Понятие прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства. Надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Черноштан Т.А.)

25.03.2021 Зарплатная карта

Органами прокуратуры республики на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства органами исполнительной власти, местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального комплекса.

Деятельность прокуратуры в рассматриваемой сфере нацелена на недопущение нарушений прав и свобод граждан, пресечение фактов некачественного оказания услуг населению, ненадлежащего выполнения органами государственной власти и местного самоуправления возложенных полномочий. Только за 6 месяцев текущего года органами прокуратуры республики в рассматриваемой сфере выявлено 626 нарушения, в том числе на незаконные правовые акты принесено 14 протестов, в суд направлено 34 исковых заявления, внесено 97 представлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 48 должностных лиц, по постановлению прокурора к административной ответственности привлечено 2 должностных лица, предостережено 3 должностных лиц, направлен 1 материал в порядке п.2 ст. 37 УПК РФ.

В ходе прокурорских проверок установлено, что в республике, как и ранее имеется задолженность, коммунальных предприятий перед поставщиками коммунальных ресурсов, что ставит под угрозу обеспечение бесперебойной поставки коммунальных ресурсов добросовестным потребителям. Наибольший объем задолженности за потребленные энергоресурсы имеют предприятия жилищно-коммунального комплекса республики, население, промышленные потребители и иные потребители.

По сведениям Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК по состоянию на 22.05.2014 задолженность потребителей за потребленный природный газ перед ОАО «Газпромгазораспределение Элиста» составляет 402, 75 млн. руб.

Прокурорами районов по фактам неисполнения организациями республики обязательств по оплате поставленных ресурсов проведены проверки, в адрес руководителей ресурсоснабжающих организаций внесены представления. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования ресурсоснабжающими организациями активизирована претензионно-исковая работа, частично произведена оплата задолженности.

В ходе исполнения уполномоченными органами и организациями вопросов оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета энергоресурсов горрайпрокурорами выявлены нарушения сроков установки общедомовых (коллетиктивных) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, предусмотренных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целях устранения нарушений прокурорами в адрес руководителей ресурсоснабжающих организаций внесено 11 представлений, которые рассмотрены, приняты меры по устранению нарушений.

Одновременно с этим прокурорами принимаются меры по защите прав граждан на безопасность жилища и бесперебойное предоставление коммунальных услуг, в деятельности ресурсоснабжающих организаций выявляются нарушения порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии.

Так, прокуратурой Лаганского района в ходе проверки по жалобе Ш. выявлено нарушение ее прав на своевременное, бесперебойное и качественное теплоснабжение. По результатам проверки прокуратура района в интересах заявительницы обратилась в суд о признании бездействия администрации Лаганского ГМО по организации теплоснабжения квартиры незаконным и об обязании администрации ЛГМО обеспечить надежное теплоснабжение и взыскании в ее пользу убытка. Гражданское дело прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, теплоснабжение жилого помещения Ш. было восстановлено.

В деятельности органов местного самоуправления продолжают иметь место нарушения при издании нормативных правовых актов в части установления тарифов на коммунальные услуги вне предоставленной законом компетенции.

Продолжена прокурорами исковая работа по восстановлению прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. За анализируемый период прокурорами Сарпинского, Приютненского районов выявлялось ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления обязанностей по возмещению расходов на коммунальные услуги работникам муниципальных организаций здравоохранения и культуры.

В деятельности субъектов электроэнергетики выявляются факты злоупотребления доминирующим положением, неудовлетворительного состояния электрических сетей, опор, непринятия мер по техническому содержанию электрической установки.

Прокуратурой Городовиковского района установлено, что линия электропередач находится в неудовлетворительном состоянии, деревянные опоры, а также часть железобетонных опор частично разрушены, электрические провода требуют замены, в связи с чем имеет место провисание проводов, что, в свою очередь, приводит к замыканиям, перебоям подачи электрической энергии и перепадам напряжения. В целях защиты интересов жителей города прокуратурой района в суд направлено исковое заявление об обязании ПО «Городовиковские электрические сети» филиала ОАО «МРКС Юга» - «Калмэнерго» принять меры по надлежащему техническому содержанию электрической установки в целях надежного и качественного обеспечения электрической энергией потребителей, проживающих на улицах Мичурина, Березовая и Сосновая г. Городовиковска Республики Калмыкия. Исковое заявление прокурора находится на рассмотрении.

Имеются случаи неисполнения обязательств по доведению до собственников помещений многоквартирных домов отчетов о расходовании собранных с них средств, иной обязательной информации.

Прокурорами Приютненского, Лаганского, Черноземельского, Целинного районов установлено, что работа организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, в части раскрытия информации о показателях финансово-хозяйственной деятельности, о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также иные необходимые сведения, не соответствует Жилищному кодексу РФ, Стандарту раскрытия информации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731. По указанным фактам внесено 12 представлений, предъявлено 5 исковых заявлений в суды.

Нередко управляющими компаниями допускается незаконное распоряжение общедомовым имуществом в ущерб интересам собственников, нарушается процедура установления платы за содержание и ремонт помещений многоквартирных домов.

Прокуратурой республики в ходе рассмотрения обращения уполномоченного по правам человека Емельяненко Е.В. в интересах жильцов многоквартирного дома г. Элисты выявлен факт несоблюдения требований федерального законодательства при расчетах и взимании платы за электроэнергию. Зачастую такая плата взимается при отсутствии волеизъявления общих собраний собственников жилья. Такие действия влекут за собой необоснованное увеличение финансовой нагрузки на население.

Необходимо отметить, что характер выявленных нарушений изменился, если до 2011 года большинство нарушений касались в основном вопросов содержания и ремонта жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, то с 2012 года прокурорами в рамках совместных проверок с контролирующими органами выявляются факты неправомерного расходования коммунальных платежей граждан.

В настоящее время в суд направлены уголовные дела в отношении 3 должностных лиц, допустивших неправомерное отвлечение денежных средств на общую сумму около 25 млн. руб., которые поступили в качестве платежей коммунальных услуг от граждан и предназначались для дальнейшего перечисления в ресурсоснабжающие организации - ОАО «Энергосервис», ОАО «ЮМЭК» и МУП «Элиставодоканал».

Распространено незаконное использование бюджетных средств, в том числе Фонда содействия реформированию ЖКХ, поступающих на реализацию адресных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Многочисленные нарушения допускаются при производстве работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В основном они связаны с некачественным либо несвоевременным проведением капитального ремонта, производством строительных работ низкого качества.

Одним из условий обеспечения законности в жилищно-коммунальной сфере является осуществление надлежащего государственного и муниципального контроля уполномоченными органами. Однако и в их деятельности органами прокуратуры выявлен ряд нарушений законодательства.

Прокуратурой г. Элисты установлено, что администрацией города фактически муниципальный жилищный контроль не осуществляется, административный регламент до настоящего времени не разработан, сроки, последовательность административных процедур контроля не урегулированы, функции должностного лица являются номинальными. В связи с выявленными нарушениями и бездействием администрации города прокуратурой города в адрес главы администрации города внесено представление.

С учетом многочисленных нарушений законности, выявленных в деятельности управляющий компаний, а также в связи с жалобами граждан на бездействие органов государственной власти прокуратурой республики проведены проверки в министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики, осуществляющего функции регионального жилищного надзора.

При проведении проверок прокурорами дана принципиальная оценка случаям уклонения должностных лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики от разрешения поступивших обращений, неполноты проведения таких проверок, непринятия исчерпывающих мер в случае выявления нарушений, отсутствия контроля за исполнением выданных предписаний.

Прокуратурой республики в деятельности отдела государственного жилищного надзора министерства ЖКХ и энергетики РФ выявлены многочисленные нарушения положений ст. 20 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Правил предоставления коммунальных услуг №354 и иного законодательства, регулирующего вопросы энергоснабжения.

