Как в Российской Федерации защищаются права предпринимателей? Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей: биография, личная жизнь Приемная по правам предпринимателей.

18.06.2020 Депозиты

Институт уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 " ". Потребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности (далее – предприниматели) не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Впервые должность Уполномоченного была учреждена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 " ", а назначен на нее Борис Титов . С целью закрепления правового статуса уполномоченного и детального регулирования его деятельности Минэкономразвития России был разработан, а в последствии принят Госдумой и подписан Президентом РФ Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ " ", который вступил в силу 8 мая 2013 года (далее – закон об уполномоченных).

На данный момент, уполномоченный является федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента РФ , назначаемым главой государства с учетом мнения предпринимательского сообщества. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако планируется, что с 1 января 2015 года Уполномоченный и его рабочий аппарат получат статус государственного органа, обеспечивающего гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав государственными и муниципальными органами и должностными лицами ().

Справка

Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином России, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, назначаемой Президентом РФ сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать указанную должность более чем два срока подряд. Его полномочия также могут быть досрочно прекращены по решению главы государства.

Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Госдумы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит (ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ " ").

Помимо этого, каждый регион России имеет право учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (далее – региональные уполномоченные) для решения соответствующих проблем на локальном уровне. Правовое положение, основные задачи и компетенция регионального уполномоченного, а также порядок его назначения устанавливаются специальным законом субъекта РФ. Кандидатура такого должностного лица согласовывается с Уполномоченным и предпринимательским сообществом.


Общая компетенция Уполномоченного

В компетенцию Уполномоченного входит защита прав и законных интересов как российских и иностранных предпринимателей на территории России, так и российских предпринимателей на территориях иностранных государств. Для этих целей он также осуществляет контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Помимо этого, Уполномоченный содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, взаимодействует с предпринимательским сообществом, участвует в формировании и реализации государственной политики в соответствующей сфере.

Порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным

Обращения Уполномоченный рассматривает в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ " ", но с учетом особенностей, установленных законом об уполномоченных. Напомним, что по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Жалоба может быть направлена как в письменном виде (в том числе, в ходе личного приема), так и в электронном виде. В последнем случае необходимо заполнить специальную форму и направить ее по адресу [email protected] . Решение о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в этом принимается Уполномоченным в течение в течение 10 дней со дня ее поступления (заявитель уведомляется о принятом решении в течение трех дней). При этом отказ в принятии жалобы должен быть мотивирован, т. е. содержать хотя бы одно из следующих оснований ():

  • текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;
  • в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;
  • ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца. Стоит отметить, что на официальном сайте Уполномоченного опубликован подробный порядок подачи и рассмотрения жалоб и принятия решений по ним, утвержденный во исполнение .

Полномочия Уполномоченного в ходе рассмотрения жалобы

Уполномоченный наделен достаточно широким спектром инструментов для разрешения обращений предпринимателей, в том числе и рядом властных полномочий. В частности, входе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе ():

  1. Запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы (в частности, в законодательстве прямо прописано право уполномоченных бесплатно получать информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, а также сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП ).
  2. Беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения.
  3. Без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы в целях защиты прав предпринимателей. Речь идет о предпринимателях, подозреваемых, обвиняемых или осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных , и (если они совершены в сфере предпринимательской деятельности), а также , . Стоит также отметить, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, адресованные уполномоченным не подлежат цензуре и направляются адресату в запечатанном пакете (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ " ").
  4. Принимать участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя (и с его письменного согласия) в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Корреспондирующая норма о праве юридического лица и индивидуального предпринимателя привлекать Уполномоченным к участию в проверке закреплено также в п. 5 ст. 21 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ " ".
  5. Выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Данное право может быть реализовано только при условии одновременного обжалования Уполномоченным такого документа в судебном порядке. При этом его действие приостанавливается только на срок до вступления в законную силу соответствующего судебного акта, который будет вынесен по итогам рассмотрения заявления уполномоченного. Об исполнении вышеупомянутого предписания исполнительно-распорядительные органы или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления – не позднее трех дней со дня принятия ими решения (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ " ").
  6. Привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении жалоб предпринимателей. Стоит отметить, что помимо права Уполномоченного на совершение указанных выше действий, установлена прямая обязанность руководителей и иных должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления (): обеспечить прием Уполномоченного; направить ответ в письменной форме на его обращение; предоставить запрашиваемые им сведения, документы и материалы.

Данные действия должны быть совершены в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения от Уполномоченного. Ответ на его обращение направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

В жалобе в обязательном порядке указывается, какие именно права субъекта предпринимательской деятельности нарушены, субъект, нарушивший эти права, нарушенные нормы материального и процессуального права, обстоятельства, при которых произошло нарушение, действия, которые, по мнению заявителя, могут привести к восстановлению нарушенного права, или устранению последствий нарушения, действия, предпринятые субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно для защиты прав.

