Устройство римской республики. древний рим где был расположен рим? где был расположен рим? Презентация на тему "устройство римской республики" Выборы консулов и принятие законов

26.06.2020 Зарплатная карта

Изгнание Тарквиния и уничтожение царской власти было общим делом всех граждан, и патрициев и плебеев; но выгоды от этой перемены достались исключительно знатным фамилиям, сословию патрициев, которое совершенно обособилось от плебеев и сделало своими привилегиями все почести и политические права. Единственною уступкою, какую получили от патрициев плебеи в первый времена республики, могло быть разве то, что для пополнения сената до цифры трехсот членов патриции приняли в сенат некоторое количество важнейших людей из плебеев; а быть может, что даже и этого не сделали они; быть может, новые сенаторы были выбраны исключительно из патрициев. Эти новые члены сената были названы «сопричисленными» (conscripti) в отличие от прежних, называвшихся «отцами» (patres); потому теперь, обращаясь к сенаторам, ораторы называли их patres et conscripti;впоследствии эта формула получила упрощенный вид: patres conscripti. Вся власть, принадлежавшая царю, перешла к сословию патрициев; но права царя были разделены между несколькими сановниками, избираемыми на короткий срок, потому сановники были гораздо слабее царя.

Сенат

Эта перемена возвысила значение сената; он сохранил характер совета, созываемого консулами, как назывались главные два сановника, избираемые на год; но как бессменная корпорация членов, принадлежащих к важнейшим фамилиям и сохраняющих свой сан пожизненно, имел он фактический перевес над сановниками, которые менялись каждый год. Право назначения сенаторов, принадлежавшее прежде царю, было предоставлено консулам; но они могли выбирать людей лишь из определенного круга фамилий, и эти фамилии, называвшиеся «сенаторскими», занимали преобладающее положение в обществе. Сенат был охранителем законного порядка. Народному собранию могли быть предлагаемы только те проекты законов, которые были одобрены сенатом; по одобрении сената они назывались сенатусконсультами. Народные собрания, на решение которых представлялись проекты законов, происходили по центуриям; законным местом для них была площадь, называвшаяся comitium. Все решения центуриатных комиций по принятию ли законов, по выборам ли сановников, получали законную силу только по утверждении их «отцами» (patres). Вопрос о том, кого надобно понимать под названием patres, ученые решают не одинаково. Некоторые (Моммсен, Мадвиг) полагают, что эта «власть отцов» (patrum auctoritas) принадлежала сенату, собранию представителей сословия патрициев; другие (Нибур, Ланге) думают, что право утверждать законы и выборы принадлежало комициям курий, в которых собирались все патриции. Но мнение, что в собраниях курий участвовали только патриции, вовсе без плебеев, не основано ни на каких положительных известиях, потому едва ли можно под названием patres понимать собрание курий. Сенат объявлял войну, заключал мир, заключал другие трактаты с иноземными государствами, имел верховный контроль над администрацией и судопроизводством, заведовал финансами, государственными землями, религиею.

Консулы

При содействии советов сената и под надзором его, текущими делами управления и судопроизводством заведовали два сановника, первоначально называвшиеся преторами, а потом консулами; они были избираемы на один год. Они созывали сенат, руководили его совещаниями, приглашали сенаторов подавать голоса; на войне они были военачальниками с неограниченною властью. Они избирались народом, но вступали в отправление своей должности, лишь получив от собрания граждан по куриям утверждение в сане и «власть» (imperium). У царя было 24 ликтора; они были разделены между консулами, так что перед каждым консулом шло 12 ликторов; царь имел пурпурную тогу; консулы имели тогу с пурпурной каймой. Действия одного консула могли быть останавливаемы запрещением другого.