По выявленным нарушениям прокуратурой республики в адрес министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК внесено представление, по результатам рассмотрения которого 5 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой республики в деятельности министерства и в 2013 году, что свидетельствует о многочисленных упущениях при осуществлении регионального жилищного надзора.

Одной из причин сложившейся ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства является отсутствие самостоятельного органа исполнительной власти, осуществляющего функции государственного жилищного надзора, необеспеченность их средствами технической диагностики и контроля, транспортом. Более того, в связи с изменением федерального законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного жилищного надзора, полномочия названных органов в настоящее время значительно расширены.

Для исправления ситуации в сфере ЖКХ прокурором республики в адрес Главы Республики Калмыкия внесена информация.

Доброе утро, Василий!

Содержательная сущность предмета прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан определена в ст. ст. 1, 21 и 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Изложенные в этих нормах положения в сочетании с научно-теоретическими разработками дают основание определить предмет прокурорского надзора в узкоспециальном плане, относящийся к исполнению законов в жилищной сфере следующим образом:
- надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса РФ, иных федеральных и региональных законов всеми поднадзорными соответствующим прокурорам органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами.
Прокурорскими проверками по исполнению жилищного законодательства и соблюдению жилищных прав граждан должны охватываться следующие объекты, поднадзорные соответствующим прокурорам разных уровней:

Федеральные органы исполнительной власти (Министерство регионального развития РФ);

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и его территориальные органы;

Государственная жилищная инспекция РФ;

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ;

Органы исполнительной власти субъектов РФ (администрации, Правительства, Министерства);

Территориальные органы управления жилищным фондом (департаменты, управления (отделы), комитеты ЖКХ и другие структуры);

Государственные жилищные инспекции субъектов РФ;

Органы местного самоуправления:
а) представительные,
б) исполнительные (администрации и др.),
в) жилищные структуры по контролю за содержанием и эксплуатацией жилых помещений (ЖЭКи, ДЭЗы, РЭУ и др.);

Жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ);

Иные юридические лица, являющиеся собственниками жилых помещений (ведомственные жилые дома, общежития) и управляющие организации, обслуживающие жилищный фонд на территории городов и районов.

В целом работа по надзору за исполнением жилищного законодательства организуется в соответствии с общими положениями об организации общего надзора прокуратуры, но, естественно, с обязательным учетом специфики данного направления надзорной деятельности. Поэтому в настоящей работе рассмотрены лишь наиболее важные элементы организации работы прокурора, непосредственно относящиеся к осуществлению надзора за исполнением жилищного законодательства.

Материалы прокурорской практики и проведенное научное исследование показывают, что эффективность прокурорского надзора за исполнением конституционных прав граждан на жилище в немалой степени зависит от его правильной организации. Необходимость заметного повышения эффективности и дальнейшего совершенствования организации работы прокурора на этом важнейшем направлении диктуется, во-первых, неудовлетворительным состоянием законности в сфере жилищных правоотношений, во-вторых, многоплановыми целями и задачами по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на жилище, вытекающих из требований норм нового Жилищного кодекса РФ, и, в-третьих, конкретными задачами, поставленными в национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Правильная организация работы дает возможность прокурору повседневно обеспечивать полноту использования предоставленных ему законом функциональных полномочий с максимальной действенностью и эффективностью по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений. Исходя из этого Генеральный прокурор РФ в Приказе от 22 мая 1996 года N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" требует от всех подчиненных прокуроров особое внимание акцентировать на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации жилищных прав граждан, а при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций (п. п. 10, 10.3).

Кроме того, в указании Генерального прокурора РФ "Об усилении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" от 15 сентября 2003 г. N 7/3-1-991-2000 всем подчиненным прокурорам предложено:

  1. Обеспечить надлежащий надзор за исполнением органами субъектов Федерации и местного самоуправления бюджетного законодательства в части финансирования подготовки жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, выполнением ими возложенных законом обязанностей в этой сфере.
  2. Тщательно разбираться с фактами отключения подачи электроэнергии и тепла в жилые дома и социально-бытовые учреждения. При установлении халатности, безответственного отношения к выполнению служебных обязанностей решительно возбуждать уголовные дела. О возбуждении уголовного дела незамедлительно направлять спецдонесение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
  3. Оперативно и квалифицированно осуществлять расследование возбужденных уголовных дел, добиваясь реальных мер к устранению бесхозяйственности и ответственности виновных.

С учетом изложенного основными задачами прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства следует считать:

  1. своевременное выявление нормативно-правовых актов, противоречащих нормам Жилищного кодекса РФ, иным федеральным и региональным законам, и принятие своевременных мер по их отмене;
  2. осуществление целенаправленного упреждающего надзора за законностью в деятельности органов жилищного контроля, которые наделены функциональными полномочиями при осуществлении надзорно-контрольной деятельности;
  3. проведение плановых и внеплановых надзорных проверок по исполнению жилищного законодательства на высоком профессиональном уровне, с привлечением в необходимых случаях соответствующих специалистов;
  4. при организации работы обращать особое внимание на выполнение требований, вытекающих из содержания национального проекта о доступности жилья, законов и подзаконных актов, принятых в целях его реализации;
  5. обеспечить полноту и своевременность выявления и предупреждения жилищных прав граждан;
  6. во всех случаях добиваться привлечения должностных лиц, виновных в нарушении жилищного законодательства, к установленной законом ответственности.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Макушенко Елена Александровна. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.11 / Макушенко Елена Александровна; [Место защиты: Акад. Генер. прокуратуры РФ].- Москва, 2009.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/1382

Введение

Глава I. Правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации 16

1. Правовое регулирование предоставления услуг, норм потребления и тарифов на оплату услуг в сфере ЖКХ 16

2. Перспективы совершенствования правового регулирования отношений в сфере ЖКХ 42

Глава II. Предмет и объекты прокурорского надзора за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства 55

1. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ 55

2. Управляющие компании в сфере ЖКХ как объекты прокурорского надзора 69

3. Органы государственного управления и контроля в сфере ЖКХ как объекты прокурорского надзора 75

Глава III. Состояние законности в сфере ЖКХ и деятельность органов прокуратуры по ее укреплению 86

1. Общая характеристика состояния законности и работы прокуроров по ее укреплению в сфере ЖКХ 86

2. Типизация и классификация правонарушений в сфере ЖКХ как основа методики их выявления и устранения 94

3. Методика установления прокурором правонарушений, допускаемых при эксплуатации и содержании жилищного фонда и коммуникационных систем ЖКХ 104

Глава IV. Организация деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов в сфере ЖКХ 117

1. Сбор и анализ информации 117

2. Особенности организации и проведения прокурорских проверок исполнения законов в различных отраслях ЖКХ 127

3. Реализация результатов проверок исполнения законов в сфере ЖКХ 145

Заключение 156

Список используемых нормативных актов и литературы 161

Приложение 190

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования определяется высокой значимостью эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства для страны и общества в целом как непременного условия обеспечения жизнедеятельности населения, что во многом связано с суровыми или нестабильными климатическими условиями проживания, низким уровнем соблюдения законности в данной сфере в сочетании со сложной совокупностью производственных и управляющих структур в системе жилищно-коммунального комплекса, многочисленностью законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения в названной сфере, высокой государственной и общественной потребностью в обеспечении надлежащего режима законности в системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).

Обеспечение законности в сфере ЖКХ является одним из главных условий успешного выполнения задачи обеспечения граждан качественным жильем. Проблема носит комплексный политико-правовой и социально-экономический характер. От решения данной комплексной проблемы напрямую зависит моральное и физическое самочувствие всех граждан, в значительной мере - производительность их труда, условия для интеллектуального и нравственного развития граждан.