Если заявитель обращается к Уполномоченному с просьбой о совершении отдельных процессуальных действий в рамках гражданского, арбитражного, административного, или уголовного процесса, в жалобе должны быть указаны уважительные причины, объективно препятствующие заявителю и (или) субъекту предпринимательской деятельности, в интересах которого выступает заявитель, самостоятельно совершить такие процессуальные действия и приложены подтверждающие это документы.

  1. Разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством РФ.
  2. Передать жалобу в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. При этом Уполномоченный не имеет права направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется ().
  3. Направить заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов предпринимателей в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются соответствующие нарушения. Тем не менее, обязанность указанных субъектов исполнять данное заключение законодательством не установлена.
  4. Обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также иных органов и организаций, если они наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями (см. , ). Исключение составляют органы прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти. При этом реализовать указанное право уполномоченный имеет только в том случае, если оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону, иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы предпринимателей в сфере предпринимательской деятельности , незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, либо создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
  5. Обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся предпринимателями (см. );
  6. Обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя.
  7. Направить обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в сети "Интернет". Необходимым условием является обезличивание персональных данных .

Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

В целях пресечения попыток воспрепятствовать осуществлению Уполномоченным его законных прав и обязанностей введена административная ответственность (). Согласно соответствующие дела рассматриваются судом . Так, вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

Если должностное лицо не исполнило законные требования Уполномоченного либо воспрепятствовало его деятельности в иной форме – оно может быть оштрафовано на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

В случае несоблюдения должностными лицами установленных сроков предоставления Уполномоченному информации (документов, материалов, ответов на обращения) штраф составит от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Наконец, повторное совершение в течение года любого из упомянутых правонарушений влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. При этом стоит отметить, что ответственность за воспрепятствование деятельности региональных уполномоченных в не закреплена и может устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Другие права и обязанности Уполномоченного

Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах, которые осуществляют представительские и экспертные функции.

Также он может создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций. Кроме того, Уполномоченный вправе создавать общественные приемные, оказывающие предпринимателям консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции ().

"Именно потому, что обращения связаны практически со всеми отраслями экономики, мы создали институт общественных омбудсменов, которые на безвозмездных началах рассматривают обращения, каждый по своей сфере. На данный момент таких общественных омбудсменов при уполномоченном – 27 человек", – пояснил Борис Титов .

Отдельный блок прав Уполномоченного связан с его деятельностью как эксперта, который имеет право обращаться к различным государственным и муниципальным органам с законодательными и иными инициативами, связанными с защитой прав и законных интересов предпринимателей (). Такие предложения могут выдвигаться Уполномоченным, в частности, по итогам рассмотрения и обобщения обращений предпринимателей (абз. 2 п. 2.1 Порядка рассмотрения обращений Уполномоченным).

Например, Уполномоченный имеет право направлять предложения о принятии (изменении, признании утратившими силу) нормативных правовых актов, относящихся к сфере его деятельности, Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, иные органы государственной власти и местного самоуправления. Также он может давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы предпринимателей. Такие заключения являются обязательными для рассмотрения Правительством РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (срок ответа Уполномоченному – 30 дней со дня получения).

Также Уполномоченный может направлять Президенту РФ:

  • мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ , в случае противоречия этих актов и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и законных интересов предпринимателей до решения этого вопроса соответствующим судом.
  • мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия федеральным законам и указам Президента РФ.

Если федеральным органом исполнительной власти принят нормативный акт, необоснованно затрудняющий ведение предпринимательской деятельности, то Уполномоченный имеет право направить в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене (приостановлении действия) как всего документа, так и его отдельных положений. Аналогичные предложения Уполномоченный может направлять в отношении нормативных актов региональных органов исполнительной власти – высшему должностному лицу субъекта РФ, но только в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наконец, Уполномоченный вправе направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд РФ мотивированные предложения об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии нормативных актов ().

При этом по окончании каждого календарного года Уполномоченный представляет доклад Президенту РФ о результатах своей деятельности, который также подлежит размещению на официальном сайте Уполномоченного в интернете и официальному опубликованию в "Российской газете".

Цитата

Борис Титов

Кончено же, главное наше достижение – проведение амнистии по экономическим статьям УК РФ. Она еще не закончена, но уже сейчас более 1300 предпринимателей воспользовались своим правом на амнистию. Кроме изменения к лучшему судеб конкретных людей, эта амнистия еще и очень громкий и сигнал нашим правоохранительным органам: бизнесмены – важная и полезная для государства часть нашего общества. Считаю, что в перспективе мы сможем отойти от обвинительного уклона в отношении бизнеса. Не стоит забывать, что главная задача, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным перед институтом бизнес-омбудсмена – добиться решения хозяйственных споров исключительно в гражданско-правовом поле.