Диктатор

Иногда патриции вручали всю царскую власть сановнику, который назывался диктатором («повелителем»); он имел 24 ликторов, фаски которых были с секирами; это означало, что вся исполнительная власть принадлежит ему с правом над жизнью и смертью. Но диктатор назначался только во времена большой опасности для государства и, по устранены её, слагал с себя сан, дававший ему неограниченную власть не только над войском в походе, но и над гражданами в Риме, и подчинявший ему всех сановников. Диктатор был не «обыкновенный», а «чрезвычайный» сановник. Один из консулов, по поручению сената, назначал в ночной тишине и при совершении религиозных обрядов диктатором того человека, который был выбран в этот сан сенатом. Срок власти диктатора не мог превышать шести месяцев. Диктатор назначал себе по собственному выбору помощника, который назывался начальником конницы (magister equitum), и был вполне подчинен диктатору, но был выше всех других сановников. От диктатора не было апелляции к народу. Диктатура была для патрициев средством сдерживать стремление плебеев к равноправности и подавлять волнение граждан. Именами консулов обозначался год. Консулы совершали жертвоприношения и молитвы от лица народа, и от его же имени вопрошали богов при содействии авгуров.

Квесторы

Кроме консулов, другими обыкновенными сановниками были квесторы, заведовавшие под надзором сената финансами. Первоначально было два квестора; с расширением государства число их увеличивалось соразмерно возрастанию их занятий. Первоначально они, вероятно, назначались консулами, но потом были избираемы народом. Срок их сана был также годичный. Во времена царей квесторами назывались судьи по делам об убийствах (стран. 64); по-видимому этим уголовным судьям было потом поручено и управление финансами; а впоследствии времени оно стало исключительным их занятием. Когда сан консулов стал доступен и плебеям, патриции отделили, как мы увидим, судебную власть от обязанностей консулов и поручили ее новому сановнику, претору.

Префекты города и царь священнослужения

Когда оба консула удалялись из Рима, их наместником в Риме был «префект города (praefectus urbi). Таким образом судебная и военная власть царя была разделена между консулами и квесторами, поставленными под надзор сената, а для исполнения религиозных обязанностей царя была учреждена должность особенного духовного сановника, заведовавшего всеми делами, относившимися к государственной религии, и между прочим охранением огня на очаге государства. Он назывался «царем священнослужения» (rex sacrorum); за ним было оставлено имя царя для того, чтобы сохранился прежний посредник между богами и народом. Но с саном этого царя не мог быть соединяем никакой другой сан, потому он был бессильнейшим из всех римских сановников. Он назначался на всю жизнь, и жил в доме, стоявшем на верхнем конце священного пути.

Урок 47. Устройство Римской республики

I. Повторение изученного:

1.Покажите территорию Римского государства в VI в. до н. э (с. 203). Опишите ее словами. Велики ли ее размеры?

2.Кто из героев римских легенд мог бы сказать о себе такие слова: «С дав­них пор моих собратьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то самый Рим, быть может, не был основан... Ведь статую, да еще в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и тем горжусь!» (Какую роль, согласно ле­генде, сыграла волчица в основании Рима?)

3.Опишите древнейший Рим. При ответе используйте рис. на с. 205.

4.Рассмотрите рис. 2 на стр. 204 и опишите храм Весты. Что вы знаете об этой богине и ее жрицах - весталках? Кого из героев легенды о возник­новении Рима сделали весталкой?

5.Подумайте, мог ли Ромул - легендарный основатель Рима - что-нибудь слышать об Олимпийских играх? Обоснуйте ответ.

II. Новая темя

Вспомните, что древнейшим Римом правили цари. Седьмой царь был очень жестоким: казнил неугодных римлян, отбирал у них имущество, не считался с мнением сената.

Предположите последствия такого правления? К каким измене­ниям стремились римляне? Интересы каких групп населения были учтены е ходе изменений?

Прочитайте п. 1 §45 и ответьте на эти вопросы, отразите эти изменения на схеме

На доске:

Население Рима в VI-III вв.

недовольство 200 лет

Патриции плебеи

Какова была их роль в управлении Римом?