Вышесказанное является основанием для проявления повышенного внимания со стороны прокуроров к полноте и своевременности мер, принимаемых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в отношении обозначенной проблемы, в частности в обеспечении граждан тепловой и электрической энергией, водой и иными средствами жизнеобеспечения. Принимаемые прокурорами меры в большинстве случаев помогают предупредить нарушения законности, а также прав и интересов граждан и способствуют обеспечению всего комплекса услуг ЖКХ. Указанное, являясь положительным фактом, тем не

4 менее свидетельствует о подмене функции органов прокуратуры, осуществляющих в данном случае работу контролирующих органов.

Приоритетность прокурорского надзора в сфере жилищно-
коммунального хозяйства обусловлена реальным состоянием законности для
жизнеобеспечения населения страны в этой сфере, ее значимостью. Она
определяется указаниями Генеральной прокуратуры Российской Федерации
от 15.09.03 № 7/1-1-991-2000 «Об усилении надзора за соблюдением прав
граждан в жилищно-коммунальной сфере», от 16.12.03 № 30/1-1-344-03 по
вопросам надзора в сфере электро- и теплоснабжения. В соответствии с
данными указаниями прокуроры субъектов Российской Федерации
представляют в Генеральную прокуратуру РФ ежемесячно, ежеквартально
оперативную информацию о состоянии законности в сфере ЖКХ. Она
позволяет Генеральной прокуратуре РФ оценивать ее в мониторинговом
режиме и оперативно принимать решения о приоритетах надзора по
отдельным сферам, органам, обеспечивающим надлежащее

функционирование систем ЖКХ и территориям (регионам), требующим первоочередного внимания.

Другим источником информации о состоянии законности в данной сфере правоотношений как актуального приоритета является анализ докладных записок всех прокуроров субъектов Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка и выполненной ими работе за год (в период с 2003 -2008 гг.). В докладах подчеркнуто приоритетное значение укрепления законности в сфере ЖКХ и его воздействие на ее общее состояние.

В современных условиях прокурорский надзор за исполнением законов в сфере ЖКХ, в том числе в период подготовки к отопительным сезонам и их прохождения, а также надзор за соответствием федеральному законодательству правовых актов органов государственной власти и должностных лиц, органов местного управления, региональных и муниципальных органов тарифного регулирования оказывает значительное

5 влияние на укрепление законности и правопорядка в названной сфере правоотношений.

Вместе с тем, несмотря на активизацию прокурорского надзора и принимаемые акты реагирования, состояние законности в сфере ЖКХ остается неудовлетворительным.

Актуальность прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан в сфере ЖКХ при установлении тарифов на услуги ЖКХ обусловлена тем, что, согласно прогнозу социально-экономического развития страны, сделанному Правительством Российской Федерации, официальные темпы роста этих тарифов будут достаточно высокими. Средний рост тарифов на электроэнергию составил в 2007 году - 10 %; в 2008 году - 9 %; а в 2009 году составит 8 %. Рост тарифов ЖКХ в 2007-2009 гг. составит соответственно 14-15 %, 10-12 % и 10-11% 1 .

Обеспечение интересов граждан, особенно из числа слабо защищенных групп населения (инвалидов, пенсионеров и др.) способствует также снижению социальной напряженности, предупреждению различных правонарушений.

Между тем прокуроры до сих пор не имеют комплексных методических разработок и рекомендаций по осуществлению надзора в этой сфере, а в теории приоритетов прокурорского надзора недостаточно разработаны критерии такой приоритезации, иерархии приоритетов, механизмов и динамики их развития и смены.

При опросах прокурорских работников становится ясно, что ими обращается внимание на очевидные нарушения законов в названной сфере правоотношений и практически не выявляются причины всего комплекса нарушений. Последние заключаются в причинно-следственных связях между действием/бездействием должностных лиц специально уполномоченных

1 Алякринская H. Правительство обсудило трехлетний сценарий развития экономики // Московские Новости. - 2006. - № 21 (1338). - С. 16.

органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обязанных выполнять возложенные на них функции по предоставлению качественных коммунальных услуг, и наступившими последствиями, нарушениями, и системе отношений, а также роли прокуратуры в их выявлении, устранении и предупреждении, воздействии на источниковые, первопричинные правонарушения. Необходимость установления этих обстоятельств также обусловила актуальность предпринятого исследования.

Обобщение опыта работы органов прокуратуры Российской Федерации за 2004 - 2008 гг. в жилищно-коммунальной сфере по проверке исполнения законодательства показывает, что при всем многообразии можно выделить наиболее распространенные или характерные нарушения законов. Их дифференциация по определенным признакам и классификация является надежной основой построения современных методик прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Их точное установление способствует оптимизации прокурорских проверок, повышению эффективности мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения и обстоятельства, обусловившие их совершение.

Состояние научной разработанности темы исследования.

Оценивая состояние научной разработанности темы исследования, следует отметить, что в настоящее время при высокой степени востребованности практическими работниками органов прокуратуры отсутствуют монографические, в т.ч. диссертационные работы, содержащие методические основы осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ. Отдельные аспекты данной проблемы затрагивались в ряде публикаций, а также в диссертационных работах по проблемам обеспечения законности в сфере жилищных правоотношений.

Это обуславливает необходимость комплексного исследования проблем прокурорского надзора за исполнением законодательства в разноотраслевои сфере ЖКХ. Данное диссертационное исследование является попыткой восполнить существующий пробел путем научного обобщения практики

7 обеспечения законности, применения законодательства, теоретических разработок иных авторов в целях повышения эффективности прокурорского надзора в сфере ЖКХ, защиты прав граждан на комфортные условия проживания.

Цель настоящей работы заключается в комплексном определении состояния законности, правового регулирования и разработке теоретических, организационных, методических основ осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ в современных условиях.

В соответствии с указанной целью были определены задачи исследования:

Проанализировать и обобщить практику прокурорского надзора в
сфере ЖКХ;

Провести анализ состояния законности, выявить типичные
правонарушения в сфере ЖКХ, определить перспективы развития
законодательства в сфере ЖКХ на современном этапе;

выявить специфику предмета, объектов, приоритетных задач и направлений прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ;

установить характерные особенности правового регулирования деятельности прокурора по надзору за исполнением законов в сфере ЖКХ;

Обосновать основное содержание этапов прокурорского надзора за
исполнением законов в сфере ЖКХ.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере ЖКХ, правовая основа их регулирования, практика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов.

Предметом исследования выступают основные направления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ, научные проблемы прокурорского надзора, тактики и методики его проведения в целях выявления, предупреждения и устранения правонарушений средствами прокурорского надзора.

В качестве рабочей гипотезы выступает предположение о том, что обеспечение законности в сфере ЖКХ в современной ситуации возможно путем совершенствования нормативно-правовой базы и проведения организационных мер, обеспечивающих эффективный прокурорский надзор за исполнением законодательства в данной сфере.

Методологической основой исследования являются комплексный и системный подходы, обеспечивающие всесторонность проведенного анализа и сделанных выводов по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ.

В диссертации использованы методы сравнительно-правового исследования, исторический, статистический, системного анализа, а также конкретно-социологические методы изучения социально-правовых явлений, включая анкетирование прокуроров, различных категорий работников сферы ЖКХ, значительного массива документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ежегодные и специальные информационно-аналитические доклады прокуроров субъектов Федерации, поступающих в Генеральную прокуратуру РФ за период с 2004-2008 годы, результаты прокурорских проверок исполнения законов в сфере ЖКХ.