Наиболее значимые инициативы Уполномоченного

Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД " " (далее – постановление). Документ предусматривает освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности (в том числе, если обвинительный приговор еще не вступил в силу).

В том числе, речь идет об условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Также данные лица будут освобождены от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Наряду с этим, документом предусматривается прекращение уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности в упомянутой сфере, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до вступления в силу постановления.

При этом амнистия распространяется только на осужденных, которые выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим до окончания срока исполнения постановления. Кроме того, амнистия (за исключением ее части, связанной с прекращением производства по делам) не распространяется на осужденных:

  • совершивших преступления, предусмотренные указанными статьями, перечисленными в совокупности с другими преступлениями, предусмотренными ;
  • ранее осуждавшихся за умышленные преступления и вновь осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;
  • ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленное преступление.

Перечень составов преступления, на которые распространяется действие амнистии, является закрытым и включает в себя: , , и , , Амнистия закончится 3 января 2014 года.

Также Уполномоченный выступает за сохранение действующих оснований для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях , а именно – только на основании материалов, направленных налоговыми органами ( , ). Напомним, что ранее Президентом РФ в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает возможность возбуждения уголовных дел правоохранительными органами по в общем порядке – без участия налоговиков .

Преюдиция – признание судом, прокурором, следователем или дознавателем доказанными обстоятельств, установленных ранее вступившим в законную силу судебным актом, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства (см. , ) .

Медиация – способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации применяться при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства (ст. п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ " ") .

Причем механизм, предлагаемый главой государства, уже действовал ранее, но был отменен с целью снижения коррупционного давления на бизнес . По мнению Уполномоченного, нынешний порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях доказал свою эффективность и привел к существенному сокращению фактов необоснованного уголовного преследования предпринимателей. В то же время, его пересмотр приведет к возобновлению негативной практики использования уголовного преследования по налоговым преступлениям в коррупционных целях.

В связи с этим Уполномоченный совместно с руководителями "ОПОРЫ России", Торгово-промышленная палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей и "Деловой России" направили обращение Президенту РФ о проведении дополнительных консультаций с представителями предпринимательского сообщества и правоохранительных органов о целесообразности изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Помимо этого, Уполномоченный выступил с рядом других предложений. Например, в ходе рабочей встречи 13 ноября текущего года с Председателем Правительства РФ он предложил распространить правила в банках на индивидуальных предпринимателей. По его данная мера коснется порядка 3 млн человек и не создаст большой нагрузки на бюджет, но при этом позволит поддержать малый бизнес.

"Весной этого года мне поступило обращение от индивидуальной предпринимательницы из Омска, чьи вклады сгорели в обанкротившемся банке. Получается, что их вклады практически не защищены. Поэтому я и выступил с идей изменить этот порядок и отдельно страховать в АСВ вклады индивидуальных предпринимателей. Эта инициатива, к слову, встретила полную поддержку со стороны самого агентства, а сейчас Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал указание детально ее проработать", – комментирует свою инициативу Борис Титов .

Кроме того, Уполномоченный поддерживает инициативу об объединении ВС РФ и ВАС РФ. "Это решит проблему преюдиции, когда суды общей юрисдикции игнорируют решения арбитражных судов", – считает он . Также Уполномоченный активно выступает за развитие института медиации (формирование единого перечня профессиональных медиаторов), введение арбитражных судов присяжных, реформирование системы третейских судов, в частности, создание третейского суда на базе Торгово-промышленной палаты РФ.

Цитата

Борис Титов , Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

"Сейчас уполномоченные по защите прав предпринимателей приступили к работе в 70 субъектах РФ. Проблема в том, что часть из них пока действует на общественных началах, что при желании дает повод органам исполнительной власти рассматривать их обращения в том же порядке, что и обращения граждан. Но вскоре эта ситуация должна быть решена и официальные назначения состоятся во всех регионах. Так же полноценной работе региональных уполномоченных будет способствовать принятие региональных законов регулирующих их деятельность и определяющих их полномочия" .

Как рассматривают жалобы предпринимателей региональные уполномоченные?

Региональный уполномоченный осуществляет свою деятельность строго в границах территории соответствующего субъекта РФ. Исходя из этого, он рассматривает жалобы предпринимателей не только зарегистрированных в данном регионе, но и тех, чьи права и законные интересы были нарушены на его территории ().

Предприниматели могут направить жалобу региональному уполномоченному на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы предпринимателей ().

Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах РФ, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению региональным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте РФ, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности. Подробный порядок рассмотрения жалоб региональными уполномоченными определяется законами конкретных субъектов РФ ().