Народные трибуны (сначала 2, а


затем 10 человек)

Сенат (совет Народное собрание Два консула (сроком на 1 год)

(мужчины-патриции)

старейшин)

война мир царь

В 509 г. до н. э. республика - общее дело, власть, при которой управ­ляют авторитетные представители народа, избираемые на определенный срок.

Вопросы:

- Кто такие плебеи? Чем они были недовольны? За что они бо­ролись?

(Плебеи несли военную службу, но, в отличие от патрициев, не пользова­лись правом на участие в управлении государством, им не разрешали поль­зоваться общинной землей. Борьба плебеев с патрициями продолжалась 200 лет. Плебеи добились права избрания народных трибунов.)

Почему избрание трибунов было важным для плебеев?

Что означает право «вето»?

Кто же стал управлять вместо царя Римским государством? Какое правление называют республикой?

Задание: В чьих интересах осуществлялось управление в респуб­лике? Давайте сравним управление в Афинах и в Риме.

На доске:

Народные трибуны

Патриции и плебеи (на 1 год)

(пожизненно)

1.Принятие законов.

2.Оплата должностей.

3.Роль сената.

1) Народное собрание состояло из патрициев и плебеев (знатных и
незнатных, бедных и богатых). Народное собрание выбирало должностных
лиц, заключало мир, объявляло войну:

- Кто имел право обсуждать вопросы в народном собрании в Афинах? А в Риме? Прочитайте п. 2 §46.

- Какой порядок справедливее? Почему?

Обсуждение законов было, необходимо, прежде всего, малообра­зованным, плохо разбиравшимся в государственных делах людям, т. е. большинству бедных граждан.

2) Должностным лицом в Риме мог стать как богатый, так и бедный, но должности не оплачивались, как в Афинах.

- Кто ввел в Афинах оплату должностей?

- Какой отсюда следует вывод? Кто мог стать консулом?
Консулу приходилось содержать не только семью, но и личную охрану, писцов, курьеров. Деньги нужны были и для организации выборов. Римский гражданин сам предлагал, чтобы его избрали на должность. Но одержать победу на выборах было непросто. За несколько месяцев до вы­боров богачи, желавшие занять должность консула, выступали перед избирателями. «Сограждане, - говорил один из них, обращаясь к бедноте. - Все вы знаете мой дом, и обеденный час вам прекрасно известен. Всех вас приглашаю в гости: приходите, и вы получите вдоволь хлеба, овощей, рыбы, вина, - оливок...» Другой богач, его соперник, торопился использовать тот же прием: «И ко мне приходите, и не только в час обеда: может быть, вы заняты каким-либо делом. Приходите в любое время, не пожалеете, у меня такой раб-повар, что вкусным запахом от его котлов питается сам бог Юпитер!.. А у тебя, дружище, я вижу рваную одежду. Приходи, ты получишь еще и новый плащ в придачу!»

- Как вы думаете, содержалась ли в этих призывах забота о бед­няках? Каковы истинные цели богачей, предоставляющих народу в ходе
выборов те или иные подарки?

Римские рабовладельцы кормили сотни бедных граждан, которые голосовали за них. На подкуп избирателей нужны были громадные деньги, которые имели только богатые патриции и плебеи.


Консульские выборы проходили на берегу Тибра, на равнине, на­зывавшейся Марсовым полей. В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. Знатные римляне, добивавшиеся должности консула, на­девали белоснежный плащ - кандиду (отсюда «кандидат» - человек, стре­мящийся занять какую-нибудь должность).

Это должно было обозначать, что должность будущего консула так же чиста, как отбеленная ткань его плаща.

Задание: Консулы были главными должностными лицами. Они управляли Римом, созывали народное собрание, по очереди председательствовали в нем, предлагали новые законы, производили набор в войска. Оба консула обладали равной властью. Каждый из них мог отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении госу­дарственных дел (отсюда глагол «консультироваться»); прежде чем что-либо предпринять, они вынуждены были договориться между собой, найти согласованное решение.

Во время войны обычно один консул оставался в Риме, а другой отправлялся в поход. Если опасность была велика, оба консула находились при войске. Однако на войне необходима единоличная власть, поэтому кон­сулы командовали войском поочередно, ежедневно менялись.

