельности государственных органов и подведомственных им организаций может быть обжалован в суд.


3) Основные понятия.

В Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" содержатся определения следующих понятий:

информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.


В соответствии со ст.14 Закона граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

2. Объективную сторону правонарушения составляет неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан


4) Анализ ст. ст. КоАП, Уголовного кодекса РФ.


Статья 23.44 . Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией

1. Одной из основных задач Министерства РФ по связи и информатизации является осуществление государственного надзора за деятельностью в области связи и информатизации. Основу его деятельности составляют федеральные законы от 16 февраля 1995 г. "О связи", от 25 января 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" и от 9 августа 1995 г. "О почтовой связи". Непосредственно надзорные функции осуществляет Департамент по надзору за связью и информатизацией Министерства связи России. Правительство РФ утвердило 28 апреля 2000 г. Положение о государственном надзоре за связью и информатизацией.

2. Административными правонарушениями в данной области являются предусмотренные ст.13.1 - самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания; ст.13.2 - самовольное подключение к сети электрической связи; ст.13.3 , 13.4 - нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств; ст.13.6-13.8 , 13.9 - самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи; ст.13.18 - воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм.


Статья 23.45 . Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны

1. Защита сведений, составляющих государственную тайну, регламентирована Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с изм. и доп. от 6 октября 1997 г.). Единого государственного органа в этой сфере нет; функция защиты государственной тайны реализуется несколькими звеньями, обеспечивающими безопасность государства.

2. Должностные лица, рассматривающие правонарушения в этой сфере, относятся к различным ведомствам:

а) директор Федеральной службы безопасности, его заместители; руководители ее территориальных органов (управления, отделы по регионам и субъектам РФ). Действуют они на основе Федерального закона от 3 апреля 1995 г. "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Президентом РФ 6 июля 1998 г.;

б) министр обороны РФ и его заместители;

в) директор Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), его заместители, руководители территориальных органов;

г) директор службы внешней разведки Российской Федерации, его заместители;

д) руководитель Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссии России), его заместители, руководители территориальных органов;

е) руководители подразделений названных ведомств, осуществляющих лицензирование видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну.


Статья 23.46 . Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации

1. Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" является основным правовым актом, регламентирующим деятельность различных государственных органов в названной сфере.

2. Административные правонарушения предусмотрены ч.3 и 4 ст.13.5 - нарушение правил охраны линий связи для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка; ст.13.6 , 13.11 - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных); ч.1 и 2 ст.13.12 - нарушение правил защиты информации; ч.1 ст.13.13 - незаконная деятельность в области защиты информации; ст.13.17 - нарушение правил распространения обязательных сообщений; ст.13.22 - нарушение порядка объявления выходных данных; ст.20.23 , 20.24 .


Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии или бездействии, нарушающем установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" информация о гражданах (персональные данные) представляют собой сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

В соответствии со ст.14 указанного Закона не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Кроме того, сбор персональных данных не может быть использован в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено.

Вопросы сбора, хранения, использования и распространения персональных данных конкретного (определенного) характера регулируются также отраслевым законодательством. Так, вопросы сбора, хранения, использования и распространения персональных данных работника подробно регулируются Трудовым кодексом РФ.


Статья 13.12 . Нарушение правил защиты информации

1. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок защиты информации.

2. Объективная сторона предусмотренных ч.1 и 3 настоящей статьи правонарушений может заключаться как в действии, так и в бездействии, а правонарушений, предусмотренных ч.2 и 4, - только в действии.

В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Режим защиты информации устанавливается:

в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне";

в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации";

в отношении персональных данных - федеральным законом.

Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти.

Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации, должны иметь лицензии на данные виды деятельности.

Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг".

Информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. утверждено Положение о сертификации средств защиты информации.


Статья 13.13 . Незаконная деятельность в области защиты информации

1. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок осуществления деятельности в области защиты информации.

2. В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации (в том числе и информации, отнесенной к государственной тайне), должны иметь лицензии на данные виды деятельности. Объективная сторона предусмотренных настоящей статьей правонарушений может заключаться только в действии.

3. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица.

4. Вина в совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.


Статья 13.14 . Разглашение информации с ограниченным доступом

1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок получения информации с ограниченным доступом.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии, представляющем собой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Запрещено привлекать к ответственности за разглашение и относить к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне".

Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном отраслевым законодательством Российской Федерации (гражданским, административным и т.д.).

3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица.

4. Вина в совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и неосторожной.


Статья 13.15 . Злоупотребление свободой массовой информации

1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по защите личности, общества и государства от злоупотребления свободой массовой информации.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может заключаться только в действии. Данная статья охватывает собой только одну, но наиболее опасную из всех предусмотренных ст.4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" форму злоупотребления свободой массовой информации - изготовление, а равно распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье. Речь идет о так называемом "эффекте 25-го кадра". Опасность упомянутого эффекта заключается в том, что, к примеру, при увеличении скорости кинопленки свыше 24 кадров в секунду в подсознании человека могут запечатлеваться находящиеся на пленке неосознаваемые человеком образы, вводящие последнего в так называемое состояние зомбированности.

3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица.

4. Вина в совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и неосторожной.


Уголовный Кодекс РФ.


Ст. 140 УК Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от двух до пяти лет.


Объект - общественные отношения связанные с оборотом информации о личности.

Объективная сторона – неправомерный отказ должностного лица в предоставлении информации.

Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект – должностное лицо, 18 лет, имеющее непосредственный допуск к информации.


5)Вывод.

Основываясь на полученной информации можно утверждать, что правоотношения, связанные с оборотом информации, имеют современную регламентацию и структуру в нормативных актах, а также защита различных видов тайн показана четко и конкретно. Ответственность за нарушения, в сфере оборота информации, по законодательству, а именно КоАП РФ, и УК РФ, предполагает реальную ответственность, что сохраняет возможность лиц верить в правосудие и восполнение баланса. Спустя годы, после многочисленных изменений законодательства, мы можем утверждать, что наши права защищены, при том, что с другой стороны они ограничены.

6) Список используемой литературы:

1) Конституция РФ 93г

2) . Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации"



5)Научно-практический комментарий к Конституции РФ,Отв. За редакцию Лазарев О.И., Шеленкова З.Р. Система Гарант.


6)Комментарий к КоАп РФ,под редакцией, Егиазарян А.М.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понятие юридической ответственности относится к числу общетеоретических и применяемых в различных отраслях права . Это понятие неоднозначное и, в известной мере, спорное для юридической науки. Доктринальному единству подхода к данной категории препятствуют различия в исходных правовых позициях ученых, которые нашли отражение в многочисленных работах, посвященных проблемам юридической ответственности.

Являясь одним их юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъекта, нарушающего права и охраняемые законом интересы других лиц, юридическая ответственность выступает как реакция государства на совершенное правонарушение. Эта реакция имеет властный, принудительный характер, понуждающий правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него последствия в виде лишения определенных материальных или нематериальных благ. Исходя из этого, содержанием юридической ответственности будет выступать государственное властное принуждение, проявляющее себя в различных формах. Однако не всякое государственное принуждение следует считать ответственностью. Например, принудительное (судебное) воздействие, побуждающее нарушителя к исполнению своих обязанностей, не будет мерой ответственности, поскольку в данном случае отсутствует элемент дополнительных неблагоприятных последствий для нарушителя, т.е. тех самых лишений, которые выходят за рамки принудительно исполненной обязанности.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности заключаются в следующем:

  • правонарушения, подпадающие под применение тех либо иных мер воздействия на совершившего их субъекта, всегда связаны с информацией;
  • правонарушения можно рассматривать в качестве информационно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием ее материального носителя.

Как и любая юридическая ответственность, ответственность за правонарушения в информационной сфере реализуется в рамках правоохранительных правоотношений, субъектами которых выступают нарушитель информационно-правовых норм и государство в лице уполномоченных на применение санкций органов. Лицо, привлекаемое к ответственности, имеет право на защиту от незаконного привлечения.

В доктрине выделяют принципы юридической ответственности, которые в полной мере распространяются и на ответственность в информационной сфере. К их числу относятся:

  • принцип законности, означающий, что ответственность имеет место лишь за правонарушения в информационной сфере, признаваемые в качестве таковых законом;
  • принцип обоснованности, заключающийся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения;
  • принцип справедливости, означающий, в частности, что ответственность должна быть соизмерима тяжести совершенного правонарушения;
  • принцип неотвратимости, предполагающий неизбежность наступления для правонарушителя неблагоприятных последствий;
  • принцип целесообразности, заключающийся в индивидуализации мер воздействия на правонарушителя и соответствии этих мер целям юридической ответственности.

Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности за нарушения законодательства в информационной сфере. Если неблагоприятные последствия носят имущественный характер и выражаются в возмещении убытков, уплате неустойки, возмещении вреда, имеет

УДК 342.9:5.08

Л. П. Коваленко,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрены понятие и законодательное обеспечение юридической ответственности за правонарушения в сфере информационной деятельности. Проанализированы вопросы становления и развития законодательства о юридической ответственности за правонарушения в данной сфере.

Ключевые слова: ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности, информационно-правовые отношения, информационно-правовая норма.

Ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности является важнейшей составляющей информационного права. Ее место и роль в информационно-правовом поле определяется, во-первых, тем, что отношения такой ответственности, наряду с другими информационно -правовыми отношениями, составляют предмет информационного права. Во-вторых, существенная особенность такой ответственности заключается в прагматичности ее теоретических концепций, направленность которых преимущественно определена проблематикой принятия Информационного кодекса Украины. В-третьих, особенностью такой ответственности являются правовые связи с ответственностью уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной. Именно этим обусловлено ее тяготение к отраслевой самостоятельности, на что постоянно обращается внимание в научных исследованиях.

К сожалению, исследований, касающихся юридической ответсвенности за правонарушения в информационной сфере, в отечественной юридической науке чрезвычайно мало. Отдельные элементы института информационного права анализировались в работах Ю. П. Битяка, В. Я. Настюка, В. Г. Пилипчука, В. С. Цимбалюка, Р. А. Калюжного и других ученых-административистов.

Цель данной статьи - установление сущности и содержания, видов вышеупомянутого института, анализ его правовой регламентации в украинском законодательстве.

На наш взгляд, ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности (информационная ответственность) как вид юридической ответственности имеет законодательную основу. В частности, действующее информационное законодательство определяет поведение лиц, нарушающих нормы в сфере информации, как противоправное, виновное, которое формирует состав правонарушений (преступлений) в информационной сфере; такое противоправное поведение - проступок (преступление) является основанием для наступления ответственности в информационной сфере; содержание такой ответственности предусмотрено законом.

Эта ответственность является разновидностью государственного принуждения, одним из самостоятельных, по нашему мнению, средств поддержания правопорядка и законности в государстве, а также регулирования информационных отношений, которые возникают при совершении определенных законодательством правонарушений в информационной сфере.

Понятно, что любой вид информационных отношений только тогда приобретает реальные свойства (признаки), когда существуют гарантии того, что они будут выполнены субъектами, а также если нормативно-правовым актом установлена юридическая ответственность за их невыполнение или неподобающее выполнение.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и предотвращению правонарушений в информационной сфере. При этом предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (в том числе и материальная), административная, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Однако на практике эти меры используются недостаточно ввиду отсутствия конкретных механизмов применения и соблюдения законодательства, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация в действиях органов исполнительной власти, судов и других государственных органов по реализации своих обязанностей и прав в информационной сфере.

Основные положения законодательства в исследуемой сфере содержатся в Конституции Украины. В частности, в ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия не допускаются и т.д. Законами Украины «Об информации» , «О доступе к

публичной информации» сведения о гражданах (персональные данные), то есть о фактах, событиях и обстоятельствах жизни граждан, которые позволяют идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.

Проблеме укрепления информационного правопорядка уделяется все большее внимания со стороны специально уполномоченных государством органов. Так, в действующем законодательстве о национальной безопасности Украины указано, что важнейшими заданиями обеспечения информационной безопасности Украины являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Украины в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция Украины в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоречий в информационной сфере.

При этом подчеркивается, что национальные интересы Украины в информационной сфере заключаются в соблюдении информационных прав и свобод граждан по получению и использованию информации, развитии современных телекоммуникационных технологий, защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе Украины насчитывается свыше 50 статей, которые предусматривают наказание за преступления в информационной сфере, однако все они разбросаны по разным разделам. Например, разд. УП «Преступления в сфере хозяйственной деятельности» содержит четыре статьи о преступлениях в информационной сфере: ст. 231 «Незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну», ст. 232 «Разглашения коммерческой или банковской тайны», ст. 2321 «Незаконное использование инсайдерской информации» и ст. 2322 «Сокрытие информации о деятельности эмитента» .