Права регионального уполномоченного при рассмотрении жалоб, установленные федеральным законодательством, совпадают с правами Уполномоченного (за исключением возможности беспрепятственно проходить в государственные органы и муниципальные по предъявлению служебного удостоверения). При этом, например, их право без специального разрешения посещать места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, непосредственно в законе об уполномоченных не прописаны. Однако они закреплены в упомянутых выше специализированных нормативных актах наравне с аналогичными правами Уполномоченного. Детальное же регулирование деятельности региональных уполномоченных осуществляется каждым субъектом РФ по-своему.

Региональные уполномоченные по окончании календарного года обязаны направлять Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в регионе и предложениями о совершенствовании правового положения предпринимателей.


Особенности участия Уполномоченного и региональных уполномоченных в арбитражном, уголовном процессе и административном производстве

При обращении в арбитражные суды федеральный и региональный уполномоченные, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Также он может обжаловать вступившие в законную силу судебные акты, пользуясь статусом лица, не участвовавшего в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт ( , ).

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, Уполномоченный может быть допущен к участию в деле в качестве защитника (). В таком качестве он имеет право вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (). При этом стоит отметить, что для региональных уполномоченных право выступать в качестве защитника не предусмотрено .

Кроме того, Уполномоченный или региональный уполномоченный по определению или постановлению суда на основании ходатайства обвиняемого могут быть допущены в качестве защитника в уголовном процессе наряду с адвокатом, а при производстве у мирового судьи и вместо адвоката (в порядке ).

Новости

Как известно, в своей деятельности, многие предприниматели сталкиваются с противодействием со стороны недобросовестных сотрудников государственных и муниципальных органов и служб. Это может проявляться как в необоснованных проверках, недопущению к государственным конкурсам, попытках, используя служебное положение, отнять бизнес и так далее. И достаточно часто так случается, что пройдя все инстанции, судебных и иных правоохранительных органов, предприниматель так и не может найти поддержки в защите своих нарушенных прав. Государственная машина, зачастую, не может работать против себя. И получив отказы на всех уровнях системы, предприниматель вынужден был обращаться на самый верх государственной власти – к Президенту РФ. Но с 2012 года, у предпринимателей появился новый способ защиты своих нарушенных прав в спорах с властью – обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ. О том, что представляет собой эта должность, какие вопросы решает уполномоченный, и как к нему обратиться рассказано в предлагаемой статье.

Правовое положение уполномоченного по правам предпринимателей (бизнесомбудсмена) в России

Сама должность уполномоченного, или как его ещё называют бизнесомбудсмена, была введена Указом Президента РФ. Это случилось в Санкт-Петербурге в ходе международного экономического форума в июне 2012 года. И первым кто был назначен на эту должность, и по сей день на ней и остается, был руководитель «Деловой России», общероссийской общественной организации, известной в России своими действиями в защиту предпринимателей - Борис Юрьевич Титов.

Изданный в следующем году федеральный закон уже касался не только одной должности общероссийского бизнесомбудсмена, но и региональных уполномоченных по в субъектах федерации. Деятельность уполномоченного по правам предпринимателей в России и правовые основы деятельности региональных бизнесомбудсменов регулируются законом № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» от 7 мая 2013 года.

По объему закон достаточно небольшой, он состоит всего из одиннадцати статей, но он внес существенные изменения в деловую жизнь страны. В полномочия бизнесомбудсмена, в первую очередь входит рассмотрение жалоб предпринимателей, и принятие по ним решений. Если доводы заявителя будут признаны обоснованными, уполномоченный предпринимает предусмотренные законодательством действия в защиту предпринимателей. В частности он может, например:

  • направить в государственный орган, нарушивший заключение с указанием мер необходимых для восстановления прав предпринимателя,
  • подать жалобу с целью защиты прав предпринимателя, в орган уполномоченный рассматривать такие жалобы,
  • обжаловать в судебном порядке действия и акты государственных органов и должностных лиц.

Полный перечень полномочий бизнесомбудсмена содержится в законе. Обратиться за защитой к уполномоченному по правам предпринимателей могут как российские, так и иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Законом предусмотрено, что на ряду с должностью уполномоченного по правам предпринимателя, действующего на общефедеральном уровне, в регионах, законами субъектов федерации могут учреждаться должности региональных уполномоченных.

Порядок обращения к Уполномоченному по защите прав предпринимателей

Так же заявитель должен указать сферу деятельности, в которой произошло нарушение прав предпринимателя, это может быть таможенное или техническое регулирование, налоги, строительство и так далее. Необходимо указать орган, который нарушил права законные интересы предпринимателя. А так же фамилию, имя и отчество должностного лица непосредственно совершившего нарушение. Отдельно следует указать какими действиями были нарушены права заявителя или третьего лица, в чьих интересах он обращается к уполномоченному представителю:

  • незаконное уголовное преследование со стороны правоохранительных органов,
  • рейдерство,
  • нарушения, совершенные в процессе проведения контрольных (надзорных) мероприятий – проверок,
  • коррупция,
  • правонарушения при размещении госзаказов,
  • правонарушения при оказании госуслуг,
  • пробелы в нормативном регулировании и нарушения в результате несовершенства законодательства,
  • акты органов власти, противоречащие закону,
  • требования, нарушающие права и законные интересы заявителей,
  • и другие.