Теоретическую базу исследования составили труды по проблемам прокурорского надзора С.С. Алексеева, Т.В. Ашитковой, Т.А. Ашурбекова, В.И. Баскова, С.Г. Березовской, А. Д. Берензона, В.Г. Бессарабова, И.С. Викторова, Ю.Е. Винокурова, А.Ю. Винокурова, СИ. Герасимова, В.В. Гаврилова, В.Г. Даева, А.Х. Казариной, Б.В. Коробейникова, М.Н. Маршу нова, В.Г. Мелкумова, Л. А. Николаевой, В.П. Рябцева, А.Ф. Смирнова, Н.В. Субановой, А.Я. Сухарева, В.Б. Ястребова и др.

Нормативную правовую базу исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств, законы

9 субъектов Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы проверок исполнения жилищного законодательства, проведенных органами прокуратуры Российской Федерации, справки, обобщения аналитических докладных записок, более 500 актов прокурорского реагирования, из общей совокупности подготовленных прокурорами всех субъектов Федерации по результатам надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ за пять лет (2004 - 2008 гг.), статистические данные (форма П), материалы судебной практики, результаты проведенного диссертантом опроса 122 прокуроров и 107 работников сферы ЖКХ. Использован личный многолетний опыт работы в органах прокуратуры.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней в
систематизированном виде представлена адаптированная к целям
прокурорской деятельности совокупность правовых характеристик (в т.ч.

на уровне дефиниций) жилищно-коммунального хозяйства, основных видов
жилищно-коммунальных услуг и их дифференциация, включая
водоснабжение, водоотведение, систему канализации, техническое
обследование жилищного фонда и его виды, капитальный и текущий ремонт
зданий и правовые критерии их разграничения, тепловое, электро-,
газоснабжение жилищного фонда и их правовая характеристика, понятие,
структура и дифференцированная характеристика категории

«благоустройство» как видов работ и оказания услуг, что создает необходимые условия для предметного и целенаправленного осуществления надзора за исполнением законов.

Взаимосвязанная совокупность законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих различные стороны правоотношений в сфере ЖКХ и составляющих содержание предмета прокурорского надзора за законностью в данной сфере, приводится дифференцированно применительно к каждому из вышеназванных видов работ и услуг. Это способствует подготовке и

10 проведению прокурором проверочных мероприятий, включая привлечение специалистов, назначение комплексных и специализированных ревизий, обусловленных особенностями характера проверяемых объектов, выявляемых правонарушений и обстоятельств, способствовавших их совершению.

Диссертантом выдвигается и обосновывается идея систематизации и кодификации множества действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих различные стороны общественных отношений в сфере ЖКХ. Одним из наиболее радикальных и действенных средств решения данной проблемы является разработка и принятие Жилищно-коммунального кодекса Российской Федерации. Предлагается подробная авторская интерпретация его структуры и обоснование необходимости принятия такого кодекса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вывод о том, что выявленная в ходе проведенного анализа значимость деятельности органов прокуратуры по укреплению законности и правопорядка в сфере ЖКХ непосредственно способствует успешной защите прав граждан, реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», укреплению законности в целом, поскольку:

законность в рассматриваемой сфере общественных отношений в существенной мере определяет стабильность и благосостояние в обществе;

нарушения законов в сфере ЖКХ негативно влияют на реальное обеспечение прав многих граждан, имеют широкую распространенность и устойчивую тенденцию к росту, представляют собой повышенную общественную опасность;

общественные отношения, регулируемые нормами законов, действующих в сфере ЖКХ, имеют тесные взаимосвязи, взаимовлияние с иными общественными отношениями, что предопределяет значимость деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности в этой сфере.

2. Типичные нарушения законов в сфере ЖКХ классифицируются по
способам их совершения, видам оказываемых жилищно-коммунальных услуг,
при оказании которых они допускаются, субъектам совершения и характеру
их проявления, что создает условия для
развития современной методики
прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ.

3. Специфика предмета и основных направлений прокурорского
надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ, в том числе за соответствием
правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, местного самоуправления действующему
законодательству; за исполнением законодательства контролирующими
органами в сфере ЖКХ. Авторская интерпретация предмета надзора за
исполнением законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, который
составляет: 1) соблюдение Конституции Российской Федерации и
исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации,
соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами
исполнительной власти, представительными (законодательными) и
исполнительными органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, органами военного
управления, специализированными органами контроля, их должностными
лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций при организации, финансировании,
предоставлении жилищно-коммунальных работ и услуг, включая тепло,
водо-, газо- снабжение и другие виды, при установлении норм потребления и
тарифов за работы и услуги в сфере ЖКХ; 2) соответствие законам правовых
актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами;
3) установление причин и условий, способствующих совершению
правонарушений.

4. Предложения о совершенствовании законодательства,
регламентирующего отношения в сфере ЖКХ, а также деятельность органов
прокуратуры по надзору за исполнением законов в указанной сфере:

а) пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации» дополнить нормой, предусматривающей, что «прокуроры при
осуществлении надзорной и иной функциональной деятельности по
укреплению законности и правопорядка устанавливают причины и условия
(обстоятельства), способствующие совершению правонарушений, и в
соответствии со своей компетенцией принимают меры по их устранению»;

б) абзац 1 пункта 1 статьи 24 «Представление прокурора» Федерального
закона «О прокуратуре Российской Федерации» изложить в следующей
редакции: «Представление об устранении нарушений закона, а также причин
и условий, способствовавших их совершению,
вносится прокурором или его
заместителем в орган или передается должностному лицу, которые
уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит
безотлагательному рассмотрению»;

в) пункт 1 статьи 21 и пункт 1 статьи 26 Федерального закона «О
прокуратуре Российской Федерации» дополнить нормой об установлении
причин и условий (обстоятельств), способствовавших совершению
нарушений закона;

5. Предложение о дополнении Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» статьей 9.1 «Взаимодействие прокурора в целях укрепления законности», основанное на частной методике проведенных диссертантом исследований в сфере ЖКХ и направленное на объединение усилий различных субъектов правоприменения в целях укрепления законности: «1. Прокурор при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, средствами массовой информации в целях укрепления законности и правопорядка на соответствующей территории.

13 2. При осуществлении взаимодействия прокурор:

а) заключает соглашение о сотрудничестве с соответствующими
органами;

б) участвует в подготовке совместных перспективных направлений
деятельности и приоритетов в профилактике правонарушений;

в) принимает участие в разработке проектов программ борьбы с
коррупцией, преступлениями, иными правонарушениями;

г) обменивается информацией;

е) по конкретным обращениям разъясняет требования закона о порядке
защиты прав и свобод человека и гражданина».

6. Обоснование необходимости создания специального государственного органа по контролю за работой управляющих компаний, занимающихся содержанием и эксплуатацией жилых зданий. Порядок его создания, перечень полномочий и компетенцию необходимо определить в специальном нормативном правовом акте, поскольку прокуроры нередко еще выступают компенсаторно, восполняя отсутствие такого органа.

7. На базе анализа всей совокупности законов и иных нормативных правовых актов и практики их применения обосновывается необходимость разработки и принятия Жилищно-коммунального кодекса Российской Федерации в целях оптимизации правового обеспечения ЖКХ, а также энергетической, техногенной, экологической, социальной, экономической безопасности Российской Федерации как предмета прокурорского надзора. В числе других положений в нем предлагается регламентация целей, задач и принципов кодификации соответствующих актов; основных прав и обязанностей участников правоотношений в сфере ЖКХ, иных элементов их правового статуса; информационного обеспечения субъектов деятельности сферы ЖКХ; порядка возникновения, оснований осуществления,

14 предоставления услуг, порядка установления и изменения норм и тарифов на оплату услуг ЖКХ и их взимания; установление порядка контроля и надзора в сфере ЖКХ; установление оснований ответственности за нарушение законодательства, меры защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, учёт особенностей их предоставления в многоквартирном доме. Это позволит обеспечить комплексный подход к правовому регулированию общественных отношений в рассматриваемой сфере, нивелировать специальную терминологию, упростит процедуры применения норм законодательства, будет способствовать укреплению законности в сфере ЖКХ, защите прав граждан на достойные условия проживания, а также эффективному осуществлению всех форм контроля и прокурорского надзора за исполнением законов в интересах защиты прав граждан.