- В чем сильные и слабые стороны такого порядка управления го­ сударствам? (На войне такая смена командующего вредна и опасна.)

- В чем сходство между государств ом в Афинах и в Риме? (Высшая власть в обоих государствах принадлежала народному собранию, правители избирались на определенный срок. Оба государства являлись республиками, причем рабовладельческими)

3) Сенат был первоначально советом старейшин. В III в. до н. э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената - сенаторами - без всяких выборов и пожизненно становились бывшие консулы. Сенаторов было около 300. (Кроме консу­лов, в сенат попадали и другие должностные лица - преторы, эдилы, кве­сторы, народные трибуны.)

Обычно на заседании сената председателем был консул. Он редко выступал против мнения сенаторов, даже если был не согласен с ними, т. к. через год ему предстояло войти в сенат.

Таким образом, получалось, что сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц.

- В чем различие между Афинской и Римской республиками?

- Где свободные бедняки играли большую роль в управлении?

Афины - демократическая республика. Здесь власть в полной ме­ре принадлежала народу. Ареопаг утратил свое значение. А Рима - аристо­кратическая республика, Власть в Риме принадлежала знати. Сенат играл определяющую роль в разработке законов, ни перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибочные действия.

Домашнее задание:

I ). Внимательно изучите §45 п. 1 и §46 п. 1-2.

2) . Ответьте на вопросы № 1 к §45, № 1-2 к §46.

3) . Выпишите новые понятия и даты и выучите их.

4) . Подготовьте рассказ на тему «Республика в Риме».

5) Выполните задания 59-63 в рабочей тетради.

Класс: 5

Цели:

  • Образовательная :
  • подвести учащихся к пониманию устройства республики Рим, найти различия устройства Рима и Афин, помочь осмыслить, что Афинская республика демократическая, а Римская – аристократическая, объяснить значения новых понятий – равноправие, Форум, Марсово поле.
  • Воспитательная :
  • воспитывать уважительное отношение к народам Афинской и Римской республик, чувство ответственности за свои учебные обязанности
  • Развивающая : развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Оборудование урока: карта «Древний Рим», мультимедиопроектор, таблицы на доске, рабочая тетрадь, компьютер, учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, дидактический материал, диск издательства «Просвещение».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В течение урока буду наблюдать, кто самый активный, организованный, любознательный.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение Древнего Рима, а значит перед нами несколько проблем:

1. Узнать, каково устройство республики Рим, как осуществлялось управление Римской республикой.
2. Сравнить с управлением в Афинской республике.
3. Понять, почему Афинская республика – демократическая, а Римская – аристократическая.

(Презентация . Открывается слайд с планом урока)

План урока

1. Выборы консулов.
2. Сенат и его роль в Риме.
3. Римские законы.

– Откройте тетрадь, запишите число, тему урока «Устройство Римской республики»
– На прошлом уроке вы узнали о возникновении Римской республики и завоеваниях Римом Италии. Вспомните и скажите, когда был основан Рим?(753 г.до н. э.)
– Где был основан Рим? (На семи холмах, на Аппенинском полуострове)
– Как называли древнейших жителей Рима? (Патриции)
– А какая группа населения еще проживала в Риме? (Плебеи)
– Обратите внимание на одежду патрициев и плебеев (откройте стр. 212 учебника и расскажите об особом виде одежды, показ на диске)
– Какое управление было в древнем Риме?

– Какие изменения произошли после изгнания последнего 7-го царя? (Решили больше не приглашать, а правление передать народу)
– Как называется форма устройства, когда глава государства избирается народом? (Республика)
– А какая форма еще вам известна? (Монархия)
– Назовите государства, которые вы изучали, были республикой? (Афины)
– Когда в Риме установилась республика? (509 г. до н.э.)
– Как изменилось управление? (Стали на собрании выбирать 2 консулов сроком на 1 год)
– Кто такие консулы? (Правители из патрициев)
– Чем были не довольны плебеи и за что они боролись?
– Кто такие народные трибуны?
– Расскажите о них (показ на диске)

3. Переход к новой теме

– После 200 летней борьбы плебеи стали полноправными гражданами (работа с понятием – равноправие ). На должности консулов и других должностных лиц избирали из патрициев и плебеев. Большое значение для плебеев, среди которых было много бедняков, имело запрещение рабства в 326г. до н.э.

4. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы рассмотрим управление Римской республикой и попытаемся сравнить с управлением в Афинской республике.

В III веке до н.э. Римская республика имела 3 органа власти:

Народное собрание – консулов – Сенат

– Запишите в тетради 3 органа власти.
По прежнему в Римской республике – высший орган власти – Народное собрание – состояло из мужчин – патрициев и плебеев, богатых и бедных, знатных и незнатных.
– Вспомните, какие вопросы решало собрание? (Выбирало должностные лица – консулов, народных трибунов,
принимало законы,
объявляло войну и заключало мир,
заслушивали отчет консулов,
могли привлечь к ответственности за неправильные действия)

– Послушайте, как выбирали консулов и какие они решали вопросы (стр. 41-42 учебника), работа с понятием – Марсово поле . Для выборов народных трибун и принятия законов граждане собирались на Форуме – главной площади города (запись понятия). Выступать с предложением могли с консулами народные трибуны. Остальные должны без обсуждения голосовать.

КОНСУЛЫ
Управляли государством
Предлагали новые законы
Набирали войско
Командовали армией

– Консулы избирались сроком на 1 год. За исполнение должностей денег не платили. Богатые одевали кандиду – белоснежный плащ, символ того, что совесть консула чиста, как их плащ.
– Запишите должностные обязанности консулов в тетради.
– Обратите внимание: законы предлагали только консулы или другие должностные лица, а остальные без обсуждения голосовали за или против. Из бывших консулов избирали цензоров, которые вели переписку, следили за нравом, оценивали имущество. Особо важную роль играл Сенат. После борьбы плебеев Сенат пополнялся из бывших консулов и трибунов без всяких выборов. Сенат состоял из 300 человек, все они пожизненно являлись членами Сената.

СЕНАТ
обладал огромной властью
ведал казной
разрабатывал новые законы
судил римлян

– Запишите обязанности Сената
Сенат ни перед кем не отчитывался и не нёс ответственности за свои ошибки. В случае, если стране грозила опасность, назначался диктатор на полгода (единоличный правитель). Заседание Сената обычно вел консул. При обсуждении, даже если был не согласен с мнениями Сената, консулу приходилось соглашаться (показ схемы управления)
Диктатор командовал войском. У римлян войско было сильным, хорошо обученное и специально для воинов – легионеров по особому плану строили лагерь, даже если останавливались на одну ночь, разбивали лагерь (показ на диске строительства лагеря).
– Римлян считали самым законопослушным народом. Именно у них появились первые письменные законы. Законы Сената называли «Двенадцати таблиц» . У римлян мы заимствовали основные положения законов. Например, что закон не имеет обратную силу. Современные законы опираются на римское право.

– На уроке вы узнали об управлении Римской республикой, а теперь попробуем сравнить управление в Афинах и Риме, найдем различия по нескольким направлениям и сходство.
Пользуясь учебником, записями в тетради учащиеся пытаются найти ответы по схеме на доске, учитель обобщает и записывает на доске, дети в тетради.

Различия в управлении:

по принятию законов
по оплате должностей
по деятельности Сената

Общее в управлении:

по форме устройства
принадлежности высшей власти

Республиканское устройство

в принятии законов

оплата должностей

Итог: оба государства являлись республиками, но Афины называют демократической
– Что такое демократия? (Власть принадлежит народу)
– Рим – аристократической республикой т. к. власть реально принадлежала нескольким десяткам богатым патрициям и плебеям.