Так же необходимо заметить, что в случае если характер преследования заявителя, или третьего лица, не связан с уголовным преследованием, то перед тем как обратится с заявлением к омбудсмену, необходимо пройти все стадии обжалования действий и актов госорганов, как досудебные, так и судебные. Хронологию обжалования, а так же содержание судебных актов, необходимо привести в заявлении. И только после этого можно приступать непосредственно к изложению сути жалобы. Обратите внимание: Подача жалобы Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, государственной пошлиной не облагается. В обязательном порядке к жалобе должны быть приложены следующие документы:

  • акты, решения, письма, ответы и иные документы, исходящие от органов исполнительной власти которые привели к нарушению прав заявителя или третьего лица,
  • заявления и обращения в органы исполнительной власти, подававшиеся с целью проведения досудебных процедур,
  • если производилось судебное обжалование, копии заявлений в судебные инстанции и решений, принятых по результатам их рассмотрения.

Жалоба в обязательном порядке должна быть подписана заявителем и иметь адрес (в том числе и электронный) по которому может быть направлен ответ на неё.

Дискуссия «Защита прав предпринимателей. Диалог бизнеса и правительства»

Путём преобразования Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации, действовавшей с 1 ноября 1993 года. Этим же указом утверждено Положение о Совете.

Основные задачи

(в соответствии с Положением о Совете, утвержденным указом президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1417)

  • оказание содействия президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • подготовка предложений президенту Российской Федерации по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, находящихся за её пределами;
  • систематическое информирование президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;
  • организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений президенту Российской Федерации;
  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и их представителями;
  • подготовка предложений президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учёта общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • содействие координации деятельности правозащитных общественных объединений и их взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений президенту Российской Федерации;
  • участие в укреплении международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • содействие правовому просвещению населения;
  • анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • обсуждение по предложению президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к компетенции Совета.

Деятельность

Совет осуществляет законотворческую деятельность, анализ законодательства и правоприменительной практики, координацию деятельности неправительственных организаций, деятельность, направленную на борьбу с неуставными отношениями в армии, работу по рассмотрению индивидуальных и коллективных обращений граждан, взаимодействие с ведомствами и региональными властями по профильным вопросам.

В июне 2005 Совет по правам человека направил открытое письмо белорусскому президенту Александру Лукашенко с осуждением «действий тех представителей белорусских властей, которые ущемляют права белорусов и россиян», и создал в своём составе российско-белорусскую правозащитную комиссию. В 2005 году совет также выступал с заявлениями по поводу массовых нарушений прав граждан в Благовещенске (Башкортостан) и по подготовке в Государственной Думе нового закона о некоммерческих организациях.

По инициативе Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

Президент дал поручение создать рабочую группу и разработать поправки в Закон РФ «О гражданстве», что было сделано с участием членов Совета. К 11 ноября 2003 года поправки были приняты и вступили в силу. В соответствии с ними была полностью переписана ст.14 - о получении гражданства в упрощенном порядке. Благодаря такой возможности за 2005-2006 годы российское гражданство получило около 850 тыс. человек .

Президент подписал Указ от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». В соответствии с Указом ежемесячную прибавку к пенсии получили более 90 тысяч военных пенсионеров , ставших инвалидами вследствие травм, полученных ими при исполнении своего воинского долга.

8 мая 2009 г. президент РФ Д. Медведев подписал Распоряжение «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях». По результатам её работы в Федеральный закон № 170-ФЗ «О некоммерческих организациях» были внесены изменения , устраняющие часть системных проблем закона.

В декабре 2015 года члены совета попросили Следственный комитет России проверить 159 случаев гибели российских военнослужащих в 2014-2015 годах .