8. Проект нормы о дополнении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 5.57, предусматривающей ответственность за «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом».

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения научного и прикладного характера, сформулированные по результатам комплексного исследования актуальных вопросов прокурорского надзора в сфере ЖКХ, вносят определенный вклад в теорию прокурорского надзора, создают основы методики его осуществления на качественно более высоком уровне.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что в ней содержатся рекомендации по организации и методике осуществления надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ, предложения по совершенствованию законодательства.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании учебной дисциплины «прокурорский надзор», а также других дисциплин и специальных курсов, связанных с гражданским,

15 жилищным правом, при проведении занятий по повышению квалификации работников прокуратуры Российской Федерации.

Апробация и использование результатов исследования. Основные результаты исследования диссертационной работы нашли свое отражение в 4 публикациях, подготовленных автором. Теоретические положения и практические рекомендации исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях, организованных Московским гуманитарным университетом и аккредитованным негосударственным образовательным учреждением Высшего профессионального образования «Московская финансово-юридическая академия», на конференции «Национальная безопасность Российской Федерации» (Москва, 2007 г.); использовались в ходе учебного процесса при подготовке студентов по курсам административного права и прокурорского надзора в Подольском институте (филиале) ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет»; применяются на практике в повседневной деятельности органов прокуратуры.

Структура диссертации. Структура и объем работы предопределены предметом и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения, библиографического списка литературы, законодательных и иных нормативных правовых актов и приложений.

Правовое регулирование предоставления услуг, норм потребления и тарифов на оплату услуг в сфере ЖКХ

Предоставление услуг в сфере ЖКХ регулируется нормами жилищного законодательства. В соответствии с требованиями п. 10 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.

Учитывая, что участниками жилищных отношений является большой круг субъектов (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, граждане), к жилищным отношениям применяется и иное законодательство.

Статьей 8 ЖК РФ определено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований ЖК РФ.

Нормами ЖК РФ (ст. 20) определены субъекты, основания и порядок государственного контроля качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг в жилом фонде, независимо от его формы собственности в соответствии с установленными требованиями. Данный контроль осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком, установленном Правительством РФ.

Услуги составляют такие виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально существенный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, ранее созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности, осуществляемой с использованием различных материалов, энергии, а оказание услуг создает желаемый результат по обеспечению и удовлетворению потребностей в надлежащих условиях проживания. Предоставлением этих услуг обеспечиваются нематериальные блага, такие как жизнь, здоровье3 и т.п., перечисленные в ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) . Обеспечение этих прав является основной целью социального государства, к которому также х относится Российская Федерация, что закреплено в международных актах5.

Между тем действующее законодательство не дает четкого определения понятию «жилищно-коммунальное хозяйство»6.

В целях единообразной трактовки и четкого понимания существа требований законов в данной сфере необходимо руководствоваться исходными основными понятиями. Так, «коммунальное хозяйство» -совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков и сел. Оно включает санитарно-гигиенические предприятия (водопровод, канализация, бани, прачечные), жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, энергетические предприятия (ТЭЦ, электростанции и др.), сооружения внешнего благоустройства (дороги, мосты и др.), гостиницы и др. Под «коммунальным» в работе понимается принадлежность тех или иных объектов к городскому (поселковому) хозяйству, связанных с ним.

Под «хозяйством» в самом общем виде понимается совокупность различных объектов, объединенных единой целью обеспечения жилищного фонда коммунальными услугами в соответствии с техническими, технологическими, санитарными и иными требованиями и нормами, соответствующими возможностям и условиям конкретного региона.

Жилищно-коммунальный комплекс включает в себя системы жизнеобеспечения граждан электро-, тепло-, водоснабжением, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. В целях обеспечения комфортными и безопасными условиями проживания населения, страны постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 7978 в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы была утверждена подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». В соответствии с положениями этой программы основными участниками экономических правоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве являются жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане.

Понятие «жилищно-коммунальное хозяйство» (ЖКХ) в его современном общепринятом правовом значении появилось сравнительно недавно (начало 90-х годов XX века) в связи с интенсивной актуализацией его социальной значимости. Вопросы деятельности ЖКХ являются жизненно-важными, для всего населения страны, поскольку они касаются каждого человека - это обеспечение теплом, водой, электроэнергией, газом, создание комфортных условий проживания.

Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»9 (далее -Закон № 210-ФЗ) определено, что организация коммунального комплекса -это юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Система коммунальной инфраструктуры определяется в законе как совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ

В современных условиях интенсивной разработки и проведения многообразных социальных, административных, экономических реформ, изменения отношений собственности, сопровождающихся значительным обновлением законодательства, структуры государственных и хозяйственных органов, требуются новые подходы к организации и деятельности правоохранительных структур, включая и прокуратуру.

Разработка и осуществление национальных приоритетных проектов, касающихся сферы образования, здравоохранения, аграрного производства и жилищно-коммунального комплекса, рассчитанных на долгосрочную перспективу, касаются основных прав, свобод и интересов каждого гражданина РФ в наиболее жизненно важных сферах. Поэтому вполне оправданно и понятно повышенное внимание органов прокуратуры к обеспечению надлежащего уровня законности в названных приоритетных для каждого сферах жизнеобеспечения как непременного условия успешного выполнения стоящих поистине судьбоносных задач.

Правовая действительность требует модернизации, оперативной разработки для прокуроров современных методик надзора, связанных с прокурорским сопровождением выполнения первоочередных задач государства, в том числе приоритетных национальных проектов. Вышеназванные обстоятельства требуют от прокуроров освоения новых подходов и методик обеспечения законности средствами прокурорского надзора в приоритетных сферах правовых отношений в современных условиях совершенствования их профессиональной подготовки. Одной из наиболее актуальных задач прокуратуры является действенный, результативный надзор за исполнением законов в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения. Тем более что жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ) - один из самых больших секторов экономики России. Доля основных фондов ЖКХ составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей. В отрасли занято более 3 млн. работников; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м кв.; ею потребляется более 20% энергоресурсов страны. При этом по данным Минрегионразвития России износ основных фондов в ЖКХ превышает 60%. Кредиторская задолженность отрасли на конец 2006 г. составила 325 млрд. рублей.

Российское государство гарантирует каждому право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права на жилище (ст. 40 Конституции РФ). В ее выполнении важная роль отведена органам прокуратуры.

Предметом исследования является то, на что направлена мысль, внимание, действие. Правильное определение предмета - это правильная основа для проведения изучения всех составляющих исследуемого явления или процесса. Можно согласиться с мнением А.Х. Казариной, что определение предмета прокурорского надзора есть стержневой, выполняющий роль опоры в конструкции прокурорского надзора вопрос. От того, насколько в теории и практике будет достигнуто согласие по ключевым вопросам, зависят реальные возможности прокуратуры по влиянию на складывающийся правопорядок.

Необходимо отметить точку зрения Гаврилова В.В., который заметил: «Как только возникало искаженное представление... о предмете прокурорского надзора, так тут же прокуроры переключались на выполнение не свойственных им функций»81.

Понятие предмета прокурорского надзора за исполнением законов всегда находится в центре дискуссий научной юридической общественности. Это внимание предопределяется определенным динамизмом и структурными изменениями, а главное, изменениями содержательной характеристики предмета надзора в различные периоды развития государственности и общественных отношений.