5. Закрепление: (решение тестовых заданий)

6. Выставление оценок с комментированием учителя

7. Домашнее задание

«Восстание Спартака» - Ответ: Тяжелое положение рабов. Восстание Спартака. Здесь и началась подготовка к восстанию. Самостоятельная работа с текстом учебника. с. 235-235 пп. 2,3. Для разгрома восставших сенаторы направили полководца Красса. Вопросы: Где первоначально устроили лагерь восставшие в Капуе рабы? Причины поражения.

«Война с Ганнибалом» - Решите задачу: Последствия завоеваний: Ответьте на вопросы: 1. Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во втором веке до н.э. Выберите правильный ответ: Выполни задания: Отсюда возникло выражение «Ганнибалова клятва».

«Рабы Рима» - Источники рабства. В имении Луция Попликолы. На рудниках Древнего Рима. В мастерской ремесленника. Гладиаторские бои в Колизее. Применение труда рабов в Риме. Рабство в Древнем Риме. В доме знатного римлянина. Люди, которые создали богатство Рима. Чайнворд.

«Период Римской республики» - Где использовали труд рабов. Впишите недостающие буквы. Рим. Христианство и современность. Могущество Рима. Удалите воинов с территорий. Найдите и исправьте ошибки на карте. Какое государственное устройство можно назвать демократическим. Сравните 2 типа управления государством. Огромное количество предметов.

«Рабство в Древнем Риме» - Автор Неизвестен. «Труд и жизнь рабов в Риме», с.228. А вы сегодня свободны или зависимы? Свобода и Рабство еще посетят наши уроки… Я много лет выдавливал раба. Дай оценку уроку: Подумайте: Свобода и Рабство????????? Являетесь ли вы чьей-то собственностью? Ироничные стихи. Знакомьтесь, Рабство! ? А может, я выдавливал не то?

«Войны Рима» - Я покупаю! Пред альпийская Галлия. Рим. Цезарь умер 15 марта 44 года до н.э. от рук бунтовщиков. Сенат высылает 3000 воинов. Стал выдавать солдатам жалование, солдатская служба продолжалась 16 лет. Восстание Спартака. Разорение крестьян. По рукам! После восстания Спартака в римской республике наиболее влиятельными стали:

Всего в теме 17 презентаций



ДРЕВНИЙ РИМ Где был расположен Рим? Где был расположен Рим? Как был основан город Рим? Как был основан город Рим? Чем занимались и где жили римляне? Чем занимались и где жили римляне? На какие группы разделялось римское население? На какие группы разделялось римское население? Как и почему образовалась в Риме республика? Как и почему образовалась в Риме республика?












Выборы консулов Ежегодно в предрассветных сумерках одного из ______ дней на _________ поле широкой равнине за городской стеной сходились на Собрание ________ Рима. На высоком берегу _______ взвивался ________ флаг знак того, что Риму не грозит ничье вторжение. Из городских ворот являлся консул, его сопровождали двенадцать ________. Раздавался звук трубы. Жрецы провозглашали, что боги милостиво приняли жертву. Так Народное собрание приступало к выборам _________ на будущий год. Каждый гражданин получал ________, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета голосов вновь раздавался звук трубы и объявлялись имена ______ победителей. Консулом мог стать как ________, так и _________ гражданин. Однако в Риме за исполнение должностей ______ не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. летних Марсовом граждане Тибра красныйликторов консулов табличку двух богатыйбедныйденег



Римом управлял СЕНАТ из 300 человек. Это звание было пожизненным. Каждый год граждане выбирали из сенаторов государственные должностные лица. СЕНАТ И ЕГО РОЛЬ В РИМЕ. 8 преторов избирались для того, чтобы стать судьями Управляли всеми делами в Сенате 2 консула. 4 эдила наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища 20 квесторов следили за состоянием казны Цензоры - руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры При черезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, сроком на 6 месяцев. 2 консула 8 пре́торов 4 эдила 2 цензора 20 квесторов Диктатор Сенат не перед кем ни отчитывался и не отвечал, за свои решения