Текущий состав

По состоянию на 21 октября 2019 года [ ]
  1. Фадеев Валерий Александрович - советник Президента Российской Федерации (председатель Совета)
  2. Киркора Ирина Владимировна - руководитель московского отделения межрегиональной общественной организации по защите прав женщин и детей «Ассоль» (заместитель председателя Совета, по согласованию)
  3. Айвазова Светлана Григорьевна - главный научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии Российской академии наук (по согласованию)
  4. Амбиндер Лев Сергеевич - президент благотворительного фонда помощи тяжело больным детям, сиротам и инвалидам «Русфонд» (по согласованию)
  5. Асмолов Александр Григорьевич - заведующий кафедрой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», академик федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» (по согласованию)
  6. Бабушкин Андрей Владимирович - председатель межрегиональной общественной благотворительной правозащитной организации «Комитет за гражданские права» (по согласованию)
  7. Большакова Мария Артёмовна - председатель совета Общероссийской общественной организации «Союз семей военнослужащих России» (по согласованию)
  8. Борисов, Игорь Борисович - председатель совета Общероссийской общественной организации «Российский общественный институт избирательного права» (по согласованию)
  9. Брод Александр Семёнович - председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» (по согласованию)
  10. Верховский Александр Маркович - директор региональной общественной организации содействия просвещению граждан информационно-аналитического центра «Сова» (по согласованию)
  11. Винокурова Екатерина Владимировна - корреспондент информационного агентства Znak (по согласованию)
  12. Вышинский Кирилл Валериевич - исполнительный директор федерального государственного унитарного предприятия «Международное информационное агентство „Россия сегодня“»
  13. Горгадзе Шота Олегович - управляющий партнёр адвокатского бюро г. Москвы «Зутиков, Горгадзе и партнеры» (по согласованию)
  14. Гусев, Павел Николаевич - генеральный директор закрытого акционерного общества "Редакция газеты «Московский Комсомолец» , главный редактор газеты «Московский Комсомолец», председатель общественной организации «Союз журналистов Москвы» (по согласованию)
  15. Евдокимова Наталия Леонидовна - ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга (по согласованию)
  16. Замшев Максим Адольфович - главный редактор «Литературной газеты» (по согласованию)
  17. Засурский Иван Иванович - заведующий кафедрой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», президент Ассоциации интернет-издателей (по согласованию)
  18. Кабанов Кирилл Викторович - председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» (по согласованию)
  19. Каледа Кирилл Глебович - протоиерей, настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове (по согласованию)
  20. Каляпин Игорь Александрович - председатель межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток » (по согласованию)
  21. Караганов Сергей Александрович - почётный председатель президиума неправительственного общественного объединения «Совет по внешней и оборонной политике» (по согласованию)
  22. Ковлер Анатолий Иванович - заведующий Центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (по согласованию)
  23. Костанов Юрий Артемович - председатель президиума Московской коллегии адвокатов «Адвокатское партнерство» (по согласованию)
  24. Кравченко Борис Евгеньевич - президент Общероссийского объединения профсоюзов «Конфедерация труда России» (по согласованию)
  25. Маковецкая Светлана Геннадьевна - директор фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» (по согласованию)
  26. Марголина Татьяна Ивановна - профессор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Пермский государственный национальный исследовательский университет, член общественной организации Пермское краевое отделение Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» (по согласованию)
  27. Мерзлякова Татьяна Георгиевна - Уполномоченный по правам человека в Свердловской области (по согласованию)
  28. Меркачёва Ева Михайловна - обозреватель газеты «Московский комсомолец» (по согласованию)
  29. Михайлов Константин Петрович - координатор общественного движения «Архнадзор» (по согласованию)
  30. Морщакова Тамара Георгиевна - заведующая кафедрой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке (по согласованию)
  31. Мукомолов Александр Фёдорович - председатель совета межрегиональной неполитической общественной организации «Миротворческая миссия имени генерала Лебедя» (по согласованию)
  32. Мысловский Евгений Николаевич - президент регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «АНТИМАФИЯ» (по согласованию)
  33. Никитинский Леонид Васильевич - секретарь Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» (по согласованию)
  34. Пастухов Игорь Николаевич - адвокат Московской коллегии адвокатов "Юридическая фирма «ЮСТ» (по согласованию)
  35. Поляков Леонид Владимирович - заведующий кафедрой общей политологии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (по согласованию)
  36. Полякова Мара Фёдоровна - председатель правления региональной общественной организации «Независимый экспертно-правовой совет» (по согласованию)
  37. Резник Генри Маркович - первый вице-президент Адвокатской палаты г. Москвы (по согласованию)
  38. Романов Роман Владимирович - директор государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей истории ГУЛАГа» (по согласованию)
  39. Ряховский Владимир Васильевич - управляющий партнёр адвокатского бюро «Славянский правовой центр» (по согласованию)
  40. Сванидзе Николай Карлович - политический обозреватель (по согласованию)
  41. Сидорович Ольга Борисовна - директор автономной некоммерческой организации «Институт права и публичной политики» (по согласованию)
  42. Соболева Анита Карловна - доцент кафедры теории и истории права федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“» (по согласованию)
  43. Сокуров Александр Николаевич - кинорежиссёр (по согласованию)
  44. Соловьёв Владимир Геннадьевич - председатель общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» (по согласованию)
  45. Точенов Александр Сергеевич - президент автономной некоммерческой организации «Центр прикладных исследований и программ» (ответственный секретарь Совета, по согласованию)
  46. Цыпленков Сергей Александрович - исполнительный директор отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» - ГРИНПИС (по согласованию)
  47. Юргенс Игорь Юрьевич - председатель правления фонда «Институт современного развития», профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“» (по согласованию)
  48. Ясин Евгений Григорьевич - профессор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“», президент фонда «Либеральная миссия» (по согласованию)