Чаще всего под предметом прокурорского надзора понимают соответствие закону правовых актов и точное исполнение законов.

Можно согласиться с определением предмета прокурорского надзора как сферы общественных отношений, на регулирование которых направлена деятельность прокурора, представляющей собой соответствие закону действий (бездействий) поднадзорных органов и лиц, а также издаваемых ими актов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законам.

Общая характеристика состояния законности и работы прокуроров по ее укреплению в сфере ЖКХ

Органами прокуратуры РФ в течение нескольких лет активно осуществляется надзор за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в период подготовки к отопительному сезону и его прохождения, в том числе о соответствии федеральному законодательству правовых актов органов и должностных лиц государственной власти, местного самоуправления, региональных и муниципальных органов тарифного регулирования.

В 2008 году продолжалась тенденция роста количества нарушений в сфере ЖКХ. Так, прокурорами выявлено в 2008 году более 101,4 тыс. нарушения, что на 67% больше, чем в 2004 году, в том числе 3,9 тыс. незаконных правовых актов (+225%). Количество принесенных протестов с 2004 по 2008 увеличилось с 1,1 тыс. до 3,7 тыс. (+236%). Возросло количество внесенных представлений об устранении нарушений законов с 9,1 тыс. до 21,4 тыс. (+135 %). Отмечается тенденция роста количества лиц, привлеченных к административной ответственности (+293%), и объявленных предостережений о недопустимости нарушения закона (+77%).

Несмотря- на активизацию прокурорского надзора и принятые меры, состояние законности в указанной сфере правоотношений остается неудовлетворительным, поскольку эти нарушения негативно влияют на права граждан, имеют широкую распространенность, представляют собой повышенную общественную опасность.

Органами государственной власти, местного самоуправления, руководителями энергоснабжающих организаций и хозяйствующих субъектов допускаются нарушения законодательства, регулирующего вопросы подготовки объектов энергохозяйства к отопительному сезону. Нарушения выражаются в несвоевременной подготовке к отопительному сезону, отсутствии бесперебойного обеспечения населения и объектов социальной сферы тепловой и электрической энергией, незаконное отключение энергоснабжения, что влечет за собой нарушения прав и законных интересов граждан. С начала отопительного сезона 2008-2009 гг. на объектах обеспечения жизнедеятельности населении в субъектах России было зарегистрировано 4 чрезвычайные и 19 аварийных ситуаций114.

К наиболее характерным и повсеместно выявляемым органами прокуратуры РФ нарушениям относятся факты отключения электрической и тепловой энергии либо ограничения их подачи в жилые дома и на объекты социально-культурного назначения. Основными причинами таких действий, как и прежде, являются наличие задолженности за поставленную энергию, необеспечение запасами топлива, отсутствие своевременного финансирования, несвоевременное завершение ремонтных работ.

Например, ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» в связи с неисполнением МУЛ «Махачкалинские Горэлектросети» своих обязательств по оплате приобретенной электроэнергии ввела ограничения ее поставки МУЛ, в результате все потребители города Махачкалы были ограничены электроснабжением, что вызвало социальное напряжение в городе. В результате проведенной проверки прокуратурой республики в суд направлены исковые заявления, во-первых, о том, чтобы обязать МУЛ «Махачкалинские Горэлектросети» обеспечить техническую возможность индивидуального ограничения режима потребления обслуживаемых потребителей с целью соблюдения прав потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии, а во-вторых, о принятии мер по приведению электрических сетей и трансформаторов в техническое состояние, соответствующее требованиям законодательства.

В связи с нарушением МУП «Махачкалинские Горэлектросети» нормативного режима обеспечения электроэнергией части домов города прокурорами в отношении предприятия возбуждено 19 административных производств по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами), которые были рассмотрены Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан. По факту ограничения режима потребления электроэнергии в г. Махачкале СО по г. Махачкале СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Республике Дагестан было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 215.1 УК РФ (прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения)115.

Подобные нарушения прокурорами были выявлены в республиках Адыгея, Алтай, Северная Осетия - Алания, Удмуртской Республике, Астраханской, Иркутской, Мурманской, Новосибирской, Рязанской, Томской, Тульской областях и других регионах.

Прокурорами выявляются факты нарушения законодательства при организации снабжения населения и муниципальных учреждений топливом, при размещении заказа на поставку топлива для государственных и муниципальных нужд, в том числе при подготовке к отопительному сезону (республики Алтай, Хакасия, Приморский край, Вологодская, Курганская, Магаданская, Ростовская, Томская, Ярославская области и др.).

Неблагоприятное положение в стране сложилось с обеспечением водоснабжения населения. Имеются отдельные недостатки в таком обеспечении, которые приводят к возникновению вспышек инфекционных заболеваний. Обеспечение населения доброкачественной питьевой водой требует комплексного решения в рамках реализации целевых программ, принимаемых как на федеральном, так и на региональных уровнях. Однако не во всех регионах имеются такие программы, а при их наличии каких-либо ассигнований на строительство и реконструкцию водопроводных и канализационных сооружений органами государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджете не предусматривается, муниципалитетам не выделяется. Причиной указанному является ненадлежащее исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по обеспечению населения качественной питьевой водой. Генеральной прокуратурой РФ прокурорам субъектов Российской Федерации в 2008 году предложено принять меры по усилению прокурорского надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения населения. При этом органам прокуратуры совместно с органами Роспотребнадзора предлагалось принять меры к обязанию в судебном порядке указанных органов к ремонту и строительству объектов водоснабжения, необходимых комплексов очистных сооружений, обеззараживающих установок. В субъектах, в которых отсутствуют региональные целевые программы по обеспечению населения питьевой водой, мерами прокурорского реагирования побудить органы власти к принятию таких программ и их реализации.

Распространены случаи принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований незаконных нормативных правовых актов в сфере ЖКХ, в том числе устанавливающих повышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения. Как правило, принятые органами тарифного регулирования размеры предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по муниципальным образованиям не соответствуют предельным индексам, установленным приказами Федеральной службы по тарифам по субъектам Российской Федерации.

Органами местного самоуправления при издании нормативных актов об утверждении тарифов таїсже допускаются нарушения сроков их утверждения, установленные ст. 9 Закона № 210-ФЗ, которой предусмотрено принятие тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода действия тарифов.

Сбор и анализ информации

Особенностью Российской прокуратуры как прокуратуры федерального государства является то, что она выступает важнейшим элементом сдерживания и противовесов не только в системе разделения и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, но и между федеральными и органами власти субъектов Федерации, являясь своеобразным гарантом соблюдения национальных государственных интересов России. Учитывая эти особенности системы прокуратуры, необходимо соблюдение определенных требований, выработанных теорией прокурорского надзора и практикой его осуществления в различных правовых сферах и направлениях деятельности органов прокуратуры.

Для успешного и целенаправленного осуществления надзора в сфере ЖКХ органы прокуратуры регионального, а также городского (районного) уровня должны быть надлежащим образом организованы. Процесс организации этой работы складывается из следующих его взаимосвязанных элементов: это сбор и анализ информации, характеризующей состояние законности в сфере ЖКХ; планирование работы; взаимодействие с другими подразделениями аппаратов прокуратур субъектов Федерации и приравненных к ним прокуратур с другими прокурорскими работниками (прокуратура района, города); контроль исполнения.

Прокурорская проверка исполнения законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства связана с процессами собирания, исследования и оценки материалов. Для планирования проведения надзорных проверок в сфере ЖКХ прокурор должен обладать определенной информацией. Это могут быть сведения о нарушениях различных законов, совершенных разного рода субъектами, что, в свою очередь, обязывает прокурора тщательно продумывать тактику каждой проверки. Работа прокурора в настоящее время, как правило, осуществляется прежде всего на основе ведения оперативной статистической отчетности и учета работы прокурора, выделяя отдельной строкой данные о выявленных нарушениях закона в сфере ЖКХ.