Административными правонарушениями в информационной сфере следует считать

противоправное, виновное действие или бездеятельность, которая посягает на информационный порядок, информационные права и свободы человека, установленный государством порядок и за которую законом предусмотрена административная ответственность. Кодекс Украины об административных

правонарушениях (КУАП) предусматривает административную ответственность за нарушение права на отдельные виды информации, отказ в предоставлении информации, предоставление неполной или недостоверной информации, потерю информации. К таким правонарушениям, в частности, относятся:

Ст. 413 «Непредоставление информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных переговоров, соглашений»;

Ст. 46 «Умышленное сокрытие источника заражения венерической болезнью»;

Ст. 532 «Сокрытие или искажение данных земельного кадастра»;

Ст. 57 «Нарушение требований по охране недр»;

Ст. 58 «Нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр»;

Ст. 591 «Нарушение требований по охране территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения»;

Ст. 60 «Нарушение правил водопользования»;

Ст. 62 «Невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями»;

Ст. 821 «Нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля над операциями обращения с отходами или непредоставление или предоставление отчетности по образованию, использованию, обезвреживанию и удалению отходов»;

Ст. 823 «Сокрытие, искажение или отказ от представления полной и достоверной информации по запросам должностных лиц и обращениям граждан и их объединений по безопасности образования отходов и обращения с ними»;

Ст. 831 «Нарушение законодательства о защите растений»;

Ст. 914 «Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление экологической информации»;

Ст. 921 «Нарушение законодательства о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях»;

Ст. 96 «Несоблюдение государственных стандартов, норм и правил при проектировании и строительстве»;

Ст. 961 «Нарушение законодательства при планировании и застройке территорий»;

Ст. 1163 «Нарушение правил регистрации торговых судов»;

Ст. 1485 «Нарушение правил о соединении линий телекоммуникационных сетей общего пользования»;

Ст. 1561 «Нарушение законодательства о защите прав потребителей»;

Ст. 163 1 «Нарушение порядка ведения налогового учета, предоставления аудиторских выводов»;

Ст. 1641 «Нарушение порядка представления декларации о доходах и ведения учета доходов и расходов»;

Ст. 1642 «Нарушение законодательства по финансовым вопросам»;

Ст. 1646 «Демонстрация и распространение фильмов без государственного свидетельства на право распространения и демонстрации фильмов»;

Ст. 1649 «Незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных»;

Ст. 16414 «Нарушение законодательства об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства»;

Ст. 1651 «Нарушение законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования»;

Ст. 1654 «Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к потере работоспособности»;

Ст. 1655 «Уклонение от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в Фонд социального страхования по временной потере работоспособности, несвоевременная или неполная уплата страховых взносов, а также нарушение порядка использования страховых средств»;

Ст. 1664 «Нарушение порядка предоставления информации и выполнения решений Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений» и др. .

Общим объектом данного правонарушения является установленный порядок государственного управления; родовым - урегулированные законами Украины «Об информации» , «Об обращении граждан» , другими нормативными актами общественные отношения, которые возникают и существуют при реализации граждан права на информацию; непосредственным - право граждан и юридических лиц на информацию, которая предусматривает возможность, в частности, свободного получения и использования сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления заданий и функций (ст. 9 Закона Украины «Об информации» ).

Объективная сторона правонарушения оказывается преимущественно в форме бездеятельности (невыполнение или неподобающее выполнение требований Закона о предоставлении информации), а именно: в неправомерном отказе в предоставлении информации, несвоевременном или неполном предоставлении информации, предоставлении информации, которая не отвечает действительности.

Субъектом правонарушения является специальный субъект: а) должностное лицо органов законодательной, исполнительной и судебной власти, к служебным обязанностям которой в соответствии с нормативными и другими актами (в частности, положений, приказов, инструкций и тому подобное) отнесено рассмотрение информационных запросов и обеспечение предоставления информации в соответствии с Законом «Об информации»; б) должностное лицо органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации и тому подобное, к полномочиям которого отнесено рассмотрение обращений (ходатайств) граждан (ст. 14-16 и 19 Закона Украины «Об обращении граждан») .

С субъективной стороны нарушения права на информацию характеризуется отношением гражданина к нарушениям своих должностных обязанностей по обеспечению конституционного права на информацию. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. (ст. 10 КУАП) . В то же время правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 11 КУАП) . Формой вины правонарушителя является преимущественно неосторожность (небрежность или самоуверенность). В другом есть основания для привлечения виновного должностного лица к ответственности за служебные преступления (например, ст. 366 УК Украины) .

Часть 2 ст. 2123 КУАП устанавливает ответственность должностного лица за повторное в течение года совершение нарушения из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию .

Правонарушения, предусмотренные ст. 2123 КУАП, необходимо отмежевывать от правонарушений, предусмотренных Законом Украины «О борьбе с коррупцией» .

Протокол о правонарушении, предусмотренный ст. 2123 КУАП, составляет прокурор или уполномоченное им лицо из числа работников прокуратуры (п. 11 ч. 1 ст. 255 КУАП , ст. 56 Закона Украины «О прокуратуре» ) с учетом требований, предусмотренных статьями 256, 268 КУАП , ст. 63 Конституции Украины . Дела о таких административных правонарушениях рассматриваются судьями местных судов в 15-дневной срок со дня получения протокола об административном правонарушении.

Основанием для возникновения юридической ответственности является осуществление субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушения в информационной сфере.

Им принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездеятельность) конкретного субъекта, который посягает на установленный информационный правопорядок и наносит вред информационной сфере или же создает реальную угрозу такого причинения. Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, которые наступили в результате правового предписания, и действиями (бездеятельностью) предсказуемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержка информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленных материальными нормами информационного права, а не только наказания виновного.

К сожалению, не все субъекты правоотношений придерживаются информационного правопорядка. Многие из них нарушают его и подвергаются действию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предостерегающий их неправомерные действия в информационной сфере. Поэтому установление юридической ответственности имеет еще и определенное морально-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к винновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Список литературы: 1. Кодекс України про адміністративні правопорушення: Закон України від 07.12.1984 р., № 8073-Х // ВВР УРСР. - 1984. - Дод. до N° 51. 2. Конституція України: Прийнята на п’ятій сесії Верхов. Ради України 28 черв. 1996 р. - Преса України, 1996. - 80 с. 3. Кримінальний кодекс України: Закон України від 05.04.2001 р., № 2341-Ш // Відом. Верхов. Ради України. -2001. - № 25-26. 4. Про боротьбу з корупцією: Закон України від 05.10.1995 р., № 356/95-ВР // Відом. Верхов. Ради України. - 1995. -№ 34. - Ст. 266. 5. Про доступ до публічної інформації : Закон України від 13.01.2011 р. № 2939-VI // Офіц. вісн. України. - 2011. -№ 10. - Ст. 446. 6. Про захист персональних даних: Закон України від 01.06.2010 р., № 2297^1 // Відом. Верхов. Ради України. - 2010. - № 34. 7. Про звернення громадян: Закон України від 02.10.1996 р., № 393/96-ВР (станом на 21.09.2012 р.) // Відом. Верхов. Ради України. - 1996. - № 47. 8. Про інформацію: Закон України від 02.10.1992 р. - № 2657-ХІІ // Відом. Верхов. Ради України. - 1992. -№ 48. - Ст. 164. 9. Про прокуратуру: Закон України від 05.11.1991 р., № 1789-ХІ! // Відом. Верхов. Ради України. - 1991. - № 53.

ЮРИДИЧНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПРАВОПОРУШЕННЯ У СФЕРІ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

Коваленко Л. П.

Розглянуто поняття й законодавче забезпечення юридичної відповідальності за правопорушення у сфері інформаційної діяльності, а також проблеми становлення і розвитку законодавства про юридичну відповідальність за правопорушення в даній царині.

Ключові слова: відповідальність за правопорушення у сфері інформаційної діяльності,

інформаційно-правові стосунки, інформаційно-правова норма.

LEGAL RESPONSIBILITY FOR OFFENCES IN THE FIELD OF INFORMATIVE ACTIVITY

A concept and legislative providing of legal responsibility are examined for offences in the field of informative activity. Also in the article, becoming and development of legislation is analyzed about legal responsibility for offences in the field of informative activity.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Уголовная ответственность за правонарушения в информационной среде. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Понятие и сущность административного правонарушения в информационной сфере. Конфискация технических средств.

    реферат , добавлен 21.02.2016

    контрольная работа , добавлен 05.12.2008

    Понятие юридической ответственности за земельные преступления и правонарушения. Административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за земельные правонарушения. Правовое обеспечение рационального использования земель.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2013

    Элементы экологического правонарушения: объект, объективная сторона, субъективнаясторона, субъект. экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2008

    Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения. Административная, уголовная, дисциплинарная ответственность. Административные правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования.

    реферат , добавлен 08.09.2008

    Место и роль в современном обществе информационных технологий. Определение компьютерного преступления в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за правонарушения в сфере информационных технологий.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Приоритеты социальной и экономической политики в сфере экологической безопасности. Общая характеристика ответственности за экологические правонарушения. Сущность уголовной ответственности в этой сфере. Характеристика составов экологических преступлений.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Понятие и сущность незаконной миграции. Административная ответственность за правонарушения в сфере миграционных правоотношений. Административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2011

В результате изучения данной главы студент должен:

знать содержание понятий "обеспечение информационной безопасности", "правовой режим информационной безопасности" и "организационный режим информационной безопасности"; виды и особенности юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере, в чем их отличия, систему борьбы с информационными правонарушениями; что такое компьютерная информация в уголовном законодательстве;

уметь определять объекты и субъекты правоотношений в области обеспечения информационной безопасности обеспечения информационной безопасности; субъектов информационной безопасности; функциональную направленность режимов обеспечения информационной безопасности человека, организации, государства; выявлять субъектов проявления угроз информационной безопасности; общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью данных субъектов; определять основные направления установления правового режима информационной безопасности;

владеть навыками определения субъектов правонарушений, функциональной направленности режимов обеспечения информационной безопасности, а также выявления и анализа различий между компьютерной и информационной преступностью, направлений установления правового режима информационной безопасности личности, организации, государства.

Понятие и виды юридической ответственности в области обеспечения информационной безопасности. Субъекты и объекты правоотношений в области обеспечения информационной безопасности

При формировании информационного общества одним из принципов является верховенство права, а соответственно актуальными являются и вопросы юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере. Как справедливо отметил В. Ф. Яковлев, право не только постоянно развивается, но становится все более сложным и дифференцированным. Правовая ответственность тоже совершенствуется, появляются новые ее варианты. Но для того чтобы вопросы ответственности решались правильно законодателем и правоприменителем, следует исходить из того, что есть общее понятие ответственности как общеправовой категории. Однако ответственность в разных отраслях права отличается большим своеобразием . Полагаем, что это утверждение касается в полной мере и особенностей юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере, поскольку информационное право является комплексной отраслью права и имеет различные объекты правонарушений, отличается разнообразием и субъектный состав, а такая сто подотрасль, как правовое обеспечение информационной безопасности (см. параграф 2.4 настоящего учебника), связана с правовым регулированием общественных отношений, направленных на обеспечение состояния защищенности субъектов информационной безопасности.

Ответственность представляет собой сложное, многоплановое социальное явление. Являясь одним из видов социальной ответственности, юридическая ответственность имеет вместе с тем ряд специфических особенностей. Юридическая ответственность - это возложение мер неблагоприятного характера на лицо, которое допустило правонарушение. Однако отнюдь не любое обременение является ответственностью (например, налоги), а лишь возникающее в связи с правонарушением. Мера ответственности устанавливается законом и сопряжена с принуждением. В уголовном праве могут применяться только те меры ответственности (наказания), которые прямо установлены уголовным законом. Вместе с тем в гражданском праве применяются меры, установленные договором, по при этом необходима предпосылка в виде определенной правовой нормы.

Дискуссии об ответственности в российской науке ведутся давно, и в теории нрава долго обсуждалась идея о допустимости объединения в одном понятии восстановительной, компенсационной имущественной ответственности, характерной для гражданского права с так называемой карательной ответственностью, которая применяется в административном и уголовном праве. Представляется важным отметить, что эта дискуссия в советской юридической литературе привела к определенному консенсусу о допустимости их объединения в общее теоретическое понятие ответственности .

В связи с этим заслуживает внимания позиция известного правоведа, ученого-цивилиста С. Н. Братуся, который отмечал, что "нет необходимости искать специфику и принципиальные отличия между отраслями права там, где имеется общее основание для правового регулирования однородных отношений" . Однако Н. В. Витрук в своей работе "Общая теория юридической ответственности" придерживался точки зрения о необходимости дифференциации единой юридической ответственности на ответственность в частном праве и ответственность в публичном праве, которую предлагал подразделять на конституционную, уголовную, административную, процессуальную .

В широком смысле слова юридическая ответственность - это правоотношения между государством в лице его определенных компетентных органов и лицом, направленное на обеспечение реализации правовых предписаний. Юридическая ответственность рассматривается так же, как предусмотренная законом обязанность субъекта отвечать за совершенное правонарушение и претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. А по своему содержанию юридическая ответственность представляет собой применение к лицу мер государственного принуждения в соответствии с санкцией за нарушение правовой нормы.

В качестве общих признаков юридической ответственности можно выделить следующие: регулирование нормами нрава; наличие правонарушения; применение государственно-правового принуждения и наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя.

Общими принципами юридической ответственности в праве, применяемыми и в информационной сфере, являются презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер принуждения, наступление ответственности только на основании закона.

Информационное правонарушение как основание юридической ответственности в информационной сфере характеризуется четырьмя элементами, образующими его состав:

  • - объект - нарушенное материальное или нематериальное благо, защищаемое правом;
  • - субъект - дееспособное лицо, совершившее правонарушение;
  • - объективная сторона - само противоправное деяние, наступивший вредоносный результат и причинная связь между деянием и результатом;
  • - субъективная сторона - вина, т.е. отношение правонарушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности.

Правонарушение не причиняет урона и ущерба нормам закона, которые продолжают действовать и считаются обязательными; оно вредно или опасно для общества, стабильности общественных отношений, конкретных прав и охраняемых законом интересов.

Таким образом, юридическая ответственность заключается в применении к правонарушителю компетентным государственным органом и должностным лицом в пределах их полномочий установленных государством мер принуждения (санкций), содержащихся в правоохранительной норме, и наступление отрицательных последствий для правонарушителя в соответствии с законом и соразмерных нанесенному ущербу.

Заслуживает внимания позиция И. Л. Бачило, рассматривающей институт ответственности в сфере действия информационного законодательства как общий институт права, реализуемый в сфере любой отрасли права, и как специальный институт информационного права, учитывая особенности предметной области и методов, применяемых в данной области .

Юридическая ответственность за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере , имеет ряд следующих особенностей:

  • - правонарушения, подпадающие под применение тех либо иных мер воздействия на совершившего их субъекта, всегда связаны с информацией;
  • - правонарушения можно рассматривать в качестве информационно- правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием ее материального носителя .

Кроме того, особенности юридической ответственности в информационной сфере определяются широким составом субъектов, подлежащих ответственности (физические, юридические лица, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.), а также субъектов, чьи права могут быть нарушены при совершении информационного правонарушения в информационном пространстве, поскольку, например, при распространении противоправной или вредоносной информации ущерб может быть причинен неограниченному кругу лиц.

Безусловно, необходимо отметить особенности и вопросов юрисдикции, территориальности, времени и места наступления (нанесения) ущерба, фиксации факта совершения информационных правонарушений и использования технических средств, неопределенность правового регулирования юридической значимости электронных документов и электронных доказательств и т.д.

В ст. 17 Закона об информации установлены общие правила наступления ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Нарушение требований указанного Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем нарушение требований других нормативных правовых актов, касающихся информационной сферы, также может являться информационным правонарушением (например, федеральных законов о персональных данных, о доступе к информации, о связи, о СМИ и др.). Необходимо отметить, что в зависимости от степени общественной опасности информационные правонарушения могут быть разделены: на преступления, административные правонарушения, служебные и дисциплинарные проступки.

Вместе с тем следует обратить внимание, что в указанном Законе закреплена норма о том, что провайдер хостинга и владелец сайта в сети Интернет не несут ответственности перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями указанного Закона.

Бачило И. Л . Информационное право: учебник для вузов.-Издат, 2009. С. 415-417
  • См.: Указ Президента РФ от 20.01.1994 № 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации"; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. распоряжением Президента РФ от 09.09.2000 № Пр-1895)