Заявление в защиту Подрабинека

5 октября 2009 года Совет опубликовал заявление, в котором осудил действия активистов движения «Наши», направленные против Александра Подрабинека в связи с его статьёй «Как антисоветчик антисоветчикам». В заявлении, в частности, говорится: «Совет считает незаконной и аморальной кампанию травли журналиста Александра Подрабинека, организованную безответственными авантюристами из МДАД „Наши“». Совет находит в действиях движения «Наши» признаки экстремизма: «Кампания травли журналиста явно выходит за рамки действующего законодательства и содержит очевидные признаки экстремизма…». Совет также указывает на неправомерность требований движения «Наши», в частности, требование о выезде Подрабинека из страны противоречит положению Конституции РФ , «которая гарантирует каждому право выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)» .

Первоначальный вариант заявления, выложенный на официальном сайте Совета и растиражированный в интернете, не содержал положений о том, что Совет осуждает откровенные высказывания Подрабинека. Однако в дальнейшем заявление было отредактировано (по некоторым данным, после звонка Элле Памфиловой, поступившего от высокопоставленного чиновника) и в него были включены реплики о том, что Совет не согласен с позицией Подрабинека и считает её оскорбительной для ветеранов .

Заявление было встречено неоднозначно. Некоторые члены Совета заявили о своём несогласии с позицией, высказанной от имени Совета его главой Эллой Памфиловой без учёта мнения других членов . Среди них тележурналист Алексей Пушков , Владимир Легойда , глава Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева, российский кинорежиссёр и писатель Сергей Говорухин . Комментируя ситуацию Елена Николаева заявила следующее:

«К сожалению, о том, что такое заявление появилось, я узнала, можно сказать, только из газет и информагентств. Лично со мной как с членом Совета текст не согласовывался и на последнем заседании Совета, где я присутствовала, это заявление не принималось» .

С критикой Эллы Памфиловой по данному вопросу выступили многие общественные и политические деятели, в том числе директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков (председатель Общественного совета Президиума Генерального Совета партии «Единая Россия » по взаимодействию со СМИ), лидер правозащитного движения «Сопротивление » Ольга Костина (член Комиссии по работе с общественными организациями при Президиуме Генерального совета партии «Единая Россия», супруга зампредседателя ЦИК «Единой России» Константина Костина) , правозащитник Александр Брод , депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Исаев , главный редактор журнала «Эксперт » Валерий Фадеев . Так, по мнению последнего, Совет, возглавляемый Эллой Памфиловой, ведёт себя странно и неестественно, поскольку, будучи:

«…органом, который по своему предназначению должен способствовать предотвращению или затуханию конфликтов, выступать независимым арбитром в спорах гражданских институтов, вдруг категорично становится на позиции одной из сторон. И этим только разжигает конфликт. Кроме того, история с заявлением, сделанным от имени Совета, но, как выяснилось, без согласия отдельных его членов, тоже выглядит абсурдной» .

Бывший пресс-секретарь движения «Наши», а ныне депутат Государственной Думы Роберт Шлегель внёс на рассмотрение нижней палаты парламента предложение по смещению Памфиловой с занимаемого поста . В своём блоге член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи выступил с резкой критикой позиции Э. Памфиловой . 6 октября 2009 года лидер движения «Наши» Никита Боровиков опубликовал ответ на заявление Совета, в котором заявил, что, по его мнению, обвинения в адрес движения безосновательны . По результатам прокурорской проверки по заявлению Эллы Памфиловой нарушений законодательства в действиях движения «Наши» выявлено не было .

Оценки деятельности

«Его долго выбирали, с помощью интернета, наконец выбрали со страшным скандалом. Оттуда отсеяли массу реальных правозащитников, зато пригласили официальных иностранных агентов, существующих на зарубежные гранты, и отставных телезвезд. <…> Не так уж часто встречаются эти господа с президентом. Они решили использовать этот разговор для обсуждения с Путиным действительно «важной» темы «Верните нас в ящик!». В стране нет более важной проблемы с правами человека чем отсутствие у Парфенова, Сванидзе и других либеральных тележурналистов достаточных возможностей ругать власть. Нет чтобы сеять разумное, доброе, вечное» .

Вся деятельность совета превратилась в открытие никому не нужного ОТР и Мемориала жертвам памяти политических репрессий . Но никаких конкретных действий по защите прав человека я не припомню

Шевченко отметил следующее :

  • У Совета постепенно сокращали его полномочия. В 2016 году членов Совета (кроме Михаила Федотова) лишили права посещать места лишения свободы;
  • Жалобы от Шевченко, переданные Владимиру Путину лично и председателю Совета Михаилу Федотову оставались без последствий;
  • Во время встреч с президентом (1 раз в год) слово сначала получали системные докладчики, а потом все остальные (если на них хватало времени);
  • На рекомендацию Совета по российскому антиэкстремистскому законодательству никто внимание не обратил.

К сожалению, не могу похвастаться какими-либо системными преобразованиями, принятия которых нам с коллегами удалось добиться от власти. Этим никто не может похвастаться, думаю. Максимум, что удавалось, - решать более конкретные задачи. Но и это хорошо! Например, нам удалось все-таки убедить с помощью Людмилы Михайловны Алексеевой главу государства сколько-то восстановить компетенции суда присяжных . Теперь он действует в инстанциях разного уровня. Заключения СПЧ стали затребоваться и заслушиваться Конституционным судом РФ. Его экспертизы по судебным делам используются адвокатами. А частично и своей заслугой я считаю тот факт, что удалось пока сохранить некоммерческую независимую адвокатуру, не дать превратить ее в подобие бизнес-структуры. Но это лишь несколько примеров в правовой области. Считаю, что СПЧ удалось сделать немало. Иногда слова бывают не менее важны. Одно то, что совет озвучивает идею несостоятельности нынешней правоохранительной деятельности в стране, можно считать достижением. А ведь заявлено не только об этом, но и о необходимости включения в правоохранительную систему новых институтов, таких как следственный судья или уполномоченный президента, который назначался бы для исследования и решения конкретных конфликтных ситуаций в правоохранительной сфере. Такие реформы давно назрели и СПЧ их озвучил…

Защита предпринимателей – это мероприятия по восстановлению и сохранению прав юрлиц и ИП. Осуществляются в соответствии с принятым законом, способствуют выявлению нарушителей и привлечению их к ответственности.

  1. Материально-правовой. Имеет такие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – признание оспариваемых отношений;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – в судопроизводстве.

Есть также и самозащита. Ее необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие – соразмерность предполагаемому нарушению.

Формы защиты:

  • Судебные – Конституционный, арбитражные, общей юрисдикции.
  • Мировое соглашение, нотариальная помощь.

Федеральный Закон о защите прав предпринимателей

Незаконное давление чиновников на бизнесменов, коррупция, поборы и вымогательства превращают их жизнь в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом звене. У данной категории нет достаточных ресурсов для защиты своих интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой. Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.

15 мая 2008 года был издан Указ Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с документом была проделана работа, в результате которой появился новый Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.

Нормативный акт отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере ИП, обозначил их права и обязанности, а также владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.

Урегулирование проверок – метод защиты от нарушений

До недавнего времени ревизии имели хаотичный характер. Они проводились тогда, когда мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура сводилась к вымогательству средств у бизнесменов.

Это не только ослабляло предпринимателей, но и вело к увеличению погрешностей с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Ревизии стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

Существуют такие виды проверок:

  • Плановая – один раз в три года. Список размещается на официальном сайте Государственной прокуратуры РФ. Любой владелец бизнеса может ознакомиться с ним и устранить существующие нарушения.
  • Внеплановая – в чрезвычайных случаях, в том числе по заявлениям о нарушении потребительских прав.

Также есть разделение проверок на:

  • Документарная – ревизия необходимых бумаг, предоставляемых в контролирующую организацию;
  • Выездная – проверка предпринимателя по месту его нахождения.

Существуют определенные принципы сохранения прав предпринимателей, которые включают:

  • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса.
  • Презумпция добросовестности.
  • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать план проверок, знать права и обязанности представителей органа контроля.
  • Ревизия проводится только в определенной сфере.
  • Запрещено проверять бизнесмена по одному и тому же вопросу разными учреждениями.
  • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии бизнеса в компетентные органы, они не обязаны показывать проверяющей службе разрешительные документы на работы.
  • Контролирующая организация, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности согласно законодательству.
  • Проверки ИП и юрлиц бесплатны. Взимать средства запрещено.
  • Мероприятия финансируются за счет бюджета.

Омбудсмен

Чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять законы. В нашей стране выполнение их возможно, только если есть контроль.

В апреле 2012 года для улучшения жизни бизнесменов действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В декабре 2012 года, после инаугурации, В. Путин создал институт омбудсмена. Данный орган подчиняется Президенту РФ, а возглавляет его председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

  • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств.
  • Обращаться в органы судопроизводства с исками о защите лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты.
  • Запрашивать в муниципальных образованиях любую информацию.
  • При предъявлении удостоверения иметь допуск в органы государственной власти.
  • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов.
  • Принимать участие в выездных проверках.
  • Вносить предложения по улучшению работы.

Требования для кандидата на должность уполномоченного:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее образование;
  • не член Совета Федерации;
  • не депутат;
  • не занимается бизнесом.

Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России. Бизнесмены могут найти поддержку и в своем регионе, и в вышестоящих кругах. Чувствуя помощь государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени. Это один из факторов улучшения экономической ситуации в стране.