Информационное обеспечение прокурорского надзора в сфере ЖКХ составляют вне зависимости от иерархического уровня органа прокуратуры: - правовые акты, регулирующие отношения в сфере ЖКХ, в т.ч. правовые акты о бюджете, и иные акты, касающиеся финансирования ЖКХ, содержащие бюджетные обязательства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований; - реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, ведение которого осуществляется на основании " постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»; - экспертные заключения соответствующих органов Министерства юстиции РФ о несоответствии Конституции РФ федеральному законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных актов субъекта Российской Федерации; - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации согласно постановлению Правительства РФ от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»129 и Указу Президента РФ от 13.10.2004 № 1313130; - сведения о заседаниях законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления в целях установления вопросов о своевременности принятия ими нормативных правовых актов; - информации о государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»131; - обобщения практики государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, который осуществляется органами Минюста России в соответствии с Положением о Министерстве; заключения юридических отделов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, представительного органа местного самоуправления на принимаемые правовые акты (решения), касающихся вопросов сферы ЖКХ; отчеты и заключения органов соответствующего уровня, осуществляющих контрольные функции в сфере ЖКХ, о состоянии жилищно-коммунального хозяйства, о выявленных ими правонарушениях и привлечении виновных лиц к административной ответственности, принятии иных мер по устранению выявленных органами контроля нарушений и обстоятельств, им способствующих; - заключения юридических отделов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления на принимаемые правовые акты (решения), касающихся вопросов сферы ЖКХ; данные статистического наблюдения и учета согласно постановлениям Федеральной государственной службы; - сведения органов записи актов гражданского состояния согласно Федеральному закону от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»132, а также отчеты из медицинских учреждений о несчастных случаях на улице, не связанных с производством; - выписки из реестра расходных обязательств и свода бюджетных обязательств согласно ст. 87 Бюджетного кодекса РФ; - выписки из реестра предоставленных бюджетных кредитов и отчетов об их использовании согласно ст. 76 и 77 Бюджетного кодекса РФ; - выписки из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации, муниципальной- долговой книги согласно ст. 121 Бюджетного кодекса РФ; - информации о средних потребительских ценах и тарифах на платные услуги населению согласно Федеральному закону от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме»134 в целях определения величины прожиточного минимум как в целом по Российской Федерации, так и по ее субъектам.

Самостоятельно группу источников информации представляют данные самих органов прокуратуры. Это: - материалы прокурорских проверок, гражданских, уголовных дел; - докладные записки из нижестоящих органов прокуратуры, информации, специальные донесения, иные оперативные документы. Требования о предоставлении- соответствующей информации при наличии к тому оснований прокурор обычно направляет руководителям управляющих организаций в сфере ЖКХ.

Надзорное ведомство обнародовало результаты своих проверок качества услуг ЖКХ, которые получили граждане в прошлом году. Вот как выглядит эта "коммунальная" картина в Уральском федеральном округе - одном из крупнейших и важнейших для страны.

По словам самих прокуроров, в минувшем году на Урале пресечено больше 18 тысяч нарушений в этой наиболее чувствительной для граждан сфере. Одним из ключевых индикаторов реального положения дел стало значительное количество поступающих жалоб.

Напомним, вести постоянный мониторинг обстановки в сфере ЖКХ обязал прокуроров на местах Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. Сотрудники надзорного ведомства говорят, что большое число обращений, четверть из которых признана обоснованной и удовлетворена, само по себе говорит о наличии серьезных проблем. Как раз тот случай, когда количество неуклонно переходит в качество - вернее, в его отсутствие. И действительно, статистика неумолима: большинство жалоб населения традиционно касаются ненадлежащего предоставления коммунальных услуг, нарушения порядка начисления платежей управляющими компаниями, бездействия местных властей при расселении аварийного жилья.

Формы и методы прокурорского реагирования разнообразны. Весьма действенная практика сложилась в Челябинской области. Там прокуроры, стремясь исключить саму возможность коммунального произвола, оспаривают в арбитражном суде неправомерные сделки по передаче в безвозмездное пользование коммерческим организациям муниципальных инфраструктурных объектов. Всего же за прошлый год челябинская прокуратура направила в суды 615 исков по жилищно-коммунальной проблематике.

Много вопросов у прокуратуры на Урале вызывает переселение людей из аварийного жилья. К началу 2017 года по федеральному округу в региональные адресные программы было включено свыше 3,5 тысячи аварийных домов, признанных таковыми до января 2012 года. По состоянию на первое сентября прошлого года во всех регионах, за исключением Свердловской области, программы переселения удалось завершить. Но вскрылись и неожиданные сложности. Так, в августе прошлого года прокуроры провели проверку и обнаружили 268 домов, которые при бездействии администраций в Камышлове, Дегтярске, Ивделе, Карпинске и других городах, не были включены ни в одну из программ переселения.

Недопустимой назвали прокуроры и позицию местных муниципалитетов, стремившихся ограничить число нуждающихся в переселении граждан. Для этого нерадивые чиновники различными путями уклонялись от признания жилья непригодным для проживания. Например, прокурорская проверка приехала в Невьянский городской округ Свердловской области и обнаружила дома с явными признаками аварийности. Но чиновники этого в упор не видели, а на жалобы граждан отвечать не торопились. Кстати, подобные "чиновничьи хитрости" актуальны и для иных регионов.

Местные чиновники любым путем уклоняются от признания жилья непригодным для проживания

Серьезные вопросы вызывает в надзорном ведомстве и проблема капитального ремонта многоквартирных домов. В результате вмешательства прокуратуры в Свердловской области был вынужден уволиться руководитель Фонда содействия проведению капитального ремонта, не сумевший организовать ремонт даже половины из запланированных на год домов. Благодаря жесткой позиции прокуратуры освобожден от занимаемой должности и директор регионального фонда в Югре. Но увольнения не решили всех проблем.

Одна из наиболее вопиющих - в программы капремонта массово попадали аварийные дома. В прокуратуре рассказали, что были случаи признания домов аварийными сразу же после капитального ремонта. То есть деньги, собранные с граждан, оказались потрачены впустую - подчеркивают в прокуратуре. И добавляют: немало случаев, когда состояние домов после капитального ремонта ухудшалось, начинали протекать крыши, обваливался фундамент, лопались системы отопления.

И еще проблема - незаконное начисление взносов на капремонт жителям аварийных домов. К примеру, в Югре прокурорами установлен факт безосновательного включения в региональную программу капремонта многоквартирного дома, признанного аварийным. С жильцов аварийного дома в фонд капитального ремонта умудрились собрать около 200 тысяч рублей. И это не единственный подобный пример.

Итог - в прошлом году в Уральском федеральном округе возбуждено 200 уголовных дел о преступлениях в жилищно-коммунальной сфере, при этом в ряде случаев поводом для таких решений стали именно материалы прокурорских проверок. Кроме того, прокуроры предъявили в суды 2323 иска, добились привлечения 3531 нарушителя к дисциплинарной ответственности и 917 - к административной.

Как сообщил корреспонденту РГ заместитель Генерального прокурора РФ Юрий Пономарёв, особая острота вопросов в сфере ЖКХ обусловила необходимость коллегиального обсуждения ситуации с прокурорами всех регионов Урала. На совещании, прошедшем 4 апреля в Салехарде, состоялся предметный и требовательный разговор, на котором руководители прокуратур не только откровенно и нелицеприятно обнажили конкретные проблемы в территориях, но и смогли обменяться позитивным опытом по их решению.

По словам Юрия Пономарёва, основной акцент должен быть сделан на соблюдении законности использования бюджетных ресурсов, выделяемых на модернизацию инфраструктуры ЖКХ и средств, взимаемых с граждан в виде платежей за услуги, на обеспечении прозрачности работы управляющих организаций и коммунальных предприятий, на обоснованности тарифно-ценовой политики, на пресечении коррупции и повышении уровня ответственности должностных лиц и структур, реализующих контрольные и разрешительные полномочия в указанной сфере в субъектах Федерации и муниципалитетах.

Прямая речь

Юрий Пономарев, заместитель Генерального прокурора РФ

В прошлом году в Уральском федеральном округе возбуждено 200 уголовных дел о преступлениях в жилищно-коммунальной сфере. В 62 случаях поводом для таких решений стали материалы прокурорских проверок, прокуроры отправили в суды 2323 иска, к дисциплинарной ответственности привлекли 3531 чиновников.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере


В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" ,

приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере считать одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Осуществлять его комплексно и гласно, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, общественными организациями.

1.2. Последовательно и настойчиво использовать предоставленные полномочия для защиты прав граждан, общественных и государственных интересов, борьбы с преступностью и коррупцией, добиваясь реального устранения выявленных нарушений.

1.3. При планировании, организации и выполнении надзорных мероприятий исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора а также создания препятствий правомерной деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

2.1. Сосредоточить усилия на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере; полнотой осуществления мероприятий по переселению населения из аварийного жилья, капитальному ремонту многоквартирных домов; расходованием денежных средств, выделяемых на данные цели; обеспечением законности в процессе управления жилищным фондом, в том числе при лицензировании такой деятельности.

2.2. Принимать исчерпывающие меры по пресечению злоупотреблений и нарушений со стороны уполномоченных публично-правовых образований, контрольно-надзорных органов, их должностных лиц; возмещению виновными ущерба, причиненного гражданам и бюджетам всех уровней.

Давать оценку полноте осуществления ими полномочий по своевременному контролю за поступлением арендных платежей за пользование объектами жилищно-коммунального хозяйства и выполнением условий концессионных соглашений.

2.3. Организовать анализ сведений, характеризующих состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, активно используя для этого информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Для выявления фактов массовых нарушений прав граждан наладить эффективное взаимодействие с общественными объединениями на поднадзорной территории.

2.4. Использовать имеющиеся полномочия по участию в разработке и принятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в жилищно-коммунальной сфере. Своевременно реагировать на несоответствие законам данных актов и их проектов, наличие в них коррупциогенных факторов.

При оценке правомерности решений об установлении тарифов на коммунальные услуги и нормативов их потребления организовывать в необходимых случаях проверки достоверности и полноты сведений, представляемых хозяйствующими субъектами в органы тарифного регулирования, а также правильности применяемой этими органами методологии и обоснованности произведенных ими расчетов.

2.5. Уделять особое внимание полноте выполнения органами публично-правовых образований, хозяйствующими субъектами обязанностей в части своевременного предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, эксплуатации, ремонта и содержания жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, поставок и завоза топливно-энергетических ресурсов, в том числе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Незамедлительно реагировать на все факты возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, повлекшие грубые нарушения прав потребителей.

2.6. Пресекать нарушения организациями жилищно-коммунальной сферы требований законов, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности, банкротства, раскрытия информации о своей работе, реализации инвестиционных и производственных программ, проведения конкурентных процедур и участия в них.

2.7. Давать принципиальную оценку бездействию и ненадлежащему выполнению органами надзора и контроля полномочий при осуществлении плановых и внеплановых мероприятий в жилищно-коммунальной сфере, непринятию мер по безусловному и своевременному выявлению и устранению нарушений закона и привлечению к ответственности виновных лиц.

2.8. Выявлять и пресекать противоправные посягательства на средства граждан и бюджетов всех уровней, государственные и муниципальные активы, общее имущество многоквартирных домов, предупреждать случаи их нецелевого и иного противоправного использования.

Принимать в рамках предоставленных полномочий меры для понуждения организаций жилищно-коммунального хозяйства, органов публично-правовых образований к снижению объема задолженности перед ресурсоснабжающими компаниями, перерасчету и возврату населению необоснованно начисленных платежей.

2.9. Обеспечивать эффективный надзор за противодействием коррупционным проявлениям в деятельности государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы жилищно-коммунальной сферы, руководителей государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в этой сфере. Своевременно выявлять случаи несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот. Принципиально реагировать на факты непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

2.10. Принимать исчерпывающие меры координационного и надзорного характера с целью активизации работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений в жилищно-коммунальной сфере, особенно в части неправомерного использования бюджетных ассигнований, денежных средств граждан, а также деяний, совершенных организованными преступными группами, с привлечением аффилированных структур и фирм-однодневок.

Обеспечить должный надзор за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью при рассмотрении сообщений и расследовании преступлений данной категории, принятии мер по возмещению причиненного ими ущерба. Взять под особый контроль ведение дел оперативного учета и соответствующих накопительно-наблюдательных производств.

Добиваться незамедлительного устранения установленных нарушений, допущенных правоохранительными органами в ходе указанной деятельности, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

2.11. Своевременно использовать полномочия по обращению в суд в порядке гражданского, арбитражного и административного процессуального законодательства, а также в порядке части 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации , обращая особое внимание на вопросы возмещения ущерба, причиненного правонарушениями государству.

3. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах:

3.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере федеральными органами исполнительной власти, органами надзора и контроля в округе, территориальными органами федеральных государственных органов, определенными Генеральным прокурором Российской Федерации.

3.2. Организовывать и контролировать с оказанием необходимой практической и методической помощи деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, в том числе обеспечением прав граждан на получение жилищно-коммунальных услуг. Обеспечивать взаимодействие подчиненных прокуратур с подразделениями Росфинмониторинга и Ростехнадзора в округе.

3.3. В ходе реализации предоставленных полномочий сосредотачивать особое внимание на вопросах подготовки к отопительному сезону, обеспечения его бесперебойного прохождения, предоставления населению тепло-, электро- и иных видов коммунальных ресурсов и услуг, своевременности расчетов за них, тарифного регулирования и ликвидации аварийного жилья.

3.4. Содействовать повышению эффективности работы прокуроров по координации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в данной области правоотношений.

4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

4.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти.

4.2. Систематически анализировать состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, изучать прокурорскую и иную правоприменительную практику, определять актуальные проблемы правоприменения на федеральном уровне, вносить предложения по их урегулированию.

4.3. Оказывать практическую и методическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур в организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере.

5. Главному управлению по надзору за следствием, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью совершенствовать практику прокурорского надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе при учете, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, реализации оперативно-розыскных мероприятий, расследовании уголовных дел.

6. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур в области надзора за исполнением законов о противодействии коррупции в жилищно-коммунальной сфере.

7. Главному уголовно-судебному управлению и управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе в пределах предоставленных полномочий на постоянной основе анализировать практику поддержания государственного обвинения, участия в гражданском, административном и арбитражном процессах.

8. Главной военной прокуратуре обеспечить постоянный надзор за неукоснительным исполнением органами военного управления, воинскими должностными лицами, руководителями специализированных организаций Минобороны России, других войск, воинских формирований и органов требований законов, регламентирующих жилищно-коммунальную сферу.

9. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур докладные записки о результатах надзорной деятельности в жилищно-коммунальной сфере представлять к 30 января и 30 июля в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленные в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8 настоящего приказа, согласно их компетенции.

Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пунктах 3, 5, 6, 7, 8 настоящего приказа, обобщенную информацию о состоянии законности и практике прокурорского надзора в указанной области к 15 февраля и 15 августа направлять согласно их компетенции в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка